Научная статья на тему 'Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство в профилактике делинквентного поведения подростков'

Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство в профилактике делинквентного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1704
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / ПРЕДИКТОРЫ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ / ОСОБЕННОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / DELINQUENCY / PREDICTORS OF DELINQUENCY / DELINQUENT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS / PREVENTION OF DELINQUENCY / INTERDEPARTMENTAL COOPERATION AND SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васягина Наталия Николаевна

Проблема делинквентного поведения подростков является одной из актуальных проблем современности. Несмотря на все предпринимаемые государственными органами меры профилактического характера, количество несовершеннолетних, имеющих отклоняющиеся формы поведения, по-прежнему остается высоким, что свидетельствует о необходимости пересмотра концептуальных подходов профилактики противоправных проявлений среди несовершеннолетних. В статье обобщен опыт психолого-педагогического сопровождения делинквентных подростков, накопленный в отечественной и зарубежной психологии, раскрываются специфика и особенности делинквентного поведения подростков, выявлены и описаны экзогенные (совокупность внешних условий, образующих социокультурную ситуацию развития подростка) и эндогенные (половозрастные характеристики, характеристики, выделяемые в зависимости от рода занятий, личностные особенности) детерминанты делинквентности. Учитывая полидетерминированный характер описываемого явления, автор обосновывает необходимость и предлагает модель межведомственного взаимодействия и социального партнерства в решении вопросов профилактики делинквентности и ределинквентных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDEPARTMENTAL INTERACTION AND SOCIAL PARTNERSHIP IN THE PREVENTION OF DELINQUENT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

The problem of delinquent behavior of adolescents is one of the most urgent problems of today. Despite all the preventive measures introduced by the government, the number of minors with deviant behavior remains high, indicating a need to revise the conceptual approaches preventing illegal actions among minors. The article summarizes the experience of psycho-pedagogical support of delinquent adolescents gained in domestic and foreign psychology; it reveals the specifics and peculiarities of delinquent behavior of adolescents, identifies and describes exogenous (a set of external conditions forming socio-cultural situation of the adolescent development) and endogenous (sex and age characteristics, characteristics depending on the occupation and personality traits) determinants of delinquency. Taking into account poly-determined nature of the described phenomenon, the author proves the need and proposes a model of interdepartmental cooperation and social partnership in addressing the problem of delinquency prevention and rsocialization of delinquent adolescents.

Текст научной работы на тему «Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство в профилактике делинквентного поведения подростков»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.013.42

ББК Ч466.46 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

Васягина Наталия Николаевна,

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 387; e-mail: [email protected]

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: делинквентность; предикторы делинквентности; особенности делинквентно-го поведения подростков; профилактика делинквентности; межведомственное взаимодействие и социальное партнерство.

АННОТАЦИЯ. Проблема делинквентного поведения подростков является одной из актуальных проблем современности. Несмотря на все предпринимаемые государственными органами меры профилактического характера, количество несовершеннолетних, имеющих отклоняющиеся формы поведения, по-прежнему остается высоким, что свидетельствует о необходимости пересмотра концептуальных подходов профилактики противоправных проявлений среди несовершеннолетних. В статье обобщен опыт психолого-педагогического сопровождения делинквентных подростков, накопленный в отечественной и зарубежной психологии, раскрываются специфика и особенности делинквентного поведения подростков, выявлены и описаны экзогенные (совокупность внешних условий, образующих социокультурную ситуацию развития подростка) и эндогенные (половозрастные характеристики, характеристики, выделяемые в зависимости от рода занятий, личностные особенности) детерминанты делинквентности. Учитывая полидетерминированный характер описываемого явления, автор обосновывает необходимость и предлагает модель межведомственного взаимодействия и социального партнерства в решении вопросов профилактики делинквентности и ре-социализации делинквентных подростков.

Vasyagina Natalia Nikolayevna,

Doctor of Psychology, Professor, Head od Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

INTERDEPARTMENTAL INTERACTION AND SOCIAL PARTNERSHIP IN THE PREVENTION OF DELINQUENT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

KEY WORDS: delinquency; predictors of delinquency; delinquent behavior of adolescents; prevention of delinquency; interdepartmental cooperation and social partnership.

