Научная статья на тему 'Влияние психической готовности на состояние и результативность спортсмена'

Влияние психической готовности на состояние и результативность спортсмена Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
811
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS / PRE-LAUNCH CONDITION / EFFECTIVENESS / COMPETITIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Шумилин Александр Петрович, Соколов Андрей Николаевич

В статье представлены результаты влияния психической готовности дзюдоистов различной квалификации на предстартовое состояние спортсменов и результативность соревновательной деятельности. С повышением спортивной квалификации дзюдоистов влияние психической готовности на предстартовое состояние и результативность деятельности повышается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Шумилин Александр Петрович, Соколов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Psychological Preparedness on Condition and Effectiveness of Athletes

The article presents the results of the impact the preparedness ofjudoists of various qualifications has on the pre-launch condition of athletes and the effectiveness of their competitive activities. With the increase of athletic qualification of judoists the impact of psychological preparedness on the pre-launch condition and the effectiveness of athletic activities also increases.

Текст научной работы на тему «Влияние психической готовности на состояние и результативность спортсмена»

индивидуальных особенностей учащихся, способствует развитию гибкости мышления и общественной компетентности. В условиях взаимодействия и сотрудничества у учащихся появляется возможность планирования дальнейших шагов и самоанализа, что ведет к более высокому уровню познавательного, общественного и нравственного развития, а также к повышению самооценки. Здоровые личные взаимоотношения, обеспечивающие стабильность, доверие и внимание, позволяют учащимся ощутить свою сопричастность окружающим людям, почувствовать самоуважение и приятие себя как личности, одновременно создавая благоприятную учебную обстановку. Влияние и поддержка семьи и окружающих людей, овладение приемами самомотивации могут компенсировать вредное воздействие таких факторов, как неуверенность в своей компетентности в том или ином предмете, повышенное беспокойство по поводу предстоящей контрольной работы или экзамена, излишнее внешнее или внутреннее давление с целью побудить учащегося к достижению лучших результатов. Благоприятный климат способствует развитию мышления, чувств и поведения. Учащиеся не боятся делиться идеями, активно участвовать в учебном процессе и взаимодействовать с окружающими.

Индивидуальные отличия

Индивидуальные различия в учебном процессе. Учащиеся обладают различными стратегиями, подходами и способностями, которые, в свою очередь, являются результатом предшествующего опыта и наследственности. Каждый человек обладает рядом врожденных или приобретенных талантов и способностей. Кроме того, посредством образовательной и социальной адаптации мы вырабатываем свои собственные предпочтения в том, как и с какой скоростью мы учимся. Однако эти предпочтения не всегда полезны в достижении учащимися своих образовательных целей. Педагогам следует помочь учащимся правильно оценивать свои учебные предпочтения, расширять или модифицировать их в случае необходимости. Взаимодействие между индивидуальными различиями и условиями, предусмотренными учебной программой, является еще одним ключевым фактором в достижении результата обучения. Педагогам ни в коем случае нельзя пренебрегать индивидуальными особенностями каждого учащегося. Необходимо также уделять внимание восприятию учащимся степени приятия и учета этих особенностей в ходе разработки учебных материалов и методологии.

Учебный процесс и многообразие. Обучение достигает особой эффективности, когда в процессе его учитывается лингвистическое, культурное и общественное происхождение учащегося. Одни и те же основные принципы познания, мотивации и эффективного обучения применимы ко всем учащимся. Тем не менее язык, этническая принадлежность, раса, убеждения и общественно-экономическое положение оказывают определенное воздействие на учебный процесс. Пристальное внимание к этим факторам обеспечивает возможность создания оптимальных условий его протекания. Уровень мотивации и сам конечный результат повышаются, когда учащиеся чувствуют, что их индиви-

дуальные отличия, способности, особенности культуры, происхождение и предыдущий жизненный опыт вызывают уважение педагогов и учитываются при постановке учебных задач.

