УДК 159.9.07
Богомягкова Оксана Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Тукачева Елена Владимировна
студентка факультета педагогики и психологии детства
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия
614990 г. Пермь, Сибирская, 24, (342) 212 85 90, e-mail: Bogom-on@mail.ru
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОЙ/ИНТОЛЕРАНТНОЙ ПОЗИЦИИ МАТЕРЕЙ С КОММУНИКАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРОЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Oksana N. Bogomyagkova
Ph.D., assistant professor, chair of psychology Elena V. Tukacheva student of the faculty of pedagogy and psychology of the childhood
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»
614006, Perm, Russia, Sibirskaja,24, e-mail: Bogom-on@mail.ru
INTERRELATION OF THE TOLERANT/INTOLERANTNOY POSITION OF MOTHERS WITH THE COMMUNICATIVE AND PERSONAL SPHERE OF THE PRESCHOOLERS
Аннотация: В статье представлены теоретические и эмпирические данные исследования толерантной позиции родителя и личности ребенка. Концептуальное обоснование статьи раскрыто через актуальные вопросы толерантности, семейного воспитания, социального влияния, межличностных контактов. Практика исследования реализована в работе с дошкольниками. В статье отражены итоги авторских исследований: сравнительные данные и установленные взаимосвязи показателей материнской толерантности, личности и общения ребенка.
Ключевые слова: толерантность; семья; личность; общение; ребенок.
Abstract: In the article theoretical and empirical data of the study of the tolerant position of parent and personality of child are represented.
© Богомягкова О.Н., Тукачева Е.В., 2014
The conceptual substantiation of article is opened through the crying problems of tolerance, family training, social influence, interpersonal contacts. The practice of a study is realized in the work with the preschoolers. In the article the sums of the author's studies are reflected: comparative are the given and established interrelations of the indices of maternal tolerance, personality and contact of child.
Key words: tolerance; family; personality; contact; child.
В настоящее время особенно остро стоит проблема формирования толерантности, изучением которой занимаются Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова, Л.Г. Федоренко и многие другие. Актуальность проблемы толерантного отношения объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой
цивилизации по экономическим, социальным признакам и связанный с этим рост нетерпимости, терроризма; обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Наиболее часто в литературе встречается позиция рассмотрения толерантности как социального отношения или социальной установки (аттитюда)
(Л.Г. Почебут, М.С. Мацковский, Н.В. Недорезова, О.Ю. Харламова). С точки зрения социальной психологии толерантность (от лат. tolerantia - терпение) -это прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение, аттитюд (уважение, принятие, понимание-признание - это три компонента аттитюда), потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность). Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением смысла понятия «толерантность». Оно состоит в том, чтобы обучить детей способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в тех общественных механизмах, которые определяют и формируют отношения между людьми. В основе процесса воспитания толерантности заложена идея добровольного и осознанного выбранного отношения к поведению и поступкам другого. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного человека к более слабому, что включает умение взрослого управлять своим поведением и учить этому своих детей на примере собственного поведения. Опираясь на работы А. Маслоу, Т. Адорно, можно говорить об обобщенных характеристиках толерантных и интолерантных личностей по ряду параметров. Перечислим их, рассматривая полюс толерантности. Итак, для толерантного человека характерно [1; 6; 7]:
1) знание самого себя;
2) защищенность;
3) ответственность;
4) отсутствие ярко выраженной потребности в определенности;
5) ориентация на себя;
6) отсутствие приверженности социальному порядку (для интолерантного человека, наоборот, свойственна приверженность социальному порядку: стремление принадлежать партии, национальности, группировке);
7) способность к эмпатии;
8) чувство юмора;
9) демократизм в противоположность авторитаризму.
Система ценностей интолерантной личности характеризуется доминированием ценностей власти и достижения. Данные ценности заключаются в достижении социального престижа, контроля над людьми и средствами (авторитет, богатство, сохранение общественного имиджа), включают в себя элемент социального одобрения, соответствия социальным стандартам [7].
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми[2; 4].
