Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных спортсменов'

Педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3136
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Е.Б., Денисенко Ю.П.

Актуальность. Главной характеристикой личности, обусловливающей достижения в спорте, является мотивация. Она оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе спортивной деятельности и оказывает тем самым прямое влияние на ее результативность. Высокие результаты в спорте теснейшим образом связаны с мотивационной сферой человека. Главной же особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на результативность деятельности спортсмена. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности при спортивной деятельности. Материал. Нами исследовались педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов у юных спортсменов. Исследования проводились на юных волейболистах 15-16 лет. Методы: для решения поставленных в исследовании задач применялись следующие методы исследования: методы психодиагностики; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Методы психодиагностики использовались для измерения и оценки свойств личности волейболистов. Результаты. При практической реализации выделенных нами педагогических условий в учебно-тренировочном процессе волейболистов 15-16 лет наблюдается: ускорение темпов развития волевых качеств целеустремленности, настойчивости и упорства; ослабление значимости мотива эмоционального удовольствия, социально-эмоционального и социально-морального мотивов, и повышение значимости мотивов достижения успеха, социального и физического самоутверждения; усиление спортивной мотивации и соревновательной мотивации. Заключение. Развитие спортивной мотивации следует осуществлять в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: свойствами темперамента, мотивами занятий спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмин Е.Б., Денисенко Ю.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных спортсменов»

УДК 378.172 DOI 10.14526/00_1111_08

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Е.Б. Кузьмин - кандидат педагогических наук, доцент, Ю.П. Денисенко - доктор биологических наук, профессор Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и

туризма, г. Набережные Челны

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF YOUNG ATHLETES SPORTS

MOTIVATION FORMÄTION

E.B. Kuzmin - сandidate of pedagogics Yu.P. Denisenko - doctor of Biological Sciences, professor Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Naberezhnye Chelny

e-mail:kzm_diss@mail.ru

Ключевые слова: мотив, спортивная мотивация, спортивная деятельность, свойства личности, уровень притязаний.

Аннотация

Актуальность. Главной характеристикой личности, обусловливающей достижения в спорте, является мотивация. Она оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе спортивной деятельности и оказывает тем самым прямое влияние на ее результативность. Высокие результаты в спорте теснейшим образом связаны с мотивационной сферой человека. Главной же особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на результативность деятельности спортсмена. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности при спортивной деятельности.

Материал. Нами исследовались педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов у юных спортсменов. Исследования проводились на юных волейболистах 15-16 лет.

Методы: для решения поставленных в исследовании задач применялись следующие методы исследования: методы психодиагностики; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Методы психодиагностики использовались для измерения и оценки свойств личности волейболистов.

Результаты. При практической реализации выделенных нами педагогических условий в учебно-тренировочном процессе волейболистов 15-16 лет наблюдается: ускорение темпов развития волевых качеств целеустремленности, настойчивости и упорства; ослабление значимости мотива эмоционального удовольствия, социально-эмоционального и социально-морального мотивов, и повышение значимости мотивов

достижения успеха, социального и физического самоутверждения; усиление спортивной мотивации и соревновательной мотивации.

Заключение. Развитие спортивной мотивации следует осуществлять в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: свойствами темперамента, мотивами занятий спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению.

Keywords: motive, sports motivation, sports activity, personal features, level ofpretence.

Annotation. The main characteristic of a personality, which determines the results in sport, is motivation. It influences the character of all processes in the organism during sports activity and influences directly its effectiveness. High results in sport are closely connected with the motivational sphere of a person. The main peculiarity of sports motivation is its direct impact on the effectiveness of a sportsman's activity. Very often sports teachers, trainers, sportsmen themselves don't take into consideration the role of the motivational factors, the dynamics of the motives change and it leads to the fact that a person is not able to reveal his abilities during sports activity.

Research methods: in order to solve set in the research work problems the following research methods were used: the methods of psychodiagnostics; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. The methods of psychodiagnostics were used in order to measure and evaluate personal features of the volleyball players.

Results. During practical realization of determined by us pedagogical conditions in a training process of 15-16 years old volleyball players we got the following results: the increase of volitional qualities (purposefulness, persistence) level development; weakening of the motive importance of emotional pleasure, social-emotional and social-moral motives, the increase of the motives of success achievement, of social and physical self-affirmation; increase of sports and competitive motivation.

