ность личности конкурировать на общеевропейском и мировом рынках.
В заключение можно сказать, что поликультурное воспитание способствует взаимообогащению культур, основанному на учете культурных, воспитательных и образовательных интересов различных этносов. В результате этого процесса происходит становление всесторонне развитой личности. Несовпадение культурных потребностей отдельных этносов и государственных целей образования может быть преодолено благодаря поликуль-
турному воспитанию на основе федеральных стандартов при введении в него регионального компонента.
Современная образовательная среда отличается взаимодействием новых образовательных систем, стандартов образования, содержания образования (учебных планов и программ), различных его моделей, а также наличием диалогических взаимоотношений между субъектами образования, развитие которых зависит от этнических особеннос-тей,ценностей и мировосприятия.
Примечания
1 См.: Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М., 2001.
2 См.: Разумовская Т.В. Глобальное образование в российской школе // Завуч. 1999. № 3. С. 132-138.
3 МатисВ.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул, 1997. С.100-101.
4 См.: Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1997.
5 См.: Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Ростов-н/Д, 1991. С. 30-32.
6 Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 3. С. 5.
7 См.: Матис В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул, 1997. С.105.
8 См.: МатисВ.И., Кряклина Т.Ф. Немецкая школа в регионах России. Барнаул, 1999. С. 87. 9Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999. С. 34.
10 См.: Дмитриев Г.Д. Указ. соч. С. 183.
11 См.: Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. № 10. С. 96.
12 См.: Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Указ. соч. С. 6.
13 См.: Библер В.С. Культура: Диалог культур (опыт определения) // Вопр. филос. 1989. № 6. C. 40.
14 Матис В.И. Педагогика межнационального общения: Учеб. для студ. вузов. Барнаул, 2000. С.314.
15 См.: Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. М., 2005. Т. 4. С. 348.
16 См.: Ten Ideas for Observing the international Day for Tolerance // http: www.unesco.orq/dialoque 2001/
17 См.: Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. М., 2004. С. 71.
18 См.: Le Than Khoi. From Multiculturalism to Interculturalism: The Role of Education // Hitotsubashi journal of social studies. 1995. Vol. 27, special issue. P. 93-97.
19 См.: ХолмогоровА.И. Единый и многонациональный. Рига, 1970.
20 См.: Ladmiral J-R., Lipianky E.M. Interkulturelle Kommunikation. Zur Dynamik mehrsprachiger Gruppen. Frankfurt; N. Y, 2000. P. 121.
21 См.: Сапрыкина Г.В. Диалог культур - условие развития иноязычной коммуникативной культуры студентов университета // Вестн.ОГПУ. Сер. Гуманитарные науки. 2002. № 4 (30). С. 305.
22 Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979.
23 См.: Этманова Л.А. Проблемы видов и типов билингвизма в психолингвистике // Вестн. МГЛУ. 2004. Вып. 483. С. 30-37.
24 См.: Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999.
25 Мартине А. Основы общей лингвистики // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1963. Вып. 3. С. 382.
26 См.: АюповаЛ.Л. Вопросы социолингвистики: типы двуязычия в Башкирии. Свердловск, 1988. С. 17.
УДК373
И.В. ЯРМАНОВА
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка №7 «Елочка» r. Ханты-Мансийска E-mail: [email protected]
Формирование культуры конфликтирования у детей дошкольного возраста как научно-практическая проблема
В статье представлен анализ причин конфликтов, агрессии и насилия среди детей; обосновывается необходимость системной работы с дошкольниками по формированию навыков общения и приобщения их к культуре конфликтирования.
Ключевые слова: общение, культура конфликтирования, пространство социального партнерства, психологически безопасная образовательная среда, компетентность педагога.
© И.В. Ярманова, 2010
I.V. YARMANOVA The Formation of Making Conflict Culture Among Pre-school Children as a Scientific and Practical Problem
The analysis of aggression, violence and conflict purposes among children is presented in the article. The system of work necessity with preschool children on the formation of communicative and inclusion skills to making conflict culture is proved.
Key words: communication, making conflict culture, social partnership space, psychologically secure educational environment, pedagogical competence.
Распад семьи, ее дистанцирование от
процесса воспитания, рост детской преступности и суицидальности, агрессивности и невиданного проявления жестокости, социального сиротства, отчуждение обучающихся от школы и отсутствие у них копинг-поведения в трудных жизненных ситуациях, «эмоциональная глухота», трансформация жизненных ценностей с приоритетом материальных - это лишь малая часть проблемного поля современного детства. По данным «Газеты Ru» в России в 2003 г покончили с собой 8 детей в возрасте от 5 до 9 лет! История человечества ранее не знала того факта, что дети дошкольного возраста добровольно, по своему желанию уходили из жизни, ведь именно этот возраст до сих пор называют невинным.
