DOI: 10.25588/CSPU.2018.77..6..008 УДК 378.937:796.07 ББК 74.480.26:75.1
В. Е. Жабаков1, А. М. Кузьмин2
1ORCID № 0000-0003-0897-1840 Доцент, кандидат педагогических наук, Заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0001-9569-4321 Профессор, доктор педагогических наук, Профессор кафедры управления физической культурой, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность внедрения технологии управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура». Трансдисциплинарность рассматривается как методико-технологи-ческая основа организации педагогического управления качеством подготовки студентов педагогического вуза. В качестве «ядра» трансдисципли-нарности, связывающего компоненты и уровни технологии в единый концептуальный контекст, выбраны экспектации субъектов образовательного ^ процесса.
Материалы и методы. Основными методами исследования являют-
£
^ ся анализ научной литературы, посвященной проблеме управления качест-о, вом подготовки студентов, а также диагностические методики, включающие
Основные положения:
управления качеством в условиях трансдисциплинарной образовательной среды;
- разработана технология управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» в условиях трансдисциплинарной образовательной среды;
- представлены результаты оценки эффективности технологии управления
ж §
о
г
V 3
а §
л ж
опросник Г. С. Прыгина «Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности», модифицированная анкета В. И. Байденко, модифицированная анкета Е. А. Лебедевой, методы статистической обработки данных.
Результаты. Разработана педагогическая технология управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура»; авторами
а
представлена характеристика основных компонентов, уровней технологии; §
о
описан диагностический инструментарий технологии управления каче- О
к
ством подготовки студентов профиля «Физическая культура» в условиях о трансдисциплинарной образовательной среды, включающий уровни, критерии, показатели оценки качества подготовки специалиста физической культуры в условиях трансдисциплинарной образовательной среды.
Обсуждение. Подчеркивается, что внедрение педагогической технологии управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая О культура» обусловило статистически значимые изменения уровней и показателей подготовки студентов в экспериментальных группах. и
Заключение. Делается вывод, что реализация технологии управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» в условиях трансдисциплинарной образовательной среды позволяет внести инновационные компоненты в содержание и структуру управления качеством | подготовки студентов.
Ключевые слова: трансдисциплинарная образовательная среда, управление качеством подготовки студентов, профиль «Физическая куль-
Уе
е н 3 о №
О 5
з
н
тура». 55
с
-к
и
и
определены возможности построения педагогической технологии а
з
н о
Й о
з
з о
№ а
он
о
Й с
з
е
д
качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» в условиях трансдисциплинарной образовательной среды.
н и
£
в, вок
а б
s
hq и;
1. Введение (Introduction)
В современном образовательном процессе понятие «качество» становится системообразующим фактором деятельности педагогического вуза. Поэтому центральными тенденциями обеспечения высокого уровня подготовки студентов педагогического вуза становятся ориентация на формирование трансдисциплинарной образовательной среды [1]. В то же время для ориентации на трансдисциплинарность становится особой методологической «идеологией» в подготовке студентов педагогического вуза, так как подготовка будущего учителя в этом случае позволяет не только повысить качество педагогического образования [2], но и усилить прак-тико-ориентированные аспекты обучения. В частности, как отмечает В. С. Мокий [3] в стратегии организации трансдисциплинарного образования, речь идет о нетрадиционном подходе, нацеленном не только на передачу знания, но и на совместное творческое исследование, ориентированное на различные когнитивные ресурсы. Поэтому трансдисцип-
плинарность можно рассматривать как методико-технологическую основу организации педагогического управления качеством подготовки студентов педагогического вуза [4], основанную на интегрировании ранее разобщенных составляющих (теоретической и практической) подготовки в системное образование.
2. Материалы и методы (Materials and methods)
Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению технологии управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» в условиях трансдисциплинарной образовательной среды осуществлялась на базе кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В качестве методологического ориентира для построения технологии нами выбрана теория педагогических технологий В. М. Монахова [5], поскольку в ней используются: параметрическая модель учебного процесса, технология
проектирования учебного процесса и технология проектирования методической системы преподавания в вузе.
