ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУППЫ ДОУ
Л.В. Доманецкая
Одной из главных задач современного этапа развития образования в России является освоение ребенком общечеловеческих ценностей, среди которых выделяются: уважение человеческого достоинства, забота о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, что в работах зарубежных (Дж. Милль, М. Лютер, Дж. Харрингтон, П. Кинг, П. Гардинер, Дж. Ролз, Э. Гутман) и отечественных (Г. Солдатова, М. Поташник, Э. Соколова, А. Асмолов, А. Ха-раш, Е. Насиновская) ученых определяется термином «толерантность».
Важность этой задачи применительно к дошкольному возрасту очевидна, поскольку именно в первые годы жизни у ребенка складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому.
Особую актуальность приобретает необходимость формирования толерантных отношений между дошкольниками с разными образовательными возможностями в процессе интегрированного воспитания и обучения.
Известно, что в большинстве своем нарушение в развитии — не болезнь, а состояние. Лечение ребенка с нарушенным развитием усложняет его жизнь, подчиняя ее особому режиму, а также существенно затрудняет развитие видов деятельности, свойственных дошкольному возрасту, — игры и общения с окружающими.
Л.С. Выготский (1984) отмечал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями в развитии являются его «интеграция в жизнь и осуществление компенсаций недостатков путем активизации деятельности сохранных анализаторов» [Выготский 1984].
Таким образом, интеграция детей с нарушенным слухом в общество нормально слышащих дошкольников рассматривается в специальной педагогике и психологии как один из путей решения проблемы их социализации (Н.Н. Малофе-ев, 2000).
В настоящее время в ДОУ № 194 Свердловского р-на г. Красноярска реализуются различные модели интеграции. Одна из них — модель смешанных групп, в которых вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом.
Интегрированное воспитание и обучение обеспечивают детям с проблемами в развитии равные с их здоровыми сверстниками условия, необходимые для максимальной адаптации к жизни в обществе.
Однако, организуя данную работу, мы столкнулись с рядом трудностей.
Известно, что условиями полноценного общения в детской среде является наличие:
- взаимных симпатий;
- интереса к деятельности сверстника, стремления играть вместе;
- сопереживания;
- умения «приспосабливаться» друг к другу;
- необходимого уровня игровых умений и навыков [Рояк 1998].
Сущность же ситуации общения глухих детей со слышащими сверстниками не всегда обеспечивает реализацию перечисленных условий.
Нечеткость дикции, невыразительность голоса, затруднения в понимании обращенной речи приводят к значительному своеобразию в общении глухого ребенка со сверстниками, т. е. дети зачастую замкнуты, стесняются обратиться к сверстникам, предпочитают общение с себе подобными.
Вместе с тем со стороны слышащих детей возможны проявления негативного отношения к ребенку с нарушенным слухом: отталкивание, насмешки, выражение чувства брезгливости и т. п.
Подобные проявления в психологии принято называть интолерантностью — неприятием другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе [Безлюева, Шеламова, 2003].
А.А. Рояк выделяет следующие характерные проявления интолерантности в детской среде: ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру; ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер, часто возникают конфликты, ссоры; ребенок уходит от сверстников, и они не проявляют к нему интереса, хотя в целом не настроены агрессивно по отношению к нему; ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним [Рояк 1998].
В данном случае процесс социализации ребенка с нарушенным слухом оказывается затрудненным.
Одной из основополагающих задач интегрированного воспитания и обучения мы считаем формирование у дошкольников с разными образовательными возможностями умения строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, т. е. воспитание у них толерантности как основы жизненной позиции.
Детский сад как социальный институт имеет большой потенциал для формирования у детей толерантного отношения к сверстникам с особыми образовательными возможностями. Этот потенциал может быть реализован в процессе всех видов детской деятельности, и прежде всего игровой, выступающей ведущей в дошкольном возрасте.
Для того чтобы воспитать толерантную личность, необходимо иметь представление об основных психологических составляющих толерантности.
Г.В. Безлюева, Г.М. Шеламова выделяют следующие компоненты толерантности: эмпатия (от греч. ешраШе1а — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, то есть понимание человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы; сотрудничество — стремление человека к согласованной, слаженной совместной деятельности с другими людьми, готовность поддержать и оказать им помощь; социальная пластичность — качество, базирующееся на типологических особенностях человека и проявляющееся в коммуни-
кативной импульсивности, легкости переключения в процессе общения от одного человека к другому, т. е. возможности перестраивать свое поведение в ходе изменяющейся ситуации общения [Безлюева, Шеламова 2003].
Дети дошкольного возраста способны проявлять толерантное, гуманное отношение к сверстнику. Наличие и выраженность проявления компонентов толерантности зависит прежде всего от возрастных особенностей ребенка.
На основе изучения литературных источников нами были выявлены следующие возрастные особенности проявления компонентов толерантности детьми дошкольного возраста, представленные в таблице.
