С. Л. Волкова
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЯ
Работа представлена кафедрой теории и методики обучения и воспитания Ленинградского государственного университета им. А. С. Пугикина. Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент В. А. Григорьева-Голубева
Статья посвящена исследованию влияния познавательного интереса на обучение иностранному языку. Развитие познавательного интереса к иностранному языку средствами лингвостра-новедения способствует оптимизации процесса обучения иностранным языкам.
The article covers the influence of cognitive interest on foreign language teaching. The development of interest in a foreign language improves the quality of foreign language teaching.
Государственная образовательная по- низацию образования. Социально-эконо-литика нашей страны направлена на модер- мическая ситуация в обществе формирует
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
социальным заказ в отношении к подготовке его граждан по иностранным языкам. Содержание школьной языковой политики определяется общественной потребностью в знании иностранных языков. Интеграционные общественные процессы меняют статус иностранного языка в современном обществе и выполняемые им в этом обществе функции. Приоритетными становятся установление взаимопонимания между народами и обеспечение доступа к многообразию мировой политики и культуры. Знание иностранного языка становится необходимой частью личной и профессиональной жизни человека, поэтому к иностранному языку, как ни к какому другому учебному предмету, предъявляются особо высокие требования. Реализация «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» предполагает повысить роль иностранного языка как дисциплины, осуществляющей успешную социализацию учащихся, и обеспечить знание выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка.
Следовательно, преподавателю необходимо добиться максимальной эффективности обучения школьников иностранному языку.
Успех обучения иностранному языку во многом определяется умственной работоспособностью учащихся, которая находится под влиянием нескольких факторов, в частности интереса. Познавательный интерес в качестве носителя внешних и внутренних ресурсов объективных и субъективных сторон совместной учебной деятельности является важнейшим фактором совершенствования обучения .
Интерес делает процесс познания увлекательным, личностно значимым для обучаемого, повышает темпы и объем усвоения материала, т. е. способствует продуктивному изучению иностранного языка.
Проблема формирования и развития познавательного интереса у школьников и
студентов, изучающих иностранный язык, крайне важна в силу высоких требований, предъявляемых к уровню владения иностранным языком выпускниками школ и вузов.
Однако современная система преподавания иностранного языка в средней общеобразовательной школе в полной мере не обеспечивает целенаправленного формирования и развития у учащихся познавательного интереса к изучению данного предмета. Это связано, по нашему мнению, с тем, что, несмотря на последние реальные изменения в преподавании иностранных языков в школе, все еще недостаточное внимание уделяется педагогами лингвострановедче-скому аспекту преподавания данного учебного предмета.
Одной из главных целей обучения иностранному языку на базовом уровне является воспитание у школьников позитивного отношения к иностранному языку и культуре народа, говорящего на этом языке, что предполагает изучение культуры, истории, реалий и традиций стран изучаемого языка (лингвострановедение), а также включение школьников в диалог культур и знакомство учащихся с достижениями национальных культур в развитии общечелове-2
ческой культуры .
Необходимость проведения экспериментального обучения, опирающегося на активное применение лингвострановедче-ского аспекта изучения иностранного языка для развития познавательных интересов учащихся к данному учебному предмету, обусловлена тем, что, несмотря на значительное повышение роли ин о стран но го языка в нашей стране за последнее десятилетие, далеко не все выпускники обычных средних общеобразовательных школ обладают знаниями по данному учебному предмету, достаточными для свободного участия в межъязыковой коммуникации на изучаемом иностранном языке.
Причины такого положения дел разнообразны.
Особенности развития познавательного интереса учащихся к английскому языку средствами.