Главной характеристикой родительского отношения, с одной стороны, является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий семейных отношений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что является основанием для эмоционального благополучия (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.Т. Хоментаускас, Д.Б. Эльконин). Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно «быть хорошим», все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения со взрослыми и с ровесниками. Потребность во взаимопонимании взрослого - отличительная
153
особенность личностной формы общения. Но если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый и пр., это может сильно обидеть и ранить ребенка и отнюдь не приведет к коррекции отрицательных черт характера. Для поддержания стремления «быть хорошим» значительно более полезным будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков ребенка. Таким образом, общение играет значительную роль в психическом развитии ребенка и является необходимым условием формирования личности. Общение с другими людьми позволяет ему узнать многое о социальном окружении, нормах поведения в обществе, его собственные достоинства и недостатки, взгляды других людей на окружающий его мир. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится регулировать свое поведение, вносить изменения в деятельность, корректировать поведение других людей. Общение развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфических человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми. В процессе общения ребенок получает информацию о предметах, явлениях окружающего мира, знакомится с их свойствами и функциями. В общении возникает интерес ребенка к познанию.
Дошкольный возраст - это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. Психологию личности рассматривали в разных отечественных психологических школах: это школы Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. В зарубежной психологии о данном вопросе писали, создавали свои подходы по изучению личности Г.Ю. Айзенк, У. Шелдон, А. Бандура, Д. Роттер и др. Огромный вклад в изучение личности, а именно процесса развития личностных качеств, внес Л.И. Божович. Особый интерес для нас представляет возрастной период 5-7 лет - это период ускоренного развития психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства формируется эмоциональное поведение и отношение ребенка к семье и к окружающему миру. Именно поэтому так важно изучить особенности коммуникативного и личностного благополучия у детей старшего дошкольного возраста [2; 3; 5].
В психологических исследованиях толерантность в основном представлена аспектами формирования коммуникативной толерантности старшеклассников, студентов - будущих социальных педагогов (С.И. Толстикова), студентов-медиков (В.В. Бойко, Л.А. Вовк).
Новизна исследования заключается в обогащении теоретикоэмпирических исследований, в которых уделяется внимание вопросам родительской толерантности во взаимосвязи с детскими особенностями развития, а именно с коммуникативно-личностными качествами дошкольников, так как подобные исследования отсутствуют.
Объектом исследования является коммуникативно-личностная сфера детей 5-7 лет и толерантная позиция их матерей._
Контингент: дети в возрасте 5-7 лет, матери старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности общения и личности дошкольников с учетом толерантной/интолерантной материнской позиции.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил сформулировать гипотезу исследования: свойства личности, коммуникативные особенности детей-дошкольников значимо различаются в связи с проявлением толерантной позиции их матерей.
Целью является исследование особенностей коммуникативной и личностной сферы дошкольников толерантных и интолерантных матерей.
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 238» г. Перми с марта по май 2013 г. Испытуемыми были дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группы), их мамы. Были использованы следующие методики исследования: методика Л.Г. Почебут «Интолерантность - толерантность»; методика «Оцени поведение» (авторы Е.И. Изотова и Е.В. Никифорова); методика Т.Д. Марцинковской «Лесенка»; диагностическая методика «Секрет» (разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой); методика «Одномоментные срезы структуры группы детского сада в свободном общении» (разработана Т.А. Репиной); методика Рене Жиля.
Для эмпирической проверки выдвинутых в работе исследовательских гипотез в ходе обработки использовались разновидности статистического анализа данных: ^критериальный анализ Стьюдента, корреляционный анализ Пирсона.
Т-критерий Стъюдента позволяет ответить на вопрос о различии двух выборок по уровню выраженности измеренного признака (табл. 1).
Корреляционный анализ необходим для проверки гипотезы о статистической взаимосвязи значений двух или нескольких переменных.
Таблица 1
Статистически значимые различия по показателю толерантности между выборками
(Т-критериальный анализ Стьюдента)
Показатели Ср.Ар 1 Ср.Ар 2 ^а!ие
Т олерантность 10,30 4,93 8,72 ***
Интолерантность 2,85 8,13 -8,79 ***
Выявление статистически значимых различий между выборками дошкольников толерантных матерей и дошкольников интолерантных матерей позволило определить ряд различий, представленных в табл. 2.
