References
1. Gadzhieva P.D. Konceptual'nye polozheniya razvitiya pravovogo obrazovaniya uchaschihsya. Pravo i obrazovanie, Moskva. 2012.
2. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu. Uchebnoe posobie. Moskva, 2003.
3. Kropaneva E.M. Teoriya imetodika obucheniya pravu. Uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2010.
4. ^aHHi/iKova I.A. Консепц/iya praBOBOj кулЧиру. Prавоvеdенie, 2008; 3: 12 - 16.
5. Gadzhieva P.D. Metodicheskie voprosy grazhdansko-pravovogo vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 76 - 77.
6. Gadzhieva P.D. O vozmozhnostyah vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po pravu v pravovom vospitanii shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 74 - 76.
7. Gadzhieva P.D. O voprosah sovershenstvovaniya metodiki prepodavaniya obschestvoznaniya v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 78 - 79.
Статья поступила в редакцию 07.04.18
УДК 371
Dzhabrailov A.D., researcher, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL ASPECTS OF OPTIMIZING THE SYSTEM OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN SECONDARY PROFESSIONAL ORGANIZATIONS. The article is dedicated to an actual problem of psychological and pedagogical aspects of foreign language teaching of high school students. The role of innovative teaching of foreign language in high school in formation of cognitive independence of pupils is emphasized. The main condition of influence of creative speech-making activity on complex development of the personality is the environment promoting formation of cognitive independence as a basis of disclosure of all potential opportunities of the personality. The basics are that the speech means of a foreign language should be used for the purposes of intellectual development of students in the process of inseparable relationship with the development of learning speech functions.
Key words: psychological and pedagogical aspects of foreign language, speech-thinking activity, cognitive independence, motivation, innovation model, organizational and orientational component.
А.Д. Джабраилов, научный сотрудник каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Гоозный, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме психолого-педагогических аспектов обучения иностранному языку учащихся старших классов. Подчёркивается роль инновационного обучения иностранному языку в старшей школе в формировании познавательной самостоятельности учащихся. Основным условием воздействия творческой речемысли-тельной деятельности на комплексное развитие личности является среда, способствующая формированию познавательной самостоятельности, как основы раскрытия всех потенциальных возможностей личности. Суть заключается в том, что речевые средства иностранного языка необходимо использовать для целей интеллектуального развития учащихся в процессе неразрывной связи обучения с развитием речемыслительных функций.
Ключевые слова: иностранный язык, речемыслительная деятельность, познавательная самостоятельность, мотивация, учащиеся старших классов. инновационная модель.
Качество образования становится ключевой задачей педагогической науки в современном информационно насыщенном мире. Российское общество нуждается в широко образованных людях, с глубоким интеллектом, гибким мышлением, стратегической логикой, самостоятельностью.
В психолого-педагогической подготовке учащихся средних профессиональных организаций (СПО) развивающие цели иностранного языка играют немаловажную роль, так как они направлены на интеллект личности. В основу обучения иностранному языку заложены текстуально-переводные и текстуально-имитационные технологии, разработанные С.Ф. Шатиловым [1]. Однако на практике данные механизмы особо не действуют на учащегося как на субъекта познания, активно участвующего в речемыслительной деятельности. Как показывают исследования целью психолого-педагогической подготовки учащихся СПО является развитие свойств и качеств личности, которые способствуют становлению учебно-познавательной деятельности. Поэтому рассматривая различные технологии обучения иностранному языку, предстоит выяснить степень их развивающего действия на формирование интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сферы личности учащегося.
Однако ранее доминирующие механические приемы, такие как заучивание наизусть и подражание ориентированы к ведущей роли практически узких целей и не отвечают современным требованиям образования.
Практика обучения иностранному языку показывает, что формирование рецептивных умений речевой деятельности не подкрепленных практикой письма и устной речи недостаточно для воздействия на интеллектуальную сферу обучаемых и не способствует развивающим целям обучения.
На современном этапе объектом научного познания являются научно-практические способы стимулирования речемысли-тельной активности обучаемых средствами иностранного языка как учебного предмета (И.Л. Бим, Н.В. Гизатуллина, Н.В. Деру-нова), развитие мышления учащихся в процессе обучения иностранному языку (М.А. Давыдова, Н.П. Ерастов, Л.Г. Громова), разрабатываются речемыслительные задачи, направленные на активизацию коммуникативно-познавательной деятельности и развитие не только речи, но и интеллекта (О.И. Горбуненко, Н.В. Пустовалова, О.И. Сафроненко), специально рассматривается роль иностранного языка в образованности учащихся (Е.И. Пассов, В.А. Серебрякова и др.).
