Научная статья на тему 'Психологические особенности самореализации специалиста по физической культуре в пространстве педагогической деятельности'

Психологические особенности самореализации специалиста по физической культуре в пространстве педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
432
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТЕЛЕСНОСТЬ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / АВТОНОМНОСТЬ / SELF-REALIZATION / CORPOREITY / PERFECTIONISM / MOTIVATIONAL SET / AUTONOMY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жабакова Татьяна Викторовна

На индивидуально-психологическом и профессионально-педагогическом уровне выделены такие особенности самореализации специалиста по физической культуре в пространстве педагогической деятельности как телесность, движение к совершенству, автономность личности, оптимальный мотивационный комплекс, удовлетворенность трудом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жабакова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological peculiarities of physical culture specialist self-realization within the field of pedagogic activity

At the personal-psychological and professionalpedagogic levels of the pedagogic activity field such peculiarities of physical culture specialist self-realization as: progress to perfection, personality autonomy, optimal motivational set and labour satisfaction are distinguished.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности самореализации специалиста по физической культуре в пространстве педагогической деятельности»

УДК 159.9:796

Жабакова Татьяна Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Челябинский государственный педагогический университет

gabakovvu@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На индивидуально-психологическом и профессионально-педагогическом уровне выделены такие особенности самореализации специалиста по физической культуре в пространстве педагогической деятельности как телесность, движение к совершенству, автономность личности, оптимальный мотивационный комплекс, удовлетворенность трудом.

Ключевые слова: самореализация, телесность, перфекционизм, мотивационный комплекс, автономность.

Профессиональное образование - важный этап в становлении личности специали-. ста по физической культуре в пространстве педагогической деятельности. В современных условиях овладение профессиональными знаниями и навыками в той или иной форме противопоставляется самовыражению и самореализации личности. В результате возникают либо «технократические перекосы», либо попытки искусственно стимулировать самореализацию личности в отрыве от жизни, от профессиональной педагогической деятельности.

Категория «пространство педагогической деятельности» служит внешней границей по отношению к традиционно понимаемой педагогической деятельности и педагогическому мышлению. Педагогическая деятельность рассматривается в этой категориальной схеме как феномен культуры, как сама культура и как феномен бытия. В этом контексте содержание педагогической деятельности предельно расширяется, не утрачивая при этом целостности, не распадаясь на отдельные фрагменты [5]. Осмысленность событий становится фактором, связывающим различные типы пространств. Смысловая наполненность категории «пространство педагогической деятельности» позволяет выделить уровни пространства педагогической деятельности: индивидуально-психологический и профессионально-педагогический [10].

Организация констатирующего эксперимента осуществлялась на базе научно-методического центра «Инновационных технологий в системе физической культуры и спорта» Челябинского государственного педагогического университета. Всего в исследовании приняли участие 70 человека, в возрасте от 17 до 22 лет.

На первом этапе исследования мы с помощью опросника САТ [1] разделили всех участников эксперимента на две группы. В ЭГ-1 (34) - самоакту-ализационная группа - включены респонденты с высокими и средними показателями по шкалам теста САТ. Во вторую группу (ЭГ-2), с низкими показателями по шкалам компетентности во времени и поддержки, были включены 36 человек.

Работы, в которых была обнаружена «псевдосамоактуализация», детерминированная проявлениями социальной желательности, не учитывались.

На втором этапе исследования мы исследовали психологические особенности самореализации специалиста по физической культуре на индивидуально-психологическом уровне пространства педагогической деятельности.

На индивидуально-психологическом уровне пространства педагогической деятельности происходит самоосуществление личности, идентификация различных форм социальных отношений, обосновывается позиция «Я и педагогический вуз». Социально организованное пространство представлено системой межсубъектного и субъект-объект-ного взаимодействия, многообразием отношений (идентификации, борьбы и сотрудничества, ответственности, расположения), а также распределением и наложением полей и зон социальной напряженности, конфликтов и других пространственно локализованных социальных и культурных явлений [10].

Психологические особенности самореализации личности в области физической культуры связаны с формированием двигательных способностей человека. Успешность самореализации в таком случае определяется целенаправленными, осознанными воздействиями на телесную природу человека, развитием и совершенствованием физических качеств, навыков, умений человека. Вследствие этого результатом самореализации становится физическое совершенство, а объектом - человеческая телесность. Телесность, как считает Р.В. Маслов, -определенный тип целостности, характеризующаяся полярными категориями: бытия в себе и для себя, Я и Другого, Я и Иного, реального и виртуального и т.д. [6].

