бодного выбора, а необязательного присутствия после уроков. В нашей школе у каждого ученика свой план дня, своё расписание. Общее расписание второй половины дня представляется родителям и детям, и они самостоятельно делают выбор. Так, на наш взгляд, развивается ответственность, самостоятельность, организованность. К 5 классу, как мы увидели, эти личные качества не сформированы у наших детей.
Своеобразие модели школы второй половины дня -это организация индивидуальной и групповой работы по учебным предметам. Учащиеся могут выбрать тот предмет, который их интересует, и совместно с учителем, а также с учащимися педагогического класса (1011 классы) готовить сообщение, исследовательскую работу, которая в дальнейшем представляется на гимназических чтениях, родительском собрании,уроке.
Технология «индивидуального ведения» ученика в данном варианте открыла её новые возможности. Особую значимость приобрела идея сотрудничества учащихся разного возраста. Состоялся у нас даже необычный вариант проведения урока «погружение в культуру», где в «малых группах» работали старшеклассники с пятиклассниками.
Культуротворческая модель школы, о которой мы ведем речь, требует бесконечного поиска, наблюдений, осмысления. Здесь нет мелочей, нет случайно-
стей. Опыт взаимообогащения, сотворчества приобретается ежедневно. Каждый взлет или падение заставляют думать, искать, анализировать.
Ясно одно: детям жить в ритме творчества интересно. У всех 30 учащихся выявлена положительная мотивация на обучения к концу учебного года. На вопрос «Какие чувства я испытываю, находясь в школе?» многие дети говорят: «Чувствую себя как дома».
А мы, педагоги, наблюдая за тем, как растут и развиваются наши ученики, замечаем, что нет среди них неспособных, неталантливых. Наша задача, как мы её понимаем, - помочь ребенку найти себя, обрасти свое призвание, служить ему достойно и честно, сохраняя и развивая свою одаренность.
Литература
1. Рабочая концепция одаренности // Одаренный ребенок. - 2003. - №4.
2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция: дискуссионные вопросы // Одаренный ребенок. - 2004. - №4.
3. Балицкая А.П. Современные стратегии образовании: варианты выбора // Педагогика. - 2007. - №2.
4. Балицкая А.П. Философские основы современной парадигмы образования // Педагогика. - 2007. - №3.
5. Мелик-Пашаев А.А. Художественная одаренность: её выявление и развитие // Одаренный ребенок. - 2004. -№6.
Психологическая готовность ребенка к учебной деятельности - только один из аспектов комплексной задачи его подготовки, но исключительно важный и значимый. Авторы рассматривают психологическую готовность включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов: интеллектуальный, мотивационный, эмоционально - волевой, социальный.
Мойсюк Анна Александровна,
заведующая МДОУ №39 Иванькова Эльвира Викторовна,
зам.зав. по ВМР МДОУ №39 Колесникова Елена Анатольевна,
педагог - психолог МДОУ №39 г. Петропавловск-Камчатский
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Социальная готовность дошкольников к вхождению в систему школьного обучения - как это можно понимать?
Ключевые слова: психологическая готовность ребенка к учебной деятельности; социальная готовность дошкольников к вхождению в систему школьного обучения; индивидуализм как ведущая позиция человека по отношению к обществу; коммуникативная компетентность дошкольника.
Сегодня много говорится о модернизации российского образования, об инновационных образовательных технологиях и программах. Конечно, всё это затрагивает и дошкольное образование, наиболее актуальное направление которого - подготовка детей к обучению в школе. Готовность к обучению в школе мы
рассматриваем с точки зрения физической и психологической готовности детей.
От того, насколько своевременно и качественно будет подготовлен ребенок, во многом зависит не только его дальнейшее обучение, но и личностное развитие.
Современный ребёнок старшего дошкольного возраста, несомненно, подготовлен к восприятию нового, к получению новых знаний, так как качественно преобразилась социальная среда, в которой он растёт. На его развитие оказывают большое влияние средства массовой информации. Изменились и сами детские игры, их содержание. Они способствуют физическому и умственному развитию ребёнка, помогают знакомиться с окружающей действительностью, современной техникой, компьютерными технологиями.
Психологическая готовность ребенка к учебной деятельности - только один из аспектов комплексной задачи его подготовки, но исключительно важный и значимый. Психологическая готовность включает в себя ряд компонентов (интеллектуальный, мотивационный, эмоционально - волевой, социальный), которые тесно взаимосвязаны. Социальная готовность дошкольников к вхождению в систему школьного обучения занимает особое место.
