Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-личностная самореализация / подготовка будущих педагогов физической культуры / professional and personal self-realization / training of future teachers of physical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жабаков Владислав Ермекбаевич, Жабакова Татьяна Викторовна

В статье рассматривается структура личностно-профессиональной самореализации будущих педагогов физической культуры как совокупность дихотомических конструктов «активность–пассивность», «реальность–мнимость», «продуктивность–непродуктивность». В качестве критериев самореализующейся личности рассматриваются образ тела как экстериоризированной субъектности и готовность к педагогическому физкультурно-спортивному совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жабаков Владислав Ермекбаевич, Жабакова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

The article considers the structure of personal and professional self-realization of future physical education teachers as a set of dichotomous constructs “activity–passivity”, “reality–imaginary”, “productivity–unproductivity”. The criteria of a self-fulfilling personality are the image of the body as an exteriorized subjectivity and the readiness for pedagogical physical culture and sports improvement.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Одним из важных методов работы социального педагога является беседа, диалог с обучаемым, на основе которого возможна разработка прогностической функции социально-педагогической деятельности, позволяющей составлять прогнозы распространения явлений, прогнозы развития конкретной личности, которые в процессе диалога нужно доносить до сознания обучаемого. Перспектива развития личности, планирование жизнедеятельности, целеполагание способно направить в правильное русло социальное развитие личности.

Социально-педагогическая деятельность предполагает работу с родителями. Необходима разработка дистанционных форм и методов педагогического просвещения родителей и повышение компетентности социального педагога в решении данной проблемы.

Развитие профессионального труда социального педагога заключается в создании психолого-педагогических условий предотвращения асоциальных явлений. Деятельность социального педагога многофункциональна, но чтобы избежать разделения профессиональной деятельности, еще большей дифференциации функций социально-педагогической деятельности (работа с мигрантами, девиантное и делинквентное, зависимое, аддиктивное поведение, инклюзивное образование и др.), необходимо нахождение единого основания работы. Таким базисом является основная функция социально-педагогической деятельности — социализация личности, ее социальное развитие и социальное воспитание. При успешной социализации личности происходит формирование нормативности в сознании, в том числе развитие правового сознания, нравственных установок, которые создают фундаментальное основание в мировоззрении.

Литература

1. Есикова Т. В., Ермолина М.А. Юридическое обоснование диагностики правового сознания // Право и образование. 2016. № 5. 104-110.

2. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности: монография. — М; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2019. — 394 с.

3. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. Вып. 9. — 484 с.

4. Торохтий В.С. О сущности социально-педагогического подхода в российском профессиональном образовании // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. Т. 5, № 1. С. 34—38.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Жабаков Владислав Ермекбаевич (Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: gabakovvu@cspu.ru)

Жабакова Татьяна Викторовна (Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail:zhabakovatv@cspu.ru)

Аннотация. В статье рассматривается структура личностно-профессиональной самореализации будущих педагогов физической культуры как совокупность дихотомических конструктов «активность—пассивность», «реальность—мнимость», «продуктивность—непродуктивность». В качестве критериев самореализующейся личности рассматриваются образ тела как экстериоризи-рованной субъектности и готовность к педагогическому физкультурно-спортивному совершенствованию.

Ключевые слова: профессионально-личностная самореализация, подготовка будущих педагогов физической культуры.

PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

Zhabakov Vladislav Ermekbaevich (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Theory and Methodology of Physical Culture and Sports, South Ural State Humanitarian Pedagogical University. E-mail: gabakovvu@cspu.ru),

Zhabakova Tatyana Viktorovna (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University. E-mail: zhabakovatv@cspu.ru)

Abstract. The article considers the structure of personal and professional self-realization of future physical education teachers as a set of dichotomous constructs "activity—passivity", "reality—imaginary", "productivity—unproductivity". The criteria of a self-fulfilling personality are the image of the body as an exteriorized subjectivity and the readiness for pedagogical physical culture and sports improvement.

Keywords: professional and personal self-realization, training of future teachers of physical culture.

