DOI 10.25588/CSPU.2019.41.86.007
УДК 378.937:796.07
В. Е. Жабаков1, Т. В. Жабакова2
ББК 74.480.26:75.1 р
а ж о д
о -К
ЮЯСГО № 0000-0003-0897-1840 §
§
Доцент, кандидат педагогических наук, н
л
заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, н
о
л §
р
о
е *
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
3 о
2ORCID № 0000-0001-9947-5505 §
ж к
№ к
и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический ^
к
университет, г. Челябинск, Российская Федерация. к
E-mail: [email protected] §
ж о
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность трансдисциплинарного проектирования индивидуальных образовательных маршрутов. В качестве «ядра» трансдисциплинарности, связывающего компоненты и уровни индивидуальных образовательных маршрутов в единый концептуальный контекст, выбрана самореализация лич- ^ ности будущих педагогов физической культуры.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме самореализации личности студентов в процессе обучения, а также диаг- ^
кЗ з
о
о
№
У
ностические методики, включающие многомерный опросник само- ч
е
о *
о Й
реализации С. И. Кудинова, методика «Моя учеба в вузе» О. А. Вороновой. Для статистической обработки результатов измерений приме- у нялось программное обеспечение «SPSS v 17.0», описательные статистики, корреляционный анализ (по Пирсону), критерий ф* Фишера.
Результаты. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты будущих педагогов физической культуры с различным уровнем самореализации; автором представлена характеристика основных индивидуальных маршрутов для адаптивного, гармоничного, инертного и иррационального уровней самореализации; показаны основные направления трансдисциплинарного объединения дисциплин с целью проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, описан диагностический инструментарий эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов, включающий критерии отношения студентов к учебной деятельности.
Обсуждение. Подчеркивается, что внедрение индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов физической культуры обусловило статистически значимые изменения показателей отношения студентов к учебной деятельности в процессе обучения.
Заключение. Делается вывод, что внедрение индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов физической культуры позволяет внести инновационные компоненты в содержание и структуру управления качеством подготовки студентов.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, трансдисциплинарное проектирование, подготовка будущих педагогов физической культуры. Основные положения:
- определены возможности трансдисциплинарного проектирования индивидуальных образовательных маршрутов;
- разработаны индивидуальные образовательные маршруты будущих педагогов физической культуры с различным уровнем самореализации;
- представлены результаты оценки эффективности внедрения ^ индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов
со
а
со
о «
физической культуры.
^ 1 Введение (Introduction)
hq
cq В современных условиях особое внимание уделяется органи-
зации образовательного процесса будущих педагогов физической культуры не только с позиции повышения качества обучения [1], но и
внедрения в учебный процесс новых технологий, ориентированных а
с
на совместное творческое исследование, различные когнитивные ре- и
с
-к
и §
и н
способностями и возможностями студентов, уровнем их готовности ж
сурсы, самореализацию личности студентов. По мнению Л. В. Бай-бородовой, обеспечить согласованность между индивидуальными
к освоению программы [2], а также существующими стандартами >Ц содержания образования позволяет внедрение индивидуальных образовательных маршрутов в процесс обучения. В качестве методико-
вательных маршрутов нами выбран трансдисциплинарный подход. Трансдисциплинарность в узком смысле направлена на интеграцию различных форм и методов проектирования индивидуальных образовательных маршрутов [3], а в широком смысле означает единство
р о
ва
технологической основы проектирования индивидуальных образо- |
е и н д и в и
идуаль
он
о-о
знания за пределами конкретных дисциплин [4]. Поэтому реализа- ^ ция трансдисциплинарного подхода направлена на формирование '
понятийно-смысловых соответствий в процессе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов. В качестве «ядра» транс-дисциплинарности нами была выбрана самореализация личности будущих педагогов физической культуры.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Проблема исследования индивидуальных образовательных маршрутов отражена в научных исследованиях Л. В. Байбородовой [2], Т. Н. Гущиной, М. В. Кларина, Н. А. Лабунской [5], А. П. Тряпи- е цыной и др.