Под социальной готовностью понимается готовность ребенка к новым формам общения, новым отношениям к окружающему миру и к себе, в условиях школьного обучения.
Важность социальной готовности детей определяется тем, что усвоение школьной учебной программы проходит в условиях обучения в коллективе сверстников, с одной стороны, и активного взаимодействия с педагогами, - с другой.
Анализ особенностей современной социально -культурной ситуации позволяет говорить о недостаточном внимании к проблеме развития социально - коммуникативных навыков у детей. В условиях информационного общества получил распространение индивидуализм как ведущая позиция человека по отношению к обществу. Родители воспитывают ребёнка не для общества, а «для себя», не учитывая при этом, что индивидуализм мешает человеку строить гармоничные отношения с окружающим миром. Без понимания другого, без учета его интересов и потребностей невозможна совместная деятельность, полноценное общение.
У старших дошкольников возрастает потребность в общении со сверстниками. От уровня развития навыков эффективного взаимодействия во многом зависит личный статус ребенка в системе межличностных отношений в детском коллективе, его эмоционально - личностное благополучие. Наличие или отсутствие данных навыков у детей оказывает непосредственное влияние на общий психологический микроклимат группы.
Развитие коммуникативных навыков является компонентом общей предшкольной подготовки дошкольников.
Сформированные коммуникативные навыки включают в себя такие умения как:
- умение сотрудничать (договариваться, уступать);
- умение слушать и слышать другого человека;
- умение понимать и перерабатывать полученную информацию;
- умение адекватно эмоционально реагировать на различные ситуации общения;
- умение высказывать своё мнение.
При этом важно, чтобы ребенок не просто хотел общаться с другими детьми, но и знал, как правильно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Необходимо, чтобы ребенок самостоятельно и сознательно применял эти знания и умения в жизни. Таким образом, к моменту поступления в школу у ребенка должен быть сформирован определенный уровень коммуникативной компетентности.
Понятие коммуникативная компетентность определяется как комплексная характеристика личности, отражающая результат субъективного (через себя) освоения коммуникативных знаний, умений и навыков, отношений, проявляющихся в готовности и способности принимать решения в социально - ориентированной деятельности.
По мнению группы исследователей,1 коммуникативная компетентность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого.
Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы, возникающие между людьми.
Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей.
Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении и организаторские способности. Следовательно, под коммуникативной компетентностью понимаются адекватные реакции и эмоциональный отклик детей на происходящее вокруг, на возникающие ситуации общения, проявление их эмоциональных состояний принятыми в человеческом обществе средствами. Все вышеперечисленные составляющие являются необходимым условием успешного развития ребенка дошкольного возраста, и способствуют его подготовленности к школьному обучению.
Анализируя результаты наблюдений за взаимоотношениями детей в старших группах детского сада, можно сделать вывод о недостаточном, а порой и низком уровне сформированное™ у детей навыков продуктивного общения. Формирование коммуникативных навыков остается вне зоны внимания воспитателей. В основном педагоги занимаются развитием познавательных умений детей и налаживанием общей дисциплины в группе. Современное семейное воспитание зачастую не в состоянии обеспечить полноценное коммуникативное развитие ребенка. Все это приводит к тому, что дети предпочитают играть самостоятельно, изолированно от других, не принимая сверстников в свои игры. Возрастает количество конфликтных ситуаций. Есть дети, которые умеют общаться только со взрослыми.
Для решения выше перечисленных проблем, а также для более качественной подготовки детей к школе,
1 Антонова ТВ., 1995;. Жукова Ю.М, 1990; Николаева Г.И., 1997; Растянников П.В., 1990 и др.
Ребенок
Развивающие и коррекционные занятия по формированию коммуникативной компетентности
в плане их социальной готовности и предупреждению школьной дезадаптации, в нашем детском саду была разработана психолого-пе-дагогическая технология сопровождения процесса формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников, как наиболее эффективная форма работы в детском саду.
Ведущая цель сопроводительной деятельности: создание оптимальных психолого-педагогиче-ских условий для развития навыков свободного и продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) обеспечить условия для эмоционального принятия каждого ребенка в группе;
2) обучить детей адекватным приемам взаимодействия и сотрудничества;
Основной принцип формирования коммуникативной компетентности воспитанника - это учет его индивидуально - личностных особенностей в процессе психолого -педагогического воздействия.
