Научная статья на тему 'Содержание психолого-педагогического обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям'

Содержание психолого-педагогического обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1169
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабушкин Г. Д., Соколов А. Н., Шумилин А. П.

В статье представлено содержание психолого-педагогического обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям, включающее решение следующих задач: формирование психологической структуры соревновательной деятельности; анализ результативности соревновательной деятельности; удовлетворение актуальных потребностей; выявление доминирующих и актуальных предстартовых состояний у спортсменов; планирование соотношения видов подготовки спортсменов к соревнованию; обучение спортсменов навыкам психорегуляции; формирование у юных спортсменов когнитивного ресурса для успешного выступления на соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабушкин Г. Д., Соколов А. Н., Шумилин А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contents of psychology pedagogical provision for training of young judoists for tournaments

In the article the contents of psychology pedagogical provision for training of young judoists for tournaments is submitted in the following areas: formation of psychological structure of competitive activity; the analysis of productivity of competitive activity; satisfaction of urgent needs; reve aling dominant and urgent condition in sportsmen; planning of preparation programs on competitions; training of the sportsmen skills with psycho regulation; formation at young sportsmen resource for successful perfor mance on competitions.

Текст научной работы на тему «Содержание психолого-педагогического обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

УДК 796.015.84

Г. Д. БАБУШКИН А. Н. СОКОЛОВ А. П. ШУМИЛИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Сибирский федеральный университет

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ____________________________________

В статье представлено содержание психолого-педагогического обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям, включающее решение следующих задач: формирование психологической структуры соревновательной деятельности; анализ результативности соревновательной деятельности; удовлетворение актуальных потребностей; выявление доминирующих и актуальных предстартовых состояний у спортсменов; планирование соотношения видов подготовки спортсменов к соревнованию; обучение спортсменов навыкам психорегуляции; формирование у юных спортсменов когнитивного ресурса для успешного выступления на соревнованиях.

Актуальность. Необходимость организации пси-холого-педагогического обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованию обусловлена включением их в соревновательную деятельность, которая требует специальной подготовки. Психолого-педаго-гическое обеспечение подготовки дзюдоистов к соревнованиям предусматривает адаптацию к деятельности в новых условиях (соревновательных), существенно отличающихся от тренировочных условий. В процессе психолого-педагогического обеспечения подготовки юных дзюдоистов осуществляется перевод их на более высокий уровень своей деятельности. Этот вид подготовки дзюдоистов должен осуществляться в соответствии с положениями, накопленными в отечественной психологии, педагогики, теории физического воспитания и спортивной тренировки [1, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12 и др.].

Успешность действий спортсмена в соревновательных условиях возможна при обладании определенными качествами, сформированными в процессе тренировки, и готовностью к деятельности в экстремальных условиях.

Выделяется двоякого рода качества личности: консервативные, неподдающиеся коррекции (свойства нервных процессов) и регулируемые извне и самим спортсменом (мотивация, потребности, помехоустойчивость, способность управлять своим состоянием и др.). На работу с качествами второго рода и направлено психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсмена, осуществляемое с учетом качеств первого рода (консервативных).

При организации психолого-педагогического обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованию необходимо учитывать исходный уровень проявления каждого из составляющих психологическую подготовленность компонентов. При этом мы придерживаемся концепции Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцевой [3], в которой психологическая подготовленность спортсмена включает следующие составные компоненты: потребностно-мотивацион-

ный, рефлексивный, эмоциональный, двигательный (сенсомоторный).

При разработке содержания психолого-педагоги-ческого обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованию мы опираемся на результаты диагностики состояния предстартовой психологической готовности у каждого конкретного спортсмена. Мы исходим из того, что не может быть общего содержания психологической подготовки для всех спортсменов. Общими могут быть задачи, средства, а методика должна быть индивидуализированной.

Цель исследования — разработка содержания психолого-педагогического обеспечения подготовки дзюдоистов к соревнованиям на этапе начальной спортивной специализации.

На основе анализа литературных источников [4, 6, 7, 9 и др.], проведения теоретического исследования проблемы и результатов нашей многолетней научной и практической работы по подготовке дзюдоистов становится возможным разработать содержание пси-холого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов в соревновательном периоде.