В 2006 г на юге Тюменской области покончили с собой 9 детей (согласно результатам исследований Н.А.Голикова). Всероссийский центр изучения общественного мнения (2004 г) представил данные из 100 населенных пунктов 39 областей России, которые можно охарактеризовать так: между «отцами» и «детьми» растет пропасть непонимания. По результатам этого исследования выявлено, что отечественной молодежи приписывают такие качества: активность и инициативность - 38%, агрессивность - 50%, цинизм - 40%.
Распространение социальной патологии характерно и для Уральского федерального округа, который за последние 5 лет стал зоной повышенной криминогенности. Депутат Государственной думы III созыва, выполнявший функции заместителя председателя Комитета по обороне В.Н.Волков в своих многочисленных выступлениях подчеркивал: «Мы вступили в эпоху самоликвидации!». На наш взгляд, значительная часть детей не способна противостоять негативным тенденциям в окружающей действительности, самой острой из которых является катастрофическое нарастание конфликтности и снижение психологического благополучия подрастающего поколения.
Ситуация, в которой находится человечество в настоящий момент, обозначается рядом ученых и педагогов, медиков, психологов, социологов как глубочайший системный кризис, в значительной степени жертвой которого становятся дети (Н.Н. Гребнева, Н.А. Голиков, В.А. Игнатова, Н.Н. Малярчук, В.М. Чимаров, И.Д. Фрумин, О.В. Хухлаева и др.). На наш взгляд, необходимы серьезный анализ и пересмотр положений традиционной педагогики и подходов в действующей системе образования. Осознание проблемного поля современного образования - ключ к решению многих психолого-педагогических задач, целевая установка для обеспечения продуктивного поиска средств и методов, внутренних и внешних ресурсов. Это императив времени, промедление в решении этих проблем чревато непоправимыми последствиями.
Анализ образовательной ситуации показывает, что, несмотря на демократизацию системы образования и попытки оздоровления взаимоотношений субъектов образовательного процесса, до сих пор не определены эффективные способы, подходы и условия организации комфортной, психологически безопасной образовательной среды, исключение или минимизация в ней деструктивных агентов, развития у детей, включая дошкольников, навыков социального партнерства. Как показывает наше исследование, в воспитательной практике незаслуженно игнорируется важнейший этап формирования личности ребенка - дошкольный период. Социальная ситуация развития ребенка-дошкольника не наполняется важнейшими для его личностного развития психоэкологическими факторами: восприятием окружающими взрослыми ребенка априори как цели, а не как средства; пониманием и безоценочным принятием; созданием благоприятной, психологически безопасной развивающей среды; тотальным чувством ответственности за вмешательство в личностное пространство ребенка и т.п. Р. Сирс напрямую связывал количество агрессивных действий у дошкольников с час-
тотой их наказания. Более того, значительная часть детей дошкольного возраста не могут посещать образовательные учреждения, их воспитание приобретает стихийный характер, потенциально агрессивная среда инициирует у них повышенную конфликтность, закрепляет усвоенные агрессивные формы поведения1. А. Бандура выявил закономерность: конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие2. Не использованные в дошкольном возрасте возможности системного развития навыков общения, социального партнерства, предупреждения возникновения деструктивных конфликтных ситуаций создают препятствия для успешной адаптации детей к обучению в школе и дальнейшему развитию навыков социального проектирования: предвидения, предвосхищения результатов своего поведения и партнеров по общению.
Сложность и многогранность рассматриваемой проблемы обусловили интерес к ней специалистов из области педагогики, возрастной психологии и психологии воспитания, социологии и медицины, конфликтологии и других наук о человеке. Причины, формы агрессии и насилия, повышенная конфликтность среди детей, способы профилактики и разрешения конфликтов в образовательной среде анализируются в работах отечественных и зарубежных специалистов (А.Я. Анцупова, И.А. Баевой, А. Бандуры, Р. Бэ-рона, Н.А. Голикова, Д.В. Гореловой, Е.В. Гре-бенкина, Л. Джавинена, Е.Е. Ефимовой, О.А. Ивановой, Н.И. Кузнецовой, С. Ларсен-са, О.А. Матвеевой, Н.Б. Назаровой, Ж. Пиаже, О.Г. Петушковой, Д. Ричардсона, Р. Сир-са, Э.З. Халимова, Б.И. Хасана, Й. Хартунга, О.В. Хухлаевой, В.К. Федоровой, А. Фрейд, А.И. Шипилова). О.А. Иванова неоднократно отмечала, что конфликтность образовательной среды обусловлена как позитивными преобразованиями, так и негативными явлениями, происходящими в обществе и системе образования в настоящее время3. Не вызывает сомнения, что конфликты в образовательной среде деструктивно влияют на формирование личности обучающихся. Их последствия могут оказаться чрезвычайно опасными для психического, социального и нравственного здоровья детей (А.Я. Анцу-пов, И.А. Баева, Н.А. Голиков, В.В. Ситаров, Э.З. Халимов, О.В. Хухлаева и др.). Однако у конфликтов есть и позитивные функции.
