Научная статья на тему 'Динамика показателей психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного процесса ДОУ'

Динамика показателей психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного процесса ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
442
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL STATE / INTERRELATION OF CHANGES IN HEALTH OF CHILDREN AND ADULTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ниманихина Ольга Ивановна

В статье проводится анализ понятия «психологическое здоровье», представлены результаты эмпирического исследования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста, выявлены критерии психологического здоровья детей и родителей, описаны изменения в психологическом здоровье детей после проведения комплексной авторской программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parameters' dynamics of psychological health of children of senior preschool age in conditions of PEE educational process

The author analyses the notion of psychological health, provides results of empirical research of psychological health of senior preschool children, criteria of psychological health of children and parents are discovered. The changes of psychological health of children and parents appeared after athour's complex program are described in the article.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного процесса ДОУ»

WWW.PRO.RSU.RU

Ниманихина О.И.

Динамика показателей психологического здоровья детей

старшего дошкольного возраста в условиях образовательного процесса ДОУ

В статье проводится анализ понятия «психологическое здоровье», представлены результаты эмпирического исследования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста, выявлены критерии психологического здоровья детей и родителей, описаны изменения в психологическом здоровье детей после проведения комплексной авторской программы.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическое состояние, взаимозависимость изменений в характеристиках психологического здоровья воспитывающих взрослых и детей.

Психологическое здоровье в настоящее время считается более интегральной по сравнению с психическим здоровьем характеристикой личности. Понятие «психологическое здоровье» определяется как состояние равновесия между человеком и внешним миром, адекватности его реакций на социальную среду, а также на физические, биологические и психические воздействия, как состояние гармонии между ним и окружающими людьми, согласованности представлений об объективной реальности субъекта с представлениями других людей, как способность человека осознать и использовать адекватные способы самореализации, доверие к себе, к другим и к миру [4].

В детстве проблемы психологического здоровья имеют более выраженную зависимость от окружающей обстановки, чем в другие возрастные периоды. Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью при воздействии средовых влияний и воспитывающих взрослых [2].

К росту нарушений психологического здоровья у детей приводят стрессоген-ность жизни взрослых, их занятость, преимущественно работой, что приводит к фрагментарности выполнения родительской роли. На здоровье ребенка негативно влияют и нагрузки раннего обучения дошкольников, что нередко сопровождается стремлением взрослых дать им как можно больше знаний [1].

В течение 2003-2007 гг. В ДОУ № 273, № 291, № 24, № 34 г. Ростова-на-Дону и № 1 г. Волгодонска проводились экспериментальные исследования, направленные на развитие психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного процесса на основе комплексной авторской программы.

Данные экспериментального исследования позволили выявить критерии психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста , а именно: положительная самооценка; наполненость психических образов; высокие показатели мыслительной деятельности и развитое воображение; эмоциональная устойчивость (нормативная тревожность, способность к эмоциональной дицентрации);

С-""—“"""'

способность к саморегуляции и самоконтролю; активность; позитивно окрашенный образ «Я» ребенка, удовлетворенность своим социальным статусом; интегрированность в социальный контекст, удовлетворенность общением, умение налаживать контакты со сверстниками и окружающими.

Результаты экспериментального исследования также показывают, что динамика показателей психологического здоровья старших дошкольников в определенной мере определяется влиянием субъективных характеристик родителей и воспитывающих взрослых.

Уровень психологического здоровья родителей и воспитывающих взрослых влияет на динамику показателей психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста в процессе их взаимодействий.

В настоящее время признаётся необходимым переместить фокус научных исследований к изучению тех факторов, которые защищают детей от действия стресса, связанного с деструктивными мерами воздействия взрослых для предупреждения психологических нарушений. Именно это послужило посылом для создания комплексной авторской программы развития психологического здоровья старших дошкольников в условиях образовательного процесса ДОУ [3].

Программа представлена системой взаимосвязанных модулей «Дети», «Родители», «Воспитывающие взрослые», что обеспечивает положительную динамику укрепления психологического здоровья детей.

Для проведения формирующего эксперимента были сформированы контрольная группа (110 детей) в совокупности с воспитывающими взрослыми (50 человек) и родителями (110 матерей), и экспериментальная группа (113 детей) в совокупности с воспитывающими взрослыми (57 человек) и родителями (113 матерей).

Диагностика детей проводилась по следующим направлениям: исследование уровня тревожности и самооценки, проявление агрессивных тенденций, уровень невербального интеллекта, измерение социальной компетентности, позитивный образ «Я», уровень саморегуляции, диагностика родителей и воспитывающих взрослых - исследование межличностных отношений, измерение социальной компетенции, диагностика социально-психологической адаптации, анализ социально-психологического профиля личности педагогов и воспитывающих взрослых, уровень субъективного контроля, диагностика социально-психологической адаптации, диагностика стиля педагогического общения, уровень тревожности и самооценки.

После проведения апробации комплексной авторской программы было предпринято повторное исследование значимых характеристик психологического здоровья воспитанников и личностных особенностей воспитывающих взрослых с целью определения степени произошедших изменений в исследуемых характеристиках и определения степени эффективности предлагаемой программы.

Анализ психологического состояния выделенных групп после проведения эксперимента показывает, что в экспериментальной группе детей произошли следующие изменения: снизился уровень тревожности (18%), снизился уровень

WWW.PRO.RSU.RU

агрессивности (21%), повысились уровень невербального интеллекта (23%), самооценки (24%), социальной компетентности (18%), позитивный образ «Я» (27%), уровень саморегуляции (18%). В экспериментальной группе воспитывающих взрослых произошли изменения исследуемых характеристик: повысился уровень социально-психологической адаптации личности воспитывающих взрослых (21%), увеличилась группа эмоционально благополучных взрослых в экспериментальной группе (19%), наблюдается рост интернальности, особенно в сфере производственных взаимоотношений (17%). Возросли такие социально-психологические характеристики: направленность (11%) и устойчивость ценностных ориентаций (9%), выросли значения уверенности в себе (21%), самостоятельность (19%).

Результаты апробации доказывают эффективность применения комплексной авторской программы, охватывающей в качестве субъектов сопровождения и развития детей, их родителей и воспитывающих взрослых, что проявляется в значительной и достоверной позитивной динамике результатов в экспериментальной группе.

Результаты исследования показали необходимость использования комплексной программы в условиях образовательного процесса ДОУ как фактора обеспечения психологического здоровья старших дошкольников, построенного по особому алгоритму соответствия стадиальности и специфичности детского развития на данном возрастном этапе.

Таким образом, существует взаимосвязанность и взаимозависимость изменений в характеристиках психологического здоровья воспитывающих взрослых и детей старшего дошкольного возраста, что объясняется возрастными психологическими особенностями детей и субъективными характеристиками воспитывающих взрослых.

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В. Практическая патопсихология. - Ростов-на-Дону, 1996. - 448 с.

2. Венгер Л.А. Практическая психодиагностика для дошкольников. - СПб., 1991. -25 с.

3. Рабочая книга школьного психолога. // Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1995. -387 с.

4. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших дошкольников. - М, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.