УДК 316.485.6:373.2 Я751
Ярманова Инна Викторовна
заведующая МДОУ Центром развития ребенка №7 «Елочка»
г. Ханты-Мансийска [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ КОНФЛИКТИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация:
В статье рассматривается организационно-педагогические условия формирования основ культуры конфликтирования и навыков социального партнерства у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: культура конфликтирования, пространство социального партнерства, организационно-педагогические условия.
Реальная ситуация нарастания конфликтности в детской среде на фоне несформирован-ности «внутренних этических инстанций» (по Л.С. Выготскому), авторитарность и выраженность эгоистических устремлений у большинства детей к абсолютному самоутверждению обусловили объективную необходимость разработки превентивных организационно-педагогических мер условий, направленных на своевременное предупреждение возникновения неблагополучия в социальном развитии детей. Как показывают исследования (Е.А. Аркин, А.И. Буяновер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.И. Захаров, Ф.С. Левин-Ширина, И.М. Матюшина, Я.З. Неверо-вич, О.М. Попова, А. Рояк, Т.В. Семеновских, Е.В. Субботский, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон) высока степень значимости постановки и решения этой проблемы именно в дошкольном возрасте. По утверждению Л.С. Выготского, человек как бы раб раннего детства, он всю жизнь разрешает и изживает те конфликты, которые создались в первые годы его жизни.
В дошкольном периоде закладывается фундамент дальнейшего развития личности, ее социальной состоятельности и успешности. Однако значительная часть современных родителей и педагогов, ориентируясь на искусственно сформулированные требования ранней подготовки к обучению в школе, беспечно игнорируют возрастные особенности дошкольников, де-привируя их актуальные потребности и чрезмерно (несообразно возрасту) эксплуатируя познавательную сферу, провоцируют у детей возникновение дисгармоничности и барьеров социальному и личностному развитию. Указанные явления деструктивно влияют на все компоненты здоровья, препятствуют успешной социализации дошкольников (В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, Н.А. Голиков, В.Т. Кудрявцев, Н.В. Седых). Возникающее при такой организации воспитательного процесса психоэмоциональное напряжение ведет к резкому снижению адаптивных возможностей по отношению к «токсическим» факторам внешней среды, вплоть до резкого усиления мутационного процесса, что выступает источником возникновения различных патологических генотипов и, следовательно, заболеваний (Е.Т. Лильин, В.А. Доскин). По данным Н.В. Седых [1], уже в дошкольном возрасте 15-20 % российских детей имеют хронические заболевания затяжного характера. За последние 20 лет отмечается рост количества функциональных отклонений: в 4-летнем возрасте преобладающее количество детей имеет от 1 до 3-х отклонений со стороны различных функциональных систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.). К 6-ти годам их число почти у 50 % детей возрастает до 4-5. В 6-7-летнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления! Среди 70-80 % детей, поступающих в школу, отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья - от функциональных до хронических заболеваний. Если учесть, что соматически ослабленные дети по вине взрослых «проскочили» решение типичных для этой возрастной стадии развития социальнопсихологических задач, то закономерным следствием этого явится отнесение детей к группе тотального риска в будущем. Нарушения здоровья на фоне неадекватного возрасту методов воспитания чреваты серьезными последствиями в социальном функционировании индивида, поскольку вторичный дефект является следствием первичного. По данным А.А. Левитской (2009), более 32 % 6-7-летних детей не готовы к систематическому обучению в школе.
По утверждению А.Н. Леонтьева, дошкольное детство - период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. В типич-
ной воспитательной практике он незаслуженно игнорируется. Социальная ситуация развития ребенка-дошкольника не наполняется необходимым содержанием для его личностного роста, в ней не исключаются деструктивные, непереносимые для незрелой личности факторы: игнорирование потребностей, насилие и т.д. К. Хорни ведущей причиной возникновения конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь, родителей. По данным «Газеты Ru», в России в 2003 г. покончили с собой 8 детей в возрасте от 5 до 9 лет! История человечества ранее не знала того факта, что дети дошкольного возраста добровольно, по своему желанию уходили из жизни, ведь именно этот возраст до сих пор называют невинным. Р. Сирс напрямую связывал количество агрессивных действий у дошкольников с частотой их наказания. А. Бандура выявил закономерность, суть ее в том, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Современная действительность подтверждает это положение и в отношении девочек. Не случайно в психотерапии определена закономерность, что все «вагоны» с проблемами взрослого человека загружаются именно в детстве (А. Басс, К. Хорни, Э. Эриксон, А. и З. Фрейд). Выводы ученых убеждают нас в том, что системная работа с семьей является важным компонентом деятельности специалистов ДОУ. Это находит отражение в разработанной по поручению Президента РФ от 17.03.2008 № Пр. 427, п. 3 и поручения Правительства РФ от 22.03.2008, № ВЗ-П45-1745, п. 3 государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы», в которой отмечается, что «дошкольное образование должно стать социальным институтом, чутким к интересам семей». В документе указана необходимость активнее вовлекать в воспитание дошкольников родителей, создавая детско-взрослые образовательные сообщества.
