Научная статья на тему 'Лингвострановедение в формировании познавательного интереса к изучению иностранного языка в техническом вузе'

Лингвострановедение в формировании познавательного интереса к изучению иностранного языка в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / лингвострановедение / познавательный интерес / технический вуз. / foreign language / linguistic and cultural studies / cognitive interest / technical higher education institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. Н. Смирнова

В статье рассматривается роль лингвострановедения в формировании познавательного интереса к изучению иностранного языка в техническом вузе. Определяются такие формы лингвострановедческого похода, как аудирование и чтение, учебные фильмы, подготовка рефератов и презентаций, докладов и статей по страноведческой тематике и др. Сделан вывод о значительной роли лингвострановедения в формировании познавательного интереса к изучению иностранного языка в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC AND CULTURAL STUDIES IN THE FORMATION OF COGNITIVE INTEREST IN STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The article deals with assessing the role of linguistic and cultural studies in the formation of cognitive interest in learning a foreign language at a technical higher education institution. Such forms of linguistic and cultural studies as listening and reading, educational films, preparation of abstracts and presentations, reports and articles on regional geographic topics are defined. The conclusion on the significant role of linguistic and cultural studies in the formation of cognitive interest in learning a foreign language at a technical higher education institution is made.

Текст научной работы на тему «Лингвострановедение в формировании познавательного интереса к изучению иностранного языка в техническом вузе»

ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В.Н. Смирнова, канд. филос. наук, доцент

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (Россия, г. Пенза)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10720

Аннотация. В статье рассматривается роль лингвострановедения в формировании познавательного интереса к изучению иностранного языка в техническом вузе. Определяются такие формы лингвострановедческого похода, как аудирование и чтение, учебные фильмы, подготовка рефератов и презентаций, докладов и статей по страноведческой тематике и др. Сделан вывод о значительной роли лингвострановедения в формировании познавательного интереса к изучению иностранного языка в техническом вузе.

Ключевые слова: иностранный язык, лингвострановедение, познавательный интерес, технический вуз.

При рассмотрении проблемы формирования познавательного интереса к изучению иностранного языка многие исследователи (С. Л. Волкова, А. А. Дергач, С. Ф. Щербак и др.) наиболее целесообразным считают использование лингвост-рановедческого аспекта [2, 3].

В общем понимании лингвострановедение ставит своей задачей изучение языковых единиц, в которых наиболее ярко отражены национальные особенности культуры носителя языка и среды его существования. Наряду с этим, лингвострановедение - направление, с одной стороны, включающее в себя обучение языку, а с другой, дающее определённые сведения о стране изучаемого языка.

Применение лингвострановедческого аспекта при обучении иностранному языку подразумевает (по Е. М. Верещагину) соединение в учебном процессе собственно языкового материала и сведений из сферы национальной культуры [1, с. 34-35]. Сочетание элементов страноведения с языковыми явлениями, выступающими не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления с новой действительностью, является необходимым для практического овладения иностранным языком, которое неразрывно связано с наличием реального выхода на иную культуру и её представителей.

В процессе обучения иностранным языкам большое значение имеет моделирова-

ние у студентов базовых фоновых знаний о стране изучаемого языка.

Информативна классификация, представленная исследователем С. Л. Волковой, интерпретирующая страноведческие знания студентов по уровням:

1. Нулевой уровень - знания о стране изучаемого языка отсутствуют или представлены в виде результатов неточного воображения.

2. Первый уровень - знания представлены в виде информации о названии страны, учащиеся осознают, что её жители используют для общения другой язык, и их образ жизни отличается от того, к чему привыкли учащиеся.

3. Второй уровень - имеется информация об образе жизни зарубежных сверстников и особенностях их страны, учащиеся умеют самостоятельно выделить отличия в жизни двух стран и двух культур.

4. На третьем уровне продолжается процесс накопления знаний о культуре своей и другой стран; учащиеся умеют использовать эти знания в продуктивной речи.

5. Четвертый уровень - учащиеся могут выделять не только отличительные, но и объединяющие признаки культур (процесс накопления знаний продолжается как на этом, так и на всех последующих уровнях).

6. Пятый уровень характеризуется умением сравнивать две изучаемые культуры на уровне продуктивной речи [1].

Развитие познавательного интереса к иностранному языку с опорой на лингво-страноведческий аспект не ослабевает за годы обучения в высшей школе и является необходимой предпосылкой для полноценного участия в межкультурной коммуникации. В практике использования лин-гвострановедения как компонента преподавания иностранного языка студентам технического вуза мы посчитали целесообразным применение комплекса обучающих средств по двум направлениям:

1) эмоционально-познавательному;

2) творческому.

