граф-постановщик, танцовщик, репетитор, организатор художественно-творческого и педагогического процессов, режиссёр, руководитель проектной команды и др. Учитывая полифункциональность профессии педагога-хореографа [10], подобный опыт для студентов будет неоспоримо ценным.
Педагог-хореограф - это представитель творческой профессии. Творчество является основой формирования личности, для которой характерен неповторимый индивидуальный стиль работы. Исследования О.Л. Косибород и А.А. Смирнова [11] указывают на то, что социокультурное проектирование является эффективным инструментом развития творческой активности студентов. Внедрение в образовательный, художественно-творческий процесс технологии социокультурного проектирования способствует осуществлению самых различных креативных идей, замыслов, раскрытию и развитию творческого потенциала студентов-хореографов.
Творческая активность, проявление индивидуальных качеств, которые необходимы будущему специалисту в сфере хореографического образования, эффективнее всего проявляются, когда созданы необходимые педагогические условия, на наш взгляд, таким условием может являться индивидуализация обучения. Мы предполагаем, что социокультурное проектирование обладает педагогическим потенциалом и может служить эффективным средством индивидуализации обучения студентов-хореографов.
Библиографический список
Результаты проведенного анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования:
- социокультурное проектирование является творческой, инновационной технологией, включающей в себя творческую и креативную составляющие, направленные на разработку и реализацию новых явлений, процессов, форм и технологий в сфере социально-культурной деятельности, а также на сохранение и развитие социокультурных традиций;
- дано предварительное определение социокультурному проектированию в области хореографического искусства;
- к социокультурным проектам по направлениям деятельности в сфере хореографического искусства можно отнести: образовательный, просветительский, информационный, культурно-досуговый, художественно-творческий, исследовательский.
- в процессе социокультурного проектирования студенты-хореографы могут попробовать себя в разных ролях, что свойственно полифункциональности профессии педагога-хореографа;
- предполагается, что развитие личностных и профессиональных качеств, необходимых для профессии педагога-хореографа, может быть достигнуто при индивидуализации обучения средствами социокультурного проектирования.
1. Вернигора О.Н. Творческий проект хореографического факультета Amarara государственного института культуры - фестиваль-конкурс балетмейстерских работ современных направлений танца «Образ» как средство выявления, поддержки и продвижения начинающих балетмейстеров, повышения качества учебного процесса. Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018; № 3 (17): 208 - 211.
2. Никитина Е.Ю., Юнусова Е.Б. Хореографический проект как альтернативная форма итоговой аттестации студентов - будущих хореографов. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 147 - 149.
3. Тонков М.С. Инновационные технологии в творческой деятельности педагога-хореографа. Фундаментальная и прикладная наука. 2017; № 2 (6): 46 - 48.
4. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Санкт-Петербург: СПБГУП, 1998.
5. Котова СА, Aфанасьeва Ab. социокультурное проектирование в образовании: сущность, проблемы и опыт реализации. Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. 2017; Т. 3, № 1: 24 - 34.
6. Белошапка Pa. Социокультурное проектирование как инновационная технология в организации культурно-досуговой деятельности. Перспективы науки. 2019; № 5 (116): 257 - 263.
7. Трощенкова Е.А. Проектирование в сфере культуры: инновационный аспект. Вестник КрасГАУ. 2011; № 1 (52): 197 - 202.
8. Литвак РА. Современные социокультурные технологии как средство развития личности. Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: образование. Педагогические науки. 2018; Т. 10, № 4: 31 - 36.
9. Симонов И.Ф. Социально-культурное проектирование: технология предварительного проектного исследования. Ижевск: Удмуртский университет:, 2012.
10. Касиманова Л.А. Творческая мастерская как инновационная форма в процессе профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-2: 216 - 220.
11. Косибород О.Л., Смирнов A.A., Черниговский М.М. Социокультурные проекты как инструмент формирования личности и положительного имиджа России на международной арене. Среднее профессиональное образование. 2020; № 7 (299): 68 - 71.
