Научная статья на тему 'Влияние психологических особенностей на формирование социальных качеств в дошкольном возрасте'

Влияние психологических особенностей на формирование социальных качеств в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
527
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СФЕРЫ: УМСТВЕННАЯ / МОТИВАЦИОННАЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ / НОВООБРАЗОВАНИЯ / СУЩЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА / СОПОДЧИНЕНИЕ МОТИВОВ / МОРАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / САМООЦЕНКА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / THE MAIN PSYCHIC FIELDS: MENTAL / MOTIVATIONAL / EMOTIONAL AND BEHAVIORAL / NEW FORMATIONS / SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS / CO-SUBORDINATION OF MOTIVES / MORAL MOTIVES / SELF-ESTIMATION / SOCIAL COMMUNICATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акулова Елена Федоровна

Дошкольный возраст является определяющим в социализации личности. Именно в этот период идет интенсивное духовное развитие, закладываются основные ценностные ориентиры и формируются социальные качества личности: общительность, социальная смелость, импульсивность, самодостаточность, ответственность, сопереживание, содействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Peculiarities Influence on the Pre-School Children's Social Qualities Forming

Pre-school age is a determining factor in personal socialization. The intensive spiritual development is very important during this period, the main important reference points are laid down and such social qualities of a personality as sociability, social audacity, self-sufficiency, responsibility, co-experience and assistance are formed.

Текст научной работы на тему «Влияние психологических особенностей на формирование социальных качеств в дошкольном возрасте»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 373 ББК 88

Акулова Елена Федоровна

кандидат педагогических наук, доцент г. Тольятти Akulova Elena Feodorovna Candidate of Pedagogics,

Senior Lecturer Tolyatti

Влияние психологических особенностей на формирование социальных

качеств в дошкольном возрасте Psychological Peculiarities Influence on the Pre-School Children’s Social Qualities Forming

Дошкольный возраст является определяющим в социализации личности. Именно в этот период идет интенсивное духовное развитие, закладываются основные ценностные ориентиры и формируются социальные качества личности: общительность, социальная смелость, импульсивность, самодостаточность, ответственность, сопереживание, содействие.

Pre-school age is a determining factor in personal socialization. The intensive spiritual development is very important during this period, the main important reference points are laid down and such social qualities of a personality as sociability, social audacity, self-sufficiency, responsibility, co-experience and assistance are formed.

Ключевые слова: основные психические сферы: умственная, мотивационная, эмоциональная и поведенческая; новообразования; существенные свойства; соподчинение мотивов; моральные мотивы; самооценка; социальное общение; социализация.

Key words: the main psychic fields: mental, motivational, emotional and behavioral; new formations, substantial characteristics; co-subordination of motives; moral motives; self-estimation; social communication; socialization.

В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного

"Я". Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина - это папа, женщина - это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие "Я", осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим су-

ществом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного "Я". Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного "Я" на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. Два наиболее часто применяемых термина, отражающих степень социализации личности - это идентичность и самоуважение. Правильное и моральное развитие предполагает не эгоистическую замкнутость в себе, а одушевленное служение другим людям, обществу. В последние годы много говорится о социальном воспитании, но нам видится, что нет глубокого понимания сущности данного вопроса. Из практики дошкольных учреждений видно, что данная проблема решается или на основе возрождающегося патриотического воспитания или через краеведение, но нет понимания сущности понятия «социализация». В нашем понимании, социализация - это усвоение социальных норм и правил определенного социума, поэтому этот процесс зависит не только от официальных социальных институтов, но и от неформальных объединений. Этот аспект усложняет регулируемость процесса социализации личности. Решение данной проблемы находится в плоскости социального взаимодействия в системах: «родитель - ребенок», «педагог - ребенок», «родитель - педагог», «ребенок - ребенок», «педагог - педагог». Но нельзя упускать из виду своеобразие самой личности. Ребенок воспринимает не столько то, что есть в окружающем его мире, а прежде всего то, что его влечет, что ему интересно. Таким образом, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, хотя и сложным противоречивым образом. Нельзя оградить ребенка от всего плохого, но можно обогатить его интересы, создавая развивающую среду. Чем выше уровень развития общества, тем большим искушениям предстоит противостоять подрастающему поколению, следователь-

но, тем более важно определить ценностные социальные качества, формирование которых начинается уже в дошкольном возрасте.

