Научная статья на тему 'Роль познавательного интереса в процессе обучения иностранному языку'

Роль познавательного интереса в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1642
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвострановедение / обучение иностранному языку / позновательный интерес / познавательные интересы учащихся / процесс обучения языку

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова С. Л.

В статье приводится один из подходов к формированию и развитию познавательных интересов учащихся, основанный на применении лингвострановедення в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова С. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the approach to forming and development of cognitive interest through language and cultural studies in foreign language teaching.

Текст научной работы на тему «Роль познавательного интереса в процессе обучения иностранному языку»

С. Л. Волкова

РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Работа представлена кафедрой теории и методики обучения и воспитания Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент В. А. Григоръева-Голубева

В статье приводится один из подходов к формированию и развитию познавательных интересов учащихся, основанный на применении лингвострановедення в процессе обучения иностранному языку.

48

The article presents the approach to forming and development of cognitive interest through language and cultural studies in foreign language teaching.

Познавательный интерес в качестве носителя внешних и внутренних ресурсов объективных и субъективных сторон совместной учебной деятельности является важнейшим фактором совершенствования обучения . Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные и студенческие годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни и к системообразующему познанию ребенка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры. Одним из важнейших периодов развития познавательных интересов, в том числе и к иностранному языку, является старший подростковый (или ранний юношеский) возраст ..- с 14-15 до 17-18 лет, начинающийся в старших классах школы и продолжающийся на младших курсах вуза.

Формирование и развитие познавательных интересов в раннем юношеском возрасте связано с тем, что юность считается завершающим этапом первоначальной социализации. Большинство юношей и девушек в данный период еще являются учащимися, но деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых качеств, присущих взрослым. Главная социальная задача этого возраста -выбор профессии. Общее образование дополняется специальным, профессиональным. Выбор профессии и типа учебного заведения предопределяет жизненные пути юношей и девушек. Социальное и личностное самоопределение в этот период предполагает как автономность от старших, так и четкую ориентировку и определение своего места во взрослой жизни. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.

Мотивы учения в раннем юношеском возрасте связаны с перспективами будущей профессии учащихся. В этом возрасте характерны также выраженные мотивы самообразования (интерес к способам работы со словарями, со справочниками, к способам конспектирования и реферирования литературы и др.). Познавательные интересы юношей и девушек старшего подросткового периода лежат в основе их профессионального самоопределения. Современному человеку необходимо знание иностранного языка (особенно английского, являющегося в наши дни универсальным средством между нар ода о го общения), поэтому нам представляется очень важным развитие у обучаемых познавательного интереса именно к данному учебному предмету.

Учитывая специфику преподавания иностранного языка, мы считаем наиболее целесообразным использование лингвост-рановедческого аспекта для развития познавательных интересов учащихся. Применение лингвострановедческого аспекта при обучении иностранному языку подразумевает соединение в учебном процессе собственно языкового материала и сведений из сферы национальной культуры . Такое сочетание элементов страноведения с языковыми явлениями, выступающими не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления с новой действительностью, является необходимым для практического овладения иностранным языком, которое неразрывно связано с наличием реального выхода на иную культуру и ее представителей. Выделяют следующие формы культуры: этническая, соционорматив-ная, художественная и мировоззренческая. Это выделение форм культуры может быть положено в основу классификации сфер культуры для ее преподавания старшим школьникам и студентам при обучении английскому языку, который, в свою очередь,

является одним из основных компонентов культуры и служит для ее объяснения или выражения. Понимание мыслей, чувств, поведения и привычек людей, чей язык изучают старшеклассники и студенты, создает важный контекст для того, чтобы правильно говорить на изучаемом языке и для более эффективного взаимодействия с носителями данного языка, тем самым способствуя развитию познавательного интереса обучаемых к иностранному языку.