Не исключаются случаи насилия и в образовательной среде дошкольного учреждения. Ребенок при общении в детском саду может использовать копию типичной для своей семьи модели неконструктивного поведения, индикаторами которого являются неуступчивость, раздражительность, агрессивность, враждебность. Он выстраивает отношения с другими в соответствии с ожиданиями и установками своих родителей, насаждающих в его сознание естественных для своей субкультуры и картины мира «предупредительной» агрессивности, враждебности в отношении даже потенциальных обидчиков. Ребенка в такой семье не учат солидаризироваться, дружить, корректно взаимодействовать, уступать друг другу, сочувствовать, быть толерантным, стараться понять товарища по игре. Такая порочная воспитательная система особенно характерна для однодетной семьи. Лишенный опыта взаимодействия с сиблингами и участия в корректно управляемом родителями процессе их межличностных интеракций, ребенок изначально становится ее заложником, формируется как эгоистичная личность, игнорирующая интересы окружающих. Неконтролируемый со стороны родителей и педагогов просмотр агрессивных мультфильмов, телевизионных программ закрепляет порочность в его поведении. Это серьезное препятствие для организации в группе детского сада паритетных, партнерских отношений. Специалисты дошкольных учреждений, сталкиваясь с подобными проблемами, не способны педагогически грамотно управлять взаимодействием детей. Агрессивно купируя непродуктивное общение, угрожая и наказывая детей, сами наносят еще больший вред их социальному развитию, психологическому благополучию. Несформированность умений и навыков системной превенции возникновения деструктивных конфликтов среди детей, целенаправленно взаимодействовать с родительской общественностью, отсутствие реальных механизмов и педагогических средств культивирования «иммунитета» от ненависти, жестокости, неприязни и формирования у детей толерантности - это индикаторы отсутствия конфликтологической компетентности педагогов, низкого уровня психологической культуры.
«Проблема приобщения детей к культуре общения и формирования навыков социального партнерства у детей дошкольного возраста не стала предметом специального исследования и требует безотлагательной разработки» [2, с. 4]. Несвоевременность создания адекватно ситуации организационно-педагогических условий процесса формирования приобретает сложно управляемый характер, особенно на последующих этапах развития ребенка, его интеграции в социум, включая сообщество школьников. Возникший «патологический круг» требует интенсивного поиска наиболее продуктивных организационно-педагогических условий, эффективных форм образовательной деятельности, методов организации взаимодействия в образовательном пространстве как в системе отношений «взрослый - ребенок», так и в системе отношений «ребенок - ребенок», способствующих максимальному раскрытию возможностей личности ребенка, ее внутренней стабильности. Современному обществу система образования должна подготовить социально компетентных субъектов деятельности и общения, характеризующихся, с одной стороны, активностью, инициативностью, предприимчивостью, с другой - уравнове-
шенностью и высоким уровнем саморегуляции. «Продукт» системы образования должен быть многогранной личностью, обладающей навыками социального партнерства и культурой конфликтирования, способной гармонично вписываться в постоянно трансформирующееся общество. Получение такого «продукта» - «достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» - одна из основных задач, заявленных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
Значимость разработанных и внедренных в педагогическую практику подходов и образовательных технологий решения обозначенных проблем с детьми школьного возраста (С.В. Кривцова, Е.В. Мухаматулина, Р.В. Овчарова, Б.Э. Риэрдон, О.А. Селиванова, П.А. Сер-гоманов, Л.И. Семина, Н.П. Слободняк, Р. Смид, Б.И. Хасан, М.С. Хромченко, О.В. Хухлаева и др.) не вызывает сомнения. Однако, недостаточность внимания педагогического сообщества этому направлению деятельности в работе с дошкольниками, его неразработанность и отсутствие преемственности в подходах, развивающих технологиях процесса социализации на всех этапах возрастного развития препятствует реальному наращиванию человеческого капитала. Как результат - значительная часть детей не способна противостоять негативным тенденциям окружающей действительности, самой острой из которых является катастрофическое нарастание остроты противоречий, агрессивности, конфликтности и снижение социальнопсихологического благополучия подрастающего поколения.