Опираясь на определение Н. А. Лабунской [6], мы выделили признаки индивидуального образовательного маршрута, к которым отнесли: 1) дифференцированность образовательной программы; 2) обеспечение выбора субъектом траектории саморазвития; 3) разработку и реализацию образовательной программы с позиции самоопределения и самореализации субъектов образовательного процесса.
кЗ р
р
руто о
в
д ду
-S 8
а г о г о в ^
Следовательно, индивидуальный образовательный маршрут в широком смысле должен отражать экспектации будущих педагогов физической культуры относительно собственного «продвижения» в трансдисциплинарном образовательном пространстве [1], а в узком смысле модифицировать образовательную программу в соответствии с субъектной позицией студентов.
В качестве метода трансдисциплинарного проектирования индивидуальных образовательных маршрутов мы использовали метод многомерных матриц, или метод морфологического ящика. Сущность данного метода заключается в соединении в единую систему всех возможных «знаний, умений, владений», заложенных в предметах, объединенных в рамках трансдисциплинарности. Результаты применения метода могут быть представлены в виде классификации всех выбранных вариантов, кластеров информации, трансдисциплинарного индивидуального маршрута [1].
Для исследования психологических особенностей самореализации личности как «ядра» трансдисциплинарности использовался многомерный опросник самореализации С. И. Кудинова [6]. Для исследования субъективной значимости трансдисциплинарных индивидуальных образовательных маршрутов был введен критерий «отношение к учебной деятельности» и использовалась методика О. А. Ворониной [7]. Для статистической обработки результатов измерений применялось программное обеспечение «SPSS v 17.0», описательные статистики, ф* критерий Фишера. 3 Результаты (Results)
50
§ На первом этапе исследования мы рассматривали психологи-
^ ческие особенности самореализации (методика С. И. Кудинова). На-^ ми выявлено, что для гармоничного уровня самореализации (21,2 % респондентов) характерно стремление к полярности показателей самореализации. Такая тенденция прослеживается практически по всем показателям самореализации на гармоничном уровне, кроме
N
hq
cq показателей эгоцентрической и социоцентрической мотивации само-
реализации, которые являются относительно уравновешенными.
Качественные различия показателей самореализации на гар-
Высокие показатели по шкале «социальные барьеры самореализа-
зической культуры о формах самореализации в процессе обучения, односторонними интересами.
Если тенденция к полярности показателей самореализации сохраняется и на инертном уровне самореализации (27,2 % респон-
увеличения значений показателей «консервативность», «деструктив-ность», «пессимистичность». Поэтому для испытуемых, проявивших иррациональный уровень самореализации, характерна интеллектуальная, коммуникативная и поведенческая стереотипность и как следствие «пассивность» самореализации. Непродуктивность самореализации личности будущих педагогов физической культуры, возможно, объясняется отсутствием позитивного опыта самовыражения. Негативный психоэмоциональный настрой, который проявили респонденты на иррациональном уровне самореализации, вероятно, связан с противоречивыми тенденциями, например, с заниженной самооценкой при доминировании установок к позиционированию своей персоны [6].
Таким образом, изменение уровня самореализации от иррационального к гармоничному определяется стремлением к увеличению полярности шкал. Качественным своеобразием показателей самореализации будущих педагогов физической культуры является сглаживание
моничном и адаптивном (42,4 % респондентов) уровнях связаны с а
нс
показателями личностных и социальных барьеров самореализации. и
с
к и
§
ции», которые проявили испытуемые на адаптивном уровне саморе- н
3
ализации, возможно, являются маркерами конформной самореали- ж
е
зации, в большей степени обусловленной стремлением следовать 3
о
социально одобряемым способам и приемам самовыражения личнос- § ти [8]. Социальные барьеры самореализации могут быть обуслов-
3
о
а
лены недостаточной информированностью будущих педагогов фи- ни
е и н
д и
№ и
I
он
о-X
о
дентов), то на иррациональном уровне (9,09 % респондентов) само- 3 реализации происходит сглаживание профиля самореализации за счет '
кЗ 3
о
о
№
д у
Н
а
е
а
г о г о №
Ж
ч
е
с
к
0 Й!