Кардинальные изменения в современном обществе детерминировали трансформацию смысложизненных ориентаций будущих педагогов. Экзистенциональный поиск смысла жизни воспринимается как утрата собственной идентичности и устойчивости внутреннего мира, поиск себя в системе профессионального самоопределения становится синонимом «личностной неуспешности». Поэтому актуальными становятся проблемы психологического благополучия молодежи и психолого-педагогического сопровождения личностно-профессиональной самореализации.

Профессионально-личностная самореализация будущих педагогов физической культуры связана с осознанием телесности как границы между «субъектным» и «объектным», внутренним и внешним в самости личности [1]. Критериями самореализующейся личности в таком случае становятся образ тела как экстериоризированной субъектности, готовность к педагогическому физкультурно-спортивному совершенствованию. Вследствие этого результатом самореализации становится физическое совершенствование, а объектом — человеческая телесность.

Процесс физического совершенствования направлен не только на актуализацию потенциальных возможностей будущих педагогов физической культуры, но и предполагает «законченность», «завершенность», «цель» в форме знаний, умений и способов деятельности, направленных на способность «развивать» телесность Другого. Поэтому в качестве значимой характеристики профессионально-личностной самореализации будущих педагогов физической культуры выделим дихотомию. В таком случае самореализация становится критерием «полного самоосуществления», «опредмечиванием возможного», «исполненности предназначенного». Объем дихотомического понятия «личностно-про-фессиональная самореализация будущих педагогов физической культуры» включает два вектора самореализации: самореализация через реализацию собственной телесности и самореализация через формирование телесности обучающихся.

Личностная самореализация является теоретическим конструктом С.И. Кудинова [3], который в авторской концепции самореализации личности описывает формы, виды и системные характеристики самореализации [4]. Мы рассматриваем личностно-про-фессиональную самореализации будущих педагогов физической культуры в контексте эксплицитных и имплицитных паттернов. Стремление к прогрессивным изменениям деятельности (эффективности и продуктивности), что выражается в нахождении более короткого пути достижения целей и минимизации затрат, отражает эксплицитность личностной самореализации. Имплицитный паттерн личностной самореализации, развивающийся независимо от сознательного контроля, не находит «явного» отражения в деятельности, но оказывает влияние на «психологическое самочувствие» студента, так как основан на ассоциативных представлениях об успешной личности, многократном

повторении ситуации успеха или неуспеха в процессе обучения. Следовательно, профессионально-личностная самореализация определяется не только психологическими особенностями проявления субъектности, но трансформацией внутреннего мира путем рефлексирования отношений с миром, собственных переживаний, актуализации субъективного опыта в процессе.

Исследования Л.А. Коростылевой [2] позволяют сделать вывод, что движущей силой самореализации является стремление к самосовершенствованию. Если Л.А. Коростылева описывает процесс самореализации как «постоянное» стремление к самоизменению, непрекращающуюся работу над собой, повышение качества жизни [2], то Д.А. Леонтьев отмечает, что «траектория человека в мире является пунктирной, прерывистой» [5]. Поэтому мы считаем, что возможность континуальной самореализации ограничена, так как, перефразируя Д.А. Леонтьева, возможно выделить самореализацию «пассивного, влекомого, управляемого, предсказуемого человека» [5] и самореализацию «рефлексивного человека, выступающего субъектом собственной активности» [5]. В соответствии с вышеизложенными положениями личностно-профессиональная самореализация будущих педагогов физической культуры может быть представлена в виде дихотомических конструктов «активность—пассивность», «реальность—мнимость», «продуктивность— непродуктивность».

Дихотомия «активность—пассивность», с одной стороны, предполагает антонимич-ную репрезентацию субъективного пространства личностно-профессиональной самореализации. Однако, с другой стороны, в процессе обучения интенционные возможности личности будущих педагогов позволяют предположить, что «активность» и «пассивность» не противопоставлены, а являются «возможными» стратегиями самореализации. Так, в процессе обучения будущие педагоги физической культуры «проходят» стадии освоения педагогической профессии от репродуктивного уровня к продуктивному, а затем к уровню творческого преобразования. На репродуктивном уровне, выполняя задания категории «знать» (например, устный опрос, доклад, выполнение нормативов физической подготовленности и т.д.), будущие педагоги физической культуры ориентированы в большей степени на пассивную самореализацию с типовыми схемами самовыражения. Задания продуктивного уровня (таблицы, опорные конспекты, подготовка конспектов тренировочных занятий и т.д.) позволяют выработать «переходные» типы личностно-профессиональной самореализации.

