Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования трансдисциплинарной образовательной среды вуза'

Педагогические условия формирования трансдисциплинарной образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭКСПЕКТАЦИИ / АДАПТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / TRANSDISCIPLINARY EDUCATIONAL ENVIRONMENT / QUALITY MANAGEMENT OF TRAINING OF THE FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE / PROFESSIONAL EXPECTATION / ADAPTIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жабаков В.Е., Жабакова Т.В.

Введение. В статье обоснована актуальность формирования трансдисциплинарной образовательной среды вуза. В качестве «ядра» трансдисциплинарности, связывающего компоненты и уровни образовательного пространства в единый концептуальный контекст, нами выбрана категория «управление качеством». Педагогические условия формирования трансдисциплинарной образовательной среды включают изменение и формирование профессиональных ожиданий субъекта образовательного процесса и формирование адаптивной компетенции. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме образовательной среды вуза, а также диагностические методики, включающие модифицированную анкету В. И. Байденко и модифицированную методику «Незаконченные предложения». Результаты. Авторами представлена характеристика педагогических условий формирования трансдисциплинарной образовательной среды, выявлены основные признаки адаптивной компетенции и профессиональных экспектаций. Обсуждение. Подчеркивается, что формирование адаптивной компетенции направлено на развитие способностей будущего учителя физической культуры создавать контексты решения учебных задач, используя схемы когнитивного переноса знаний в новые условия. В качестве параметров адаптивной компетенции выделены высокий приоритет, значимость и релевантность. Профессиональные экспектации будущего учителя физической культуры отражают «ожидаемую ценность» обучения, которая отражает когнитивные конструкты трансдисциплинарности. Заключение. Формирование трансдисциплинарной образовательной среды позволяет внести инновационные компоненты в содержание и структуру управления качеством подготовки будущих педагогов физической культуры. Основные положения: определены возможности формирования трансдисциплинарной образовательной среды вуза; апробированы методы исследования адаптивной компетенции и профессиональных экспектаций будущего учителя физической культуры; представлены результаты исследования педагогических условий формирования трансдисциплинарной образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жабаков В.Е., Жабакова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF TRANSDISCIPLINARY EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Introduction. The article substantiates the urgency of formation transdisciplinary educational environment of the University. As the “core” of transdisciplinarity, linking the components and levels of the educational space in a single conceptual context, we have chosen the category of “quality management”. Pedagogical conditions for the formation of transdisciplinary educational environment include the change and formation of professional expectations of the subject of the educational process and the formation of adaptive competence. Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature on the problem of the educational environment of the University, as well as diagnostic techniques, including a modified questionnaire VI Baidenko and modified technique “Unfinished sentences”. Results. The authors presented the description of pedagogical conditions of formation of transdisciplinary educational environment, the basic characteristics of adaptive competence and professional expectations. Discussion. It is emphasized that the formation of adaptive competence is aimed at developing the abilities of the future teacher of physical culture to transfer the knowledge and skills into new conditions and apply them to solve new educational problems in a new context. High priority, significance and relevance are highlighted as parameters of adaptive competence. Professional expections of the future teacher of physical culture reflect the “expected value” of learning, which reflects the cognitive constructs of transdisciplinarity. Conclusion. The formation of a transdisciplinary educational environment allows introducing innovative components into the content and structure of quality management of training future teachers of physical culture. Highlights: The possibilities of formation of transdisciplinary educational environment of the University are determined; Methods of research of adaptive competence and professional expections of the future teacher of physical culture are tested; The results of the study of pedagogical conditions of formation of transdisciplinary educational environment of the University are presented.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования трансдисциплинарной образовательной среды вуза»

DOI 10.25588/CSPU.2019.63.67.003

УДК 378.1 ББК 74.484

В. Е. Жабаков1, Т. В. Жабакова2

1ORCID № 0000-0003-0897-1840 Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: gabakovvu@yandex.ru

2ORCID 0000-0001-9947-5505 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: zhabakova@inbox.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ВУЗА

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность формирования трансдисциплинарной образовательной среды вуза. В качестве «ядра» транс-дисциплинарности, связывающего компоненты и уровни образовательного пространства в единый концептуальный контекст, нами выбрана категория «управление качеством». Педагогические условия формирования трансдисциплинарной образовательной среды включают изменение и формирование профессиональных ожиданий субъекта образовательного процесса и формирование адаптивной компетенции.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме образовательной среды вуза, а также диагностические методики, включающие

модифицированную анкету В. И. Байденко и модифицированную методику «Незаконченные предложения».

