Научная статья на тему 'Социально-педагогический подход в профилактике аддиктивного поведения студентов колледжа'

Социально-педагогический подход в профилактике аддиктивного поведения студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1101
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ADDICTIVE BEHAVIOR / SOCIO-PEDAGOGICAL APPROACH / DRUG ADDICTION / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круковская Оксана Александровна

В статье автор определяет сущность социально-педагогического подхода в профилактике аддиктивного поведения студентов колледжа, в частности в профилактике наркотической зависимости. Раскрывается собственный потенциал личности обучающегося и потенциал социума в решении данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical approach to prevention of addictive behavior in college students

In the article the author identifies the content of socio-pedagogical approach to prevention of addictive behavior in college students, in particular to prevention of drug abuse dependence that concludes in implementation of potential of social institutions and of own potential of students.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический подход в профилактике аддиктивного поведения студентов колледжа»

УДК 37.013.42 © О.А. Круковская

Социально-педагогический подход в профилактике аддиктивного поведения студентов колледжа

В статье автор определяет сущность социально-педагогического подхода в профилактике аддиктивного поведения студентов колледжа, в частности в профилактике наркотической зависимости. Раскрывается собственный потенциал личности обучающегося и потенциал социума в решении данной проблемы.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, социально-педагогический подход, наркотическая зависимость, профилактика.

O.A. Krukovskaya

Socio-pedagogical approach to prevention of addictive behavior in college students

In the article the author identifies the content of socio-pedagogical approach to prevention of addictive behavior in college students, in particular to prevention of drug abuse dependence that concludes in implementation of potential of social institutions and of own potential of students.

Keywords: addictive behavior, socio-pedagogical approach, drug addiction, prevention.

Главная задача образовательной политики на современном этапе развития российского общества - обеспечение качества образования на основе повышения его эффективности при сохранении доступности, фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

При этом главным результатом образовательного процесса, в отличие от традиционного функционального подхода, ориентированного на подготовку студента к последующему выполнению тех или иных социальных функций, является не столько овладение определенной совокупностью знаний, сколько создание условий для личностной самореализации, обретения способности к созидательной деятельности, готовности к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог, принимать самостоятельные решения и нести личную ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Последнее особенно актуально, если принять во внимание, что в условиях глубоких социально-экономических преобразований в

нашей стране резко обострилось противоречие между потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем молодого поколения. Разрушены ценностные ориентиры, утрачивается связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения, четко прослеживается связь физического нездоровья и саморазрушающих поведенческих тенденций в молодежной среде.

В отечественных и зарубежных исследованиях отсутствует единый подход к определению понятия «девиантное поведение». Существует целый ряд терминологических определений,

близких по смыслу и содержанию, но звучащих по-разному. Наряду с девиантным поведением используется синоним «отклоняющееся поведение», нередко его называют делинквентным, асоциальным, антисоциальным, дезадаптивным, аддиктивным, неадекватным, деструктивным, нестандартным, акцентуированным, психопатичным, саморазрушающим, социально неадаптированным, патологией поведения и др.

Как отмечает И.С. Кон, несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие [6].

Аддикция и аддиктивное поведение - относительно новые понятия, и на данный момент среди психологов существует множество разногласий в его определении. Аддиктивное поведение рассматривается большинством авторов, стоявших у начала разработки этой проблематики (Ц.П. Короленко, А.С. Тимофеева, А.Ю. Акопов, K. Chemin и др.), как одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, то есть причиняющего вред человеку и обществу. Аддиктивное поведение (от англ. Addiction -пагубная привычка, порочная склонность) - одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении ухода от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций [9]. Ад-диктивное поведение в широком смысле оказы-

вается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей [4].

В русском языке сильная наклонность, привязанность, слепое безотчетное предпочтение чего-либо, страсть к чему-либо обозначается словом «пристрастие» (Даль В.И. Толковый словарь русского языка, 2001, с. 532). Это слово и рассматривается чаще всего как синоним иностранного слова «аддикция». В отличие от зарубежных исследователей, в большинстве считающих аддикцию синонимом зависимости, а ад-диктивное поведение синонимом зависимого поведения, в отечественной литературе аддик-тивное поведение чаще означает, что болезнь как таковая еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения в отсутствие физической и индивидуальной психологической зависимости [10].