ABSTRACT. The problem of delinquent behavior of adolescents is one of the most urgent problems of today. Despite all the preventive measures introduced by the government, the number of minors with deviant behavior remains high, indicating a need to revise the conceptual approaches preventing illegal actions among minors. The article summarizes the experience of psycho-pedagogical support of delinquent adolescents gained in domestic and foreign psychology; it reveals the specifics and peculiarities of delinquent behavior of adolescents, identifies and describes exogenous (a set of external conditions forming socio-cultural situation of the adolescent development) and endogenous (sex and age characteristics, characteristics depending on the occupation and personality traits) determinants of delinquency. Taking into account poly-determined nature of the described phenomenon, the author proves the need and proposes a model of interdepartmental cooperation and social partnership in addressing the problem of delinquency prevention and re-socialization of delinquent adolescents.

Современный период исторического развития России характеризуется кризисными явлениями во многих сферах социальной жизни, которые, оказывая значительное воздействие на психику, способствуют распространению в обществе, и особенно в детской и подростковой среде, различных негативных явлений, увеличению частоты встречаемости делинквентного поведения. Несмотря на все предпринимаемые государственными органами меры профилактического характера, количество несовершеннолетних, имеющих

отклоняющиеся формы поведения, по-прежнему остается высоким, а примерно каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетними или при их участии. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что при снижении статистических показателей в структуре преступности несовершеннолетних доля тяжких и особо тяжких преступлений остается высокой: по таким видам преступлений, как изнасилования, грабежи, кражи личного имущества, несовершеннолетними совершается каждое третье-четвертое преступление; отме-

© Васягина Н. Н., 2016

чены значительные удельные показатели по численности несовершеннолетних, совершивших преступление в группе; наблюдается снижение возрастных границ несовершеннолетних правонарушителей (11-12 лет) и среднего возраста осужденных (за последние 5 лет на 10,4% возросло число осужденных в возрасте 14-15 лет); происходит увеличение количества несовершеннолетних, совершивших преступное деяние в состоянии опьянения. Указанные факты свидетельствуют о необходимости коренного пересмотра концептуальных подходов к сопровождению подростков с делинквентным поведением и профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних.

Понятие делинквентности было введено в науку в 1950-х гг. А. Коэном, который определял делинквентное поведение как антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом [11]. В современной зарубежной литературе термин «делинквентность» часто используется в сочетании с понятием «юношеский» и означает действия, совершаемые молодежью в нарушение каких-либо законов. В отечественной научной литературе делинквентное поведение также рассматривается в контексте социальной активности, связанной с нарушением норм, влекущих за собой уголовное наказание. Поэтому основным критерием делинквентного поведения выступают уголовные правонарушения [10].

Одним из ключевых при решении данной проблемы является вопрос о причинах подростковой делинквентности, осознание которых становится отправной точкой для разработки системы мероприятий, направленных на профилактику, предупреждение, а также ресо-циализацию делинквентных подростков. Предпринятый нами анализ литературных источников, посвященных обсуждению данного вопроса, свидетельствует о полидетерминированности делинквентности. В самом общем виде можно выделить две группы предикторов делинквентного поведения: экзогенные и эндогенные. Экзогенные предикторы делинквентного поведения включают совокупность внешних условий, образующих социокультурную ситуацию развития подростка. Рассмотрим основные из них.

Безусловно, изучение проблем подростковой преступности требует учета макросоцио-культурной ситуации, сложившейся в обществе. Установлена прямая корреляционная зависимость между преступностью среди несовершеннолетних и общесоциалъными проблемами общества [8]. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время в России происходят сложные процессы,

связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые отражаются на людях, их физическом, психическом, материально-финансовом благополучии и косвенно - на всей криминогенной обстановке в целом. Особенно остро на эти изменения реагируют дети и подростки [6].

Так, по данным, представленным уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Павлом Астаховым на заседании правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Самара, 14 октября 2015 г.), в 2015 году уровень подростковой преступности за первые восемь месяцев возрос на 5,6%; за совершение правонарушений в ОВД доставлено более 175,6 тысяч подростков, несовершеннолетними или при их соучастии совершено 39774 преступления, что на 5,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; произошло увеличение тяжких преступлений: изнасилований (с 21,9% до 26,9%), грабежей (с 33,1% до 34,6%), разбоев (с 24,9% до 29,4%); к уголовной ответственности привлечено более 25 тысяч подростков.

Существенное влияние на культивирование делинквентности оказывают средства массовой информации, прежде всего, телевидение и Интернет. Европейское общество защиты детей подсчитало, что в фильмах и передачах по всем каналам ежечасно показывают не менее двадцати убийств, образцов жесткого (агрессивного, насильственного) поведения и других нарушений норм права [3]. Поскольку подростки проводят в среднем от 4 до 8 часов в день у экрана, то можно представить силу воздействия СМИ на неокрепшую психику.