Программа дошкольного образования, как правило, содержит общую социальную направленность, но дифференцированный подход к различным по социализации группам детей должны осуществлять педагоги на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Данную дифференциацию можно осуществлять на основе глубокого понимания смысла социального воспитания. Знание того, что значимо для конкретного ребенка и почему значимо именно это, на наш взгляд, поможет понять, почему одни дети импульсивны, а другие -нет; почему одни дети самодостаточны, а другие нет; почему не все общительны и не все способны сопереживать; почему не все способные сопереживать -способны содействовать, почему уже в дошкольном возрасте некоторые дети проявляют такое качество, как ответственность. Говоря о социализации, важно развести две категории социализации: 1 - адаптация к любому социуму и 2 -адаптация к социуму, желающему жить по закону морали и совести. Мы стремимся ко второму случаю, следовательно, социальный ребенок должен проявлять такие качества, как общение, импульсивность, социальную смелость, проницательность, самодостаточность, сочувствие, содействие и даже ответственность. Здесь важно учесть, что мы, социализируя детей, таким образом, готовим их к интересной, но трудной жизни. Дадим определения и обоснование основным, на наш взгляд, социальным качествам личности.

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина). Вместе с передачей смыслового и грамматического аспектов языка родители и окружающие, как показывают кросскультурные исследования, передают детям некоторые ценностные ориентации и разнообразные невербальные средства общения. Социальное взаимодействие в своем развитии идет по пути ограничения им-

пульсивных форм поведения и замены их произвольными формами. Старший дошкольник пытается скрыть, подавить некоторое внутреннее состояние (дрожание голоса, качание ногой, другие движения, выдающие волнение). В формировании средств общения большую роль играют взрослые и сверстники: сюжетно - ролевые игры со сверстниками, разыгрываемые с помощью взрослых инсценировки (интонация, мимика, пантомимика, дистанция). Социализация дошкольника проявляется в умении успешно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками: в манере поведения с собственным и противоположным полом, со старшими и младшими по возрасту, в поддержании статуса в группе сверстников, в арсенале способов установления межличностных контактов со взрослыми и сверстниками. Важно отметить, что наиболее значимым показателем развития общения дошкольника является умение договариваться со сверстниками, так как в общении со взрослыми присутствует поддержка и помощь. К концу дошкольного возраста у некоторых детей появляется внеситуативноделовая форма общения со сверстником (со взрослым такая форма общения уже характерна для всех старших дошкольников). Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум линиям: увеличивается число внеситуативных контактов со сверстником и образ сверстника становится все более устойчивым и значимым. К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Однако такое личностное отношение складывается далеко не у всех детей, у многих оно эгоистическое, конкурентное по отношению к сверстникам, что говорит о несформированности таких социальных качеств как сопереживание, сочувствие, содействие. Е.О. Смирнова показала, что отсутствие игрового общения и совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке малыш видит претендента на привлекательную игрушку, а не доброго и желательного партнера. На наш взгляд, в дальнейшем такой ребенок в партнере видит конкурента, если не на владение игрушкой, то в умении действовать или с этой игрушкой или в каком-либо виде детской деятельности. Именно взрослый может повлиять на своевременный переход к субъектному

взаимодействию детей, создавая особую атмосферу общности эмоциональных переживаний. Сопереживание - сочувствие другому переживание вместе с ним его душевного состояния (С .И. Ожегов). Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других (автор). Содействие -действенное участие, оказание помощи, способствование успеху другого (автор). Все три показателя определяют потребность любить людей, способность отнестись к другому человеку, как к ценности. Функция зрелой эмоции - овладение и управление своим поведением. Сопереживание и сочувствие приводят к содействию. Причем социальные чувства могут быть и позитивными и негативными (отсутствие сопереживания: равнодушие или даже злорадство), негативные социальные чувства приводят к сложным отношениям субъекта с социумом, не способствуют его социализации. Теплое, пронизанное любовью отношение со стороны матери влияет на последующее развитие ребенка как субъекта общения. Оно является условием позитивного отношения к миру и прежде всего к людям. Позитивное мировосприятие способствует формированию социальной смелости.

