УДК 1599
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2009 Т.В.Есикова
Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
Статья поступила в редакцию 13.03.2009
В статье представлен исторический экскурс, посвященный исследованию правового мышления. С другой стороны, анализируется исследование данного вопроса с позиций теории деятельностного подхода в контексте развития специфической потребности в общении, позитивности игровой деятельности как основы формирования правового мышления в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие ребенка, правовое мышление.
Психологическая наука и практика подтверждают важность и высокую роль необходимости развития правового мышления, а, следовательно, и нравственно-эстетических идеалов, духовных ориентиров, прежде всего, в детском возрасте. Отсутствие четких нравственных ориентиров становится причиной деструктивного поведения детей, что приводит нередко к нарушению правовых норм. Изменение образовательной парадигмы требует поиска классических и инновационных подходов к формированию правового мышления. В педагогической психологии на современном этапе необходимо нахождение эффективных методов формирования правового мышления, способного подготовить ребенка дошкольного возраста к дальнейшему разрешению возникающих проблем в их обучении и воспитании.
В философии проблемы, связанные с развитием правового мышления рассматривались в трудах классиков философии - Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля, а также в трудах отечественных философов: В.Ф.Асмуса, А.Ф.Лосева, В.О.Соловьева1.
Анализ психологической литературы показывает, что в современной науке к изучению правового мышления выделяется несколько подходов. Традиционно аспекты правового мышления детей рассматриваются как явления, связанные с отклонениями от нормативного поведения, нарушающего нравственные и правовые нормы (А.Н.Личко2). Другие ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя право как систему норм, выражающих государственные установки
(С.С.Алексеев, Л.С.Явич). Правовое мышление рассматривают как сферу духовного отражения всей правовой действительности, (И.А.Ильин, В.И.Каминская, П.И.Новгородцев, А.Р.Ратинов). Нравственность изучают как внутренний регулятор правомерного поведения (В.С.Олейников).
Ряд ученых акцентируют внимание на правах человека как общечеловеческой ценности (В.А.Караковский, М.А.Лазутова, Е.А.Лукашева, Г.В.Мальцев, А.Ф.Никитин, З.К.Шнекедорф), на моральных и нравственных ценностях (А.Н.Гусев, Ю.М.Смоленцев, А.Н.Титаренко), на нравственно-правовом воспитании школьников (И.С.Кон3).
В настоящее время возрос интерес к изучению социального развития ребенка дошкольного возраста (С.А.Козлова, Н.Г.Капустина, С.В.Федотова), в недрах которого начинает формироваться правовое мышление. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве.
Низкий уровень правового мышления изучается также в аспекте взаимосвязи с поведением агрессивного характера (С.А.Беличева4, А.С.Белкин5).
Правовое мышление представляет собой способ существования человека и общества, способ жизнедеятельности индивида, а также средство адаптации к окружающей среде и ее преобразованию. Это активный процесс познания, воплощенный в понятиях, суждениях, теориях. Следует заметить, что правовое мышление может быть и неразвитым у человека, а его формирование является важной предпосылкой правовой культуры личности. Правовым мышление становится тогда,
Есикова Татьяна Владиславовна, доцент, кафедры образования, E-mail: [email protected]
1 Ильин И.А. О сущности правосознания. - М.: Наука, 1993. - С. 18.
2 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 2005.
3 Кон И. С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 2003.
4 Белкин АС. Основы возрастной педагогики В 2 ч. Материалы экспериментального курса. Часть 2. - Екатеринбург: Уральский гос.пед.институт, 2002.
5 Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.:
Социальное здоровье России, 2003.
когда оно направлено на использование возможностей и ценностей права. При этом проектируются и используются правовые средства для достижения поставленных целей.
Процесс формирования правового мышления осуществляется в системе общего образования поэтапно с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей индивида. Правовое мышление изменяет поведение человека, которое обусловлено мотивационно-побудительной системой личности как непосредственного двигателя ее деятельности. Формируется на базе восприятия личностью правовых идей, позиций и мнений, осмысления правового регулирования. Без предварительного осознания личностью правовых предписаний не может быть и конкретных актов поведения, которые соответствуют этим законам.