Конечно, говоря об экзогенных факторах, нельзя не остановиться на значении семъи, которой принадлежит главенствующая роль в создании условий для подкрепления асоциального поведения ребенка. Заметим, что в преобладающем большинстве исследований, посвященных изучению особенностей семейного воспитания, подчеркивается системный характер влияния семьи, семейных отношений и стиля семейного воспитания на поведение ребенка, однако можно выделить ряд факторов, выступающих на первый план при обсуждении криминализации подростков [7]:

- фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей, что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

- физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье;

- недостаточное влияние отца, затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

- острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

- потворствование ребенку в выполнении его желаний, недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

- чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;

- несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

- хронически выраженные конфликты между родителями;

- нежелательные личностные и поведенческие особенности родителей;

- усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей и пр.

Другой не менее значимой социальной средой, задающей ориентиры развития ребенка, является образовательная среда. Обнаружена прямая корреляционная зависимость между особенностями образовательной организации, характером отношений в системе «учитель - ученик» и «ученик - ученик» и частотой встречаемости делинквентности среди обучающихся. Среди негативно влияющих параметров школьной среды называются коммерциализация образования, недостаточная квалификация педагогов, ослабление воспитательной роли школы, несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей, экстенсивный характер учебных нагрузок, преобладание отрицательной оценочной стимуляции, отсутствие системы мероприятий по профилактике и нивелированию школьной дезадапртации [1; 9; 8].

Таким образом, семейное неблагополучие, школьная дезадаптация, невнимание значимых взрослых (родителей, педагогов) к интересам подростков, неспособность удовлетворить духовные запросы и ожидания, потребность в интимно-личностном общении, в ощущении собственной значимости служат источником отчуждения ребенка от семьи и школы. Альтернативу этим значимым социальным группам в личностном общении подростки находит в уличной компании, где они видят почву дли самоутверждения, где их понимают и поддерживают их друзья.

Девиантные сверстники также достаточно часто упоминается в качестве ведущего экзогенного фактора далинквентности подростков. Наличие девиантной группы облегчает совершение делинквентных действий, обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях. При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки подростка увеличивают его привлекательность для тех людей, которые одобряют такой стиль поведения. Одновременно эти по-

ступки вызывают отрицательное отношение и санкции со стороны «нормальных» других вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению отклоняющегося поведения и склонности к нему [2; 5].

Однако следует обратить внимание на то, что в равных условиях среды неблагоприятное воздействие может быть дифференцированным в связи с индивидуально-психологическими и психофизиологическими особенностями подростков. Поэтому, говоря о причинах делинквентности, нельзя не учитывать эндогенные факторы, среди которых на первый план выходят половозрастные характеристики, характеристики, выделяемые в зависимости от рода занятий, и личностные особенности несовершеннолетних преступников.

Подростковый возраст сам по себе практически всеми исследователями характеризуют как переломный, переходный, критический. Существует множество фундаментальных исследований, посвященных данному периоду. Анализ этих исследований позволяет очертить круг возрастных проблем, имеющих непосредственное отношение к девиантности, среди которых бурное эмоциональное развитие (эмоциональные «взрывы», эмоциональная незрелость, противоречивость), повышенная внушаемость, чувствительность к оценкам окружающих, борьба с общепризнанными авторитетами, обожествление случайных кумиров, чувство взрослости (желание самоутвердиться и стать взрослым, независимость, эмансипация от родителей, романтические отношения со сверстниками противоположного пола, изменение отношения к учению) и пр.

Выборочные исследования свидетельствуют, что половину всех общественно опасных и иных асоциальных деяний как в целом, так и практически по всем отдельно учитываемым составам несовершеннолетние совершают в возрасте до 16 лет. Каждое четвертое правонарушение совершают лица, не достигшие 14-летнего возраста (лидируют по кражам государственного и общественного имущества, хищениям огнестрельного оружия и боеприпасов). По угонам автомотосредств и хулиганству доминируют 17-летние [10]. Анализ гендерных особенностей делинквентности показывает, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступников всегда существенно выше (90-95%) их удельного веса в населении данной возрастной группы, проживающих в соответствующих регионах (48-52%). Доля девушек, совершающих преступления (610%), наоборот, значительно меньше их удельного веса в населении. Однако многими иссле-

120

дователями отмечается более высокий по сравнению с юношами процент преступлений, совершаемых девушками в трезвом состоянии, в одиночку, в жилых помещениях, а не на улице. Преступления девушек носят более скрытый характер, менее дерзки и опасны. Наиболее часто девушки совершают кражи денег, ценностей, вещей [13].

