ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕНАУКИ
DOI: 10.25588/CSPU.2019.18..7..015
УДК 378:15 ББК 74.480:88.40
Т. В. Жабакова
ORCID № 0000-0001-9947-5505 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: zhabakova@inbox.ru
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ МОДЕЛЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Р а
н с д и с ц и
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность внедрения трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обуче- а ния. В качестве «ядра» трансдисциплинарности, связывающего компоненты и уровни модели в единый концептуальный контекст, выбраны экс-пектации субъектов образовательного процесса.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме самореализации личности студентов в процессе обучения, а также диагностические методики, включающие многомерный опросник самореализации С. И. Кудинова, диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности личности (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд), модифицированная анкета Е. А. Лебедевой. Для статистической обработки результатов измерений применялось программное обеспечение «SPSS v 17.0», описательные статистики, корреляционный анализ (по Пирсону), критерий ф* Фишера.
Результаты. Разработана трансдисциплинарная модель самореализации личности студентов в процессе обучения»; автором представлена ха-
о д
ь
ос
о
е
ал
е н
S о
№
№ р
о ц е с с е о ч е н и
So
рактеристика основных компонентов, уровней трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения; описан диагностический инструментарий эффективности реализации модели, включающий уровни, критерии и показатели.
Обсуждение. Подчеркивается, что внедрение трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения обусловило статистически значимые изменения уровней и показателей самореализации личности студентов в процессе обучения в экспериментальных группах.
Заключение. Делается вывод, что реализация трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения позволяет внести инновационные компоненты в содержание и структуру управления качеством подготовки студентов.
Ключевые слова: процесс обучения, трансдисциплинарная модель, самореализация личности студентов.
Основные положения:
- определены возможности построения трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения;
- разработана трансдисциплинарная модель самореализации личности студентов в процессе обучения;
- представлены результаты оценки эффективности реализации трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения.
1 Введение (Introduction) ность, уникальность личности опре-
В современном образовательном деляют не только готовность студен-процессе понятия «субъектность», тов к самоизменению с учетом необ-«самореализация» становятся систе- ходимости быстрого реагирования на мообразующим фактором деятель- изменения внешней среды жизнеде-ности педагога. Поэтому основное ятельности, но и «чувствительность» внимание в педагогическом прос- к новым методам, технологиям и фор-транстве уделяется «субъектности» мам обучения [1]. Поэтому возникла
а
«о
о «
а vo
^ студента. Социальная активность, объективная необходимость внедре-
творческие способности, инициатив- ния новых методологических «идео-
логий» в подготовку студентов педагогического вуза, отвечающих вызовам современности. По мнению автора, объединить «самореализованность» и практико-ориентированность в процессе педагогического образования позволяет идеология трансдисципли-нарности. Как отмечает В. С. Мокий [2], трансдисциплинарный подход -это не только нетрадиционная технология обучения, но и, прежде всего, трансформация научного мировоззрения, не только развитие целостного представления у студентов о будущей педагогической деятельности, но и формирование «ответственности за результаты и последствия своей профессиональной деятельности на основе объективного долженствования». Поэтому трансдисциплинарность необходимо рассматривать как методологический ориентир [3] при моделировании процесса самореализации студентов в процессе обучения.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Содержательно-смысловое наполнение трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения включает моти-вационно-целевой, эмоционально-волевой, рефлексивно-деятельностный
компоненты. В качестве «ядра» транс-дисциплинарности, связывающего компоненты модели в единый концептуальный контекст, выбраны экспекта-ции субъектов образовательного процесса.
Мотивация, как отмечает Л. А. Ко-ростылева [4], детерминирует процесс самореализации, поэтому в современных отечественных исследованиях потребности в самореализации придается особый статус. Поэтому экспек-тации отражают психологические особенности самореализации личности в процессе обучения. Мотивационный подтекст ожиданий проявляется в ожидании результата самореализации, ценности и валентности такого результата, поэтому экспектации, подключая процессы самодетерминации, предполагают действие инициирующих и регулирующих самореализацию факторов внутриличностного Я студентов. Поэтому для реализации мотивационно-целевого компонента трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения были выбраны методы, стимулирующие интернальность, в частности, метод «Инсерт» и метод ассоциативного эссе.
