Научная статья на тему 'Педагогические условия становления познавательного интереса учащихся средствами лингвострановедения'

Педагогические условия становления познавательного интереса учащихся средствами лингвострановедения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / СТАНОВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА / ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова С. Л.

Статья посвящена исследованию становления познавательного интереса учащихся к иностранному языку и выявлению педагогических условий, способствующих оптимизации данного процесса средствами лингвострановедения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers forming of students' cognitive interest and determination of pedagogical conditions improving this process through language and cultural studies.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия становления познавательного интереса учащихся средствами лингвострановедения»

С. Л. Волкова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЯ

Работа представлена кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент В. А. Григорьева-Голубева

Статья посвящена исследованию становления познавательного интереса учащихся к иностранному языку и выявлению педагогических условий, способствующих оптимизации данного процесса средствами лингвострановедения.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, познавательный интерес, становление познавательного интереса, лингвострановедение.

The article covers forming of students’ cognitive interest and determination of pedagogical conditions improving this process through language and cultural studies.

Key words: foreign language teaching, cognitive interest, forming of cognitive interest, language and cultural studies.

Знание иностранного языка в современном мире становится необходимой частью личной и профессиональной жизни человека, поэтому к иностранному языку, как ни к какому другому учебному предмету, предъявляются особенно высокие требования. Реализация «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» предполагает повысить роль иностранного языка как дисциплины, осуществляющей успешную социализацию учащихся, и обеспечить знание выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка. Следовательно, преподавателю необходимо до-

биться максимальной эффективности обучения школьников иностранному языку. Успех обучения иностранному языку во многом определяется умственной работоспособностью учащихся, находится под значительным влиянием познавательного интереса. Интерес делает процесс познания увлекательным, личностно значимым для обучаемого, повышает темпы и объем усвоения материала, снижает учебные нагрузки, т. е. способствует продуктивному изучению иностранного языка [3, с. 34].

Однако современная система преподавания иностранного языка в средней общеобразовательной школе в полной мере не обеспечивает целенаправленного

становления у учащихся познавательного интереса к изучению иностранного языка [2, с. 17]. Это связано, по нашему мнению, с тем, что, несмотря на последние изменения в школьных программах по иностранным языкам, вызванные введением «Стандартов по иностранным языкам» (2004), все еще недостаточное внимание уделяется педагогами лингвострановедческому аспекту преподавания данного учебного предмета.

Одной из главных целей обучения иностранному языку на базовом уровне, согласно Временному государственному образовательному стандарту, является воспитание у школьников позитивного отношения к иностранному языку и культуре народа, говорящего на этом языке, что предполагает одновременное изучение языка, культуры, истории, реалий и включение школьников в диалог культур и знакомство учащихся с достижениями национальных культур в развитии общечеловеческой культуры. Обращение к проблеме изучения языка и культуры одновременно позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями [1, с. 25], которые выступают как средство коммуникации и способ ознакомления учащихся с новой для них действительностью.

Лингвострановедческий подход к обучению иностранному языку в школе может обеспечить более эффективное решение целого ряда практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач и способствовать возникновению и дальнейшему поддержанию мотивации учения.

Исследование применения лингвострановедческого аспекта при обучении иностранному языку для становления познавательного интереса учащихся является, таким образом, одной из важнейших проблем современного гуманитарного образования. Ее актуальность обусловлена:

1) насущной необходимостью гуманизации школы;

2) социально-экономическим и политическим заказом общества по отношению к обучению иностранным языкам и повышением требований к уровню языковой подготовки учащихся общеобразовательных учреждений;

3) недостаточной разработанностью проблемы становления познавательного интереса учащихся при обучении иностранному языку средствами лингвостра-новедения.

Целью нашего исследования являлось выявление совокупности педагогических условий становления познавательного интереса школьников средствами лингвострановедения, теоретически их обосновать и экспериментальным путем подтвердить эффективность их реализации.

Для реализации данной цели нам представлялось необходимым провести системный анализ научно-педагогической литературы по применению лингвострановедческого аспекта в процессе обучения иностранному языку; проанализировать учебные программы и на этой основе разработать программу занятий по английскому языку с активным включением лингвострановедческих знаний в процессе обучения.

Разработанная программа экспериментального обучения ставит своей целью становление познавательного интереса старшеклассников средствами лингвострановедения, выделяя основные задачи:

1) развитие у учащихся старших классов черт вторичной языковой личности;

2) расширение языковой, социальной, эмоциональной и интеллектуальной сфер старшеклассников;

3) совершенствование учебных умений старших школьников для оптимизации познавательной деятельности в процессе обучения иностранному языку;

6G

4) воспитание у учащихся старших классов ценностных ориентаций по отношению к культурному наследию своей страны и стран изучаемого языка;

5) создание благоприятной эмоциональной атмосферы для творческого самосовершенствования старшеклассников.