Результаты. Авторами представлена характеристика педагогических условий формирования трансдисциплинарной образовательной среды, выявлены основные признаки адаптивной компетенции и профессиональных экспектаций.

Обсуждение. Подчеркивается, что формирование адаптивной компетенции направлено на развитие способностей будущего учителя физической культуры создавать контексты решения учебных задач, используя схемы когнитивного переноса знаний в новые условия. В качестве параметров адаптивной компетенции выделены высокий приоритет, значимость и релевантность. Профессиональные экспектации будущего учителя физической культуры отражают «ожидаемую ценность» обучения, которая отражает когнитивные конструкты трансдисциплинарно-сти.

Заключение. Формирование трансдисциплинарной образовательной среды позволяет внести инновационные компоненты в содержание и структуру управления качеством подготовки будущих педагогов физической культуры.

Ключевые слова: трансдисциплинарная образовательная среда, управление качеством подготовки будущего учителя физической культуры, профессиональные экспектации, адаптивная компетенция.

Основные положения:

- определены возможности формирования трансдисциплинарной образовательной среды вуза;

- апробированы методы исследования адаптивной компетенции и профессиональных экспектаций будущего учителя физической культуры;

- представлены результаты исследования педагогических условий формирования трансдисциплинарной образовательной среды вуза.

1 Введение (Introduction)

В качестве актуальной тенденции организации образовательного процесса высшей школы в настоящее время рассматривается формирование особой образовательной среды, которая должна отражать трансдисциплинарные связи социальной и информационной среды и обеспечивать полноценную включенность будущего педагога в процесс образования. В то же время ориентации на трансдисциплинарность становится особой методологической «идеологией» [1] в подготовке студентов педагогического вуза, так как подготовка будущего учителя физической культуры предполагает не только интегрирование ранее разобщенных составляющих (теоретической и практической) подготовки [2] в системное образование, но и конструирование нового «метазнания» [3] о телесности человека. При этом физическая культура выступает как «культурная среда», как часть социальной среды, является пространством, создающим, в свою очередь, взаимодействие личности будущего педагога физической

культуры и образовательной среды. Следовательно, именно трансдисциплинарная среда позволяет не только усилить практико-ориентированные аспекты обучения будущего учителя физической культуры, но и «объединяет» дисциплины в рамках общей методологической идеологии трансдисциплинарности, обеспечивая единство знания за пределами конкретных дисциплин [2].

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Проблема исследования образовательной среды высших учебных заведений отражена в научных исследованиях А. И. Артюхиной, А. А. Вербицкого, Т. В. Менг, Н. А. Морозовой, В. А. Ясвина и др. Объективные сложности в процессе изучения образовательной среды отмечает Л. И. Новикова [4], подчеркивая, что знания о взаимодействии человека и среды трудно применимы на практике в силу большого разнообразия трактовок понятий «среда», «образовательная среда».

В нашей работе мы опираемся на определение В. А. Ясвина [5],

который предполагает, что образовательная среда — это не только система влияний и условий формирования личности, но и особые возможности для саморазвития и самореализации, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении. Важной для нашего исследования также является данная В. А. Ясвином количественная характеристика образовательной среды (по параметрам: широта, интенсивность, осознаваемость, эмоциональность, когерентность, социальная активность, мобильность, устойчивость), используемая при ее моделировании и оценке [5]. Потому конструирование трансдисциплинарной среды предполагаем начать с выделения особого единства свойств образовательной среды — «ядра трансдисциплинар-ности».

Трансдисциплинарная среда предоставляет возможность полу-ения необходимых для будущего чителя физической культуры информации, данных, сведений и т. д.

мение получать информацию и преобразовывать ее приобретается

в процессе совершенствования профессиональных компетенций студентов, поэтому в качестве «ядра» трансдисциплинарности, связывающего компоненты и уровни образовательного пространства в единый концептуальный контекст, нами выбрана категория «управление качеством».

В соответствии с исследованиями А. А. Вербицкого [6] мы рассматриваем управление качеством подготовки будущих педагогов физической культуры в условиях трансдисциплинарной образовательной среды как новую образовательную модель, затрагивающую все структурные звенья педагогической системы, предполагая изменение цели, содержания, формы, методов и средств обучения и контроля. Поэтому в качестве первого условия конструирования трансдисциплинарной образовательной среды мы выделили формирование адаптивной компетенции.