Критерии оценки. Отбор достаточно сложных, стимулирующих активность учащегося критериев оценки самого учащегося, равно как и учебного процесса, является неотъемлемой частью последнего. Оценка протекания учебного процесса является источником информации, значимой как для учащегося, так и для педагога на всех его этапах. Обучение бывает эффективным, когда у учащихся есть стимул приложить необходимые усилия для достижения достаточно высоких целей. Поэтому правильная оценка познавательных способностей учащегося, а также объема уже приобретенных им знаний и навыков, важна для разработки учебных материалов оптимальной степени сложности. Постоянная оценка усвоения учащимися учебного материала обеспечивает педагогов и учащихся ценными сведениями о мере продвижения последних к достижению поставленной цели. Стандартизованная оценка успехов и результатов позволяет вовремя принять и скорректировать необходимые решения. Оценка деятельности учащегося свидетельствует о степени достижения желаемого результата. Оценка хода учебного процесса самими учащимися способствует совершенствованию навыков самооценки, а также повышению мотивации.

Все изложенное представляется особенно актуальным на занятиях по иностранному языку. Не секрет, что именно личностно ориентированный подход в обучении иностранному языку обладает высокой степенью надежности, стабильности и воспроизводимости результатов (2).

ЛИТЕРАТУРА

1. Насонкина Л. В. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков // Ярославский педагогический вестник. -2002. - № 1: электронная версия <http://gw.yspu.yar.ru/vestnik/ іпііех.Мт1>. - 2006. - 1 окт.

ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ готовности НА СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СПОРТСМЕНА

Г. Д. Бабушкин, А. П. Шумилин,

А. Н. Соколов

В статье представлены результаты влияния психической готовности дзюдоистов различной квалификации на предстартовое состояние спортсменов и результативность соревновательной деятельности. С повышением спортивной квалификации дзюдоистов влияние психической готовности на предстартовое состояние и результативность деятельности повышается.

Ключевые слова: психическая готовность, предстартовое состояние, результативность, соревновательная деятельность.

Актуальность. Психическая готовность человека оказывает существенное влияние на характер состояния и результативность выполняемой деятельности (1; 4-10; 12 и др.). Однако, оценивая в целом психическую готовность человека, мы не всегда можем прогнозировать результаты предстоящей деятельности. При этом важно знать характер влияния составных компонентов психической готовности на предшествующее деятельности состояние и результаты этой деятельности.

Целью данного исследования было выявить характер влияния психической готовности (в целом и составных компонентов) на состояние и результаты выполняемой деятельности. Исследование выполнялось на материале борьбы дзюдо. Было задействовано 30 юных дзюдоистов р/п Междуреченский ХМАО (квалификация 2 юн. и 1 юн. разряды) и 20 дзюдоистов высокой квалификации г. Красноярска.

Задачи исследования: 1) выявить влияние каждой из составляющих психической готовности на предстартовое состояние дзюдоистов к соревнованию; 2) выявить влияние составляющих компонентов психической готовности на результативность соревновательной деятельности. Выраженность составляющих компонентов психической готовности определялась после завершения этапа непосредственной подготовки к соревнованию.

Для исследования состояния психической готовности использовалась методика, предложенная Г. Д. Бабушкиным и В. Н. Смоленцевой (3). Определялась сформи-рованность четырех компонентов: потребностно-моти-вационного, эмоционального, сенсомоторного (двигательного), рефлексивного.

Результативность соревновательной деятельности определялась посредством наблюдения за дзюдоистами на соревнованиях по методике А. П. Шумилина (11). Результаты представлены в табл. 1-4. Для выявления влияния готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности проводился

дисперсионный анализ с вычислением коэффициента Фишера (8).

