Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-педагогическая деятельность / технология профилактики / личность обучаемого / образовательная среда / social and pedagogical activity / prevention technology / student personality / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есикова Татьяна Владиславовна

В статье представлен теоретический анализ социально-педагогической деятельности и сформулированы перспективы ее инновационного развития в соответствии с современной ситуацией в обществе. Разработанная технология профилактики основана на данных эмпирического исследования обучающихся школ. Результаты исследования правовых представлений показывают динамику их развития от дошкольного до юношеского возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL WORK OF A SOCIAL TEACHER

The article presents a theoretical analysis of social and pedagogical activity and formulates the prospects for its innovative development in accordance with the current situation in society. The developed technology for the prevention of social and pedagogical activity is based on the data of empirical research of students in schools. The results of the study of legal concepts show the dynamics of their development from preschool to adolescence.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА»

субъект, как развитый человек вместе с его понятиями, ценностями, идеалами, нормами и т.д. находится среди реальных предпосылок и условий всякого локального воспроизводства мира, в котором он существует. Но актуальность его идей при этом имеет характер частично воспроизводимого условия. Они не имеют самостоятельного существования и воспроизводятся только в связи с реальными условиями воспроизводства человека и на основе этих условий [7, с. 17].

Литература

1. Лазарев В.С. Ключевые проблемы модернизации педагогического образования // Педагогическое образование и наука. 2017. № 4. С. 7—15.

2. Чекалева Н.В. Эффекты модернизации педагогического образования // Гуманитарные исследования. 2017. № 3 (16). С. 175-178.

3. Подуфалов Н.Д. О стратегии РАО в условиях современных вызовов системе образования // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития: коллективная монография / Авторы-составители: С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. — М.: Изд-во «Экон-Информ». 2018. — С. 14—25.

4. Богуславский М.В., Богуславская Т.Н., Милованов К.Ю., Овчинников А.В. Культурно-исторические основы развития отечественного образования и педагогики второй половины XX — начала XXI вв. // Проблемы современного образования. 2020. № 3.

5. Фролов И.Э. Усложнение глобальной экономики, кризис и инновационная пауза // Кондратьевские волны. 2018. № 6. С. 127—154.

6. Чусов А.В. Об относительной самостоятельности методологических регулятивов в составе методологического отношения // Философия и наука: проблемы соотнесения. Алешинские чтения — 2016. Материалы международной конференции. — М.: РГГУ. 2017. С. 74—83.

7. Воля Е.С., Чусов А.В Нормативный подход к исследованию воспроизводства учительства в культуре // Профессиональное образование и общество. 2012. № 2. С. 10—17.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Есикова Татьяна Владиславовна (Санкт-Петербург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. E-mail: esikovatv@herzen.spb.ru

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ социально-педагогической деятельности и сформулированы перспективы ее инновационного развития в соответствии с современной ситуацией в обществе. Разработанная технология профилактики основана на данных эмпирического исследования обучающихся школ. Результаты исследования правовых представлений показывают динамику их развития от дошкольного до юношеского возраста.

Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, технология профилактики, личность обучаемого, образовательная среда.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL WORK OF A SOCIAL TEACHER

Yesikova Tatyana Vladislavovna (St. Petersburg, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, The Herzen State Pedagogical University of Russia. E- mail: tatjana.esikowa@yandex.ru

Abstract. The article presents a theoretical analysis of social and pedagogical activity and formulates the prospects for its innovative development in accordance with the current situation in society. The developed technology for the prevention of social and pedagogical activity is based on the data of empirical research of students in schools. The results of the study of legal concepts show the dynamics of their development from preschool to adolescence.

Keywords: social and pedagogical activity, prevention technology, student personality, educational environment.

Современная личность обучаемого развивается в настоящее время в иных условиях, в отличие от представителей предыдущих поколений: возрастает объем и качество знаний, которые должны усвоить обучаемые, происходит влияние социума на ребенка, как позитивное, так и негативное, обострились проблемы мигрантов и семей с низким материальным и социальным статусом, появились новые формы проявления девиант-ного, делинквентного, зависимого и аддиктивного поведения, возрос риск бесконтрольности жизнедеятельности обучаемых в периоды дистанционного обучения. Необходима помощь социального педагога, связанная с проблемами инклюзивного образования и детской одаренности. Поэтому профессиональная деятельность социального педагога требует инновационного развития, соответствующего изменениям в обществе и мировоззрении. Социально-педагогическая деятельность является многофункциональной, многоаспектной, охватывает сферы нескольких проблемных полей, которые находятся в стадии развития в современном обществe.