На наш взгляд, недостаточность лингвистической грамотности обучающихся может быть вызвана как недостаточным количеством часов, предусмотренных учебной программой на изучение этой учебной дисциплины, так и определенными проблемами в использовании учебников по иностранному языку. Основной проблемой здесь является многообразие выбора отечественных и зарубежных изданий по данному учебному предмету. Связано это с тем, что практически все такие учебники по расположению и способу подачи материала предназначены для изучения, иностранного языка в относительно малых группах -примерно по восемь-десять человек, что является обычной практикой в зарубежных школах и в наших гимназиях и школах с углубленным изучением иностранного языка, где обычно класс разделяется на три языковые группы. В обычных же средних общеобразовательных школах сейчас существует практика деления класса хотя бы на две группы для изучения иностранного языка только в случае, если количество учеников в классе не превышает двадцати человек. В результате учебник, рассчитанный на год обучения, зачастую изучается по два, а то и по три года, что не всегда способствует не то что развитию, но хотя бы поддержанию познавательного интереса учащихся, так как пропадает чувство новизны восприятия, и возраст учащихся того уровня, на которых изначально был рассчитан учебник, значительно его превышает при условии вынужденно замедленного усвоения материала.
В школах наблюдается неудовлетворенность как преподавателей иностранного языка, так и учащихся и их родителей результатами обучения иностранному языку, что вызывает острую необходимость поиска путей повышения эффективности изучения иностранного языка. Особенно это актуально в отношении английского языка, являющегося в наши дни языком междуна-
родного общения. Так, среди школьников, сдававших единый государственный экзамен в последние годы по английскому языку, от 2 до 75% учащихся считают его сдачу достаточно сложной, и только от 79,6 до 98% респондентов называют данный экзамен объективным и интересным. При этом следует отметить, что выбирали ЕГЭ по иностранному (английскому) языку учащиеся, уверенные в своих лингвистических зна-
3
ниях . Одним из самых эффективных путей повышения результативности овладения английским языком учащихся средней общеобразовательной школы мы считаем формирование и развитие познавательного интереса обучаемых к данному учебному предмету посредством активного применения лингвострановедческого аспекта изучения иностранного языка в учебном процессе. В соответствии с этим в проводимом нами экспериментальном обучении мы выделили следующие этапы:
1. Введение дополнительных лингво-страноведческих знаний во время уроков иностранного языка.
2. Расширенное введение лингвострано-ведческих знаний на занятиях по факультативному курсу «Страны изучаемого языка. Лингвострановедческий аспект».
3. Получение учащимися углубленных знаний по лингвострановедению в рамках внеклассной работы по иностранному языку в школе.
На первом этапе экспериментального обучения мы планировали учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить развитие навыков использования полученных линг-вострановедческих знаний в устной и письменной речи; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к английскому языку; улучшить качество речевой коммуникации учащихся; повысить лингвострановедческую компетентность школьников.
Учащиеся получали дополнительные сведения по лингвострановедению при ос-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
воении языкового материала применительно к сферам общения на английском языке и коммуникативной тематике, отобранной в соответствии с содержанием этнической, соционормативной, художественной и мировоззренческой форм культуры. Так, лингво-страноведческий аспект применялся при изучении социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения.
На втором этапе эксперимента проводились занятия по факультативному курсу «Страны изучаемого языка». Здесь предполагалось как расширение, так и сознательное усвоение лингвострановедческих знаний. В процессе обучения ставились задачи не только обобщения и систематизации накопленных учениками разрозненных представлений по линвострановедению, но и повышения познавательного интереса учащихся к английскому языку.
Программа факультатива включала в себя следующие основные модули:
1. People (ознакомление учащихся с именами собственными и словами, используемыми для описания жителей англоязычных стран, их внешности, занятий и досуга).
2. Surrounding (изучение школьниками быта народов стран изучаемого языка, их основных потребностей, жизни в различных областях страны и жизни в других странах по сравнению с родной страной и англоязычными странами, а также знакомство с праздниками, обычаями и традициями этих стран).
3. Regions (знакомство с географическими названиями и объектами англоязычных стран).
4. History (ознакомление обучаемых с историческими событиями стран изучаемого языка).
5. Our world (знакомство школьников с другими странами и народами, схожими с Россией и англоязычными странами и отличными от них).
