Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования мотивации юных волейболистов'

Педагогические условия формирования мотивации юных волейболистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1208
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮНЫЕ ВОЛЕЙБОЛИСТЫ / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / MOTIF / SPORTS MOTIVATION / SPORTS ACTIVITIES / YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS / PROPERTIES OF THE INDIVIDUAL / LEVEL OF CLAIMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гераськин Анатолий Александрович, Кузьмин Евгений Борисович, Денисенко Юрий Прокофьевич, Макусев Олег Николаевич, Андрущишин Иосиф Францевич

Высокие достижения в спорте тесно связаны с мотивационной сферой спортсменов. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Недооценка роли мотивационных факторов при работе с юными спортсменами, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается не способным проявить свои возможности в ходе спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гераськин Анатолий Александрович, Кузьмин Евгений Борисович, Денисенко Юрий Прокофьевич, Макусев Олег Николаевич, Андрущишин Иосиф Францевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of formation of sports motivation at young volleyball players

High achievements in sports are closely related to the motivational sphere athletes. Motivation is not only a core characteristic of the individual athlete and leads him to the goal, but also has an impact on the nature of the processes occurring in the body during activity. Underestimation of the role of motivational factors when working with young athletes, taking into account the dynamics of change motifs sports teachers, coaches, athletes often leads to the fact that a person is unable to develop their capabilities during sports activities.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования мотивации юных волейболистов»

УДК 37.1:796.325 Д. Д. ГЕРАСЬКИН

Е. Б. КУЗЬМИН Ю. П. ДЕНИСЕНКО О. Н. МАКУСЕВ И. Ф. АНДРУЩИШИН

Омский государственный институт сервиса

Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Казанского национального исследовательского технологического университета

Казахская академия спорта и туризма, г. Алматы, Республика Казахстан

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ_

Высокие достижения в спорте тесно связаны с мотивационной сферой спортсменов. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Недооценка роли мотивационных факторов при работе с юными спортсменами, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается не способным проявить свои возможности в ходе спортивной деятельности.

Ключевые слова: мотив, спортивная мотивация, спортивная деятельность, юные волейболисты, свойства личности, уровень притязаний.

Достижение высоких результатов в спорте в существенной мере обусловлено влиянием мотивационной сферы человека. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена. Она ведет его к поставленной цели, оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Главной особенностью спортивной мотивации является ее влияние на результативность деятельности спортсмена. В условиях жесткого соревновательного противоборства можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у спортсмена, обладающего максимальной выраженностью мотивации. Недооценка роли мотивационных факторов, динамики изменения мотивов ведёт к тому, что спортсмен оказывается не способным проявить свои возможности, реализовать результаты подготовки к состязаниям.

Спортивную мотивацию принято определять как психологическое состояние спортсмена, обусловленное отношением его к различным сторонам конкретной ситуации спортивной деятельности: к самой деятельности, к поставленной цели, ожидаемым результатам, успеху и неудачам, своим возможностям, к партнерам по команде, тренеру. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая её структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психи-

ческие процессы. Мотивация поведения невозможна вне пределов эмоциональной сферы [1]. Эмоции служат ориентирами для участников деятельности, определяя значимость обстоятельств и степень их важности для конкретной ситуации. Эмоции как бы определяют допустимый уровень материальных и функционально-энергетических затрат, которые необходимы для реализации побуждений спортсмена.

Некоторые авторы предлагают различать понятия мотива и мотивации. Под мотивами понимают: а) субъективные динамические силы (тенденции), направленные на избавление субъекта от угнетающих состояний напряжения; б) субъективные образы предметов, удовлетворяющие соответствующие потребности и придающие направленной на них активности личностный смысл; в) особые фиксированные установки, которые определяют готовность спортсмена к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении; г) устойчивые оценочные диспозиции [2].

Мотивация поведения личности, с одной стороны, обусловлена мотивами, а с другой — определяется психическим отражением конкретных условий жизни человека. В отличие от мотивов, определяющихся устойчивостью, мотивация представляет собой динамический компонент мотивационной сферы.

Он изменяется по направленности (качественный аспект) и степени выраженности (количественный аспект). Мотивация рассматривается и как психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения человеком своих потребностей и возможностей с особенностями конкретной деятельности и служащее основой для постановки и осуществления ее целей.