Правопослушность является важнейшим условием становления успешной личности, в личном и социальном плане. Правопослушность связана с проблемой нравственного воспитания, которая волновала выдающихся педагогов-классиков: К.Д.Ушинского, Н.Н.Ланге, Е.И.Водо-возова, А.П.Нечаева, А.С.Макаренко, В.А.Сухо-млинского, психологов: Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и других6. Однако проблема воспитания правопослушной личности не разработана в научной литературе.
В преамбуле Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» указано, что одним из принципов подготовки детей к полноценной жизни в обществе является воспитание в них высоких нравственных качеств.
За пределами внимания исследователей остался вопрос, какую конкретную роль выполняет формирование правового мышления в психическом развитии детей дошкольного возраста. Личность ребенка развивается за счет самостоятельной активности, которая возникает во внутреннем (психическом) мире ребенка и в его взаимоотношениях с окружающим миром (в общении и взаимодействии с окружающими).Таким образом осуществляется успешность формирования правового мышления дошкольника. Эта позиция требует специального осмысления на уровне педагогической психологии.
Новообразованием возраста становится нравственная регуляция поведения ребенка, которая затем становится правовой. Дошкольный возраст является сензитивным для внедрения нравственных и правовых норм, правил поведения в современном социуме, формирования истинных чело-
6 Вельский П.Г. Исследование эмоциональной сферы несовершеннолетних, отклоняющихся от нормы в своем поведении. - М.: Педагогика, 2004.
веческих ценностей. В данном возрасте мораль и пример близких значимых взрослых являются необходимыми регуляторами поведения.
Изучение психологических особенностей формирования правового мышления в дошкольном возрасте базируется на основе развития у детей специфической потребности в общении, которая реализуется в игровой деятельности. В целом на акмеологическом уровне проводится исследование умений детей дошкольного возраста соблюдать правила в игровой деятельности и адекватно условиям игры общаться. Ребенок, который умеет хорошо играть, то есть понимает, принимает и выполняет правила, в дальнейшем легко принимает законы общества. Игра является необходимым средством коррекции поведения ребенка (М.И.Лисина7).
Формирование умений общаться в игровой деятельности дошкольников является позитивным фактором в развитии их правового мышления, позволяющем осуществлять контроль и регуляцию межличностных отношений (А.И.Сорокина8).
Правопослушное поведение ребенка обусловлено внутренним духовным (психическим) сознанием, эмоциями долга. Внутренние психические акты, например, гнев, радость, желания являются причиной возникновения правовых отношений.
Правовое мышление соотносится с ценностными ориентациями референтной группы дошкольников и развивающимися в ней взаимоотношениями. Они отражают представления детей, их самооценку, обусловленность мотивации успешностью или, напротив, неуспешностью развития игровой деятельности.
Работа психолога должна способствовать процессу интериоризации, то есть переходу во внутренний план внешних стимулов, побуждающих к развитию правового мышления личности (в соответствии с установками Л.С.Выготского). Для формирования правового мышления психологам необходимо создавать проблемные ситуации, а также условия, в которых ребенок может почувствовать внутреннюю свободу выбора поведения и принятия нравственного решения. В результате адекватного принятия решения необходимо активизировать положительные эмоции. На развитие
7 Лисина М.И. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников. Доклад на советско-американском симпозиуме, июнь, 1983 // Общение, личность и психика ребенка. - М.: Изд-во «Институт практической психологи». - Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. - С.204.
8 Сорокина А.И. Психологическое исследование конфликтности в детском возрасте. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2008.
правового мышления влияют глубоко личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, самостоятельно вырабатываемые и контролирующие потребности и мотивы, определяющие интересы, направленность личности, ее духовный облик и образ жизни. Правовое мышление детерминирует поведение ребенка, помогает устоять против негативных внешних воздействий и противодействий.
Неизвестно насколько адекватно формируется правовое мышление в контексте нравственных установок взрослых, а также, каким образом оно оказывает влияние на социальную зрелость дошкольников. Только в сочетании правовых и нравственных норм и правил поведения дети становятся законопослушными, дисциплинированными и исполнительными. Следовало проанализировать, как складывается у ребенка образ законопослушного человека («хорошего» по понятиям детей) и нарушающего закон («плохого»).
