Научная статья на тему 'Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе'

Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5534
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьный воз-раст / психофизиологические особенности / обу-чение иностранному языку в начальной школе / компьютерная игра / подготовка учителей к работе с обучающими компьютерными про-граммами / Primary school age / psycho-physiological characteristics of the primary schoolchildren / teaching of the foreign languages in the primary school / teaching computer game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Екатерина Борисовна

В статье рассматриваются психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, их способность усваивать иностранные языки в данном возрасте, а также более подходящие средства обучения иностранному языку в начальной школе, необходимость подготовки учителей для работы с обучающими игровыми программами в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-physiological characteristics of the primary schoolboys are considered, their ability to study foreign languages, and appropriate means of foreign language’s teaching in the primary school are analyzed.

Текст научной работы на тему «Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе»

УДК 373.31 ББК 74.202.4

ГОТОВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Беляева Е. Б.

Аннотация. В статье рассматриваются психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, их способность усваивать иностранные языки в данном возрасте, а также более подходящие средства обучения иностранному языку в начальной школе, необходимость подготовки учителей для работы с обучающими игровыми программами в начальной школе.

Psycho-physiological characteristics of the primary schoolboys are considered, their ability to study foreign languages, and appropriate means of foreign language’s teaching in the primary school are analyzed.

Ключевые слова: младший школьный возраст, психофизиологические особенности, обучение иностранному языку в начальной школе, компьютерная игра, подготовка учителей к работе с обучающими компьютерными программами.

Primary school age, psycho-physiological characteristics of the primary schoolchildren, teaching of the foreign languages in the primary school, teaching computer game.

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Он охватывает период жизни ребенка с семи до десятиодиннадцати лет. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, а так же у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и полного среднего образования. А. В. Петровский полагает, что «хронологические вехи и психологические особенности младшего школьного возраста также нельзя считать неизменными» [5, с. 69]. С научной точки зрения роль младшего школьного возраста в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения. Наиболее ха-

рактерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника [5, с. 69]. Е. А. Донченко считает, что «школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет» [3, с. 119]. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Активно развиваются процессы памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления.

По словам А. В. Петровского, «продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера мнемической задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения» [5, с. 89]. Первоначально дети применяют самые простые способы - многократное повторение материала при расчленении его на части, часто не совпадающие со смысловыми единицами. Смысловая группировка материала, сопоставление его отдельных частей, составление плана первоначально формируются у младших школьников как приемы произвольного запоминания. Но когда дети хорошо овладевают ими, психологическая роль этих приемов существенно меняется: они становятся основой развитой непроизвольной памяти, которая выполняет сложные функции в процессе усвоения знаний, как в конце начального обучения, так и в последующие годы [5, с. 89]. Однако, как утверждает А. В. Петровский, «происходит качественное психологическое преобразование самих процессов памяти. Возможности непроизвольной памяти, опирающейся на логические приемы, должны всесторонне использоваться на начальном обучении. В этом заключен один

из основных резервов совершенствования памяти в процессе обучения» [5, с. 91].

Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Созревание коры больших полушарий в младшем школьном возрасте и совершенствование внутрикорково-го взаимодействия проявляются в изменении процесса восприятия. Специализация проекционных, заднеассоциативных и переднеассоциативных областей в осуществлении операций сенсорного анализа, запечатлевания, опознания, классификации обеспечивает высокую разрешающую способность перцептивной функции, возможность восприятия новых сложных объектов и выработок соответствующих эталонов, что способствует значительному обогащению индивидуального опыта. Этап перехода системы восприятия на другой уровень организации рассматривается как важный период развития информационных процессов, составляющих основу познавательной деятельности.

Особенности познавательной деятельности на данном этапе развития во многом определяются спецификой мозговой организации внимания, которая на протяжении младшего школьного возраста претерпевает значительные изменения.

Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Во 2-3 классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге [5].

Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления и умственной деятельности. Этот аспект доказали в своих работах такие ученые как П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов и др.

Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов считают, что умственное развитие школьников, в конечном счете, определяется содержанием усваиваемых ими знаний. Именно факт усвоения ребенком определенных знаний является наиболее существенным показателем его интеллектуальных возможностей. Однако, эти возможности, нужно выявить и установить, во-вторых,

закрепить и превратить в реальные умственные способности ребенка [8, с. 4].