References
1. Vernigora O.N. Tvorcheskij proekt horeograficheskogo fakul'teta Altajskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury - festival'-konkurs baletmejsterskih rabot sovremennyh napravlenij tanca «Obraz» kak sredstvo vyyavleniya, podderzhki i prodvizheniya nachinayuschih baletmejsterov, povysheniya kachestva uchebnogo processa. Uchenye zapiski (Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv). 2018; № 3 (17): 208 - 211.
2. Nikitina E.Yu., Yunusova E.B. Horeograficheskij proekt kak al'ternativnaya forma itogovoj attestacii studentov - buduschih horeografov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 147 - 149.
3. Tonkov M.S. Innovacionnye tehnologii v tvorcheskoj deyatel'nosti pedagoga-horeografa. Fundamental'naya iprikladnaya nauka. 2017; № 2 (6): 46 - 48.
4. Markov A.P., Birzhenyuk G.M. Osnovy sociokul'turnogoproektirovaniya. Sankt-Peterburg: SPBGUP, 1998.
5. Kotova S.A., Afanas'eva A.B. sociokul'turnoe proektirovaniev obrazovanii: suschnost', problemy i opyt realizacii. Gercenovskiechteniya. Hudozhestvennoeobrazovanierebenka. 2017; T. 3, № 1: 24 - 34.
6. Beloshapka R.A. Sociokul'turnoe proektirovanie kak innovacionnaya tehnologiya v organizacii kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Perspektivy nauki. 2019; № 5 (116): 257 - 263.
7. Troschenkova E.A. Proektirovanie v sfere kul'tury: innovacionnyj aspekt. Vestnik KrasGAU. 2011; № 1 (52): 197 - 202.
8. Litvak R.A. Sovremennye sociokul'turnye tehnologii kak sredstvo razvitiya lichnosti. Vestnik Yuzhno-ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2018; T. 10, № 4: 31 - 36.
9. Simonov I.F. Social'no-kul'turnoeproektirovanie: tehnologiya predvaritel'nogoproektnogo issledovaniya. Izhevsk: Udmurtskij universitet, 2012.
10. Kasimanova L.A. Tvorcheskaya masterskaya kak innovacionnaya forma v processe professional'noj podgotovki pedagogov-horeografov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 63-2: 216 - 220.
11. Kosiborod O.L., Smirnov A.A., Chernigovskij M.M. Sociokul'turnye proekty kak instrument formirovaniya lichnosti i polozhitel'nogo imidzha Rossii na mezhdunarodnoj arene. Srednee professional'noe obrazovanie. 2020; № 7 (299): 68 - 71.
Статья поступила в редакцию 01.02.21
УДК 376.58
Esikova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: esikovatv@herzen.spb.ru
TECHNOLOGY OF PREVENTION OF DELINQUENT BEHAVIOR OF THE STUDENT IN SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES. The article reveals the problem of developing an innovative technology for the prevention of delinquent behavior of trainees by means of social and educational activities. The article substantiates that it is necessary to start preventive work at the primary school age, since it is at this age that the foundations of the worldview of the individual are laid. The article examines the content of the legal ideas of younger students. The presented results of the empirical study revealed that moral and legal ideas at primary school age are not differentiated and have a close connection. The developed prevention technology is based on the data of empirical research of students in schools. The author presents a research methodology for predisposition to delinquent behavior. The article formulates the criteria reflecting the specificity of the technology for the prevention of delinquent behavior of students.
Key words: delinquent behavior, prevention technology, socio-pedagogical activity, student personality, educational environment, legal ideas.
Т.В. Есикоеа, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: esikovatv@herzen.spb.ru
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается проблема разработки инновационной технологии профилактики делинквентного поведения обучающихся средствами социально-педагогической деятельности. В статье обосновано, что начинать профилактическую работу необходимо в младшем школьном возрасте, так как именно в это время закладываются основы мировоззренческих взглядов личности. В статье рассматривается содержание правовых представлений младших школьников. Представленные результаты эмпирического исследования выявили, что нравственные и правовые представления в младшем школьном возрасте не дифференцированы и имеют тесную связь. Разработанная технология профилактики основана на данных эмпирического исследования обучающихся школ. Представлена разработанная автором методика исследования предрасположенности к делинквентному поведению. В статье сформулированы критерии, отражающие специфику технологии профилактики делинквентного поведения учащихся.
