ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 159.9.019.4
Чуносов М. А.
кандидат психологических наук, доцент,
Крымский филиал Краснодарский университет МВД России
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье показана роль образовательного учреждения в организации и профилактических- мероприятий. Рассмотрены особенности осуществления психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения с детьми младшего школьного возраста. Конкретизированы формы методы, приёмы.
Ключевые слова: делинквентное поведение, младший школьный возраст, профилактика, методы профилактики, образовательное учреждение.
Социальная ситуация в обществе и реалии образовательно-воспитательных заведений актуализируют проблему разработки новых профилактических подходов, используемых во взаимодействии с несовершеннолетними. Профилактические мероприятия занимают особе место в социальной практике. С их помощью устраняются как факторы, причины и условия появления негативных явлений в обществе так и социальные и личностные проблемы.
Социальная профилактика является предметом исследования как юридической, так и психолого-педагогической науки. При этом, за рубежом, профилактические подходы дифференцируются вокруг двух общих категорий: исправительная (corrective) превенция и предупреждающая (preclusive) превенция. Исправительная превенция (corrective prevention) традиционно рассматривается как необходимая часть работы с несовершеннолетними делинквентами [1, с. 54-56].
Анализ научных трудов (В. Белов, С. Беличева, М. Дмитриев, Е. Змановская, Н. Зобенько, А. Иванова, Ю.Парфенов, В. Старцева-Тарасова и др.) отмечают ведущую ранней профилактики и особой роли в этом процессе образовательных учреждений. Так, В. Оржеховская показывает, что в системе профилактической работы ранняя профилактика имеет особое значение. Термин «ранняя профилактика» используется как в широком смысле, так и в узком. В широком смысле — это правильное воспитание ребенка, которое должно начинаться с раннего детства, это первое и необходимое условие предупреждение асоциального поведения. В узком смысле ранняя профилактика является системой специальных мер, направленных на преодоление первых, нередко еще мало заметных отклонений в системе субъективных отношений и поведения личности, которые могут проявляться и у детей младшего разного возраста (дошкольного и школьного) [2]. А. Бакаев отмечает, что функции ранней профилактики, должны реализовывать социальные и образовательные учреждения [3]. Эффективная ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних, по утверждению С. Беличевой, может быть обеспечена лишь путем применения широких комплексных мер социально-педагогического, организационно-административного и медико-педагогического характера [4]. Ю. Галагузова, рассматривая уровни индивидуальной профилактики, отмечает, что воспитательно-профилактическое воздействие должно реализовываться всей системой воспитания и обучения в многообразии и формах нравственно-воспитательной, культурно-воспитательной работы [5]. На ведущей роли педагогической профилактики в профилактике правонарушений, настаивает А. Иванова. Автор школу рассматривает как главный механизм системы педагогической
профилактики правонарушений несовершеннолетних. Главной (стратегической) целью школы должно быть обеспечение качества педагогической профилактики, путем распространения в системе общего образования соответствующих инноваций [6].
Раннее в своих работах мы отмечали о целесообразности применения по отношению к несовершеннолетним термина «делинквентное поведение», под которым понимается такое поведение, при котором несовершеннолетние совершают «противоправные поступки», имеющие внешние признаки «правонарушений», при этом они не могут нести юридическую ответственность в силу того, что у них не наступило состояние юридической «дееспособности» [7]. В нашей статье, термин «Психолого-педагогическая профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних» мы рассматриваем: во-первых, как комплекс социально-организационных мероприятий, направленных на устранение, преобразование, нивелирование факторов, причин и условий появления делинквентного поведения несовершеннолетних; во-вторых, как систему психолого-педагогических мер, направленных на формирование и усиление контролирующей функции сознания несовершеннолетних, являющимся личностным условием, препятствующим или затрудняющим процесс формирования делинквентного поведения [8].
Ранее, мы рассматривали технологию психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних [9]. Поэтому логичным будет переход от теоретического анализа к практическому аспекту реализации психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Таким образом, целью статьи является рассмотреть практический аспект организации профилактики делинквентного поведения с детьми младшего школьного возраста.
Анализ литературных источников (Ж. Дандарова, И. Дубровина, С. Игумнов, И. Кон, М. Контдатьев, С. Костромина, А. Маклаков, Н. Москаличова, Е. Пенатова, В. Прокофьева, А. Реан, Е. Сергиенко, В. Ситников, Д. Фельдштейн, В. Шабалина и др.) позволяет нам рассматривать несовершеннолетних, в контексте терминов, принятых в современной психолого-педагогической науки.