Обучение иностранному языку детей младшего школьного возраста должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей. Длительность сенситивного, т. е. наиболее благоприятного для начала изучения иностранного языка, периода психологи (Л. С. Выготский, С. И. Рубинштен, Б. Уайт, Дж. Брунер) определяют с 4 до 8 лет. Физиологи (В. Пенфильд, Р. Робертс) считают, что существуют биологические часы мозга, также как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до 9 лет - специалист во владении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10 лет ребенку приходится преодолевать множество дополнительных препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность усвоения языка, но с возрастом она уменьшается. Быстрота и прочность запоминания иноязычного материала в этом возрасте объясняется как преобладанием механизмов долговременной памяти, так и наличием импринтинга (впечатывание материала в сознание при условии наличия необходимого стимула и мотивации) [8].

В первую очередь они воспринимают то, что наглядно и вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Поэтому в процессе обучения предлагается использовать яркие картинки и необычные ситуации. Однако учитель должен стремиться и к тому, чтобы дети четко воспринимали и менее увлекательный материал; для этого им нужно специально указывать, на что обратить внимание [8].

Нужно постепенно приучать учеников быть внимательными и по отношению к тому, что не является занимательным. Если этого

не делать, то у детей вырабатывается привычка быть внимательными только к внешне привлекательному и у них не развиваются волевые качества личности. При обучении аудированию, чтению и письму старайтесь ставить учащихся в условия, требующие от них постоянных упражнений в тренировке произвольного внимания, волевых усилий для сосредоточивания.

Память младших школьников при обучении иностранному языку достаточно развита,

так как уже не только с помощью взрослых, но и сами они способны ставить перед собой мнемонические задачи (запомнить что-либо). Однако легко и прочно дети запоминают то, что их особенно поражает, что отвечает их интересам. Учитывая эту возрастную особенность, учитель должен организовывать тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с их интересами и позволяют создавать мотивы для общения, для взаимодействия учащихся между собой. Это позволит детям усваивать языковой материал и способы действий с ним непроизвольно, без видимых усилий с их стороны.

Вместе с тем нужно развивать у учащихся способность к сознательному управлению памятью, т. е. специально обращать их внимание на то, что надо запомнить. Так, дети должны специально запомнить транскрипционные значки, написание букв, правила чтения, исключения из этих правил и т. д. [8].

Второклассники уже могут анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно-логического мышления. Способность учащихся самостоятельно анализировать языковые явления, рассуждать, делать выводы и умозаключения учитель может развивать, например, во время ознакомления детей с грамматическим материалом, используя прием проблемных ситуаций. Осознанное применение детьми знаний и усвоенных способов действий в самостоятельной речевой деятельности на уроках иностранного языка также будет способствовать развитию их словесно-логического мышления.

Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка детьми.

В «Большой энциклопедии» игра рассматривается как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)» [1].

Игровая деятельность является ведущей для ребенка от 3 до 8 лет и ее значение не утрачивается в начальной школе. Хотя ведущим видом деятельности становится учебная, она, тем не менее, в этот период тесно связана с игрой. Однако младшие школьники уже понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам.

В этом возрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей.

У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм, а также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач [8].

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [8].

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов младших школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Следует отметить эффективность ролевой игры, как методического приема обучения повышается, если

учитель правильно определит продолжительность речевого общения участников.

Результативность игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями [8].

Обучающие возможности игры на иностранном языке отмечали многие известные педагоги: Л. В. Выготский и Д. Б. Эльконин [8].

Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.

Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.

Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологичес-

кого и педагогического воздействия на личность [8].

Игры способствуют выполнению следующих задач при обучении иностранному языку:

- создание психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.

Наряду с традиционными играми на уроках иностранного языка в начальной школе широкое применение получают обучающие компьютерные игры. Обучающая компьютерная игра -компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра. Обучающая компьютерная игра служит для усвоения и закрепления школьной программы по иностранному языку, а также для развития личности ребенка. Компьютерная игра в сочетании с учебной задачей, позволяет младшим школьникам усваивать программный материал более легко и быстро [7].

