Научная статья на тему 'Теоретические основания разработки психолого-педагогической технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних'

Теоретические основания разработки психолого-педагогической технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
делинквентное поведение / правонарушение / несовершеннолетние / профилактика / психологопедагогическая технология / правовое информирование / вероятностное прогнозирование. / delinquent behaviour / offence / juveniles / prevention / psychological pedagogical technology / legal informing / probabilistic forecasting

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуносов Михаил Александрович

Введение. Рассмотрена проблема профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Целью нашей статьи являются разработка и теоретическое обоснование структурных компонентов психолого-педагогической технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Материалы и методы. Для теоретического обоснования компонентов психолого-педагогической технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних нами использовался анализ юридической, педагогической и психологической научной литературы; анализ нормативных правовых актов; систематизация личностного опыта проведения индивидуальных консультаций по профилактической проблематике (258 чел.), групповой работы с несовершеннолетними (72 чел.) в системе школьного, внешкольного и высшего образования. Результаты и обсуждение. Разработана технология профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних, для этого проанализированы ее теоретические основания, описаны структурные составляющие. Раскрываются теоретические аспекты организации профилактических мероприятий. Показана целевая направленность процесса профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Выводы. Технология профилактики делинквентного поведения направлена на формирование у несовершеннолетних способности противостоять криминогенному влиянию внешней среды, а также внутренним ситуационным побуждениям. Состоит из пяти этапов: правового информирования; актуализации эмоционально значимых лиц и объектов; формирования негативного эмоционального отношения к правонарушению; информирования об особенностях неюридического наказания за совершение противоправных действий; формирования умений предвосхищать последствия совершения противоправных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чуносов Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical basis for the Development of Psychological and Pedagogical Technology of Preventing Juvenile Delinquent Behaviour

Introduction. The problem of preventing juvenile delinquent behaviour is under study. The objective of the article is to develop and give theoretical foundations for the structural components of the psychological and pedagogical technology of preventing juvenile delinquent behaviour. Маterials and Methods. For theoretical explanation of the components of the psychological pedagogical technology of preventing juvenile delinquent behaviour the author employed the analysis of legal, pedagogical and psychological scientific literature; analysis of legal regulatory acts; systematization of personal experience in individual consultations on prevention problems (258 people), group work with juveniles (72 people) in the system of school, extramural and higher education. Results and Discussion. A technology to prevent juvenile delinquent behaviour has been developed, for this purpose the author analyzed its theoretical basis and described its structural elements. The paper reveals theoretical aspects of organizing prevention measures and the goal of the process of preventing juvenile delinquent behaviour. Conclusions. Technology for preventing juvenile delinquent behaviour focuses on the formation of juvenile ability to counteract criminogenic influence of the environment as well as inner situational impetus. The technology consists of five stages: legal informing; actualization of emotionally important persons and objects; formation of negative emotional attitude to an offence; informing about peculiarities of non-legal punishment for unlawful actions; formation of abilities to anticipate the consequences of committing unlawful actions.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания разработки психолого-педагогической технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних»

УДК 159.9.019.4 © М. А. Чуносов, 2020 19.00.06 Юридическая психология DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-12006

Теоретические основания разработки психолого-педагогической технологии профилактики делинквентного поведения

несовершеннолетних

Чуносов Михаил Александрович \

кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры специальных дисциплин.

ORCID: 0000-0002-1793-4358. Е-mail: voker.rb.sas@gmail.com

1 Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, Симферополь, 595053, ул. Академика Х. Х. Стевена, 14, Россия Реферат

Введение. Рассмотрена проблема профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Целью нашей статьи являются разработка и теоретическое обоснование структурных компонентов психолого-педагогической технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Материалы и методы. Для теоретического обоснования компонентов психолого-педагогической технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних нами использовался анализ юридической, педагогической и психологической научной литературы; анализ нормативных правовых актов; систематизация личностного опыта проведения индивидуальных консультаций по профилактической проблематике (258 чел.), групповой работы с несовершеннолетними (72 чел.) в системе школьного, внешкольного и высшего образования. Результаты и обсуждение. Разработана технология профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних, для этого проанализированы ее теоретические основания, описаны структурные составляющие. Раскрываются теоретические аспекты организации профилактических мероприятий. Показана целевая направленность процесса профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Выводы. Технология профилактики делинквентного поведения направлена на формирование у несовершеннолетних способности противостоять криминогенному влиянию внешней среды, а также внутренним ситуационным побуждениям. Состоит из пяти этапов: правового информирования; актуализации эмоционально значимых лиц и объектов; формирования негативного эмоционального отношения к правонарушению; информирования об особенностях неюридического наказания за совершение противоправных действий; формирования умений предвосхищать последствия совершения противоправных действий.