В зависимости от рода занятий также зафиксированы существенные различия преступной активности несовершеннолетних. По степени этой активности все они из года в год ранжируются (по убывающей) в определенном порядке: неработающие и не учащиеся, работающие, учащиеся профессиональных, технических училищ, учащиеся общеобразовательных школ (в т. ч. коррекционных), учащиеся техникумов. Учащиеся ПТУ и работающие в совокупности на протяжении длительного периода составляют 50-59 % в общей структуре несовершеннолетних преступников [11].

При исследовании личности делинквент-ных подростков зафиксированы существенные трансформации таких личностных особенностей правонарушителей, как:

- мотивационная сфера - отсутствие интереса к выполняемой деятельности, отсутствие прилежания, а стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами [6; 8];

- характерологические особенности - акцентуации характера, низкий уровень коммуникативных способностей, трудности в контактах с окружающими, повышенная конфликтность, склонность к риску, тревожность [2];

- особенности саморегуляции - неразвитое самосознание, неспособность управлять своим поведением, неадекватная самооценка, эмоциональная неустойчивость, импульсивное проявление агрессивности [8];

- психические расстройства - легкая умственная отсталость, депрессия, которая может быть признаком кризисного состояния или его синдромом, эмоциональная лабильность, обусловленная нарушениями электрической проводимости мозговых структур [4].

Таким образом, даже при первом приближении становится очевидным, что делин-квентное поведение есть сложная форма девиации, обусловленная множеством факторов, которые должны быть учтены в процессе разработки и реализации программ ресоциализа-ции делинквентности и профилактике рецидивной преступности. А потому решить данную задачу нам представляется возможным только посредством межведомственного взаимодействия и социального партнерства. Эта идея была положена нами в основу концепции профилактики делинквентно-

го поведения на территории Орджоникидзев-ского района г. Екатеринбурга.

Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство рассматриваются нами как совместные, скоординированные усилия государственных и негосударственных институтов, направленные на социально-психолого-педагогическое сопровождение делинквент-ных подростков. Реализация межведомственного взаимодействия и социального партнерства строится с учетом принципов субъект-субъектного взаимодействия, возможности инициативы каждого участника взаимодействия, распределения ответственности при общих задачах деятельности, распределения ресурсов и возможностей инфраструктуры, понимания частичности своего содержания и возможностей его взаимного дополнения, выстраивания многообразных возможных путей движения при общности цели.

В качестве партнеров выступают органы муниципального управления, социальной защиты, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, управления образованием, управления культуры, опеки и попечительства, управления здравоохранением, службы занятости, органы внутренних дел, органы судопроизводства, общественные организации и пр. Деятельность всех органов, учреждений и организаций, осуществляющих профилактику делинквентности, управляется Координационным советом, возглавляемым главой администрации, что позволяет избежать дублирования и обеспечить осуществление совместных мероприятий, обмен информации.

Основу межведомственного взаимодействия и социального партнерства при сопровождении делинквентных подростков, с нашей точки зрения, составляют три взаимосвязанных элемента: методология (система идей, взглядов принципов, определяющих стратегию сопровождения и профилактики), непосредственная деятельность государственных и негосударственных институтов (которая является средством воплощения идей и взглядов, выражает формы, способы реализации стратегии) и результаты (ожидаемые и реальные), которые являются показателями эффективности межведомственного взаимодействия социального партнерства.

В качестве методологических оснований профилактики делинквентности большим потенциалом обладают деятельностный подход, согласно которому личность и ее сознание формируется, развивается и проявляется в деятельности, личностно ориентированный подход, согласно которому становление личности рассматривается через реализацию собственной активности, способность к творческой самореализации, а также теории социального контроля, согласно которой причиной делинквентности несовершеннолет-

них является ослабление, разрыв или отсутствие социального и внутреннено контроля, и культурных девиаций, где делинквент-ность несовершеннолетних рассматривается как результат недостаточного подкрепления конвенционального поведения. С учетом обозначенных методологических позиций мы предлагаем основные принципы профилактики делинквентности в условиях межведомственного взаимодействия и социального партнерства: подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы населения, которая нуждается в повышенной защите, рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики, подход к проблеме с учетом ее комплексности, формирование многоуровневой системы ресоциализации и предупреждения делинквентности, обеспечение единства диагностики, коррекции и защиты от негативного влияния социальной среды, создание единого пространства профилактики, создание системы мониторинга результативности деятельности, организация подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия.