Успех обучения иностранным языкам во многом определяется умственной работоспособностью обучаемого, которая находится под влиянием таких факторов, как мотивация, наличие цели и интерес. Эти факторы делают процесс познания увлекательным, интересным и личностно значимым для учащихся, повышают темпы и объем усвоения материала, снимают или уменьшают учебные нагрузки. Познавательный интерес является основной предпосылкой и источником постоянного повышения эффективности процесса обучения любому учебному предмету, в том числе и иностранному языку. Интерес к иностранному языку формирует устойчивую направленность мыслей, чувств и воли обучаемого на овладение глубинными знаниями и прочными практическими навыками, на достижение в языке высокой степени мастерства. Проблема формирования и развития познавательного интереса у старшеклассников и студентов, изучающих иностранный язык в вузе, в том числе и неязыковом, крайне важна в силу высоких требований, предъявляемых к уровню владения иностранным языком выпускников средних общеобразовательных школ и высших учебных заведений в наши дни.

Поэтому важно использовать средства, которые будут способствовать развитию познавательных интересов учащихся при обучении иностранным языкам. Одним из таких средств, по нашему мнению, является лингвострановедческий аспект изучения языка.

Учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ и студенты первых курсов неязыковых вузов, изучающие иностранный язык, имеют лингвострано-ведческие знания разного уровня.

1. Нулевой уровень - знания о стране изучаемого языка отсутствуют или представлены в виде результатов неточного воображения.

2. Первый уровень-знания представлены в виде информации о названии страны, учащиеся осознают, что ее жители используют дчя общения другой язык и их образ жизни отличается от жизни обучаемых.

3. Второй уровень - имеется информация об образе жизни зарубежных сверстников и особенностях жизни в их стране, учащиеся умеют самостоятельно выделить отличие в жизни двух стран и двух культур.

4. На третьем уровне продолжается процесс накопления знаний о культуре своей и другой страны; учащиеся умеют использовать эти знания в продуктивной речи.

5. Четвертый уровень учащиеся могут выделять не только отличительные, но и объединяющие признаки культур (процесс накопления знаний продолжается как на этом, так и на всех последующих уровнях).

6. Пятый уровень характеризуется умением сравнивать две изучаемые культуры на уровне продуктивной речи.

В результате проведенного исследования нами было установлено, что применение лингвострановедческого аспекта при изучении иностранного языка способствует развитию познавательных интересов учащихся.

В процессе обучения иностранным языкам большое значение имеет моделирование у учащихся базовых фоновых знаний о стране изучаемого языка.

Так, 12% студентов-первокурсников после окончания школы имеют лингвост-рановедческие знания первого уровня, 53% -знания второго уровня, 25% - третьего уровня и лишь у 10% студентов первого курса определяется наличие линвострано-

всяческих знаний четвертого уровня. На втором курсе, в конце изучения английского языка в вузе, в результате применения предложенной системы уровень лингвост-рановедческих знаний обучаемых повышается настолько, что количество студентов с лингвострановедческими знаниями второго уровня составляет 55%, третьего уровня -28%, четвертого уровня - 12%. Группа студентов с невысоким (первым) уровнем линг-вострановедческих знаний не диагностируется, поскольку те, кто раньше в нее входил, в процессе экспериментального обучения перешли на более высокий уровень владения языком, зато появляются обучаемые с максимальным уровнем лингвострановед-ческих знаний - пятого уровня - 5%.

Отбор страноведческого материала при обучении студентов производится с учетом целей и задач обучения, определяемых коммуникативно-познавательными их потребностями. Лингвострановедческий аспект при изучении иностранного языка следует учитывать как в коллективных, групповых, гак и в индивидуальных формах работы по развитию познавательного интереса к данному учебному предмету.

При обучении старших школьников английскому языку нами использовались беседы и доклады по страноведческой тематике, лекции о значении и роли иностранного языка в обучении и развитии личности, встречи и тематические конференции с носителями языка и англоязычных стран, переписка со сверстниками из Великобритании и США по электронной почте, выпуск стендовой информации страноведческой направленности, подготовка и написание рефератов по страноведению, ситуационно-ролевые игры, страноведческие викторины и олимпиады, подготовка и проведение экскурсий, участие в художественной само деятель но сти.