Ключевые слова: делинквентное поведение; правонарушение; несовершеннолетние; профилактика; психолого-педагогическая технология; правовое информирование; вероятностное прогнозирование.

Для цитирования: ЧуносовМ. А. Теоретические основания разработки психолого-педагогической технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 2(81). С. 160-166. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-12006

Основные положения

1. Наличие у несовершеннолетних делинквентного поведения детерминирует активизацию профилактической сферы социальной деятельности, которая носит междисциплинарный характер и исследуется в юридических, психологических, педагогических, социологических отраслях науки. Социально-профилактическая деятельность должна опираться на научно обоснованные подходы.

2. Этапная технология профилактики делинквент-ного поведения нацелена на формирование у несовершеннолетних способности противостоять криминогенному влиянию внешней среды, а также внутренним ситуационным побуждениям. Познавательные и эмоционально-волевые процессы несовершеннолетних должны реализовываться с учетом профилактической направленности и отражаться в структурных элементах технологии профилактики делинквентного поведения. Познавательные процессы должны обеспечивать весь процесс профилактики на каждом этапе реализации.

Введение

Актуальность и значимость. Функционирование современного общества сопровождается обострением разноплановых общественных проблем, одной из которых является преступность несовершеннолетних. Число зарегистрированных правонарушений несовершеннолетних снижается, однако при этом наблюдается по-

вышение уровня латентной преступности среди несовершеннолетних, что подтверждается материалами из средств массовой информации, куда сами несовершеннолетние выкладывают видеоролики с актами делинк-вентного поведения. Данная негативная тенденция обусловлена изменением криминогенной обстановки в государстве, формальным подходом к профилактической деятельности, а также недостаточной научной обоснованностью применяемых форм и методов профилактического воздействия. Таким образом, проблема профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних является актуальной в настоящее время. Целью нашей статьи послужило обоснование структурных компонентов психолого-педагогической технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних.

Теоретические предпосылки и состояние проблемы. В современной науке отмечается тенденция к изменению отношения к несовершеннолетним, совершившим противоправные поступки. В связи с этим стали использовать применительно к ним термин «делинквентное поведение» вместо терминов «преступления несовершеннолетних» или «правонарушения несовершеннолетних» и др.

Проблема профилактики делинквентного поведения является предметом изучения таких отечественных и зарубежных исследователей, как Г. А. Аванесов [1], Д. Бай-

ер [2], В. Г. Белов [3], Ш. Вейерс [4], Р. Вирт [5], Е. Г. До-зорцева [6], М. О. Докторович [7], С. Есса [8], Ф. Зак [9], Е. В. Змановская [10], М. Клинард [11], Р. Мулот [12], И. И. Саламатина [13], Н. Н. Савина [14], А. Шик [15], Л.Б.Шнейдер[16], К. Фр елих- Гильдгофф [17] и др. В научной литературе делинквентное поведение нередко отождествляется с девиантным, а термин «делинкветность» относят к юридическим. С точки зрения Ш. Вейерса, категория «делинквентность» сопряжена с деликтами, т. е. действиями, нарушающими уголовные законы и наказуемыми. Решающим критерием при этом выступают отклонения от определенных в праве норм [4]. Подобного мнения придерживаются Р. Вирт и П. Бриг с тем дополнением, что личность с делинквентным поведением всегда враждебна среде, в которой она воспитывается, причем не имеет значения, была ли задержана или судима эта личность [5]. Такую же точку зрения имеет Д. Байер, отмечающий, что категория «делинквентное поведение» должна охватывать все потенциально наказуемые формы поведения, а поведение, которое противоречит действующему праву, называется уголовным [2]. Другие ученые делинквентное поведение также рассматривают в контексте преступного поведения. Делинквентное поведение в широком смысле — это преступное (криминальное) поведение, в узком — некриминальные правонарушения или противоправное поведение детей и подростков [18]. Например, Г. А. Аванесов отождествляет термины «делинквентность» и «преступное поведение» [1]. В «Руководстве по аддик-тологии» отмечается, что «делинквентное поведение» является разновидностью преступного (криминального) поведения [19]. В то же время немецкий ученый А. Шик указывает, что словосочетание «делинквентное поведение» употребляется преимущественно как собирательный термин для обозначения различных форм поведения с отклонениями, которые хотя и нарушают нормы, но необязательно преследуются уголовно (например, мелкие кражи, школьные прогулы), тогда как криминальное поведение предполагает нарушение законодательства и, соответственно, карается уголовным законом [15].