Ключевые слова: делинквентное поведение, технология профилактики, социально-педагогическая деятельность, личность обучаемого, образовательная среда, правовые представления.
В современном обществе на фоне кризиса духовности потребность формирования законопослушной личности становится все более значимой. Профилактика делинквентного поведения является актуальной проблемой, так как правовой нигилизм и проблемы социума нередко оказывают влияние на развивающуюся личность обучаемого. Кроме того, значительно возросло количество правонарушений несовершеннолетних, в среднем совершается около сорока тысяч преступлений в год, за 2020 год на учет по делам несовершеннолетних поставлено около 145 000 несовершеннолетних. По данным генпрокуратуры за последние три года участились случаи особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними [1].
В условиях развития современного общества возникла острая необходимость в повышении компетентности социальных педагогов в области правового воспитания тех обучаемых, которые еще не являются преступниками, но нуждаются в профилактике правонарушений. Вместе с тем и для успешных обучаемых также необходима разработка технологий профилактики делинквентного поведения для развития их правового сознания для того, чтобы они могли успешно функционировать в изменяющемся обществе, уметь разобраться в новых социальных ситуациях и принять правильное законопослушное решение.
В данном контексте правового воспитания в настоящее время разрабатываются новые формы и методы профилактики делинквентного поведения, в том числе дистанционные, соответствующие новому этапу развития общества. Так, период отсутствия непосредственного взаимодействия с социальным педагогом не у всех обучаемых нашел адекватную компенсацию и замену. Возникает задача пересмотра ныне действующих технологий работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях. Как известно, в школах профилактикой делинквентного поведения занимаются, прежде всего, социальные педагоги, которыми проделывается тщательно продуманная целенаправленная деятельность, которая постоянно корректируется в связи с изменяющимися условиями работы по причинам пандемии, введения права у обучаемых на дистанционное образование, а также современным характером правонарушений и изменениями в мировоззрении школьников. Поэтому необходимо создание и совершенствование известных технологий профилактики в соответствии с вызовом времени и сообразно современной личности учащегося.
Делинкветное поведение не проявляется в жизнедеятельности спонтанно, ему предшествует период появления в сознании ребенка представлений о праве. В зависимости от того, как они будут сформированы, какое направление они будут иметь, зависит и последующая жизнедеятельность. Поэтому для профилактики делинквентного поведения необходимо сформировать правовые представления еще на этапе развития мировоззренческих взглядов ребенка, в младшем школьном возрасте.
Технология профилактики делинквентного поведения основывается на идее о раннем начале этого процесса. Известно, что, начиная с младшего школьного возраста, систематически происходит передача знаний о правовых нормах. Младший школьный возраст - это период начала появления мировоззренческих взглядов ребенка, когда под влиянием учебной деятельности в образовательной среде школы начинают активно развиваться представления о праве. Именно в этот период складываются первичные интенции, которые во многом определяют личностные особенности человека, его отношение к окружающим людям и правовой действительности. Как показывают исследования, период младшего школьного возраста является сензитивным в становлении и развитии личности ребенка и, следовательно, начала профилактики делинквентного поведения личности обучаемых, формирования представлений о правомерном и неправомерном поведении, которое с точки зрения социальной педагогики называется делинквентным.
Правовые представления - это образы правовых действий, возникающие на основе продуктивного воображения ребенка. Представления имеют не только гностический компонент, но и оценочный, так как отражают отношение к окружающей действительности. Сущность процесса развития правовых представлений заключается в том, что сначала возникает эмоциональное восприятие правового факта, затем его осмысление и запоминание, которое перерастает в элементарное правовое знание. При этом критерием сформированности правового представления является правильность, то есть соответствие правовым нормам (С.В. Брыкина, Н.Ю. Ган, С.Я. Ермолич, И.Н. Федорова).