Специфичность спортивной мотивации обусловлена качественным своеобразием предмета спортивной деятельности. Поэтому Р. А. Пилоян определяет спортивную мотивацию, как особое состояние личности спортсмена. Формируется мотивация в результате соотнесения спортсменом своих возможностей с предметом спортивной деятельности. Мотивация служит основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимального спортивного результата [2]. Спортивная деятельность направлена на предельный уровень достижений и высокие эмоциональные нагрузки, связанные с субъективной значимостью результатов деятельности, остротой соперничества, публичностью выступлений в соревнованиях. Существенная роль принадлежит мотивационной сфере личности также в продолжительности и эффективности занятий спортом [3].

А. Ц. Пуни [4] установлено наличие и значение для спорта как непосредственных мотивов (удовлетворение от мышечной деятельности, эстетическое наслаждение, стремление к соревнованию), так и опосредованных мотивов спортивной деятельности (стремление стать сильным, здоровым, подготовка к труду, осознание важности спортивной деятельности). По данным А. В. Родионова [5], мотивы участников спорта высших достижений содержат потребности в предельных физических усилиях, переживаниях состояния сильной психической напряженности, в преодолении действий соперника, в испытании собственных физических и психических возможностей.

На приоритетность структуры мотивов существенное влияние оказывает специфика вида спорта, уровень спортивных достижений, возраст, пол, спортивный стаж спортсмена, а также объективность самооценки своих личных качеств и уровня подготовленности [6]. Некоторые психологи спорта предлагают различать понятия мотивов к занятиям спортом и спортивную мотивацию. В частности, В. К. Сафонов и Ю. И. Филимоненко [7] выделяют такие уровни спортивной мотивации:

1. Общая мотивация. Ее формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием для этого является постановка и закрепление в сознании спортсмена далеко отставленной цели.

2. Мотивированность спортсмена к работе на тренировочном занятии, на этапе подготовки, которая, преломляясь через общую мотивацию, актуализируется посредством осознания задач этапа подготовки и самооценки своего состояния, функциональных возможностей.

Мы солидарны с исследователями, утверждающими, что успешному формированию спортивной мотивации способствует развитие ряда свойств личности. К таким свойствам относят: 1) формирование положительного отношения занимающихся к спорту, к преодолению трудностей [8]; 2) развитие эмоционально-волевых качеств — целеустремленности, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах, самообладания, находчивости, эмоциональной

устойчивости [9]; 3) развитие чувства коллективизма и его проявлений [10]. Спортивная мотивация может определяться, как актуальное состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимального спортивного результата. Мотивация влияет на характер тренировочной деятельности и непосредственно на соревновательный результат. Повышение результативности соревновательной деятельности существенно усиливает спортивную мотивацию. Поэтому основоположник мужской школы омского волейбола М. Л. Гуревич подчёркивал, что после победы команды тренеру не нужно делать особых усилий для поддержания высокого уровня мотивации. Однако после проигранной встречи необходимо обязательно прийти к команде и помочь спортсменам объективно выяснить причины поражения и подсказать пути улучшения игры в будущих встречах.

Е. Г. Бабушкиным предлагается собственный подход к выявлению структуры содержания понятия мотивации. В структуре спортивной мотивации необходимо выделять тренировочную и соревновательную составляющие этого феномена [11]. В свою очередь, в работах [12, 13], в соревновательной мотивации выделяют также две составляющие: мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудачи.

Спортсменов с доминированием мотивации достижения успеха отличает стремление к победе, способность бороться до конца, проявление положительных эмоций, склонности к доминированию, стремление к риску, нечувствительности к угрозе. Проявляется и низкая тревожность, атакующий стиль ведения поединка, способность к реализации возможностей психофизиологических механизмов регуляции, высокая интенсивность напряжения сил и эффективность поведения в экстремальных ситуациях. Мотивация достижения успеха существенно влияет на цель и содержание действия, на интенсивность напряжения сил, на характер поведения в экстремальных ситуациях. В этой связи интересны данные В. И. Степанского. Выявлено, что при доминировании мотивации достижения, результативность деятельности определяется уровнем её регуляции, психофизиологическими особенностями субъекта деятельности [14]. Поэтому в случаях преобладания мотивации избегания неудачи (фактора боязни совершить ошибку, боязни подготовленности противника), даже при достаточном потенциале уровня регуляции деятельности, её результативность всё же будет низкой.