Социально-юридический подход, предложенный М. Клинардом, основывается на отождествлении социологического критерия «социальная опасность» и юридического критерия «наказуемость государством» [11]. Другие авторы (А. Капская, О. Безпалько, А. Вайпола и пр.) под делинквентным поведением понимают разновидность девиантного поведения, совокупность противоправных поступков и преступлений, не соответствующих формально зафиксированным социальным и юридическим нормам [20]. Л. Б. Шнейдер в видах деви-антного поведения выделяет поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья [16].

Е. В. Змановская в рамках разработки общей теории девиантности под делинквентным поведением понимает противоправное поведение, которое включает одновременно дисциплинарные нарушения, мелкие правонарушения и уголовно наказуемые криминальные действия или бездействие, запрещенные законодательством [10]. Данную позицию поддерживают и другие авторы. Так, в сло-

варе «Социальная политика и социальная работа» делинк-вентное поведение толкуется как разновидность девиант-ного поведения, за которое граждане несут уголовную ответственность. При этом авторы отмечают, что девиант-ное поведение выражается в поступках или действиях, которые также являются отклонениями от общепринятых, неформальных норм и правил поведения, но не регулируются правовыми актами государства, поскольку они закреплены в традициях, обычаях, этикете и др. [21].

Существуют и другие научные подходы к определению делинквентного поведения, согласно которым исследуемая категория прямо или опосредованно применяется в отношении несовершеннолетних [7; 13]. С позиции «психологизированного» подхода А. Е. Личко де-линквентность применяется в подростковой психиатрии [22]. Э. В. Крайников и М. И. Еникеев рассматривают делинквентность как патохарактерологическую реакцию ребенка в возрасте от 10 до 16-18 лет, проявляющуюся в целенаправленном асоциальном поведении (проступки и мелкие правонарушения) [23; 24].

Возрастная специфика использования термина «де-линквентность» наблюдается в работах зарубежных авторов. Так, С. Есса и Ю. Конрадт используют «делинк-вентность» для описания поведения детей, нарушающих законодательство в такой степени, что это является достаточным для их уголовного наказания [8]. К. Фрелих-Гильдгофф данный термин применяет в отношении как детей, так и молодых людей [17].

В работах немецких исследователей (Р. Мулот, С. Шмит и др.) термином «делинквентность» обозначаются правонарушения, совершаемые молодыми людьми, в то время как термином «криминальность» («преступность») — преступность взрослых или их криминальная карьера. Авторы полагают, что термин «делинк-вентность» должен употребляться для смягченного обозначения детской и молодежной преступности. Противоправное поведение несовершеннолетних по социальному содержанию закономерно существенно отличается от такого же поведения взрослых. При этом авторы настаивают на том, что термин «делинквентное поведение» по сравнению с термином «преступность» менее стигматизирован, что он основан на психологическом понимании отклоняющегося поведения и одновременно предполагает не только карающее реагирование на него [12]. В настоящей статье под деликвентным мы будем понимать такое поведение несовершеннолетних, при котором они совершают поступки, характеризующиеся сходством по внешним признакам с правонарушениями, описанными в уголовном и административном законодательстве, но за которое они не могут нести юридическую ответственность, в силу того что они являются юридически недееспособными [25].

Делинквентное поведение несовершеннолетних детерминирует активизацию профилактической сферы социальной деятельности, которая носит междисциплинарный характер и исследуется в юридических, психологических, педагогических, социологических научных отраслях. Не вызывает сомнения, что социально-

профилактическая деятельность должна опираться на научно обоснованные подходы.

Анализ отечественных научных источников позволяет утверждать, что исследователи подходят к проблеме профилактики с разных позиций, акцентируясь на направлениях и видах профилактики, при этом недостаточно уделяя внимания методическому аспекту. В контексте обозначенной логики проблема обоснования психолого-педагогического инструментария (технологии, формы, методы, приемы, средства и др.), обеспечивающего процесс непосредственной профилактики делинквентного поведения, мало рассмотрена в научных трудах.

Материалы и методы

Для обоснования компонентов психолого-педагогической технологии профилактики делинквент-ного поведения несовершеннолетних нами использовались анализ юридической, педагогической и психологической научной литературы по проблеме реализации превенционной деятельности субъектами профилактики; анализ нормативных правовых актов, регламентирующих специфику реализации профилактических мероприятий; интервьюирование и консультирование субъектов профилактики — учителей начальной школы, социальных педагогов, сотрудников полиции по делам несовершеннолетних (84 чел.), самоанализ многолетнего личного опыта проведения психологического консультирования родителей несовершеннолетних с делинк-вентным поведением (48 чел.), а также проведение групповых (72 мероприятия) и индивидуальных (126 чел.) профилактических мероприятий с несовершеннолетними различных возрастных групп в системе школьного, внешкольного и высшего образования.

