ISNN 1029-3388
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Абдульманова Л. В.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современных социально-экономических, геополитических и образовательных условиях вопросы сохранения здоровья детского населения становятся приоритетными в деятельности государства и общества. В настоящее время на федеральном уровне принят ряд документов, в которых подчёркивается роль физической культуры в оздоровлении нации («Закон о физической культуре и спорте»; «Концепция охраны здоровья населения»; «Национальная доктрина образования»; «Концепция развития физической культуры и спорта»). В «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации» в числе первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, указано на создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом. В «Национальной доктрине образования» в качестве одной из основных целей физического образования определено воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта. В данном документе отмечается необходимость возрождения этнической самобытности народов России, их культур, традиций в самосохранении и саморазвитии личности. Народная культура рассматривается как средство становления у подрастающего поколения здоровьесберегающего опыта. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается приоритетность воспитания, интегрированного в общий процесс обучения, развития и образования. Важнейшей задачей является воспитание здорового поколения, способного активно, самостоятельно, успешно участвовать в разнообразных сферах жизни общества. В законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура и спорт рассматриваются как средства профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, а также воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами. В «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации» подчеркивается необходимость улучшения качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно детей и молодежи. В концепции обозначены задачи и условия формирования физической культуры и спорта: необходимость обеспечения гражданам равных возможностей заниматься физической культурой и спортом, формирования у населения, особенно у детей и подростков, устойчивого интереса и потребности в данном виде культуры.
30
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
Образование является одним из решающих факторов, определяющих обновление и прогресс общества. Новые задачи, стоящие перед образованием, связаны с осознанием серьёзных проблем современной цивилизации, одной из которых является сохранение генофонда. Современная парадигма образования предоставляет человеку средства осознания собственной значимости, необходимости сохранения себя и окружающего мира (Ю.П. Ветров, Н.С. Розов, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.). Развитие современного гуманистического образования обуславливает необходимость поиска новых принципов модернизации образования, в целом (М.Н. Берулава, О.А.Зимина и др.), и физического воспитания и образования, в частности, переосмысления его целей, задач, методов и форм (А .А. Горелов, Ю.М. Николаев, В. А. Петьков, Е.В. Утишева, Ю. К. Чернышенко и др.) на основе ценностного, междисциплинарного, поликультурного, этнического, пространственного подходов, оптимизирующих новые возможности процесса физического развития личности.
Обоснование места и роли физической культуры в системе других культур связано с анализом теоретических аспектов в самой культуре. Так, до конца 60-х-начала 70-х годов, физическая культура рассматривалась как часть общечеловеческой культуры, как совокупность достижений в области физического совершенствования человека. Однако, по мнению Ю.М.Николаева, данное понятие рассматривалось формально, давалась оптимальная характеристика данного явления без учета его собственных признаков, «что не ориентировало на позитивное решение вопросов практики, не способствовало приобщению занимающихся к ценностям данного вида культуры» (4,с.148). В дальнейшем раскрытие сложности феномена физической культуры, его многомерности и многоаспектности было связано с разработкой в теории культуры деятельностного, ценностного и системного подходов (В. М. Выдрин, Ю.М.Николаев, Н. А.Пономарев и др.).
На современном этапе анализ теории и практики физической культуры позволил выявить сложившиеся концепции физической культуры: деятельностная (А. Воль, В.М. Выдрин, А.А. Гужаловский, Б.Е. Естафьев, М.С. Каган, Г.И. Кукушкин, Э. С. Маркарян, Л. П. Матвеев, Н.И. Пономарев и др.); системная (В.К. Бальсевич, Ю.М. Николаев, В.И. Столяров и др.); социокультурологическая (И.М. Быховская, Л.И. Лубышева, С.Д. Неверкович, Ю.М. Николаев, В. А. Петьков, В.И. Столяров, Е.В. Утишева и др.). В современных исследованиях разрабатывается методология, ориентированная на осмысление физической культуры с позиций культурологического, гуманистического подходов (Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев, Е.В. Утишева и др.).
В теории и практике физической культуры в настоящее время лишь начинает формироваться аксиологический подход к осмыслению ценностного потенциала физической культуры. (В. К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Г.Г. Наталов, Ю.М. Николаев и др.); выделяются общественные и личностные ценности физической культуры (В. К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, А.В. Петьков, Г.М. Соловьев, В.И. Столяров и др.): интеллектуальные (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышевой, Ю.К.