Социально-педагогическая деятельность представляет собой оказание необходимой помощи, содействие в процессах освоения обучаемым социокультурного опыта и социализации, преобразования окружающего социума, совершенствования и самореализации в социальной среде (В.В. Афанасьев, М.А. Галагузова, В.С. Иванов, Г.П. Иванова, Ю.В. Савин, Е.И. Сухова, В.С. Торохтий), в восприятии обучаемого себя как личности, как субъекта собственной жизнедеятельности (Н.В. Абрамовских).

При разработке инновационных технологий, отличающихся новизной, соответствующей тенденциям развития педагогической науки и практики [3], основываемся на структурно-процессуальной модели личностно-профессионального и карьерного развития Л.М. Митиной, в которой отмечается, что «профессиональное развитие личности не отделяется от развития личности в целом: личностное и профессиональное развитие рассматриваются как взаимодополняющие и взаимополагающие процессы, попеременно являющиеся друг для друга то средством, то результатом развития на различных этапах онтогенеза» [2, с. 21].

В практике образовательных организаций социальный педагог занимается в основном с «трудными детьми», а также с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, подростками с девиантным и делинквентным поведением, без попечения родителей, семьями мигрантов, обучаемыми с ОВЗ и др. Однако в современных условиях социально-педагогическая деятельность в большей степени должна быть направлена на профилактическую работу со всеми обучаемыми, на формирование социальных компетенций, создающих мировоззренческий базис личности. Для этого необходимо разработать программу социального обучения в образовательной среде, которую должны осваивать все обучаемые.

Например, в условиях развития современного общества возникла острая необходимость в повышении компетентности социальных педагогов в области правового воспитания тех обучаемых, которые еще не являются преступниками, но нуждаются в профилактике правонарушений. Вместе с тем, и для успешных обучаемых также необходима разработка технологий для развития их правового сознания, для того чтобы они могли успешно функционировать в изменяющемся обществе, уметь разобраться в новых социальных ситуациях и принять правильное законопослушное решение.

Инновационное развитие социально-педагогической деятельности заключается в том, что необходим поиск методов исследования, адекватных современным социально-педагогическим проблемам. В реальной практической деятельности, социальному педагогу приходится собирать данные, анализировать и интерпретировать их, формулировать гипотезу о социальной жизнедеятельности обучаемого, проверять результативность, предпринятых им шагов. Для этого необходима совокупность стандартизированных, надежных, валидных методов социально-педагогического исследования.

Например, технологии профилактики делинквентного поведения предшествует проведение диагностики и выявление содержания представлений о праве у обучаемого и уровня развития его правового сознания. Социальный педагог занимается экспертизой социального развития личности, оценивает жилищные условия, выясняет степень риска для несовершеннолетнего в связи с жестоким обращением с ребенком или отсутствием заботы и внимания со стороны родителей или лиц их заменяющих.

Примером диагностики, которую могут применять в своей работе социальные педагоги, является авторская методика «Решение правовых ситуаций» [1], описание которой приведено ниже.

Выбранная методика позволила выявить уровень развития правовых представлений младших школьников, их отношение к праву, изучить влияние нравственного сознания на правовое сознание. Базой для проведения эмпирического исследования являлись две общеобразовательные школы г. Санкт-Петербурга. Репрезентативность выборки из генеральной совокупности обусловлена простым рандомизированным отбором. Выборка испытуемых младшего школьного возраста п=340, подросткового возраста п=145, юношеского возраста п=143. Ситуации подбирались в соответствии с возрастом.

Для диагностики содержания правового сознания были разработаны авторские методики.

Сочинение «Как я понимаю право» (Т.В. Есикова). Методика предназначена для выявления правовых представлений и понятий у детей и подростков 10—16 лет. Анализ результатов осуществляется с помощью контент-анализа.

Беседа о праве (Т.В. Есикова) выявляет представления о праве детей дошкольного и младшего школьного возраста и правовые понятия подростков, юношей и девушек, студентов и молодых специалистов. Всем испытуемым задавались вопросы с целью выявления динамики развития правовых представлений и понятий.