Экспектации обусловливают при-
р а н с д и с
к и
н а р н
ая
о д
§
ос
о
оре е
ал
а
к и
и л и ч н о с
уде е
н т о в в п р о
к е
с с е о
буч ч
е н и
So
а
«о
о «
а £
05
нятие ответственности и отношения с окружающими и влияние на других людей, поэтому мобилизационные резервы личности, направленные на самореализацию потенциала, наиболее эффективно осуществляются за счет эмоций, возникающих при борьбе мотивов самореализации. Нереализованная активность студентов оказывает влияние на степень проявления волевого усилия [5], поэтому для реализации эмоционально-волевого компонента трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения были выбраны методы «яркого пятна», точечных вопросов.
Механизмы рефлексии обогащают процесс самореализации, поскольку, как отмечает Б. З. Вульфов, профессиональную рефлексию следует отнести к особому виду «внутренней работы» как соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия, с существующими о ней представлениями, которые различны на разных этапах профессионального самоопределения [6]. Экспектации в контексте рефлексив-но-деятельностного компонента модели направлена на опережающее отражение будущего; определение тен-
денций динамики профессионального развития в представлениях студентов на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. Усиление признака «отражение будущего» отражает рефлексивная способности человека в той или иной степени предвидеть развитие событий, явлений, результаты действий. Поэтому в качестве методов реализации рефлек-сивно-деятельностного компонента трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения были выбраны методы позиционной дискуссии и метод гипотез.
Диагностический инструментарий оценки эффективности трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения включает уровни (инертный, адаптивный, гармоничный), критерии (валентность ожидания результата, экспектационная модальность деятельности, гибкость экспектаций), показатели (осознание смысла деятельности, расширение потенциала, аутентичность (способность решать профессиональные задачи здесь и сейчас), способность самоорганизовываться).
В эмпирической части при измерении параметров, характеризующих
эффективность трансдисциплинарной модели самореализации лично с-ти студентов в процессе обучения, применялись: 1) в качестве психодиагностической методики исследования самореализации личности использовался многомерный опросник самореализации С. И. Кудинова [7]; 2) диагностика парциальных позиций интернальности - экстерналь-ности личности (Е. Ф. Бажин, Е. А. Го-лынкина, А. М. Эткинд) [7]; 4) для исследования представлений студентов об эффективности трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения использовалась модифицированная анкета Е. А. Лебедевой [8].
Для статистической обработки результатов измерений применялось программное обеспечение «SPSS v 17.0», описательные статистики, корреляционный анализ (по Пирсону), критерий ф* Фишера.
3 Результаты (Results)
Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения осуществлялась на базе кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы
физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В трансдисциплинарный комплекс нами были включены предметы педагогика, психология и педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование.
На первом этапе эмпирического исследования мы выявили статистически значимые корреляционные связи видов самореализации личности и интернальностью. Методика С. И. Ку-динова позволяет выделить три вида самореализации [9]:
- личностная самореализация (стремление к личностному совершенствованию, постоянному личностному росту);
- социальная самореализация (стремление к самореализации в соответствии с социальной активностью индивида);
- деятельностная самореализация (стремление к достижению результатов в той или иной деятельности, профессиональной, творческой, спортивной и т. д.).
