Научная статья на тему 'Диагностика уровня сформированности правовой культуры у детей 6-10 лет'

Диагностика уровня сформированности правовой культуры у детей 6-10 лет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2743
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Есикова Т.В.

Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности правовой культуры личности. Авторская методика Т.В. Есиковой «Решение правовых ситуаций» для диагностики уровня развития первых правовых представлений детей 6-10 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня сформированности правовой культуры у детей 6-10 лет»

Диагностика уровня сформированности правовой культуры у детей 6—10 лет

Т.В. Есикова,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры воспитания

и социализации

РГПУ им.А.И.Герцена,

Санкт-Петербург,

е-шаИ: tatjana.esikowa@yandex.ru

В статье рассмотрен разработанный автором диагностический инструментарий для определения уровня сформированности правовой культуры личности, состоящий из комплекса взаимодополняющих методик. Представлена авторская методика Т.В. Есиковой «Решение правовых ситуаций» для диагностики уровня развития первых правовых представлений детей 6—10 лет, которая прошла апробацию на российских учениках в начальной школе.

• правовая культура личности • правовое сознание • взаимодополняющие методики

Формирование правовой культуры является в настоящее время достаточно актуальной проблемой, человек познает и усваивает существующие правовые нормы, оценивает их, признает или отвергает, руководствуется ими и регулирует свое поведение, принимает жизненно важные решения.

В детском возрасте осознание права возникает в процессе развития правовых представлений и понятий на основе целенаправленного диалога по правовой тематике ребенка со взрослым.1

Для изучения сложного пути формирования правовой культуры, начиная с детского возраста, возникла потребность в разработке диагностического инструментария, которым мог бы пользоваться специалист, работающий с детьми: социальный педагог, воспитатель.

Уровнями сформированности правовой культуры являются: потенциальный, недифференцированный нравственно-правовой, первоначальный элекментарно-правовой, нормативно-правовой, научный и профессиональный.

Потенциальный уровень сформированности правовых представлений ребенка заключается в том, что ребенок имеет неясное представле-

1 Есикова Т.В. Правопослушное поведение детей как психолого-педагогическая проблема // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Самара: Издательство Самарского научного центра РАН. — Т. 12. — № 5(3) (37), 2010. — С. 686—689.

ние о правовых нормах в обществе, начинает осознавать через призму художественной литературы. Оценка правовых норм и явлений на основе нравственно-правовых чувств, проявляются редко, в случае ситуации, значимой для ребенка и подростка.

Недифференцированный нравственно-правовой уровень выражается в осознании ребенком нравственных, моральных и правовых норм во взаимосвязи их содержания, когда понятия добра слитны с элементарными правовыми представлениями о норме, а понятия о зле слитны с нарушением правовых норм.

Элементарно-правовой уровень характеризуется наличием у ребенка неполных первоначальных элементарных знаний о правах и обязанностях, но не достаточно устойчивых, которые самостоятельно проявляются редко, лишь по побуждению и необходимости подражания примеру, образцу, требованию. Данный уровень может проявляться в том, что ребенок затрудняется в определении понятий «право», «права ребенка», «закон», «обязанность». С помощью педагога воспроизводит знания, интерес к получению информации в области права поддерживается педагогом. Младший школьник не имеет четких правовых представлений, слабо сформированы оценочные суждения.

Нормативно-правовой уровень сформированности правовой культуры проявляется в том, что у подростка правовые знания становятся взаимосвязанными с нравственными чувствами. Начинают формироваться моральные качества пра-вопослушной личности: подросток стремится выразить правовые представления и знания в деятельности и поведении, но ему необходима помощь взрослого. Нормативно-правовой уровень выражается в удовлетворительном владении правовыми знаниями и их ситуативном применении, соответствует владению правовыми знаниями и их применением

в жизнедеятельности. Подросток осознает необходимость приобретения правовых знаний, проявляет интерес к их усвоению, его знания точны и конкретны. Может оценить и собственный поступок, поступки сверстников и других людей, оказывает помощь людям, выполняет поручения учителя. Младший школьник осознает необходимость совершения правовых действий, правильно приходит к выводам о правомерном поведении.

Научный уровень выражается в оперировании юридическими категориями, знании правовых норм.

Профессиональный уровень развития правового сознания проявляется во владении правовыми категориями в профессиональной деятельности

Типы отношения к праву: подражательный, негативный, спонтанный, правовой реализм, правовой нигилизм, правовой инфантилизм, правовая индифферентность, правовая безответственность.