С учетом происходящих в настоящее время перемен в жизни общества и высшей школы основной задачей исследования явилось изучение состояния проблемы развития познавательной самостоятельности в психолого-педагогической теории и практике.
Проблема формирования познавательной самостоятельности занимала умы мыслителей и педагогов еще в начале XX века.
Основная задача, выдвинутая перед школой педагогом в начале XX века «научить учащихся умению добывать знания» соответствует принципам формирования познавательной самостоятельности в современном педагогическом образовании, так как «учащиеся при всей своей активности не могут успешно продвигаться в усвоении знаний, если они не владеют приемами умственного труда и познавательной деятельности».
В концепции К.Д. Ушинского прослеживается мысль, что самостоятельная работа, связанная с активной мыслительной
деятельностью, является «единственно прочным основанием всякого плодовитого учения» [2].
По мнению В.С. Ильина, в самостоятельной работе в максимальной степени активизируются процессы познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время. Автор определяет рассматриваемый вид деятельности как средство повышения результативности процесса обучения обучаемых к самостоятельному расширению и углублению своих знаний [3].
С точки зрения И.А. Зимней познавательная самостоятельность эффективно формируется в процессе решения учебных задач. В процессе изучения иностранного языка каждый обучаемый должен достичь достаточно высокого уровня самостоятельности и активности, чтобы быть способным справляться с различными заданиями и обретать новые знания в процессе решения учебных задач [4].
Однако успешность формирования познавательной самостоятельности определяется не только ее удельным весом в учебном процессе, но также способами и методами ее организации, рациональным комбинированием с другими видами и формами работы на уроках по иностранному языку.
Анализ разных научных концепций показывает, что познавательная самостоятельность является личностным образованием, структура которой состоит из единства интеллектуальных и волевых характеристик обучаемого, которые позволяют овладевать общими и специальными знаниями, умениями и навыками, а также способами самостоятельного приобретения знаний.
Соответственно под формированием познавательной самостоятельности следует понимать интеграцию действий преподавателя и обучаемых, направленную на создание благоприятных условий развития познавательной самостоятельности и овладение приемами самостоятельной познавательной деятельности для активного применения их в учебно-познавательной деятельности.
Исходя из сущности и содержания познавательной самостоятельности, в основу обучения иностранному языку в современной школе положены идеи комплексного развития личности Л.В. Щерба, который показал развивающие возможности языковой подготовки в единстве мышления, воображения, памяти и речевой деятельности.
В концепции ученого привычные формы развития имитации и произвольного внимания дополнены целями формирования абстрактного мышления и увеличения интеллектуальной нагрузки учащихся на занятиях иностранного языка.
С психологической точки зрения В.С. Выготский сформулировал основные условия воздействия творческой речемыс-лительной деятельности на комплексное развитие личности, доказал необходимость среды, способствующей формированию новых целей развития интеллекта, как основы раскрытия всех потенциальных возможностей личности [5].
Опираясь на исследования ученых, нами выявлены теоретические предпосылки использования потенциальных возможностей психолого-педагогических условий для совершенствования обучения иностранному языку с целью формирования творческого мышления обучаемых. Суть заключается в том, что речевые средства иностранного языка необходимо использовать для целей интеллектуального развития учащихся в процессе неразрывной связи обучения с развитием речемыслительных функций.
В современной педагогической науке основные подходы к формированию познавательной самостоятельности в обучении иностранному языку подразумевают пересмотр целей развивающего воздействия языка на личность, направленных на поиск способов стимулирования речемыслительной активности учащихся в целенаправленной познавательной деятельности, в которых эффективно развиваются речь и интеллект.
Становится очевидным, что познавательную самостоятельность можно эффективно развивать как коммуникативно-познавательную активность учащихся средствами инновационного обучения языку.
Признавая ведущую позицию инновационных технологий в обучении иностранному языку, следует отметить, что они основаны на личностно-ориентированном подходе.
Технология инновационного обучения языку подразумевает создание коммуникативно-ориентированной атмосферы на уроках иностранного языка, которая способствует раскрытию личности учащегося, развитию его интеллекта, языкового мышления, формированию стремления и потребности использовать знания по иностранному языку на практике.
Инновационное взаимодействие активизирует коммуникативно-познавательную самостоятельность учащихся, преобразует их из объектов педагогического воздействия в главные субъекты познания, самостоятельно добывающих знания по иностранному языку. Кроме того, на занятиях, проводимых в интерактивном режиме, учитель перестает быть центральной фигурой.