Сопоставление внутренней и внешней целостности, опираясь на концепцию М.М. Бахтина, проводит И.В. Лыбко [4]. Внешнее тело «оформлено» внешними, зрительными и осязательными ощущениями. Внутреннее тело представляет собой момент самосознания как совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний,

© Жабакова Т.В., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

127

объединенных вокруг внутреннего мира. В основе психологии телесности, по мнению М.М. Бахтина, находится экзистенциальная онтология «Я» и «Другого». Под влиянием «Значимого другого» происходит телесное переживание и осознание телесности [4].

Психологическая диагностика особенностей телесности осуществлялась при помощи методики И.В. Лыбко «Диагностика телесного Я» [4]. Образ телесного Я - это «обобщенный образ - представление субъекта о своем теле, которое предполагает целую иерархию представлений о своем теле, причем соответствующих различным состояниям и жизненным ситуациям человека» (цитата из

О.А. Заржицкой). Одним из важнейших условий формирования телесности в пространстве педагогической деятельности выступает процесс освоения и осознания тела специалистом по физической культуре.

В результате изучения особенностей телесности по методике И.В. Лыбко «Диагностика телесного Я» выявлены различия в самопринятии образа телесного Я в экспериментальных группах. Так, высокий уровень самопринятия образа телесного Я встречается чаще у испытуемых в ЭГ -1 (высокие показатели теста САТ), чем в группах ЭГ-2 (низкие показатели по тесту САТ): ЭГ-1 и ЭГ-2 (ф*эмп= 3,91 при ф*кр = 1,64 (р<0,05) и j*^ = 2,31 (р<0,01)). Следовательно, отношение индивида к собственному телу никогда не бывает внешним, объективным или нейтральным, поскольку идентичность индивида неразрывно связана с его субъективным бытием в материальном или объективном мире. Телесность можно определить не только как способ практического участия людей в формировании двигательных способностей, но и фактор самореализации специалиста по физической культуре в пространстве педагогической деятельности.

Кроме того, субъективный образ телесного Я, как отмечает О.А. Заржицкая [2], изменяется в зависимости от влияния различных условий факторов, например, от физического и психического состояния человека, от оценки его окружающими людьми, от характера и уровня сложности выполняемой им деятельности. Поэтому самореализация личности в области физической культуры понимается как опредмечивание человеком своей телесности. Результатом такого опредмечивания становится физическое совершенство.

Совершенством, по мнению М.А. Носоченко, можно назвать, во-первых, пределом становления, конечной точкой процесса развития, имеющего закономерный и прогрессивный характер [7], во-вторых, совершенство означает предельную актуализацию возможностей, в-третьих, совершенство -наиболее полное осуществление возможного, исполнение предназначения, реализация цели. Таким

образом, в качестве психологической особенности самореализации специалиста по физической культуре в пространстве педагогической деятельности следует считать движение к цели, движение к совершенству.

Однако убежденность в том, что совершенствование, как собственное, так и других людей, является той целью, к которой должен стремиться человек может стать признаком перфекционизма личности [11]. Люди, характеризующиеся перфекционизмом, склонны устанавливать нереалистично высокие стандарты, компульсивно стремиться к невозможным целям и определять собственную ценность исключительно в терминах достижений и продуктивности.

Взаимосвязь самореализации личности и перфекционизма осуществлялась при помощи методики В.А. Ясной и С.Н. Ениколопова [11]. К показателям перфекционизма отнесены: личные стандарты, озабоченность ошибками, перфекционизм, адресованный другим людям, социально предписанный перфекционизм.

Как показывают результаты корреляционного анализа, все показатели самореализации личности в ЭГ-1 значимо отрицательно связаны с показателями перфекционизма. В ЭГ-2 параметр «озабоченность ошибками и сомнения в собственных действиях» значимо положительно (р<0,05) связан с автономностью. Следовательно, перфекционизм в структуре личности препятствует самореализации личности. Страх неудачи, сопутствующий дисфункциональному перфекционизму в ЭГ-2, может активировать у испытуемых компенсаторный стратегии поведения, нацеленные на слишком высокие стандарты, например, на перепроверку собственных действий, постоянный поиск одобрения, постоянную критику других людей. Возможной причиной низких и средних результатов по шкалам САТ при высоких показателях перфекционизма может быть явление прокрастинации - откладывание начала деятельности. Другой формой избегающей стратегии может быть незавершенность деятельности из-за опасений, что оно не будет соответствовать требованиям.

