4. Лыбко И.В. Методика «Диагностика телесного Я» // Психологическая диагностика. - 2008. -№ 3.- С. 5-21.
5. Манолова О.Н. Пространство активности субъекта как акмеологический ресурс // Мир психологии. - 2009. - № 1 (57). - С. 56-63.
6. Маслов Р.В. Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты: Дис. ... д-ра философ. наук. - Саратов. 2005. - С. 358.
7. Носоченко М.А. Совершенство как феномен культуры: Дис. ... канд. культурол. наук. - Барнаул, 2003. - 185 с.
8. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002.
9. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. - СПб., 2001. - 56 с.
10. Сайко Э.В. Пространство в измерении и определении человеческого бытия // Мир психологии. - 2009. - № 1 (57). - С. 3-11.
11. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Апробация шкалы измерения перфекционизма на российской выборке // Психологическая диагностика. - 2009. -№ 1. - С. 101-120.
УДК 159.9:796
Уманская Ирина Александровна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
САМООЦЕНКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС УСПЕШНОЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлены результаты исследования по выявлению психологических ресурсов, уровню адекватности самооценки, способствующих успешной спортивной деятельности. Сравнительный анализ показал, что спортсмены, показывающие высокие результаты в спортивной деятельности, демонстрируют адекватное и гармоничное отношение к себе и окружающим, чего нельзя сказать о большинстве менее успешных спортсменов.
Ключевые слова: спортивная деятельность, психодиагностические ресурсы, самооценка.
Изучение вопроса о психологических ресурсах успешной спортивной деятельности находится в ряду наиболее актуальных тем в сфере спортивной психологии. Современный спорт подразумевает не только выдающиеся физические данные, но и высокую степень психологической подготовки. Нередко попадая в экстремальные ситуации, связанные с соревновательной деятельностью, высокими физическими и эмоциональными нагрузками, факторами давления, спортсмену необходимо адаптироваться к ним и научиться их преодолевать, в противном случае, успех в соревнованиях будет для него недостижимым. К этому спортсмен должен быть подготовлен психологически. Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям - это результат воздействия многих факторов и наличия богатых психологических ресурсов.
Несомненным является тот факт, что психологические ресурсы напрямую влияют на результативность и успешность спортивной деятельности: чем выше уровень их развития, тем быстрее и успешнее спортсмен будет достигать спортивных высот.
По мнению И.П. Волкова, соперничество в соревнованиях спортсменов с высоким уровнем физической, тактической, технической подготовки увеличивает психическую напряженность и вклад психологических факторов в достижение победы [2, с. 107]. Однако К.П. Жаров отмечает: «Современная наука в спорте большее внимание уделяет изучению физических, а не психологических потен-
циалов. Данный факт свидетельствует о том, что зачастую физическая подготовка спортсмена считается наиболее важным по сравнению с его психологическим состоянием... Это приводит к хроническому стрессу, одним из последствий которого может стать психическое выгорание, снижающее эффективность тренировок, успешность соревновательной деятельности» [4, с. 32].
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью внедрения в подготовку спортсменов новых научных данных по формированию и развитию психологических ресурсов достижения и фактическим уровнем исследования данной тематики в психологической науке. Названное противоречие создает проблему, сущность которой заключается в недостаточной разработке форм и способов работы, позволяющих определить не только физические, но и психологические ресурсы спортсмена еще на начальных этапах занятия профессиональным спортом, так как именно это позволит в будущем спортсмену не разочароваться, не жалеть о потерянном времени на тренировки и сборы, а уверенно стремиться к высоким результатам. Все это продиктовало необходимость проведения исследования психологических ресурсов успешной спортивной деятельности. Ресурсы включают черты и установки, которые полезны для регуляции поведения в различных стрессовых ситуациях. К наиболее значимым из них относятся самоконтроль, самооценка, чувство собственного достоинства, «самоэффективность» и другие [1, с. 145].
130
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Уманская И.А., 2013
Исследование проводилось на базе ДЮСШ №1 г. Костромы, в исследовании приняли участие 20 спортсменов, занимающихся спортивной акробатикой не менее 5 лет в возрасте 12 до 22 лет. Логика исследования предполагала сравнение двух групп спортсменов. В основную группу вошли 10 человек, показывающих высокие результаты в своем виде спорта: спортивные разряды не ниже первого взрослого, наличие наград (призовые места) по результатам областных и всероссийских соревнований. Контрольная группа состояла также из 10 спортсменов, не показывающих высокие результаты в спортивной деятельности.
Мы предположили, что одним из важных в ряду психологических ресурсов, влияющих на успешность спортивной деятельности, является устойчивая адекватная самооценка.
Под самооценкой в психологии принято понимать оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она является важным регулятором поведения, от которого зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности [3, с. 250].
Для исследования самооценки спортсменов были использованы следующие психодиагностических методики: методика «Самооценка личности» [5], методика самооценки личности С.А. Бу-дасси, проведение которых сопровождалось индивидуальной беседой.
Результатом проведения методики «Самооценка личности» явилось то, что в основной группе испытуемые показали более адекватный уровень оценки развития своей личности по сравнению с испытуемыми контрольной группы (р=0,008). Анализируя полученные данные можно сказать, что в данной группе 70% испытуемых показали высокий уровень развития личности. Это свидетельствует о том, что у данных спортсменов гармоничное отношение к себе и окружающим, они достойно оценивают себя, свои силы и возможности, при этом у них наблюдается отсутствие каких-либо психологических проблем и отклонений.