В силу особенностей психического развития, младший школьный возраст является благоприятным для проведения профилактических мероприятий. Особое внимание сосредотачивается на специфическом информационном посредничестве между субъектом профилактического воздействия и детьми: Цель профилактической работы с младшими школьниками:
- формирование у детей представления о противоправных действиях;
- формирование у детей внутренней установки на негативное восприятие противоправных действий;
- формирование критичности в восприятии средств массовой информации;
- развитие памяти, творческого воображения;
- всестороннее развитие личности детей младшего школьного возраста.
Профилактические мероприятия с младшими школьниками необходимо проводить с
учётом «лёгкости» и «доступности». Наиболее часто в младшем школьном возрасте дети совершают делинквентные проступки, которые можно классифицировать по криминологическому признаку. При организации мы исходим из положения, что безнаказанный опыт совершения делинквентных проступков, может стать причиной совершения более серьёзных правонарушений в будущем.
Наиболее часто в младшем школьном возрасте дети совершают делинквентные проступки, которые внешне проявляются как «невинные». Однако, при детальном рассмотрении, они носят признаки правонарушений. К данной группе относятся: кража; грабёж; мелкое хулиганство; порча чужого имущества; нанесение телесных повреждений; нарушение общественного порядка и др.
Специфика развития детей, младшего школьного возраста детерминирует особый подход к выбору методов проведения профилактических мероприятий. Профилактические мероприятия могут иметь форму как групповых, так и индивидуальных занятий. Профилактические занятия с детьми младшего школьного возраста осуществляться в следующей логической последовательности:
- ознакомление с правонарушением;
- формирование у детей негативного эмоционального отношения к правонарушению;
- закрепление пройденного материала
- всестороннее развитие личности детей младшего школьного возраста;
Ознакомление с правонарушением (например: «хулиганство») целесообразно,
начинать с формирования у детей представления о хулиганстве, как о противоправном деянии, при этом, используется один из видов интерактивной лекций (диалогическая лекция, лекция дискуссия, проблемная лекция).
В начале занятия субъект профилактики (социальный педагог, психолог, учитель и др.) знакомит детей с содержанием вида правонарушения. Для этого, используются приём «активизации мышления», в ходе которого, детям ставятся вопросы, касающиеся отношения их к противоправному действию. Вопросы должны быть подобранны таким образом, чтобы ответы на них были простыми, однозначными («да» или «нет»)
Например:
- «называл ли вас кто-нибудь хулиганами?»
Если на вопрос дети ответили «ДА», то необходимо задать уточняющие вопросы, например:
- за что вас так называли?
- какие поступки вы совершали?
Если дети, на первый вопрос ответили «НЕТ», то необходимо стимулировать их мышление, задав вопрос, который иллюстрирует объективный образ действий, характеризующих «хулиганство»
- были ли случаи, когда вы громко кричали, ругались и приставали к другим детям?
При положительном ответе, выясняются причины такого поведения.
В последующем, после краткой беседы с детьми, им предлагается рассмотреть, что означает слово «хулиганство». При этом, педагогу необходимо использовать «сюжетные картинки (рисунки, фотографии) которые в символическом виде отражают содержание категории «хулиганство». Например: нарушение общественного порядка; применение насилия, либо его угроза; уничтожение или повреждение чужого имущества и др. При рассмотрении сюжетной картинки, «субъекту» профилактики необходимо провести разъяснение о сущности наблюдаемого противоправного действия, после чего опять детям задаются вопросы для активизации мышления.
Например:
а) правонарушение «Нарушение общественного порядка — действия, причинявшие ущерб и беспокойства одному человеку или многим людям:
- кто может привести пример действия, причинявшие ущерб и беспокойства одному человеку или многим людям?
- кто-нибудь из вас вел себя так?
- вам было бы приятно, если бы кто — то мешал вам заснуть поздней ночью, распевая песни под окном?
б) Правонарушение: «Насилие или его угроза» (нанесение ударов, побоев, причинение боли, а также предупреждение о возможном насилии):
- кто из вас участвовал в драках?
- были ли случаи, когда вы кого-то ударили, ущипнули и др.?
- есть ли ребята, кому наносили телесные повреждения, вам было больно?
В) правонарушение «Вандализм» (Уничтожение или повреждение чужого имущества, полная или частичная поломка и др.). Вопросы для активизации мышления:
- Ломали ли вы, сами чужие игрушки?