Наиболее сильные корреляционные связи характерны для деятельност-ной самореализации и интернальнос-ти, социальной самореализации и ин-
Р
а
н с д и с ц и
к н
а р н §
о д
ь
ос
о
е
ал
а ц
и и л и ч н о с
е н
S о
№
№ р
о ц е с с е о ч е н и
So
а
«о
о «
а
V© £
05
тернальности. Так мы выявили значимую положительную связь между деятельностной и социальной самореализацией и интернальностью в сфере здоровья (корреляция по Пирсону 0,3308 и 0,250 значимая на уровне 0,05), общей интернальностью (корреляция по Пирсону 0,374 и 0,404, значимая на уровне 0,01), интернальностью в области достижений (корреляция по Пирсону 0,364 и 0,551, значимая на уровне 0,01), интернальностью в области неудач (корреляция по Пирсону 0,242 и 0,342, значимая на уровне 0,05). Слабая положительная связь наблюдается между личностной самореализацией и интернальностью в семейных отношениях (корреляция по Пирсону 0,159), интернальностью в области достижений (корреляция по Пирсону 0,125), интернальностью в области неудач (корреляция по Пирсону 0,162).
Таким образом, увеличение показателей интернальности, возможно, увеличивает показатели самореализации личности. Такая сильная положительная связь, по мнению автора, вероятно, обусловлена феноменом интернальности как уровня субъективного контроля, а также мотивацион-ной детерминированностью процесса
самореализации. Поэтому внедрение трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения следует осуществлять с учетом показателей интернальности личности студентов.
В ходе опытно-экспериментальной работы были сформированы КГ (контрольная группа), ЭГ-1 (реализация мо-тивационно-целевого компонента трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения); ЭГ-2 (реализация эмоционально-волевого компонента трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения); ЭГ-3 (реализация реф-лексивно-деятельностного компонента трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения); ЭГ-4 (реализация комплекса компонентов трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения). Учитывая значимое влияние интернальности на процесс самореализации личности, было внесено внешнее мотивационное стимулирование в процесс обучения для студентов с экстернальным локусом контроля.
После проведения формирующего эксперимента наблюдается качест-
венное изменение показателей представлений студентов об эффективности трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения. Так, испытуемые экспериментальных групп указывают на субъективное чувство реализации собственного потенциала. В ЭГ-1 и ЭГ-2 отмечены изменения по показателям «осознание смысла деятель-
ности» и «расширение потенциала». Однако внедрение трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения оказало статистически значимое влияние на показатели «аутентичность» (способность решать профессиональные задачи здесь и сейчас) и способность самоорганизовываться при погрешности (р < 0,01) выявлены между:
КГ и ЭГ-1 (ф*эмп = 2,64, при ф*кр = 1,64 (р < 0,0 5) и 2,31 (р < 0,01)); КГ и ЭГ-2 (ф*эмп = 2,65 при ф*кр = 1,64 (р < 0,0 5) и 2, 31 (р < 0,01));
1,64 (р < 0,0 5) и 2,31 (р < 0,01)); = 1,64 (р < 0,05) и 2,31 (р < 0,01)).
КГ и ЭГ-3 (ф*эмп = 2,51 при ф КГ и ЭГ-3 (ф*эмп = 2,34 при ф
кр
*
кр
Респонденты в экспериментальных группах отмечают, что научились полноценно включаться в деятельность, осознавать практическую значимость занятий для профессиональной деятельности. Применение метода ассоциативного эссе усиливает не только практическую направленность обучения, но и позволяет, по мнению 34 % студентов, осознать собственные возможности, а 45 % респондентов, оценивая метод точечных вопросов, отмечают обоснованность и достижи-
мость поставленных преподавателем задач.
