торый характеризуется: ограничением сферы деятельности учителей; несоответствие содержательных форм и методов работы педа -гогов возможностям и интересам детей, их возрастным особенностям и ведущим видам деятельности; отсутствие у школьников самостоятельности, возможности выбора способов и средств выполнения учебной работы.
Список литературы
1. Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 1973. -287 с.
2. Абульханова, К.С., Березина, Т.Н. Время личности и время жизни. -СПб., 2001. - 304 с.
3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985. - С. 181-184.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 464 с.
5. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / отв. ред. проф. В.В. Занков. -М., 2003. - 272 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 2005. - С. 400-413.
7. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986. - С. 199.
8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005. - 352 с.
9. Матюшкин, А. М. Развитие творческой активности школьников. - М., 1991. - 160с.
10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000. - 720 с.
11. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. - М., 2000. - С. 161.
12. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979 - 160 с.
13. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1995. - 416 с.
УДК 371.3:811.111 ББК 74.268.//Англ
С. Л. Волкова
Включение старшеклассников в активную познавательную деятельность при обучении иностранному языку
В данной статье рассмотрена проблема совершенствования процесса обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе посредством активизации познавательной деятельности старшеклассников. Автором доказано, что становление познавательного интереса учащихся старших классов средствами лингвострановедения способствует повышению качества языкового образования.
Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, становление познавательного интереса, лингвострановедение, иностранный язык.
This article deals with problems of involving of senior students of secondary school in cognitive activity. The author observes different approaches to cognitive interest formation and country and cultural study and proposes the method of involving of senior students in cognitive activity using country and cultural study.
Key words: cognitive activity, cognitive interest, formation of cognitive interest, country study, foreign language.
Осуществление «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» предполагает повысить роль иностранного языка как дисциплины, осуществляющей успешную социализацию учащихся, и обеспечить знание выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка. Следовательно, преподавателю необходимо добиться максимальной эффективности обучения школьников иностранному языку, чтобы степень подготовленности по данному учебному предмету выпускников средних общеобразо-вательных школ полностью соответствовала требованиям, предъявляемым обществом к уровню владения иностранными языками.
Успех обучения иностранному языку во многом определяется включением учащихся в активную познавательную деятельность, которая находится под влиянием многих факторов, в том числе интереса.
Познавательный интерес в качестве носителя внешних и внутренних ресурсов объективных и субъективных сторон совместной учебной деятельности является важнейшим фактором совершенствования обучения, как свидетельствуют работы М. Ф. Беляева (1940), Л. И. Божович (1955, 1968), В. Б. Бондаревского (1968), Б. И. Додонова (1971), И. В. Дубровиной (2003), В. Г. Иванова (1956), Ю.А. Лях (2004), В. Н. Максимовой (1973), А. К. Марковой (1974), П. И. Пидкасистого (1980), А. С. Роботовой (1976), Л. Н. Токаревой (1972), Г. А. Фортунатова (1941), Г. И. Щукиной (1971, 1984, 1988) и др. [2]. Интерес делает процесс познания увлекательным, личностно значимым для обучаемого, повышает темпы и объем усвоения мате -риала, снижает учебные нагрузки, т. е. способствует продуктивному изучению иностранного языка [4, с. 27].
Проблема становления познавательного интереса старше -классников, изучающих иностранный язык, крайне важна в силу высоких требований, предъявляемых к уровню владения иностранным языком выпускниками школ.
Однако современная система преподавания иностранного языка в средней общеобразовательной школе в полной мере не обеспечивает целенаправленного становления у учащихся познавательного интереса к изучению иностранного языка. Это связано, по нашему мнению, с тем, что, несмотря на последние изменения в школьных программах по иностранным языкам, вызванные введением «Стандартов по иностранным языкам» (2004), все еще не уделяется должное внимание применению лингвострановедче-ского аспекта преподавания данного учебного предмета для становления познавательного интереса старшеклассников в силу недостаточной разработанности проблемы [3, с. 35-36].