31
ISNN 1029-3388
Чернышенко и др.); двигательные (В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, Г.Г. Наталов, Ю.М. Николаев и др.); технологические, мобилизационные, интенционные и валеологические (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева и др.). При этом остаются за пределами внимания ученых весьма важные вопросы систематизации ценностей физической культуры, создания единого пространства поддержки физического развития ребенка и проявления его личностных ценностей и др.
В теории дошкольной педагогики физическое воспитание рассматривается в деятельностной парадигме и определяется как процесс приобретения ребенком различных двигательных умений и навыков, развития его физических качеств и сохранения здоровья. Развитие теории физического воспитания в дошкольной педагогике осуществлялось в различных направлениях: игра как средство и метод физического воспитания и развития личности ребёнка (Е.А. Аркин, Т.С. Блощицина, А.И. Быкова, М.М. Канторович, Н.С. Кильпио, Е.Г. Леви -Гориневская, Л.И. Михайлова, Н.В. Потехина, Э.Я. Степаненкова, Е.А. Тимофеева и др.); особенности развития произвольных движений у детей раннего и дошкольного возраста (А.А. Гиневская, Т.О. Глущенко, Е.Д. Гребенщикова, Т.С. Грядкина, Е.В. Давиденко, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская, С .Я. Лайзене, В. А. Шишкина, Н.Л. Фигурина, М.И. Фонарёв, В.Н. Шебеко и др.); особенности обучения детей основным видам движений (О.Г. Аракелян, Е.Н. Вавилова, Л.Г. Виноградова, Л.В. Карманова, М.Ю. Кистяковская, Н.П. Кочетова, Т.И. Осокина И.И. Сергееня, А.Д. Удалая, З.С. Уварова, Д.В. Хухлаева и др.); развитие физических качеств дошкольников (Е. Н. Вавилова, Л.Н. Жданов, О. А. Каминский, С.О. Филиппова, В.Г. Фролов и др.); использование спортивных упражнений и игр с элементами спорта в физическом воспитании детей (Э.И. Адашкявичене, М.П. Голощекина, В.Г. Гришин, А.В. Листинева, Т.И. Осокина и др.); особенности двигательной активности детей дошкольного возраста и пути её повышения в детском саду (А. Дмитриев, Ю.Ф. Змановский, Н.Т. Лебедева, Н.М. Ледовская, М.А. Рунова, Г.В. Сендек, В.Г. Шалыгина, В.А. Шишкина, Г.П. Юрко и др.); организация физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста (З.И. Ермакова, Н.Н. Ефименко, Л.В. Карманова, А.В. Кенеман, В.Г. Фролов, Н.В. Полтавцева, Е.А. Сагайдачная, Д.В. Хухлаева и др.); обучение детей дошкольного возраста общеразвивающим упражнениям (П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Н.А. Метлов, С .Г. Меринов, Н.А. Ноткина и др.); построение оптимального двигательного режима в детском саду (З.И. Ермакова, Ю.Ф. Змановский, Г.В. Сендек, О.В. Силина, Р. В. Силла и др.).
Анализ исследований выявил основную проблему физического воспитания детей дошкольного возраста - процесс воспитания не рассматривался как социокультурная практика приобретения, накопления ребенком способов сохранения своего здоровья. В основном процесс физического воспитания выстраивался в рамках деятельностного подхода, который диктовал необходимость формирования двигательных навыков и умений. Современные Федеральные государственные требования (ФГТ) к основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения актуализируют вопрос о
32
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
формировании у детей основ культуры здоровья, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, что и обуславливает актуальность представленного исследования.
Период детства определяется как сензитивный в развитии различных способностей ребенка дошкольного возраста. Основные теоретико -методологические подходы к изучению проблем детства определены в исследованиях Л.С. Выготского, В.Т. Кудрявцева, А.Н. Леоньева, В.С. Мухиной. С.В. Петериной, В.И. Слободчикова, Е.Н. Сорочинской, Р.М. Чумичевой, Д.И.Фельдштейна и др., в которых обращено внимание на особенности субкультуры детства как пространство и время накопления ребенком ценностного потенциала. Этот период определяется основополагающим в развитии личности ребенка: формируются начальные формы осознания смысла окружающих ребенка явлений (В.В. Давыдов, Т.С. Комарова, И.Э .Куликовская, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин и др.), накапливается социально-нравственный опыт и социально значимые мотивы его поведения (Л.И. Божович, А. А. Люблинская, С. А. Козлова, Н.А. Платохина, С.В. Петерина и др.); опыт самопознания, самосохранения, самоуправления поведением (Н. А. Авдеева, Л.В. Грабаровская, Т.С. Грядкина. С. А. Дудникова, О.Л. Князева, М.В.Корепанова Р.Б. Стеркина, и др.), формируется двигательный опыт (А. В. Кенеман, Н.А. Ноткина, Т.И. Осокина, Э.Я. Степаненкова и др.). При этом недостаточно освещенными остаются вопросы о значении периода детства в освоении ценностного потенциала физической культуры, несмотря на то, что в ряде работ эти проблемы исследовались (Г.К. Зайцев, В.Т. Кудрявцев, Л.И. Лубышева. В.М. Немеровский, Ю.М. Николаев, А.В. Петьков, Е.А. Сагайдачная, Ю.К. Чернышенко и др.).