В используемых индивидуальных, групповых формах работы в классе у учащихся формируется творческая самостоятельность в изучении языка на уровне их коммуникативных, интеллектуальных, эмоционально-волевых возможностей.
Познавательная самостоятельность в данном контексте понимается как единство внутренней готовности личности к деятельности и активное ее проявление, где самостоятельность личности характеризуется знаниями, умениями, навыками, которыми обладает личность, и ее отношением к процессу и результатам деятельности.
В последние годы в теоретической и практической методике большое внимание уделяется вопросам, связанным с использованием иностранного языка как инструмента общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира (И.Л. Бим, Н.Д. Галь-скова, РП. Мильруд, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, С.Г. Тер-Ми-насова).
В диалоге культур на уроке иностранного языка возрастает активность личности в речевой деятельности, в которых успешно развивается межкультурная коммуникативная компетенция. Развитие активности создает необходимые предпосылки для развития самостоятельности, в то же время самостоятельность способствует активизации речемыслительных функций языкового общения. Умело организованное коммуникативно-познавательное взаимодействие учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом [6].
Инновационные формы и методы имеют новые возможности, связанные с активизацией межличностного взаимодействия. В групповых и коллективных формах языковой деятельности на уроках иностранного языка у учащихся развивается разностороннее общение, в котором каждый учащийся имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник коммуникативного процесса.
Инновационная модель формирования познавательной самостоятельности имеет сложную структуру взаимодействий и взаимосвязей между учащимися. В ней обучение представлено как процесс свободного раскрытия личностных возможностей учащихся.
Модель основана на личностно-ориентированном подходе в достижении успеха в обучении с учетом умений, навыков и компетентности личности. В связи с этим в модели нами предполагаются четыре уровня освоения языка, дающие возможность совершенствоваться в обучении.
Лингвистический уровень, на котором отрабатываются произношение, лингвистические структуры, семантическое строение предложений и т. д.
Функциональный уровень, направленный на общение с носителями языка, просмотр фильмов, аудирование и т. д.
Контрольный уровень - мониторинг, связанный с конечным продуктом, т. е. тестирование готовых знаний, умений и навыков.
Практический уровень, подразумевающий реальное общение, переводы, поведение учащегося в иноязычной среде [7].
Организационно-ориентационная составляющая модели направлена на формирование у учащихся ценностного отношения к самостоятельной работе в освоении иностранного языка, фиксации их ценностных ориентиров и потребностей, определение мотивов приобретения навыков самостоятельной работы.
Данный компонент определен как двухуровневое образование в структуре модели подготовки учащихся к познавательной самостоятельности. Он состоит из организационной и ориента-ционной составляющих.
Организационная составляющая выполняет организационную, координационную, обучающую и воспитывающую функции, направленные на:
1. Планирование целей, определение конкретных задач для их достижения с учетом специфики иностранного языка.
2. Уточнение всех видов деятельности, которые необходимо осуществить для решения конкретных задач, направленных на достижение поставленных целей.
3. Организацию совместной деятельности на уроках и обеспечение согласованности всех действий учителя и учащихся,
позволяющих наиболее эффективно и оперативно достигать поставленных целей.
4. Усвоение когнитивных знаний по языку, формирование умений и навыков самостоятельной деятельности.
5. Формирование ценностного отношения к познавательной самостоятельности.
Ориентационная составляющая представлена познавательным интересом, который определяется образовательными целями и собственными мотивами учащегося. Формирование мотивации и ценностных ориентаций является ключевой задачей на подготовительном этапе организации самостоятельной работы. Познавательный интерес к когнитивным знаниям способствует возникновению устойчивой мотивации к овладению основами самостоятельной работы. Следовательно, учащимся необходимы устойчивые профессионально-ориентированные мотивы к изучению иностранного языка и четкие представления о самостоятельной работе. При наличии этих составляющих учащиеся будут нацелены к постоянному получению новых знаний, умений и формирования значимых личностных качеств и самосовершенствованию.
Применительно к процессу подготовки учащихся старших классов к самостоятельной работе целесообразно говорить о мотивации к познавательной активности, так как именно готовность к решению проблемных задач в незнакомых ситуациях является целью обучения иностранному языку.
Для реализации поставленной цели в организационно-ориентированной составляющей нами определена совокупность форм, методов и средств инновационной деятельности педагога и учащихся: консультации, семинары, практические занятия, самостоятельную работу внеаудиторную деятельность, интегрированные занятия и педагогическое сопровождение учащихся. Данные формы обучения построены на интеграционной основе, что позволяет эффективно формировать знания, навыки и приобрести опыт их применения в самостоятельной работе.
Прежде всего, необходимо отметить, что развитие самостоятельности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности.
