Научная статья на тему 'ЕДИНАЯ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ЕДИНАЯ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурно-историческая теория / типологический подход / темперамент / стресс / cultural and historical theory / typological approach / temperament / stress

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аминов Николай Александрович, Осадчева Ирина Игоревна

В статье приводятся результаты теоретического анализа культурно-исторического и типологического подходов для объяснения проявления индивидуальных различий в условиях современного образования. Показано, что индивидуальные различия учеников, основанные на взаимодействии двух сигнальных систем, взаимодополняют различия, наблюдаемые при усвоении знаково-символических (языковых) форм в процессе обучения и социализации. Разработка единой концепции психического развития человека способна стать основой для развития детей и снижения их базовой тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A UNIFIED CONCEPT OF HUMAN MENTAL DEVELOPMENT AS A SCIENTIFIC BASIS FOR THE EFFECTIVENESS OF SCHOOL EDUCATION

The article presents the results of the theoretical analysis of cultural, historical and typological approaches to explain the manifestation of individual differences in the conditions of modern education. It has been shown that individual differences of pupils, based on the interaction of two signal systems, complement the differences observed when assimilating sign-symbolic (language) forms in the process of learning and socialization. The development of a unified concept of human mental development can become the basis for the development of children and reduce their basic anxiety.

Текст научной работы на тему «ЕДИНАЯ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006.

5. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. —М.; СПб.: Нестор-История, 2014.

6. Панов В.И. Стратегия устойчивого развития и экологическая психология (вместо предисловия) // Экопсихологические исследования — 5. Сборник научных статей участников 8-й Российской конференции по экологической психологии. — 2018. — С. 3—13.

7. Шляйхер А. Учитель как специалист высокой квалификации: построение профессии. Уроки со всего мира // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 74—92.

8. Joia L.A., Lorenzo M. Zoom In, Zoom Out: The Impact of the COVID-19 Pandemic in the Classroom // Sustainability. 2021. Vol. 13. P. 2531.

ЕДИНАЯ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аминов Николай Александрович (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: aminovpirao@yandex.ru

Осадчева Ирина Игоревна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: irinaosadcheva@yandex.ru

Аннотация. В статье приводятся результаты теоретического анализа культурно-исторического и типологического подходов для объяснения проявления индивидуальных различий в условиях современного образования. Показано, что индивидуальные различия учеников, основанные на взаимодействии двух сигнальных систем, взаимодополняют различия, наблюдаемые при усвоении знаково-символических (языковых) форм в процессе обучения и социализации. Разработка единой концепции психического развития человека способна стать основой для развития детей и снижения их базовой тревожности.

Ключевые слова: культурно-историческая теория, типологический подход, темперамент, стресс.

A UNIFIED CONCEPT OF HUMAN MENTAL DEVELOPMENT AS A SCIENTIFIC BASIS FOR THE EFFECTIVENESS OF SCHOOL EDUCATION

Aminov Nikolai Alexandrovitch (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: aminovpirao@yandex.ru

Osadcheva Irina Igorevna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Senior Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: irinaosadcheva@yandex.ru

Abstract. The article presents the results of the theoretical analysis of cultural, historical and typological approaches to explain the manifestation of individual differences in the conditions of modern education. It has been shown that individual differences of pupils, based on the interaction of two signal systems, complement the differences observed when assimilating sign-symbolic (language) forms in the process of learning and socialization. The development of a unified concept of human mental development can become the basis for the development of children and reduce their basic anxiety.

Keywords: cultural and historical theory, typological approach, temperament, stress.

Преобразования в современном обществе — развитие цифровизации, внедрение информационных технологий в сферы общественной жизни (экономическую, социальную, культурную) активно преобразуют развитие, обучение и профессиональную деятельность педагога. Важным моментом на этапе формирования информационного общества является новое взаимодействие основных субъектов педагогической деятельности. Произошла замена живого общения учителя и ученика, появилась проблема дистанционного

образования, очевидная в 2020 г. Дистанционное образование активно развивается, но его эффективность остается за скобками, поэтому задача поиска и разработки технологий, обеспечивающих качественное современное образование, чрезвычайно актуальна.

Педагогическая деятельность является специфическим видом профессиональной деятельности, она является «ядром, центром» образовательного процесса. Педагог в практической деятельности полифункционален, он руководствуется решением множества оперативных задач, должен обеспечить развитие и обучение детей. Все эти обстоятельства требуют в условиях дистанционного и очного обучения найти основу для раскрытия потенциала каждого школьника и обеспечить адаптацию детей, отдаляющихся от границ «нормального развития» и приближающихся к границам «невротического развития».