Conclusion. Sports motivation development should be realized in the direction from the external organizational, when these relations appear and actualize mainly under the influence of a social environment and are conditioned by the peculiarities of a definite situation, to inner organizational, motivation conditioned mainly by a sportsman's personal features: temperament, sports motives, volitional qualities, abilities to subjective self-control and self-regulation.

Высокие результаты в спорте теснейшим образом связаны с мотивационной сферой человека. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Главной же особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на результативность деятельности спортсмена. В условиях жесткого соревновательного противоборства можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у мотивированного спортсмена, обладающего максимальной выраженностью мотивации. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности, реализовать ту огромную работу, которую он совершает, занимаясь спортом.

Спортивная мотивация определяется как состояние спортсмена, обусловленное отношениями спортсмена к различным сторонам конкретной ситуации спортивной деятельности: цели, ожидаемым результатам, успеху и неудачам, своим возможностям, самой деятельности, партнерам по команде, тренеру. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психические процессы. Мотивация поведения невозможна

вне пределов эмоциональной сферы [1]. Эмоции ориентируют человека, указывая на значимость окружающего для человека, на степень их важности, на их модальность. Степень значимости указывает на допустимый уровень материальных и функционально-энергетических затрат необходимых для реализации побуждений.

В психологической литературе предлагается различать понятия мотив и мотивация. Под мотивами понимаются: 1) субъективные динамические силы (тенденции), направленные на избавление человека от угнетающих его состояний напряжения; 2) субъективные образы предметов, удовлетворяющих соответствующие потребности, и придающих направленной на них активности личностный смысл; 3) особые фиксированные установки, определяющие готовность к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении; 4) устойчивые оценочные диспозиции.

Мотивация поведения личности, с одной стороны, обусловлена мотивами человека, с другой, определяется психическим отражением конкретных исторических условий жизни человека. Поэтому она в отличие от мотивов, которые отличаются устойчивостью, представляет динамический компонент мотивационной сферы, изменяющийся по направленности (качественный аспект) и степени выраженности (количественный аспект).

Мотивация рассматривается как психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения человеком своих потребностей и возможностей с особенностями конкретной деятельности и служащее основой для постановки и осуществления ее целей.

Специфичность спортивной мотивации обусловлена качественным своеобразием предмета спортивной деятельности. Р.А. Пилоян [2] определяет спортивную мотивацию как «особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата».

Спортивная деятельность характеризуется такими психологическими особенностями, как ориентация на предельный уровень достижений и высокие эмоциональные нагрузки, связанные с субъективной значимостью результатов деятельности, остротой соперничества, публичностью выступлений в соревнованиях. В продолжительности и эффективности занятий спортом существенная роль принадлежит мотивационной сфере личности [3].

В первых исследованиях возникновения и развития интереса к спорту А.Ц. Пуни [4] установил наличие и значение как непосредственных (удовлетворение от мышечной деятельности, эстетическое наслаждение, стремление к соревнованию), так и опосредованных (стремление стать сильным, здоровым, подготовка к труду, осознание важности спортивной деятельности) мотивов спортивной деятельности.

Мотивы занятий спортом высших достижений включают, по мнению А.В. Родионова [5], потребности в предельных физических усилиях, переживании состояния сильной психической напряженности, преодолении соперника, испытании собственных физических и психических возможностей.

На приоритетность мотивов, особенности структуры мотивов оказывают влияние специфика вида спорта, уровень спортивных достижений, возраст, пол, спортивный стаж спортсмена, а также самооценка своих личных качеств [6].

С учетом результатов общепсихологических исследований психологи спорта предлагают различать мотивы занятий спортом и спортивную мотивацию. В частности, В.К. Сафонов и Ю.И. Филимоненко [7] выделяют два уровня спортивной мотивации:

1. Общая мотивация. Ее формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании спортсмена далеко отставленной цели.

2. Мотивированность спортсмена на данной тренировке, на конкретном этапе подготовки, которая, преломляясь через общую мотивацию, актуализируется посредством

осознания задач данного этапа подготовки и самооценки своего состояния, функциональных возможностей.