Обобщенным результатом профилактики делинквентности в условиях межведомственного взаимодействия и социального партнер-

ства при таком подходе является снижение общего числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, и отсутствие повторных правонарушений. Достижение данного результата обеспечивается за счет совокупности частных результатов, маркерами которых являются социальная компетенция несовершеннолетних, положительные ценностные ориентации и жизненные установки подростков и родителей, актуализация личностных ресурсов подростка, способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности, умение преодолевать возникающие кризисы, трансформировать отрицательные ценностные ориентации, бесконфликтная образовательная среда, стабилизация семейной обстановки.

Было бы преждевременно говорить о том, что межведомственное взаимодействие и социальное партнерство способны обеспечить перелом в сформировавшейся за долгие годы криминогенной ситуации в подростковой среде, но первые итоги реализации указанных мер на территории Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга создают предпосылки для определенного оптимизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агузумцян Р. В., Мурадян Е. Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. 2009. №1. C. 43-47.

2. Алмазов Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учеб. пособие / под ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2000.

3. Алфимова М. В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 112-122.

4. Барденштейн Л. М., Можгинский Ю. Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. М. : Зеркало-М., 2000.

5. Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2002.

6. Васягина Н. Н. Предикторы делинквентности подростков // Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе : сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф., 29-30 окт. 2015 г. Южно-Сахалинск : ИРОСО, 2015. С. 25-29.

7. Васягина Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. 2013. №2.

8. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением. СПб. : ПОНИ, 2008.

9. Егоров А. Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии// Наркология и аддиктоло-гия : сб. науч. тр. / под ред. проф. В. Д. Менделевича. Казань : Школа, 2004. С. 80-88.

10. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академия, 2004.

11. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов. М., 2004.

12. Миньковский, Г. М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. М. : Госюриздат, 2009.

13. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М. : Юрлитинформ, 2008.

REFERENCES

1. Aguzumtsyan R. V., Muradyan E. B. Psikhologicheskie aspekty bezopasnosti lichnosti // Vestnik prakti-cheskoy psikhologii obrazovaniya. 2009. №1. C. 43-47.

2. Almazov B. N. Psikhologicheskie osnovy pedagogicheskoy reabilitatsii : ucheb. posobie / pod red. E. F. Zeer. Ekaterinburg, 2000.

3. Alfimova M. V., Trubnikov V. I. Psikhogenetika agressivnosti // Voprosy psikhologii. 2000. № 5. S. 112-122.

4. Bardenshteyn L. M., Mozhginskiy Yu. B. Patologicheskoe geteroagressivnoe povedenie u podrostkov. M. : Zerkalo-M., 2000.

5. Bashkatov I. P. Psikhologiya asotsial'no-kriminal'nykh grupp podrostkov i molodezhi. M. : MPSI ; Voronezh : NPO «MODEK», 2002.

6. Vasyagina N. N. Prediktory delinkventnosti podrostkov // Problemy deviantnogo povedeniya pod-

rostkov v sovremennom obshchestve : sb. mat-lov Vseros. nauch.-prakt. konf., 29-30 okt. 2015 g. Yuzhno-Sakhalinsk : IROSO, 2015. S. 25-29.

7. Vasyagina N. N. Spetsifika i usloviya effektivnosti vospitatel'noy deyatel'nosti roditeley // Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. №2.

8. Dmitriev M. G., Belov V. G., Parfenov Yu. A. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie podrostkov s delinkventnym povedeniem. SPb. : PONI, 2008.

9. Egorov A. Yu. K voprosu o novykh teoreticheskikh aspektakh addiktologii// Narkologiya i addiktologiya : sb. nauch. tr. / pod red. prof. V. D. Mendelevicha. Kazan' : Shkola, 2004. S. 80-88.

10. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya (Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya) : ucheb. posobie dlya stud. vuzov. M. : Akademiya, 2004.

11. Kleyberg Yu. A. Sotsial'naya psikhologiya deviantnogo povedeniya : ucheb. posobie dlya vuzov. M., 2004.

12. Min'kovskiy, G. M. Osobennosti rassledovaniya i sudebnogo razbiratel'stva del o nesovershennoletnikh. M. : Gosyurizdat, 2009.

13. Ratinov A. R. Sudebnaya psikhologiya dlya sledovateley. M. : Yurlitinform, 2008.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.