1
о-
3 3
о-
а
50
о
различий между эгоцентрической и социоцентрической мотивациями самореализаци [8], тенденция к уравновешиванию доминирования социально-одобряемых мотивов самореализации и узколичностных мотивов является общей для всех уровней самореализации.
В соответствии с психологическими особенностями самореализации личности для будущих педагогов физической культуры с гармоничным уровнем самореализации мы реализовали метод многомерных матриц, включающий сбор элементов психолого-педагогических задач по самостоятельно выбранным параметрам, но при обязательном «присутствии» материала учебных дисциплин, включенных в поле трансдисциплинарности: психологии, педагогики, педагогического физкультурно-спортивного совершенствования, подвижных игр, спортивных игр. В отличие от автономной работы по многомерной матрице, самостоятельно конструируемой будущими педагогами с гармоничным уровнем самореализации, для группы испытуемых с инертным и иррациональным уровнем самореализации была дана готовая матрица и составлен «маршрут» поиска информации. В процессе работы мы стимулировали познавательную активность будущих педагогов физической культуры, мотивируя к поиску «нового маршрута» [9]. Для третьей группы испытуемых с адаптивным уровнем самореализации сбор элементов психолого-педагогических задач в процессе обучения осуществлялся в соответствии со «смыслами предметных отношений и побуждений», отражающий глубину и точность когнитивных значений и их роль в поведении субъекта (креативность — консервативность) [10]; выбор доминирующих побуждений.
На втором этапе нашего исследования в соответствии с пси-
^ хологическими особенностями самореализации мы проектировали индивидуальные образовательные маршруты будущих педагогов
физической культуры. ^ На инертном и иррациональных уровнях самореализации про-
сц ектирование индивидуальных образовательных маршрутов основано
на трансдисциплинарном объединении таких практико-ориентиро-ванных дисциплин, как новые виды физического воспитания и
спортивная подготовка в игровых видах спорта. Индивидуальный об-
спорта, подвижные игры, сложно-координационные виды спорта, иг- а
нс
ровые виды спорта, юношеский спорт, спорт высших достижений, ди
с
к и
§
разовательный маршрут такого типа направлен на практическое пре- н
а3
образование и совершенствование телесности как основы физичес- но
е
кой культуры личности, поэтому многомерные матрицы для индиви- 3
о
дуальных маршрутов первого типа составляются на основе физической подготовленности будущих педагогов физической культуры.
ние (реакция на профессиональную инициацию, на знакомство с условиями профессиональной деятельности, специфику профессиональной среды и рынка труда) и внутренние (представления о буду-
3 о
№ а
Для адаптивного уровня самореализации характерно «подс- и
е
траивание» индивидуальной траектории самореализации под внеш- ин
и
№ и
I
он
о-
№ о
щей профессии, осознание себя в профессии) условия. Поэтому ин- 3
а'
дивидуальные маршруты второго типа основаны на трансдисципли- о№
а
нарном объединении дисциплин методического блока и направлены на формирование компетенций, позволяющих эффективно осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся в сфере физической культуры и спорта, выявлять и корректировать трудности в обучении, реализовать возможности достижения определенного уровня личностного и физического развития. Диффузность и пассивность самореализации преодолеваются на адаптивном уровне самореализации через освоение многомерных матриц, которые, с одной стороны, отражают общественно-образовательный контекст деятельности педагога физической культуры [1], с другой — обусловливают специфику квазипрофессиональной деятельности в процессе изучения дисциплин методического блока.
В большей степени задачи трансдисциплинарности решаются на линии индивидуальных маршрутов, связанных с профессиональной педагогической деятельностью, на гармоничном уровне са- ы
кЗ 3
3
о
о
№
д ду
Н
а
е
д
а
г о г о №
мореализации. На этом уровне самореализация становится активной, реальной [8] и отражает целеполагание личности. Задания, включенные в многомерную матрицу, объединены общей трансдисциплинарной траекторией, которая предполагает продвижение от ин-трасубъективных к интерсубъективным научным знаниям. Именно такое осмысление профессиональных проблем и решение профессиональных задач в рамках соответствующей трансдисциплинарной матрицы позволяет сформировать мировоззренческую позицию будущих педагогов физической культуры [11]. Такая позиция должна быть основана на ответственности за результаты профессиональной деятельности, проявляющейся и закрепляющейся у будущего педагога физической культуры как одно из профессионально значимых качеств личности.
