Научная статья на тему 'Самооценка как психологический ресурс успешной спортивной деятельности'

Самооценка как психологический ресурс успешной спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1227
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / САМООЦЕНКА / SPORT ACTIVITY / PSYCHODIAGNOSTIC SOURCES / SELF-ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уманская Ирина Александровна

В статье представлены результаты исследования по выявлению психологических ресурсов, уровню адекватности самооценки, способствующих успешной спортивной деятельности. Сравнительный анализ показал, что спортсмены, показывающие высокие результаты в спортивной деятельности, демонстрируют адекватное и гармоничное отношение к себе и окружающим, чего нельзя сказать о большинстве менее успешных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Уманская Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-assessment as psychological source for successful sport activity

The results of the research of revealing psychological sources providing successful sport activity and self-assessment adequateness are presented in the article. Comparative analysis showed that sportsmen showing high marks in sport activity show adequate and harmonic attitude towards themselves and the other people, unlike the less successful sportsmen.

Текст научной работы на тему «Самооценка как психологический ресурс успешной спортивной деятельности»

4. Лыбко И.В. Методика «Диагностика телесного Я» // Психологическая диагностика. - 2008. -№ 3.- С. 5-21.

5. Манолова О.Н. Пространство активности субъекта как акмеологический ресурс // Мир психологии. - 2009. - № 1 (57). - С. 56-63.

6. Маслов Р.В. Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты: Дис. ... д-ра философ. наук. - Саратов. 2005. - С. 358.

7. Носоченко М.А. Совершенство как феномен культуры: Дис. ... канд. культурол. наук. - Барнаул, 2003. - 185 с.

8. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002.

9. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. - СПб., 2001. - 56 с.

10. Сайко Э.В. Пространство в измерении и определении человеческого бытия // Мир психологии. - 2009. - № 1 (57). - С. 3-11.

11. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Апробация шкалы измерения перфекционизма на российской выборке // Психологическая диагностика. - 2009. -№ 1. - С. 101-120.

УДК 159.9:796

Уманская Ирина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

САМООЦЕНКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС УСПЕШНОЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены результаты исследования по выявлению психологических ресурсов, уровню адекватности самооценки, способствующих успешной спортивной деятельности. Сравнительный анализ показал, что спортсмены, показывающие высокие результаты в спортивной деятельности, демонстрируют адекватное и гармоничное отношение к себе и окружающим, чего нельзя сказать о большинстве менее успешных спортсменов.

Ключевые слова: спортивная деятельность, психодиагностические ресурсы, самооценка.

Изучение вопроса о психологических ресурсах успешной спортивной деятельности находится в ряду наиболее актуальных тем в сфере спортивной психологии. Современный спорт подразумевает не только выдающиеся физические данные, но и высокую степень психологической подготовки. Нередко попадая в экстремальные ситуации, связанные с соревновательной деятельностью, высокими физическими и эмоциональными нагрузками, факторами давления, спортсмену необходимо адаптироваться к ним и научиться их преодолевать, в противном случае, успех в соревнованиях будет для него недостижимым. К этому спортсмен должен быть подготовлен психологически. Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям - это результат воздействия многих факторов и наличия богатых психологических ресурсов.

Несомненным является тот факт, что психологические ресурсы напрямую влияют на результативность и успешность спортивной деятельности: чем выше уровень их развития, тем быстрее и успешнее спортсмен будет достигать спортивных высот.

По мнению И.П. Волкова, соперничество в соревнованиях спортсменов с высоким уровнем физической, тактической, технической подготовки увеличивает психическую напряженность и вклад психологических факторов в достижение победы [2, с. 107]. Однако К.П. Жаров отмечает: «Современная наука в спорте большее внимание уделяет изучению физических, а не психологических потен-

циалов. Данный факт свидетельствует о том, что зачастую физическая подготовка спортсмена считается наиболее важным по сравнению с его психологическим состоянием... Это приводит к хроническому стрессу, одним из последствий которого может стать психическое выгорание, снижающее эффективность тренировок, успешность соревновательной деятельности» [4, с. 32].