Анализируя данные табл. 1, отражающие влияние составляющих компонентов психической готовности на готовность в целом, отметим следующее. Достоверное влияние на состояние готовности к соревнованию оказывают мотивационно-потребностный (Р < 0,05), сенсо-моторный (Р < 0,05) и рефлексивный (Р < 0,05) компоненты. Эмоциональный компонент не оказывает существенного влияния на состояние готовности юных дзюдоистов к соревнованию.

Из составных компонентов психической готовности на предстартовое состояние дзюдоистов оказывают влияние следующие:

- в мотивационно-потребностном компоненте -мотивация достижения успеха (Р < 0,01);

- в эмоциональном компоненте - эмоциональное состояние (по Ю. Я. Киселеву) и ситуативная тревожность (Р < 0,01);

- в сенсомоторном компоненте - точность воспроизведения усилия (Р < 0,05);

- в рефлексивном компоненте - отношение к соревнованию (Р < 0,01) и значимость предстоящего соревнования (Р < 0,05).

Таким образом, из 11 компонентов, составляющих психическую готовность, всего 6 компонентов оказывают существенное влияние на предстартовое состояние юных дзюдоистов. При этом следует отметить, что степень влияния находится на недостаточно высоком уровне (Р < 0,05), и лишь в двух случаях - на более высоком уровне (Р < 0,01).

Для юных дзюдоистов перед соревнованием важна настроенность мотивации на достижение успеха. Эта составляющая спортивной мотивации выступает значимым фактором состояния готовности к соревнованию. При этом направленность спортивной мотивации (на

Таблица 1

Влияние компонентов психической готовности на предстартовое состояние юных дзюдоистов (п = 30)

Психическая готовность Грас Гкр Р

1. Потребностно-мотивационный компонент: 2,2 1,8 <0,05

- направленность спортивной мотивации 1,7 1,8 >0,05

- мотивация достижения успеха 2,5 2,4 <0,01

- стремление к достижению высоких результатов 1,5 1,8 >0,05

2. Эмоциональный компонент: 1,2 1,8 >0,05

- эмоциональное состояние (по Ю. Я. Киселеву) 2,3 1,8 <0,05

- способность к психорегуляции 1,3 1,8 >0,05

- вегетативный тонус 1,6 1,8 >0,05

- ситуативная тревожность 2,3 1,8 <0,05

3. Сенсомоторный (двигательный) компонент: 1,9 1,8 <0,05

- чувство темпа 1,6 1,8 >0,05

- точность воспроизведения усилия 2,3 1,8 <0,05

4. Рефлексивный компонент: - отношение к соревнованию - значимость предстоящего соревнования 2,3 2,7 1,9 ,8 .4 ,8 1, 2. 1, <0,05 <0,01 <0,05

тренировочный процесс или на соревнование) не имеет существенного значения на данном возрастном этапе.

Поскольку предстоящее соревнование на данном этапе подготовки юных дзюдоистов не вызывает сильных эмоциональных возмущений, то такая составляющая эмоционального компонента, как способность к психорегуляции, не является значимым фактором предстартового состояния. Вегетативный тонус, отражающий состояние вегетативной нервной системы, также не выступает значимым фактором предстартового состояния юных дзюдоистов. Это можно объяснить недостаточно высокими физическими и психическими нагрузками на данном этапе многолетней тренировки дзюдоистов. Более чувствительными компонентами предстартового состояния юных дзюдоистов выступают самочувствие, настроение, ситуативная тревожность.

Из четырех компонентов готовности у юных дзюдоистов наибольшую значимость в предстартовом состоянии имеет рефлексивный компонент (Р < 0,01), выражающийся в отношении к соревнованию, переживаниях предстоящего соревнования, значимости выступления, оценке своей подготовленности. Мы считаем, что для юных дзюдоистов это является характерным.

В ходе нашего исследования возникло предположение, что значимость компонентов готовности у дзюдоистов различной квалификации будет неодинаковой. Для проверки предположения были использованы результаты исследования А. П. Шумилина и А. И. Чикурова (12), проведенного на высококвалифицированных дзюдоистах (табл. 2).