Одной из главных целей обучения иностранному языку на базовом уровне, согласно Временному государственному образовательному стандарту, является воспитание у школьников позитивного отношения к иностранному языку и культуре народа, говорящего на этом языке, что предполагает взаимосвязанное изучение языка, культуры, истории, реалий и традиций стран изучаемого языка (лин-гвострановедение), а также включение школьников в диалог культур и знакомство с достижениями национальных культур в развитии общечеловеческой культуры.
Обращение к проблеме изучения языка и культуры одновременно позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают как средство коммуникации и способ оз -накомления учащихся с новой для них действительностью (Е. М. Верещагин, 1980, 1990; В. Г. Костомаров, 1989, 1994; В. В. Ощепкова, 1995; Ю. Е. Прохоров, 1995; Г. Д. Томахин, 1996, 2000; В. П. Фурманова, 1993 и др.). Лингвострановедческий подход к обучению иностранному языку в школе может обеспечить более эффективное решение целого ряда практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач и способствовать возникновению и дальнейшему поддержанию мотивации учения [1, с. 87-88].
Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречием между приоритетностью качества языкового образования как одного из ведущих направлений модернизации и гуманизации российской школы и недостаточной разработанностью проблемы становления познавательного интереса старшеклассни -ков средствами лингвострановедения как важнейшего фактора со -вершенствования процесса обучения иностранному языку.
Анализ проблемы становления познавательного интереса старшеклассников средствами лингвострановедения позволил сформулировать исходные концептуальные позиции исследования: • становление познавательного интереса представляет собой сложный процесс, включенный в общую направленность обучения, воспитания и развития обучающихся;
• процесс становления познавательного интереса старшеклассников является наиболее эффективным, если осуществляется последовательно, комплексно и целенаправленно;
• становлению познавательного интереса учащихся старших классов способствует использование деятельностного системно-коммуникативного подхода к изучению иностранного языка, когда деятельность по его овладению включается в другую деятельность и предполагает активное накопление лингвистической и экстралингвистической информации, что оптимально сочетается в учебном материале лингвострановедческой направленности;
• применение лингвострановедческого подхода в процессе обучения иностранному языку для становления познавательного интереса старших школьников позволяет создать такие условия активного взаимодействия учителя и ученика, в результате которых происходит развитие и саморазвитие как педагога, так и старшеклассника, который становится субъектом активной познавательной и творческой деятельности;
• становление познавательного интереса старшеклассников средних общеобразовательных школ средствами лингвостранове-дения способствует повышению качества образования.
В основе исследования находится предположение о том, что процесс становления познавательного интереса старшеклассников к иностранному языку будет осуществляться последовательно, комплексно и целенаправленно, если:
• включение старших школьников в активную познавательную деятельность на занятиях по иностранному языку осуществляется посредством расширения их лингвострановедческой компетенции;
• отбор содержания обучения иностранному языку проводится с учетом принципа коммуникативности, лингвострановедческого подхода и в соответствии с логикой развития познавательной сферы старшеклассников;
• осуществляется субъект-субъектная творческая деятельность педагогов и учащихся в процессе обучения иностранному языку;
• создана дополнительная (к основной) программа занятий по английскому языку для старшеклассников, обогащенная учебным материалом лингвострановедческого характера, способствующая становлению познавательного интереса обучаемых;
• разработана и реализована педагогическая модель становления познавательного интереса старшеклассников средствами лингвострановедения;
• выбран адекватный педагогический инструментарий для диагностики уровня становления познавательного интереса старшеклассников.
Познавательный интерес определяется в научно-теоретической литературе как интерес действия, целеустремленный поиск лучших путей и решений познавательных задач, связанный с усилиями в преодолении препятствий. Он способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость и трудолюбие, которые необходимы для изучения иностранных языков. В качестве носителя внешних и внутренних ресурсов объективных и субъективных сторон учебной деятельности познавательный интерес является важнейшим фактором совершенствования обучения.