Проявление спортивной мотивации зависит и от состояния подготовленности к состязаниям и объективности самооценки спортсменами своих личностных качеств. По данным А. В. Шаболтас, значимыми параметрами самооценки, независимо от вида спорта и пола спортсменов, являются: уверенность в себе; удовлетворенность спортивными результатами; спортивный авторитет; состояние здоровья. Показатель уверенности в себе тесно связан со спортивными достижениями, с мотивом достижения успеха и эмоциональностью спортивной деятельности [6]. Реалистическое и конструктивное отношение спортсмена к успехам и к неудачам, объяснение ее результатов внутренними, контролируемыми изменчивыми факторами в наибольшей степени способствует поддержанию спортивной мотивации и сохранению устойчивой самооценки [11, 15, 16]. Обнаружена взаимосвязь между мотивацией и уровнем тревожности, переживаемой спортсменом. Она проявляется в опре-

делённой закономерности: чем больше сила мотива (установка на достижение исключительно высокого результата или боязнь неудачи), тем тревожнее текущее состояние спортсмена [17, 18].

Изучено соотношение мотивов и целей спортивной деятельности. Г. Д. Горбуновым [9] отмечена тесная связь процесса субъективного целеполагания и мотивационной сферы спортсмена. Ведущую роль в этом взаимодействии играет самоутверждение спортсмена. Развитие такого мотива необходимо рассматривать в связи с образованием системы ценностей спортсмена. В основе её должна быть критическая оценка личного поведения и собственных достижений. В то же время критическое отношение спортсмена к собственному поведению невозможно без самооценки и идентификации с общепринятыми общественно-социальными нормами. Поэтому уровень развития личностных ценностных качеств определяет уровень притязаний спортсмена к себе и к собственным достижениям.

Важной предпосылкой для осуществления регулирующей функции цели деятельности является субъективное принятие её спортсменом. Чем яснее он осознает стоящие перед ним цель и задачи, чем глубже понимает и переживает важность и общественную значимость разрешения этих задач, тем интенсивнее проявляется побуждение к их разрешению. Чем труднее и выше поставленная цель, тем большие усилия прилагает спортсмен к её достижению [19]. Трудность выбираемой цели характеризует уровень притязаний в сфере деятельности. Особенно важно, чтобы уровень притязаний спортсмена соответствовал его возможностям. Завышенный уровень притязаний может вести к возникновению фрустрации [20]. Практика исследований в спортивных играх, и в волейболе в частности, свидетельствует, что самоуверенность либо неуверенность в условиях состязаний в равной степени негативно сказываются на качестве точности игровых действий, на их результативности [16].

По данным Е. Н. Суркова, с возрастанием влияния стресса спортсмены с проявлениями сильной нервной системы склонны к завышению уровня притязаний. В то же время лица с жизненными проявлениями слабой нервной системы стремятся к занижению такого уровня [21]. Е. П. Ильин [22] приводит сравнение признаков поведения спортсменов с завышенным и низким уровнями притязаний. Первые могут переоценивать свои возможности. Такие спортсмены претендуют на высокие оценки со стороны окружающих и сильно переживают неудачи. Спортсмены с низким уровнем притязаний недооценивают свои возможности, не проявляют стремления подняться выше достигнутого уровня. Они неохотно берутся за решение сложных задач, боятся неудач.

На уровень притязаний оказывают влияние факторы прошлых успехов и неудач, развитие способностей к реалистичной оценке возникающей ситуации [23], умение предвидеть ход и результат действия [24]. Волевая активность спортсмена, стремление к намеченной цели становятся тем выше, чем важнее мотив и выше уровень его притязаний, чем труднее поставленная цель. Анализ приведённых исследований говорит о тесной взаимосвязи между мотивационными установками, уровнем притязаний, самооценкой и особенностями личности.