Социальная смелость - смелое поведение, решимость, проявление новизны и оригинальности; способность вступать в контакты, смело вступать во взаимодействие с другими людьми (автор). Очень похожие зависимости между родительским поведением и формированием Я - концепции приводят венгерские авторы Й. Раншбург и П. Поппер. Они связывают формирующуюся Я -концепцию с такими реакциями родителей, которые они назвали “положительной (или отрицательной) стимуляцией компетенции”, которую можно выразить формулами “Ты можешь” и “Ты не можешь”. Систематическое преобладание той или иной формы стимуляции приводит к формированию у ребенка представления о себе как о способном или неспособном к самостоятельным действиям человеке. При положительной стимуляция компетенции у ребенка формируется укрепление веры в свои силы, положительное мнение о себе, развитие внутреннего контроля (самоконтроля), принятие ответственности, самостоятельность. При отрицательной стимуляции компетенции происходит ослабле-

ние веры в свои силы, складывается отрицательное мнение о себе, ориентация на внешний контроль, боязнь ответственности, зависимость.

Таким образом, способ регуляции поведения ребенка родителями становится способом его саморегуляции. Социальная смелость характерна для уверенных в себе людей, эти люди более успешны в обществе, следовательно, более социальны. Но уверенность и смелость в сочетании с неискренностью формируют позеров. Искренность и естественность присуща импульсивным личностям, недаром в библии сказано: «Будьте как дети...»

Импульсивность - это динамичность общения, которая проявляется в его эмоциональной окрашенности, экспрессивности, непроизвольности, порывистости действий под влиянием случайных импульсов. Импульсивная натура часто непосредственна, естественна (автор). Согласно тезису Л. И. Анциферовой «любые социальные воздействия. - это только факторы, актуализирующие, стимулирующие, направляющие... или тормозящие, блокирующие, деформирующие психологические усилия личности, психологическую активность [8.С.10]. Социализацию нельзя понимать так, что свойства индивидуума, первоначально обусловлены биологически, а затем по мере формирования характера человека усиливается влияние социальных условий. «Хотя тип темперамента обусловлен наследственностью, но даже его свойства изменяются под воздействием общественных условий» [8]. В самом общем виде следует отметить, что «особенность человеческого биологического начала состоит в том, что способ реализации его генетической программы лежит не в области природы, а в сфере социального».[11] В связи с этим одним из показателей социализации выступает достаточно высокий уровень психологической активности субъекта, который проявляется, как импульсивность. Для сохранения или развития эмоциональной окрашенности и непосредственности у дошкольника важно создать условия для участия детей в разных видах игровой деятельности. Именно игра способствует проявлению детских чувств и эмоций, а музыкально-театральная игра развивает это умение чувствовать и понимать чувства других, что позволяет ребенку бережно относиться к чувствам другого, понимать чужую боль и чужую радость.

Это понимание формирует в ребенке ценностное отношение к чувству вообще, такой ребенок остро и глубоко чувствует, умеет любить и ненавидеть. Важно, чтобы такой ребенок был способен не только чувствовать, но и анализировать, это защитит его в будущем от разочарований и неврозов. Социализацию свойств индивидуума следует понимать как использование и регуляцию свойств индивидуума для осуществления социально-типичных отношений личности, для достижения социально-значимых целей. Значимое и ценностное важно уметь распознать, уметь правильно понять суть вещей и отношений, этому способствует формирование такого качества, как проницательность.

Проницательность - это наблюдательность; умение многое замечать, предвидеть, угадывать, ориентироваться в социальной ситуации, понимать мотивы поведения других людей (автор). Данный показатель социализации зависит в целом от уровня развития когнитивной сферы. В качестве психологического эффекта социализации Б.Г. Ананьев назвал «интериоризацию умственных действий».[7] Логика как система умственных операций, по мнению Ж. Пиаже, тоже имеет социальное происхождение и представляет собой систему общепринятых норм и правил. Он пишет «она воплощается в совокупности состояний сознания, интеллектуальных чувств, и поведений с такими характеристиками социальную природу которых трудно оспаривать».[11] Усвоениие субъектом норм когнитивной сферы (пространственно-временные отношения, количественные, отношения классификации и сериации, нормы регулирующие отношения между людьми, вопросы бытия, смысла жизни.) приводит к формированию модальной личности. Но личность - это непросто система норм и правил, это активный субъект, способный к формированию личностного смысла и существованию на основе собственного осознания и оценивания социальных норм. Посредством анализа и синтеза человек способен выработать собственные ценностные системы. Но, правильно понимая суть происходящего, взаимодействуя с другими, не каждый способен оставаться на своей позиции. Самоактуализация, самореализация, готовность служить обществу это прерогатива самодостаточных людей.