В настоящее время сформировано устойчивое мнение, что обучение в дистанционном формате не только снизило качество подготовки учащихся, но и существенно повысило невротизацию педагогов, учащихся и родителей. Безусловно, информация, передаваемая при живом общении, воспринимается иначе, чем передаваемая через экран. Еще большее значение приобретает особый знак — «слово», которое является универсальным орудием, изменяющим психические процессы (под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 1985). Исследований по изменению психических процессов у учащихся при дистанционном образовании в настоящее время проводится недостаточно или не проводится совсем.

Мы считаем, что в современном цифровом обществе целесообразно формировать новую концепцию психического развития человека, так как в образовании недостаточно используется дифференциальный подход, учитывающий индивидуальный статус детей. Современная школа обучает ребенка преимущественно в рамках культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) и недостаточно использует типологический (дифференциальный) подход (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын). На наш взгляд, целесообразно соединить подходы Л.С. Выготского и И.П. Павлова, тем более, что они оба придавали важное значение физиологическим особенностям человека (гормональной системе, по Л.С. Выготскому и нервной системе, по И.П. Павлову). Концепция И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (ВНД) человека и проявлении темперамента (художественного/ мыслительного) фактически обосновала с помощью объективных методов исследования поведения детей концепцию психического развития человека, разработанную в 1920—1930 гг. советским психологом Л.С. Выготским при участии А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия.

Согласно культурно-исторической теории, главная закономерность онтогенеза психики ребенка состоит в интериоризации им внешней, социально-символической деятельности (то есть деятельности с взрослым и опосредованной знаками). В итоге, прежняя структура психических процессов как «натуральных» изменяется — психические процессы становятся «культурными». Внешне они приобретают осознанность и произвольность, или управляемость. Тем самым интериоризация выступает и как социализация (в том числе обучение и усвоение). В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем, чтобы трансформироваться и «развернуться» в процессе экстерио-ризации, когда на основе психического процесса строится «внешняя» социальная деятельность (например, доказательство усвоенного материала — успешный ответ).

Значит, с помощью языковых знаков психические процессы ребенка изменяются, то есть учащиеся, которые хорошо «усвоили» знаки (термины), глубже усваивают учебный материал, менее подвержены напряжению и тревоге; учащиеся, которые языковые знаки усваивают с трудом, подвержены напряжению и стрессу (в обучении преобладает вербальный способ), что формирует потенциально неуспешных школьников.

Объяснить особую «чувствительность» к языковому знаку можно на основе типологического подхода, когда трансформация внешней речевой деятельности ребенка во внутреннюю и наоборот является производной от взаимодействия сигнальных систем

(по И.П. Павлову: первая сигнальная система — у животных и человека, при преобладании формируется художественный темперамент; вторая сигнальная система характерна только для человека, мир воспринимается через знак (слово), при преобладании формируется мыслительный темперамент).

Типологический подход к разработке концепции психического развития человека был основан в 1923—1936 годах И.П. Павловым при участии его учеников О.П. Капустник и А.Г. Иванова-Смоленского. Согласно типологическому подходу, главная закономерность онтогенеза психики ребенка состоит в интериоризации его внешней, социально-символической речевой деятельности, но только в соответствии с уровнем созревания корково-подкорковых структур ЦНС.

В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» действительно изменяется: опосредуется интериоризированными знаками, становится «культурной», но только тогда, когда ребенок интериоризирует в определенные этапы своего развития «нужные» знаки, снимающие его базовую тревожность. Следовательно, создание обучающей среды с учетом особенностей ВНД учащихся способствует более здоровому формированию корково-подкорковых структур ЦНС и оптимизирует психическое развитие.

Таким образом, получается, что И.П. Павлов предсказал развитие культурно-исторической теории и возможные последствия «вмешательства» в естественный ход онтогенеза ребенка в процессе обучения, и влияние на заданные природой индивидуальные различия в проявлении темперамента (художественного или мыслительного). Влияние передачи процессов возбуждения и торможения из одной сигнальной системы в другую — явление элективной иррадиации — впервые было получено у детей при выработке условных двигательных рефлексов при пищевом подкреплении в лаборатории И.П. Павлова в 1927 году. А.Г. Иванов-Смоленский исследовал индивидуальные различия и выделил четыре типа взаимоотношений сигнальных систем:

— первый тип характеризуется легкостью передачи нервных процессов из первой сигнальной системы во вторую и наоборот;

— второй тип отличается затруднением передачи нервных процессов в обоих направлениях;

— для третьего типа характерна затрудненность передачи нервных процессов только из первой во вторую сигнальную систему;

— у четвертого типа затрудненность передачи возникает только при переходе из второй сигнальной системы в первую (Данилова Н.Н, 2012).