Этапами развития правовых представлений являются следующие: эмоциональное восприятие правового факта; осмысление правового факта; запоминание особенностей правового факта; практическое применение сформированного представления [2]. Педагогические условия развития правовых представлений младших школьников: выбор содержания правового образования с учетом возрастных особенностей младшего школьника; использование литературной формы мифа; создание педагогических ситуаций непосредственного переживания правового факта; опора на эмоции ребенка в процессе развития правовых представлений, так как «эмоции неразрывно связаны с каждым из психических процессов» [3, с. 8]. Представления рассматриваются как элементарные знания, отражаемые в наглядно-образной форме, и могут формироваться, с одной стороны, стихийно, непроизвольно, а с другой стороны, целенаправленно, в процессе социально-педагогической деятельности.
Технологии профилактики делинквентного поведения предшествует проведение диагностики и выявление содержания представлений о праве у обучаемого и уровня его развития правового сознания. Диагностика проводится в процессе социального педагога и обучаемого.
Уровнями развития правового сознания являются: потенциальный, недифференцированный нравственно-правовой, первоначальный элементарно-правовой, нормативно-правовой, научный и профессиональный.
Потенциальный уровень сформированности правовых представлений ребенка заключается в том, что ребенок имеет неясное представление о правовых нормах в обществе, начинает осознавать через призму художественной литературы. Оценка правовых норм и явлений основана на эмоциях по поводу конкретной ситуации, проявляются редко.
Недифференцированный нравственно-правовой уровень выражается в осознании ребенком нравственных, моральных и правовых норм во взаимосвязи их содержания, когда понятия добра слитны с элементарными правовыми представлениями о норме, а понятия о зле - с нарушением правовых норм.
Элементарно-правовой уровень характеризуется наличием у ребенка неполных первоначальных элементарных знаний о правах и обязанностях, но недостаточно устойчивых, проявляет их в чувственной и деятельностной сферах самостоятельно редко, лишь по побуждению и необходимости подражания примеру, образцу, требованию. Данный уровень может проявляться в том, что ребенок затрудняется в определении понятий «право», «права ребенка», «закон», «обязанность». С помощью педагога воспроизводит знания, интерес к получению информации в области права поддерживается педагогом. Младший школьник не имеет четких правовых представлений, слабо сформированы оценочные суждения.
Нормативно-правовой уровень сформированности правового мышления проявляется в том, что подросток имеет правовые знания, нравственные чувства у него развиты. Начинают формироваться моральные качества правопослушной личности: стремится выразить правовые представления и знания в деятельности и поведении, но ему необходима помощь взрослого. Нормативно-правовой уровень выражается в удовлетворительном владении правовыми знаниями и их ситуативном применении, соответствует достаточно хорошее владение правовыми знаниями и их постоянное применение. Подросток осознает необходимость приобретения правовых знаний, проявляет интерес к их усвоению, его знания точны и конкретны. Может оценить и собственный поступок, поступки сверстников и других людей, оказывает помощь людям, выполняет поручения учителя, осознает необходимость совершения правовых действий, правильно приходит к выводам о правомерном поведении.
Научный уровень выражается в оперировании юридическими категориями, знании правовых норм. Профессиональный уровень развития правового сознания проявляется во владении правовыми категориями в профессиональной деятельности. Типы отношения к праву: подражательный, негативный, спонтанный, правовой реализм, правовой нигилизм, правовой инфантилизм, правовая индифферентность, правовая безответственность. Гарантией валидности и объективности оценки являются критерии, которые выступают как эталон, оценочный стандарт достижения требуемого качества развития правового сознания.
Критерии развития правового сознания: когнитивный, оценочно-правовой, деятельностно-правовой, личностно-правовой. Критерии оценивания выражаются как количественно, так и качественно. Количественная характеристика
предполагает выставление баллов по каждому показателю критерия. Качественной характеристикой выделенных нами критериев выступают уровни развития правовых представлений у дошкольников, правовых понятий у младших школьников и правового сознания у подростков, лиц юношеского возраста и молодых специалистов.