Формы аддиктивного поведения могут быть различны: это и химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость) и нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды); это гэмблинг (игровая зависимость) и религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

В данной статье мы будем рассматривать одну из форм аддиктивного поведения, в частности, наркотическую зависимость и ее профилактику.

Наркотическая зависимость - вид аддиктив-ного поведения, характеризующийся формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [5], [8].

Вопросы профилактики аддиктивного поведения и антинаркотического воспитания раскрыты в трудах многих отечественных и зарубежных ученых:

- методологические подходы к проблемам первичной профилактики аддиктивных зависимостей (С.В. Алексеев, И.Н. Беляев, А.Г. Врублевский, А.А. Габиани, Л.М. Зорина, А.М. Карпов, И.Н. Пятницкая, М.Г. Цетлин, Г.И. Фролова);

- концепции антинаркотического воспитания учащихся и профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (А.М. Басов, С.В. Березин, Н.Л. Бочкарева,

Н.В. Вострокнутов, А.А. Гериш, Т.Н. Дудко,

Д.В. Колесов, Л.А. Котельникова, Л.Г. Леонова, К.С. Лисецкий и др.).

Научные взгляды о сущности наркомании, ее причинах и последствиях раскрыты в трудах отечественных (В.С. Битенский, Б.С. Братусь,

А.М. Буянов, ТВ. Иванова, О.Р. Кунц, А.Е. Личко, О.Р. Костенко, Б.М. Левин, И.Н. Пятницкая, Н.Б. Славков, И.Г. Ураков, К.М. Фло-ренсова) и зарубежных (К. Блейч, С.Ф. Баки, С. Вайлдер-Пад Улия, В. Миллер и др.) ученых.

Распространение аддиктивного поведения в студенческой среде среднего профессионального образования уже давно вызывает тревогу специалистов, которые все чаще указывают на необходимость решения проблемы путем организации системной профилактической работы.

Говоря об ущербе, который наносит наркотизация молодого поколения демографии и здоровью нации, специалисты выделяют три наиболее уязвимых с точки зрения «человеческого капитала» страны направления: ущерб здоровью, социальный ущерб, потери системы образования.

Непосредственно для системы образования ущерб выражается в ухудшении криминогенной обстановки в образовательной и микросоциаль-ной среде; снижении дисциплины и общей успеваемости обучаемых, искажении иерархии ценностей молодежи. Как итог этих процессов: незавершенное образование, снижение социальной адаптации молодежи.

Организация наркопрофилактической работы является одной из социальных функций образовательных учреждений среднего профессионального образования, направленной на преодоление данной тенденции в современном профессиональном образовании.

С целью изучения распространенности наркомании в учреждениях среднего профессионального образования был проведен опрос обучающейся молодежи колледжей. Опрос проводился в условиях анонимности. В анкетировании принимало участие три колледжа города Москвы. Опрошено 324 студента.

Возрастные категории респондентов: в возрасте 14-15 лет - 34%; 16-17 лет - 41,7%; 18-19 лет - 24,3%.

Полученные в ходе анкетирования данные свидетельствуют о том, что 6,4% опрошенных принимают наркотические вещества.

Из числа употребляющих наркотические средства 41,3% курят марихуану; 7,7% курят гашиш; 3,8% принимают LSD; 2,9% - наркотические соли, 1,5% - кокаин; 1,4% - героин.

Ответы коррелируют со стоимостью наркотиков. Так, самый дешевый (марихуана) оказывается и самым распространенным.

При анализе окружения сверстников обучающихся колледжей выяснилось, что у 51% подростков нет друзей, употребляющих наркотики. 17,6 отмечают, что лишь немногие сверстники из их окружения принимают наркотики; 2,9% указывают, что большинство их друзей употребляют наркотические средства; 1% отметили, что все друзья в их окружении принимают наркотики. Анализ мотивации употребления наркотиков показывает, что доминирующими мотивами здесь оказываются «желание испытать удовольствие» (36%), «желание снять напряжение и стресс» (33%), «желание уйти от реальности» (24%). Также указываются такие мотивы, как «облегчение общения со сверстниками» (4%), «за компанию с друзьями» (3%).

Свою приобщенность к наркотикам обучающиеся колледжей стараются скрыть от родителей и педагогов. В то же время четверть подростков, употребляющих наркотики, отмечает, что педагоги «делают вид, что не замечают». Это говорит о том, что педагогический коллектив пытается уйти, отстраниться от воспитательных проблем.

