УДК 373.3 ВВК 74.204 Б-42
Бекболатова Зухра Алимагомедовна, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, т.: 8(928)0326884.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(рецензирована)
В статье определены ценностные ориентиры обучения иностранному языку в начальной школе, охарактеризованы структурные компоненты развития культуры общения младших школьников, предложены методы и средства развития культуры общения младших школьников на уроках иностранного языка.
Ключевые слова: общение, культура общения, начальная школа, метод, средство.
Bekbolatova Zukhra Alimagomedovna, seeker of the Department of Pedagogy and Pedagogical Techniques of Karachay -Cherkessia State University named after U.D. Aliev, tel.: 8 ( 928) 0326884.
METHODS AND MEANS OF CULTURAL COMMUNICATION DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN A SECONDARY SCHOOL
(reviewed)
The article defines the value systems of foreign language teaching in primary school, the structural components of the cultural communication development of primary school children have been described, methods and means of communication culture development ofjunior schoolchildren in the foreign language lessons have been proposed.
Keywords: communication, communication culture, primary school, method, means.
В настоящее время, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного масштаба, особенно остро встала задача воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним как части культуры своей родины и мировой культуры. В связи с этим необходимо помочь учащимся осознать важность культурного многообразия мира; что, познавая культуру другого народа, лучше и легче познать себя.
В наши дни возрастает роль учебного предмета «Иностранный язык», ценностные ориентиры содержания которого в настоящий момент основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России -педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья [1].
Изучение иностранного языка начинается со 2-го класса. В этом возрасте дети уже владеют достаточно осознанной системой представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Учебный предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность формировать общеучебные умения и навыки, которые универсальны по своему характеру.
Иностранный язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения и новых примерных программах выделены следующие значимые задачи:
- формирование представлений об иностранном языке как средстве общения;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
- духовно-нравственное воспитание школьника;
- развитие познавательных способностей, овладение умением координирован-ной работы с разными компонентами УМК (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работы в группе [2];
- формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий [3].
Основной задачей обучения иностранному языку в начальной школе является развитие культуры общения младших школьников, которое необходимо проводить в рамках парадигмы педагогики поддержки. Только принимая ребенка таким, какой он есть, признавая его свободу, принимая во внимание его природные, национальные, возрастные особенности, можно развить в нем способность самореализоваться в общении.
Как справедливо отмечает О.В. Амелина: «Главное в раннем обучении иностранному языку не то, чтобы ребенок как можно быстрее заговорил, запел и начал общаться на новом языке, а чтобы он хотел это делать. Г лавное - не потерять вкус, интерес. Это важно не только в дошкольном, но и в школьном возрасте» [4].
В современной гуманистической парадигме образования, где основной ценностью призвана личность, а средством её формирования - культура, общение выступает как способ сохранения и передачи культуры, средство самопознания и самореализации человека.
Культура общения рассматривается нами как компонент нравственного мира личности, который включает духовно-нравственную воспитанность, индивидуальный стиль и манеру общения, выразительность эмоциональных состояний, культуру речи, умение постигать состояние другого, его чувства и поступки, умение слушать и понимать.
Нами выделены три компонента культуры общения:
1. Эмпатийный (умение установить эмоциональный контакт в процессе общения, почувствовать эмоциональное состояние собеседника, эмоциональной идентификации; стремление регулировать свои эмоции).
2. Креативно-деятельностный (владение коммуникативными умениями, средствами, формами, умение самостоятельно конструировать социально одобряемые формы коммуникации, адекватность поведения в конфликтных ситуациях; проявление инициативы в общении со сверстниками и т.д.)
3. Нравственный (наличие нравственных норм и установок, регулирующих общение, самооценка личностных качеств, в том числе коммуникативных, оценка личностных качеств и коммуникативной деятельности сверстников).
При поступлении в начальную школу ребенок только начинает поступать в устойчивые общественные связи, в связи с этим младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития его культуры общения, для присвоения им социального опыта.
Построение отношений между участниками как субъектно-субъектные является непременным условием формирования личности учащегося.