Отечественные и зарубежные авторы выделяют мотивы, связанные с процессом спортивной деятельности, то есть потребность в двигательной актив-

ности; эстетическом наслаждении; стремление к победе в соревновании, проявлении предельных физических усилий; стремление к переживанию состояния стресса и к его преодолению. Наряду с этим выделяются мотивы, связанные с результатами спортивной деятельности. В их числе: испытание собственных физических и психических возможностей; стремление к укреплению здоровья, стать физически сильным, с красивым телосложением; совершенствовать физическую подготовленность. Отмечаются и мотивы, связанные с формированием черт личности: стремление стать мужественным и стойким; повысить социальный статус, социальное самоутверждение; достижение высоких спортивных результатов. Для спортсменов значимо установление или углубление контактов в команде; достижение материальных потребностей, социально-бытовых условий. Отмечены мотивы к приобретению специальных знаний и навыков; методов борьбы с негативным влиянием стресса. Отмечаются также желание выезжать на соревнования в другие города и за рубеж, нацеленность на овладение специальностью тренера. Существуют и этические мотивы — осознание важности спортивной деятельности, стремление к совершенствованию для успешного выступления за спортивный коллектив, желание прославить регион проживания, Родину.

Развитие мотивации к спортивной деятельности обусловливается взаимодействием внутренних и внешних факторов. Значение их изменяется на протяжении всего периода подготовки и участия в спортивных состязаниях. В качестве внутренних факторов развития мотивации выделяются: возраст, задатки двигательных способностей и склонности к деятельности с определенным содержанием. Социальное окружение выступает в роли внешних факторов. Оно отражает, как традиционные социальные и моральные нормы, так и отношение к личности спортсмена. Развитие внутренних и внешних факторов осуществляется посредством их взаимодействия в ходе спортивной деятельности. Развитие внутренних факторов ведёт к формированию целей и задач занятий спортом. Они становятся адекватными личностно значимым потребностям, а также соответствуют возможностям спортсмена и особенностям выполняемой деятельности.

Развитие внешних факторов проявляется в совершенствовании организации учебно-тренировочного процесса. Это касается повышения качества условий тренировки — методики подготовки, эмоциональной стороны занятий и соревновательной деятельности. Для развития мотивации решающее значение имеет удовлетворенность спортсменов результатами деятельности, соответствие её цели и задачам, как итогу эффективного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Информация о них оперативно поступает к спортсмену путём обратной связи.

Имеются особенности формирования процесса мотивации как части психологической подготовки. Конечной целью психологической подготовки выступает формирование и совершенствование спортивной мотивации личности путем укрепления отношения спортсмена к процессу спортивной деятельности, к её результатам, отношения к тренеру и партнерам, наконец, к самому себе. Направленная на формирование спортивной мотивации психологическая подготовка осуществляется в единстве с остальными видами спортивной подготовки. Поэтому выполняемая спортсменами работа и восстановительные мероприятия рассматриваются во взаимосвязи не

только с физическими, но и с актуализируемыми при этом психическими состояниями [15].

В доступной литературе не нашли отражение актуальные вопросы формирования мотивации юных в волейболе. В их числе: а) особенности тренировочной и соревновательной мотивации к занятиям волейболом в юношеском возрасте; б) раскрытие взаимосвязи спортивной мотивации, самооценки спортивных возможностей, проявления волевых качеств спортсменов; в) управление процессом формирования спортивной мотивации; г) отражение взаимосвязи спортивной мотивации с личностными особенностями спортсменов и уровнем их спортивной подготовленности. Это определило актуальность предпринятого исследования. В связи с этим возникает проблема, содержащая необходимость изучения возможностей формирования мотивации к освоению и совершенствованию спортивно-игровой деятельности юных волейболистов путём применения направленных педагогических воздействий.

Проведённые исследования на материале волейболистов 15—16 лет позволили выявить следующее. Формирование отношений, лежащих в основе спортивной мотивации, осуществлялось посредством использования психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз». Действие механизма «снизу вверх» обеспечивалось посредством направленного создания в процессе вне тренировочной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности специальных внешних условий. Создавались ситуации, требующие достижения успеха, принятия своевременных решений в личностно значимых и неопределенных ситуациях. Такие условия, соответствующие признакам экстремальной деятельности, требуют от спортсменов актуализации формируемых мотивов и волевых качеств. Это ведёт к формированию способностей к самостоятельной оценке ситуаций, принятию ответственных решений и реализации их при активном сопротивлении соперников. Одновременно с введением юных игроков в моделируемые условия соревновательной деятельности выполнялись педагогические воздействия. Путём применения словесных методов внушения и убеждения, спортсменам сообщалась информация — каким по направленности и эмоциональной окрашенности должно быть отношение к возникающим условиям (на уровне цели, мотивов, волевых усилий), при которых обеспечивается высокая результативность спортивной деятельности (действие механизма «сверху вниз»). Благодаря совместному действию приведённых психологических механизмов, развитие положительного отношения к тренировочной и соревновательной деятельности юных волейболистов происходит в направлении от эмоционально-неосознаваемых проявлений мотивации, к рационально-осознаваемым. Можно констатировать, что здесь происходит направленный процесс поэтапного формирования мотивации от внешнего восприятия и внутреннего усвоения полезной информации, в реально функционирующие и взаимосвязанные элементы мотивации.