У высококвалифицированных дзюдоистов характер влияния составляющих компонентов психической готовности в конце этапа предсоревновательной подготовки на предстартовое состояние существенно отличается от такового у юных дзюдоистов. Все компоненты психической готовности (мотивационно-потребностный, эмоцио-

нальный, сенсомоторный, рефлексивный) оказывают существенное влияние на предстартовое состояние спортсменов. С мотивационно-потребностного, сенсо-моторного и рефлексивного компонентов оказывают особое влияние на предстартовое состояние. Из составляющих эмоционального компонента только способность к психорегуляции не оказывает влияния, что можно объяснить низким уровнем ее сформированности.

Рассмотрим влияние психической готовности на результативность соревновательной деятельности юных дзюдоистов (табл. 3).

Достоверное влияние на результативность соревновательной деятельности юных дзюдоистов оказывают потребностно-мотивационный компонент (Р < 0,01), сен-сомоторный (Р < 0,05) и рефлексивный (Р < 0,05). Из 11 составляющих компонентов 6 не оказывают влияния на результативность соревновательной деятельности. В значительной степени здесь влияют: мотивация достижения успеха (Р < 0,01), вегетативный тонус (Р < 0,01), ситуативная тревожность (Р < 0,05), отношение к соревнованию (Р < 0,05).

Таким образом, результативность соревновательной деятельности юных дзюдоистов в значительной степени обусловлена, по-видимому, другими субъективными и объективными факторами. Психическая готовность на данном возрастном этапе не всегда оказывает влияние на результативность соревновательной деятельности юных дзюдоистов. Юные дзюдоисты еще не умеют использовать психологический потенциал на соревнованиях в силу слабо развитых волевых качеств и способности к психорегуляции.

У дзюдоистов высокой квалификации характер влияния предстартовой психической готовности на результативность соревновательной деятельности существенно отличается от указанного признака у юных дзюдоистов (табл. 4).

Таблица 2

Влияние компонентов психической готовности на предстартовое состояние выгсококвалифицированныгх дзюдоистов (п = 20)

Психическая готовность Грас Гкр Р

1. Потребностно-мотивационный компонент: 2,2 2,1 <0,05

- направленность спортивной мотивации 2,3 2,1 <0,05

- мотивация достижения успеха 2,4 2,1 <0,05

- стремление к достижению высоких результатов 2,1 2,1 <0,05

2. Эмоциональный компонент: 2,2 2,1 <0,05

- эмоциональное состояние (по Ю. Я. Киселеву) 2,3 2,1 <0,05

- способность к психорегуляции 1,3 2,1 >0,05

- вегетативный тонус 2,6 2,1 <0,05

- ситуативная тревожность 2,3 2,1 <0,05

3. Сенсомоторный (двигательный) компонент: 2,5 2,1 <0,05

- чувство темпа 2,6 2,1 <0,05

- точность воспроизведения усилия 2,3 2,1 <0,05

4. Рефлексивный компонент: - отношение к соревнованию - значимость предстоящего соревнования 2,4 2,7 2,2 222 <0,05 <0,05 <0,05

Влияние психической готовности юных дзюдоистов к соревнованию на результативность соревновательной деятельности (п = 30)

Психическая готовность Грас Гкр Р

1. Потребностно-мотивационный компонент: 2,4 2,4 <0,01

- направленность спортивной мотивации 1,6 1,8 >0,05

- мотивация достижения успеха 3,2 2,4 <0,01

- стремление к достижению высоких результатов 1,3 1,8 >0,05

2. Эмоциональный компонент: 1,5 1,8 >0,05

- эмоциональное состояние (по Ю. Я. Киселеву) 1,5 1,8 <0,05

- способность к психорегуляции 1,0 1,8 >0,05

- вегетативный тонус 2,4 2,4 >0,01

- ситуативная тревожность 2,1 1,8 <0,05

3. Сенсомоторный (двигательный) компонент: 2,0 1,8 <0,05

- чувство темпа 1,6 1,8 >0,05

- точность воспроизведения усилия 2,0 1,8 <0,05

4. Рефлексивный компонент: - отношение к соревнованию - значимость предстоящего соревнования ,9 ,5 ,5 1, 2, 1, 1,8 2.4 1,8 <0,05 <0,01 <0,05

Примечание. Для Р < 0,05 Гкр = 1,8; для Р < 0,01 Гкр = 2,4.