Результаты и обсуждение

Разработка технологии психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения. Возможность разработки технологии психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения обусловлена тем, что превенционная деятельность должна быть структурирована, благодаря чему она может поэтапно разбиваться и последовательно реализовываться. Учитывая, что профилактику делинквентного поведения несовершеннолетних мы рассматриваем преимущественно в психолого-педагогическом контексте, то технологический контекст мы будем излагать с учетом положений педагогической науки. Сама технология включает упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеполагание, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение умений и формирование личностных качеств обучающихся [26].

Для осмысления указанной проблематики целесообразно обратиться к отечественным и зарубежным научным подходам. Так, за рубежом основными теоретическими концепциями, опирающимися на организацию профилактических мероприятий, являются взаимодополняющие теории — «Теория социального контроля», которая акцентирует внимание на государственном потенциа-

ле в организации профилактических мероприятий, и «Теория культурных девиаций», раскрывающая влияние ближайшего социального окружения несовершеннолетних на формирование делинквентного поведения [27]. К теоретическим основаниям целесообразно отнести и «Теорию стигмации», построенную на позиции, что в отношении несовершеннолетних целесообразно заменять юридические на воспитательные, психолого-педагогические меры воздействия [9]. Учитывая психолого-педагогический контекст, мы считаем необходимым применять отдельные положения «Психологической теории деятельности» и «Теории функциональных систем», в которых выделяется личностное развитие как главная цель деятельности человека. В нашем случае именно личностное развитие несовершеннолетнего является доминирующей целью профилактического воздействия.

Практический аспект реализации психолого-педагогической технологии лежит в контексте поведенческого направления в психологии — бихевиоризме (на научных воззрениях А. Бандуры), применительно к положениям которого поведение человека опосредовано внешней ситуацией, внутренними потребностями, когнитивными процессами (анализом текущей ситуации, вероятностным прогнозированием будущих событий, программированием деятельности и др.). Основополагающим тезисом бихевиористической теории служит постулат о том, что поведение — процесс, регулируемый последствиями, в ходе которых при ожидании полезных результатов информация, используемая при программировании деятельности, приводящая к полезным результатам, учитывается при формировании поведения, тогда как приводящая к невыгодным (опасным) последствиям — отвергается или игнорируется [28].

В целом положения указанных теорий могут быть научной опорой для моделирования психолого-педагогической технологии профилактики делинквент-ного поведения несовершеннолетних.

При построении психолого-педагогической технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних мы будем опираться на разработанную нами модель формирования делинквентного поведения. Поскольку формирование делинквентного поведения имеет психологический контекст, именно качественные показатели развития психики несовершеннолетних позволят усвоить первичные правовые знания о видах правонарушений, об особенностях наказания за их совершение и др. [29].

Обобщая целевую направленность профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних, можно утверждать, что профилактический процесс целесообразно рассматривать с педагогической точки зрения — как процесс обучения и усвоения знаний профилактической направленности; с психологической точки зрения — через личностные качества, обеспечивающие усиление контролирующей функции сознания, как условия для модификации несовершеннолетним своего поведения. Условия для функционирования контролирующей функции сознания должны быть отражены в со-

держательном компоненте разрабатываемой нами модели технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. К содержательному компоненту психолого-педагогической технологии следует отнести результат практической реализации технологии, т. е. что должен знать и уметь несовершеннолетний после проведения с ним профилактических мероприятий на основе психолого-педагогической технологии профилактики делинквентного поведения. В целом реализация технологии воздействует на познавательную и эмоционально-волевую сферы несовершеннолетнего. Качественным результатом практической реализации технологии должна быть сформированность у несовершеннолетних умений распознавать правонарушения по объективным признакам; предвидеть возможные последствия совершения правонарушений; применять коммуникативные способы отказа от намерения совершить правонарушение; критически относиться к деструктивным воздействиям социального окружения и средств массовой информации и др.

Познавательные и эмоционально-волевые процессы несовершеннолетних должны реализовываться с учетом профилактической направленности, а также должны быть отражены в структурных элементах формируемой нами технологии профилактики делинквентного поведения. Так, познавательные процессы должны обеспечивать весь процесс профилактики на каждом этапе реализации.

На начальном этапе профилактического процесса целесообразно концентрироваться на правовом информировании, обеспечивающем усвоение несовершеннолетними специфических знаний и умений, позволяющем «узнавать» в поведенческих поступках противоправные проявления, а также «вспоминать» особенности наказа-

Технология психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения

Цель — усиление контролирующей функции сознания

1 этап Правовое информирование

1

2 этап Актуализация эмоционально значимых

лиц, явлений

1

3 этап Формирование негативного отношения

к правонарушению

1

4 этап Информирование о наказании (юриди-

ческом, неюридическом)

1

5 этап Формирование умения предвидеть

последствия правонарушений

Рис. Технология профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних

(Fig. Technology of preventing juvenile delinquent behaviour)

ния за совершенные противоправные действия. Технологию профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних мы представили в виде схемы (рис.).