Кроме того, компьютерные игры расширили возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Компьютерные игры позволяют усилить мотивацию ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации [2].

Во внутреннем (содержательном) плане компьютерные игры во многом сходны с традиционными играми, но имеют и принципиальные отличия.

Во-первых, многие компьютерные игры строятся по принципы постепенного усложнения игровой и дидактических задач, как бы поддерживая ребенка в «зоне ближайшего развития».

Во-вторых, такая «этапность», заложенная в программе, часто не позволяет перейти на следующий этап без выполнения задания предыдущего уровня. В других играх можно с помощью выбора в «меню» произвольно выбирать уровень сложности задания. В некоторых играх программа сама подстраивается под ребенка и предлагает ему новые задания с учетом его прежних ответов: более сложные, если за-

дания выполняются успешно, или более простые - в обратном случае.

В - третьих, многие компьютерные игры в отличие от традиционных содержат элементы случайности. В компьютерных программах этот технический прием широко применяется для придания игре новизны, неожиданности, чуда. Как бы вдруг могут возникать новые персонажи, новые ситуации, неожиданные явления и взаимосвязи. Случайно возникающими, динамично изменяющимися даже внутри одной игры, чего не бывает в играх традиционных [2].

Игра посильна даже слабым ученикам, поэтому может использоваться практически на всех этапах урока.

Однако, говоря о применении обучающих компьютерных игр и обучающих программ в целом, на уроках иностранного языка в начальной школе, нужно сказать, что они все же остаются вспомогательными средствами передачи информации и знаний. Применение данных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе напрямую зависит от профессиональной подготовки педагога. Без качественного роста педагогического профессионализма внедрение и использование данных технологий в образовательный процесс не будет столь успешным. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится такое обучение будущих учителей и повышение квалификации уже работающих, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, биология, литература), в педагогике и психологии, но и на приобретении навыков работы с компьютером и компьютерными обучающими программами по данной дисциплине, а также на повышении общей информационной культуры. То есть необходима основательная подготовка сфере современных информационных и коммуникационных технологий (информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого, является компьютер) [6]. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей [4]. Соответствующая подготовка очень

важна еще и потому, что именно педагогам отводится решающая роль в проектировании и содержательном наполнении создаваемой на базе информационных и коммуникационных технологий информационной образовательной среды России, основное назначение которой -сделать доступным и востребованным национальный научный, культурный и образовательный капитал [4].

Итак, в заключение следует отметить, что именно занятия языком способствуют постепенному увеличению объема памяти, кроме того, занятия иностранным языком развивают детей младшего школьного возраста, прежде всего, их логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень, наблюдается положительное влияние изучения иностранного языка и на знание родного. Кроме того, основным средством при обучении иностранному языку в начальной школе остаются игровые формы деятельности, которые вызывают потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение младших школьников к тому или иному явлению, факту, проблеме. А выходящие на первый план обучающие компьютерные игры позволяют ребенку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества.

Литература

1. Большая Советская Энциклопедия [Текст] : сост. А. М. Прохоров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1972. - т. 10.

2. Грамолин, В. В. Обучающие компьютерные игры [Текст] / В. В. Грамолин // Информатика и образование. - 1994. - № 4. - С. 35-36.

3. Донченко, Е. А. Личность: конфликт, гармония [Текст] / Е. А. Донченко, Т. М. Тита-ренко. - К.: Политиздат Украины, 1989. - 175 с.

4. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие для

студентов высш. пед. учебн. заведений / И. Г. Захарова. - М. : Academia, 2003. - 187 с.

5. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А. В. Петровского. - М. : Просвещение, 1979. - 288 с.

6. Полат, Е. С. Теория и практика истан-ционного обучения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальности

(ОПД.Ф.2 - Педагогика) [Текст] / Е. С. Полат и др. под ред. Е. С. Полат. - М. : Academia, 2004.

- 4i4 с.

7. Чипенко, А. В. Использование игровых методов в обучении иностранному языку [Текст] : метод. пособие / А. В. Чипенко. - Туапсе : ГОУ НПО ПУ, 2009. - 72 с.

S. Эльконин, Д. Б. Возрастные особенности усвоения знаний [Текст] / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. - М. : Просвещение, і966. - 395 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.