Таблица 4

Влияние психической готовности высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованию на результативность соревновательной деятельности (п = 20)

Психическая готовность Грас Гкр Р

1. Потребностно-мотивационный компонент: 4,2 2,9 <0,01

- направленность спортивной мотивации 2,7 2,1 <0,05

- мотивация достижения успеха 3,5 2,9 <0,01

- стремление к достижению высоких результатов 4,1 2,9 >0,01

2. Эмоциональный компонент: 2,2 2,1 <0,05

- эмоциональное состояние (по Ю. Я. Киселеву) 2,3 2,1 <0,05

- способность к психорегуляции 1,9 2,1 >0,05

- вегетативный тонус 3,6 2,9 <0,01

- ситуативная тревожность 2,2 2,1 <0,05

3. Сенсомоторный (двигательный) компонент: 3,9 2,9 <0,01

- чувство темпа 2,6 2,1 <0,05

- точность воспроизведения усилия 4,3 2,9 <0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Рефлексивный компонент: - отношение к соревнованию - значимость предстоящего соревнования ,5 ,4 ,7 2, 2, 2, 2,1 2,1 2,1 <0,05 <0,05 <0,05

Примечание. Для Р < 0,05 Гкр = 2,1; для Р < 0,01 Гкр = 2,9. курова (2007).

На результативность соревновательной деятельности оказывают влияние все компоненты психологической готовности: мотивационно-потребностный (Р < 0,01), эмоциональный (Р < 0,05), сенсомоторный (Р < 0,01), рефлексивный (Р < 0,05). Здесь степень влияния этих факторов значительно выше, чем у юных дзюдоистов. Из 11 составляющих компонентов 10 оказывают существенное влияние на результативность соревновательной деятельности. Выявлен низкий уровень влияния на результативность способности к психорегуляции, слабо развитой у дзюдоистов.

Таким образом, у дзюдоистов низкой квалификации (юношеские разряды) роль психологического фактора в

В таблице приведены результаты А. П. Шумилина, А. И. Чи-

соревновательной деятельности недостаточно высока. У юных дзюдоистов отмечается невысокий уровень сформированности психологической готовности и неумение ее реализовать в условиях соревнований.

На наш взгляд, на этом уровне спортивной квалификации наибольшую роль в соревновательной деятельности существенное влияние на результативность юных дзюдоистов оказывают другие факторы, такие как физическая подготовка спортсмена и подготовленность его соперников.

Итак, в исследовании выявлен характер влияния психической готовности и составляющих ее компонентов

на предстартовое состояние дзюдоистов и результативность их соревновательной деятельности.

У юных дзюдоистов (низкой квалификации) на проявление предстартового состояния оказывают влияние значительно меньшее число компонентов психической готовности (6) по сравнению с высококвалифицированными дзюдоистами (10).

На результативность соревновательной деятельности юных дзюдоистов оказывают влияние 5 компонентов готовности, у высококвалифицированных дзюдоистов -10 компонентов. С повышением спортивной квалификации дзюдоистов роль психологического фактора в соревновательной деятельности повышается.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин Г Д. Проблема психологического обеспечения спортивной деятельности в юношеском спорте // Молодежь -наука - олимпизм: мат-лы междунар. форума. - М., 1998.

2. Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации. - Омск, 2000.