В качестве методов обучения мы использовали инновационные технологии: обучающие игры, воссоздающие реальную ситуацию; мозговой штурм, как вид коллективной мыслительной деятельности по поиску нестандартных путей решения как учебных, так и ситуационных задач; case-метод, позволяющий развивать способность к анализу ситуационных задач, проектный метод, направленный на поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность и развитие аналитических способностей у учащихся.
Инновационные технологии используются в обучении иностранному языку с целью расширения образовательного кругозора, повышения познавательного интереса к изучению языка, развития потребности в участии в диалоге культур. У учеников есть возможности показать свои организаторские таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным моментом для организации процесса обучения в современной школе.
Успешность развивающих функций инновационной технологии обучения иностранному языку во многом зависит от того, как и в какой форме формируются у студентов речевые навыки и умения. Они составляют важное содержание учебной работы не только потому, что обеспечивают речевую деятельность, но и потому, что являются важным качеством речемыслительных процессов.
Применение инновационных методов обучения в формировании готовности к самостоятельной работе позволяет повысить
Библиографический список
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
результативность обучения за счет увеличения объема рефлексивно-ориентированной информации и дает возможность приобрести неоценимый опыт решения задач практической направленности.
Анализ практического опыта использования проектного метода в обучении иностранному языку в экспериментальной школе № 36 г. Грозного показал, что в своей работе они стараются применять интерактивные формы обучения, которые способствуют поддержанию интереса у учащихся к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех школьников, повышают эффективность урока. С этой целью ими разработаны и применяются задания коммуникативно-познавательного характера. К решению коммуникативно-познавательных заданий учащиеся продвигаются в проектной деятельности через решение учебных заданий воспроизводящего характера. Приведём примеры поэтапного продвижения к конечной цели учащихся 10 класса по теме "My life".
На организационном этапе учитель разрабатывает план проектной работы и составляет систему коммуникативных упражнений, направленных на активизацию лексического и грамматического материала в рамках учебной темы, перед тем как начать обсуждение определённых вопросов.
Учащимся разъясняются цели, задачи и этапы познавательной деятельности по изучаемой теме. Предлагается широкий спектр проблемных, творческих, поисковых методов, ориентированных на чёткий результат, значимый для каждого участника в разработке проекта.
Вводятся специальные речевые клише, способствующие формированию среды реального иноязычного общения, с которыми учащиеся готовят высказывания и реплики в диалоге: На ориентировочном этапе учитель проводит организационно-подготовительную работу с учащимися и подводит их к выполнению самостоятельной поисковой, творческой работы, направляет на определение проблемы, составляющей основу проекта и поиск путей её решения. С этой целью включаются в процесс обучения различные мультимедийные средства, опорный актуальный языковый материал, познавательные игры, создаются учебные ситуации общения с личностной направленностью, которые направлены на повышение стимула у учащихся к выполнению самостоятельной работы, поддержание интереса к изучению иностранного языка. Ученики в интенсивной форме отрабатывают данные речевые клише в пробных в полутворческих диалогах.
На процессуальном этапе учащиеся выбирают индивидуальные маршруты выполнения заданий по предложенной тематике. На данном этапе учитель ведет учет кратности обращений учащихся за консультационной помощью. Для защиты проектов учитель выделяет сдвоенный урок. Уровень развития познавательной самостоятельности выявляется по критериям и показателям, соответствующим компонентам интерактивной модели: соответствие тематики проекта; привлечение фактов из смежных областей знаний; сопоставление и сравнение событий, фактов из жизни людей разных национальностей и разных стран. Результатом творческих проектов явились ситуативные диалоги по выбранной ими теме, которые насыщены речевыми клише, также и дополнены репликами-объяснениями и т. д.
Результатом диалога, составленного на свободную тему, является развитие инициативной речи учащихся в полной независимости в речевом поведении от учителя.
Проведенный эксперимент выявил, что интерактивные средства обучения иностранному языку способствуют эффективному формированию познавательной самостоятельности учащихся старших классов на уроках иностранного языка. В то же время опыт показывает, что чем активнее протекает процесс говорения в разных ситуациях, тем лучше осваивается, закрепляется и активизируется основной языковой материал, в результате чего повышается мотивационная готовность учащихся к самостоятельному изучению иностранного языка.
Сигал Л.М. Крупская о самостоятельности школьников в учебном процессе. Учёные записки Куйбышевского государственного педагогического института. Куйбышев, 1964; Вып. 46.
Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Учебное пособие для студентов фак. и ин.-тов иностр. яз. Ленинград, 1977.