Необходимо было осуществить психологическое обоснование правового мышления с учетом позиций уровня сформированности потребности в общении у детей дошкольного возраста и выявить насколько данный фактор способствует функционированию процесса их общения для полноценного вхождения ребенка в социальные контексты общества.
Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. Затем ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности. Все это ведет к формированию правового мышления как потребности для развития личности на данном этапе. Ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов состоит в том, чтобы целенаправленно формировать потребность соблюдения детьми юридических норм.
Цель исследования состояла в том, чтобы выявить и апробировать психолого-педаго-гический потенциал игры как средства формирования правового мышления детей дошкольного возраста. Наше исследование позволило выявить, каким образом правовое мышление определяется новыми мотивами и потребностями, возникающими в процессе игры со сверстниками. Специфика игры выявляет различную мотивацию деятельности ребенка со взрослыми и со сверстниками, что дает возможность проследить количественную и качественную динамику увеличения понятий из области правового мышления, возникающих в играх со сверстниками и установить границы уровней их правопоступков. Как было установлено, в иг-
рах со взрослыми ребенок более обнаруживал познавательные мотивы, вследствие чего содержание правового мышления включало анализ познания объекта игровой деятельности.
В игровых действиях со сверстниками наиболее распространенными являлись деловые и личностные мотивы, которые становились источником межличностных, внутригрупповых и межгрупповых видов общения. Дальнейшая конкретизация рассматриваемых вопросов связана с предположением, что порядок включения этих видов общения в игровые действия определяется спецификой самой игровой деятельности. Вместе с тем, несмотря на более высокий показатель общения со сверстниками, чем с взрослыми, потребность в игровом действии со сверстниками, тем не менее, также оказалась выше, чем с взрослыми. Таким образом, осмысление своих правовых действий у ребенка было направлено на усвоение социальных норм взаимодействия в игровой деятельности. Обобщим, в чем заключались функции правового мышления, выявленные в процессе сюжетно-ролевых игр: 1) позитивно организуют коммуникативную деятельность и проявляются в процессе общения со сверстниками в игровой деятельности; 2) реализуются как компенсаторные и выражаются в успешном переключении внимания на другой объект; 3) появляются как воспитательные и обнаруживаются в том, что дети изменяют свое ролевое поведение в соответствии с воздействиями сверстников; 4) обнаруживают уровень правового развития ребенка дошкольного возраста.
Основой правового мышления дошкольников также является внутренняя позиция, то есть способ представлений об окружающей предметной и социальной действительности. Для определения уровня развития правового мышления нами разработаны критерии:
1. осведомленность детей об основных документах по защите прав человека (наличие знаний);
2. проявление таких качеств личности ребенка как уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (наличие умений применить правовые знания);
3. сформированность чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);
4. уважение к достоинству и личным правам другого человека;
5. соблюдение общественных норм и правил поведения.
Для того чтобы сформировать процедуру применения психологического мониторинга в процессе развития правового мышления, необходимо, на наш взгляд, разработать его целостную технологию, которая позволит отслеживать результаты уровня развития правового мышления детей дошкольного возраста, выявить тенденции формирования определенных мыслительных струк-
тур и на основе полученных данных вносить необходимые коррективы.
В исследовании рассмотрены возрастные особенности содержания и выражения правового мышления в соответствии с их стадией развития, выявлено их развивающее значение в практическом решении проблем воспитания и сделаны психолого-педагогические рекомендации практическим психологам и воспитателям.
PRESCHOOL CHILDREN'S LEGAL THINKING: PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CONSTRUCTION
© 2009 T.V.Esikova°
Bashkir Teachers' Training University named after M.Akmulla
This article deals with an excursion into the historical domain of the legal thinking research. It also gives the analysis of the issue from a perspective action approach theory in the frame of specific communication need development and posi-tivity of play activity as the base of preschool children's legal thinking construction.
Key words: preschool age, progress of the child, legal thinking.
о
Esikova Tatyana Vladislavovna, Senior lecturer of Education department. E-mail: [email protected]