На вопрос о проведении профилактических мероприятий антинаркотического характера в колледжах 41% ответили, что педагоги проводят разъяснительные беседы, 28% отмечают, что организуются лекции медицинских специалистов, 6,4% обозначили другие профилактические мероприятия; 24,6% подростков указывают, что администрация и педагоги колледжей не проводят в колледже никакой работы по профилактике наркомании.

Таким образом, исследование показало, что проблема наркотической зависимости в образовательных учреждениях среднего профессионального образования стоит очень остро, что работа по профилактике наркотической зависимости проводится на очень слабом уровне, активное взаимодействие с другими социальными институтами социума и использование их воспитательных возможностей практически не реализованы.

Кроме того, в ходе диагностических процедур было выявлено, что участие студентов в общественной жизни колледжа ограничивается уровнем «зрителя (пассивного участия)», что отметили 53% респондентов, активно участвуют лишь 12% (чаще всего в спортивных соревнованиях), 35% не участвуют. Данный результат свидетельствует о неспособности педагогического коллектива заинтересовать студентов, «включить» их в активную общественную рабо-

ту, мотивировать на социально значимую деятельность.

На наш взгляд, успешная профилактика наркотической зависимости предполагает создание предпосылок, благоприятных условий для оказания квалифицированной помощи в развитии личности, становлении индивидуальности в человеке, а также формирования психологического и нравственного иммунитета против употребления наркотиков, что возможно при ее позитивной социально-педагогической направленности, сущность и содержание которой составляет социально-педагогический подход.

Сущность социально-педагогического подхода, по мнению В.С. Торохтия, заключается во взаимодействии социума и личности с целью реализации потенциальных возможностей и социума и самой личности для ее развития и разрешения ее проблем. Основным средством, механизмом социально-педагогического подхода является социальный опыт, хранящийся и накапливающийся в структурах социума [15].

Потенциал социума представляет собой совокупность ресурсов, возможностей, которые находятся в широком диапазоне: от социальных и материально-технических возможностей до индивидуальных и групповых, от естественных, природных до культурных, материальных и духовных - все то, что необходимо человеку в организации его жизнедеятельности.

Под потенциалом личности понимают комплекс ее интеллектуально-творческих и мотивационных характеристик, комплекс способностей, определяющих возможность выдающихся достижений. Достижение личностью наиболее высокого уровня в своем развитии возможно, если найдены пути самореализации личности, раскрыт ее потенциал [14].

Таким образом, социально-педагогический подход в профилактике наркотической зависимости студентов среднего профессионального образования предполагает интеграцию потенциала социума и потенциала самой личности обучающегося в профилактической деятельности, что подразумевает:

- обеспечение максимального использования потенциала социальных институтов (семья, образовательные учреждения, правоохранительные органы, общественные организации) и их взаимодействие;

- активизацию позитивных ресурсов личности, раскрытие ее потенциалов в совместной социально значимой деятельности.

Рассмотрим механизм реализации потенциала социума и самой личности в профилактике наркотической зависимости студентов подробнее.

По мнению многих ученых, для изменения и нивелирования воздействия наркотической субкультуры на подрастающее поколение необходимы усилия всех заинтересованных ведомств и учреждений. Социальные аспекты изучаемой проблемы раскрыты в трудах Э.А. Бабаяна, С.А. Беличевой, И.С. Кона, М.А. Ковальчук, В.Т. Лисовского, А.В. Мудрика, М.И. Рожкова, Д.И. Фельдштейна. В них выделены тенденции развития проблемы, подтверждающие необходимость согласования усилий различных социальных институтов общества в процессе профилактики наркомании в молодежной среде, что подкреплено нормативно-правовой базой [7], [12],

[13].

Все вышесказанное позволяет нам в профессиональной деятельности каждого ведомства выделить собственный воспитательный потенциал, реализующийся в профилактике наркотической зависимости:

1. Сфера охраны правопорядка (отделы по предупреждению преступлений несовершеннолетних, отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, госнаркоконтроль и др.):

- оказание правовой помощи, обеспечивающей соблюдение прав подростка;

- информирование о состоянии наркотизации населения, типичных ситуациях, способствующих вовлечению в круг наркоманов;

- разъяснение незаконности хранения, распространения наркотических веществ, о мере ответственности за нарушение антинаркотиче-ского законодательства;

- информирование подростков о существовании связи между употреблением наркотиков с совершением преступлений;

- информирование о формах правовой поддержки в случае предложения наркотика (телефон доверия, адрес).