Развитие и функционирование спортивной мотивации предполагает необходимость высокого уровня развития ряда свойств личности: 1) положительного отношения к спорту и преодолению трудностей спортивной деятельности [8]; 2) эмоционально-волевых качеств - целеустремленности, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах, самообладания, находчивости, эмоциональной устойчивости [9]; 3) чувства коллективизма и его проявлений [10].

Спортивная мотивация определяется как актуальное состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата. Выявлено, что, с одной стороны, мотивация влияет на характер тренировочной деятельности и непосредственно на соревновательный результат, с другой, повышение результативности соревновательной деятельности усиливает спортивную мотивацию.

Е.Г. Бабушкин [11] предлагает выделять в структуре спортивной мотивации тренировочную и соревновательную мотивации.

В свою очередь, в соревновательной мотивации выделяются две составляющие: мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи [12, 13].

Спортсменов с доминированием мотивации достижения успеха отличает стремление к победе, способность «бороться до конца», положительные эмоции, склонность к доминированию, стремление к риску, нечувствительности к угрозе, низкая тревожность, атакующий стиль ведения поединка, способность наиболее полно реализовать возможности психофизиологических механизмов регуляции, высокая интенсивность напряжения сил и эффективность поведения в экстремальных ситуациях.

Выявлено, что мотивация достижения успеха влияет на цель и содержание действия, на интенсивность напряжения сил и на поведение в экстремальных ситуациях. В.И. Степанским [14] выявлено, что при доминировании мотивации достижения результативность деятельности определяется наличным уровнем регуляции деятельности, т.е. его психофизиологическими особенностями. В случае преобладания мотивации избегания неудачи при любом наличном уровне регуляции деятельности, ее результативность будет низкой.

Практический психолог Р.М. Загайнов [15], основываясь на многолетних беседах и наблюдении за спортсменами, разработал классификацию типов личности спортсменов, различающихся по характеру и содержанию мотивационной сферы.

Проявление спортивной мотивации зависит от особенностей самооценки спортсменами своих личных качеств. По результатам исследования А.В. Шаболтас [16] значимыми параметрами самооценки, независимо от вида спорта и пола спортсменов, являются уверенность в себе, удовлетворенность спортивными результатами, авторитет, состояние здоровья. В частности, выявлено, что уверенность в себе тесно связана со спортивными достижениями, мотивом достижения успеха и эмоциональностью спортивной деятельности.

Реалистическое и конструктивное отношение спортсмена к успехам и неудачам, объяснение ее результатов внутренними, контролируемыми изменчивыми факторами в наибольшей степени способствует поддержанию спортивной мотивации и сохранению устойчивой самооценки [11, 17].

Между мотивацией и уровнем тревожности, переживаемой спортсменом, имеется связь, заключающаяся в следующем: чем больше сила мотива (будь то установка на достижение очень высокого результата, или боязнь неудачи), тем тревожнее спортсмен [18].

В ряде работ рассматривалось соотношение мотивов и целей спортивной деятельности. Г. Д. Горбунов [9] пишет, что процесс субъективного целеполагания и мотивационная сфера спортсмена тесно связаны между собой, и определяющая роль в этом

отводится самоутверждению. Развитие такого мотива необходимо рассматривать в связи с образованием системы ценностей спортсмена, в основе которой должна быть критическая оценка личного поведения и достижений. Критическое отношение спортсмена к своему поведению невозможно без самооценки и идентификации с общепринятыми общественно-социальными нормами. Личностные ценности спортсмена определяют его уровень притязаний к себе и к своему достижению.

Важной предпосылкой осуществления регулирующей функции цели является ее субъективное принятие спортсменом. Чем яснее осознает спортсмен стоящие перед ним задачи, чем глубже он понимает и переживает важность и общественную значимость разрешения этих задач, тем интенсивнее побуждение к их разрешению. Чем труднее и серьезнее цель, тем больше усилий прилагают спортсмены [19].

Трудность выбираемой спортсменом цели характеризует уровень ее притязаний в сфере спортивной деятельности. Уровень притязаний у спортсмена должен соответствовать его возможностям. Высокий уровень притязаний приводит к возникновению фрустрации [20].

По мере возрастания стресса лица с сильной нервной системой завышают уровень притязаний, со слабой нервной системой - занижают его [21].