4 Обсуждение (Discussion)
Опытно-экспериментальная работа по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов физической культуры проводилась на базе кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета г. Челябинск. В исследовании приняли участие 66 человек в возрасте от 18 до 22 лет.
Результаты диагностики отношения студентов к учебной деятельности по методике «Моя учеба в вузе» до внедрения индивидуальных образовательных маршрутов показывают, что 37,8 % респондентов (n = 66) проявили низкие показатели по шкале «Эмоцио-
50
| нально-оценочное отношение к учебной деятельности» [7]. Ситуация
^ затруднения у опрашиваемых связана с выделением субъектной значи-
^ мости изучаемого материала, сниженным познавательным интересом.
со Шкала «Удовлетворенность - неудовлетворенность выбран-
§
v§ ной специальностью» отражает не только эмоционально-ценност-
^ ное отношение студентов к выбранной профессии, но и установку
hq
cq на будущую профессионально-педагогическую самореализацию. Так,
22,7 % опрошенных студентов не выстраивают перспективы профессионального развития, не задумаются о самореализации в профессиональной деятельности. 3а
диспозиции, сколько автономность личности. Поэтому высокие показатели по этой шкале (65,1 %), скорее всего, связаны со стремле-
(ф*эмп = 1,78 при ф*кр = 1,64 (р < 0,05) и ф*кр = 2,31 (р < 0,01)).
Показатели по третьей шкале «Внутренняя и внешняя моти- д вация» отражают, по нашему мнению, не столько мотивационные
g
s ж ►S ж о
нием будущих педагогов физической культуры к самостоятельности s
о
о «
о
№
S ж
s о
s ж
д
s
№ s
§
о-ж
о-X
о
8 о
№ S
и сепарации от родителей.
После внедрения индивидуальных образовательных маршрутов изменение отношения к учебной деятельности по первой шкале составило 15,1 %. Качественный анализ ответов респондентов позволяет сделать вывод, что наблюдается положительная динамика по показателям «интерес к учебе», «связь обучения с будущей профес- S сией». Активность на занятии оценивают как удовлетворительную 71,6 % респондентов. Важным для 75,8 % принявших в опросе будущих педагогов физической культуры является не только активное педагогическое взаимодействие в процессе обучения, но и профессионализм преподавателя.
Используя критерий ф* Фишера, мы выявили различия по критерию «отношение к учебной деятельности» в группах с различ- 3
3
ным уровнем самореализации до и после внедрения индивидуаль- 3
о
ных образовательных маршрутов: адаптивный уровень (ф*эмп = X
2,64, ф*кр = 2,31 (р < 0,01)), гармоничный уровень (ф*эмп = 2,48, 3
-S
ф*кр = 2,31 (р < 0,01)), инертный уровень (ф*эмп = 2,34 при ф*кр = g
1,64 (р < 0,05) и ф*кр = 2,31 (р < 0,01), иррациональный уровень д
S
г о
г о№
5 Заключение (Conclusion) ^
Таким образом, введение метода многомерных матриц как к
о
о «
о Kl
формы реализации проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обеспечивает особую значимость субъектности об- у разовательного процесса, обеспечивая переход от «знаниевой парадигмы» к «компетентностно-ориентированной».
Стремление будущих педагогов физической культуры построить свой индивидуальный трансдисциплинарный образовательный маршрут, на формирование которого оказывает влияние самореализация личности, прослеживается в последнее время все более отчетливо. Самореализация будущих педагогов физической культуры в процессе обучения проявляется на различных уровнях, что бесспорно свидетельствует о необходимости ее определения и ее изучения. Введение и анализ данного понятия позволяет приблизиться с других точек зрения к вопросу получения профессионального образования, которые связаны с тем, что образование рассматривается в тесной взаимосвязи с жизнедеятельностью студента, с его ориентациями, целями, планами [12].