Гарантией валидности и объективности оценки являются критерии, которые выступают как эталон, оценочный стандарт достижения требуемого качества развития правового сознания.

Критерии оценивания уровня сформированности правовой культуры: когнитивный, оценочно-правовой, деятельностно-правовой, личностно-правовой.

В процессе диагностического исследования необходимо учитывать следующие основные принципы:

1) Принцип проведения исследования в естественных условиях: в игре, учебной деятельности;

2) Принцип самоценности детства как основополагающего периода жизни человека. Данный принцип предполагает учет возрастных и индивидуальных преобразований в личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста;

проектирование в системе социлльно-пЕЛАгогичЕской деятельности

3) Вариативный подход к построению и проведению диагностического исследования. Учет многогранности личности, который предусматривает вариативный подход к исследованию проблемы для получения объективных результатов;

4) Деятельностный подход как принцип организации и проведения экспериментальной работы. Развитие правового сознания происходит в деятельности. Деятельностный подход необходим, так как мы исследуем развитие правового сознания в динамике.

Основным показателем эффективности проведенного эмпирического исследования будет являться повышение уровня развития правового сознания.

Для проведения исследования правового сознания детей дошкольного и младшего школьного возраста специалисту предлагается использовать систему исследовательских методов, включающих в себя:

— анкетирование, опрос, беседу, интервью на заданную тему;

— тестирование;

— метод контент-анализа мини-сочинений;

— решение правовых задач.

Для исследования уровня развития правового сознания разработан комплекс диагностических методик.

Методика «Я имею право...» (С.А. Богданова) выявляет наличие или отсутствие правовых знаний детей дошкольного и младшего школьного возраста по набору сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка. Методика обследования заключается в том, что дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции ООН, и раскладывают около жетона-сим-

вола «Я имею право». Затем ребенок объясняет причину своего выбора.2

Методика определения уровня развития моральных суждений (Л. Кольберг, Р.М. Лернер), представляющая описание ситуаций, связанных с моральным выбором или правовой дилеммой. Ребенку дошкольного и младшего школьного возраста необходимо сделать выбор за действующее лицо и сделать оценку отношения к происходящему в описываемой ситуации.3

Методика «Решение правовых ситуаций» (Т.В. Есикова) представляет собой описание проблемных ситуаций, в которые может попасть ребенок дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенку необходимо разрешить проблемные ситуации, ответить на вопросы педагога и дать оценку происходящего. А также высказать свое мнение по поводу правовой ситуации, спрогнозировать свое собственное поведение в подобной ситуации.

Ситуация 1. Ребенок выехал на проезжую часть на велосипеде. Как могли дальше развиваться события? Правильно ли он поступил?

Ситуация 2. Дети играли с куклами в гостях. Одна девочка взяла кукольную посуду и спрятала, чтобы взять себе. Можно ли так поступать? Как это называется?

Ситуация 3. Мальчик подошел к девочке сзади и отстриг ей волосы. Можно ли так делать? Как назвать такой поступок? Мальчик нарушил права девочки?

Ситуация 4. Мальчик подошел к малышу и сказал: «Дай мне деньги или я не пропу-

2 Богданова С.А. «Твои права». Программа правового воспитания детей в подготовительной к школе группе // Дошкольная педагогика. — № 6. — 2007. — С. 15—20.

3 АнцифероваЛ.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Колберга и его школы) // Психологический журнал, 1999. — Т. 20. — № 3. — С. 5—17.

щу тебя идти дальше». Как это называется? Можно так поступать? Как по закону наказывают за это?

Ситуация 5. Дети играли вместе и нечаянно разбили дорогую вазу. Пришел папа и спросил: «Кто разбил?» Что ответили дети?

Ситуация 6. Мальчики кидали камни в дорогие автомобили во дворе. Зачем они это делали? Что им за это будет? Если хочется кидать камни, то куда их можно бросать?

Ситуация 7. Дети разрисовали красками двери парадной. Можно ли так поступать? Где можно рисовать?

Ситуация 8. Мальчик залез в чужую машину, пока водитель ее мыл. Как расценивается такой поступок? Мальчик нарушил закон? Как он может быть наказан?

Ситуация 9. Дети нечаянно разбили окно в школе, когда играли на улице в мяч. Что им будет за это? Что они должны сделать дальше?