Новизна данной технологии заключается в том, что для достижения воспитательных целей не следует «ломать» ребенка, доводя его до требуемого стандарта, а необходимо учитывать индивидуальные особенности при взаимодействии, максимально раскрывая его внутренние ресурсы.
Методологическую основу технологии сопровождения составили фундаментальные научно - теоретические принципы и подходы к изучению общения, как коммуникативной деятельности, сформулированные в трудах М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, др.
Практическая значимость работ заключается в том, что предлагаемые в технологии сопровождения формы и методы формирования коммуникативной компетентности детей способствуют повышению качественных показателей коммуникативных умений и навыков в сферах общения «ребенок - взрослый» и «ребенок
- сверстник». Включение данной технологии в практику дошкольного воспитания решает задачи обеспечения успешной социально - психологической адаптации детей и усвоение ими школьной программы в полном объеме.
Психолого - педагогическое сопровождение формирования коммуникативной компетентности дошкольников осуществляется в старших и подготовительных группах детского сада. Оно строится по блокам и реализуется педагогом - психологом с привлечением всех субъектов воспитательно - образовательного процесса (педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников).
Схема
Технологии сопровождения
Педагог - психолог
Первичная диагностика коммуникативных особенностей детей
Углубленная диагностика выявление факторов, влияющих на развитие социально -коммуникативной сферы ребенка
Родители
Педагоги
X
Индивидуальное и групповое психологическое консультирование +
Психологическое просвещение и профилактика (активные формы работы)
Диагностический блок
Работе по коммуникативному развитию дошкольников обязательно предшествует внимательное изучение педагогом - психологом коммуникативного поведения каждого ребенка в группе сверстников, его эмоционального благополучия, а также общий уровень психологического комфорта группы и стиль взаимоотношений педагогов с воспитанниками. С этой целью проводятся наблюдения разных видов деятельности воспитанников, уточняющие беседы с воспитателями. Анализ результатов наблюдений позволяет выявить детей, испытывающих трудности в общении, особенности взаимодействия взрослых и детей, влияние взрослых на формирование социально - коммуникативных навыков каждого ребенка.
Затем психологом проводится более тщательное, углубленное обследование детей. По мере необходимости к обследованию подключаются логопед и дефектолог. Это необходимо детям, у которых нарушения речи или задержка психического развития тормозит формирование коммуникативных навыков.
По результатам обследования выявляются особенности социально-коммуникативного развития ребенка, планируется содержание индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, проводится консультирование педагогов и родителей воспитанников.
Основные методы диагностической работы педагога - психолога
Методы Параметры исследования
Наблюдение за детьми в разных видах деятельности - общий микроклимат группы; - характер взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками; - коммуникативная активность ребенка (заполнение индивидуальных карт)
Индивидуальное обследование Методика «Два дома» (модификация социометрии Дж. Морено Я.Л. Коломенского) - личный статус каждого ребенка в детском коллективе; - отношение каждого ребенка к другим детям; - круг значимого общения для каждого ребенка; - причины принятия или непринятия детей; - стиль педагогического общения воспитателей с детьми.
Методика «Лесенка» (авт. Щур В.Г) - общее отношение ребенка к себе; - представление ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Вспомогательные формы и методы диагностической работы
Методы Параметры исследования
Методика АСВ (анализ семейных взаимоотношений) Э.Г. Эйдемиллера - стиль семейного воспитания; - влияние стиля негармоничного воспитания на формирование личности ребенка.
Методика «Кактус» - особенности эмоциональной сферы ребенка; - наличие агрессивности и ее направленность и интенсивность.
Методика диагностики неконструктивного поведения детей ( Вайнер М.Э.) - тип неконструктивного поведения (агрессивное, протестное, импульсивное, конформное, демонстративное, недисциплинированное); - частота подобного поведения; - степень тяжести последствий поведения; - ситуативная специфичность поведения.
Методика «Рисунок человека» ( Венгера А.Л.) С помощью дополнительных вопросов определяется: - наличие трудностей в общении и их причина; - способы реагирования в конфликтах.