Острая необходимость решения указанной проблемы побудила провести исследование, направленное на поиск эффективных организационно-педагогических условий формирования у детей-дошкольников социальных навыков, разработку и апробацию модели дошкольного образовательного учреждения как пространства социального партнерства. Его предназначение -превенция возникновения деструктивных конфликтов в образовательной среде ДОУ, приобщение воспитанников к культуре конфликтирования, воспитание толерантности и развитие социальной ответственности, других социальных навыков. Если отечественная школа подошла к разрешению проблемы формирования социальных компетенций и выстраивает определенную систему формирования навыков социального партнерства, то в дошкольных учреждениях еще практически не приступали даже к ее фрагментарному решению. Дошкольная педагогика только начинает осознавать актуальность этой задачи. В государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» отмечается необходимость системных и всеохватывающих изменений в дошкольном образовании, в результате которых будет обеспечена успешная адаптация каждого ребенка к школе, ранняя позитивная социализация и, как следствие, снижение случаев асоциального поведения.
Сложность и многогранность проблемы формирования у подрастающего поколения социальных навыков обусловили интерес к ней специалистов из различных областей наук о человеке: педагогики, возрастной психологии и психологии воспитания, социологии, конфликтологии.
Причины возникновения формы проявления агрессии и насилия анализировались в работах отечественных и зарубежных специалистов (А. Бандура, С.А. Беличева, Р. Бэрон, Д.В. Горелова, Е.В. Гребенкин, Л. Джавинен, С. Ларсенс, Е.Е. Маккоби, Ю.Б. Можгинский, Ж. Пиаже, Д. Ричардсон, Н.К. Савина, Р. Сирс, Э.З. Халимов, Й. Хартунг, Н.М. Хлыстова, В.К. Федорова, А. и З. Фрейд). Способы предупреждения и управления конфликтами в образовательной среде представлены в исследованиях А.Я. Анцупова, И.А. Баевой, Е.Е. Ефимовой, О.А. Ивановой,
Н.И. Кузнецовой, О.А. Матвеевой, Н.Б. Назаровой, О.Г. Петушковой, Д. Ричардсона, Б.И. Хасана, О.В. Хухлаевой, А.И. Шипилова.
Мы разделяем мнение О.А. Ивановой (2003) о значимости образовательной среды в развитии социальных компетенций детей и подростков вне зависимости от их возраста. Эту же мысль подтверждает И.А. Баева, акцентируя внимание на психологической безопасности во взаимодействии субъектов образовательного процесса. Не вызывает сомнения тот факт, что неуправляемые конфликты в образовательной среде оказывают деструктивное влияние на формирование личности воспитанников (А.Я. Анцупова, И.А. Баева, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Т.В. Семеновских, Б.И. Хасан). Последствия этих конфликтов могут оказаться чрезвычайно опасными для психического, социального и духовно-нравственного здоровья детей (Н.А. Голиков, О.М. Попова, В.В. Ситаров, Э.З. Халимов, О.В. Хухлаева и др.). Однако специалистам, работающим с детьми, их родителям не следует игнорировать наличие позитивных функций конфликта, возможности разумного использования «энергии и информации» конфликта и возможность приобретения социального опыта для развития личности. Ж. Пиаже считал, что социально-когнитивные конфликты являются источником развития детей. Этой же позиции придерживался Б.Ф. Ломов, отмечая, что в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество)» играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей. Н.А. Голиков, выделяя
функцию конфликта - «социальной прививки», придерживается позиции, что для развития социально адаптированной, предприимчивой, активно-созидательной личности конфликты в образовательной среде допустимы, но должны быть управляемыми и дозированными в формате «закона меры» [3]. По мнению В.В. Лифанова, обучение, личностный рост, уважение - эффективные средства управления конфликтом.
О.М. Попова [4] установила значимость взаимодействия родителей в семье и их отношения к проявлениям агрессивного поведения своих детей. В семье, где родители очень редко подавляют агрессию у своих детей, воспитываются чрезмерно агрессивные личности; родителям разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение. Исследование этого автора подтверждает наше мнение о необходимости повышения конфликтологической компетенции родителей как у значимых агентов развития личности ребенка. Т.В. Семеновских [5] в исследовании пришла к выводу, что педагогам в процессе формирования взаимоотношений в условиях ДОУ следует сообщать детям соответствующие знания, вырабатывать умения, навыки и привычки организовывать собственную деятельность, вступая в контакт, действовать согласованно с другими. Особая роль автором отводится умениям и навыкам игры, нравственному поведению, привычке делать полезное и приятное для других. Е.К. Мотова и Г.Б. Минина разработали систему заданий для отработки навыков саморегуляции, самоконтроля и релаксации агрессивных дошкольников с учетом специфики их возраста. В этот ответственный период обеспечиваются основы для формирования созидательной жизненной стратегии личности.