Ситуация 10. Дети играли со спичками и разжигали огонь. Что могло случиться? Можно ли так делать?

Выбранные и разработанные нами методики позволяют выявлять уровень правовой культуры личности дошкольника и младшего школьника, выявлять у них тип отношения к праву, изучать влияние нравственного развития на правовое сознание и факторы формирования правовых установок личности.

Эмпирическое исследование осуществлялось в течение 2010—2017 гг. и имело констатирующий характер, поскольку основной целью являлось выделение этапов формирования правовой культуры личности. Исследование проводилось у дошкольников г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области и в МБОУ СОШ № 19, № 152 г. Санкт-Петербурга. Предложенные условия и методы явля-

лись равными для всех детей, что в дальнейшем позволило получить адекватные поставленным задачам результаты.

Исследование представлений о праве с помощью методик С.А. Богдановой «Я имею право», Т.В. Есиковой «Беседа о праве» выявили знания дошкольников о понятии «право», права человека и конкретные права ребенка.

24% детей ответили, что право — это значит:

— «жизнь, потому что я имею право жить» (Диана, 6л.);

— «нужно слушаться взрослых» (Артем, 6л. 5мес.);

— «думать, что ты делаешь» (Света, 6л. 3 мес.);

— «быть вежливым» (Костя, 6л. 8мес.);

— «у ребенка есть защита» (Максим, 6 л. 5 мес.);

— «свобода и все свободны» (Катя, 6 л. 7 мес.);

— «когда ты все знаешь и есть что делать» (Ярослав, 6л. 4 мес.).

20% детей не смогли сформулировать понимание понятия «право» и перечисляли права человека. 56% опрошенных детей ответили, что они не знают, что такое право.

Дошкольники думают, что защищают права детей мама и папа (82%), воспитатели (5%), близкие (3%), бабушки и дедушки (3%). 7% опрошенных детей — затруднились с ответом.

Дошкольники считают, что они имеют право на жизнь, развитие, питание и уход, воспитание в семье. Например, дошкольники рассказали, что они имеют право «быть с мамой и папой, дружить, жить дома, ходить к врачу и лечиться, гулять», «рисовать, кормить птиц, ловить бабочек, поливать цветы, делать букеты, спать,

проектирование в системе социально-педагогической деятельности

отдыхать, заниматься, ходить в детский сад, учиться, смотреть по телевизору хорошие передачи, кататься на лыжах, загорать, быть на даче, трудиться, ездить на метро и на трамвае, когда вырастут — работать, ездить на велосипеде и водить машину, разговаривать». Также многие дети давали неадекватные ответы на наш вопрос. Например, одна из опрошенных сказала, что она имеет право «разжигать костер, а если будет пожар, то она убежит в лес или на дачу» (Диана, 5 л. 6 мес.). Дошкольники понимают, что имеют право на свободу, на защиту и на счастье. 18% опрошенных дошкольников ответили, что они не знают своих прав.

Дошкольники считают, что нужны законы:

— чтобы их знали дети (58%);

— для порядка (12%);

— чтобы охранять человека (30%).

Дети дошкольного возраста точно знают, что нельзя воровать (100%), уходить с занятий (100%), выходить на дорогу, где машины ездят (100%), ходить без взрослых на улицу, потому что тебя могут украсть (7%).

20% детей ответили, что не знают законов, соблюдают правила дорожного движения — 57% и все законы соблюдают 23% дошкольников.

Нельзя нарушать закон, по мнению дошкольников, потому что «в тюрьму посадят» (27%), «в полицию заберут» (32%), «мама расстроится» (41%).

Мотивами соблюдения законов являются:

— чувство вины или нежелания расстроить — «родные и друзья огорчатся» — 75%.

— чувство ответственности, положительный образ «Я» — «не хочет нарушать», «не хочет причинять вреда другим людям» — 53%.

— страх наказания — «боится, что в полицию заберут» — 7%.

— чувство стыда — «не хочет мнение о себе портить — 3%.

Своими обязанностями дошкольники считают: «заниматься, кушать, гулять, отдыхать, маму слушаться, постель заправлять, помогать родителям, читать, учиться, слушаться родителей, воспитателей, полицейских» .