Первый блок технологии, в соответствии с теорией В. М. Монахова [5], представляет собой методологию моделирования педагогических объектов, совокупность которых и представляет концептуальные основы управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура». Рассматривая моделирование как процесс создания модели управления, мы выделили мо-тивационно-целевой, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный компоненты технологии управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» [6]. Содержательное наполнение компонентов технологии управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» представлено нами на стратегическом (потенциальном) уровне, тактическом (оптимальном) уровне, оперативном (предметно-операциональном) уровнях. Разработанная нами технология управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» реали-
зуется в особых условиях организации образовательного процесса -трансдисциплинарной образовательной среде. Поэтому в качестве «ядра» трансдисциплинарности, связывающего компоненты и уровни технологии в единый концептуальный контекст, нами выбраны экспектации субъектов образовательного процесса. Процесс управления профессиональными ожиданиями обеспечивает формирование и совершенствование профессиональных компетенций студентов, следовательно, психологическим содержанием технологии управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» становится мотивационный подтекст ожиданий [7].
Второй блок технологии, который в теории В. М. Монахова [5] называется «Оптимизация объектов и процессов», в нашей технологии органично связан с организацией трансдисциплинарной образовательной среды. Для решения комплексной проблемы формирования трансдисциплинарной образовательной среды в качестве методов обучения, объединяющих дисциплины в рамках когнитивного опыта решения
ж
л о
г и у 5 з а
л е
н I
ка ч
е с
3
№ о
Ж о
д г о
о №
к и
уде
е
н
3 о
№ 5 з о ^ и
и
и
ч е с
I
ку
у з
а №
у
сл о
№ и
X 3
з
а н с д и с
к и
5л и
н а з н о
Й о
аз о
№ а
он
о
Й с
3 е д
н и
£
в, вок
а б
£
hq и;
сходных задач, мы использовали методы многомерных матриц и метод межпредметного погружения. Методы обучения в условиях трансдисциплинарной образовательной среды, как отмечает В. С. Мокий [1], должны обеспечивать перенос когнитивных схем из одной дисциплинарной области в другую.
Третий блок технологии предоставляет собой описание диагностического инструментария оценки эффективности управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура».
Диагностический инструментарий технологии управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» в условиях трансдисциплинарной образовательной среды включает уровни (рефлексивно-гностический, интерактивно-конструктивный и перцептивно-проективный), критерии (степень выраженности ценностно-смысловых ориентаций, регуля-тивно-организационные особенности организации деятельности, пространственно-предметное содержание обучения), показатели (автономность учебной деятельности студентов; «академическая успеш-
ность»; сформированность общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, удовлетворенность потребителей образовательных услуг) оценки качества подготовки специалиста физической культуры в системе высшего педагогического образования. Для исследования показателей эффективности технологии использовались следующие методы: исследование автономности учебной деятельности осуществлялось при помощи опросника Г. С. Прыгина «Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности» [8], сформированность компетенций изучалась с использованием модифицированной анкеты В. И. Байденко [9], для оценки удовлетворенности организацией учебного процесса применялась модифицированная анкета Е. А. Лебедевой [10].
3. Результаты (Results)
Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях и был направлен на внедрение технологии управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» в условиях трансдисциплинарной образовательной среды. В ходе опытно-эксперименталь-
ной работы были сформированы: КГ (контрольная группа), ЭГ-1 (экспериментальная группа -1 (использовалась технология управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» в условиях трансдисциплинарной образовательной среды и метод многомерных матриц); ЭГ-2 (экспериментальная группа - 2 (использовалась технология управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» в условиях трансдисциплинарной образовательной среды и метод межпредметного погружения); ЭГ-3 (экспериментальная группа - 3 (использовалась технология управления качеством и комплекс методов).
После проведения формирующего эксперимента наблюдается качественное изменение показателей по критериям «автономность», «академическая успешность», «сформи-рованность компетенций», «удовлетворенность потребителей» в ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3.