Активная личностно-профессиональная самореализация проявляется на уровне творческого преобразования, на котором будущие педагоги физической культуры проявляют «субъективность» [1], «опредмеченное» физическое самосовершенствование в процессе выполнения заданий имитационного моделирования. Следовательно, ситуация профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры снимает антагонистические отношения «активности» и «пассивности» самореализации, обогащая дихотомию «глубинным» качеством субъектности.

Реальная и мнимая самореализация отражают мотивационные установки будущих педагогов физической культуры, полярные ценностные ориентиры преобразования ситуации, интернальность и экстернальность, антонимичную репрезентацию субъективных пространств. Смысловое поле концепта включает утилитарность процесса самореализации. В процессе освоения профессиональной педагогической деятельности таким результатом является способность студентов к освоению способов действий квазипрофессиональной деятельности в процессе педагогической практики. Поэтому в качестве признаков реальной самореализации следует выделить устойчивость, стабильность, планомерность.

Продуктивность личностно-профессиональной самореализации будущих педагогов физической культуры определяется как совокупность достижений, восприятие социальной

значимости педагогической деятельности и рефлексия собственных возможностей, способностей, готовности самореализоваться в пространстве общепринятых правил, так и осознание собственной личности как «концептуального центра» [3] личностно-профес-сиональной самореализации. Личностно-профессиональная самореализация будущих педагогов физической культуры в условиях профессиональной подготовки представляет собой стремление к реализации потребности и способности личности к совершенствованию своей телесности, результатом такого «опредмечивания» становится физическое совершенство. Следовательно, личностно-профессиональная самореализация обусловлена фактуальным потенциалом педагогического физкультурно-спортивного совершенствования. В таком случае продуктивность личностно-профессиональной самореализации может рассматриваться как достаточная или недостаточная. Фактуальность продуктивной самореализации «противостоит» эмоционально-оценочным суждениям о процессе профессионального саморазвития личности, так как в процессе обучения продуктивность самореализации будущих педагогов физической культуры отчетливо проявляется в прак-тико-ориентированной деятельности, профессиональной педагогической мотивации.

Таким образом, осознанность ценностно-смыслового содержания педагогической деятельности обусловливает развитие устойчивых мотивов саморазвития студентов и, как следствие, обеспечивает продуктивность, активность, реальность личностно-профессио-нальной самореализации будущих педагогов физической культуры.

Литература

1. Гусакова М.А. Феномен субъектности в теории и практике педагогики // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 90-95.

2. Коростылева Л.А., Кравченко Н.Е. Пути профессиональной и личностной самореализации человека. — СПб., 1997. — 172 с.

3. Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации // Вестник РУДН, Серия «Психология и педагогика». 2008. № 1. С. 28—36.

4. Кудинов С.И. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки. ТГУ. 2011. № 4 (18). С. 431—434.

5. Леонтьев Д.А., Осин Е.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 4. С. 110—135.

ВРЕМЯ ИДЕТ, А ПРОБЛЕМА ОСТАЕТСЯ: ЕГЭ КАК ЗЕРКАЛО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мальцев Алексей Владимирович (Екатеринбург, Россия), кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет. E-mail: A.V.Maltsev@urfu.ru

Шкурин Денис Владимирович (Екатеринбург, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии, Уральский федеральный университет. E-mail: vortexinform@gmail.com

Берзин Андрей Борисович (Екатеринбург, Россия), аспирант кафедры социологии и теории управления, Уральский институт управления — филиал РАНХиГС. E-mail: berzinandrey@gmail.com

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена существованием противоположных точек зрения по отношению к ЕГЭ. Дискуссии идут среди ученых, педагогов, родителей учеников как по поводу самого экзамена, так и процедурных вопросов. Исследование, проведенное в Екатеринбурге среди различных субъектов образовательного процесса, показало неоднозначность их позиций и свидетельствует о необходимости специальной психологической подготовки.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, учителя, родители, учащиеся, психологическое сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.