На основании анализа научных работ по проблеме становления познавательного интереса было определено, что становление познавательного интереса старшеклассников представляет собой сложный процесс возникновения, формирования, поддержания и развития познавательного интереса у учащихся старших классов, включенный в общую направленность обучения и воспитания. Становление познавательного интереса особенно важно потому, что его наличие совершенно изменяет стиль деятельности обучаемых и способствует повышению качества обучения. У учащихся появляется активность, самостоятельность, творческий подход к выполнению определенных заданий и постоянное стремление к деятельности.
Успех обучения старшеклассников иностранному языку во многом определяется их умственной работоспособностью, на которую оказывает непосредственное влияние интерес, делающий процесс познания увлекательным и личностно значимым для обучаемого. Познавательный интерес повышает темпы и объем усвоения материала и снижает учебные нагрузки, что способствует продуктивному изучению иностранного языка. В современных условиях обучение иностранному языку в средней общеобразовательной школе и его успешные результаты зависят от уровня наличия познавательного интереса к предмету. Под эффективным изучением иностранного языка в средней школе мы понимаем организацию учебного процес -са, построенного на становлении интереса к иностранному языку, где познавательный интерес школьников к данному учебному предмету рассматривается как устойчивая направленность учащихся на овладение ими глубокими знаниями, умениями и прочными коммуникативными навыками.
Учет специфики обучения иностранному языку старшеклассников на базовом уровне позволяет представить лингвострановедение оптимальным средством для осуществления процесса становления их познавательного интереса к данному учебному предмету.
Лингвострановедение определяется в научно-теоретической литературе как ознакомление учащихся с действительностью, культурой, историей, реалиями, обычаями и традициями стран изучае -мого языка. Лингвострановедческий аспект преподавания
иностранного языка подразумевает обучение языку на материале сведений о стране изучаемого языка. Главной целью лингвострано-ведения является обеспечение коммуникативной компетенции в актах межкультурной коммуникации через адекватное восприятие речи собеседника и понимание оригинальных текстов.
Лингвострановедческий подход к обучению иностранному языку в средней общеобразовательной школе обеспечивает эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач и содержит недостаточно изученные большие возможности для становления познавательного интереса учащихся.
В результате системного анализа научно-педагогической литературы, изучения Государственного образовательного стандарта и наблюдений за реальным педагогическим процессом была определена совокупность следующих условий становления познавательного интереса:
• включение учеников старших классов в активную познавательную деятельность на занятиях по английскому языку посредст -вом расширения их лингвострановедческой компетенции;
• осуществление отбора содержания обучения иностранному языку с учетом принципа коммуникативности, лингвострановедче-ского подхода и в соответствии с логикой развития познавательной сферы старшеклассников;
• организация субъект-субъектной творческой деятельности педагогов и учащихся в процессе обучения иностранному языку.
Установлено, что на процесс включения старшеклассников в активную познавательную деятельность при обучении иностранному языку позитивно влияет:
• разработка и внедрение в учебный процесс специальной про -граммы становления познавательного интереса учащихся старших классов средствами лингвострановедения;
• педагогическое моделирование процесса становления познавательного интереса старших школьников к иностранному языку.
Логика исследования потребовала разработки модели общего процесса становления познавательного интереса старшеклассников к иностранному языку, которая основана на расширенном введении лингвострановедческого компонента в такие формы организации обучения в современной школе, как классно-урочная и внеклассная работа (предметный кружок и факультативные занятия).
Реализация содержания модели технологически осуществляется на основе следующих принципов: системности, научности, сознательности, сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач, содержания, связи обучения с практикой при ведущем принципе активности самих обучающихся.
На основе данной модели была разработана эксперименталь -
79
ная программа становления познавательного интереса старшеклассников средствами лингвострановедения.
Особенность данной программы состоит в последовательном, целенаправленном и комплексном становлении познавательного интереса старшеклассников путем поэтапного расширения их лин-гвострановедческой компетенции и использовании на каждом этапе разных форм организации учебного процесса: классно-урочной (стандартные и нестандартные уроки) и внеклассной (факультатив и предметный кружок).