4 Обсуждение (Discussion)
Результаты формирующего эксперимента показывают изменение уровня самореализации личности студентов в процессе обучения. Так, в КГ отмечено изменение инертного уровня, однако эта тенденция не является статистически значимой. В экспериментальных группах при статистически значимом изменении инертного уровня:
в ЭГ-1 - ф*эмп = 3,24, при ф*кр = 1,64 (р < 0,05) и 2,31 (р < 0,01); в ЭГ-2 - ф*эмп = 2,76 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и 2, 32 (р<0,01)
кр
отмечаются незначительные изменения адаптивного и гармоничного
уровней. Результаты обработки данных при помощи методов математи-
Р
а ж
о д
и
с ц
и
к
н а
н §
о д
ь
о-
о §
Л
л §
а ц
и и § и ^ ж
о
о
л
е ж
S о № №
о
ц
е о
о л о
Ч ^
л ж и
Sa
а
«о
о «
а
vo £
ческой статистики показывают, что статистически значимые различия
ф*эмп = 2,43 при ф*кр = 1,64
Таким образом, следует признать эффективность трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения. Сравнение экспериментальных групп показывает, что статистически значимых различий между ЭГ-3 и ЭГ-1, ЭГ-2 не выявлено.
Преобладание адаптивного уровня самореализации, по нашему мнению, связано с психологическими барьерами, которые студентам не вполне удалось преодолеть в процессе обучения, поскольку стремление к самореализации сдерживается ригидностью способов и приемов самовыражения личности [10]. Поэтому дальнейшая работа по реализации трансдисциплинарной модели самореализации личности студентов в процессе обучения, по нашему мнению, должна быть связана с формированием ценностно-смыслового отношения к профессии, построением смыслового поля развития профессиональных компетенций, которые будут развиваться, «оттачиваться» в процессе обучения, так как выстраивание собст-
при погрешности (р < 0,01) выявлены между КГ и ЭГ-4:
(р < 0,05) и 2,31 (р < 0,01).
венной профессиональной Я-кон-цепции требуют активности личности и, как следствие, активной самореализации.
5 Заключение (Conclusion)
Трансдисциплинарная модель самореализации личности студентов в процессе обучения учитывает совокупность мотивационно-целевых, ценностно-смысловых и когнитивных показателей самореализации как культурного феномена, обеспечивающего постоянство направленности личности и стимулирующего готовность к самовыражению студентов в процессе обучения. Поэтому ведущим фактором самореализации студентов в процессе обучения являются не их природные задатки сами по себе, а сформированные внешней средой особые условия обучения. Следовательно, в современных условиях особую актуальность приобретает реализация новых моделей обучения студентов, направленных на самореализацию личности в процессе обучения, в качестве такой мы предлагаем использовать разработанную нами трансдисципли-
нарную модель самореализации личности студентов в процессе обучения.
Библиографический список
1. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М. : Школа-пресс, 1995. - 384 с.
2. Мокий М. С., Никифоров А. Л. Методология научных исследований: учеб. для магистров. М. : Юрайт, 2018. - 255 с.
3. Мокий В. С. Методология трансдисциплинарности - 4. 3-е изд., испр. и допол. Нальчик : АНОИТТ, 2017. - 112 с.
4. Коростылева Л. А., Кравченко Н. Е. Пути профессиональной и личностной самореализации человека. СПб., 1997. - 172 с.
5. Baumann S. Psychologieim Sport. Aachen: Meyer &Meyer, 2000. 357 p.
6. Вульфов Б. З., Иванов В. Л. Основы педагогики : Учеб. пособие. - Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во УРАО, 1999. - 616 с.
7. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Психодиагностика личности: учебное пособие. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 270 с.
8. Лебедева Е. А., Скок Г. Б. Управление качеством учебного процесса и деятельности преподавателя на основе удовлетворенности потребителей образовательных услуг // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 1. - С. 104-108.
9. Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализации // Вестник РУДН, серия «Психология и педагогика». - 2008. - № 1. - С. 28-36.
10. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М. : Смысл, 1997. - С. 176-177.
T. V. ZHabakova П
s
i s'
ii p
ORCID No. 0000-0001-9947-5505 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, South-Ural state Humanities-Pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: zhabakova@inbox.ru ||
TRANSDISCIPLINARY MODEL OF STUDENTS' SELF-REALIZATION IN THE LEARNING PROCESS
a
л £
e
a
e ^
R
e a
Abstract
Introduction. The article substantiates the relevance of the introduction of transdisciplinary model of self-realization of students in the learning process. As the «core» of transdisciplinarity, linking the components and levels of the model into a single conceptual context, the expections of the subjects of the educational process are chosen.