Для диагностики уровня развития правовых представлений, понятий и в целом правового сознания применяются следующие методики в соответствии с возрастом обучаемых.
Методика «Я имею право...» (С.А. Богданова) выявляет наличие или отсутствия правовых знаний детей дошкольного и младшего школьного возраста по набору сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка. Методика обследования заключается в том, что дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают рядом жетон-символ: «Я имею право». Затем ребенок объясняет причину своего выбора. Социальный педагог регистрирует результаты в протоколе.
Методика «Закончи предложение» (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко) предназначена для исследования нравственного развития младшего школьника.
Методика «Незаконченное предложение» (С.Я. Ермолич), позволяющая выявить отношение младших школьников к правовым знаниям по завершенным фразам.
Методика «Пословицы» (С.М. Петровой) для определения уровня нравственной воспитанности младших школьников и выяснения особенностей ценностных отношений к жизни, людям, к самим себе.
Методика определения уровня развития моральных суждений (Л. Коль-берг Р.М. Лернер), представляющая описание ситуаций, связанных с моральным выбором или правовой дилеммой. Ребенку младшего школьного возраста необходимо сделать выбор за действующее лицо и дать оценку отношения к происходящему в описываемой ситуации. Методика выявляет моральные и правовые представления ребенка.
Методика «Найди схожее» (С.Я. Ермолич), заключающаяся в том, что учащиеся младших классов подбирают слова, близкие по смыслу. Методика позволяет уточнить степень понимания правовых категорий.
Методика «Ассоциации» (С.Я. Ермолич). Младшим школьникам предлагается нарисовать те образы, с которыми у них ассоциируется та или иная нравственно-правовая категория. Позволяет определить правильность понимания младшими школьниками правовых норм.
Анкета для подростков, выявляющая знания о собственных правах и их использовании (В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, Е.А. Певцова). Анкета направлена на выявление знаний подростков о собственных правах и их использовании. Анкета раскрывает мнения о соблюдении прав человека.
Для исследования первоначальных представлений о праве младших школьников и выявления предрасположенности к делинквентному поведению в более старшем возрасте (подростковом) была разработана методика «Решение правовых ситуаций» Т.В. Есиковой [4], представляющая собой описание проблемных ситуаций, в которых может оказаться ребенок младшего школьного возраста. Испытуемому необходимо разрешить проблемную ситуацию, ответить на вопросы социального педагога в процессе беседы и дать оценку происходящего, высказать свое мнение по поводу правовой ситуации, спрогнозировать собственное поведение в подобной ситуации. По результатам ответов детей производится качественный анализ, и выставляются количественные оценки. Выбранная методика позволяет выявить уровень развития правовых представлений младших школьников, их отношение к праву, изучить влияние нравственного сознания на правовое сознание.
Технология профилактики делинквентного поведения предполагает следующую последовательность действий социального педагога: прежде всего, необходимо провести работу по усвоению правовых знаний, вырабатывается положительное отношение к правовым требованиям, формируются правовые убеждения. Правовые знания являются фактором правовой социализации и
Библиографический список
обеспечивают правомерное поведение. В процессе работы с когнитивным познавательным компонентом правового сознания личности обучаемого и разработки целенаправленной деятельности по передаче правовых знаний нужно учитывать, что в настоящее время часть учащихся не посещают школу и обучаются дистанционно. Поэтому на сайте школы нужно разместить не только законы РФ, необходимые для школы и обучаемых, но и краткие разъяснения правовых норм социальных педагогов для детей и подростков разного возраста. Социальные и правовые нормы могут составить основу содержания дидактических онлайн-игр, рекомендуемых социальным педагогом. Полученные знания должны интериори-зироваться, превратиться в убеждения, прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон.