Методика изучения детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки) - наличие и уровень детской тревожности; - отношение ребенка к определенным ситуациям взаимодействия; - характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Коррекционно-развивающий блок
Основная задача развивающих мероприятий, в рамках реализации сопроводительной деятельности, состоит в том, чтобы обеспечить социально - коммуникативное развитие ребенка, совершенствуя его коммуникативные знания, умения и навыки, формируя у него потребность их сознательного применения в разных видах деятельности.
Развивающая работа с детьми проводится согласованно педагогом - психологом и воспитателями групп.
Формы работы воспитателей по формированию коммуникативных навыков, рекомендуемые педагогом-психологом
1. Занятия по развитию речи
Все занятия рекомендуется строить по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что на каждом занятии:
- формируется мотивация ребенка к речевому общению;
- обеспечивается главное условие общения - адре-сованность речи детей (ребенок обязательно кому -либо адресует свои вопросы, сообщения);
- стимулируется и поддерживается речевая инициатива и активность каждого ребенка;
- используются различные коммуникативные средства: образно - жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
2. Психолого - педагогические тренинги.
Педагог - воспитатель совместно с психологом с
моделируют и разыгрывают с детьми различные коммуникативные ситуации («Давайте знакомиться!», «Как помириться с товарищем», «Как попросить помощи», «День рождения друга», «Что значит «держать себя в руках» и др.)
3.Игры - драматизации и театрализованные игры.
Специально организованные инсценировки разных
сказок помогают в достаточно безопасной для ребенка, непринужденной форме активизировать коммуникативные умения и навыки.
Предлагаемые виды работы проводятся со всей группой. Но в каждой группе есть дети, которым необходима дополнительная помощь в решении их коммуникативных проблем.
По результатам психологической диагностики выявляются дети «группы риска». С ними педа-гогом-психологом проводятся коррекционно-развивающие занятия по развитию коммуникативных умений.
Психологом проводятся коррекционно-развивающие занятия двух видов, направленные на формирование коммуникативной компетентности детей.
1. Коррекционно - развивающие занятия с детьми старшей и подготовительной группы, имеющими задержку психического развития. Здесь решаются задачи по коррекции эмоционально - волевой сферы. Содержание занятий способствует развитию у детей умения распознавать и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства, управлять ими, что является важным условием их социально - коммуникативного развития. (Занятия проводятся по программе Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» с дополнениями).
2. Тренинговые занятия. Проводятся с детьми подготовительных групп, имеющими затруднения в коммуникативном развитии. Педагогом - психологом была составлена программа тренинговых занятий.
Блок психологического консультирования
С самого рождения ребенок постепенно овладевает социально - коммуникативным опытом через эмоциональное общение со взрослыми. Именно они: родители, педагоги контролируют, направляют общение детей, показывают способы взаимодействия, одобряют или не одобряют то или иное поведение ребенка в общении. Поэтому на них ложится огромная ответственность по формированию коммуникативных навыков детей.
Роль педагога - психолога помочь педагогам и родителям организовать правильное взаимодействие с детьми в детском саду и дома. Для этого проводятся индивидуальные и групповые консультации, на которых рассматриваются конкретные коммуникативные затруднения ребенка во взаимодействии с другими детьми, родителями или педагогами; разрабатываются пути решения выявленных проблем, демонстрируются различные приемы общения с ребенком для формирования у него адекватного коммуникативного поведения.
Психологическое консультирование проводится по запросу родителей и педагогов, а также по инициативе педагога - психолога в случае особой актуальности проблемы.
Блок психологического просвещения и профилактики
Психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования социально - коммуникативной компетентности детей - это очень важный аспект сопроводительной деятельности педагога - психолога ДОУ.
Темы просветительской и профилактической работы варьируются в зависимости от конкретных условий и актуальных на текущий момент проблем, но некоторые темы рекомендованы для обязательного освещения.
В данной работе необходимо учитывать не только вопросы общения ребенка со сверстниками или взрослых с детьми, но и особенности взаимодействия взрослых друг с другом (общение педагогов в коллективе и взаимоотношения родителей в семье). Это важно, так как личный пример взрослого - один из эффективных методов развития тех или иных качеств личности ребенка.
В рамках профилактической работы с педагогами на педсоветах и педчасах проводятся психологические тренинги, направленные на формирование навыков общения и сплоченность коллектива. Для родителей и педагогов оформляются тематические информационные стенды.