3. Бабушкин Г. Д., СмоленцеваВ. Н., Шамис В. А. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена // Научные труды СибГУФК. - Омск, 2006.

4. Бабушкин Г. Д., Шумилин А. П. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям // Материалы междунар. науч. конф. психологов спорта. - М., 2007.

5. Бобровский А. В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2005.

6. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. - М., 2005.

7. Еганов А. В. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных дзюдоистов. - Челябинск, 1998.

8. Лакин Г. Ф. Биометрия. - М., 1973.

9. Психологическое обеспечение спортивной деятельности / под ред. Г. Д. Бабушкина. - Омск, 2006.

10. Родионов А. В. Формирование установки на эффективную спортивную деятельность // Материалы междунар. науч. конф. психологов спорта. - М., 2007.

11. Шумилин А. П. Мотивация в структуре результативности соревновательной деятельности дзюдоистов: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2003.

12. Шумилин А. П., Чикуров А. И. Характеристика психологической подготовленности дзюдоистов высокой квалификации в предсоревновательном мезоцикле // Материалы меж-дунар. науч. конф. психологов спорта. - М., 2007.

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С УСПЕШНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

В. В. Дежнева

В статье предпринимается попытка дать анализ проблем формирования и развития мотивации к изучению иностранного языка в их взаимосвязи с профессиональной подготовкой курсантов вузов МВД России. За основу автор берет

результаты анкетирования преподавателей Омской академии МВД России. Делается вывод о положительном влиянии знаний иностранного языка на освоение профильных дисциплин.

Ключевые слова: мотивация, профессиональная подготовка, иностранный язык.

Мотивация учения курсантов вузов МВД России постоянно находится в поле зрения исследователей, так как характеризуется множеством особенностей и включает в себя два основных компонента - учебную и профессиональную (служебную) деятельность. Эти две составляющих учебной мотивации тесно связаны с процессами адаптации курсантов к учебе в специализированном вузе и службе в органах внутренних дел МВД России.

На базе общей мотивации учебной деятельности у студентов вообще и у курсантов в частности появляется общее и избирательное отношение к определенным предметам и дисциплинам. Бесспорно, стоит согласиться с М. А. Акоповой в том, что учебный предмет может оцениваться курсантом с нескольких позиций. Например, с точки зрения важности его для профессиональной подготовки, личного познавательного интереса к определенной области знаний, качества преподавания, вызывающего чувство удовлетворенности или неудовлетворенности учебным предметом, и наконец, собственных возможностей и способностей, определяющих меру трудностей усвоения той или иной учебной дисциплины (1, 154).

Представляется, что учет мотивационных аспектов в процессе подготовки специалистов особенно важен при изучении непрофильных предметов в вузах МВД России, к которым относится иностранный язык. По этой причине есть необходимость дать анализ проблем формирования и развития мотивации к изучению иностранного языка и определить их взаимосвязь с профессиональной подготовкой курсантов. За основу взяты результаты проведенного нами анкетирования преподавателей Омской академии МВД России. Данный вид опроса, с одной стороны, позволил выявить отношение преподавателей иностранных языков к развитию у курсантов мотивации к изучению преподаваемого предмета. С другой - итоги анкетирования показали влияние знания иностранного языка на овладение курсантами профильными дисциплинами.

В первом туре анкетирования, состоявшего из четырех вопросов, приняли участие 15 преподавателей кафедры иностранных языков, из которых 2/3 имеют достаточно большой опыт работы. Были получены следующие результаты.

Большинство преподавателей (80,0%) считают развитие мотивации к изучению иностранного языка у курсантов вуза МВД России одной из наиболее важных задач. 73,0% опрошенных убеждены в том, что иностранный язык способствует повышению общекультурного развития курсантов. 33,0% преподавателей пришли к выводу о том, что изучение данного предмета необходимо в силу того, что он предусмотрен стандартом высшего профессионального образования. Меньше всего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.