Содержание и характеристика этапов профилактики противоправного поведения

1 этап — правовое информирование. Ценность правового информирования в процессе профилактики противоправного поведения несовершеннолетних отмечают отечественные исследователи, используя при этом термины «правовое информирование», «правовая культура», «правовые знания», «правовое просвещение». Так, об особой роли правового информирования как одной из форм профилактической работы рассуждает В. Г. Белов [3]. Д. М. Бойко указывает, что формирование правовой культуры в процессе профилактики правонарушений основывается на правовых знаниях, проявляется в сознательном отношении человека к своим правам и обязанностям, в устойчивой установке на правомерное поведение [30]. А. И. Селецкий и С. А. Тарарухин особое место в предупреждении правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных школах отводят правовому просвещению, к его основным задачам относят подготовку несовершеннолетних к реализации социальных ролей, которые они играют и будут играть в дальнейшем, разъяснение их прав и обязанностей перед обществом и государством [31]. В. М. Мойсиенко акцентирует внимание на правовом воспитании как составляющей профилактической работы, отмечая большое значение влияния средств массовой информации, учебно-популярной литературы, помогающих пропагандировать правовое образование среди несовершеннолетних [32]. Таким образом, правовое информирование — первый компонент технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних.

2 этап — актуализация эмоционально значимых лиц, явлений. Использование только правового информирования при организации профилактических мероприятий будет недостаточным без эмоционально-волевой «привязки» несовершеннолетнего к «узнаваемым» правонарушениям.

Учитывая вероятностную природу функционирования психики человека, считаем целесообразным рассмотрение данного компонента с выявления эмоционально значимых лиц, объектов для несовершеннолетних. Актуализация эмоционально значимых лиц и объектов создаст условия для реализации следующего этапа.

3 этап — формирование негативного эмоционального отношения к отдельным видам правонарушений. Выделение данного этапа детерминировано общецелевой направленностью профилактического процесса. Для его реализации целесообразно использовать врожденную способность человека к вероятностному прогнозированию [29] в контексте создания условий, при которых несовершеннолетний будет прогнозировать последствия совершения им правонарушений в отношении эмоционально значимых лиц. В памяти несовершеннолетнего через вероятностное событие должна быть зафиксирована эмоциональная оценка противоправного поступка, что достигается представлением несовершеннолетним ситуации

совершения правонарушения в отношении эмоционально значимых лиц (мать, сестра, любимая девушка и др.).

4 этап — информирование о наказании (юридическом, неюридическом). Сформированная первичная негативная реакция к правонарушению требует закрепления. Проведенные нами исследования, а также собственный практический опыт реализации профилактической деятельности позволяют утверждать, что несовершеннолетние практически не воспринимают юридическую ответственность, в силу того что они являются юридически недееспособными и в отношении них не могут быть применены меры юридического воздействия. Однако ввиду специфичности психологического развития у несовершеннолетних может сформироваться страх перед физическим воздействием, наказанием в форме ограничения пользования материальными средствами, потерей статусных позиций в группе, ограничением в свободе выбора и др. Таким образом, на данном этапе профилактики делинквентного поведения целесообразно создать условия, при которых у несовершеннолетних будет фиксироваться в памяти отрицательная эмоциональная реакция относительности неюридической ответственности за совершение противоправных действий [33-36].

Формирование делинквентного поведения осуществляется на когнитивном уровне и начинается с восприятия несовершеннолетним криминогенной ситуации, следствием которого могут быть потребности и мотив для их удовлетворения противоправной моделью поведения. Фактором, препятствующим формированию де-линквентного поведения, служит появление внутрилич-ностного мотивационного конфликта, который выражается в переживании психического напряжения и актуализации потребности разной модальности, которые усилят мотивационный конфликт. Как следствие, процесс формирования делинквентного поведения будет затруднен и несовершеннолетний станет применять другие, некриминальные модели поведения: откажется совершать противоправные действия посредством модификации своего поведения [34]. Таким образом, на данном этапе будет осуществляться информирование об особенностях наказания за совершение противоправных поступков.

5 этап — формирование умения предвидеть последствия правонарушений. На завершающем этапе технологии профилактики делинквентного поведения целесообразно создать условия для усвоения несовершеннолетними, во-первых, знаний, необходимых для формирования правомерного поведения; во-вторых, умений предвосхищать появление негативных последствий возможных противоправных ситуаций. Прогнозирование предстоящих событий целесообразно реализовывать

в логике когнитивных действий: «узнаю правонарушение» — «вспоминаю последствия» — «рассчитываю потери» (социальные, эмоциональные, физиологические) — «делаю выводы» (о целесообразности возможных действий) — «принимаю решение» (совершать противоправный поступок или нет).