Е.П. Ильин [22] приводит признаки поведения спортсменов с завышенным и низким уровнями притязаний. Первые переоценивают свои возможности, претендуют на высокие оценки со стороны окружающих и сильно переживают неудачи. Спортсмены с низким уровнем притязаний недооценивают себя, не стремятся подняться выше достигнутого уровня, неохотно берутся за сложные задачи, боятся неудач.

На уровень притязаний спортсмена могут оказывать влияние прошлые успехи и неудачи, способность реалистично оценивать настоящую ситуацию[23], способность предвидеть ход и результат действия [24]. Волевая активность спортсмена, его стремление к намеченной цели тем выше, чем важнее мотив и выше уровень притязаний (труднее цель).

В целом результаты исследований говорят о тесной взаимосвязи между мотивационными установками, уровнем притязаний, самооценкой, особенностями личности.

Обобщая результаты исследований отечественных и зарубежных исследователей, можно заключить, что они выделяют следующие мотивы, связанные с процессом спортивной деятельности: потребность в двигательной активности; эстетическое наслаждение; стремление к соревнованию; активный отдых и развлечение; потребности в предельных физических усилиях; стремление к состоянию стресса и его преодолению.

Наряду с этим авторами выделяются мотивы, связанные с результатами спортивной деятельности: испытание собственных физических и психических возможностей; стремление стать здоровым, сильным, физически, добиться красивого телосложения, совершенствование физических способностей; формирование личности: стремление закалить волю, стать мужественным и стойким; повышение социального статуса, социальное самоутверждение; достижение успеха в спорте; ориентация на возможные негативные последствия успеха; желание контактов в спортивной команде; материальные потребности, социально-бытовые условия; подготовка к профессиональной деятельности; накоплении специальных знаний и навыков, знаний о своих противниках; отсутствие болевых ощущений и психогенных влияний; желание побывать на соревнованиях в других городах страны и, особенно за границей; желание в будущем стать тренером; этические мотивы: осознание важности спортивной деятельности, желание прославить свою страну, стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления за спортивный коллектив.

Развитие мотивации спортивной деятельности обусловливается взаимодействием внутренних и внешних факторов, меняющих свое значение на протяжении спортивной деятельности. В качестве внутренних факторов развития мотивации выделяются: возраст,

задатки двигательных способностей и склонности к деятельности с определенным содержанием. В роли внешних факторов выступает социальное окружение, которое отражает как традиционные социальные и моральные нормы, присущие обществу, так и отношение к личности спортсмена.

Развитие внутренних и внешних факторов осуществляется посредством их взаимодействия в ходе спортивной деятельности. В результате развития внутренних факторов происходит формирование целей и задач занятий спортом, которые адекватны, с одной стороны, личностно-значимым потребностям, с другой, возможностям и особенностям выполняемой деятельности

Развитие внешних факторов проявляется преимущественно в совершенствовании организации учебно-тренировочного процесса (условия тренировок, организация и методика тренировки, высокая эмоциональность тренировочных занятий) и соревновательной деятельности.

Для развития мотивации решающее значение имеет высокая удовлетворенность спортсменов результатами спортивной деятельности с учетом их соответствия ее цели и задачам (как итог эффективного взаимодействия внутренних и внешних факторов), информация о которых оперативно поступает к спортсмену от тренера по каналам обратной связи.

Конечной целью психологической подготовки выступает формирование и совершенствование спортивной мотивации личности путем ежедневной (в процессе каждого тренировочного занятия и соревнования) стабилизации отношений спортсмена к процессу и результатам спортивной деятельности, к тренеру и партнерам по команде, к самому себе.

Психологическая подготовка, направленная на формирование спортивной мотивации, осуществляется в единстве с остальными видами спортивной подготовки. Поэтому все выполняемые спортсменами физические упражнения и восстановительные мероприятия должны рассматриваться во взаимосвязи не только с их физическими состояниями, но и с актуализируемыми при этом психическими состояниями занимающихся.

В литературе не нашли своего отражения такие вопросы как: особенности соревновательной и тренировочной мотивации занятий волейболом в юношеском возрасте; взаимосвязи спортивной мотивации, самооценки спортивных возможностей и волевых качеств; управление формированием спортивной мотивации; взаимосвязи спортивной мотивации с личностными особенностями спортсмена и уровнем их спортивной подготовленности. Это и определило актуальность нашего исследования.