Было обнаружено 6 значимых различий изучаемых показателей между выборками детей толерантных матерей и детей интолерантных матерей.
Дети толерантных матерей отличаются большей выраженностью показателей самооценки, любознательности, социального статуса,
эмоционально-нравственного реагирования, продолжительности общения, отношения ребенка к родителям как к чете.
Таблица 2
Статистически значимые различия между показателями личностной сферы и межличностных отношений дошкольника толерантных матерей и дошкольников
интолерантных матерей
Показатели Толерантная мама Интолерантная мама ^а1ие
Самооценка 6,85 5,93 5,01 ***
Любознательность 70,35 44,60 4,12 ***
Социальный статус 3,60 1,27 3,21 **
Эмоционально-нравственное развитие 2,80 2,27 2,82 **
Продолжительность общения 21,75 12,39 2,25 *
Отношение к родителям как к чете 38,05 24,73 2,47 *
Дети интолерантных матерей имеют показатели, близкие к статистически значимым по шкале «отношение к отцу», «отношение к родственникам», «отношение к друзьям», «отношение к воспитателю», «общительность». Это может быть свидетельством потребности ребенка в принятии. В том случае, если принятие не может обеспечить интолерантная мама, ребенок реализует его через общение с папой, близкими родственниками, с друзьями, с воспитателем (табл. 3).
Таблица 3
Показатели Толерантная мама Интолерантная мама ^а1ие
Отношение к отцу 24,75 31,00 -1,35
Отношение к родственникам 27,50 28,80 -0,22
Отношение с друзьями 15,75 16,67 -0,16
Отношение с воспитателем 6,50 7,47 -0,32
Общительность в группе сверстников 20,35 20,53 -0,04
Таким образом, с помощью ^критерия Стьюдента были выявлены следующие различия между выборками: у детей толерантных матерей выше самооценка, социальный статус, проявления любознательности, эмоциональнонравственное отношение к окружающему; продолжительность общения дольше; отношения к обоим родителям как чете выражено в большей мере, чем у детей интолерантных матерей. При этом дети интолерантных матерей реализует в большей степени свое общение с отцом, близкими родственниками, с друзьями, с воспитателем.
Также экспериментальные данные были подвергнуты корреляционному анализу по Пирсону в следующих направлениях:
1. Взаимосвязь толернатности/интолерантности матерей
и показателей личности, межличностных отношений детей в изучаемых выборках (рис. 1, 2).
2. Взаимосвязь показателей личностного развития старшего дошкольника и его межличностных отношений в выборке толерантных/интолерантных матерей (рис. 3, 4).
3. Сравнение корреляционных взаимосвязей личности и межличностных отношений дошкольника в выборке дошкольников толерантных матерей и в выборке дошкольников интолерантных матерей.
Рис. 1. Графическое изображение корреляционных взаимосвязей показателей толерантности и свойств личности, межличностных отношений в выборке толерантных матерей
Рис. 2. Графическое изображение корреляционных взаимосвязей показателей интолерантности и свойств личности, межличностных отношений в выборке интолерантных
матерей
Рис. 3. Графическое изображение корреляционных взаимосвязей показателей личностного развития старшего дошкольника и его межличностных отношений в выборке испытуемых
толерантных матерей.
Условные обозначения: ---------► положительная корреляция
---------► отрицательная корреляция
Представленные корреляционные взаимосвязи в выборке дошкольников толерантных матерей показывают, что чем выше у матерей проявление толерантности, тем в большей степени их дети предпочитают: узнавать и воспринимать новое, получать новую информацию; лучше принимают и доверяют воспитателю, друзьям; они избирательны в выборе партнеров для общения; искренне выражают свои эмоции и проявляют нравственное отношение к окружающим. И в меньшей степени (в случае с отрицательными корреляционными взаимосвязями): заинтересованы в отношениях с отцом; менее агрессивны; у этих дошкольников выражена фрустрированность и отгороженность.
В выборке детей интолерантных матерей можно наблюдать следующие корреляционные взаимосвязи (см. рис.4).