Опираясь на разработанные нами модели и собственный эмпирический опыт, выдвинем предположение о том, что формируемые в процессе реализации технологии знания и умения создадут условия для появления у несовершеннолетних способности противостоять криминогенному влиянию окружающей среды, в результате чего делинквентное поведение будет затруднено, что, по нашему мнению, будет иллюстрировать результат влияния контролирующей функции сознания на процесс формирования поведения в целом.

Выводы

1. Основаниями для разработки психолого-педагогической технологии профилактики делинквент-ного поведения несовершеннолетних являются теория социального контроля, теория культурных девиаций и теория стигмации, бихевиористическая теория, психологическая теория деятельности и теория функциональных систем.

2. Выделены структурные компоненты технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних.

3. Технология профилактики делинквентного поведения направлена на формирование у несовершеннолетних способности противостоять криминогенному влиянию внешней среды, а также внутренним ситуационным побуждениям. Состоит из пяти этапов: правового информирования; актуализации эмоционально значимых лиц и объектов; формирования негативного эмоционального отношения к правонарушению; информирования об особенностях неюридического наказания за совершение противоправных действий; формирования умений предвосхищать последствия совершения противоправных действий. На заключительном этапе осуществляется контроль усвоения несовершеннолетними знаний и умений профилактической направленности.

Перспективы. В дальнейших исследованиях предстоит реализация предложенной технологии как психолого-педагогического инструментария, позволяющего субъектам профилактического процесса (сотрудники органов внутренних дел, социальные и педагогические работники и др.) реализовывать задачи по профилактике правонарушений с различными категориями граждан, в том числе профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних.

Список литературы

1. Аванесов Г. А. Криминология. М., 2005. 480 с.

2. Scheithauer H., Hayer T., Baier D. Problemverhalten und Gewalt im Jugendalter : Erscheinungsformen, Entstehungsbedingungen, Prävention und Intervention. Kohlhammer Verlag, 2008. 363 s.

3. Белов В. Г. Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с делинквентным поведением: концепция, модель, технологии : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2010. 434 с.

4. Weyers S. Moral und Delinquenz: moralische Entwicklung und Sozialisation straffälliger Jugendlicher. München, 2004. 344 s.

5. Wirt R. D., Briggs P. The Meaning of Delinquency. N.-Y., 1965. 308 p.

6. Дозорцева Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 457 с.

7. Докторович М. О. Делшквентна поведшка особистоси: факторний аналiз // Науковий вкник Микола^вського державного ушверситету iменi В. О. Сухомлинського. 2010. № 4. С. 65-68.

8. Essau C. Aggression bei Kindern und Jugendlichen. München, 2004. 202 s.

9. Sack F. Neus Perspectiven in der Kriminologie. Kriminal-Soziologie. Wiesbaden, 1968. 369 s.

10. ЗмановскаяЕ. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2006. 429 с.

11. Clinard M. B. Secondary Community Influences and Juvenile. Boston, 1959. Pp. 185-195.

12. Mulot R., Schmitt S. Fachlexikon der sozialen Arbeit. Baden-Baden, 2007. 1195 s.

13. Саламатина И. И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии) : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2007. 368 с.

14. Савина Н. Н. Преодоление подростковой делинквентности средствами креативной педагогики : дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2010. 399 с.

15. Schick A. Effektive Gewaltprävention: evaluierte und praxiserprobte Konzepte für Schulen. Göttingen, 2010. 175 s.

16. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2005. 336 с.

17. Fröhlich-Gildhoff K. Gewalt begegnen : Konzepte und Projekte zur Prävention und Intervention. Stuttgart, 2006. 239 s.

18. Зверева I. Д. Енциклопедiя для фахiвцiв сощально! сфери. Кшв, 2012. 535 с.

19. Менделевич В. Д. Руководство по аддиктологии. СПб., 2007. 768 с.

20. Капська А. Й. Актуальш проблеми сощально-педагопчно! роботи. Кшв, 2002. 164 с.

21. Головатий М. Ф., Панасюк М. Б. Сощальна полггика i сощальна робота : термшолоично-понятшний словник. Кшв, 2005. 560 с.

22. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб., 2010. 256 с.

23. Крайшков Е. В. Психоло^ розвитку : словник-доввдник. Кшв, 2004. 260 с.

24. Еникеев М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М., 2002. 560 с.

25. Чуносов М. А. Теоретический анализ категории «делинквентное поведение» // Вестник академии знаний. 2013. № 4. С. 54-159.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учебное пособие для вузов. М., 2002. 437 с.