Выделены педагогические условия, реализация которых в процессе спортивной подготовки через психолого-педагогические механизмы «снизу вверх» и «сверху вниз» обеспечивает возникновение, функционирование и развитие положительного отношения волейболистов к цели занятий спортом. Применение предлагаемого подхода обусловливает развитие у игроков мотивации к выработке навыка объективной оценки своих возможностей. У игроков

формируется положительное отношение к учебно-тренировочному процессу и к соревновательной деятельности, к товарищам по команде, к тренеру. Стабилизация таких отношений приводит к формированию стойких положительных мотивов к занятиям спортом, развитию волевых качеств, способностей к субъективному контролю и самоуправлению. Впоследствии такие качества становятся личностной основой для внутренне организованной спортивной мотивации. Здесь необходимо соблюдение следующих педагогических условий:

— формирование благоприятного отношения юных волейболистов к занятиям спортом, как к ведущей цели достижения спортивного мастерства;

— формирование положительного отношения к спортивному успеху;

— формирование благоприятного отношения к своим спортивным возможностям;

— формирование положительного отношения к тренировочной и соревновательной деятельности;

— формирование благоприятного отношения к команде и к тренеру.

При реализации выделенных в работе педагогических условий, в процессе подготовки волейболистов 15 — 16 лет выявлено: 1) ускорение темпов развития волевых качеств целеустремленности, настойчивости и упорства; 2) ослабление значимости мотива эмоционального удовлетворения, социально-эмоционального и социально-морального мотивов, повышение значимости мотивов достижения успеха, социального и физического самоутверждения; 3) усиление спортивной и соревновательной мотивации; 4) повышение уровня субъективного контроля, способностей к самоуправлению общением, поведением и выполнением цели игровой деятельности.

У юных волейболистов выявлена интеграция мотивов занятий спортом в два относительно независимых блока. В первый входят положительно связанные мотивы. По психологическому содержанию они являются внешними по отношению к спортивной деятельности. Второй блок образуют взаимосвязанные гражданско-патриотический, социально-моральный и мотив достижения успеха. Они являются внутренними по отношению к спортивной деятельности. Мотивы социально-эмоциональный и социального самоутверждения положительно связаны с группой внутренних мотивов и отрицательно — со всеми внешними. Соревновательная и тренировочная мотивация взаимосвязаны между собой отрицательно. В основе соревновательной мотивации находятся мотивы: достижения успеха, социального самоутверждения и социально-моральный; в основе тренировочной мотивации — мотив эмоционального удовлетворения и рационально-волевой. Характерно: чем сильнее сформированы мотивы занятий спортом, тем выше готовность к проявлению волевых усилий.

Заключение. Анализ литературы, результаты исследований позволяют заключить следующее. Мы рекомендуем осуществлять развитие спортивной мотивации в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной. Она обусловлена преимущественно следующими свойствами личности: свойствами темперамента, мотивами к занятиям спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению. Для успешного формирования спортивной мотивации важно, чтобы в процессе внетренировоч-

ной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности систематически создавались направленные педагогические условия, которые способствуют возникновению, функционированию и стабилизации упомянутых отношений, используя механизмы психолого-педагогических воздействий «снизу вверх» и «сверху вниз», изложенные выше. Материалы настоящего исследования могут быть полезны в качестве основы для теоретической подготовки играющих и при разработке педагогических воздействий, направленных на формирование и управление уровнем мотивации юных волейболистов к тренировочной и соревновательной деятельности в ДЮСШОР, в средних образовательных учебных заведениях Сибирского региона и Казахстана.

Библиографический список

1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. - М. : Мысль, 1976. - 158 с.

2. Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. — М. : Физкультура и спорт, 1984. — 112 с.

3. Бобровский, А. В. Мотивация спортивной деятельности /

A. В. Бобровский, В. А. Бобровский, А. А. Гераськин / Спортивный психолог. — № 3. — 2004. — С. 18 — 21.

4. Пуни, А. Ц. О возникновении и развитии интереса к лыжному спорту / А. Ц. Пуни // Лыжный спорт: вопросы научного изучения лыжного спорта. — Л. : ГДОИФК, 1950. — С. 140 — 146.

