Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспроизводство педагогических кадров / нормативная культура / образовательная политика / предмет исследования / педагогическое образование / модернизация образования / reproduction of teaching staff / normative culture / educational policy / subject of research / teacher education / modernization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воля Елена Сергеевна

Воспроизводство педагогических кадров является важнейшей задачей развития нормативной культуры и укрепления государственности. Запрос общества на современного педагога концептуально обусловливает образовательную политику, направленную на преобразования. При воспроизводстве общественной жизни меняются как субъекты, так и объекты, и условия их существования, что необходимо учитывать в перспективных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FEATURES OF THE SUBJECT OF STUDY MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The reproduction of teaching staff is the most important task of developing a normative culture and strengthening statehood. The society’s demand for a modern teacher conceptually determines the educational policy aimed at transformations. During the reproduction of social life, both subjects and objects change, and the conditions for their existence, which must be taken into account in prospective studies.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

исследования, подтверждающие павловские идеи. Это исследования Н.Н. Даниловой, Б.И. Кочубея и Е.В. Новиковой, Н.А. Аминова и В.Н. Азарова и других.

Мы уверены, что когда в современной школе при дистанционном образовании начнут учитывать индивидуальные различия — особенности ВНД каждого учащегося, его темперамент и характер, только тогда будет сформирована комфортная среда обучения, которая позволит максимально раскрывать детские способности, значительно снизить невротиза-цию учащихся, профилактировать психическое неблагополучие. Мы также считаем, что основу одаренности, в рамках типологического подхода, можно рассматривать как лабильность двух сигнальных систем, однако это требует дополнительных психофизиологических исследований.

Таким образом, с учетом активного изменения технологий образования значение «слова» в процессе обучения повышается, и мы получаем веские доказательства в пользу применения типологического подхода как дополняющего культурно-исторический подход. Построение единой концепции психического развития человека с учетом индивидуальных различий в проявлении человеческого темперамента, индивидуальных различий в формировании характера ребенка при совместной деятельности со взрослым и индивидуальных различий при аутокоммуникации ребенка является, на наш взгляд, научной основой повышения эффективности школьного образования.

Литература

1. Аминов Н.А., Азаров В.Н. Изучение индивидуальных различий в предрасположенности к состоянию тревоги в рамках концепции двух сигнальных систем // Проблемы дифференциальной психофизиологии. — М.: Педагогика, 1981. — С. 98—112.

2. Аминов Н.А., Осадчева И.И., Блохина Л.Н. Преобладание сигнальных систем и типы личности (по И.П. Павлову) // Мир психологии. 2019. № 2. С. 283-296.

3. Аминов Н.А., Чернявская В.С., Осадчева И.И. Дифференциальный контекст исследования педагогических способностей и педагогического мастерства // Мир психологии. 2020. № 3. С. 131-144.

4. Аминов Н.А., Осадчева И.И. Единая концепция психического развития человека как ресурс исследования психического здоровья детей и подростков // Psihologiya. 2020. № 1 (39). С. 35-38. — Бухара, Узбекистан. [Электронное издание].

5. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 368 с.

6. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 1998. - 86 с.

7. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

8. Павлов И.П. Рефлекс свободы. - СПБ.: Питер, 2017. - 432 с.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воля Елена Сергеевна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Российская академия образования. E-mail: elenavolya@mail.ru

Аннотация. Воспроизводство педагогических кадров является важнейшей задачей развития нормативной культуры и укрепления государственности. Запрос общества на современного педагога концептуально обусловливает образовательную политику, направленную на преобразования. При воспроизводстве общественной жизни меняются как субъекты, так и объекты, и условия их существования, что необходимо учитывать в перспективных исследованиях.

Ключевые слова: воспроизводство педагогических кадров, нормативная культура, образовательная политика, предмет исследования, педагогическое образование, модернизация образования.

ABOUT FEATURES OF THE SUBJECT OF STUDY MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Volya Elena Sergeevna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Russian Academy of Education. E-mail: elenavolya@mail.ru

Abstract. The reproduction of teaching staff is the most important task of developing a normative culture and strengthening statehood. The society's demand for a modern teacher conceptually determines the educational policy aimed at transformations. During the reproduction of social life, both subjects and objects change, and the conditions for their existence, which must be taken into account in prospective studies.

Keywords: reproduction of teaching staff, normative culture, educational policy, subject of research, teacher education, modernization of education.

Феномен модернизации педагогического образования является актуальным предметом новейших исследований научно-педагогического сообщества. Выделены ключевые проблемы модернизации педагогического образования [1], соотнесены некоторые задачи и результаты модернизации педагогического образования [2], анализируется специфика научного, методического и организационного обеспечения модернизации педагогического образования [1—3].