2. Сфера здравоохранения (центр медицинской профилактики, научно-практические центры наркологии, центры планирования семьи и др.):

- оказание социально-реабилитационных услуг в специализированных центрах (отделениях), комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья больных наркоманией и созависимых людей ближайшего социума;

- информирование подростков, родителей о последствиях употребления наркотиков для здоровья человека, его потомства;

- разъяснение в подростковой среде психофизиологических механизмов возникновения

наркозависимости с учетом особенностей возраста.

3. Образовательно-воспитательная сфера:

- включение информации о предупреждении наркомании в образовательную деятельность (на уроках биологии, химии, литературы, валеоло-гии и др.);

- вся организационно-просветительская работа по профилактике наркоманий и токсикоманий в школах, средних специальных и высших учебных заведениях должна проводиться на основе следующих принципов [11]:

а) антинаркотическая пропаганда должна проводиться регулярно и целенаправленно, так как бессистемные, эпизодические мероприятия не позволяют сформировать стойкие, правильные и желаемые убеждения у подростков;

б) подбор информации должен соответствовать полу и возрасту объекта профилактической работы;

в) полное исключение запугивания обучаемых, искажения и ложной информации о негативных последствиях употребления психоактивных веществ и какого-то оправдания причин их употребления;

г) выработать отрицательное отношение к наркотикам, алкоголю и токсикантам не только на разъяснении негативных последствий приобщения к ним, но и на основе возможных отрицательных последствий их поведения, формирования умственных, интеллектуальных способностей в реализации поставленных подростками и юношами целей и задач их перспективного роста и развития;

- включение подростков в разнообразные виды социально полезной деятельности;

- целенаправленное формирование социально значимых качеств личности подростка, необходимых для его успешной социализации;

- создание комфортной среды жизнедеятельности подростка в образовательном учре-ждени и, способной оказать влияние на развитие сферы его интересов;

- организация физкультурно-оздоровительной работы, привлекательной для подростков, заполнение свободного времени подростка конструктивными формами досуга;

- своевременная диагностика и психологопедагогическое и социально-педагогическое сопровождение кризисных ситуаций (периодов) в жизни подростка;

- развитие творческого потенциала подростков за счет предоставления различных факультативов, кружков, спортивных секций, студий, клубов по интересам и т.д.;

- просвещение родителей подростков о путях и способах вовлечения в потребление психоактивных веществ;

- информирование родителей о типичных признаках потребления подростком наркотиков.

4. Сфера досуга:

- развитие инфраструктуры безнаркотиче-ского молодежного досуга (клубы, спортивные мероприятия, массовые праздники);

- поддержка молодежных социальных инициатив (волонтерское движение, анти-наркотические акции, студенческое самоуправление и т.д.);

- обеспечение подростка информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг [2].

Таким образом, интегрированность воспитательных воздействий и взаимодействий различных социальных институтов в виде социально-педагогического партнерства в целях профилактики наркотической зависимости будет способствовать формированию устойчивости личности обучающегося к наркотической контаминации и негативному давлению среды.

Опыт изучения личности наркозависимых подростков свидетельствует, что именно слабая актуализация потенциала личности является одним из серьезных факторов наркотизации.

Активизация позитивных ресурсов личности, раскрытие ее потенциалов заключается в следующем:

- потенциал разума - способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться. Цель - обеспечение обучающихся объективной информацией о действии наркотиков, сформировать отношение к этой проблеме;

- потенциал воли - способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства. При этом необходимо побудить обучающихся к изучению собственной личности, сильных и слабых ее сторон, сформировать способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение, решать простые и сложные жизненные проблемы;

- потенциал чувств - формирование умения сопереживать окружающим и понимать их чувства, повышение «эмоционального интеллекта», а также умение элиминировать чувства вины, страха, неуверенности в себе;

- общественный потенциал - способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень социальной компетентности.

Цель - помощь в социальной адаптации обучающегося, что проявляется в умении:

1) устанавливать контакты с другими, строить эффективное общение и развивать партнерские отношения;

2) принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим, быть способным обратиться при необходимости за помощью к другим.

- креативный (творческий) потенциал -способность человека к созидательной активности, способность к самовыражению в жизнедеятельности. Цель: развить способность нестандартно мыслить и решать жизненные задачи;

- духовный потенциал - способность развивать духовную природу человека, выражать ценностное отношение. Цель: дать подростку опыт проживания высших состояний любви к себе, ближнему и к миру в целом [1].