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью внедрения в подготовку спортсменов новых научных данных по формированию и развитию психологических ресурсов достижения и фактическим уровнем исследования данной тематики в психологической науке. Названное противоречие создает проблему, сущность которой заключается в недостаточной разработке форм и способов работы, позволяющих определить не только физические, но и психологические ресурсы спортсмена еще на начальных этапах занятия профессиональным спортом, так как именно это позволит в будущем спортсмену не разочароваться, не жалеть о потерянном времени на тренировки и сборы, а уверенно стремиться к высоким результатам. Все это продиктовало необходимость проведения исследования психологических ресурсов успешной спортивной деятельности. Ресурсы включают черты и установки, которые полезны для регуляции поведения в различных стрессовых ситуациях. К наиболее значимым из них относятся самоконтроль, самооценка, чувство собственного достоинства, «самоэффективность» и другие [1, с. 145].

130

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Уманская И.А., 2013

Исследование проводилось на базе ДЮСШ №1 г. Костромы, в исследовании приняли участие 20 спортсменов, занимающихся спортивной акробатикой не менее 5 лет в возрасте 12 до 22 лет. Логика исследования предполагала сравнение двух групп спортсменов. В основную группу вошли 10 человек, показывающих высокие результаты в своем виде спорта: спортивные разряды не ниже первого взрослого, наличие наград (призовые места) по результатам областных и всероссийских соревнований. Контрольная группа состояла также из 10 спортсменов, не показывающих высокие результаты в спортивной деятельности.

Мы предположили, что одним из важных в ряду психологических ресурсов, влияющих на успешность спортивной деятельности, является устойчивая адекватная самооценка.

Под самооценкой в психологии принято понимать оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она является важным регулятором поведения, от которого зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности [3, с. 250].

Для исследования самооценки спортсменов были использованы следующие психодиагностических методики: методика «Самооценка личности» [5], методика самооценки личности С.А. Бу-дасси, проведение которых сопровождалось индивидуальной беседой.

Результатом проведения методики «Самооценка личности» явилось то, что в основной группе испытуемые показали более адекватный уровень оценки развития своей личности по сравнению с испытуемыми контрольной группы (р=0,008). Анализируя полученные данные можно сказать, что в данной группе 70% испытуемых показали высокий уровень развития личности. Это свидетельствует о том, что у данных спортсменов гармоничное отношение к себе и окружающим, они достойно оценивают себя, свои силы и возможности, при этом у них наблюдается отсутствие каких-либо психологических проблем и отклонений.

Данный факт также может говорить о том, что спортсмен обладает достаточным запасом психологических ресурсов, т.к. уверенность в себе и реальная оценка ситуации способствует позитивному настрою перед соревнованиями, снижает уровень психологического напряжения и способствует высоким показателям в спортивной деятельности. У 20% испытуемых первой группы выявлен псевдовысокий уровень, свидетельствующий о завышенной самооценке.

Завышенная самооценка может положительно сказываться на спортивных результатах, хотя су-

ществует опасность, что спортсмен, переоценив свои возможности, может получить травму, стать жертвой эмоционального истощения или срыва. Во второй группе псевдовысокий уровень не показал никто, здесь преобладает средний уровень, который выявлен у 10% «успешных» спортсменов.

Оценивая отдельные аспекты самооценки в обеих группах, был обнаружен высокий уровень таких показателей, как нравственность и самостоятельность. Различия состоят в том, что в контрольной группе не было выявлено высоких показателей по аспекту «гармоничность», в отличие от первой группы (р=0,008). Это означает то, что спортсмены, показывающие высокие результаты в спортивной деятельности, демонстрируют адекватное отношение к себе и окружающим, также это свидетельствует о существовании внутреннего порядка и баланса внутреннего и окружающей действительности.

Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, нахождение связи между «Я идеальным» и «Я реальным». Проведение данной методики показало следующее: в основной группе низкого уровня самооценки не показал ни один спортсмен, проявление адекватной самооценки выявлено у 7 человек, у остальных имеется тенденция к завышению, неадекватно завышенной самооценки не выявлено ни у кого.