Рассмотрим содержание психолого-педагогичес-кого обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованию. Основываясь на наших экспериментальных данных и учитывая наш продолжительный опыт работы со спортсменами, мы считаем, что пси-холого-педагогическое обеспечение подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям имеет существенное значение в спортивном совершенствовании в процессе многолетней спортивной тренировки. Его содержание и назначение должно исходить из задач, решаемых в процессе спортивной тренировки. Основное же его назначение будет заключаться в содействии решению задач спортивной тренировки в многолетней подготовке спортсменов.

Цель психолого-педагогического обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям — создание психологических предпосылок для овладения спортсменами оптимальным предстартовым состоянием.

Содержание психолого-педагогического обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованию включает следующие направления: 1) формирование психологической структуры соревновательной деятельности; 2) анализ результативности соревновательной деятельности; 3) удовлетворение актуальных потребностей; 4) выявление доминирующих и актуальных предстартовых состояний у спортсменов; 5) планирование соотношения видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе; 6) обучение спортсменов навыкам психорегуляции; 7) формирование у юных спортсменов когнитивного ресурса для успешного выступления на соревнованиях. Рассмотрим содержание работы по каждому направлению.

1. Формирование психологической структуры соревновательной деятельности у юных дзюдоистов предполагает: 1) обучение спортсменов целеполага-нию; 2) обучение спортсменов самоконтролю своего предстартового состояния и формирование адекватной самооценки; 3) актуализацию соревновательной мотивации 4) обучение спортсменов навыкам психорегуляции своего состояния, поведения и деятельности и их дальнейшее совершенствование.

Обучение юных спортсменов целеполаганию. Данная работа должна осуществляться с первыми участиями спортсменов в соревнованиях. Умение целеполагания весьма важное умение для спортсмена, потому как цели привлекают сознание к тому, над чем надо работать, мобилизуют энергию спортсмена, способствуют проявлению настойчивости в достижении результатов. В соревновательном периоде более эффективны процессуальные цели (продемонстрировать мастерство, в полной мере использовать свою техническую, тактическую, психологическую подготовленность и др.). В случае акцентирования у юных спортсменов результативных целей может вызывать неуверенность в себе, тревожность за результат, снижение самооценки в случае не достижения целей. В пользу формирования процессуальных целей говорит тот факт, что процессуальные цели поддаются контролю ситуации, а, следовательно, и создается возможность управления ими.

Мы полагаем, что постановка соревновательных целей спортсменом обусловлена следующими факторами.

Спортсмену важно знать оценку тренером его подготовленности к данному соревнованию и на этой основе формулировать свои цели. Второй фактор — возможности самого спортсмена самооценка своей подготовленности. Третий фактор — возможности предполагаемых соперников, их техническая, тактическая, физическая, психологическая подготовленность, их индивидуально-психологические особенности, манера ведения борьбы. Четвертый фактор — результаты участия спортсмена в предыдущих соревнованиях, результаты борьбы с предполагаемыми соперниками на предыдущих соревнованиях. Учет этих основных факторов позволит сформулировать реально достижимые соревновательные цели.

Для развития у юных спортсменов способностей к целеполаганию, планированию своего поведения и самоанализу своей деятельности рекомендуется «тренинг личностной причинности» представленный в работах [2, 13].

Обучение спортсменов самоконтролю и формирование адекватной самооценки. Действенным средством обучения самоконтролю и формированию самооценки является работа в парах с взаимным контролем и взаимной оценкой. Сравнение спортсменом

самооценки и оценки тренера способствует формированию адекватной самооценки.

При заниженной самооценке со спортсменами осуществляется следующая работа: 1) постановка реально достижимых целей на ближайший период, соревнование; 2) чередование партнеров (сильных, слабых); 3) эмоциональная поддержка при неудачах;

4) выявление положительных личностных качеств и их реализация на тренировках.

В случае завышенной самооценки акцент в работе со спортсменами делается на следующее: 1) убеждение в необходимости постановки более высоких целей; 2) поручение усложненных заданий, требующих проявления воли; 3) сравнительный анализ результатов самооценки своей подготовленности с оценкой тренеров, спортсменов (экспертов).