Смена парадигмы образования с деятельностной на аксиологическую, культуросообразную, антропологическую актуализировала вопросы развития, воспитания, обучения детей с учетом их не только психофизиологических особенностей, но и природных, социокультурных условий, определяющих жизнь (активную или пассивную в физическом, психическом, социальном ее проявлении) и здоровье ребенка. Именно условия развития региона обуславливают региональную составляющую образования, влияющего на развитие личности в целом и формировании физической культуры, в частности. В нашем исследовании осуществлен поиск теоретических и научно - методических подходов к формированию физической культуры ребенка-дошкольника не только в контексте ФГТ, но и с учетом региональных особенностей (природных, социальных, культурных, экономических и др.), выступающих в качестве факторов модернизации содержания и технологий физического воспитания детей дошкольного возраста, что так же актуализирует настоящее исследование.
В исследовании процесс формирования физической культуры детей дошкольного возраста спроектирован на теоретических основах, раскрывающих педагогические механизмы, обеспечивающие результативность в достижении дошкольниками достаточного уровня представлений о ценностях движений в
33
ISNN 1029-3388
обеспечении здоровья, ценности здорового образа жизни и наличия двигательного опыта - закономерности психического развития, принципы и закономерности организации педагогического процесса с учетом индивидуального развития, созревания и состояния здоровья ребенка.
Разработанная автором концепция формирования физической культуры детей дошкольного возраста ориентирована на решение современных проблем детства и сохранения здоровья ребенка, как высшей ценности жизни человека. В основу концепции положены идеи детства как пространства и время сохранения здоровья и накопления двигательного опыта ребенка; преемственности культурноисторического опыта и традиций сохранения здоровья человека, технологий формирования физической культуры; единства природного и культуросообразного пространства как среды формирования физической культуры ребенка; интеграции ценностей физической культуры народа в региональный контент содержания физического воспитания дошкольников.
На основе существующих теоретических подходов к определению физической культуры как одного из вида общечеловеческой культуры в диссертации раскрыт авторский подход к дефиниции физической культуры детей дошкольного возраста, уточнено содержание интеллектуальных и двигательных ценностей физической культуры, выделены ее показатели. Понятие «физическая культура дошкольника» рассматривается как многомерное явление, обеспечивающие ребенку выбор тех или иных движений для самовыражения, саморазвития и самосохранения себя как уникальной здоровой личности. Составляющими физической культуры ребенка являются - культура движения, культура телосложения и культура здоровья.
Понятие «Культура движения» включает представления детей о движениях как знаке и символе культуры, способность ребенка понимать красоту движений, самостоятельно трансформировать двигательный и социокультурный опыт в среде жизнедеятельности - естественно, свободно, творчески самовыражаться, гуманно взаимодействовать и обеспечивать пространство оздоровления. В исследовании движение рассматривается как знак, символ, с помощью которого обеспечивается вхождение ребёнка в мир физической культуры. Формирование двигательного опыта, направленного на самосохранение, происходит на основе развития у ребёнка осмысленных движений и двигательного воображения.
Понятие «культура телосложения» включает представления ребенка о строении своего тела, его красоте, физическом идеале, своего физического облика, положительное его оценивание, способность сохранять и поддерживать тело и организм. Образ собственного тела является основой самооценки личности, условием ее успешной самореализации. Сложившееся отношение к телу как к культурной ценности, источнику жизненного благополучия, внутренней гармонии, способствует успешной самореализации ребенка. Культура телосложения развивается у ребенка под влиянием непосредственного контакта с окружающим
34
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
миром. Использование культурно-этнических архетипов выступает условием становления эмоционально - ценностного отношения к собственному телу
В нашем исследовании указывается, что возрождение народной, национальной культуры способствует воспитанию поколения, проявляющего заботу о своём внешнем облике, отражающем внутренний мир народа. Мы полагаем, что в качестве источников физического воспитании личности ребенка выступают представления народа о физическом идеале, отражающемся в фольклоре. Культура телосложения определяется условием развития личности и этноса, к которому она принадлежит. Тело человека перестает быть только биологическим организмом и наполняется нравственным смыслом, когда само понятие телесности рассматривается как культурное явление. Отношение к культуре телосложения как ценности не только личности, но и этноса, использование в физическом воспитании этнических образцов способствует культурной идентификации личности и установлению культурного диалога между детьми, принадлежавшими к разным народам, но объединенных в общем воспитательном пространстве.