Особое внимание при изучении данного факультативного курса обращалось
нами на следующие лингвострановедческие компоненты:
• фоновая лексика;
• особенности речевого поведения и этикета;
• культуроведческая направленность аутентичных текстов;
• интернационализмы и заимствования в английском языке;
• безэквивалентная англоязычная лексика и способы передачи ее на родном языке.
Занятия носили как теоретический, так и практический характер. Среди основных методов и приемов работы можно назвать ролевую игру, ролевое обсуждение, игру-диспут. Использовались нами и групповые формы обучения коллективного взаимообучения. В ходе эксперимента проводилась запись ответов учеников на магнитофонную ленту и видеозапись, использовались видеоролики, ресурсы Интернета. Это давало возможность учащимся самостоятельно следить за процессом развития своих речевых умений, что способствовало повышению уровня самооценки их коммуникативной компетентности, усилению познавательного интереса.
На третьем этапе эксперимента учащиеся продолжали получать углубленные лин-гвострановедческие знания уже в рамках внеклассной работы по английскому языку, в процессе которой мы стремились научить школьников осознанному отбору и сочетанию языковых средств в зависимости от цели, сферы и условий общения на английском языке; повысить качество иноязычной коммуникации учащихся с использованием лингвострановедческих знаний; указать обучаемым возможные пути дальнейшего повышения лингвострановедче-ской компетентности.
Учащиеся активно участвовали в создании и работе предметного кружка «Английский клуб» (English Club), на заседаниях и других мероприятиях которого они общались как между собой, так и с гостями клу-
Особенности развития познавательного интереса учащихся к английскому языку средствами..
ба-гражданами англоговорящих стран по-английски, используя в коммуникативных ситуациях лингвострановедческие знания, полученные ранее и приобретая новые в процессе иноязычного общения.
Тематика занятий предметного кружка «Английский клуб» включала вопросы, предполагающие сравнение жизни в нашей стране и за рубежом, например, такие проблемы англоязычных стран и России, как выбор профессии, досуг и увлечения, спорт и здоровье, человек и его семья, социальные и культурные контакты и др.
Учащиеся делали сообщения по лингво-страноведческой тематике на занятиях («заседаниях») «Английского клуба», а также участвовали в ролевых ситуативных играх при подготовке рефератов и выпуске стендовой информации.
Силами учащихся - членов «Английского клуба» в школе были подготовлены «Недели английского языка», во время которых проводились мероприятия, способствующие развитию познавательного интереса к иностранному языку посредством применения лингвострановедческого аспекта изучения языка, такие как предметные викторины и игры «Секреты Пяти Озер», «Загадки Золотого Треугольника», «Тайны Кентер-вильского замка», «Великие дни Средне-земья», «Родео», «Колесо фортуны» и др., конкурсы исполнителей английских песен
и стихов, а также заочные экскурсии по залам крупнейших музеев и художественных галерей мира, в которых широко представлено искусство англоязычных стран.
Особое внимание на всех этапах экспериментального обучения обращалось нами на формирование и развитие познавательных интересов учащихся при введении лин-гвострановедческой информации, на соблюдение признака проблемности в изложении материала, на чередование групповых, коллективных и индивидуальных форм работы, применение активных методов обучения языку, обеспечение гибкого алгоритма занятий, активизации самостоятельной работы учащихся и учет их индивидуальных особенностей.
В завершение экспериментального обучения учащиеся приняли активное участие в совместных программах со школьниками и учителями США «Обмен письмами». «Обмен подарками» и «Обмен учителями и учениками». В результате все учащиеся обучающего этапа эксперимента продемонстрировали значительное (в среднем на 25%) повышение познавательного интереса к иностранному языку и другим предметам гуманитарного цикла(в среднем на 17%) и свободное включение в межъязыковую речевую коммуникацию, что является одной из главных целей обучения иностранному языку в школе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.
М.: Педагогика, 1988. С. 208.
2
Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык,
1980.
3
Прохорова Е. Ф. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Интеллект-Центр, 2005. С. 176.