Таким образом, на индивидуально-психологическом уровне психологическими особенностями самореализации специалиста по физической культуре в пространстве педагогической деятельности являются формирование телесности и стремление к совершенству.

На третьем этапе исследования мы изучили особенности профессионально-педагогического уровня пространства педагогической деятельности.

Пространство педагогической деятельности -это субъективно значимый фрагмент бытия, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Пространство педагогической де-

128

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

ятельности включает в себя комплекс физических, социальных, чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет данный вид деятельности. Поэтому к психологическим особенностям самореализации специалиста по физической культуре на профессионально-педагогическом уровне пространства педагогической деятельности следует отнести автономность-зависимость в учебной деятельности, особенности мотивационного комплекса личности, отражающего мотивацию профессиональной деятельности, интегральную удовлетворенность трудом.

Для изучения особенностей самореализации специалиста по физической культуре в пространстве педагогической деятельности использовались методики «Исследование автономности-зависимости в учебной деятельности» (Г.С. Прыгин) [9], мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана) [9], методика «Интегральная удовлетворенность трудом» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) [3].

Выявлены различия психологических особенностей самореализации специалиста по физической культуре на профессионально-педагогическом уровне пространства педагогической деятельности:

1) в ЭГ-1 показатель автономности учебной деятельности встречается чаще, чем в группе ЭГ-2 (ф*эмп= 2,64 при ф*кр = 1,64 (р<0,05) и ф*кр = 2,31 (р<0,01));

2) в ЭГ-1 преобладает критерий оптимальный мотивационный комплекс (ВМ >ВПМ >ВОМ; ВМ=ВПМ> ВОМ) по сравнению с ЭГ-2 (ф*эмп = 3,42 при ф*кр = 1,64 (р<0,05) и ф*кр = 2,31 (р<0,01));

3) высокие показатели по критерию общая удовлетворенность трудом чаще встречаются в ЭГ-1 по сравнению с ЭГ-2 (ф*эмп=3,84 при ф*кр = 1,64 (р<0,05) и ф*кр=2,31 (р<0,01));

4) различия по частным показателям удовлетворенности трудом статистически значимы по критериям: интерес к работе (ф*эмп= 2,48 при ф*кр = 1,64 (р<0,05) и ф*кр = 2,31 (р<0,01)); удовлетворенность достижениями в работе (ф*эмп = 2,48 при ф*кр = 1,64 (р<0,05) и ф*кр = 2,31 (р<0,01)); Уровень притязаний в профессиональной деятельности (ф*эмп = 2,54 при ф*кр = 1,64 (р<0,05) и ф*кр = 2,31 (р<0,01)).

На профессионально-педагогическом уровне пространства педагогической деятельности основной особенностью самореализации специалиста по физической культуре становится автономность личности в учебной деятельности.

Г. Олпорт [8] определяет автономию личности как главный мотив, обеспечивающий постоянство в стремлении человека к соответствию внутреннему образу себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста. В основе его ле-

жат стремление к целям и ценностям (при этом данные усилия не нуждаются в постоянных вознаграждениях), а также восприятие мира через эти усилия и ценности и чувство ответственности за свою жизнь [8]. Автономность может служить одним из условий личностной зрелости и, соответственно, высокого уровня самореализации личности.

Как отмечает А.А. Реан [9], удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога. В нашем исследовании удовлетворенность профессии и оптимальный мотивационный комплекс связаны с уровнем самореализации личности. Поэтому для испытуемых ЭГ -1 характерны мотивированная педагогическая активность, стремление достичь позитивных результатов педагогической деятельности. Высокий уровень притязаний в ЭГ-2 на фоне средней и низкой интегральной удовлетворенности профессии позволяет сделать вывод о преобладании мотивов избегания неудачи. Следовательно, дисфункциональный перфекционизм в ЭГ-2 оказывает влияние не только на самореализацию личности, но и на мотивационный комплекс личности.

В результате опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что психологическими особенностями самореализации специалиста по физической культуре в пространстве педагогической деятельности являются: высокий уровень са-мопринятия образа телесного Я, движение к совершенству при низком уровне перфекционизма личности, автономность учебной деятельности, оптимальный мотивационный комплекс, интегральная удовлетворенность трудом.