Для того чтобы сделать правовые нормы действующими, то есть повышающими ответственность за поведение обучаемого, необходимо организовать службу поддержки решения личных вопросов обучаемых, чтобы они могли воспользоваться в конкретных ситуациях знаниями правовых норм. Только в ситуации личной значимости появляется во внутреннем плане «готовность действовать в направлении правовых требований». Ребенок ориентируется на положительный пример близких взрослых и знания о праве, если ему это помогает в решении жизненно важных вопросов, в развитии его личности, получении социальных поощрений [5].
Технология профилактики делинквентного поведения предлагается проведение бесед, не только групповых, но и индивидуальных, на которых будет происходить ознакомление с ситуациями, в которые попадают сверстники, и их обсуждение, в процессе которых будет происходить развитие правовых представлений и ознакомление обучаемых с социально-правовыми нормами в доступной форме, в совокупности с развитием их мировоззренческих взглядов, интериориза-ции общечеловеческих ценностей, формированием гуманистических взглядов и убеждений, потребностей и мотивов правопослушного поведения.
На следующем этапе профилактики делинквентного поведения необходимо вырабатывать культурный стиль правомерного поведения обучаемого, который характеризуется постоянством соблюдения принципов соблюдения правовых норм в процессе решения жизненных проблем, выражающийся в особенностях выбора варианта правомерного поведения в границах, которые определены нормами права. Для этого нужно организовать постоянный контакт социального педагога с обучаемыми, предрасположенными к делинквентному поведению. Нужно отслеживать поведение в школе и корректировать его методом приучения к разливным видам деятельности.
Технология профилактики делинквентного поведения включает правовое воспитание обучаемых, которое заключается в формировании позитивного отношения к праву и практике его реализации, умении пользоваться своими правами в жизни, соблюдать запреты, исполнять обязанности. Для этого необходимо выработать уважение к праву через вовлечение обучаемых в мероприятия, в которых соблюдение права помогает в решении проблем. Например, нужно ознакомить подростков с трудовым правом, открыть возможности трудовой деятельности, начиная с 14-летнего возраста, помочь трудоустроиться нуждающимся подросткам на законных основаниях во внеурочное время.
Технология профилактики делинквентного поведения обучаемых включает также коррекцию и развитие личностных особенностей обучаемых, необходимых для соблюдения правовых норм. Личными качествами специалиста, занимающегося правовым воспитанием, являются высокий уровень профессиональной компетентности, коммуникативные качества, способствующие эффективному общению, гибкость мышления, способность к децентрации.
Таким образом, правовое воспитание заключается в процессе формирования позитивного отношения к праву в целом и к отдельным правовым нормам. Анализ исследований дает возможность установить, что профилактика де-линквентного поведения включает не только сообщение обучаемым знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.
1. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2020 года. Available at: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/ item/22678184/
2. Брыкина С.В. Формирование правовых представлений младших школьников во внеурочной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Пенза, 2003.
3. Ермолич С.Я. Формирование нравственно-правовых представлений младших школьников в системе дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.
4. Есикова Т.В., Ермолина М.А. Юридическое обоснование диагностики правового сознания. Право и образование. 2016; № 5: 104 - 110.
5. Есикова Т.В., Кривых С.В. Оптимизация правового воспитания обучаемых посредством супервизии социального педагога. Право и образование. 2020; № 11: 73 - 81.
References
1. Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federaciiza yanvar'- dekabr' 2020 goda. Available at: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/22678184/
2. Brykina S.V. Formirovanie pravovyh predstavlenij mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Penza, 2003.
3. Ermolich S.Ya. Formirovanie nravstvenno-pravovyh predstavlenij mladshih shkol'nikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya.Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
4. Esikova T.V., Ermolina M.A. Yuridicheskoe obosnovanie diagnostiki pravovogo soznaniya. Pravo i obrazovanie. 2016; № 5: 104 - 110.
5. Esikova T.V., Krivyh S.V. Optimizaciya pravovogo vospitaniya obuchaemyh posredstvom supervizii social'nogo pedagoga. Pravo i obrazovanie. 2020; № 11: 73 - 81.
Статья поступила в редакцию 01.02.21