В понятие «Культура здоровья» входят представления ребенка о самом себе как части природы, уникального и совершенного создания, здоровье как ценности жизни; способность сохранять его, выполняя определенные правила, действия, движения. Здоровье ребёнка рассматривается в исследовании как комплексная, качественная характеристика развития личности. Степень развития культуры здоровья определяется пониманием необходимости и потребности в здоровом образе жизни.
В диссертации разработано содержание процесса формирования физической культуры детей дошкольного возраста: система знаний о себе, строении своего тела, организма, движении как знаке, сигнализирующем о скрытых чувствах, эмоциях, переживаниях (недовольство, готовность и т.п.). Показателем сформированности физической культуры детей дошкольного возраста является самостоятельная двигательная активность ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Самостоятельная двигательная активность определяется как комплекс самостоятельных, осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранное взаимодействие ребенка с миром.
В исследовании спроектирована целостная модель процесса формирования физической культуры детей дошкольного возраста, которая представляет собой организованное на культуросообразном подходе пространство, включающее интеграцию компонентов: содержательно-целевого, отражающего идеал здорового и физически развитого человека; ценностно-ориентированного, включающего метатексты - ценности физической культуры народа в региональный контент дошкольного образования; технологического, ориентированного на становление двигательного опыта и способов сохранения здоровья.
В моделируемом пространстве дошкольного образовательного учреждения посредством события, взаимодействия, диалога, алгоритма обеспечивается раскрытие смыслов социальных и культурных кодов и движений. Это
35
ISNN 1029-3388
пространство наполнено личностными смыслами, потому что ребенок не выполняет в нем доведенные до автоматизма действия, движения, а проживает различные культурные ситуации, позволяющие ему понять ценность здоровья, красоты, физического развития. Пространство дошкольного образовательного учреждения наполнено социальными и культурными ритмами, гармонизирующими внутренний и внешний мир дошкольника. В связи с этим музыкально-ритмические и танцевальные движения являются ведущими средствами формирования физической культуры детей дошкольного возраста. Феномен музыкально-ритмических и танцевальных движений, относящийся к невербальной знаковой системе и связанный с эмоциональной, чувственной стороной жизни ребенка, является уникальным и ничем не заменимым.
Музыка влияет не только на эмоциональное, но и на физическое состояние ребенка. Танцевальная деятельность детей способствует развитию моторики, ритмичности и координации, обеспечивает эмоциональное благополучие ребёнка. Она развивает воображение, формирует процесс восприятия, посредством включения в работу обоих полушарий мозга. Психофизическая гармонизация личности ребенка, его здоровье и эмоциональное благополучие достигаются в танце через творческую импровизацию самого ребенка. Результатом танцевальной деятельности является не только улучшение самочувствия детей, но и рождение ощущений самобытности, приобщения к двигательной культуре своего народа. Танец способствует сохранению целостности чувственного и интеллектуального «Я» ребёнка, что улучшает его здоровье, стимулирует самостоятельную двигательную активность.
При разработке технологии формирования физической культуры у детей дошкольного возраста мы ориентировались на данные определения понятия «педагогическая технология» как совокупность методов, как научное описание способов. Как профессиональная категория, педагогическая технология появляется в нашей стране и за рубежом с начала шестидесятых годов двадцатого века. В отечественной и зарубежной педагогике происходит эволюция понятия «педагогической технологии». В.И. Боголюбов, подчеркивая многозначность изучаемого понятия, показывает путь его развития: от технической интерпретации до «научного описания педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату» [2,с. 123]. Возрождение в отечественной педагогике гуманистических традиций обусловил утверждение в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий. В книге В.В. Серикова «Личностноориентированное образование: Поиск новой парадигмы» выделены сущностные характеристики личностно-ориентированной педагогической технологии: жизненная контекстность, диалогичность и игровое взаимодействие участников [3,с.120].