Актуализация соревновательной мотивации и мотивации достижения успеха. Исследования характера спортивной мотивации [12] позволили автору выявить соотношение у спортсменов (дзюдоистов) тренировочной и соревновательной мотивации: чем больше выражена у спортсмена соревновательная мотивация, тем выше результативность соревновательной деятельности спортсмена. Мы считаем необходимым в процессе подготовки к соревнованию формирование у спортсмена оптимального соотношения тренировочной и соревновательной мотивации, заключающегося в преобладании соревновательной мотивации над тренировочной.

Опираясь на результаты исследований Мс. С1е1-1and [13] и Г. Д. Бабушкина, Е. Г. Бабушкина [2], мы полагаем, что формирование мотивации достижения у юных спортсменов будет осуществляться при соблюдении следующих условий: 1) формирование у юных спортсменов синдрома достижения, т.е. преобладания стремления к успеху над стремлением избегания неудачи; 2) самоанализ результатов своей деятельности. О содержании этой работы указывалось выше; 3) выработка оптимальной тактики целеполагания в занятиях спортом; 4) межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе.

2. Анализ результативности соревновательной деятельности спортсменов. Необходимость проведения анализа результатов выступления юных спортсменов на соревнованиях объясняется поиском причин успехов и неудач. При анализе результативности соревновательной деятельности рекомендуется мотивационный тренинг «причинных схем» [2]. Содержание тренинга причинных схем ориентировано на перестройку объяснения спортсменом причин неуспешных действий с внешних факторов и внутреннего фактора (низкие способности) на внутренний фактор — «недостаток проявления усилий». В этом случае можно рассчитывать на сохранение и укрепление спортивной мотивации у спортсменов, так как недостаточность проявления усилий устранить значительно легче, чем воздействовать на другие факторы.

Оценивая результаты своей деятельности, спортсмен должен ориентироваться на темпы прироста, сравнивая сегодняшние результаты со вчерашними. Это позволяет подчеркнуть продвижение спортсмена к планируемой цели. При этом важным со стороны тренера является следующее: актуализировать и усилить позитивные переживания спортсмена.

3. Выявление и удовлетворение актуальных потребностей юных спортсменов. Неудовлетворение той или иной потребности сказывается на отношении к тренеру, к занятиям, на ослаблении спортивной мотивации вплоть до ухода из группы, спорта. В этой связи, мы считаем своевременным и обязательным

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

направлением психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов удовлетворение актуальных потребностей юных дзюдоистов. Работа по данному направлению строится следующим образом:

1) выявляются актуальные потребности у каждого спортсмена; 2) разрабатываются индивидуальные программы удовлетворения актуальных потребностей; 3) практическая работа по удовлетворению актуальных потребностей юных спортсменов; 4) работа с родителями (относительно питания, режима дня);

5) проведение со спортсменами индивидуальных бесед по удовлетворению потребностей.

4. Выявление доминирующих и актуальных предстартовых состояний у спортсменов. Решение данной задачи осуществляется путем диагностики предстартового состояния спортсмена на протяжении нескольких соревнований. С этой целью мы используем психодиагностическую методику, предложенную Г. Д. Бабушкиным и В. Н. Смоленцевой [3].

Главной задачей психодиагностики предстартовой психической готовности спортсмена является определение степени соответствия характеристик этого состояния условиям, целям и задачам выступления спортсмена на предстоящем соревновании. Выявляется сформированность следующих составных компонентов состояния спортсмена: мотивационно-потребностного, рефлексивного, эмоционального, сенсомоторного.

Диагностика психологической готовности дзюдоистов осуществляется на следующих этапах подготовки к соревнованию: 1) в начале втягивающего микроцикла; 2) после втягивающего микроцикла; 3) после ударного микроцикла; 4) после восстановительного микроцикла, за день до соревнования.

Для диагностики потребностно-мотивационного компонента используются следующие показатели: соревновательная мотивация — мотивация достижения успеха; потребность в стремлении спортсмена к достижению высоких спортивных результатов; направленность спортивной мотивации на соревнование и на тренировочный процесс; состояние мотивации по цветовой методике М. Люшера [3].

Для выявления сформированности рефлексивного компонента берутся следующие показатели: 1) уверенность в успешном предстоящем выступлении на соревновании; 2) восприятие возможностей соперников; 3) желание участвовать в соревновании; 4) субъективное восприятие возможности спортсмена другими людьми (тренером, капитаном команды); 5) личностная значимость для спортсмена выступления в предстоящем соревновании [3].