Так, в ЭГ-1 значительное увеличение отмечается в группе «автономные» - на 40,7 %. Следует отметить качественные изменения, которые отмечаются в группах ЭГ-1, ЭГ-
2, ЭГ-3 по критерию «академическая успешность». Так, уровень академической успешности изменился в ЭГ-1 - на 18,5 %, в ЭГ-2 на 32 %, в ЭГ-3 - на 40,7 %. В результате исследования сформированности компетенций также отмечаются качественные изменения в экспериментальных группах. В ЭГ-1, в ЭГ-2 выявлены статистически значимые изменения. Отмечается уменьшение количества испытуемых на низком уровне сформированности компетенций на 52 % и увеличение показателей высокого уровня на 56 %. В ЭГ-3 также отмечены статистически значимые изменения сформиро-ванности компетенций. В КГ наблюдаются изменения, однако их нельзя считать статистически значимыми.
Критерий удовлетворенность потребителей включает четыре показателя [10]: создание ориентировочной основы деятельности, организацию познавательной деятельности, эмоциональный настрой, организация контроля. Эмоциональный настрой как субъект-субъектное положительное восприятие преподавателя и студентов оценивают респонденты в контрольной и эксперимен-
ол о
г и у 5 а
№л е
н I
ка ч
е с 3 № о
ж о
д г о
о №
к и
уде
е
н 3
о № 5 о ^ и
и
и
ч е с
I
ку
у 3
а №
у
сл о
№ и
X 3
3 а н с д и с
к и
5л и
н а 3 н о
Й о
аз о
№ а
он
о
Й с
3 е д
ж s
£
50
S
а
vo £
hq
oj
тальной группах. Однако внедрение методов формирования трансдисциплинарной образовательной среды оказало статистически значимое влияние на показатели создание ориентировочной основы деятельности и организацию познавательной деятельности при погрешности (р < 0,01) выявлены между КГ и ЭГ-1 (ф*эмп=3,35, при ф*кр = 1,64 (р < 0,0 5) и 2, 31 (р< 0,01)), КГ и ЭГ-2 (ф*эмп = 3,33 при ф*кр = 1,64 (р< 0,0 5) и 2, 31 (р < 0,01)), КГ и ЭГ-3 (ф*эмп = 5,1 при ф*кр = 1,64 (р< 0,0 5) и 2, 31 (р< 0,01)). Так, респонденты в экспериментальных группах отмечают, что узнают на занятиях много нового, изучают дисциплину ПФСС с интересом. Применение метода межпредметного погружения усиливает не только практическую направленность обучения, но и позволяет, по мнению 48 % студентов, усилить «профессиональную конкретность» обучения, а 54 % респондентов, оценивая процесс целеполагания, отмечают обоснованность и достижимость поставленных преподавателем задач.
4. Обсуждение (Discussion)
Результаты формирующего эксперимента показывают изменение
уровня качества подготовки студентов профиля «Физическая культура». Так, в КГ отмечено изменение рефлексивно-гностического и интерактивно-конструктивного уровней, однако, эта тенденция не является статистически значимой. В ЭГ-1 и ЭГ-2 при статистически значимом изменении рефлексивно-гностического и интерактивно-конструктивного уровней (в ЭГ-1 -Ф*эмп = 3,35, при ф*кр = 1,64 (р < 0,0 5) и 2, 31 (р < 0,01) и в ЭГ-2 - ф*эмп = 3,33 при ф*кр = 1,64 (р < 0,0 5) и 2, 31 (р < 0,01)), отмечаются незначительные изменения перцептивно-проективного уровней.
Результаты обработки данных при помощи методов математической статистики показываются, что статистически значимые различия при погрешности (р < 0,01) выявлены между КГ и ЭГ-3 (ф*эмп = 5,1 при ф*кр = 1,64 (р < 0,05) и 2, 31 (р < 0,01)). Следовательно, следует признать эффективность технологии управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» в условиях трансдисциплинарной образовательной среды. Сравнение экспериментальных групп показывает статистически значимые
различия между ЭГ-3 и ЭГ-1, ЭГ-2 при погрешности (р < 0,05). Следовательно, комплекс методов формирования трансдисциплинарности требует дальнейшего опытно-экспериментального исследования.