Пространственно-временное определение человеком пространства осуществления им как субъектом, обладающим самосознанием. Категория «пространство» отражает множество событий и систем отношений индивида, способ его существования в объективном мире, обобщенные и идеализированные представления о состояниях протяженности. Оно изменяется с ростом субъектности и обусловливается его субъективностью, что связано с особенностями организации отношения человека к действительности, отражения последней им, с его особыми возможностями.

Библиографический список

1. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Са-моактуализационный тест. - М., 1995. - 44 с.

2. Заржицкая О.А. Образ тела как предмет психологического исследования // Журнал практического психолога. - 1998. - № 7. - С. 14-18.

3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии. - 2002. - C. 470-473.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

129

4. Лыбко И.В. Методика «Диагностика телесного Я» // Психологическая диагностика. - 2008. -№ 3.- С. 5-21.

5. Манолова О.Н. Пространство активности субъекта как акмеологический ресурс // Мир психологии. - 2009. - № 1 (57). - С. 56-63.

6. Маслов Р.В. Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты: Дис. ... д-ра философ. наук. - Саратов. 2005. - С. 358.

7. Носоченко М.А. Совершенство как феномен культуры: Дис. ... канд. культурол. наук. - Барнаул, 2003. - 185 с.

8. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002.

9. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. - СПб., 2001. - 56 с.

10. Сайко Э.В. Пространство в измерении и определении человеческого бытия // Мир психологии. - 2009. - № 1 (57). - С. 3-11.

11. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Апробация шкалы измерения перфекционизма на российской выборке // Психологическая диагностика. - 2009. -№ 1. - С. 101-120.

УДК 159.9:796

Уманская Ирина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

umka44kostroma@rambler.ru

САМООЦЕНКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС УСПЕШНОЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены результаты исследования по выявлению психологических ресурсов, уровню адекватности самооценки, способствующих успешной спортивной деятельности. Сравнительный анализ показал, что спортсмены, показывающие высокие результаты в спортивной деятельности, демонстрируют адекватное и гармоничное отношение к себе и окружающим, чего нельзя сказать о большинстве менее успешных спортсменов.

Ключевые слова: спортивная деятельность, психодиагностические ресурсы, самооценка.

Изучение вопроса о психологических ресурсах успешной спортивной деятельности находится в ряду наиболее актуальных тем в сфере спортивной психологии. Современный спорт подразумевает не только выдающиеся физические данные, но и высокую степень психологической подготовки. Нередко попадая в экстремальные ситуации, связанные с соревновательной деятельностью, высокими физическими и эмоциональными нагрузками, факторами давления, спортсмену необходимо адаптироваться к ним и научиться их преодолевать, в противном случае, успех в соревнованиях будет для него недостижимым. К этому спортсмен должен быть подготовлен психологически. Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям - это результат воздействия многих факторов и наличия богатых психологических ресурсов.

Несомненным является тот факт, что психологические ресурсы напрямую влияют на результативность и успешность спортивной деятельности: чем выше уровень их развития, тем быстрее и успешнее спортсмен будет достигать спортивных высот.

По мнению И.П. Волкова, соперничество в соревнованиях спортсменов с высоким уровнем физической, тактической, технической подготовки увеличивает психическую напряженность и вклад психологических факторов в достижение победы [2, с. 107]. Однако К.П. Жаров отмечает: «Современная наука в спорте большее внимание уделяет изучению физических, а не психологических потен-

циалов. Данный факт свидетельствует о том, что зачастую физическая подготовка спортсмена считается наиболее важным по сравнению с его психологическим состоянием... Это приводит к хроническому стрессу, одним из последствий которого может стать психическое выгорание, снижающее эффективность тренировок, успешность соревновательной деятельности» [4, с. 32].

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью внедрения в подготовку спортсменов новых научных данных по формированию и развитию психологических ресурсов достижения и фактическим уровнем исследования данной тематики в психологической науке. Названное противоречие создает проблему, сущность которой заключается в недостаточной разработке форм и способов работы, позволяющих определить не только физические, но и психологические ресурсы спортсмена еще на начальных этапах занятия профессиональным спортом, так как именно это позволит в будущем спортсмену не разочароваться, не жалеть о потерянном времени на тренировки и сборы, а уверенно стремиться к высоким результатам. Все это продиктовало необходимость проведения исследования психологических ресурсов успешной спортивной деятельности. Ресурсы включают черты и установки, которые полезны для регуляции поведения в различных стрессовых ситуациях. К наиболее значимым из них относятся самоконтроль, самооценка, чувство собственного достоинства, «самоэффективность» и другие [1, с. 145].

130

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Уманская И.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.