Методика «Решение правовых ситуаций» (Т.В. Есикова) представляет собой описание проблемных ситуаций, в которых оказался ребенок. Испытуемому необходимо разрешить проблемную ситуацию, ответить на вопросы психолога и дать оценку происходящего, высказать свое мнение по поводу правовой ситуации, спрогнозировать свое собственное поведение в подобной ситуации. По результатам ответов детей производится качественный анализ и выставляются количественные оценки: 0 баллов присваивается в случае полного нарушения моральных и правовых норм; 1 балл присваивается в случае незнания правовых норм, но при этом ребенок размышляет и пытается найти правильное решение; 2 балла присваивается в случае незначительного нарушения правовых норм, действию только по моральным представлениям; 3 балла присваивается в случае правильного решения правовой ситуации и действия в соответствии с правовыми и моральными нормами.

В ходе корреляционного анализа полученных данных (по Спирмену) мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте наблюдается достоверная связь между представлениями о праве и соблюдении этических норм. Понимание права происходит благодаря осознанию соблюдения устава школы и правил дорожного движения (92 % осознают их, 8 % считают, что можно нарушить). В подростковом возрасте появляются четкие правовые понятия. Подростки считают себя правопослушными гражданами своей страны (71 %); «не знают всех законов» 29 %. Подростки осознают, что преступление влечет за собой санкции, нельзя воровать, совершать хулиганские действия (100 %). 82 % респондентов осознают, что люди нарушают права личности, 18 % не осознают этого. В юношеском возрасте моральные и правовые нормы нередко вступают в противоречие (74 %), 26 % участников исследования имеют четкие нормативные установки.

Перспективой инновационного развития социально-педагогической деятельности является разработка соответствующих методов исследования, критериев нормативности, алгоритмов и технологий практической деятельности.

Одним из важных методов работы социального педагога является беседа, диалог с обучаемым, на основе которого возможна разработка прогностической функции социально-педагогической деятельности, позволяющей составлять прогнозы распространения явлений, прогнозы развития конкретной личности, которые в процессе диалога нужно доносить до сознания обучаемого. Перспектива развития личности, планирование жизнедеятельности, целеполагание способно направить в правильное русло социальное развитие личности.

Социально-педагогическая деятельность предполагает работу с родителями. Необходима разработка дистанционных форм и методов педагогического просвещения родителей и повышение компетентности социального педагога в решении данной проблемы.

Развитие профессионального труда социального педагога заключается в создании психолого-педагогических условий предотвращения асоциальных явлений. Деятельность социального педагога многофункциональна, но чтобы избежать разделения профессиональной деятельности, еще большей дифференциации функций социально-педагогической деятельности (работа с мигрантами, девиантное и делинквентное, зависимое, аддиктивное поведение, инклюзивное образование и др.), необходимо нахождение единого основания работы. Таким базисом является основная функция социально-педагогической деятельности — социализация личности, ее социальное развитие и социальное воспитание. При успешной социализации личности происходит формирование нормативности в сознании, в том числе развитие правового сознания, нравственных установок, которые создают фундаментальное основание в мировоззрении.

Литература

1. Есикова Т. В., Ермолина М.А. Юридическое обоснование диагностики правового сознания // Право и образование. 2016. № 5. 104-110.

2. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности: монография. — М; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2019. — 394 с.

3. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. Вып. 9. — 484 с.

4. Торохтий В.С. О сущности социально-педагогического подхода в российском профессиональном образовании // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. Т. 5, № 1. С. 34—38.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Жабаков Владислав Ермекбаевич (Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Е-шаИ: gabakovvu@cspu.ru)

Жабакова Татьяна Викторовна (Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-шail:zhabakovatv@cspu.ru)

Аннотация. В статье рассматривается структура личностно-профессиональной самореализации будущих педагогов физической культуры как совокупность дихотомических конструктов «активность—пассивность», «реальность—мнимость», «продуктивность—непродуктивность». В качестве критериев самореализующейся личности рассматриваются образ тела как экстериоризи-рованной субъектности и готовность к педагогическому физкультурно-спортивному совершенствованию.

Ключевые слова: профессионально-личностная самореализация, подготовка будущих педагогов физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.