27. Weis J. Comparative Analysis of Social Control Theories of Delinquency — The Breakdown of Adequate Social Controls / National Task Force to Develop Standards and Goals for Juvenile Justice and Delinquency Prevention, Preventing Delinquency: Vol. 1, A Comparative Analysis of Delinquency Prevention Programs. Washington, 1977. Pр. 13-44.

28. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. 320 с.

29. Чуносов М. А. Моделирование процесса формирования делинквентного поведения несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3(66). С. 26-31.

30. Бойко Д. М. Психолоичш умови формування правово'1 культури старшокласниюв : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кшв, 2009. 164 с.

31. Селецкий А. И., Тарарухин С. А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. Киев, 1981. 238 с.

32. Мойаенко В. М. Мкце правово'1 освгги та правового виховання у профшактищ протиправно'1 поведшки неповнолггнк. Житомир, 2002. 126 с.

33. Чуносов М. А. Организационный аспект психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних в образовательных учреждениях // Таврический научный обозреватель. 2017. № 20. С. 145-149.

34. Чуносов М. А. Особенности проведения психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения с детьми младшего школьного возраста // Таврический научный обозреватель. 2017. № 4(21). С. 92-94.

35. Чуносов М. А., Таранин М. А. Специфика психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения детей подросткового возраста // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2017. № 1(57). С. 353-359.

36. Чуносов М. А. Практический аспект организации профилактики делинквентного поведения с сельской молодежью // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Т. 7, № 2. С. 501-511.

Поступила 12.04.2019

UDC 159.9.019.4 © М. А. Chunosov, 2020

19.00.06 Legal Psychology

DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-12006

Theoretical basis for the Development of Psychological and Pedagogical Technology of Preventing Juvenile Delinquent Behaviour

Mikhail A. Chunosov \

Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor, chief of the chair of Special Subjects. ORCID: 0000-0002-1793-4358. Е-mail: voker.rb.sas@gmail.com

1 Crimean branch of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, 14 academician Ch. Steven st., Simferopol, 595053, Russia

Abstract

Introduction. The problem of preventing juvenile delinquent behaviour is under study. The objective of the article is to develop and give theoretical foundations for the structural components of the psychological and pedagogical technology of preventing juvenile delinquent behaviour. Materials and Methods. For theoretical explanation of the components of the psychological pedagogical technology of preventing juvenile delinquent behaviour the author employed the analysis of legal, pedagogical and psychological scientific literature; analysis of legal regulatory acts; systematization of personal experience in individual consultations

on prevention problems (258 people), group work with juveniles (72 people) in the system of school, extramural and higher education. Results and Discussion. A technology to prevent juvenile delinquent behaviour has been developed, for this purpose the author analyzed its theoretical basis and described its structural elements. The paper reveals theoretical aspects of organizing prevention measures and the goal of the process of preventing juvenile delinquent behaviour. Conclusions. Technology for preventing juvenile delinquent behaviour focuses on the formation of juvenile ability to counteract criminogenic influence of the environment as well as inner situational impetus. The technology consists of five stages: legal informing; actualization of emotionally important persons and objects; formation of negative emotional attitude to an offence; informing about peculiarities of non-legal punishment for unlawful actions; formation of abilities to anticipate the consequences of committing unlawful actions.

Keywords: delinquent behaviour; offence; juveniles; prevention; psychological pedagogical technology; legal informing;

probabilistic forecasting.

Citation: Chunosov M. A. Theoretical basis for the Development of Psychological and Pedagogical Technology of Preventing Juvenile Delinquent Behaviour. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2020. Vol. 25, No 2(81). Pp. 160-166 (In Russ). DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-12006

References

1. Avanesov G. A. Criminology. Moscow, 2005. 480 p. (In Russ.)

2. Scheithauer H., Hayer T., Baier D. Problemverhalten und Gewalt im Jugendalter : Erscheinungsformen, Entstehungsbedingungen, Prävention und Intervention. Kohlhammer Verlag, 2008. 363 s.

3. Belov V. G. Psychological acmeological maintenance of juveniles with delinquent behaviour: conception, model, technologies. Doctor of Sciences dissertation (in Psychology). St. Petersburg, 2010. 434 p. (In Russ.)

4. Weyers S. Moral und Delinquenz: moralische Entwicklung und Sozialisation straffälliger Jugendlicher. München, 2004. 344 s.

5. Wirt R. D., Briggs P. The Meaning of Delinquency N.-Y. 1965. 308 p.

6. Dozortseva E. G. Abnormal personality development of juveniles and youths with delinquent and criminal behaviour. Doctor of Sciences dissertation (in Psychology). Moscow, 2000. 457 p. (In Russ.)