Формирование адаптивной компетенции [7] предполагает освоение трансдисциплинарных

когнитивных схем переноса знаний в пространство умений и навыков, что позволяет создавать новые контексты для решения учебных задач. Поэтому категория «владеть» в контексте адаптивной компетенции может быть представлена как готовность владеть методами «перевода» обучения в деятельность в течение всей жизни. Вследствие этого сформированная адаптивная компетенция представляет собой принципиально новые навыки, которые должны быть созданы в процессе обучения студентов XXI в.

В условиях традиционной образовательной среды, построенной на принципах управляемого обучения, возможности формирования адаптивной компетенции ограничены. Знание способов самообразования и профессионального саморазвития, умение самостоятельно управлять процессом собственного обучения и мышления, являясь компонентами адаптивной компетенции, создают особую «субкультуру учебной деятельности» будущего педагога физической культуры и оказывают

влияние на изменение образовательной среды в высшей школе. Динамическая иерархичность процесса формирования адаптивной компетенции отражает взаимодействие минимум трех иерархических уровней системы управления качеством [3]: уровня обучающегося (студента), уровня обучающего (преподавателя) и уровня управления процессом обучения.

В таком случае процесс управления качеством наиболее эффективно осуществляется по горизонтали, т. е. на одном уровне, когда медленное изменение управляющих параметров мегауровня приводит к бифуркации, неустойчивости системы на макроуровне и перестройке структуры адаптивной компетенции [5].

Исследование адаптивной компетенции осуществлялось при помощи модифицированной анкеты В. И. Байденко [8]. В качестве параметров адаптивной компетенции выделены высокий приоритет, значимость и релевантность.

Однако для высокой продуктивности профессиональной деятельности будущему педагогу

физической культуры необходимы не только знания, умения и навыки. Большое значение также имеет мотивация деятельности и самооценка, поэтому их интеграция позволит оценить не только продуктивность деятельности, но и, прежде всего, качество деятельности. В связи с этим вторым условием формирования трансдисциплинарной образовательной среды мы выделили изменение и формирование профессиональных ожиданий субъекта образовательного процесса.

i Ожидания связаны с представ-ениями студентов о будущей про->ессии [2], формируя образ озможного будущего через кон-текстуальность реальности, поэтому адаптивные компетенции и экспектации будущего учителя фи-ической культуры становятся индикатором эффективности присвоения» профессиональных наний. Следовательно, профессиональные ожидания становятся необходимым компонентом формирования трансдисциплинар-ой образовательной среды.

С целью исследования экспек-таций мы модифицировали методику «Незаконченные предложения» [2] для исследования особенностей профессиональных ожиданий будущих учителей физической культуры. Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 56 незаконченных предложений. Испытуемым предлагается бланк с 56 незаконченными предложениями, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): ожидания, связанные с учебой; ожидания, связанные с ожиданиями; ожидания, связанные с университетом; ожидания, связанные с семьей; ожидания, связанные с отношениями с однокурсниками; ожидания, связанные с отношением к самому себе; ожидания, связанные с преподавателями и ожидания, связанные с будущим.

3 Результаты (Results)

Формирующий эксперимент, направленный на исследование педагогических условий формирования трансдисциплинарной среды вуза, проводился на базе кафедры

теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета г. Челябинск. В исследовании приняли участие студенты Высшей школы физической культуры и спорта (120 человек) в возрасте от 18 до 22 лет.

4 Обсуждение (Discussion)

Результаты исследования представлений будущих педагогов физической культуры о формировании адаптивной компетенции позволяют сделать вывод, что высоким приоритетом и значимостью [8] для студентов обладают такие компетенции, как 1) способность структурировать знания в области «Физическая культура», используя концепции и правила, которые составляют не только содержание данного предмета, но и методологические постулаты педагогики и теоретические конструкты психологии; 2) способность использовать для решения учебной задачи преобразованные стратегии смежных дисциплин.

Релевантность как субъективное соответствие целям и задач практической деятельности «здесь и сейчас», по мнению студентов, отражают такие адаптивные компетенции [7], как 1) способность к рефлексии процесса поиска решения проблемы; 2) владение когнитивными схемами анализа и преобразования проблем, в частности, выделение подзадач, графическое представление темы и т. д.