Отсутствие необходимого для правильного развития личности одобрения взрослых и сверстников, неудовлетворенная потребность в самоуважении и самореализации создают у подростков внутренний дискомфорт, часто становящийся предысторией подростковой наркомании. Однако нахождение сферы деятельности, в которой подросток может показать успехи, препятствует развитию пристрастия к наркотическим веществам.

В подростковом возрасте определяющей является мотивированная общественнополезная деятельность, выражающаяся в развертывании социальной активности, инициативы, самовыражении индивида. Занятия в кружках, клубах, спортивных секциях, посещение дискотек с тематической направленностью, участие в театральных спектаклях способствуют развитию физических, духовных, эмоциональных и интеллектуальных сторон подростка, а самое главное - реализации своего «я».

Подростков рекомендуется включать в социальные отношения через социально -позитивную среду, которая характеризуется следующими особенностями: содержательной совместной деятельностью, ориентированной на высокие социально значимые ценности, автономией личности и группы и стимулированием различных форм социальной активности (интеллектуальной, спортивной, эстетической, трудовой, благотворительной и др.); взаимозависимостью в совместной деятельности в коллективе; актуализацией не только межинди-видного взаимодействия, но и взаимодействия индивидов как представителей конкретных групп (способность к групповой идентифика-

ции и межгрупповой деятельности); стимулированием кооперативных форм межгруппово-го взаимодействия [2].

Создание на базе образовательного учреждения волонтерского движения является одним из эффективных и перспективных вариантов работы по профилактике наркозависимости среди молодежи. Базовый принцип волонтерского движения - насыщенная, интересная, полноценная жизнь без наркотиков с привлечением в ряды волонтеров молодых людей, входящих в группы риска, имеющих тенденцию к разного рода аддикциям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели волонтерской помощи личности с ад-диктивным поведением:

- формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение);

- интеграция опыта ровесников, ведущих здоровый образ жизни; совершенствование саморегуляции, повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности;

- выработка жизненно важных умений;

- устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;

- расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности, повышение уровня социальной адаптации [3].

Таким образом, реализация социальнопедагогического подхода в профилактике ад-диктивного поведения студентов среднего профессионального образования предполагает совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психологопедагогических и социально-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление социально активной личности, устойчивой к негативному давлению среды.

Литература

1. Беркалиев Т.Н. Профилактика наркомании в территориальной системе общего образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб, 2006.

2. Гриднев А.Г. Социально-педагогические условия первичной профилактики подростковой

наркомании: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Тамбов, 2005.

3. Здоровый жизненный стиль и профилактика молодежной наркомании: тез. докл. II гор. науч.-практ. конф., г. Сочи 21 окт. 2005 г. / под науч. ред.

B.В. Колесникова [и др.]. - Сочи: СПИ СГУТиКД: МУЗ г. Сочи «Наркол. диспансер», 2005. - 66 с.

4. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. - М., 2003.

5. Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. - 2-е изд-е. - СПб.: Изд-во РХГА, 2006.

6. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.

7. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. - Приказ Министерства образования РФ от 28.02.2000 г. № 619 (Приложение 1 от 18.10.2006 г.).

8. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. -1991. - Т.1. - С. 8-15.

9. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990.

10. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. - М.: Фолиум, 1998.

11. Науменко Ю.В. Организация комплексной профилактической работы в общеобразовательном учреждении по предупреждению наркомании среди учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании.

- 2006. - № 1. - С.14-16.

12. Письмо Министерства образования и науки России, МВД России, ФСКН России от 21.09.2005 № ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях».

13. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2004 № 145 «О создании межведомственного совета по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».

14. Савенков А.И. Потенциал личности // Новые ценности образования. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. - 2005. -Вып. 5 (24). - С. 107-110.

15. Торохтий В.С. Социально-педагогический подход к деятельности в социокультурном пространстве // Пространство и общение: взаимосвязи и взаимозависимости: коллективная монография / под ред. И.А. Ахьямовой. - Екатеринбург: УрГПУ, 2010. -

C. 71-123.

Круковская Оксана Александровна, аспирант факультета социальной педагогики Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). E-mail: okruk@bk.ru

Krukovskaya Oksana Aleksandrovna, postgraduate student, faculty of social pedagogy, Moscow City Psychological and Pedagogical University. E-mail: okruk@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.