УДК 158.1:796
ББК 88.43: 75.1
Жабакова Татьяна Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра психологии Челябинский государственный педагогический университет
Челябинск Zhabakova Tatiana Viktorovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk gabakovvu@yandex.ru Ситуация успеха как фактор самореализации личности в сфере физической культуры и спорта Success Situation As a Factor of Personality Self-Realization in the Sphere of Physical Training and Sports
Статья посвящена исследованию психолого-педагогических компонентов ситуации успеха как фактора самореализации личности. В результате экспериментальной работы доказано, что особенности мотивации достижения, оптимальный мотивационный комплекс и автономность-зависимость в учебной деятельности статистически значимо различаются в группах с высоким и низким уровнем самореализации личности.
The article deals with the investigation of success situation psychological components as a factor of personality self-realization. The results of experimental and research work show that statistically significant alterations in the motivational attitude towards obtaining success, the optimal motivational set and autonomy-dependence in studies are different in the groups with high level and low level of personality self-realization.
Ключевые слова: личность, ситуация успеха, самореализация, мотивация успеха, мотивационный комплекс, мотивация избегания неудач, сфера физической культуры и спорта.
Key words: personality, success situation, self-realization, success motivation, motivational set, failure avoidance motivation, sphere of physical culture and sports.
В условиях социальных трансформаций повышается роль активного отношения человека к своему профессиональному развитию, поэтому в качестве значимых критериев самореализации личности современные молодые люди называют «успешность», «успех», «ситуацию успеха». Однако в результате «кри-
49
зиса идентичности» молодежи, социальной нестабильности личности, утрате чувства целостности и преемственности возникло особое социальное состояние, при котором старые нравственные ориентиры достижения успеха в профессиональной деятельности разрушены, а новые стандарты развития профессионала настолько трансформированы и прагматичны, что приводят не столько к достижению успеха, сколько к бездуховности, нравственной дезориентации, утрате психологического здоровья.
В современных исследованиях (Э.Б. Галажинский, Е.Н Городилова, Г.Б. Горская, И.Б. Дерманова, Л.А. Коростылева, В.Н. Келасьев, А.В. Шинкин и др.) под успехом понимается достижение поставленной цели, превышение своих прежних результатов и социальных норм. Психологическое содержание понятия «успех» включает переживание состояний радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Поэтому успех может быть определен как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности.
Однако в современной массовой культуре активно стимулируется развитие представлений об успехе как личной эффективности. Успех - удачная карьера, предполагающая высокий материальный достаток. Успех отождествляется с богатством и славой, массовым публичным признанием. Для таких людей в комплекс факторов, определяющих успех, входит не просто количество материальных благ, но и постоянное сравнение себя с другими. Поэтому успешным считается человек, активный в профессиональной деятельности, достигший вершины карьерного роста, материально обеспеченный, способный себе позволить различные жизненные удовольствия. Такой подход формирования «успешной личности», как справедливо полагает Л.А. Коростылева [2], не пред-
полагает развитие внутреннего потенциала, поэтому связан с понятием «мнимая самореализация».
Для нас важно понимание успеха как внутреннего состояния человека, связанного с положительными эмоциями, переживаниями удовольствия и счастья и согласующегося с понятиями долга и совести, поэтому успешная личность - это психологически здоровая, самореализующаяся личность, у которой нет серьезных противоречий между желаниями и возможностями. А. Маслоу [3] считал, что каким бы ни был успешным самореализующийся человек, процесс самореализации не приводит к абсолютному успеху, а только создает условия для разностороннего развития личности.
В педагогике ситуация успеха связана с особенностями организации учебной деятельности. Поэтому успех - это такое целенаправленное организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь результата деятельности. В основе ожидания успеха, как отмечает Л.В. Рябова
[7], - стремление получить одобрение, утвердить свое «Я». Поэтому следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация - сочетание условий, обеспечивающих успех, а успех - результат ситуации.