Проведенные нами длительные исследования по данной проблеме с волейболистами 15-16 лет позволили прийти к следующему заключению.

Формирование отношений, лежащих в основе спортивной мотивации, осуществляется посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз».

Действие механизма «снизу вверх» обеспечивается посредством направленного создания в процессе внетренировочной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности специальных внешних условий (к примеру, ситуаций достижения успеха, необходимости принять своевременное решение в личностно значимой и неопределенной ситуации, и т.п.), которые объективно требуют от спортсменов актуализации формируемых мотивов и волевых качеств, и приводят к самостоятельному принятию решения о реализации связанных с ними действий.

Одновременно с постановкой в специально организованные внешние условия спортивной деятельности тренером через применение методов внушения и убеждения доводятся до сознания и понимания спортсменов, какими по направленности и эмоциональной окрашенности должны быть отношения к этим условиям (на уровне целей, мотивов, волевых усилий), при которых достигается высокая результативность спортивной деятельности (действие механизма «сверху вниз»).

Благодаря совместному действию обоих психологических механизмов развитие отношений происходит в направлении от эмоционально-неосознаваемых к рационально-осознаваемыми, от из внешне понимаемых во внутренние принятые и реально функционирующие.

Теоретический анализ и обобщение литературных данных позволили выделить ряд педагогических условий, реализация которых в процессе спортивной подготовки через психологические механизмы «снизу вверх» и «сверху вниз» должна обеспечить, по нашему предположению, возникновение, функционирование и развитие отношений волейболистов к цели занятий спортом, спортивному успеху, своим возможностям, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, к команде и тренеру.

Стабилизация этих отношений приводит к формированию у занимающихся мотивов занятий спортом, волевых качеств, способности к субъективному контролю и самоуправлению, которые впоследствии становятся личностной основой внутренне организованной спортивной мотивации.

При этом, на наш взгляд, необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

- формирование благоприятных отношений к цели занятий спортом;

- формирование благоприятных отношений к спортивному успеху;

- формирование благоприятных отношений к своим возможностям;

- формирование благоприятных отношений к тренировочной и соревновательной деятельности;

- формирование благоприятных отношений к команде и тренеру;

Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что при практической реализации выделенных нами педагогических условий в учебно-тренировочном процессе волейболистов 15-16 лет наблюдается: 1) ускорение темпов развития волевых качеств целеустремленности, настойчивости и упорства; 2) ослабление значимости мотива эмоционального удовольствия, социально-эмоционального и социально-морального мотивов, и повышение значимости мотивов достижения успеха, социального и физического самоутверждения; 3) усиление спортивной мотивации и соревновательной мотивации; 4) повышение уровня субъективного контроля и способности к самоуправлению общением, поведением и деятельностью.

В 15-летнем возрасте у волейболистов наблюдается интеграция мотивов занятий спортом в два относительно независимых блока. В первый блок входят положительно связанные между собой мотивы, которые по своему психологическому содержанию являются внешними по отношению к спортивной деятельности. Второй блок образуют взаимосвязанные гражданско-патриотический, социально-моральный и мотив достижения успеха, которые являются внутренними по отношению к спортивной деятельности. Социально-эмоциональный и мотив социального самоутверждения положительно связаны с группой внутренних мотивов, и отрицательно - со всеми внешними. Соревновательная и тренировочная мотивация отрицательно взаимосвязаны между собой. При этом в основе соревновательной мотивации находятся мотивы: достижения успеха, социального самоутверждения и социально-моральный; в основе тренировочной мотивации - мотив эмоционального удовольствия и рационально-волевой. Чем сильнее мотивы занятий спортом, тем выше готовность к проявлению волевых усилий.

Развитие спортивной мотивации следует осуществлять в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: свойствами темперамента, мотивами занятий спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению.

Для управления формированием спортивной мотивации необходимо ежедневно в процессе внетренировочной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности

создавать педагогические условия для возникновения, функционирования и стабилизации этих отношений посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз».

Литература

1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М. : Мысль, 1976. -

158 с.

2. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.