Знания о правилах дорожного движения, понимание сущности административного правонарушения и послушание взрослым у дошкольников выяснялись с помощью методик: Л. Колберга «Изучение морального сознания», Т.В. Есиковой «Решение п р а в о в ы х с и т уа ц ий » , Т . В . Е с и к ов о й «Беседа о праве». Дошкольники осознают, что если выехать на проезжую часть на велосипеде, то может быть авария (58%), ребенка задавят (27%). Если не послушаться родителей и взять велосипед, пойти гулять и велосипед сломать, то «поругают родители» (97%), «накажут (87%).

Большинство детей (94%) считают, что без разрешения брать чужие вещи нельзя. 16% из них считают, что нельзя брать чужие вещи, потому что «могут поругать», 3% — имеют четкую позицию: «это запрещено», 3% детей сочувствуют: «Нет, это плохо, дети, у которых что-то потерялось, будут плакать», 9% считают, что «невежливо», «некрасиво» брать чужие вещи, 6% считают, что можно попросить, 6% считают, что «если вещь понравилась, то можно взять и чужое».

Дошкольники имеют сформированную позицию, что драться нельзя, когда у тебя отбирают игрушку, это плохо (22%). Возникает чувство жалости к другому ребенку у 2% детей: «Он на меня обидится». В ряде случаев считают, что не надо драться, потому что другому ребенку интересна игрушка (2%). В целом дошкольники осознают, что нельзя совершать хулиганские действия по отношению к сверстникам (74%).

Дошкольники, отвечая на вопросы по методике Л. Колберга, утверждают, что

«преступник поступает плохо». В некоторых случаях дети (психически здоровые, из благополучных семей, не отличающиеся агрессивностью) категорично заявляют, что «преступника надо убить или очень строго наказать, чтобы он знал, что нельзя воровать».

Анализ ответов выявил у дошкольников три типа отношения к правовой норме:

— осознание опасности происходящего для самого себя (86%);

— ответственность за происходящее в окружающей действительности — 57%;

— страх наказания — 97%.

Ребенок дошкольного возраста в полной мере не осознает значение правовых норм, он лишь подчиняется требованиям взрослых, выполняет их, чтобы чувствовать себя хорошим, соответствовать положительному образу «Я», не огорчать значимых взрослых, избегать наказания.

У детей пяти—семи лет сформировано на житейском уровне понятие «воровство», но не сформированы понятия: «хулиганство», «порча имущества», «нанесение вреда здоровью». Анализ результатов эмпирического исследования показывает, что дошкольники осознают ситуации, в которых не соблюдается правовая норма, происходит кража, нанесение вреда здоровью человека, нарушение правовой нормы — мошенничество.

Анализируя ответы детей, можно заключить, что дошкольники при ответах чаще ссылаются на обобщенные представления, иногда на конкретных людей, на самих себя и на конкретные действия. Их представления о нравственно-волевых качествах соответствуют возрасту (97%). В сознании дошкольников наблюдаются представления о правах ребенка на жизнь, воспитание в семье, образование. Следовательно, житейское понимание правомерного поведения в обществе ими усвоено, а абстрактное

понятие «право» дошкольникам непонятно. Дошкольникам известны спонтанные представления на житейском уровне о законах Уголовного кодекса о кражах, воровстве, правилах дорожного движения. Наблюдаются недифференцированные, спонтанные представления о праве и правилах поведения в обществе. Правовые представления имеют характер, соответствующий дошкольному возрасту: «нельзя ходить без взрослых, потому что могут украсть».

Диагностика уровня сформированнос-ти правовой культуры позволила сделать следующие выводы. Дошкольники 5—6 лет имеют потенциальный уровень — 12%, то есть являются потенциально пра-вопослушными гражданами, начальный уровень — 27%, которые имеют правовые понятия и представления, но проявляют их в чувственной и деятельностной сферах самостоятельно редко, лишь по побуждению и необходимости подражания примеру, образцу, требованию. Адекватный уровень проявляется у 56% и нравственно-правовой уровень у 5% детей. В целом в дошкольном возрасте наблюдаются предпосылки к устойчивому развитию правовых представлений, дети стремятся быть добрыми, правопос-лушными, соблюдать требования взрослых, быть похожими на положительных героев и находиться в гармонии с миром.