Наиболее трудными для учителей оказываются школьники с преобладанием или художественного, или мыслительного типа, то есть третий или четвертый типы, поскольку только для них необходимо создавать «проблемность» в обучении. Первый тип осваивает программу успешно, а второй нуждается в специальных программах. Согласно этому, при типологическом подходе эффективность обучения и воспитания зависит от исходного соотношения сигнальных систем или созревания корково-подкорковых взаимодействий у ребенка, и учет этих обстоятельств может помочь снизить затруднения в обучении.

Если понимать механизмы социализации как связанные преимущественно с усвоением знаково-символических (языковых) форм при историко-культурном подходе, то обучение и воспитание «для всех» возможно только при первом типе взаимоотношения первой и второй сигнальной системы, в третьем и четвертом типах — усвоение будет только при условии учета индивидуальных различий в поведении «человеческого» темперамента, а во втором типе необходимо коррекционное (дефектологическое) обучение и воспитание.

К сожалению, ни при жизни И.П. Павлова, ни после его смерти типологический подход к созданию единой концепции психического развития не был осуществлен. Только в конце 80-х годов прошлого столетия в отечественной литературе появились научные

исследования, подтверждающие павловские идеи. Это исследования Н.Н. Даниловой, Б.И. Кочубея и Е.В. Новиковой, Н.А. Аминова и В.Н. Азарова и других.

Мы уверены, что когда в современной школе при дистанционном образовании начнут учитывать индивидуальные различия — особенности ВНД каждого учащегося, его темперамент и характер, только тогда будет сформирована комфортная среда обучения, которая позволит максимально раскрывать детские способности, значительно снизить невротиза-цию учащихся, профилактировать психическое неблагополучие. Мы также считаем, что основу одаренности, в рамках типологического подхода, можно рассматривать как лабильность двух сигнальных систем, однако это требует дополнительных психофизиологических исследований.

Таким образом, с учетом активного изменения технологий образования значение «слова» в процессе обучения повышается, и мы получаем веские доказательства в пользу применения типологического подхода как дополняющего культурно-исторический подход. Построение единой концепции психического развития человека с учетом индивидуальных различий в проявлении человеческого темперамента, индивидуальных различий в формировании характера ребенка при совместной деятельности со взрослым и индивидуальных различий при аутокоммуникации ребенка является, на наш взгляд, научной основой повышения эффективности школьного образования.

Литература

1. Аминов Н.А., Азаров В.Н. Изучение индивидуальных различий в предрасположенности к состоянию тревоги в рамках концепции двух сигнальных систем // Проблемы дифференциальной психофизиологии. — М.: Педагогика, 1981. — С. 98—112.

2. Аминов Н.А., Осадчева И.И., Блохина Л.Н. Преобладание сигнальных систем и типы личности (по И.П. Павлову) // Мир психологии. 2019. № 2. С. 283-296.

3. Аминов Н.А., Чернявская В.С., Осадчева И.И. Дифференциальный контекст исследования педагогических способностей и педагогического мастерства // Мир психологии. 2020. № 3. С. 131-144.

4. Аминов Н.А., Осадчева И.И. Единая концепция психического развития человека как ресурс исследования психического здоровья детей и подростков // Psihologiya. 2020. № 1 (39). С. 35-38. — Бухара, Узбекистан. [Электронное издание].

5. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 368 с.

6. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 1998. - 86 с.

7. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

8. Павлов И.П. Рефлекс свободы. - СПБ.: Питер, 2017. - 432 с.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воля Елена Сергеевна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Российская академия образования. E-mail: elenavolya@mail.ru

Аннотация. Воспроизводство педагогических кадров является важнейшей задачей развития нормативной культуры и укрепления государственности. Запрос общества на современного педагога концептуально обусловливает образовательную политику, направленную на преобразования. При воспроизводстве общественной жизни меняются как субъекты, так и объекты, и условия их существования, что необходимо учитывать в перспективных исследованиях.

Ключевые слова: воспроизводство педагогических кадров, нормативная культура, образовательная политика, предмет исследования, педагогическое образование, модернизация образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.