3. Психология : учебник для ИФК / под ред. В.М. Сафонов, В.К. Роль наблюдения в диагностике мотивации спортивной деятельности / В.К. Сафонов, Ю.И. Филимоненко // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности : тезисы докладов научно-практической конференции. - Новосибирск : НГУ, 1985. - С. 215-217.

4. Пуни, А.Ц. О возникновении и развитии интереса к лыжному спорту / А.Ц. Пуни // Лыжный спорт: вопросы научного изучения лыжного спорта. - Л. : ГДОИФК, 1950. - С. 140-146.

5. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. -М. : Физкультура и спорт, 1983. - 112 с.

6. Шаболтас, А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте : автореф. дисс. ... канд. псих. Наук : 19.00.01 / А.В. Шаболтас. - СПб., 1998. - 21 с.

7. Сафонов, В.К. Роль наблюдения в диагностике мотивации спортивной деятельности / В.К. Сафонов, Ю.И. Филимоненко // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности : тезисы докладов научно-практической конференции. - Новосибирск : НГУ, 1985. - С. 215217.

8. Волков, Н.К. Исследование психологического и физического развития учащихся 4-8 классов : автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.К. Волков. - М., 1976. - 21 с.

9. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.

10. Дашкевич, О. В. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности / О.В. Дашкевич, В.А. Зобков. - М. : ГЦОЛИФК, 1982. - 79 с.

11. Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск : СибГАФК, 2000. - 179 с.

12. Бабушкин, Г.Д. Психологический практикум : учебное пособие / Г.Д. Бабушкин, И.А. Рогов. -Омск : СибГАФК, 1996. - 82 с.

13. Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности : учебное пособие / Н.А. Батурин. - Челябинск : ЧГИФК, 1988. - 86 с.

14. Степанский, В.И. Исследование соотношения мотива достижения и избегания неудачи / В.И. Степанский // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 25-32.

15. Загайнов, P.M. Поражение / Р. М. Загайнов. - М. : Компьютер-Пресс, 1993. - 192 с.

16. Шаболтас, А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте : автореф. дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / А.В. Шаболтас. - СПб., 1998. - 21 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Калинин, Е.А. Исследование предсоревновательных состояний спортсменов в связи с особенностями их личности / Е.А. Калинин // Тезисы докладов к 7-й Всесоюзной конференции по психологии физического воспитания и спорта. - Л. : ГДОИФК, 1973. - С. 96-98.

18. Палайма, Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирование соревновательной установки у спортсменов / Ю.Ю. Палайма // Психология и современный спорт. - М. : Физкультура и спорт, 1973. - С. 86-99.

19. Капустин, А.И. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента : автореф. дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / А.И. Капустин. -М., 1980. - 15 с.

20. Сингер, Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта / Р.Н. Сингер. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 152 с.

21. Сурков, Е.Н. Антиципация в спорте / Е.Н. Сурков // Спорт в современном обществе : труды Всемирного научного конгресса. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - С. 215-216.

22. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М. : Просвещение, 1980. -

199 с.

23. Kunat, P. Changes in performance motivations relateg to social conditions / P. Kunat. - «Intern I. Of sport Psychology». - Rome, 1974. - S. 27- 34.

24. Lindner R. Zur motivationalen Regulation Leistungs-orientierter Tatigkeit und zu ihrer Analyse / In: Wissenschaftliche Zeitschrift der PH Potsdam, Jahrgang 1984. - Heft 4. - S. 645-652.

Bibliography

1. Aseev, V.G. Motivation Of behavior and personality formation / V.G. Aseev. - Moscow: Mysl, 1976. -

158 p.

2. Piloyan, R.A. Sports activity motivation / R.A. Piloyan. - Moscow: Physical culture and sport, 1984. -

112 p.

3. Psychology: a textbook for Institute of Physical Culture / under edition of V.K. Safonov, The role of observation in the diagnostics of sports activity motivation / V.K. Safonov, Y.I. Filimonenko // Psychological-pedagogical problems of educational and labor activity motivation: reports thesis of the scientific conference. -Novosibirsk: Novosibirsk State University, 1985. - P. 215-217.

4. Puni, A.T. About the creation and development of the interest to skiing / A.T. Puni // Skiing: the questions of scientific study of skiing. - Leningrad: P.F. Lesgaft State Institute of Physical Culture, 1950. - P. 140146.