Таким образом, в представлениях студентов процесс формирования компетенций выходит за рамки одной дисциплины, будущие педагоги физической культуры ориентированы на саморазвитие в процессе обучения, изучение дисциплин в логическом взаимодействии. Полученные результаты отражают методологические постулаты трансдисципли-нарности [1], следовательно, процесс формирования адаптивной компетенции следует считать педагогическим условием формирования трансдисциплинарной образовательной среды.

Качественный анализ методики «Незаконченные предложения»

[2], направленный на исследование профессиональных ожиданий, показывает, что большинство ожиданий респондентов связано с представлениями студентов о будущей профессии, с формированием образа возможного будущего. Так, в 55,5 % анкет при положительной оценке категории «учеба» проявляется двойственность ожиданий: буду учиться «хорошо», «отлично», но при этом, когда думаю об учебе, «болит голова», «грустно на душе», «об учебе не вспоминаю», «становится

страшно». Экспектации в таком случае обусловлены ценностями-целями, ценностями-нормами и отражают «ожидаемую ценность» обучения [2], которая основана на терминальных и инструментальных ценностях, ценностных ори-ентациях и ценностном отношении.

Экспектации как субъективная ценка вероятного результата ока-ывают влияние на приоритетные риентации (векторы) подготовки будущего учителя физической ультуры: обучаемость, самоопре-

деление (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В анкетах 17,7 % респондентов четко сформулирована цель деятельности: «буду тренером», «успешно буду учиться», «закончу университет», «стану хорошим тренером». Однако большинство респондентов проявили либо неопределенность в представлении о будущем: «займусь какой-либо деятельностью», «хочу что-то оставить после себя», либо формулировали цель, не связанную с процессом обучения: «завести семью», «быть счастливым», «быть хорошим человеком». В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: «метазнания» как когнитивные комплексы на базе нескольких дисциплин. Поэтому особый интерес вызывают ответы (15,5 %) о цели жизни как о саморазвитии и самопознании, систематическом духовном и физическом самосовершенствовании, связанные с готовностью применять полученные знания на

52

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

практике. Для таких студентов знание перестает рассматриваться как статистический конструкт, который может быть дан в готовом виде, а процесс познания понимается как процесс смыслового конструирования человеком социокультурной реальности.

Таким образом, при количественно равном распределении в структуре экспектаций выявлены различия при качественном анализе: преобладание категорий «учеба» и «однокурсники». Кроме того, выявлен дуализм в экспекта-циях, связанных с учебой при диффузных представлениях о «метазнаниях». Следовательно, когнитивные конструкты транс-дисциплинарности [9] находят отражение в экспектациях будущих педагогов физической культуры, поэтому процесс управления профессиональными ожиданиями возможно рассматривать как условие формирования трансдисциплинарной образовательной среды.

5 Заключение (Conclusion)

Формирование трансдисциплинарной образовательной среды

позволяет внести инновационные компоненты в содержание и структуру управления качеством подготовки будущих педагогов физической культуры [2]. Транс-дисциплинарность означает не только преодоление дисциплинарных границ и возникновение научных парадигм инновационного порядка [1], но и формирование психологии инновационной, в результате которой возникает новое системное качество. Трансдисци-плинарность как более глубокий уровень интеграции [9] предполагает конвергентное проникновение адаптивных компетенций и профессиональных экспектаций в процесс обучения будущего педагога физической культуры. В таком случае трансдисциплинарная среда рассматривается как процесс и результат социального конструирования средств достижения образовательных целей субъектами образования в изменяющихся пространственно-временных границах современного образования [10].

Библиографический список

1. Мокий М. С. Никифоров А. Л. Методология научных исследований : учеб. для магистров. М. : Юрайт, 2018. - 255 с.

2. Жабаков В. Е. Педагогическое управление качеством подготовки специалиста физической культуры : монография. Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2016. - 237 с.

3. Шамова Т. И. Третьяков И. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами : учеб. пособие. М. : ВЛАДОС, 2002. - 319 с.

4. Новикова Л. И. Школа и среда. — М. : Знание, 1985. - 80 с.

5. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. 2-е издание. — М. : Смысл, 2001. - 365 с.

6. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. — М. : Логос, 2009. - 336 с.

7. Де Корте, Э. Инновационные перспективы обучения и преподавания в сфере высшего образования в XXI в. // Вопросы образования, 2014. - № 3. - С. 8-29.

8. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : методическое пособие. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

9. Мокий В. С. Методология трансдисциплинарности-4. 3-е изд., испр. и до-пол. — Нальчик : АНОИТТ, 2017. - 112 с.

10. Salomon G., Perkins D. N. (1998) Individual and Social Aspects of Learning. Review of Research in Education. Vol. 23, 1-24.

V. E. Zhabakov1, T. V. Zhabakova2

1ORCID No. 0000-0003-0897-1840, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: gabakovvu@yandex.ru

2ORCID No. 0000-0001-9947-5505 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russi. E-mail: zhabakova@inbox.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF TRANSDISCIPLINARY EDUCATIONAL ENVIRONMENT

OF THE UNIVERSITY

Abstract

Introduction. The article substantiates the urgency of formation transdisciplinary educational environment of the University. As the "core" of transdisciplinarity, linking the components and levels of the educational space in a single conceptual context, we have chosen the category of "quality management". Pedagogical conditions for the formation of transdisciplinary educational environment include the change and formation of professional expectations of the subject of the educational process and the formation of adaptive competence.

Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature on the problem of the educational environment of the University, as well as diagnostic techniques, including a modified questionnaire VI Baidenko and modified technique "Unfinished sentences

Results. The authors presented the description of pedagogical conditions of formation of transdisciplinary educational environment, the basic characteristics of adaptive competence and professional expectations.

Discussion. It is emphasized that the formation of adaptive competence is aimed at developing the abilities of the future teacher of physical culture to transfer the knowledge and skills into new conditions and apply them to solve new educational problems in a new context. High priority, significance and relevance are highlighted as parameters of adaptive competence. Professional expections of the future teacher of physical culture reflect the "expected value" of lear-ning, which reflects the cognitive constructs of transdisciplinarity.

Conclusion. The formation of a transdisciplinary educational environment allows introducing innovative components into the content and structure of quality management of training future teachers of physical culture.

Key words: transdisciplinary educational environment, quality management of training of the future teacher of physical culture, professional expectation, adaptive competence.

Highlights:

The possibilities of formation of transdisciplinary educational environment of the University are determined;

Methods of research of adaptive competence and professional expections of the future teacher of physical culture are tested;

The results of the study of pedagogical conditions of formation of transdisciplinary educational environment of the University are presented.

References

1. Mokiy M.S., Nikiforov L. S (2018) Metodologiya nauchnych isledovaniy (ucheb-nik dlya magistrov) [Research Methodology (studies. for masters)]. Moscow,Yurayt. 255 p. (In Russian).

2. Zhabakov V. E., (2016) Pedagogicheskoye upravleniya kachestvom podgotovki spestialista fizicheskoy kultury [Pedagogical quality management of specialists training in physical culture]. Monografiya. Chelyabinsk, Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosudar-

tvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 237 p. (In Russian).

3. Shamova T.I., Tretyakov I.I., Kapustin N.P. (2002) Upravleniye obrazovatelnymi stemami [Management of educational systems]. Moscow, VLADOS. 319 p. (In Russian).

4. Novikova L.I. (1985) Shkola i sreda [School and environment]. Moscow, Smysl. 80

p

5. Yasvin V.A. (2001) Obrazovatelnay sreda. Ot modelirovaniya k proektirovaniu (2-ye izdaniye) [Educational environment. From modeling to design (2nd edition)]. Mos-

ow, Smysl. 365 p.

6. Verbitsky A.A., Larionova. O.G. (2009) Lichnostny i kompetentnostniypodhody obrazovanii. Problemy integratsii [Personal and competence approaches in education.

Integration problems]. Moscow, Logos. 336 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. De Corte E. (2014) Innovatsionnyie perspektivy obucheniya i prepodavaniya v sphere vyschego obrazovaniya v XXI veke [Innovative prospects of teaching and learning in higher education in the XXI century]. Voprosy obrazovaniya. 3, 8-29.

8. Baidenko V.I. (2006) Vyjavlenie sostava kompetenciy vypusknikov vuzov kak ne-obchodimy etap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleni [Identification of the competencies of University graduates as a necessary stage in the design of the STATE HPE of a new generation]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsi-alistov. 72 p. (In Russian).

9. Moky V.S. (2017)Metodologiya transdisstiplinarnosti-4 [Methodology of trans-disciplinarity-4]. Nalchik, ANOIT. 112 p. (In Russian).

10. Salomon G., Perkins D. N. (1998) Individual and Social Aspects of Learning. Review of Research in Education. Vol. 23, 1-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.