5. Заключение (Conclusion)
Реализация технологии управления качеством подготовки студентов профиля «Физическая культура» в условиях трансдисциплинарной образовательной среды позволяет внести инновационные компоненты в содержание и структуру управления качеством подготовки студентов [11]. Экспектации как «ядро» трансдисциплинарности образовательной среды трансформируют процесс управление качеством
подготовки студентов профиля «Физическая культура», поскольку особую значимость в разработке диагностического инструментария оценки качества приобретают не методы оценки «знаниевой» и ком-петентностно-ориентированной парадигмы, а субъектно-ориентиро-ванные методы. В трансдисциплинарной образовательной среде ин-новационность становится формой объективной реальности, поэтому качество обучения в широком смысле становится «личностно присвоенным» способом освоения трансдисциплинарности как результат применения методов многомерных матриц и межпредметного погружения.
Библиографический список
1. Мокий М. С., Никифоров А. Л. Методология научных исследований : учеб. для магистров. М. : Юрайт, 2018. - 255 с.
2. Мищенко Е. С., Пономарев С. В. , Мищенко С. В. Прикладные аспекты систем менеджмента качества в учреждениях высшего образования : монография. Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2016. - 208 с.
3. Мокий В. С. Методология трансдисциплинарности - 4. 3-е изд., испр. и до-пол. Нальчик : АНОИТТ, 2017. - 112 с.
4. Елистратова И. В. Система управления качеством образовательного процесса : моногр. - Нижний Тагил: Нижнетагил. гос. соц.-пед. акад., 2008. - 167 с.
5. Монахов В. М. Технология проектирования методических систем с заданными свойствами // Высшее образование в России, 2011.- № 6. - С. 55-59.
6. Жабаков В. Е. Педагогическое управление качеством подготовки специалиста физической культуры: монография. - Челябинск : Изд-во Челяб. Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. - 237 с.
7. Baumann S. Psychologieim Sport. Aachen, Meyer &Meyer, 2000. - 357 p.
8. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. - СПб. : Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2001. - 56 с
Ж §
0
г
S
So V ►S
а §
л ж
1 §
4 л о
5
№ О
S О
д
г О
о
№ «
S
л
л ж
S О
№ О
S
S
S
ч
л
0
1
V 3
ö
№
V §
О № S
X 3
а ж
о д
S о ц S § S ж § 3 ж О
Ki О
8 О
№ §
о-ж
О
K о
3 л д
9. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. -М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
10. Лебедева Е. А., Скок Г. Б. Управление качеством учебного процесса и деятельности преподавателя на основе удовлетворенности потребителей образовательных услуг // Университетское управление: практика и анализ. 2005. - № 1. - С. 104-108.
11. Шамова Т. И., Третьяков И. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами : учеб. пособие. М. : ВЛАДОС, 2002. - 319 с.
V. E. Zhabakov1, А. М. ^zmin2
*ORCro No. 0000-0003-0897-1840 Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Theory and Methods of Physical Culture and Sports, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0001-9569-4321 Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Physical Culture Management, Ural State Humanitarian University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
TECHNOLOGY OF QUALITY MANAGEMENT OF TRAINING STUDENTS PROFILE «PHYSICAL EDUCATION» IN A TRANSDISCIPLINARY EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Abstract
Introduction. The article justifies urgency of introduction of technology of quality management of preparation of students of the profile "Physical culture". Transdisciplinarity is considered as a methodological and technological basis for the organization of pedagogical management of the quality of training of students of pedagogical universities. As the "core" of transdisciplinarity, linking the components and levels of technology into a single conceptual context, the expections of the subjects of the educational process are ^ chosen.
1 Materials and methods. The main methods of the research are
a -o
a
S3 hq
the analysis of scientific literature devoted to the problem of quality management of students ' training, as well as diagnostic techniques,
including the questionnaire of G. S. Prygin "study of autonomy-dependence of the individual in educational activities", modified questionnaire of V. I. Lebedenko, modified questionnaire of the statistical data processing.