Materials and methods. Main research methods are analysis of ^ scientific literature devoted to the problem of self-realization of stu-
№
e a
i
n
g
dents in the learning process, and diagnostic techniques, including multidimensional questionnaire of self-realization Kudinov S. I., diagnostics of partial positions of internality-externality factor of personality (E. F. Bazhin, E. A. Gulinkina, A. M. Etkind), modified questionnaire of E. A. Lebedeva. For statistical processing of measurement results the software «SPSS v 17.0», descriptive statistics, correlation analysis (Pearson), the criterion 9* Fisher were used.
Results. The transdisciplinary model of self-realization of students 'personality in the learning process is developed" ; the author presents the characteristics of the main components, levels of trans-disciplinary model of self-realization of students ' personality in the learning process; describes the diagnostic tools for the effectiveness of the model, including levels, criteria and indicators.
Discussion. It is emphasized that the introduction of a transdisciplinary model of self-realization of students in the learning process has led to statistically significant changes in the levels and indicators of self-realization of students in the learning process in experimental groups.
Conclusion. It is concluded that the implementation of a trans-disciplinary model of self-realization of students in the learning process allows to make innovative components in the content and structure of quality management of students.
Keywords: learning process, transdisciplinary model, self-realization of students ' personality
Highlights:
- the possibility of building a transdisciplinary model of self-realization of students in the learning process;
- a transdisciplinary model of self-realization of students ' per« sonality in the learning process has been developed;
-S
« - the article presents the results of assessing the effectiveness
tc
N of the transdisciplinary model of self-realization of students in the ^ learning process.
References
1. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. (1995) Psichologia cheloveka. Vvedenie vpsichologiu subyektivnosti [Human psychology. Introduction to the psychology of subjectivity]. Moscow, ShKola-press. 384 p. (In Russian).
2. Mokiy M. S., Nikiforov L. S (2018)Metodologiya nauchnych isledovaniy [Research Methodology]. Moscow, Yurayt. 255 p. (In Russian).
3. Moky V. S. (2017) Metodologiya transdisstiplinarnosti-4 [Methodology of transdis-ciplinarity - 4]. Nalchik, ANOIT. 112 p. (In Russian).
4. Korostylyova L. A., Kravchenko N. E. (1997) Pyti professionalnoy I lichnostnoy samorealizatsii [Ways of professional and personal self-realization]. SPb. 172 p. (In Russian)
5. Baumann S. Psychologieim Sport. Aachen, Meyer &Meyer, 2000. 357 p.
6. Vulfov B. Z., Ivanov V. L. (1999) Osnovypedagogiki [Basics of pedagogy]. Moscow, URAO. 616 p. (In Russian)
7. Kudinov S. I., Kudinov S. S (2012) Psichodiagnostika lichnosti [Diagnostics of personality]. Tolyatti, TGU. 270 p. (In Russian)
8. Lebedeva E. A. (2005) Upravleniya kachestvom uchebnogoprotsessa i deyatelnosti prepodavatelya na osnove udovletvorennosti potrebiteley obrazovatelnych uslug [Quality Management of educational process and activity of the teacher on the basis of satisfaction of consumers of educational services]. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz. 1, 104108. (In Russian).
9. Kudinov S. I., Krupnov A. I. (2008) Sistemnaya model samorealizatsii [System model of self-realization] // Vestnik RUDN (seriya "Psichologiya i pedagogika"). 1, 28-36.
(In Russian). I
10. Eds: Leontyev D.A. & Shchur V.G. (1997) Samorealizatsiya i sushcnostnyey sily s
cheloveka [Self-realization and intrinsic forces of the person]. Psichologiya s chelovecheskim listom. Moscow, Smysl. pp. 176-177. (In Russian) a
I
I
s £
a ——i
N'
a —
o'
s ^
ft
H
i
a —
g P
3
o