5. Rodionov, A.V. psychological factors influence on sport results / A.V. Rodionov. - Moscow: Physical culture and sport, 1983. - 112 p.

6. Shaboltas, A.V. The motives of going in for high results sport during teen age: abstract of the dissertation of the candidate of psychological sciences: 19.00.01 / A.V. Shaboltas. - Saint Petersburg, 1998. - 21 p.

7. Safonov, V.K. The role of observation in the diagnostics of sports activity motivation / V.K. Safonov, Y.I. Filimonenko // Psychological-pedagogical problems of educational and labor activity motivation: reports thesis of the scientific conference. - Novosibirsk: Novosibirsk State University, 1985. - P. 215-217.

8. Volkov, N.K. The study of psychological and physical development of pupils from the 4th-8th classes: abstract of the dissertation of the candidate of psychological sciences: 19.00.01 / N.K. Volkov. - Moscow, 1976. -21 p.

9. Gorbunov, G.D. Psychopedagogics of sport/ G.D. Gorbunov. - Moscow: Physical culture and sport, 1986. - 208 p.

10. Dashkevich, O. V. Personal factors of psychical readiness of a young sportsman to sports activity / O.V. Dashkevich, V.A. Zobkov. - Moscow: State Physical Culture Institute, 1982. - 79 p.

11. Babushkin, G.D. Sports motivation formation / G.D. Babushkin, E.G. Babushkin. - Omsk: Siberian State University of Physical Culture, 2000. - 179 p.

12. Babushkin, G.D. Psychological practical work: a manual / G.D. Babushkin, I.A. Rogov. - Omsk: Siberian State University of Physical Culture, 1996. - 82 p.

13. Baturin, N.A. Psychology of success and failure in sports activity: a manual / N.A. Baturin. -Chelyabinsk: Chelyabinsk State University of Physical Culture, 1988. - 86 p.

14. Stepanskiy, V.I. The study of correlation of the motives of success and failure / V.I. Stepanskiy // Questions of psychology. - 1981. - № 2. - P. 25-32.

15 Zagaynov, R.M. A defeat / R. M. Zagaynov. - Moscow: Computer-Press, 1993. - 192 p.

16. Shaboltas, A.V. The motives of going in for high results sport during teen age: abstract of the dissertation of the candidate of psychological sciences: 19.00.01 / A.V. Shaboltas. - Saint Petersburg, 1998. - 21 p.

17. Kalinin, E.A. The study of precompetitive states of the sportsmen taking into consideration their personal characteristics / E.A. Kalinin // Thesis of the reports to the 7th All-Union conference on psychology of physical upbringing and sport. - Leningrad: P.F. Lesgaft State Institute of Physical Culture, 1973. - P. 96-98.

18. Palayma, Y.Y. The experience of study of a relative power of a motive and sportsmen's competitive mindset formation / Y.Y. Palayma // Psychology of modern sport. - Moscow: Physical culture and sport, 1973. - P. 86-99.

19. Kaprustin, A.I. The level of pretence study in conditions of psychic stress in terms of nervous system features and a temperament: abstract of the dissertation of the candidate of psychological sciences: 19.00.01 / A.I. Kapustin. - Moscow, 1980. - 15 p.

20. Singer, R.N. myths and reality in psychology of sport / R.N. Singer. - Moscow: Physical culture and sport, 1980. - 152 p.

21. Surkov, E.N. Anticipation in sport в спорте / E.N. Surkov // Sport in modern society: World scientific congress works. - Moscow: Physical culture and sport, 1980. - P. 215-216.

22. Il'in, E.P. Psychophysiology of physical upbringing / E.P. Il'in. - Moscow: Prosveschenie, 1980. - 199

p.

23Kunat, P. Changes in performance motivations related to social conditions / P. Kunat. - «Intern I. of sport Psychology». - Rome, 1974. - P. 27- 34.

24. Lindner R. Zur motivationalen Regulation Leistungs-orientierter Tatigkeit und zu ihrer Analyse / In: Wissenschaftliche Zeitschrift der PH Potsdam, Jahrgang 1984. - Heft 4. - P. 645-652.

Статья поступила в редакцию: 15.06.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.