Анализ результатов психолого-педагогического сопровождения
Создание и внедрение технологии сопровождения формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников способствовали повышению уровня их социализации в коллективе сверстников, общего уровня доброжелательности во взаимоотношениях детей, личного статуса каждого ребенка в группе, уровня коммуникативной активности; снижению количества изолированных детей в группе. Это подтверждается результатами проведенной диагностики детей старшего дошкольного возраста за 20072008 год.
Тематика просветительской работы
Тема Форма проведения
«Понятие коммуникативного развития. Методы и приемы формирования коммуникативных навыков детей в детском саду» семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Искусство общения в коллективе: взаимоотношения между педагогами, социально - психологический комфорт группы»
«Повышение профессионального мастерства педагогов» (совершенствование коммуникативных навыков) тренинг для педагогов ДОУ
«Общение - это серьезно!» педагогический КВН
«Роль воспитателя в становлении межличностных отношений детей в группе сверстников» консультация для воспитателей
«Детские конфликты: предупреждение и регулирование»
«Такие «удобные» дети - работа воспитателя с застенчивыми и малоактивными детьми»
«Учим детей общению» Мастер-класс для родителей
«Стиль семейного воспитания. Как построить оптимальное взаимодействие с ребенком»
«Социальная адаптация ребенка к школе» Родительское собрание
Анализ уровня коммуникативной активности детей
уровень Старшие группы № 1,10 (всего 42 человека) Подготовительные группы № 8,11 (всего 40 человек)
начало года конец года начало года конец года
Высокий 8 чел. - 19 % 15 чел. - 36 % 13 чел. - 32 % 17 чел. - 43 %
Средний 18 чел. - 43 % 23 чел. - 55 % 17 чел. - 43 % 21 чел. - 52 %
Низкий 16 чел. - 38 % 4 чел. - 9 % 10 чел. - 25 % 2 чел. - 5 %
Анализ межличностных отношений дошкольников
Статус Группа № 8 (23 чел.) Группа № 11 (17 чел)
ребенка начало года конец года начало года конец года
«звезды» 4 чел. 6 чел. 1 чел 3 чел.
«предпочитаемые» 4 чел. 10 чел. 6 чел 9 чел.
«принятые» 11 чел. 7 чел. 7 чел 5 чел.
«не принятые» 4 чел. 0 чел. 3 чел. 0 чел.
Уровень благополучия взаимоотношений ниже среднего выше среднего ниже среднего выше среднего
Согласно статистике психологического консультирования, 85% родителей соглашались с необходимостью осуществить изменения в системе детско-родительских отношений, и более 40% из них серьезно пересмотрели свои позиции во взаимоотношениях с детьми дома, что в свою очередь оказало благотворное влияние на эмоциональное благополучие детей и их коммуникативное поведение.
Постепенно происходит изменение стиля педагогического воздействия на детей с авторитарного на более позитивное.
Мониторинг выпускников ДОУ, проводимый в ноябре - декабре 2008 года в школах микрорайона, выявил высокий и средний уровни социальной готовности детей к обучению в школе.
Высокий уровень - Средний уровень - Низкий уровень -
42 % 58 % 0 %
Учителя начальных классов и педагоги - психологи школ отмечают качественный уровень подготовки детей в плане их коммуникативного развития.
Список литературы к статье
1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитания. - М., 1986.
2. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников// Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1987.
3. Возрастная психология: детство, отрочество, юность/сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М., 2000.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1983.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - Собр. Соч. - т. 5. -М., 1983.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1999.
7. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребёнка// Хрестоматия по психологии. - М., 1977.
8. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 1992.
9. Гласер У. Школы без неудачников. - М., 1991.
10.Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М., 1995.
11.Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе
функции и структуры эмоциональных процессов у дошкольников. - Вопросы психологии. - 1977. - №6.
12.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М., 1986.
13.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986.
14.Кожевников В.А. Формирование эмоциональной сферы личности дошкольника при подготовке к школе. - Рига, 1990.
15.Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. Вып. 2. - киев, 1992.
16.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М. - Нальчик, 1996.
17.Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребёнка// Проблемы развития психики. - М., 1981.
18.Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. - М., 1991.
19.Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М., 1978.
20.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
21.Мид М. Мир ребёнка// культура и мир детства - М., 1988.
22.Мухина B.C. Детская психология. - СПб., 1992.
23.Мухина B.C. Игрушка как средство психического развития ребёнка. - Вопросы психологии. - 1988. - №2.
24.Мухина B.C. психология дошкольника. - М., 1975.