УДК 151.8:378
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Т.В. Жабакова
Аннотация: В статье представлены результаты исследования представлений студентов педагогического вуза о самореализации личности. Использование метода контент-анализа позволило выделить различия в употреблении в речи лексических единиц со значением автономность и компетентность во времени в группах с различным уровнем самореализации.
Ключевые слова: самореализация, автономность, компетентность во времени, контент-анализ.
Изменение социально-экономических, политических и культурно-образовательных ориентиров развития общества отразились на морали, сознании, ценностной ориентации, поведении, осложнили процесс самореализации личности в профессиональной деятельности. В то же время современная социальная действительность всё более настойчиво требует воспитания и развития у молодежи качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах жизни.
Представления о самореализации личности оказывают влияние на цель, мотивы деятельности, определяют направление профессиональной деятельности. Универсальный процесс самореализации личности отличается в этом случае особым качеством, которое может быть обозначено как «субъектность» процесса самореализации. Одним из признаков «субъектности», по нашему мнению, является отражение психологических признаков ситуации самореализации в устных и письменных высказываниях человека, которые непротиворечиво согласуются с его потребностями, смыслами, ценностями.
Выборку нашего исследования составили студенты Челябинского государственного педагогического университета. Всего в исследовании приняли участие 150 человек, в возрасте от 17 до 22 лет.
На первом этапе исследования мы с помощью опросника САТ [1] разделили всех участников эксперимента на четыре группы. В первую группу, с высокими показателями по шкалам компетентности во времени и поддержки, вошли 43 человека. Во вторую группу, с низкими показателями по шкалам компетентности во времени и поддержки, были включены 37 человек. В третью группу (28 человек) мы отнесли испытуемых, которые получили исключительно средние баллы по обеим шкалам. Четвертая группа объединила испытуемых (48 человек), показавших нестабильность результатов: высокие или низкие одновременно со средними данными. Работы, в которых была обнаружена «псевдосамоактуализация», детерминированная проявлениями социальной желательности, не учитывались.
На втором этапе опытно-экспериментальной работы мы исследовали представления студентов педагогического вуза о влиянии жизненных событий на самореализацию личности, используя контент-анализ. Испытуемых мы попросили в форме эссе оценить ситуации, события, которые оказывают влияние на самореализацию личности. Контент-анализ как формализованный метод изучения текстовой информации позволил нам перевести полученную информацию в количественные показатели.
В качестве категорий для контент-анализа мы использовали категории, отражающие особенности ситуации как психологического феномена: модальность, временная развертка, субъект в ситуации.
Каждая категория была дифференцирована на единицы анализа. Модальность определялась как положительная, нейтральная, отрицательная. Временная развертка ситуации показывает ситуации прошлого, настоящего и будущего. Субъект в ситуации проявляется в системе внутренних побуждений; индивидуально-психологическими и личностными свойствами; деятельностными характеристиками.
Всего было выделено 1490 лексических единиц для контент-анализа.
Анализ категории модальность (36,5% от общей дисперсии) показывает, что положительно окрашенную лексику («хорошая подготовка» - мода 7, «мне нравится» - мода 9, «я доволен» - мода 8 и т.д.) в представлениях о самореализации личности используют 49,3% опрошенных. Нейтральную лексику («соответствует требованиям» - мода 5, «достаточный уровень» - мода 4 и т.д.) - 38,6% опрошенных. Отрицательную лексику («знаний, умений недостаточно для успешной карьеры» - мода 3, «не смогу найти высокооплачиваемую работу» - мода 2) - 12% опрошенных.
Следовательно, ситуация самореализации в представлениях студентов, в целом, отражена положительными семантическими единицами.
Категория «Временная развертка ситуации» (23,6% от общей дисперсии) отражена в единицах в «прошлое время» (частотность 9), «добиваюсь поставленной цели в настоящем» (частотность 5), «в будущем смогу добиться цели» (частотность 3).
Качественный анализ семантических единиц позволил нам предположить, что в группах с разным уровнем самоактуализации частотность употребления категорий модальность, временная развертка ситуации, субъект в ситуации, различна. Используя критерий ф* Фишера [2], мы установили, что частотность употребления единиц категории модальность не различается между группой с высоким и низким уровнем самоактуализации (ф*эмп= 1,28 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01)). Однако респонденты с высоким уровнем самоактуализации чаще используют положительные по модальности единицы, чем испытуемые с нестабильными и средними результатами (ф*эмп= 3,91 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01)).
Временная развертка ситуации в представлениях испытуемых, отражает субъективные представления о самореализации личности. Высказывания испытуемых с высокими показателями по шкале САТ отражают переживания в настоящем, анализ себя в реальном времени. Частотность употребления лексических единиц с признаками настоящего времени в группе с высокими показателями встречается чаще, чем в группах с низкими и средними показателями (ф*эмп= 2,46 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01)). Сравнение экспериментальных групп показывает, что ориентация на будущее, не всегда четко осознаваемое, и «застревание в прошлом» наиболее ярко проявляется в группах испытуемых с низкими и нестабильными результатами по шкалам САТ, чем в группе испытуемых с высокими показателями (ф*эмп= 3,20 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01)). В высказываниях испытуемых экспериментальных групп с нестабильными и низкими результатами по шкале САТ проявляется альтернативная искусственная реальность, которая обуславливает ускоренный темп течения времен. Ориентация «в прошлое», как правило, связана с ригидностью способов решения проблем, отсутствием альтернатив.