Исследования различных аспектов модернизации педагогического образования позволяют сделать выводы общего характера о разрозненности модернизационных стратегий образовательной политики; выводы о проблемах разработки актуальных программно-методических материалов и их соответствия законодательным и нормативно-правовым документам обеспечения мероприятий в области модернизации педагогического образования; выводы о некомпетентности управления системой образования на разных уровнях [3], выводы в отношении планируемого результата — не всегда учитывались культурно-исторические особенности национальной системы образования, что зачастую заканчивалось ожидаемыми сбоями в деле проведения реформационных мероприятий и порождало устойчивый феномен незавершенности преобразований [4, с. 102].

Современные попытки наследовать лучшие образцы отечественной системы педагогического образования сегодня не всегда приводят к предполагаемому результату, о чем свидетельствуют новейшие историко-педагогические исследования, в том числе проблем ретроинновации [4]. Принципиально этот феномен может быть объяснен тем, что при воспроизводстве общественной жизни меняются как субъекты, так и объекты, и условия их существования [5; 6].

Развитие предметной области происходит в тесной взаимосвязи объектных и субъектных структур, в условиях, когда результаты локальных взаимодействий субъекта и объекта частично воспроизводятся. При этом развиваются (или, по меньшей мере, изменяются) и субъект, и объект, и предмет [6, с. 82].

Педагогическая деятельность традиционно воспринимается как нечто большее, чем обычная профессиональная занятость, как одна из форм «служения», культивирующая фундаментальные ценности человека в соответствии с фундаментальными смыслами воспроизводимой общественной реальности [7, с. 10]. Одно из актуальных направлений исследования феномена модернизации образования связано с изменением нормативной культуры, целей и ценностей, в частности декларированных и реальных ценностей, что, соответственно, выражается — в превращенной форме — в различении норм представленных (осознанных) и норм реализованных [7, с. 12].

В учении и учащий, и учащийся являются как результатом, так и объективным условием воспроизводства человека. При этом гуманистический идеал учительства заключается в развитии собственных внутренних условий воспроизводства человека [7, с. 13]. Сам

субъект, как развитый человек вместе с его понятиями, ценностями, идеалами, нормами и т.д. находится среди реальных предпосылок и условий всякого локального воспроизводства мира, в котором он существует. Но актуальность его идей при этом имеет характер частично воспроизводимого условия. Они не имеют самостоятельного существования и воспроизводятся только в связи с реальными условиями воспроизводства человека и на основе этих условий [7, с. 17].

Литература

1. Лазарев В.С. Ключевые проблемы модернизации педагогического образования // Педагогическое образование и наука. 2017. № 4. С. 7—15.

2. Чекалева Н.В. Эффекты модернизации педагогического образования // Гуманитарные исследования. 2017. № 3 (16). С. 175-178.

3. Подуфалов Н.Д. О стратегии РАО в условиях современных вызовов системе образования // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития: коллективная монография / Авторы-составители: С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. — М.: Изд-во «Экон-Информ». 2018. — С. 14—25.

4. Богуславский М.В., Богуславская Т.Н., Милованов К.Ю., Овчинников А.В. Культурно-исторические основы развития отечественного образования и педагогики второй половины XX — начала XXI вв. // Проблемы современного образования. 2020. № 3.

5. Фролов И.Э. Усложнение глобальной экономики, кризис и инновационная пауза // Кондратьевские волны. 2018. № 6. С. 127—154.

6. Чусов А.В. Об относительной самостоятельности методологических регулятивов в составе методологического отношения // Философия и наука: проблемы соотнесения. Алешинские чтения — 2016. Материалы международной конференции. — М.: РГГУ. 2017. С. 74—83.

7. Воля Е.С., Чусов А.В Нормативный подход к исследованию воспроизводства учительства в культуре // Профессиональное образование и общество. 2012. № 2. С. 10—17.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Есикова Татьяна Владиславовна (Санкт-Петербург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. E-mail: esikovatv@herzen.spb.ru

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ социально-педагогической деятельности и сформулированы перспективы ее инновационного развития в соответствии с современной ситуацией в обществе. Разработанная технология профилактики основана на данных эмпирического исследования обучающихся школ. Результаты исследования правовых представлений показывают динамику их развития от дошкольного до юношеского возраста.

Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, технология профилактики, личность обучаемого, образовательная среда.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL WORK OF A SOCIAL TEACHER

Yesikova Tatyana Vladislavovna (St. Petersburg, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, The Herzen State Pedagogical University of Russia. E- mail: tatjana.esikowa@yandex.ru

Abstract. The article presents a theoretical analysis of social and pedagogical activity and formulates the prospects for its innovative development in accordance with the current situation in society. The developed technology for the prevention of social and pedagogical activity is based on the data of empirical research of students in schools. The results of the study of legal concepts show the dynamics of their development from preschool to adolescence.

Keywords: social and pedagogical activity, prevention technology, student personality, educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.