В соответствии с содержанием и принципами обучения (системности, научности, связи теории с практикой, активности) нами были выбраны методы обучения (сознательно-сопоставительный, проблемно-поисковый, эвристический, проектный, коммуникативный и др.). Экспериментальное обучение осуществлялось в следующих основных формах организации учебного процесса - классно-урочной (собственно урок) и внеклассной (факультатив и предметный кружок). На первом этапе реализации данной программы предполагалось углубленное введение лингвострановедческих знаний на уроках в течение учебного года. Во время второго этапа реализации экспериментальной программы проводились занятия по факультативному курсу «Страны изучаемого языка. Лингвострановедческий аспект». На третьем этапе работы по авторской программе дополнительное введение знаний по лингвострановедению осуществлялось в рамках внеклассной работы предметного кружка по английскому языку в школе с дальнейшим выходом в реальную иноязычную коммуникацию.

В течение всех этапов учащимся предлагались дополнительные сведения по лингвострановедению при освоении языкового материала применительно к наиболее употребительным сферам общения на английском языке.

В процессе экспериментального обучения оказалось, что реализация авторской программы становления познавательного интереса средствами лингво-страноведения возможна при соблюдении

следующих педагогических условий:

1) включение старшеклассников в активную познавательную деятельность на занятиях по иностранному языку посредством расширения их лингвострановедческой компетенции;

2) осуществление отбора содержания обучения иностранному языку с учетом принципа коммуникативности, лингвострановедческого подхода и в соответствии с логикой развития познавательной сферы старших школьников;

3) организация субъект-субъектной творческой деятельности педагогов и учащихся в процессе обучения иностранному языку.

Результатом, полученным, в процессе реализации данной программы, явилось становление познавательного интереса на уровне, достаточном для эффективного обучения иностранному языку.

1-й уровень (средний) - позволяет определить познавательный интерес учащихся, участвующих в эксперименте. На этом этапе вводились дополнительные лингвострановедческие знания во время уроков иностранного языка, чтобы обеспечить развитие навыков использования полученных лингвострановедческих знаний в устной и письменной речи; способствовать становлению познавательного интереса школьников к иностранному языку, улучшить качество их речевой коммуникации, повысить лингвострановедческую компетентность обучаемых. Полученные дополнительные сведения по лингвострановедению при освоении языкового материала, в свою очередь, развивали познавательный интерес к стране изучаемого языка, вызывали желание больше узнать о социально-бытовой, учебнотрудовой и социально-культурной сферах общения.

2-й уровень (выше среднего) - учащиеся, выбравшие занятия в факультативе и клубе, принимающие участие в

6l

коллективных мероприятиях: предметные олимпиады, тематические игры, конференции, неделя иностранного языка, тематические вечера, викторины, оформление стендовой информации, участие во встречах с носителями языка.

Как было отмечено ранее, на 2-м и 3-м этапах экспериментального обучения обеспечивалось сознательное усвоение лингвострановедческих знаний, повышалось качество знаний учащихся по английскому языку посредством активного применения лингвострановедческого аспекта при изучении языка, повышался познавательный интерес к данному учебному предмету. Особое внимание обращалось на следующие компоненты: фоновая лексика, особенности речевого поведения и этикета, культуроведческая направленность аутентичных текстов, интернацио-нализмы и заимствование в английском языке, безэквивалентная лексика и способы ее передачи.

3-й уровень (высокий) - характеризует учащихся, принимавших участие в индивидуальных видах деятельности по иностранному языку: конкурсы рефератов, переводов, чтецов, художественная самодеятельность, чтение дополнительной литературы, изучение биографий великих людей, выполнение творческих работ, переписка со школьниками англоязычных стран, проведение экскурсий, работа в лектории.

Школьники учились осознанному отбору и сочетанию языковых средств в зависимости от цели, сферы и условий общения на английском языке, повышалось качество иноязычной коммуникации, происходило свободное включение в ме-жязыковую речевую коммуникацию, что является одной из главных целей обучения иностранному языку в школе.

В процессе экспериментальной работы уровень познавательного интереса изменялся. Так: многие учащиеся 1-го (сред-

него) уровня познавательного интереса достигали 2-го (выше среднего) и З-го (высокого) уровней становления познавательного интереса, как и учащиеся 2-го уровня познавательного интереса приобретали

З-й уровень познавательного интереса. При последующей математической обработке оказалось, что факторный анализ выделил факторы успеваемости, качества знаний и коллективной и индивидуальной активности, характеризующие школьников со 2-м и З-м уровнями развития познавательного интереса. Таким образом, можно сказать, что предложенная система работы по развитию познавательного интереса оказалась эффективной.

В ходе настоящего исследования решалась проблема выявления педагогических условий становления познавательного интереса старшеклассников средствами лингвострановедения. Одной из задач исследования было разработать программу становления познавательных интересов обучаемых и экспериментальным путем доказать ее эффективность.

Анализ научной литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что становление познавательного интереса у учащихся представляет собой сложный процесс, включенный в общую направленность обучения, воспитания, развития. В результате изучения научной литературы, Государственного образовательного стандарта и наблюдений за реальным педагогическим процессом была определена совокупность условий становления познавательного интереса учащихся к иностранному языку, что позволяет использовать авторскую программу для становления познавательных интересов обучаемых средствами лингво-страноведения в учреждениях среднего общего образования, а в случае определенного модифицирования - в системах среднего профессионального и высшего образования.

б2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. 217 с.

2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2004.245 с.

3. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 177 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.