Экспериментальной программой предусматривалось становление познавательного интереса старшеклассников в процессе получения дополнительных сведений по лингвострановедению во время учебных занятий при освоении языкового материала применительно к сферам общения на английском языке и коммуникативной тематике, отобранной в соответствии с содержанием этнической, социо-нормативной, художественной и мировоззренческой форм культуры; лингвострановедческий аспект использовался при изучении соци-ально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения.
Расширение лингвострановедческих знаний осуществлялось при изучении факультативного курса «Страны изучаемого языка. Лингвострановедческий аспект», который включал следующие содержательные модули:
• people (ознакомление учащихся с именами собственными и словами, используемыми для описания жителей англоязычных стран, их внешности, занятий и досуга);
• surrounding (изучение школьниками быта народов стран изучаемого языка, их основных потребностей, жизни в различных областях страны и жизни в других странах по сравнению с родной страной и англоязычными странами, а также знакомство с праздниками, обычаями и традициями этих стран);
• regions (знакомство с географическими названиям и объектами англоязычных стран);
• history (ознакомление обучаемых с историческими событиями и личностями стран изучаемого языка);
• our world (знакомство старших школьников с другими странами и народами, схожими с Россией и англоязычными странами, и отличными от них).
Дальнейшее становление познавательного интереса старшеклассников согласно экспериментальной авторской программе планировалось осуществить при получении углубленных лингвострановедческих знаний в рамках внеклассной работы по английскому языку на занятиях предметного кружка «Английский клуб», тематика занятий которого включала вопросы, предполагаю-
80
щие сравнение жизни в нашей стране и за рубежом. Например, такие проблемы англоязычных стран и России, как выбор профессии, охрана окружающей среды, межличностные отношения и др.
Особое внимание обращалось на такие лингвострановедческие компоненты, как фоновая лексика, особенности речевого поведения и этикета, лингвострановедческая направленность аутентичных текстов, интернационализмы и заимствования в английском языке, безэквивалентная англоязычная лексика и способы передачи ее на родном языке.
Опытно-экспериментальная работа по внедрению в практику программы экспериментального обучения проводилась в несколько этапов.
На подготовительном этапе определялись цели эксперимента, формулировалась рабочая гипотеза, осуществлялся отбор участников, фиксировались наблюдения за деятельностью старшеклассников в условиях процесса обучения иностранному языку, определялся диагностический инструментарий.
На констатирующем этапе проводилась первичная диагностика уровня становления познавательного интереса учащихся к английскому языку и уровень наличия у учащихся лингвострановедческих знаний. Диагностический инструментарий включал: методику В.А. Якунина по изучению отношения учащихся к учебному предмету, а также модифицированные варианты методик Т.Л. Бухариной и Е.А. Ивановой по определению уровня познавательного интереса обучаемых.
На преобразующем этапе в практику обучения старшеклассни -ков английскому языку внедрялась экспериментальная авторская программа становления познавательного интереса учащихся старшеклассников средствами лингвострановедения.
На основании анкетирования и бесед с учащимися, родителями и учителями нами было выделено 23 показателя: 1) успеваемость по иностранному языку; 2) участие в предметных олимпиадах; 3) участие в тематических играх с элементами лингвострановедения; 4) участие в конкурсах рефератов; 5) участие в конкурсах переводов; 6) участие в конкурсах чтецов; 7) участие в конференциях; 8) участие в неделях иностранного языка; 9) участие в тематических вечерах; 10) участие в лингвострановедческих викторинах; 11) выпуск стендовой информации по лингвострановедению; 12) чтение дополнительной литературы лингвострановедческой направленности; 13) изучение биографий великих людей; 14) участие в художественной самодеятельности по предмету; 1 5) выполнение творческих работ лингвострановедческого характера; 16) переписка со школьниками англоязычных стран; 17) участие во встречах с носителями языка; 18) проведение экскурсий; 19) работа в лектории;
20) наличие грамот и благодарностей по иностранному языку;
21) рейтинговая оценка учителей; 22) оценка родителей; 23) самооценка.