Темп течения времени, воспринимаемый таким сознанием, ориентирован не вовне, а замкнут на собственной проекции. Представление испытуемых о временной развертке ситуации соответствует результатам теста САТ по шкале Компетентность во времени. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей "настоящей жизни"; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.
Восприятие времени, осознание себя действующего, самореализующегося проявляется, по нашему мнению, в высказываниях, отражающих позицию субъекта в ситуации [3]. Категория «субъект в ситуации» (10,8% от общей дисперсии) отражена в единицах «значимый другой» (частотность 9), «Я, сам, добился сам», (частотность 7), «повезло» (частотность 5), «воля и характер» (частотность 4), «условия и обстоятельства» (частотность 12).
В качестве условий, оказывающих влияние на самореализацию личности, респонденты называют:
1. Материально-технические условия.
2. Компетентность (знать, уметь применить на практике).
3. Организация быта, уровень жизни.
4. Индивидуально-психологические качества личности.
5. Целеустремленность.
6. Профессионально-педагогическая направленность личности.
Характерно, что организация быта и уровень жизни, а также материально-технические условия не являются ведущими показателями самореализации личности в группе испытуемых с высокими показателями самореализации. В наибольшей степени на самореализацию личности, по их мнению, оказывают влияние целеустремленность и компетентность. Различия в группах с высоким, низким, средним и нестабильным уровнем самореализации личности ярко проявилась в лексических единицах, отражающих автономность субъекта, например, «... я сам поступил в вуз», «я сам принимаю решения», «... в наше время самим без материальной помощи родителей добиться цели
трудно...» и т.д.
Подтверждением результатов теста САТ по шкале Поддержка стали выявленные различия в частотности употребления лексических единиц. Так, в группе с высоким уровнем самореализации личности частотность высказываний со значением «автономность» выше, чем в группах с низкими, средними и нестабильными результатами (ф*эмп= 2,52 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01)).
0.Е. Дергачева [4] под личностной автономией понимает такие проявления в поведении, сознании, чувствах, мыслях человека, которые обусловлены именно его личностными побуждениями, а не ситуативными факторами, социальными требованиями или внутренними правилами. Личностная автономия является одним из наиболее ярких проявлений самореализации человека. Также личностную автономию можно определить как психологический конструкт, описывающий способность человека быть самим собой, знать чего он хочет, и уметь это реализовать.
Личностная автономия определяет направление развития личности человека. Проявлением личностной автономии будут являться показатели достижения уровня личностной зрелости. Автономность личности может служить показателем личностного здоровья и психической устойчивости, индикатором позитивного направления личностного развития. И наоборот, отсутствие личностной автономии, как одной из базовых составляющих психического здоровья, может приводить к психическим нарушениям различной степени тяжести. Это и психосоматические проявления, неврозы и т.д. [5].
Автономность личности оказывает влияние на отношения в системе субъект - «значимый другой». Так, у испытуемых с высокими показателями САТ по шкале «Поддержка» в качестве типологической модели значимого другого можно выделить лицо, имеющее максимально высокую степень авторитетности и эмоциональной привлекательности, хотя обладающее или не обладающее властными полномочиями (тренер, родители, жена). Статус власти в данном случае не формирует отношения подчинения - зависимости, поскольку направлен на образование триады авторитет -уважение - доверие. В группах с низкими и нестабильными результатами самореализации испытуемые не дали четкого определения единицы «значимый другой». Однако прослеживается статистически незначимая тенденция к отношениям подчинения - зависимости в системе социального взаимодействия.
Таким образом, отражение психологических особенностей самореализации в устных и письменных высказываниях соответствует результатам теста САТ. Психологические особенности употребления в речи лексических единиц со значением автономности и компетентности во времени соответствуют уровню самореализации личности.
The article features the investigation findings concerning personality self-realization perception by students of pedagogical higher education institutions. Content analysis application has allowed highlighting differences in the usage of lexical items with the meaning of autonomy and competency in the course of time in groups with different level of self-realization.
The key words: self-realization, autonomy, time competency, content-analysis.
Список литературы
1. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест [Текст] / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. М., 1995. 44 с.
2. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 с.
3. Мандрикова, Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности [Текст] / Е.Ю. Мандрикова // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 4 .С. 56-65.
4. Дергачева, О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: автореф. ... канд. психол. наук [Текст] / О.Е. Дергачева. М., 2005.
5. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды [Текст] / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
Об авторе:
Жабакова Т. В. - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» (ЧГПУ), доцент, gabakovvu@yandex.ru
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PERSONALITY SELF-REALIZATION AS
PERCEIVED BY STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS Zhabakova T.V.