При диагностике эмоционального компонента важно выявлять физиологические и психологические аспекты эмоций, проявляющиеся в следующих показателях: тревожность как состояние; коэффициент вегетатики с помощью цветового теста М. Люшера; способность к саморегуляции с помощью психофункционального теста [3]. Диагностика перечисленных показателей осуществляется на предсоревно-вательном этапе после каждого тренировочного занятия за исключением способности к психорегуляции (определяется вначале предсоревновательной подготовки и после каждого микроцикла).

Для диагностики сенсомоторного компонента определяются: 1) точность воспроизведения заданного усилия (20 кг) на ручном динамометре; 2) дозированный теппинг-тест [3].

Параллельно с психодиагностикой предстартовой психологической готовности спортсмена, определяется результативность его соревновательной де-

ятельности. На основе сравнения полученных результатов мы выявляем характеристики оптимального предстартового состояния каждого отдельного спортсмена.

Результаты психодиагностики предстартовой психологической готовности спортсмена дают срочную информацию, которая используется в следующих направлениях: 1) экстренной коррекции тренировочной нагрузки (объема и характера физических упражнений) в период подготовки к предстоящему соревнованию; 2) воздействия на предстартовое состояние спортсмена с целью приведения его в состояние полной психической готовности, составляющей ядро оптимального боевого состояния; 3) прогнозирования результатов участия спортсмена в предстоящем соревновании; 4) отбора спортсменов для участия в конкретном соревновании; 5) актуализации мотивов участия в предстоящем соревновании.

5. Планирование соотношения видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе. Решение данной педагогической задачи психолого-педаго-гического обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям осуществляется в соответствии с основными положениями теории спортивной тренировки.

Процентное соотношение видов подготовки юных спортсменов на предсоревновательном этапе представляется следующим образом: физическая подготовка 30 %, техническая подготовка 40 %, тактическая подготовка 10 %, психологическая подготовка 20 %. При этом не исключается изменение в планировании для каждого отдельного спортсмена в связи с его подготовленностью в том или ином виде подготовки.

6. Обучение спортсменов навыкам психорегуляции. Решение данной задачи на этапе начальной спортивной специализации обусловлено включением юных спортсменов в соревновательную деятельность и наибольшей восприимчивостью юных спортсменов к обучению психорегуляции в данном возрасте. На этапе начальной спортивной специализации закладывается техника спортивных упражнений, формируются стереотипы поведения и состояния спортсменов на соревнованиях. Регулярные выступления на соревнованиях предъявляют высокие требования к самостоятельному созданию необходимого предстартового состояния. В этой связи с юными спортсменами необходима специальная работа по формированию у них навыков саморегуляции, позволяющие использовать их на тренировках и соревнованиях.

Фундаментальное и систематическое обучение спортсменов навыкам психорегуляции должно осуществляться в подготовительном и переходном периодах. В то же время, мы считаем возможным и необходимым обучение и совершенствование навыков психорегуляции и в соревновательном периоде.

В соревновательном периоде назначение психорегуляции сводится к следующему: 1) регуляция предстартового и стартового состояния спортсмена с целью приведения его в оптимальное боевое состояние;

2) содействие реализации накопленного на тренировках потенциала; 3) обеспечение восстановления работоспособности после соревнования.

При обучении навыков психической саморегуляции рекомендуется методика В. Н. Смоленцевой [9], предложенная для этапа начальной спортивной специализации, включающая ознакомительный, подготовительный и основной этапы. Ознакомительный этап предполагает создание мотивации к занятиям психорегуляцией. Подготовительный этап предусматривает развитие необходимых психических

функций (внимания, воображения, ощущения, представления). Основной этап предусматривает развитие умений управлять своими мыслями, чувствами, действиями и предполагает установление взаимодействия центральной нервной системы с другими системами организма. В качестве средств используются: беседы, психотехнические игры, идеомоторная тренировка, психорегулирующая тренировка, ментальная тренировка.