Таблица
Возрастные особенности проявления компонентов толерантности
детьми дошкольного возраста
Компоненты толерантности 3-4 года 4-5 лет 5-7 лет
1 2 3 4
Эмпатия Дети еще не могут проникнуть в эмоциональное состояние сверстника, испытать те же чувства, что и он, находясь в ситуации дискомфорта, но они обращают внимание на эту ситуацию и могут проявлять действенные способы, направленные на восстановление положительного состояния, выражающие участливость по отношению к нему. Применительно к данному возрасту можно говорить о наличии отзывчивости у ребенка по отношению к сверстнику У детей появляются способность к сопереживанию и сочувствию по отношению к сверстнику, стремление помочь и поделиться с ним, уступить ему в чем-то. Поведение, направленное на сверстника, побуждается не только стремлением соблюсти моральную норму, но и непосредственным отношением к другому. Дети могут проявлять зависть, ревность, обиду, хвастовство, демонстративность, конкурентность и пр. по отношению к сверстнику Дети могут делиться со сверстником пережитым, полученными впечатлениями, своими планами на будущее. В свою очередь, переживания другого человека способны приниматься детьми как свои (сочувствие). Дети становятся внимательнее к настроению других детей и взрослых, более дружелюбны и заботливы. Сверстник выступает как субъект самопознания
Сотрудничество Дети могут легко решить проблемную ситуацию в пользу другого (уступить очередь в игре, поделиться игрушками). Такая несогласованность действий ведет к конфликтам. Важно эмоциональное соучастие сверстника. Только в конце раннего дош- Контакты со сверстником преобладают. Совместная деятельность проявляется в общем деле - сюжетной игре, распределении ролей. Дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий и текущей ситуации. Дети способны обсуждать друг с другом подготовку к игре, планировать, принимать ее правила. Другой рассматривается как самоценная личность, он становится целью действий ребенка. Дети способны оценивать свои действия и согласовы-
1 2 3 4
кольного возраста другой ребенок становится предпочтительным партнером по вз аимоде йств ию Наблюдается безоце-ночная эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка, готовность понять его (чуткость) вать их с действиями партнера, чтобы достичь главной цели в деятельности. Высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения. Формируются дружеские отношения между детьми, желание бескорыстно помочь другому ребенку, подарить или уступить что-либо
Социальная пластичность Приемы коммуникации - передача интонации, копирование отношения, оценки (как правило, однозначной) взрослого или другого ребенка к партнеру по общению Коммуник а тивные действия разнообразны, эмоционально насыщенны. Общение со сверстником носит произвольный характер. Дети предпочитают занимать позицию равноправного партнерства Дети умеют выразить свои желания, настроения и требования, могут показать, как делать правильно, как нужно поступить, вовремя сделать замечание, продемонстрировать умения сверстнику, чтобы получить его оценку
В содержание деятельности по формированию толерантного отношения дошкольников к сверстникам с особыми образовательными возможностями в условиях интегрированной группы ДОУ мы включили: 1) развитие представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности; 2) формирование представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий; 3) воспитание активной жизненной позиции на основе осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их — не в ущерб другим; осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности; осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми; проявления терпимости, уважения к другим.
Средством формирования толерантного отношения дошкольников к сверстникам с особыми образовательными возможностями стал коммуникативный тренинг, проводимый нами в ДОУ № 194 Свердловского района и представляющий собой взаимосвязанную, поступательную серию игровых занятий, построенную в соответствии с основами групповой игротерапии.
Таким образом, содержание тренинговых занятий определяется нами как чередование коммуникативных игр и упражнений, направленных на помощь детям в самопознании, раскрытии своего потенциала, поддержании толерантности. Проводимая работа оценена экспертами как эффективная и будет продолжена.
Библиографический список
1. Бардиер, Г. Я хочу. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И.Рамазан, Т.Чередникова. - СПб., 1996.
2. Безлюева, Г.В. Толерантность. Взгляд. Поиск. Решение / Г.В. Безлюева, Г.М. Шела-мова. - М., 2003.
3. Буре, Р.С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович. - М., 2004.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4 / Л. С. Выготский . - М., 1984.
5. Дорофеева, И.И. Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом / И.И. Дорофеева, Е.А. Гиндина // Дефектология. - 2003. - № 1. - С. 54-60.
6. Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. - М., 2002.
7. Лурье, Ж.В. Психологическая программа по развитию и коррекции эмоциональномотивационной и познавательной сфер старших дошкольников в контексте детско-родительских отношений «Осьминоги и осьминожки» / Ж.В. Лурье, О.Ф. Семенова // Семейная психология и психотерапия. - 1998. - № 1. - С. 32-75.
8. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой. -М.,1978.
9. Риэрдон. Толерантность - дорога к миру / Риэрдон, Э. Бэтти. - М., 2001.
10. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников / М.И. Рожков, Л.В. Байбо-родова, М.А. Ковальчук. - Ярославль, 2003.
11. Рояк, А.А. Общение детей дошкольного возраста / А.А. Рояк . - М., 1998.