Самодостаточность - это достаточная значительность самого себя; принятия себя таким, какой есть; способность оставаться на своей позиции и без поддержки окружающих (автор). В качестве исходного условия социализации многие авторы [8] называют две фундаментальные позиции: субъективное отношение к миру и субъективное отношение к себе, обе эти позиции взаимозависимы, как правило, доверие к миру определяет и принятие себя, что выражается таким показателем как самодостаточность. Доверие и любовь к ребенку приводят к формированию принятия себя, что выражается в определениях «я хороший, мне можно доверять». Самодостаточность - это компонент Я-концепции, формирование стандартов достижения и уровня притязаний. Чувство собственной компетенции формируется не только, когда ребенка подбадривают, но и когда перед ребенком ставят реально выполнимые задачи, с учетом его возрастных и индивидуальных способностей. Механизм формирования чувства собственной компетентности описан Й.Раншбургом и П.Поппером: чувство собственной неполноценности в силу действия социальных факторов приводит к формированию высокого уровня притязаний (степень неудовлетворенности собой) и низкого уровня ожиданий (доверие к своим возможностям). Способность к самоутверждению себя, умение адекватно оценивать себя означает способность интерпретировать воспринятое соответственно социальным нормам. Самодостаточность предполагает высокий уровень ожиданий и разумный уровень притязаний. Самодостаточный человек существенно не противоречит общепринятым нормам, обладает положительным эмоциональным отношением к себе, так как удовлетворен потребностью в социальном признании, верит в свои возможности, в хорошее, доброе, вечное, оптимист по большому счету.

Дети старшего дошкольного возраста овладевают речью, могут сформулировать и представить относительно дифференцированный результат своей деятельности. Их деятельность начинает подчиняться словесному плану. Старший дошкольник способен на фоне множества происходящих событий и впечатлений удерживать в памяти цель деятельности, сравнивать достигнутый результат с желаемым и вносить или не вносить коррективы, что зависит от уров-

ня сформированности ответственности. Ответственность, в конечном счете, определяет признание и успешность ребенка в коллективе сверстников, а в будущем - в социуме. Поведение приобретает произвольный, осознанный, целенаправленный характер. Анализ теоретических и эмпирических источников показал, что проблема формирования ответственности имеет давнюю историю: соотношение свободы и ответственности (К.А. Альбуханова-Славская, К. Роджерс и др.); ответственность как нравственная категория (Л. Колберг, Ж. Пиаже, Ж.Сартр и др.); ответственность в коллективе (А.С.Макаренко, А.В. Сухо-млинский); и др. В исследовании Е.Н. Даньковой (2008г) дано следующее определение ответственности - это «личностное качество, отражающее состояние готовности к рефлексии своего поведения с позиции нравственных правил и к ответу за результат своей деятельности перед другими и самим собой». «Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, определяемые этими качествами» (С. И. Ожегов и Н.Ю. Шведова). В нашем понимании ответственность - это социальное качество личности, для которого характерно высокоразвитое чувство долга по отношению к другому человеку, обязательность при выполнении поручений, обещаний; умение противостоять соблазнам, отвлекающим от выполнения взятых на себя обязательств. Для формировании ответственности, прежде всего, важно развивать моральные мотивы и произвольные процессы, так как ответственность это волевое качество.

В связи с темой исследования нас интересует социальная ориентация личности. По определению Л.В. Пименовой «социальная ориентация - это сложное образование, включающее познавательные и эмоциональные компоненты, реализующие функции выделения значимого для ребенка содержания. Это специфическая внутренняя деятельность ребенка, связанная, прежде всего с восприятием другого человека.». А.Г. Здравомыслов, Л.В. Пименова, Т.И. Порохов-ская, В. А. Ядов выделяют следующие показатели социальной ориентации: наличие знаний общественных норм и правил поведения; направленность внимания ребенка на предметное или социальное содержание ситуаций; степень раз-

вернутости ориентации ребенка на сверстника; выраженность эмоциального компонента ориентации и взаимодействия; доминирующий тип действий, с помощью которых ребенок осуществляет контакт с другими.