7. Формирование у юных дзюдоистов когнитивного ресурса для успешного выступления на соревнованиях. Актуальность данного направления в работе с юными дзюдоистами в решении проблемы пси-холого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованиям обусловлена сформировавшейся тенденцией детерминации стрессовых состояний, возникающих на соревнованиях, когнитивными факторами личности.

Когнитивный ресурс спортсмена представляет собой совокупность психолого-педагогических знаний, необходимых для правильного оценивания различных соревновательных ситуаций, поиска способов реагирования в них. Формирование когнитивного ресурса юных дзюдоистов осуществляется в рамках теоретической подготовки, а также в процессе самостоятельной работы спортсменов. Юным спортсменам предлагается усвоить основные положения спортивной психологии для повышения личностной компетентности с целью обеспечения успешного выступления на соревнованиях. Ребята, принимающие участие в спортивных соревнованиях, должны знать следующее: какие могут возникнуть состояния перед стартом; каково их влияние на результативность соревновательной деятельности; каковы причины возникновения того или иного состояния; как предотвратить возникновение неблагоприятного состояния; влияние стресс-факторов на состояние спортсмена; как регулировать (оптимизировать) неблагоприятное состояние. Такая информация должна даваться юным спортсменам, чтобы они могли ее использовать на соревнованиях.

Заключение. Таким образом, представленное содержание психолого-педагогического обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям, отвечает современным требованиям к подготовке спортсменов, исходит из практической востребованности решения данной проблемы. Реализация представленной работы с юными дзюдоистами позволит обеспечить у них оптимальное предстартовое состояние, адекватное реагирование в различных соревновательных ситуациях, и в итоге успешность выступления на соревнованиях.

Библиографический список

1. Бабушкин Г.Д. Проблема психологического обеспечения спортивной деятельности в юношеском спорте/ Г.Д. Бабушкин//

Материалы междунар. форума «Молодежь — наука — олимпизм». — М.: Советский спорт, 1998. — С. 44-46.

2. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. — Омск: СибГАФК, 2000. — 179 с.

3. Бабушкин Г.Д., Смоленцева В.Н. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена /Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева, В.А. Шамис // Научные труды СибГУФК. -Омск: СибГУФК, 2006. - С. 77-80.

4. Бабушкин Г.Д. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям /Г.Д. Бабушкин, А. П. Шумилин //Материалы Междунар. науч. конф. психологов спорта. — М.: РГУФК, 2007. - С. 16-17.

5. Бобровский А.В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям: автореф. дис. ... канд. пед.наук/ А.В. Бобровский. - Омск, 2005. - 24 с.

6. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта/Г.Д. Горбунов. — М.: Фис, 2005. — 190 с.

7. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов /Г.Б. Горская. — Краснодар: КГИФК, 1995. — 184 с.

8. Еганов А.В. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных дзюдоистов /А.В. Еганов. — Челябинск: ЧГИФК, 1998. — 146 с.

9. Психологическое обеспечение спортивной деятельности / Под ред. Г.Д. Бабушкина. — Омск: СибГУФК, 2006. — 379 с.

10. Родионов А. В. Формирование установки на эффективную спортивную деятельность /А.В. Родионов // Материалы Междунар. науч. конф. психологов спорта. — М.: РГУФК, 2007. — С. 112-113.

11. Шумилин А.П. Мотивация в структуре результативности соревновательной деятельности дзюдоистов: дис. ... канд. пед. наук / А.П. Шумилин. — Красноярск, 2003. — 150 с.

12. Шумилин А.П. Характеристика психологической подготовленности дзюдоистов высокой квалификации в предсоревно-вательном мезоцикле / А.П. Шумилин, А.И. Чикуров // Материалы Междунар. науч. конф. психологов спорта. — М.: РГУФК, 2007. — С. 158-159.

13. Mc Clelland D. C. What is the effect of achievement motivation training in the schools? / D. C. Mc Clelland // Teachers College Record. — 1972. — V. 74/2/. — P. 129-145.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск. СОКОЛОВ Андрей Николаевич, аспирант кафедры «Теория и методика физического воспитания» Тобольского государственного педагогического института.

ШУМИЛИН Александр Петрович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных единоборств Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Статья поступила в редакцию 16.01.08 г.

© Г. Д. Бабушкин, А. Н. Соколов, А. П. Шумилин

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.