Выявленные нами задачи обучения иностранному языку младших школьников,
личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку детей этой возрастной группы обусловили выбор инновационных методов развития культуры общения младших школьников (беседа, рассказ, ролевая и сюжетно-ролевая игра, упражнения с элементами игры, социальная терапия, поведенческий тренинг, работа со стимульным материалом, метод проектов). Использование данных методов обучения позволяет применять моделирование и имитацию, реализовать взаимодействие обучаемых как партнёров, превратить учителя в координатора.
Использование беседы, во время которой должны быть использованы интересные примеры, занимательная информация, примеры из жизни детей, наглядный материал, позволяет решить следующие задачи: активизировать внимание учащихся; формировать навыки вербального общения; оградить детей от использования монологической речи, которая вызывает у них серьезные затруднения.
Рассказ на этическую тему, вызывая эмоциональный отклик у учащихся, позволяет воздействовать на чувства воспитанников, помогая им тем самым усваивать смысл моральных оценок и норм общения.
Одним из основных методов обучения нами избран игровой. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность.
Метод социальной (статусной) терапии основан на использовании социального принятия, признания, поддержки ребенка значимыми для него взрослыми и сверстниками. Выбор метода социальной терапии обусловлен следующими причинами: 1) низким социальным статусом некоторых детей; 2) низкой оценкой способностей детей учителем, одноклассниками; 3) наличием у детей потребности в оказании помощи извне; 4) неадекватностью самооценки.
Необходимость использования в процессе развития культуры общения учащихся метода поведенческого тренинга, направленного на обучение детей адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, обусловлена низким уровнем сформированности у них деятельностного компонента этих умений (неспособность находить конструктивные решения в нестандартных ситуациях общения, малый объем коммуникативного опыта, неумение использовать имеющиеся коммуникативные знания в различных ситуациях общения).
Лучшее запоминание наглядного материала, чем вербального, неустойчивость внимания (особенно при длительном выполнении однообразных заданий) определили выбор следующего метода - работу со стимульным материалом. Стимульным материалом в данном случае являются рисунки и задания к ним.
Метод проектов - суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления младших школьников и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На наш взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых.
Ограничение общения только учебным процессом не способствует раскрытию своеобразия личности и коммуникативных умений каждого ребенка, формализованные учебным процессом отношения учителя и учащихся не обеспечивают перевод их в отношения дружеские, доверительные, что немаловажно для детей младшего школьного возраста. Поэтому система работы с младшими школьниками по развитию у них культуры общения, по
нашему мнению, должна включать факультативный курс «Общение». Целью данного курса является развитие любознательности, творческих способностей, обогащение содержания общения, изменение характера общения на основе доверительности, открытости, помощь детям в адекватном выражении своего «Я», развитие коммуникативных, речевых, игровых умений, развитие интереса к общению, к человеку. В процессе проведения занятий факультативного курса «Общение» предлагается применять такие формы работы с детьми, как беседа, проективный рассказ, соревнование, игра (игры с правилами: «Аукцион вежливых слов», «Опасные слова», «Да» и «Нет» не говорить», «Угадай-ка»), тренинг («Зоопарк», «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи!», игры «Телеграф пантомимой», «Разговор через стекло»), конкурс, дискуссия («Я люблю тебя, Земля!», «Для чего мы общаемся?», «Люби и уважай своего собеседника как самого себя!» и др.), упражнения и игры, направленные на развитие эффективного слушания.
Система работы также предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования и т.д.
В заключение еще раз подчеркнем, что являясь существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Таким образом, содержание обучения иностранному языку в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу - средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
Литература:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно нравственного воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с. (Стандарт второго поколения).
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 204 с. (Стандарт второго поколения).
3. Амелина О.В. Иностранный язык. Когда еще рано и когда уже поздно // Начальная школа. 2006. №1. С. 92-94.
References:
1. Danylyuk A.J., Kondakov A.M., Tishkov V.A. The concept of spiritual and moral education of a citizen of Russia. M.: Education, 2009. 24p. (Standard of the second generation).
2. Approximate basic educational program of educational institutions. Elementary School / Compiled by E.S. Savinov. 3d ed. M.: Education, 2011. 204 p. (Standards of the second generation).
3. Amelina O.V. Foreign language. When it is too early and it's too late //Primary School. 2006. № 1. P. 92 -94.