Results. The developed pedagogical technology of management of the quality of training of students of the profile "Physical culture"; the authors presented the characteristics of the main components and e
0
levels of technology; describes the diagnostic tools of the quality |
1
management technologies of training of students of the profile "Physical culture" in terms of transdisciplinary educational environ- f ment, including levels, criteria, indicators of evaluation of quality s of training of specialists of physical culture in the conditions J of transdisciplinary educational environment.
Discussiin. It is emphasized that the introduction of pedagogical technology of quality management of students ' training profile i "physical culture" caused statistically significant changes in the levels and indicators of training of students in experimental groups. |
Cinclusiin. It is concluded that the implementation of the technology of quality management training students profile "physical education" in a transdisciplinary educational environment allows you to make innovative components in the content and structure of quality management training students.
Keywords: transdisciplinary educational environment, the management of quality of preparation of students, profile of "Physical culture».
Highlights: ii
f
- the possibilities of building a pedagogical technology of qual- | ity management in a transdisciplinary educational environment;
- the technology of quality management of training students profile "physical education" in a transdisciplinary educational envi- n
a
s
e s
t f
s J
s
tí
l
fc4 f
f
e
c
c f
L
i
s
S
i
ronment s
s
the results of evaluation of efficiency of technologies of quality |
management of preparation of students of the profile "Physical culture" in terms of transdisciplinary educational environment.
N £
a
-Q
a
S3 faq
References
1. Mokiy M.S., Nikiforov, L.S Metodologiya nauchnych isledovaniy (uchebnik dlya magistrov) [Research Methodology (textbook for masters)]. Moscow, Yurayt, 2018. 255 p. (In Russian).
2. Mishchenko E. S.(2016) Prikladnyey aspekty system menedzhmenta kachestva v uchrezhdeniyach vyschego obrazovaniay [ Applied aspects of quality management systems in higher education institutions ]. Tambov, Publishing house of TSTU, 2016. 208 p. (In Russian).
3. Moky V. S. Metodologiya transdisstiplinarnosti-4 [Methodology of transdiscipli-narity-4]. Nalchik, ANOIT, 2017. 112 p. (In Russian).
4. Elistratova I.V. Sistema upravleniya kachestvom obrazovatelnogoprotsessa [Quality management system of educational process]. Monographiya. Nizhny Tagil. Nizhny Tagil. state social. PED. Akad., 2008. 167 p. (In Russian).
5. Monakhov V.M. (2011) Technologiya proektirovaniya metodicheskich system s za-dannymi svoistvami [Technology of designing methodical systems with given properties] [Higher education in Russia]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 6, 55-59 (In Russian).
6. Zhabakov V.E., Pedagogicheskoye upravleniya kachestvompodgotovki spestialista fizicheskoy kultury [Pedagogical quality management of specialists training in physical culture]. Monographiya. Chelyabinsk, Publishing house South.-Ural state human-ped. un-ta, 2016. 237 p. (In Russian).
7. Baumann S.Psychologieim Sport. Aachen, Meyer &Meyer, 2000. 357 p.
8. Rean A. A. (2001) Prakticheskayapsichodiagnostika lichnosti [Practical psychodiagnostics personality]. St. Petersburg, Publishing House of St. Petersburg. UN-TA, 2001. 56 p. (In Russian).
9. Baidenko V.I. (2006) Vyjavlenie sostava kompetenciy vypusknikov vuzov kak neob-chodimy etapproektirovaniya GOS VPO novogo pokoleni [Identification of the competencies of University graduates as a necessary stage in the design of the STATE HPE of a new generation ]. Moscow, Research center of problems quality of training, 2006. 72 p. (In Russian).
10. Lebedeva E.A. (2005) Upravleniya kachestvom uchebnogo protsessa i deyatelnosti prepodavatelya na osnove udovletvorennosti potrebiteley obrazovatelnych uslug [Quality Management of educational process and activity of the teacher on the basis of satisfaction of consumers of educational services ]. University management: practice and analysis. 1, 104-108 p. (In Russian).
11. Shamova, T. I., Tretyakov I. I. ,Kapustin, N. P. Upravleniye obrazovatelnymi siste-mami [Management of educational systems]. Moscow, VLADOS, 2002. 319 p. (In Russian).