7. Doktorovich M. O. Peculiarities of delinquent behaviour: factor analysis. Scientific Bulletin of Mikolaiv V.O. Sukhomlinsky National University. 2010. No 4. Pp. 65-68.

8. Essau C. Aggression bei Kindern und Jugendlichen. München, 2004. 202 s.

9. Sack F. Neus Perspectiven in der Krirninologic. Kriminal-Soziologie. Wiesbaden, 1968. 369 s.

10. Zmanovskaya E. V. Psychology of deviant behaviour: structural dynamical approach. Doctor of Sciences dissertation (in Psychology). St. Petersburg, 2006. 429 p. (In Russ.)

11. Clinard M. B. Secondary Community Influences and Juvenile. Boston, 1959. Pp. 185-195.

12. Mulot R., Schmitt S. Fachlexikon der sozialen Arbeit. Baden-Baden, 2007. 1195 s.

13. Salamatina I. I. Resocialization of delinquent groups of juveniles (the USA and England cases). Doctor of Sciences dissertation (in Psychology). Moscow, 2007. 368 p. (In Russ.)

14. Savina N. N. Overcoming juvenile delinquency by means of creative pedagogy. Doctor of Sciences dissertation (in Pedagogy). Tyumen, 2010. 399 p. (In Russ.)

15. Schick A. Effektive Gewaltprävention: evaluierte und praxiserprobte Konzepte für Schulen Göttingen. 2010. 175 s.

16. Shneider L. B. Child and juvenile deviant behaviour. Moscow, 2005, 336 p. (In Russ.)

17. Fröhlich-Gildhoff K. Gewalt begegnen : Konzepte und Projekte zur Prävention und Intervention. Stuttgart, 2006. 239 s.

18. Zvereva I. D. Encyclopedia for specialists of social sphere. Kiev, 2012. 535 p.

19. Mendelevich V. D. Guidelines on addictology. St. Petersburg, 2007. 768 p. (In Russ.)

20. Kapska A. Urgent problems of social and pedagogical work. Kiev, 2002. 164 p.

21. Golovatiy M. F., Panasyuk M. B. Social policy and social work: dictionary of terminology. Kiev, 2005. 560 p.

22. Lichko A. E. Juvenile psychopathies and accentuations of character. St. Petersburg, 2010. 256 p. (In Russ.)

23. Krainikov E. V. Developmental psychology: dictionary. Kiev, 2004. 260 p.

24. Enikeev M. I. Encyclopedia. General and social psychology. Moscow, 2002. 560 p. (In Russ.)

25. Chunosov M. A. Theoretical analysis of category of "delinquent behaviour". Bulletin of the Academy of Knowledge. 2013, No 4. Pp. 154-159. (In Russ.)

26. Chernilevsky D. V. Didactic technologies in higher school. Moscow, 2002. 437 p. (In Russ.)

27. Weis J. Comparative Analysis of Social Control Theories of Delinquency — The Breakdown of Adequate Social Controls / National Task Force to Develop Standards and Goals for Juvenile Justice and Delinquency Prevention, Preventing Delinquency: Vol. 1, A Comparative Analysis of Delinquency Prevention Programs. Washington, 1977. Pp. 13-44.

28. Bandura A. Theory of social learning. St. Petersburg, 2000. 320 p. (In Russ.)

29. Chunosov M. A. Modeling the process of formation of juvenile delinquent behaviour. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2016. No 3(66). Pp. 26-31. (In Russ.)

30. Boiko D. M. Psychological conditions of formation of high school students' legal culture. Extended abstract of Candidate of Sciences dissertation (in Psychology). Kiev, 2009. 164 p.

31. Seletsky A. I., Tararukhin S.A. Juveniles with deviant behaviour. Kiev, 1981. 238 p.

32. Moiseenko V. M. The role of legal education in prevention of juvenile delinquent behaviour. Zhitomir, 2002. 126 p.

33. Chunosov M. A. Organizational aspect of psychological and pedagogical prevention of juvenile delinquent behaviour at educational institutions. Tavria Science Observer. 2017. No 20. Pp. 145-149. (In Russ.)

34. Chunosov M. A. Peculiarities of psychological and pedagogical prevention of delinquent behaviour among junior school students. Tavria Science Observer. 2017. No 4(21). Pp. 92-94. (In Russ.)

35. Chunosov M. A., Taranin M. A. Specifics of psychological pedagogical prevention of juvenile delinquent behaviour. Problems of Modern Pedagogical Education. Series: Pedagogy and Psychology. 2017. No 1(57). Pp. 353-359. (In Russ.)

36. Chunosov M. A. Practical aspect of organizing prevention of delinquent behaviour among rural youth. Theories and problems of Political Studies. 2017. Vol. 7, No 2. Pp. 501-511. (In Russ.)

Submitted 12.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.