Данный факт также может говорить о том, что спортсмен обладает достаточным запасом психологических ресурсов, т.к. уверенность в себе и реальная оценка ситуации способствует позитивному настрою перед соревнованиями, снижает уровень психологического напряжения и способствует высоким показателям в спортивной деятельности. У 20% испытуемых первой группы выявлен псевдовысокий уровень, свидетельствующий о завышенной самооценке.
Завышенная самооценка может положительно сказываться на спортивных результатах, хотя су-
ществует опасность, что спортсмен, переоценив свои возможности, может получить травму, стать жертвой эмоционального истощения или срыва. Во второй группе псевдовысокий уровень не показал никто, здесь преобладает средний уровень, который выявлен у 10% «успешных» спортсменов.
Оценивая отдельные аспекты самооценки в обеих группах, был обнаружен высокий уровень таких показателей, как нравственность и самостоятельность. Различия состоят в том, что в контрольной группе не было выявлено высоких показателей по аспекту «гармоничность», в отличие от первой группы (р=0,008). Это означает то, что спортсмены, показывающие высокие результаты в спортивной деятельности, демонстрируют адекватное отношение к себе и окружающим, также это свидетельствует о существовании внутреннего порядка и баланса внутреннего и окружающей действительности.
Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, нахождение связи между «Я идеальным» и «Я реальным». Проведение данной методики показало следующее: в основной группе низкого уровня самооценки не показал ни один спортсмен, проявление адекватной самооценки выявлено у 7 человек, у остальных имеется тенденция к завышению, неадекватно завышенной самооценки не выявлено ни у кого.
В контрольной группе у большинства испытуемых (60%) выявлена значимая отрицательная связь между «Я идеальным» и «Я реальным», это отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности. Это несоответствие автор методики предлагает интерпретировать как заниженную самооценку. У остальных наблюдается адекватная самооценка. Сравнивая результаты оценки в двух группах, мы получили различия в адекватности самооценки «успешных» и «менее успешных» спортсменов (р=0,005). Данные, полученные в результате проведения этих двух методик, не противоречат друг другу, они аналогичны.
Таким образом, мы можем говорить о том, что высокий уровень адекватности самооценки является одним из важнейших психологических ресурсов успешной спортивной деятельности. Исследование данной проблемы может быть продолжено в направлении увеличения выборки, а также ее расширения, путем привлечения представителей других видов спорта.
Библиографический список
1. Бодров ВА. Информационный стресс. - М., 2010.
2. Волков И.П. Задачи и формы психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. - 2004. - № 1.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
131
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Изд-во «Харвест», 2001.
4. Жаров К.П. Волевая подготовка спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2006.
5. Мотков О.И. Методика «Самооценка личности»: вар. 1 и 2. - М., 2003.
6. Смирнов Е.А. Психологические ресурсы успешной спортивной деятельности: Квалиф. работа. - Кострома, 2013.
УДК 796
Цветков Михаил Павлович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПОТЕНЦИАЛЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
Автор анализирует возможности учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы в решении социализационных задач обучающихся в них.
Ключевые слова: дополнительное образование, спортивно-оздоровительная деятельность, социализация, потенциалы.
Ухудшение социально-экономической ситуации, материального положения отдельных категорий семей привело к увеличению числа несовершеннолетних с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья. Об этом с тревогой говорят на разных уровнях. В частности подчеркивается, что более 50% юношей и девушек, оканчивая школу, уже имеют 23 хронических заболевания, а в целом лишь 10% выпускников можно считать здоровыми. Более 30% юношей признаются негодными к военной службе. Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовленности [7].
Аналогичная тенденция отмечается по результатам диспансеризации детей и подростков по регионам страны. Около 53% обследованных несовершеннолетних имеют сниженные антропометрические характеристики, дефицит массы тела или страдают ожирением [7]. Растет процент школьников, которые просто освобождены от занятий физической культурой, в то время как именно они нуждаются в благотворном влиянии на развитие различных средств физической подготовки. Кроме того, остро стоит вопрос более широкого внедрения здоровьеформирующих технологий в работу с детьми дошкольного возраста. В этой связи в теории и на практике возрастает интерес к возможностям учреждений дополнительного образования рассматриваемой направленности.
В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей должно быть направлено на формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени. Дополнительное образование детей призвано обеспечивать их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности в определенных видах деятельности [5]. В силу этого дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта предусматривают реализацию как общеразвивающих (создание условий для физического воспитания и развития, получение обучающимся начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, выявление одаренных детей), так и специальных (подготовку к освоению этапов спортивного совершенствования, обеспечение стабильного роста спортивных достижений в избранном виде спорта) функций.
К числу учреждений, призванных успешно решать поставленные задачи, относятся, в первую очередь, детско-юношеские спортивные школы. Не случайно, выступая на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта 6 ноября 2012 года, В.В. Путин отметил, что в стране сегодня функционирует 3831 такая школа. Детско-юношеские спортивные школы призваны заниматься продвижением идей здорового образа жизни, воспитывать спортивный резерв, пропагандировать ценности массового спорта. В них в общей сложности обучается свыше трех миллионов ста тысяч ребят. В этом смысле следует согласиться с выводом А.Т. Паршикова, который утверждает, что деятельность детско-юношеских спортивных школ приобретает на современном этапе развития отечественного образования свое особое значение. Являясь дополнительным, оно тем не менее, становится часто в жизни человека основным [4] и реализует несколько функций:
а) здоровьесберегающую и реабилитационную, связанные с повсеместным ухудшением здоровья
132
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Цветков М.П., 2013