Корреляционный анализ выявил связь большинства показателей с успеваемостью по иностранному языку на 1-процентном уровне и наличие значительных положительных связей на том же уровне между ними.
На основании данных корреляционного анализа нами были определены основные критерии уровня становления познавательного интереса учащихся старших классов (успеваемость и качество знаний старшеклассников; активность их участия в образовательных программах и мероприятиях и самостоятельность старших школьников при работе с учебным материалом), положительная динамика которых отражает результативность экспериментального обучения.
Проведенный факторный анализ позволил выделить три фактора, являющихся латентными обобщенными факторами с наибольшими весовыми нагрузками, позволяющими рассматривать их в качестве ведущих детерминант.
Первый фактор мы интерпретируем как фактор подготовленности школьников к участию в учебном процессе и иноязычной речевой коммуникации. Сюда вошли основные компоненты экспериментальной системы, объединение которых указывает на значительный уровень становления познавательного интереса. Второй фактор объединил показатели, характеризующие коллективную активность учащихся в процессе экспериментального обуче -ния. Это объединение показывает, что дети активно участвуют в коллективной учебной деятельности, учитывающей лингвострано-ведческий аспект изучения языка. В третий фактор вошли показатели, характеризующие индивидуальную активность учащихся в процессе экспериментального обучения.
В данные факторы вошли переменные, характеризующие соответствующие этапы экспериментального обучения и определенные уровни становления познавательного интереса старшеклассников (средний, выше среднего, высокий), которые повышались в процессе осуществления авторской программы.
Анализ результатов исследования показал, что успеваемость и качество знаний учащихся контрольной группы, а также активность их участия в образовательных программах и мероприятиях и самостоятельность при работе с учебным материалом практически не изменилась. Успеваемость всех старшеклассников экспериментальной группы достигла 100 %; качество знаний учащихся повысилось на 39 %, активность их участия в образовательных программах и мероприятиях увеличилась на 74 %, а самостоятельность старших школьников при работе с учебным материалом возросла на 68 %.
Уровень познавательного интереса старшеклассников контрольной группы после проведения эксперимента остался прежним (отмечено лишь 10 % учащихся с высоким уровнем познавательного интереса).
У 67 % учащихся экспериментальной группы отмечен высокий уровень познавательного интереса после эксперимента (по сравнению с 10 % учащихся до эксперимента), что свидетельствует об эффективности экспериментальной программы становления познавательного интереса старшеклассников средствами лингвострано-ведения.
Эффективность научно обоснованной экспериментальной про -граммы становления познавательного интереса средствами лингво-страноведения подтверждается следующими результатами:
• у старшеклассников экспериментальной выборки наблюдается устойчивая положительная динамика становления познавательного интереса;
• отмечается повышение успеваемости и качества знаний уча -щихся старших классов, активности их участия в процессе обучения, самооценки и самостоятельности при работе с учебным материалом;
• данные корреляционного и факторного анализа подтверждают гипотезу исследования и свидетельствуют об эффективности экспериментальной программы обучения.
В процессе исследования было установлено, что включение учащихся старших классов в активную познавательную деятельность на занятиях по иностранному языку посредством расширения их лингвострановедческой компетенции происходит при осуществлении отбора содержания обучения иностранному языку с учетом принципа коммуникативности, лингвострановедческого аспекта и в соответствии с логикой развития познавательной сферы старшеклассников.
Список литературы
1. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановеде-ние в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1990. - 246 с.
2. Волкова С. Л. Педагогические условия становления познавательного интереса учащихся средствами лингвострановедения // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена: Аспирантские тетради. - Ч. 2: Педагогика и психология, методика обучения: науч. журнал. - СПб., 2008. - № 35 (76). - С. 59-63.
3. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
4. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: учеб. пособие. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.