Таким образом, гуманистическая образовательная парадигма устанавливает новый тип отношений — «субъект-субъектные», при котором педагог и студент пребывают в состоянии сотрудничества и сотворчества. Допустимость реализации подобных отношений достигается посредством выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов физической культуры.
Библиографический список
1. Жабаков В. Е. Педагогическое управление качеством подготовки специалиста физической культуры: монография. Челябинск : Изд-во Челяб. Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. - 237 с.
2. Байбородова Л. В. Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. С. 35-41.
3. Мокий В. С. Методология трансдисциплинарности-4. 3-е изд., испр. и допол. Нальчик : АНОИТТ, 2017. - 112 с.
а 4. Черникова И. В., Черникова Д. В. Методологические и структурный
трансформации в развитии современной науки // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 49. С. 60-68. 5. Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: сц подходы к раскрытию понятия // Известия Российского государственного педаго-
^ гического университета им А. И. Герцена, 2002. Т. 2. № 3. С. 79-90.
«г 6. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Психодиагностика личности : учебное
| пособие. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 270 с.
7. Воронина О. А. Диагностика отношения студентов к учебной деятельно-^ сти // Вестник Вятского государственного университета. 2008. Т. 3. № 3. С. 159-163.
ь^ 8. Шутенко Е. Н., Шутенко А. И., Ковтун Ю. Ю. Признаки и паттерны
самореализации студентов как показатели их психологического благополучия в
процессе обучения в вузе // Приложение к научному журналу «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» «Электронный научный журнал «PEM: Psychology. Educology. Mediane» [ПЭМ: Психология. Эдукология. Медицина]». 2018. № 3. С.192-212.
9. Гульпенко К. В., Тумашик Н. В. Актуальные проблемы образовательной траектории учащихся высшей школы // Проблемы современной экономики. 2017. № 4 (64). С.192-197.
10. Baumann S.Psychologieim Sport. Aachen, Meyer &Meyer, 2000. 357 p.
11. Таранова А. Н., Ахмедова Э. М. Трансдисциплинарный подход в подготовке магистров // Мир науки, культуры, образования. 2017. 31 (62). С. 155-157.
12. Листвинина Е. В. Образовательная среда: социокультурный аспект // Известия Саратовского университета. 2018. Т. 18. Вып.4. С.474-476. (Серия «Философия. Психология. Педагогика»).
V. Ye. Zhabakov1, T. V. Zhabakova2
:ORCID No. 0000-0003-0897-1840 ^
3
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department а
—
—
——i s"
of Theory and Methods of Physical Culture and Sports, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected] y
b
2ORCID No. 0000-0001-9947-5505 g
g
Candidate of Pedagogical Sciences, n
d
Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected] a
EDUCATIONAL ROUTES FOR FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS
Abstract
Materials and methods. The main research methods are the anal-
realization in the learning process, as well as diagnostic methods, including a multi-dimensional self-realization questionnaire (S.I. Kudinov),
a
TRANSDISCIPLINARY DESIGN OF INDIVIDUAL H
0 a
1
o
n a
R
o
u
О
Introduction. The article substantiates the relevance of transdis- ü
£
ciplinary design of individual educational routes. As the «core» of trans- | disciplinarity, linking the components and levels of individual educa- ^ tional routes into a single conceptual context, the self-realization of the o
C-4
personality of future teachers of physical education was chosen. ^
r
o Ö
ysis of the scientific literature devoted to the problem of students' self- §
the methodology «My studies at the university» O.A. Voronova. For statistical processing of the measurement results, the SPSS v 17.0 software, descriptive statistics, correlation analysis (according to Pearson), and Fisher's criterion 9 * were used.
Results. Individual educational routes for future physical education teachers with a different level of self-realization have been developed; the author presents the characteristics of the main individual routes for the adaptive, harmonious, inert and irrational level of self-realization; the main directions of the transdisciplinary association of disciplines with the aim of designing individual educational routes are shown, the diagnostic toolkit of the effectiveness of the implementation of individual educational routes is described, including criteria for the attitude of students to educational activities.
Discussion. It is emphasized that the introduction of individual educational routes for future teachers of physical education led to statistically significant changes in the indicators of students attitudes toward learning activities in the learning process.