Дошкольники с низким уровнем развития нравственного сознания не могут оценить поступки других людей, оценить поведение как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), оценку не мотивируют, нравственную оценку не формулируют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий уровень нравственного сознания, коррелирующий с высоким развитием правовых представлений, проявляется в том, что дети называют нравственные нормы, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку. Они осознанно выбирают правильный выход из предложенных ситуаций. Дети, име-

проектирование в системе социально-педагогической деятельности

ющие средний уровень развития нравственного сознания, имеют представления о справедливости, доброте и дружбе.

У детей с высоким уровнем нравственного сознания сформированы обобщенные представления о справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах. У них активно складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, себялюбие, трусость, леность.

Для проведения математической обработки нами был взят коэффициент ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. Уровень сфор-мированности правовой культуры тесно связан с уровнем развития нравственного сознания (р = 0,05).

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что дошкольники 5—6 лет осознают, когда нарушается и когда не нарушается правовая норма. Доступны для детского восприятия нарушения следующих правовых норм:

• кража;

• причинение вреда здоровью человека;

• причинение вреда имуществу;

• употребление спиртных напитков в общественных местах;

• нарушение прав личности.

В дошкольном возрасте невозможно заниматься только развитием правовых представлений для формирования правовой культуры. Необходима разработка концепции по расширению и уточнение правовых знаний дошкольников и работы по созданию правовых установок, понимания того, что нельзя нарушать права личности, права ребенка.

Проведенное нами исследование показало, что в дошкольном возрасте фор-

мируются нерасчлененные, слитные, недифференцированные нравственно-правовые представления, которые являются основой правовых представлений и первых правовых понятий в младшем школьном возрасте.

Детский возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению правовых правил и норм. Основанием формирования правовой культуры является опора на детскую эмоциональную отзывчивость, желание заботиться об окружающих людях, дружить со сверстниками, иметь успехи в учебной деятельности, желание быть хорошим.

В младшем школьном возрасте происходит дифференциация слитных нерас-члененных нравственно-правовых представлений на нравственные и правовые. Семилетние дети имеют правовые представления, идентичные дошкольникам. В младшем школьном возрасте дети начинают понимать, что есть правила, которые нужно соблюдать, так как они являются законом и его нельзя нарушать. Младший школьный возраст характеризуется эмоциональным отношением к праву и проявляется открыто.

Показателями сформированности правовой культуры в младшем школьном возрасте является наличие элементарных правовых понятий элементарный анализ правовых ситуаций, наличие позитивного отношения к праву.

В качестве предварительного метода исследования рекомендуется беседовать с родителями, педагогами, сверстниками изучаемого младшего школьника, чтобы выявить его правовые представления. Параллельно производится контент-анализ сочинений на тему «Мои права», выявляются правовые понятия в письменной и устной речи младшего школьника.

Анализ результатов по методике «Решение правовых ситуаций» выявил, что дети младшего школьного возраста осознают последствия неправильного поведения на

дороге: «задавит машина», «машины столкнутся», «ребенок может получить травму, можно кататься по проезжей части с 16 лет и только по специальной дорожке для велосипедистов». У младших школьников, по сравнению с детьми пяти-семи лет, ответы становятся более аргументированными. Дети имеют больше познаний о правовых нормах.

Исследование младших школьников позволяет выявить позитивное или негативное отношения к праву:

— позитивное отношение к праву в младшем школьном возрасте проявляется в правопослушности;

— негативное отношение к праву проявляется в том, что дети даже не скрывают агрессивные чувства.

Наличие элементарных правовых понятий отмечается у 80% испытуемых. 20% учащихся испытывают трудности в усвоении правовых знаний.

В ходе математической обработки полученных данных (по критерию Спирмена) мы пришли к выводу, что уровень правовых понятий выше у тех детей, у которых отмечается высокое нравственное развитие.

Нами был получен следующий результат: ге 0,01 = 0,66; ге 0,05 = 0,52; ге = 0,73 / ге / > ге 0,01 => Н1 — тесная взаимосвязь.

Полученные величины показывают, что существует связь между правовыми ори-ентациями и нравственным воспитанием младших школьников.

Анализ результатов исследования позволил выявить содержание познавательного компонента правового сознания. Младшие школьники осознают следующие права человека:

• право на труд, например, «у меня есть право на работу, но я пока этим правом не пользуюсь. Я только хочу стать модельером».