В контрольной группе у большинства испытуемых (60%) выявлена значимая отрицательная связь между «Я идеальным» и «Я реальным», это отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности. Это несоответствие автор методики предлагает интерпретировать как заниженную самооценку. У остальных наблюдается адекватная самооценка. Сравнивая результаты оценки в двух группах, мы получили различия в адекватности самооценки «успешных» и «менее успешных» спортсменов (р=0,005). Данные, полученные в результате проведения этих двух методик, не противоречат друг другу, они аналогичны.

Таким образом, мы можем говорить о том, что высокий уровень адекватности самооценки является одним из важнейших психологических ресурсов успешной спортивной деятельности. Исследование данной проблемы может быть продолжено в направлении увеличения выборки, а также ее расширения, путем привлечения представителей других видов спорта.

Библиографический список

1. Бодров ВА. Информационный стресс. - М., 2010.

2. Волков И.П. Задачи и формы психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. - 2004. - № 1.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

131

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Изд-во «Харвест», 2001.

4. Жаров К.П. Волевая подготовка спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2006.

5. Мотков О.И. Методика «Самооценка личности»: вар. 1 и 2. - М., 2003.

6. Смирнов Е.А. Психологические ресурсы успешной спортивной деятельности: Квалиф. работа. - Кострома, 2013.

УДК 796

Цветков Михаил Павлович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ПОТЕНЦИАЛЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Автор анализирует возможности учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы в решении социализационных задач обучающихся в них.

Ключевые слова: дополнительное образование, спортивно-оздоровительная деятельность, социализация, потенциалы.

Ухудшение социально-экономической ситуации, материального положения отдельных категорий семей привело к увеличению числа несовершеннолетних с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья. Об этом с тревогой говорят на разных уровнях. В частности подчеркивается, что более 50% юношей и девушек, оканчивая школу, уже имеют 23 хронических заболевания, а в целом лишь 10% выпускников можно считать здоровыми. Более 30% юношей признаются негодными к военной службе. Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовленности [7].

Аналогичная тенденция отмечается по результатам диспансеризации детей и подростков по регионам страны. Около 53% обследованных несовершеннолетних имеют сниженные антропометрические характеристики, дефицит массы тела или страдают ожирением [7]. Растет процент школьников, которые просто освобождены от занятий физической культурой, в то время как именно они нуждаются в благотворном влиянии на развитие различных средств физической подготовки. Кроме того, остро стоит вопрос более широкого внедрения здоровьеформирующих технологий в работу с детьми дошкольного возраста. В этой связи в теории и на практике возрастает интерес к возможностям учреждений дополнительного образования рассматриваемой направленности.

В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей должно быть направлено на формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их

свободного времени. Дополнительное образование детей призвано обеспечивать их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности в определенных видах деятельности [5]. В силу этого дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта предусматривают реализацию как общеразвивающих (создание условий для физического воспитания и развития, получение обучающимся начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, выявление одаренных детей), так и специальных (подготовку к освоению этапов спортивного совершенствования, обеспечение стабильного роста спортивных достижений в избранном виде спорта) функций.

К числу учреждений, призванных успешно решать поставленные задачи, относятся, в первую очередь, детско-юношеские спортивные школы. Не случайно, выступая на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта 6 ноября 2012 года, В.В. Путин отметил, что в стране сегодня функционирует 3831 такая школа. Детско-юношеские спортивные школы призваны заниматься продвижением идей здорового образа жизни, воспитывать спортивный резерв, пропагандировать ценности массового спорта. В них в общей сложности обучается свыше трех миллионов ста тысяч ребят. В этом смысле следует согласиться с выводом А.Т. Паршикова, который утверждает, что деятельность детско-юношеских спортивных школ приобретает на современном этапе развития отечественного образования свое особое значение. Являясь дополнительным, оно тем не менее, становится часто в жизни человека основным [4] и реализует несколько функций:

а) здоровьесберегающую и реабилитационную, связанные с повсеместным ухудшением здоровья

132

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Цветков М.П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.