Рис. 4. Графическое изображение корреляционных взаимосвязей показателей личностного развития старшего дошкольника и его межличностных отношений в выборке дошкольников
интолерантных матерей
Условные обозначения: ---------► положительная корреляция
---------► отрицательная корреляция
У интолерантной матери ребенок не имеет опыта терпимо и уважительно относиться к словам/действиям/поведению другого ребенка, он отталкивает окружающих своим равнодушием, непониманием, немотивированной агрессией или эгоизмом, снижая тем самым продолжительность своего общения в одном детском объединении; они подвержены фрустрации, в меньшей степени избирательны в общении. Также корреляционные взаимосвязи показывают, что дети привязаны к отцу, у них высокая самооценка, значимые, конструктивные отношения с мамой и другим родственником. Отношения с сиблингом и педагогом выступают в качестве компенсации интолерантной позиции матери.
В сравнении корреляционных матриц изучаемых выборок обнаружены следующие сходства и различия.
Сходства:
• положительная корреляция между показателями избирательности общения и интенсивности общения.
Различия:
• в выборке дошкольников толерантных матерей наблюдается
отрицательная корреляционная взаимосвязь между показателями отношения к матери и отношения к отцу; показатель отношения к отцу также отрицательно коррелирует с показателями «отношение к друзьям» и «лидерские качества»; показатель любознательности имеет положительную корреляционную взаимосвязь с показателями отношения к друзьям и воспитателю; показатель агрессивности в социуме имеет отрицательные взаимосвязи с показателями фрустрированности, отгороженности и эмоционально-нравственного развития; присутствует отрицательная взаимосвязь между показателями любознательности и экстенсивности общения; показатель фрустрированности коррелирует положительно с показателем эмоционально-нравственного развития и отрицательно - с показателем самооценки; отрицательная корреляция присутствует между показателями
«толерантность» и «интолерантность»;
• в выборке дошкольников интолерантных матерей присутствуют отрицательные взаимосвязи показателя отношения к сиблингу с показателем отношения к воспитателю; показатель «самооценка» положительно коррелирует с показателями отношения к матери и отношения к родственникам; показатель отношения к отцу имеет положительную корреляцию с показателем экстенсивности общения; присутствует отрицательная взаимосвязь между показателями фрустрированности и избирательности общения; показатель «продолжительность общения» положительно коррелирует с показателем интенсивности общения и отрицательно - с показателем интолерантности.
Вышеперечисленные данные корреляционного анализа выявляют статистически значимые различия проявления толерантности/интолерантности матерей и их влияние на межличностные отношения и личность собственных детей, что является доказательством решения одной из поставленных нами задач исследования. Кроме различий также было выявлено сходство во взаимосвязи между показателями «интенсивность общения» и «избирательность общения».
В нашей работе мы проанализировали степень изученности проблем коммуникативно-личностной сферы дошкольников, формирования толерантности и выяснили, что данные исследования в психологии всегда будут актуальными. Возможность проверить гипотезу реализована благодаря подобранному инструментарию, который соответствует необходимым требованиям валидности, надежности, репрезентативности, стандартизации и адаптивности диагностических методик.
Таким образом, результаты математического анализа подтвердили гипотезу о том, что на формирование личностной сферы дошкольника и его межличностных отношений влияет толерантность позиции их матерей, т.е. существуют различия в свойствах личности и характеристиках общения детей-дошкольников в зависимости от проявлений толерантной позиции их родителей. Независимо от степени толерантности матерей для детей старшего дошкольного возраста важно не просто количество коммуникативных контактов, но и их качество, «фигура» сверстника, с которым он это общение инициирует.
Список литературы
1. Адорно Т. Исследования авторитарной личности. - М., 2001.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / под ред. Л.В. Благонадежной. - М., 2002.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология». - М.: Смысл. - [Б. м.] : AcademiA, 2005.
4. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника - М., 2005.
5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Мастера психологии, 2009.
6. Почебут Л.Г. Организационно-методические основы функционирования центра толерантности. - СПб., 2004.
7. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. - М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2002.