- Рисовали ли вы, на стенах домов, какие-либо рисунки без разрешения взрослых?
Формирование у детей негативного эмоционального отношения к правонарушению,
осуществляется так же в процессе проведения интерактивной лекции. При этом собственно, формирование негативной эмоциональной реакции начинается с выяснения эмоционально-значимых объектов детей. Как правило, для детей младшего школьного возраста, эмоционально значимыми являются: их родители, любимые учителя, место, где они проживают, домашние животные и естественно, сами дети. Для этого, целесообразно, использовать приём «эмоциональной привязки» объекта к воображаемому акту совершения правонарушения.
Например, можно задать ребёнку следующие вопросы:
- Приятно вам будет если ваши любимые игрушки соседские мальчишки ломали, потому что вы отказались с ними играть?
- Вам приятно, если ваши игрушки (вещи, одежду и т.п.) кто-то испортил?
- Вам было бы приятно, если бы кто- то, мешал вам заснуть поздней ночью, распевая песни под окном?
- Представьте, если вашей маме, младшей сестрички — будут угрожать, что побьют — вам это понравиться?
- Представьте ситуацию, если из-за вас сломался трамвай, и пассажиры пострадали, а среди них — ваша мама, вы пожалеете о своем поступке?
- Представьте, что кто-то, написал на вашей стене оскорбительные слова про вас, что вы будете чувствовать?
- Представьте, если вашей кошке, привязали консервные банки к хвосту, и она мучается, вы будете делать подобное с другими животными?
Закрепление пройденного материала. Для закрепления пройденного материала, можно использовать средства массовой информации. В частности, неплохо иллюстрируют наличие хулиганских действий, многие мультипликационные фильмы, в частности мультсериалы: «Ну, погоди!», «Том и Джерри», «Приключение кота Леопольда» и др. После просмотра видеосюжета, необходимо обсудить его содержание. Для повтора целесообразно задавать вопросы для активизации мышления, например:
- Как вы считаете, волк ведет себя правильно?
- Приведите примеры его хулиганского поведения?
- А заяц, всегда правильно себя ведет?
- Можно ли считать, что заяц тоже хулиганит?
- Как вы считаете, волку больно?
Для детей младшего школьного возраста, как способ закрепления пройденного материала эффективным является выполнение творческих заданий. Творческое задание, может заключаться в изображении рисунка, затрагивающего проблему правонарушений (например: хулиганство) по сюжету одного из раннее просмотренных мультфильмов. В последующем, когда творческие задания (рисунки) будут готовы, целесообразно, вывесить их на стене в классе, для общего ознакомления. Данные рисунки, можно использовать на последующих профилактических занятиях, при этом дети должны распознать на рисунке: какое правонарушение изображено, попытаться классифицировать его; предугадать какое наказание может понести герой рисунка и др.
В целом, процедура закрепления пройденного материала, помимо прямых профилактических функций, способствует формированию критичности в восприятии средств
массовой информации. В частности, при последующем просмотре, например, мультфильмов, дети будут «узнавать» неправильные действия героев, а возможно и классифицировать их.
В целом, эффективность психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения младших школьников в образовательном учреждении реализуется с учетом специфических возрастных особенностей с опорой на которые осуществляется подбор методов и средств.
Литература
1. Саламатина, И. И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии): дис. ... д-ра псих. наук. М., 2007. 368 с.
2. Оржеховська, В. М. Профшактика правопорушень серед неповнол^шх / В. М. Оржеховська. — Кшв, 1996. — 352 с.
3. Бакаев, А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних / А. А. Бакаев. — М. 2004. — 218 с.
4. Беличева, С. А. Основы превентивной психологи / С. А. Беличева — М. 1993. —
264 с.
5. Социальная педагогика: Курс лекций / ред. Ю.А. Галагузовой. — М. 2006. — 416 с.
6. Иванова, А. А. Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений. Дис. канд. юрид. наук: спец. Нижний Новгород, 2006, — 184 с.
7. Чуносов, М. А. Теоретический анализ категории «делинквентное поведение» // Вестник академии знаний. — 2013. — №4. — С. 154-159.
8. Чуносов, М. О. Теоретичне обгрунтування категорп «сощально-педагопчна профшактика делшквентно! поведшки неповнол^шх» // Проблеми сучасно'1 педагогично! св^и. — 2013. — № 41. Ч. 3. — С. 151-157.
9. Чуносов, М. А. Социально-педагогическая технология профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Альманах современной науки и образования. — 2013. — №2. — С. 192-194.