Гиддингс в «Основаниях социологии» заметил, что все социальные организации можно классифицировать на социальные, несоциальные, псевдосоци-алъные и антисоциальные.[9] Так как любую организацию составляют люди, следовательно, именно конкретные люди могут быть социальными, несоциальными, псевдосоциальными и антисоциальными. Таким образом, задачи воспитания социального человека определяются конкретными задачами для каждой группы данной социальной классификации:

- для детей с высокой социальной активностью - поддержать социальное дарование (самодостаточность, импульсивность, общение, проницательность) придать ему нравственное содержание (сопереживание, сочувствие, содействие) и создать условия для развития способностей, креативности.[ 4, 5]

- для детей несоциальных - задача в том чтобы пробудить в них социальную активность; посредством психологической диагностики [1] выявить причины социальной несмелости (робость, нежелание, незнание, неумение, страх неудачи или страх общения, низкая самооценка, безответственность); разработать программу индивидуальной коррекции (формирование проницательности [2,5], развитие общения и эмоциональной чувствительности [3,6].

- для детей третьей группы - «преодоление тех психических вывихов», которые стали результатом излома в душе, результатом нарушения естественности, непосредственности, импульсивности (отсутствие сочувствия и сопереживания, нежелание содействия, отсутствие ответственности); посредством психологической диагностики [1] следует выявить причины такого поведения и провести программу психолого-педагогической коррекции по развитию общения и эмоциональной чувствительности [3,6].

- для четвертой группы - преодоление антисоциального настроения: для очень «социальных » педагогическая деятельность должна быть направлена на освоение социальных отношений, социальных норм и правил (проницатель-

ность) [2,5]; для угрюмых и одиноких посредством психологической диагностики - создать программу коррекции самодостаточности, общения, сопереживания, сочувствия, содействия, ответственности. [3,6].

Социальные качества детей проявляются в социуме, и прежде всего среди сверстников. Что движет стремлением детей к взаимодействию? Современная наука доказала, что человеческое поведение в значительной мере находится под влиянием инстинктов. Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Видные ученые высказываются в пользу наследственной обусловленности социального поведения человека (П.К. Анохин, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Р. Дольник, Н.П. Дубинин, В.В. Зеньковский, С.Т. Шацкий и др.). Основным видом деятельности дошкольников является игра. Игра развивает в ребенке стремление всегда выигрывать. И неслучайно дети уклоняются от игр, в которых они не добиваются успехов, т.е. не дающих им основания испытать чувства превосходства. В этой связи представляет интерес концепция А.В. Петровского, в которой он отмечает, что активное включение индивида в систему социальных связей посредством совместной деятельности и общения способствует реализации потребности в персонализации. Все неудачи работы с детьми зависят от пренебрежения природными свойствами каждого ребёнка. Поэтому задачей правильной работы с детьми является создание условий для разумного выхода инстинктам. Реализация принципа, «внешнее через внутреннее» [12] помогает найти верный ориентир в понимании того, что внешние требования (задачи, цели, предъявляемые ребёнку другими людьми) всегда преломляются системой внутренних условий личности и только на этой основе превращаются в ее собственные руководства к действию, т.е. трансформируются в самоценную активность. Организация взаимодействия детей создаёт условия корректной для свободного эмоционального проявления детской сущности. Важно то, что организация взаимодействия детей дает возможность видеть и корректировать негативные проявления личностных качеств дошкольников. Ситуация взаимодействия дает широкий простор выходу доминирующим в данный момент чувствам детей. Какими будут

отношения детей, основанными на низших инстинктах или контролируемые высшими чувствами, будут отношения строиться по принципу «власть и подчинение» или по принципу «сотрудничество и честная борьба»? - это зависит от дифференцированно направленной коррекции взрослого. А.Н. Леонтьев показал, что дети могут сдерживать эмоции и подчиняться устойчивым представлениям о нормах поведения, но при условии, что у детей будут сформированы устойчивые отношения к окружающим, основная направленность личности. Составной элемент этой направленности на наш взгляд, ценностные социальные качества: общение, социальная смелость, импульсивность, проницательность, ответственность, сочувствие, сопереживание, содействие.