Conclusion. It is concluded that the introduction of individual educational routes for future teachers of physical education allows introducing innovative components into the content and structure of the quality management of student training.
Keywords: individual educational route, transdisciplinary design, training of future teachers of physical education.
Highlights:
The possibilities of transdisciplinary design of individual educa-§ tional routes have been identified;
js Developed individual educational routes for future teachers of
a
En physical education with a different level of self-realization; ^ The results of evaluating the effectiveness of the implementation
£ of individual educational routes of future physical education teachers in -| the learning process are presented.
^ References
^ 1. Zhabakov V. Ye. (2016) Pedagogicheskoye upravleniya kachestvompodgo-
tovki spestialista fizicheskoy kultury [Pedagogical quality management of specialists training in physical culture]. Chelyabinsk. 237 p. (In Russian).
2. Bajborodova L.V. (2016) Principy organizacii individuaVnoj obra-zovateVnoj deyateVnosti studentov v pedagogicheskom vuze [Principles of organization of individual educational activity of students in pedagogical high school]. Yaro-slavskijpedagogicheskij vestnik. 2, 35-41 (In Russian).
3. Moky V. S. (2017)Metodologiya transdisstiplinarnosti-4 [Methodology of transdisciplinarity-4]. Nalchik, ANOITT. 112 p. (In Russian).
4. Chernikova I.V. & Chernikova D.V. (2019) Metodologicheskie i strukturnyj transformacii v razvitii sovremennoj nauki [Methodological and structural transformations in the development of modern science]. Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. 49, 60-68. (In Russian).
■
5. Labunskaya N.A. (2002) Individualnyj obrazovaelnyj marshrut studenta: a
n
podxody k raskrytiyu ponyatiya [Individual educational route of the student: ap- —
c'
proaches to the disclosure of the concept]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo
s---
1
a
pedagogicheskogo universiteta im A.I. Gercena. 2, 3, 79-96.
S —
1
1
d
6. Kudinov S.I. & Kudinov S.S. (2012) Psixodiagnostika lichnosti (uchebnoe ^ posobie) [Psychodiagnostics of personality (Tutorial)]. Tol'yatti, Izdatel'stvo Tol'yat-tinskogo gosudarstvennogo universiteta. 270 p. (In Russian).
7. Voronina O.A. (2008) Diagnostika otnosheniya studentov k uchebnoj
deyateFnosti [Diagnostics of students attitude to educational activity]. Vestnik
u
Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 3, 3, 159-163. (In Russian). §
8. Shutenko E.N., Shutenko A.I. & Kovtun Yu.Yu. (2018) Priznaki ipatterny ^ samorealizacii studentov kakpokazateli ih psihologicheskogo blagopoluchiya v pro- § cesse obucheniya v vuze [Signs and patterns of self-realization of students as an indicator of their psychological well-being in the process of studying at the University]. J "Elektronnyvy nauchnyy zhurnal "PEM: Psychology. Educology. Medicine" [PEM: Psikhologiya. Edukologiya. Meditsina]". 3. 192-212 (In Russian). ^
9. Gulpenko K.V, Tumashik N.V. (2017) Aktualnye problemy obrazovatelnoj tra- ^
ektorii uchashchihsya vysshej shkoly [Actual problems of educational trajectory of hi- ^ gher school students]. Problemy sovremennoj ekonomiki. 4 (64), 192-197. (In Russian). g
10. Baumann S. Psychologieim Sport. Aachen: Meyer &Meyer, 2000. 357 p.
11. Taranova A.N., Ahmedova E.M. (2017) Transdisciplinarnyj podhod v ^
podgotovke magistrov [Transdisciplinary approach in the preparation of masters]. Mir ^
a
nauki, kultury, obrazovaniya. 31 (62). 155-157 (In Russian).
12. Listvinina E.V. (2018) Obrazovatelnaya sreda: sociokulturnyj aspekt ^
[Educational environment: socio-cultural aspect]. Izvestiya Saratovskogo universi- g
teta. Ser. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 18, 4, 474-476. (In Russian). 2
a
ii a
-Q
a
S3
ii a
-Q
a
S3 £