Для развития познавательного интереса к иностранному языку у студентов неязыкового вуза нами применялся комплекс

средств педагогического руководства по двум направлениям: когнитивному и креативному. Для первого направления когнитивного - были использованы лекции по страноведческой тематике, практические занятия, встречи и беседы со специалистами, владеющими иностранным языком в рамках профессионально-ориентированной деятельности, беседы в учебных группах о роли иностранного языка в обучении и развитии личности, выпуск стендовой информации. Практические занятия оставались основной формой обучения, благодаря которой студенты приобретали знания, умения и навыки во всех видах иноязычной речевой коммуникативной деятельности и совершенствовали самостоятельную работу.

Второе, креативное направление включало подготовку, написание и защиту рефератов по страноведению, выступления с сообщениями и докладами по профессиональной тематике в учебных группах и на конференциях студенческого научного общества, тематические викторины и лингвистические олимпиады, участие в лекторской группе, конкурсы на лучший перевод, участие в лекторской группе и художественной творческой деятельности, проведение экскурсий.

Формы работы по активизации интереса к иностранному языку носили различный характер (коллективный, групповой, индивидуальный) в зависимости от конкретных учебных целей и задач на разных этапах обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Разная степень сформированнос-ти интереса к иностранному языку у студентов создавала необходимость дифференцированного подхода к проводимой работе. Обучение иностранному языку студентов с наличием интереса к данному учебному предмету опиралось на более углубленную и самостоятельную работу по изучению иностранного языка и на расширение практической деятельности по его использова-

нию. Со студентами, у которых интерес к иностранному языку отсутствовал, работа начиналась с ликвидации пробелов в знаниях, включающая работу с учебником, словарем, методическими разработками для самостоятельной работы, дополнительную работу на консультациях. В проведении этой работы нам оказывали помощь студенты с наличием познавательного интереса к иностранному языку, которых мы привлекали к осуществлению взаимоконтроля и оказания взаимопомощи своим сокурсникам в группе. Особенность работы по формированию и развитию познавательного интереса к иностранному языку у студентов неязыкового вуза состояла в том, что обязательно учитывалась интеграция данной учебной дисциплины в предметы профессионального цикла.

Обычно учащиеся относятся к иностранному языку, как и к любому другому учебному предмету, и это отношение может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Введение лингвострановед-ческого компонента в процессе обучения иностранному языку старших школьников и студентов привело к следующим результатам: изменились мотивы изучения иностранного языка, повысился интерес к его изучению, что выразилось в повышении успеваемости и качества знаний по данной дисциплине (у старшеклассников на 27%, у студентов на 24%), а также в более активном участии обучаемых во внеклассной и

внеаудиторной работе по данному учебному предмету. Кроме того, в процессе исследования было отмечено повышение уровня лингвистических знаний учащихся. Положительное влияние лингвосграновед-ческого аспекта на процесс изучения иностранных языков выразилось в повышении познавательного интереса и к другим учебным предметам, что привело к общему повышению успеваемости и качества знаний.

Опросы, проведенные нами среди студентов неязыковых вузов, показывают, что развитие познавательного интереса к иностранному языку с опорой на лингвостра-новедческий аспект изучения данного предмета не ослабевает и за годы обучения в вузах, что выражается в хорошей (53%) и отличной (26%) успеваемости по иностранному языку, в стремлении выпускников изучать другие языки и является необходимой предпосылкой для полноценного участия в межкультурной коммуникации.

Реализация предложенной концепции будет способствовать не только углублению и расширению знаний старшеклассников и студентов по иностранному языку, активному постижению обучающимися мира, но и их конкурентоспособностью, что, в свою очередь, позволит решить задачи, которые общество ставит сегодня перед системами среднего общеобразовательного и высшего профессионального образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе , М.: Просвещение, 1979. С. 160.

Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. С. 247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.