Технология «Твори здоровье сам» строилась на основе следующих теоретических положений:
36
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
- субкультура детства - это пространство, наполненное ритуалами, играми, словотворчеством, в которых объективируется система представлений о мире и ценностях в нём;
- интеграция - оптимальный способ конструирования вхождения в мир физической культуры;
- способы вхождения ребенка в мир физической культуры - игровая интегрированная двигательная деятельность, народная подвижная игра, диалог.
При построении технологии ее универсальной единицей рассматривалась двигательная деятельность, которая определялась как механизм обеспечения процесса включения ребёнка в физическую культуру. Как отмечает К.А.Альбуханова-Славская, «деятельность не является чем-то самодавлеющим, каким-то самостоятельным образованием, ее сущность производна от сущности деятеля» [1,с.6]. Характеристиками двигательной деятельности выступают: единство содержательного и процессуального компонентов, взаимосвязь целеполагающей и целеисполняющей деятельностей. Виды двигательной деятельности проектируются как возможное содержание двигательного, оздоровительного, релаксирующего опыта, которым личность могла бы овладеть в данной ситуации. Целью двигательной деятельности ребёнка выступает формирование его физической культуры, ориентация или переориентация сознания на здоровье, здоровый образ жизни, обеспечение выбора, принятие и апробация в собственном опыте ценностей своего организма, тела и его движений.
Содержательный компонент технологии представлен разработанной нами программой «Ребёнок и его физическая культура», основной целью которой является приобщение детей к ценностям физической культуры как одной из видов культуры, что обусловливает решение следующих задач:
В основу структуризации содержания программы положен блочномодульный принцип, который обуславливал относительную самостоятельность каждого блока, чёткую структуру и единство целей. В конструирируемом нами содержании программы было выделено три раздела:_«Я - мой организм, мое здоровье», «Я - мое тело - здоровье» и «Я - мое движение - здоровье». В содержании программы «Ребенок и его физическая культура» открывается мир живого, самоценность человека, его физическое и эстетическое отличие от других существ, красота тела, движений, путь бережного отношения к своему здоровью. Новым в содержании является материал по ознакомлению со способами сохранения своего здоровья и построения здорового образа жизни.
Технология «Твори здоровье сам» реализуется в разных видах двигательной деятельности: специально-организованной, совместной и индивидуальной. Специально-организованная двигательная деятельность представлена следующими видами: интеллектуально-двигательная, игровая, тренирующе-познавательная и диалогово-оздоровительная. Наиболее общие требования к построению двигательной деятельности:
37
ISNN 1029-3388
- обусловленность одних видов другими, связь содержания интеллектуально - познавательных видов деятельности с содержанием игровых и тренирующих;
- представление проектируемой деятельности в процессуальной форме;
- последовательность выстраивания в определенной закономерности и логике видов двигательной деятельности;
- наделение личностным смыслом содержания двигательной деятельности через такие операции, как оценивание, осмысливание, рефлексию;
- выявление способов взаимодействия участников двигательной деятельности, их функций, ролей, связей;
- мотивационное обеспечение двигательной деятельности на основе создания возможностей самореализации участников её процесса.
Составляющей технологического компонента является предметнопространственная среда как система искусственного происхождения. В пространственно-предметной среде дошкольного образовательного учреждения создаются условия для самостоятельного приобретения ребенком опыта познания себя, своего организма, тела и его движений, способов сохранения своего здоровья, стимулируется проявление самостоятельной двигательной активности. Она создает определенную психологическую комфортность ребенку: внутреннюю защищенность, выбор различных форм активности и самостоятельности.
Таким образом, разработка теоретических основ процесса формирования физической культуры детей дошкольного возраста (подходы - культуросообразный, пространственный, личностно - ориентированный и др.; принципы -культуросообразности, аксиологичности, целостности, деятельности, диалогичности, антропоцентризма, закономерности - обусловленность уровнем индивидуального развития, созревания и состояния здоровья ребенка, его сенсорным и двигательным опытом, осознанием ценностей движения в жизни человека, активной самостоятельной позицией ребенка в двигательной деятельности) обеспечила результативность в достижении дошкольниками достаточного уровня сформированности физической культуры (представлений о ценностях движений в обеспечении здоровья, ценности здорового образа жизни и двигательного опыта).
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. - М: Мысль, 1991. 298с.
2. Боголюбов, В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия //Педагогика. 1991. № 9. 123 с.
3. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании. - Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
4. Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. - СПб. 1998. 218 с.
38