Библиографический список

1. Акулова Е.Ф.[Тесты на выявление коммуникативных особенностей] /Дошкольное воспитание №6//Е.Ф Акулова - Издательский дом «Воспитание дошкольника»., 2007 С.10-13

2. Акулова Е.Ф.[Познаем логические отношения] /Дошкольное воспитание №8,№9//Е.Ф Акулова - Издательский дом «Воспитание дошкольника»., 2008 С.65-70; С.65-72

3. Акулова Е.Ф.[Нарисуй музыку] /Дошкольное воспитание №11//Е.Ф Акулова - Издательский дом «Воспитание дошкольника»., 2008 С.105-112

4. Акулова Е.Ф.[Среди людей] /Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ//Е.Ф Акулова - Издательство фонда «Развитие через образование»., 2007.-292с.

5. Акулова Е.Ф.[Логика окружающего мира] /Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ//Е.Ф Акулова - Издательство фонда «Развитие через образование»., 2008.-235с.

6. Акулова Е.Ф.[Музыка и театр в старшем дошкольном возрасте] /Методическое пособие к программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»//Е.Ф Акулова - Издательство фонда «Развитие через образование»., 2002.-97с.

7. Ананьев, Б.Г. [Человек как предмет познания] / Б.Г. Ананьев. - Л., 1968.-338с.

8. Анцифирова, Л.И. [Социальное развитие личности как предмет психологического исследования: Методологические и теоретические аспекты // Психологические исследования социального развития личности.] / Л.И. Анцифирова -М.,1991.-С.5-38

9. Зеньковский, В.В. [Психология детства.] /В В. Зеньковский - М., Издательский центр Академия, 1996. - 336с

10. Партина Л.В. [Социализация человека как проблема. Автореферат.

... канд.филос.наук.] /Л.В.Партина -Алмата,1994

11. Пиаже Ж. [Избранные психологические труды.] / Ж.Пиаже - М.: Просвещение, 1969, 659 с.

12. Рубинштейн, С.Л. [Принцип детерминизма и психологическая теория мышления. -В кн.: Психологическая наука в СССР.] / С.Л. Рубинштейн - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1969, т. 1, с. 315-356

Bibliography

1. Akulova, E.F. Tests on Communicative Peculiarities Revelation / Primary Education №6 // E. F. Akulova. - ‘A Pre-schooler’s Upbringing’ Publishing House, 2007. - P.10-13.

2. Akulova, E. F. Cognizing Logical Relations / Primary Education №№ 8,9//E. F. Akulova. -‘A Pre-schooler’s Upbringing’ Publishing House, 2008. - P.65-70, P.65-72.

3. Akulova, E. F. Draw music / Primary Education №11 // E. F. Akulova. - ‘A Pre-schooler’s Upbringing’ Publishing House, 2008. - P.105-112.

4. Akulova, E. F. Among people / Guidance Manual for Teachers of PEI / ‘Development Through Education’ Publishing House, 2007. - P. 292.

5. Akulova, E. F. Logic of the Surrounding World / Guidance Manual for Teachers of PEI / ‘Development Through Education’ Publishing House, 2008. - P.235.

6. Akulova, E. F. Music and Theatre at the Pre-School Age / Teacher Edition to O. Ra-dynova’s Program ‘Music Masterpieces’ / E. F. Akulova / ‘Development Through Education’ Publishing House, 2002. - P.97.

7. Ananyev B.G. Man as an Object of Cognition / B.G. Ananyev. - L., 1968.-338 p.

8. Antsifirova L.I. Social Development of a Personality as an Object of Psychological Research: Methodological and Theoretical Aspects // Psychological Researches of a Personality’s Social Development / L.I. Antsifirova. - M.,1991.- P.5-38.

9.Partina L. V. The Problem of a Man Socialization. Synopsis of a Thesis ...Cand.of Philos. / L. V.Partina - Аlmata, 1994.

10.Piazhe Zh. Selected Psychological Works / Zh.Piazhe - M.: Prosveshchenie, 1969. -

659 p.

11. Rubinshtein S.L. Principle of Determinism and Psychological Theory of Thinking. - In the book: Psychology Science in USSR / S.L. Rubinshtein. - M.: АPN RSFSR Publishing House, 1969. - V.1. - P. 315-356.

12. Zenkovsky V.V. Childhood Psychology / V. V. Zenkovsky. - М., 1996, - 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.