Для первого направления могут быть использованы следующие формы:

- Практические занятия по освоению культуры и традиций стран изучаемого языка. При этом отбор страноведческого материала должен производиться с учётом целей и задач обучения.

- Аудиторное и самостоятельное изучение текстов по страноведческой тематике. В качестве информативного материала предлагаются тексты учебных пособий по темам: "Great Britain", "USA", "London", "Washington, D. C.", "Canada", "Australia" и др.

- Аудирование текстов. На занятиях используется базовый аудиоматериал к аутентичным учебникам «Technical English», «Market Leader», и др. с заданиями, предполагающими проверку понимания и дальнейшее применение полученной информации.

- Использование на практических занятиях учебных и документальных видеофильмов по страноведческой тематике, Например, видео-курс «Английский язык для повседневного общения»; "Great Britain" (видео ресурс), видео-альбом «Family Album: USA»; «Лондон. Сокровища Великобритании» (видео ресурс) // Коллекция «Золотой глобус», Производство «Komplett-Media GmbH, Германия, 2007; «Англия и Уэльс. Королевство Великобритания» (видео ресурс); «Шотландия» (видео ресурс) // Коллекция «Золотой глобус»; «Гранд-Каньон Колорадо. Удивительное творение природы» (видео ресурс) // Золотой глобус.

- Беседы в учебных группах о роли иностранного языка в обучении и развитии личности.

- Тестирование по разделу «Культура стран и традиции изучаемого языка».

Творческое направление включает такие виды работ, как:

- Подготовка и защита рефератов по страноведению. В ряд предлагаемых тем входят следующие: «Знаменитые ученые англоязычных стран», «Из истории зарубежного градостроительства», «Земельный кадастр Австралии», «Архитектура Лондона», «Архитекторы и строители Лондона», «Англоязычные столицы мира», «Популярные британские парки» и др.

- Выступления с тезисами статей и докладами по страноведческой тематике в учебных группах и на конференциях студенческого научного общества.

За период 2012-2019 подготовлено и издано более 40 научных публикаций в соавторстве со студентами. В том числе, в ряду популярных страноведческих тем -проблемы стран изучаемого языка «Норманн Фостер - повелитель пространства», «Роль монарха в современной Великобритании», «Джон Ванбру - английский драматург и архитектор», «Frank Genry», «Правила дорожного движения в Великобритании» , «Образование в Австралии», «Гендерный анализ современного общества (на примере Австралии)», «Искусство пейзажного английского парка в архитектурном облике Лондона», «Ментальность английской нации как основа формирования культурных традиций».

- Подготовка тематических презентаций в группах по страноведению: "Famous People of Great Britain", "Goth Subculture", "Statue of Liberty", "Tim Burton", "Welcome to London"," Christopher Wren", "Steven King" [4, c. 38-40].

Метод наблюдения позволил прийти к выводу о том, что введение лингвострано-ведческого компонента привело к более активному участию студентов, как в аудиторной, так и самостоятельной работе по иностранному языку, к положительным результатам успеваемости в освоении коммуникативной компетенции, проявлению исследовательского интереса к вопро-

сам взаимосвязи языка и страноведения. может оцениваться как эффективный спо-Таким образом, лингвострановедение ста- соб формирования коммуникативной ком-новится значительным фактором в разви- петенции в актах межкультурного взаимо-тии познавательного интереса к изучению действия. иностранного языка в техническом вузе и

Библиографический список

1. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1990. - 246 с.

2. Волкова С. Л. Проблема развития познавательного интереса студентов к иностранному языку [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://murzim.ru/nauka/pedagogika. -Дата обращения: 24.04.2019.

3. Дергач А. А. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. -М: Педагогика, 1991. - 224 с.

4. Smirnova V.N. Формирование познавательного интереса к иностранному языку в практике обучения студентов инженерно-строительного вуза. - Пенза, 2017. - 120 с.

LINGUISTIC AND CULTURAL STUDIES IN THE FORMATION OF COGNITIVE INTEREST IN STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN A TECHNICAL UNIVERSITY

V.N. Smirnova, candidate of philosophical sciences, associate professor Penza state university of architecture and construction (Russia, Penza)

Abstract. The article deals with assessing the role of linguistic and cultural studies in the formation of cognitive interest in learning a foreign language at a technical higher education institution. Such forms of linguistic and cultural studies as listening and reading, educational films, preparation of abstracts and presentations, reports and articles on regional geographic topics are defined. The conclusion on the significant role of linguistic and cultural studies in the formation of cognitive interest in learning a foreign language at a technical higher education institution is made.

Keywords: foreign language, linguistic and cultural studies, cognitive interest, technical higher education institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.