5. Родионов, А. В. Практика психологии спорта / А. В. Родионов. — Ташкент, 2008. — 236 с.

6. Шаболтас, А. В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.01 / А. В. Шаболтас. — СПб., 1998. — 21 с.

7. Сафонов, В. К. Роль наблюдения в диагностике мотивации спортивной деятельности / В. К. Сафонов, Ю. И. Филимо-ненко // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности : тез. докл. науч.-практ. конф. — Новосибирск : НГУ, 1985. — С. 215 — 217.

8. Волков, Н. К. Исследование психологического и физического развития учащихся 4 — 8 классов : автореф. дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.01 / Н. К. Волков. — М., 1976. — 21 с.

9. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. — М. : Физкультура и спорт, 1986. — 208 с.

10. Дашкевич, О. В. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности / О. В. Дашкевич, В. А. Зобков. — М. : ГЦОЛИФК, 1982. — 79 с.

11. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. — Омск : СибГАФК, 2000. — 179 с.

12. Бабушкин, Г. Д. Психологический практикум : учеб. пособие / Г. Д. Бабушкин, И. А. Рогов. — Омск : СибГАФК, 1996. — 82 с.

13. Батурин, Н. А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности : учеб. пособие / Н. А. Батурин. — Челябинск : ЧГИФК, 1988. — 86 с.

14. Степанский, В. И. Исследование соотношения мотива достижения и избегания неудачи / В. И. Степанский // Вопросы психологии. — 1981. — № 2. — С. 25—32.

15. Козин, В. В. Теория и практика применения деятельност-ного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах /

B. В. Козин, А. А. Гераськин, А. В. Родионов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. — № 1 (125). — С. 167 — 173.

16. Эртман, Ю. Н. Соревновательная надёжность как основа выделения нового амплуа в современном волейболе / Ю. Н. Эртман, А. А. Гераськин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. — № 4 (131). - С. 141-144.

17. Калинин, Е. А. Исследование предсоревновательных состояний спортсменов в связи с особенностями их личности / Е. А. Калинин // Тез. докл. 7-й Всесоюз. конф. по психологии физич. воспитания и спорта. — Л. : ГДОИФК, 1973. — С. 96 — 98.

18. Палайма, Ю. Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирование соревновательной установки у спортсменов / Ю. Ю. Палайма // Психология и современный спорт. — М. : Физкультура и спорт, 1973. — С. 86 — 99.

19. Капустин, А. И. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента : автореф. дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.01 / А. И. Капустин. — М., 1980. — 15 с.

20. Сингер, Р. Н. Мифы и реальность в психологии спорта / Р. Н. Сингер. — М. : Физкультура и спорт, 1980. — 152 с.

21. Сурков, Е. Н. Антиципация в спорте / Е. Н. Сурков // Спорт в современном обществе : тр. Всемирного науч. конгресса. — М. : Физкультура и спорт, 1980. — С. 215 — 216.

22. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2003. — 512 с.

23. Kunat, P. Changes in Performance motivations relateg to social conditions / P. Kunat. — Intern. J. Of sport Psychology. — Rome, 1974. — S. 27—34.

24. Lindner R. Zur motivationalen Regulation Leistungsorientierter Tatigkeit und zu ihrer Analyse / Wissenschaftliche Zeitschrift der PH Potsdam, Jahrgang 1984. — Heft 4. — S. 645 — 652.

ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания Омского государственного института сервиса.

КУЗЬМИН Евгений Борисович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории и методики спортивных игр Набережно-челнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. ДЕНИСЕНКО Юрий Прокофьевич, доктор биологических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр Набе-режночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

МАКУСЕВ Олег Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Нижнекамского химико-технологического института (филиал) Казанского национального исследовательского технологического университета.

АНДРУЩИШИН Иосиф Францевич, доктор педагогических наук, доцент (Россия), профессор (Казахстан), заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания Казахской академии спорта и туризма, г. Алматы.

Адрес для переписки: anatoly_geraskin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2015 г. © А. А. Гераськин, Е. Б. Кузьмин, Ю. П. Денисенко, О. Н. Макусев, И. Ф. Андрущишин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.