Ж. Пиаже считал, что социально-когнитивные конфликты являются источником развития детей. Этой же позиции придерживался Б.Ф. Ломов, отмечая, что в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей. Н.А. Голиков, выделяя функцию конфликта - «социальной прививки», придерживается мнения, что для развития личности ребенка конфликты должны быть управляемыми и дозированными в формате «закона меры»4.
Базой проводимого нами исследования является Центр развития ребенка № 7 «Елочка» г. Ханты-Мансийска - городская опытно-экспериментальная площадка, с 2002 г. по настоящее время этот центр - неоднократный грантополучатель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа. В процессе работы мы дали определение категории «культура конфликтирования». На наш взгляд, это - социально-педагогический феномен, сущность которого заключается в профилактике возникновения деструктивных конфликтов, овладении навыками разрешения конфликтов ненасильственным способом, исключении или минимизации их последствий. Безусловно, формирование культуры конфликтирования у детей дошкольного возраста - сложный процесс. Мы учитываем возрастные особенности дошкольников, создавая систему психолого-педагогических мер, направленных на формирование основ этой культуры.
Большинство исследователей (Т. В. Антонова, Т. И. Ерофеева, Р.А. Иванкова, Т. А. Репина, А.А. Рояк, Р.Б. Стеркина и др.) выделяют следующие причины конфликтов детей дошкольного возраста: неумение ребенка управлять своим поведением (в связи с излишней подвижностью), отсутствие развитых способов построения взаимоотношений со сверстниками, сочетаемое с недостаточным владением игровыми навыками, наличие отрицательных мотивов поведения.
По мнению Т. В. Семеновских5, в качестве причин конфликтов между детьми дошкольного возраста выступают:
- игрушки - у младших дошкольников, у детей среднего дошкольного возраста -роли, а в более старшем возрасте - правила игры (Л.Н. Галигузова, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин);
- «разрушение игры», выбор общей темы игры, состав участников игры, роли
в игре, сюжет игры, правильность игровых действий;
- отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения;
- неблагоприятная семейная обстановка;
- личностная предрасположенность к конфликту.
ТА. Павленко выделяет еще несколько причин конфликтов в дошкольном возрасте, которые включает в группу «личностная предрасположенность к конфликту». К ним можно отнести:
- неустойчивость и противоречивость «Я-концепции», несоответствие самооценки и уровня притязаний;
- наличие большого числа внутриличнос-тных противоречий;
- тревожность, неуверенность ребенка, неспособность утвердить себя;
- неорганизованность, недостаточный уровень развития произвольности поведения, неспособность брать на себя ответственность в конкретной ситуации из-за несформирован-ности мотивационных установок, нормативности поведения6.
В процессе многолетней опытно-экспериментальной работы нами обоснованы педагогические условия эффективного формирования навыков социального партнерства и приобщения детей-дошкольников к культуре конфликтирования:
- преобразование дошкольного образовательного учреждения в пространство социального партнерства;
- готовность педагогического коллектива к инновационным преобразованиям;
- повышение конфликтологической компетентности сотрудников и родителей воспитанников;
- установление реального социального партнерства родителей и педагогов в воспитании детей, формировании их личности;
- разработка арсенала эффективных педагогических средств и технологий формирования социальной компетентности с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
- овладение воспитателями педагогическими технологиями формирования навыков социального партнерства у детей и приобщения их к культуре общения и конфликтирова-ния ненасильственными способами.
Пространство социального партнерства -социально-психологический феномен, сущность которого заключается в формировании
системы отношений, регламентируемых принятием коллективных норм: взаимоуважения, доверия, справедливости, толерантности, инициативности и творчества, ответственности, направленных на обеспечение условий для интериоризации детей. Благодаря этому происходит их самореализация в оптимальном режиме развития, удовлетворения личностных потребностей, решения возникающих проблем ненасильственным способом.
Формирование культуры конфликтирова-ния и развитие навыков социального партнерства у детей дошкольного возраста обеспечивается специально сконструированными тематическими сюжетно-ролевыми играми, направленной сказкотерапией, системой «социального закаливания» на основе определения предела психофизиологических возможностей воспитанников, феноменом перекрестной адаптации действием дробных эмоциональных нагрузок малой и средней интенсивности, коллективной рефлексией поступков детей.