Переживание ситуации представляет собой единицу человеческого опыта, связанную с прошлым, настоящим и будущим субъекта; оно определяет качественный характер субъективного опыта человека. Можно говорить о том, что переживание субъекта выступает системообразующим фактором, приводящим к объединению условий и обстоятельств внешнего мира в целостную системно организованную ситуацию. В актуальную жизненную ситуацию человек привносит как бы «осадок» всей своей индивидуальной истории. Поэтому в качестве ситуации успеха рассматривается такое целенаправленное, организованное сочетание внешних (объективных и субъективных) характеристик среды, в которых осуществляется деятельность, а также у внутренних (психологических) факторов, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. Создаваемая с учетом указанных факторов ситуация
успеха может быть результатом продуманной, подготовленной стратегии и тактики.
Таким образом, в качестве психолого-педагогических компонентов создания ситуации успеха выделим: психологические (особенности мотивации достижения, оптимальный мотивационный комплекс) и педагогические (автономность-зависимость в учебной деятельности). В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что компоненты ситуации успеха являются факторами самореализации личности.
Организация констатирующего эксперимента осуществлялась на базе научно-методического центра «Инновационные технологии в системе физической культуры и спорта» ФБГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». Всего в исследовании приняли участие 102 человека, в возрасте от 17 до 22 лет.
На первом этапе исследования мы с помощью опросника САТ [5] разделили всех участников эксперимента на три группы. В ЭГ-1 (34) - самоактуали-зационная группа - включены респонденты с высокими показателями по шкалам теста САТ. Во вторую группу (ЭГ-2), с низкими показателями по шкалам компетентности во времени и поддержки, были включены 36 человек. В третью ЭГ-3, со средними показателями по шкалам теста САТ, включили результаты исследования 32 человек. Работы, в которых была обнаружена «псевдосамоактуализация», детерминированная проявлениями социальной желательности, не учитывались.
Исследование особенностей ситуации успеха как фактора самореализации личности в сфере физической культуры и спорта осуществлялось при помощи таких психодиагностических методик, как методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерс) [5], методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс) [5], «Готовность к риску» (Шуберт) [5], мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана) [6], опросник «Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности» (Г.С. Прыгин)
[6]. В качестве метода математической статистики использовался критерий ф* Фишера.
Особенности ситуации успеха связаны с мотивационной установкой на достижение успеха, либо избегание неудач. Результаты экспериментальной работы показывают, что умеренная и высокая мотивация к успеху при низких и умеренных показателях готовности к риску является характеристикой испытуемых ЭГ-1. Различия по критерию Фишера выявлены группах ЭГ-1 и ЭГ-3 при (р< 0,05), и в группах ЭГ-1 и ЭГ-2 при (р< 0,01). Следовательно, чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску.
Спортсмены с выраженной ориентация на избегание неудач (ЭГ-2) отличаются тревожностью, чувствительностью к угрозе, нереальностью в постановке целей. Они часто выбирают очень легкие, либо слишком тяжелые цели, позволяющие избежать неудач и сохранить самооценку. Они склонны приписывать свои успехи не собственным усилиям, а удаче, случаю. Это делает их неуверенными в себе, вызывает у них чувство собственной беспомощности.
Ситуация успеха в сфере физической культуры и спорта детерминирована оптимальным мотивационным комплексом. Величина этого оптимума, по мнению Л.П. Матвеева [4], может быть различной у отдельных спортсменов в зависимости от их личностных особенностей и сложности решаемых задач. Отклонения от индивидуального оптимума мотивации как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения негативно отражаются на эффективности деятельности.
А.А. Реан [6] описывает оптимальный мотивационный комплекс как соотношение внутренней мотивации, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации (ВМ >ВПМ >ВОМ; ВМ=ВПМ> ВОМ). Результаты методики К. Замфир в модификации А.А. Реана позволяют сделать вывод о том, что в ЭГ -1 преобладает оптимальный мотивационный комплекс по сравнению с ЭГ-2 (ф*эмп= 3,91 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01)) и ЭГ-3 (ф*эмп= 2,45 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01)).
Признаком внутренней мотивации в ЭГ-1 является ориентация на приобретение высокого мастерства, совершенствования двигательных навыков, личностный рост, достижение высокого уровня компетентности в избранном виде спорта. Для спортсменов, побуждаемых внутренней мотивацией, характерен интерес к способам эффективного выполнения изучаемых двигательных действий. Они уделяют большое внимание планированию своей работы по достижению желаемого уровня мастерства [4]. Для спортсменов ЭГ-2 и ЭГ-3 с выраженной внешней мотивацией характерна ориентация на результат и отсутствие большого интереса к способам его достижения. Характерной чертой внешней мотивации, как отмечает Е.П. Ильин [1], является ее зависимость от внешнего подкрепления, не свойственная внутренней мотивации. Как правило, внешние мотивы связаны с социальными факторами: приобретение высокого статуса, престижа, получение социального одобрения.