• право в выражении своего мнения;

• право на отдых и досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях — «у меня есть право на соревнования, спортивные игры, и я его использую»;

• право на образование (87%) — «я имею право учиться бесплатно»;

• право на гражданство (80%) — «я имею гражданство в стране Россия», «Я являюсь жителем России»;

• право на жизнь (40%) — «я имею право на жизнь»;

• право на лечение (33%) — «я имею право ездить на лечение», «Я имею право проходить УЗИ»;

• знание статьи 7 п. 1 «ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько возможно, имеет право знать своих родителей, и прав на их заботу». Один из детей написал: «Мое право нарушено, потому что я не знаю своего отца с малых лет». «Имею право на имя, отчество и фамилию». Дети отмечают, что они не должны быть подвергнуты жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания (12%).

Исследование показывает, что все учащиеся знают право на отдых и досуг, на участие в играх и развлекательных мероприятиях («У меня есть право на соревнования, спортивные игры, я его использую»). 87% детей в сочинениях отмечают, что используют право на образование («Я использую право на образование», «Я имею право учиться бесплатно»). 80% учащихся считают, что у них не нарушено право гражданства («Я имею гражданство в стране Россия», «Я являюсь жителем России»). 40% учеников отмечают в своих сочинениях, что имеют право на жизнь («Я имею право жить», «Я уже пользуюсь правом на жизнь»). («У меня есть право на работу, но я этим правом пока не пользуюсь. Я только хочу стать водителем газели»).

проектирование в системе социально-педагогической деятельности

10% младших школьников знает свое право в выражении своего мнения.

Уровнями сформированности правовой культуры личности младших школьников являются следующие. Потенциальный уровень развития правовых понятий имеют 30% детей. Нравственно-правовой уровень развития правовых понятий — 65% младших школьников. Начальный уровень развития правовых понятий — у 5% младших школьников.

В результате мы получили три группы испытуемых. В первую группу, с потенциальным уровнем сформированности правовой культуры, мы отнесли тех детей, которые владеют минимумом правовых знаний и элементарным уровнем их применения. В их активном словаре наблюдается незначительное количество правовых понятий. Они осознают необходимость знания законов, но не предпринимают действий для практической реализации, не ясно формулируют и обосновывают свои гражданские права и обязанности. Определяют главное и второстепенное, но допускают погрешности в процессе реализации того или иного правового действия. Такой ребенок не способен анализировать правовую информацию и пользоваться ею в личных интересах.

Во вторую группу, с нравственно-правовым уровнем сформированности правовой культуры, при котором преобладают недифференцированные правовые представления и понятия, отнесли тех младших школьников, которые анализируют результаты правовой деятельности, четко излагают и аргументируют свою точку зрения, однако понятийно-терминологический аппарат используют недостаточно.

В третью группу, с начальным уровнем отнести испытуемых, у которых суждения логически выстроены, имеются доступные для младшего школьного возраста элементарные понятия о праве.

Для подтверждения гипотезы о том, что формирование правовых знаний повыша-

ет уровень развития правового сознания, был проведен метод ранговой корреляции Спирмена и получена статистически значимая корреляция г = 0,5. По направлению, по данным показателям, мы можем судить, что связь прямая, положительная, то есть развитие правовых знаний ведет к повышению уровня правовой культуры личности. Следовательно, если проводить работу по формированию правовых знаний, то происходит и развитие правового сознания. Младшие школьники проявляют интерес к правовым нормам, им не безразлично, каким образом наказывают преступников.

В младшем школьном возрасте дифференцируются нравственные и правовые представления, начиная с восьми-девя-ти лет. Семилетние младшие школьники имеют правовые представления, идентичные дошкольникам. В младшем школьном возрасте дети начинают понимать, что есть правила, которые нужно соблюдать, так как они закон, его нельзя нарушать. В детском возрасте наблюдается эмоциональное отношение к праву и проявляется открыто.

Таким образом, исследование показывает, что проводить диагностику уровня сформированности правовой культуры необходимо, начиная со старшего дошкольного возраста (5—6 лет), а не в 14 лет, когда подросток достигает с юридической точки зрения дееспособности. Так как в детском возрасте начинают закладываться основы будущей правовой культуры личности и формироваться первые элементарные правовые понятия, основанные на нравственных представлениях. Представленный диагностический инструментарий позволяет оценить содержание правовых представлений и понятий и сделать вывод об уровне сфор-мированности правовой культуры личности ребенка. Рекомендуется проводить индивидуально, с каждым ребенком и составлять индивидуальную программу нравственного и правового воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.