Одним из существенных педагогических условий формирования культуры конф-ликтирования детей дошкольного возраста является повышение профессиональной компетентности воспитателей, в том числе конфликтологической. Нами разработана и реализована модель повышения профессиональной компетентности воспитателей, основными компонентами которой являются: проблемные лаборатории и мастер-классы, постоянно действующий методический семинар, психологические тренинги и работа по самообразованию, педагогический коуч (персональное сопровождение педагога, развитие его профессионального мастерства) и т.п.
Формирование основ культуры конф-ликтирования и навыков социального партнерства у детей дошкольного возраста способствуют лучшей социальной и физической адаптированности воспитанников дошкольного образовательного учреждения оздоровительного типа, повышают уровень освоения образовательной программы, в дальнейшем происходит оптимальная адаптация к школе, что подтверждается результатами статистического анализа. Эффективность образовательного процесса в условиях пространства социального партнерства оценивается по критериям развития, психологического благополучия, социальной и физической адапти-рованности детей.
Примечания
1 См.: Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб., 2003.
2 См.: Мир без конфликтов / Под общ. ред. Л.И. Семиной. М., 2002.
3 Иванова О.А. Подготовка педагога в вузе к взаимодействию в конфликтной образовательной среде: В 2 ч. СПб., 2003. Ч. 2. С.202.
4 Голиков Н.А. Педагогика оздоровления в условиях полифункционального образовательного учреждения. Тюмень, 2005.
5 Семеновских Т.В. Причинная обусловленность возникновения конфликтов среди дошкольников // Качество жизни субъектов современного образования - 2008 /Под ред. Н.А. Голикова. Тюмень, 2008. С.5.
6 Павленко Т.А. Конфликты детей дошкольного возраста // Психология качества жизни субъектов современного образования: Межрегиональный сб. науч. тр. / Под ред. Н.А. Голикова, О.М. Чиковой. Тюмень, 2006. С.18.
УДК 373.3+37.016:502/504
А.Г ТИМОФЕЕВА
Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]
Основные характеристики средового подхода к начальному экологическому образованию
Понятие среды для педагогики далеко не ново. Вместе с тем на данном этапе развития средового подхода актуальны вопросы: является ли средовая организация образовательных систем совокупностью качественно своеобразных педагогических принципов, не свойственных другим подходам, или представляет собой одну из образовательных технологий либо ее элемент (фактор, ресурс, средство)? В нашем исследовании мы даем трактовку этих методологически важных позиций, выделяя ключевые характеристики средового подхода, позволяющие обосновать целесообразность и обозначить специфику его применения к начальному экологическому образованию.
Ключевые слова: экологическое образование младших школьников, образование для устойчивого развития, средовой подход, образовательная среда, экопсихология, экопедагогика, здоровьесбережение в начальной школе.
A.G. TIMOFEEVA
The Main Characteristics of the Environmental Approach to primary Ecological Education
The concept of environment is far from being a novelty in pedagogy. Along with this, at the present stage of the development of the environmental approach the following issues are actual: is the environmental approach a unity of qualitatively specific pedagogical principles alien to other approaches or does it present one of the educational technologies or its element (factor, resource or a means)? In our investigation we interpret these methodologically important issues, highlighting the key characteristics of the environmental approach, allowing for proving its reasonability and identifying the peculiarities of its implementation in primary ecological education.
Key words: ecological education of primary school children, education for sustainable development, environmental approach, educational environment, ecopsychology, ecopedagogy, health safety in primary school.
Истоки концептуального становления средового подхода следует искать, прежде всего, в гуманистической педагогике и экопсихологии. Этот подход несет на себе черты новой личностно-деятельностной парадигмы в педагогике и наряду с этим имеет мощный потенциал экологизации, соответствия новым задачам так называемого «образования для устойчивого развития», не являясь при этом их перифразой или компиляцией. Активная разработка новых образовательных ориентиров, оформившихся в гуманистическом, культурологическом, си-нергетическом и экологическом подходах,
инициирует дальнейший поиск путей инс-трументализации заложенных в них принципов. С этим связано, по нашему мнению, и появление средового подхода. Как показывают работы В.А. Ясвина1, Ю.С. Мануйлова2, С.Ф. Сергеева3, возможности рационализировать и операционализировать освоение и использование среды в учебно-воспитательном процессе очень велики. Однако нужно отметить, что обращение к проблематике средовой организации образовательных систем в педагогических исследованиях носит на данном этапе преимущественно методологический характер: определяются систе-
© А.Г. Тимофеева, 2010