Ильин B.C. Проблема воспитания потребности в знании у школьников. Ростов-на-Дону, 1971.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: книга для учителя. 2-е изд. Москва, 1985. Выготский В.С. Мышление и речь. Собрание сочинений: в 6 т. Москва. 1982; Т. 2.
Пассов Е.И. Парадигма - концепция коммуникативного иноязычного образования, концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 5 - 11 классы. Москва, 2000.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва, 1996.
References
1. Sigal L.M. Krupskaya o samostoyatel'nosti shkol'nikov v uchebnom processe. Uchenye zapiski Kujbyshevskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. Kujbyshev, 1964; Vyp. 46.
2. Shatilov S.F. Metodika obucheniya nemeckomuyazyku vsrednejshkole. Uchebnoe posobie dlya studentov fak. i in.-tov inostr. yaz. Leningrad, 1977.
3. Il'in B.C. Problema vospitaniya potrebnosti v znanii u shkol'nikov. Rostov-na-Donu, 1971.
4. Zimnyaya I.A. Psihologicheskie aspekty obucheniya govoreniyu na inostrannom yazyke: kniga dlya uchitelya. 2-e izd. Moskva, 1985.
5. Vygotskij V.S. Myshlenie i rech'. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva. 1982; T. 2.
6. Passov E.I. Paradigma - koncepciya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya, koncepciya razvitiya individual'nosti v dialoge kul'tur. 5 - 11 klassy. Moskva, 2000.
7. Yakimanskaya I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie vsovremennojshkole. Moskva, 1996.
Статья поступила в редакцию 01.04.18
УДК 376.3
Yambu D.V., assisting teacher, Department of Theory and Methods of Language Education and Speech Therapy, Tuva State
University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
Kuzhuget Sh.Yu., Cand. of Sciences (Philology), Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
USE OF ILLUSTRATIVE-DIDACTIC MATERIAL FOR THE FORMATION OF THE TEMPORARY DICTIONARY IN CHILDREN OF THE SENIOR SCHOOL AGE WITH THE COMMON INSECURITY OF THE SPEECH OF THE III LEVEL. In this paper the authors consider possibilities of using illustrative-didactic material for the formation of a temporary dictionary in children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech level III. The readiness of the future teacher-speech therapist for pedagogical activity is also the result of his professional training in the process of studying at the university, and a condition for his successful upcoming activity. The aim of the work is to theoretically substantiate and experimentally prove the effectiveness of using illustrative-didactic material for the formation of a temporary dictionary, in children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech level III.
Key words: general underdevelopment of speech, speech disorder, preschool children, dictionary, correctional work.
Д.В. Ямбу, ассистент каф. теории и методики языкового образования и логопедии Тувинского государственного
университета, E-mail: [email protected]
Ш.Ю. Кужугет, канд. филол. наук, доц. каф. теории и методики языкового образования и логопедии Тувинского
государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАТИВНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
В данной работе рассматриваются возможности использования иллюстративно-дидактического материала для формирования временного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Готовность будущего учителя-логопеда к педагогической деятельности является и результатом его профессиональной подготовки в процессе обучения в вузе, и условием его успешной предстоящей деятельности. Цель работы: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования иллюстративно-дидактического материала для формирования временного словаря, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, речевое нарушение, дошкольники, словарь, коррекционная работа.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что количество детей с различными отклонениями в речевом развитии неуклонно растет. Это обосновывает необходимость сопровождения развития детей с речевыми нарушениями, оказания им своевременной специализированной, квалифицированной логопедической помощи, эффективность которой во многом зависит от профессиональной подготовки логопеда [1].
Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Правильное понимание системы общего недоразвития речи причин, лежащих в его основе различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении [2].
Цель работы: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования иллюстративно-дидактического материала для формирования временного словаря, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать
достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Так Л.С. Выготский отмечал: "Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи".
При ОНР наблюдаются существенные отклонения количественной и качественной характеристики словарного запаса от нормы. Поэтому представляется очень важным исследованием особенностей лексической стороны речи. Результаты исследования позволят внести изменения и дополнения в коррекционную работу. Кроме этого, данные исследования будут определять подбор дидактического и речевого материала. В результате целенаправленной коррекционной работы будет повышаться эффективность коррекции лексического строя речи, а значит и ОНР в целом. Также, данное исследование позволит обогатить лексический запас и улучшить его качество у детей с ОНР.
Дети с ОНР III уровня имеют недостаточный словарный запас: допускают в речи лексические ошибки, плохо согласовывают слова в роде и падеже; с трудом овладевают связной речью; их звукопроизношение отстает от возрастной нормы. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эффективно-волевой сферы.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.