Общество «быстрого» развития создает потребность в «новых» людях, в «новой» системе образования, способной ответить на вызовы возрастающего ускорения развития всех сфер общественного бытия. К сожалению, запаздывание в этих процессах, игнорирование организации пропедевтической работы и видов деятельности в условиях ДОУ, направленных на развитие социальных компетенций, препятствуют системным преобразованиям в области формирования «нового» человека, готового продуктивно жить в условиях изменяющегося социума. Одним из актуальных направлений инновационной деятельности в системе дошкольного образования является формирование навыков социального партнерство и основ культуры конфлик-тирования. Социальное партнерство обеспечивает формирование здоровых отношений в образовательной среде между всеми ее субъектами, профилактику возникновения деструктивных конфликтов. Оно выступает в качестве ресурса развития социально-психологической компетентности воспитанников, обеспечивает возможность внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, повышая качество профессиональнопедагогической деятельности.
В процессе нашего исследования, проводимого с 2002 года на базе МДОУ ЦРР № 7 «Елочка» г. Ханты-Мансийска, мы пришли к выводу, что организационно-педагогическими условиями, способствующими качественному формированию основ культуры конфликтирования и навыков социального партнерства, являются:
1) преобразование ДОУ в пространство социального партнерства, ведущими компонентами которого являются: система продуктивных взаимоотношений субъектов образовательновоспитательного процесса, направленных на гармонизацию среды обитания ребенка (детский сад, семья); установление партнерских отношений с учреждениями, организациями (общеобразовательные учреждения, в которые пойдут выпускники учиться, учреждения дополнительного образования, учреждения здравоохранения, СМИ и т.д.);
2) повышение конфликтологической компетентности педагогов и родителей с овладением адекватных методов и педагогических технологий, формированию навыков социального партнерства и культуры конфликтирования у детей дошкольного возраста посредством развертывания системной методической работы, включающей: а) теоретическую подготовку - участие в работе лектория, семинаров-практикумов, тематических «круглых столах» с обсуждением актуальных проблем воспитания и развития детей; б) совершенствование практических навыков управления конфликтами, отработки коммуникативных навыков на занятиях проблемных групп и творческих лабораторий, коррекционно-развивающих групп (психологические тренинги, группы тематических встреч, баллинтовская группа для профессионалов и родителей); в) самообразование и консультирование специалистов;
3) использование в образовательной практике воспитателей ДОУ специально разработанных тематических сюжетно-ролевых игр, направленной сказкотерапии, артерапевтических подходов; возможностей «социального закаливания» на основе определения предела психофизиологических возможностей воспитанников, феномена перекрестной адаптации действием дробных эмоциональных нагрузок малой и средней интенсивности, коллективную рефлексию
поступков детей адекватных задаче формирования навыков социального партнерства, культуры конфликтирования дошкольников.
Реализация представленных выше организационно-педагогических условий позволяет формировать навыки социального партнерства и основы культуры конфликтирования у детей дошкольного возраста, социально-психологически подготовить к обучению в школе, оптимальной адаптации в ней, гармонично социализироваться на последующих возрастных этапах с исключением или минимизацией деструктивных конфликтов в образовательной среде.
Ссылки:
1. Седых Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис. д. пед. н. Волгоград, 2006.
2. Голиков Н.А. Социальное партнерство специалистов ДОУ как механизм повышения результативности их деятельности // Социальное партнерство в дошкольном учреждении: ресурс повышения эффективности деятельности специалистов: коллективная монография / под ред. Н.А.Голикова. Ханты-Мансийск, 2007. С. 3-14.
3. Голиков Н.А. Педагогика оздоровления в условиях полифункциональных образовательных учреждений: монография. Тюмень, 2006.
4. Попова О.М. Технология коррекции отклонений в эмоционально-нравственном развитии дошкольников: учебное пособие. Шадринск, 2009. Ч. 1.
5. Семеновских Т.В. Причина обусловленности возникновения конфликтов среди дошкольников // Качество жизни субъектов современного образования - 2008 / под ред. Н.А. Голикова. Тюмень, 2008. С. 5-14.