Ситуация успеха в учебной деятельности связана с такими психологическими качествами, как автономность - зависимость в учебной деятельности. В результате констатирующего эксперимента мы выявили статистически значимые различия по критерию автономность в экспериментальных группах. Так, в ЭГ-1 преобладает количество «автономных» испытуемых по сравнению с группами ЭГ-2 (ф*эмп= 3,29 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01)) и ЭГ-3 (ф*эмп= 2,56 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01)). «Автономные» проявляют в учебной деятельности настойчивость, развитый самоконтроль, самостоятельность, уверенность в себе. Высокая «автономность» в группе ЭГ-1 соответствует результатам теста САТ. Поэтому личности, самореализующейся в области физической культуры и спорта, присуща внутренняя автономность. Г. Олпорт [2] определяет автономию личности как главный мотив, обеспечивающий постоянство в стремлении человека к соответствию внутреннему образу себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста. В основе его лежат стремление к целям и ценностям (при этом данные
усилия не нуждаются в постоянных вознаграждениях), а также восприятие мира через эти усилия и ценности и чувство ответственности за свою жизнь.
В ЭГ-2 преобладает количество «зависимых» в учебной деятельности испытуемых по сравнению с группами ЭГ-1 (ф*эмп= 2,92 при ф*кр = 1,64 (р<
0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01)) и ЭГ-3 (ф*эмп= 2,36 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01)). «Зависимость» в учебной деятельности в ЭГ-2 также соответствует тесту САТ, поскольку низкий балл по шкале «Поддержка» свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъектов («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Автономность - зависимость в учебной деятельности, особенности мотивационного комплекса и мотивации достижений можно рассматривать в качестве факторов высокого уровня самореализации личности.
Таким образом, ситуация успеха выступает как фактор эффективности самореализации специалиста по физической культуре. Поэтому самореализация специалиста по физической культуре детерминирована особенностями мотивации достижения, оптимальным мотивационным комплексом и автономностью в учебной деятельности.
Библиографический список
1. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: учебник для ин-тов и ф-тов физ. культ. [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 485 с.
2. Коростылева, Л.А. Пути профессиональной и личностной самореализации человека [Текст] / Л.А. Коростылева, Н.Е. Кравченко. - Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. - 172 с.
3. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: ФиС, 1991. -544 с.
5. Практическая психодиагностика: методика и тексты [Текст] / ред.-сост. Д.Я. Райгородский.- Самара: БАХРАХ, 1999. - 421 с.
6. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 56 с.
7. Рябова, Л.В. Проблемы самореализации человека: учебное пособие [Текст] / Л.В. Рябова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1993. - 316 с.
Bibliography
1. Ilyin, E.P Psychology of Physical Education: Textbook for Educational Institutions and Faculties of Physical Training [Text] / E.P. Ilyin. - SPb.: Publishing House of St. Petersburg University, 2000. - 485 p.
2. Korostyleva, L.A. Ways of Professional and Personal Self-Realization of an Individual [Text] / L.A. Korostyleva, N.E. Kravchenko. - SPb.: Publishing House of St. Petersburg University, 1997. - 172 p.
3. Maslow, A. Motivation and Personality [Text] / A. Maslow. - SPb.: Eurasia, 1999. - 478 p.
4. Matveev, L.P. Theory and Methods of Physical Training: Textbook for Physical Training Educational Institutions [Text] / L.P. Matveev. - M.: FiS, 1991. -544 p.
5. Practical Psychodiagnostics: Methods and Texts [Text] / Compiling Editor D.Ya. Raigorodsky. - Samara: BACHRACH, 1999. - 421 p.
6. Rean, A.A. Practical Psychodiagnostics of Personality [Text] / A.A. Rean. - Spb: Publishing House of St. Petersburg University, 2001. - 56 p.
7. Ryabova, L.V. Problems of Individual Self-Realization: Study Guide [Text] / L.V. Ryabova. - Rostov-on-Don: Phoenix, 1993. - 316 p.