О.Г. Кравцов
РОЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Анализ особенностей психического и личностного развития в онтогенезе с точки зрения толерантности позволяет выделить определенные периоды становления толерантности/интолерантности. Развитие толерантности идет от отсутствия разделения окружающего мира на «своих» и «чужих», от острого противопоставления «чужих» к терпимому, конструктивному отношению как к «своим», так и к «чужим». Толерантность можно рассматривать как личностную характеристику, которая тесно связана с кризисами развития личности и находит свое выражение в смене типа отношений человека с окружающей действительностью. Рассмотрение личностного развития в детском онтогенезе сквозь призму толерантности обнаруживает триаду: надтолерантность-интолерантность-толерант-ность. Как показало исследование, наличие самой по себе «концепции врага» у подростков является скорее особенностью социализации этого возрастного периода, а не патологией развития. Вместе с тем отсутствие такой концепции, напротив, может означать сложности с социализацией. Толерантность как личностная характеристика является ключом к пониманию ряда особенностей подростковой социализации.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, «образ врага», подростки-девианты, подростки-делинквенты, психологический кризис, подростковый возраст.
Проблемы толерантности в последнее время привлекают к себе внимания ученых и практиков. В то же время толерантность в большинстве случаев рассматривается как некоторая личностная характеристика, с помощью которой определяются особенности отношения человека к окружающему миру. При этом, как правило, проблемы развития личности и личностной зрелости остаются вне поля внимания исследователей.
© Кравцов О.Г., 2009
Само понятие толерантности во многом является междисциплинарным. Изначально пришедшее из биологии, в настоящее время оно разрабатывается психологами, культурологами, политологами, социологами и т. п. Несмотря на разнодисциплинарный характер исследований толерантности, в них так или иначе присутствует психологический аспект. Для исследования собственно психологического аспекта толерантности необходимо рассмотреть ее в контексте особенностей развития личности.
Толерантность определяют как «...уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.... Толерантность -это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. ...Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и госу-дарства»1.
Данные определения описывают суть толерантности и ее проявлений у человека. Вместе с тем такой подход к проблемам толерантности имеет целый ряд серьезных ограничений. Во-первых, толерантность в этом случае выступает суммой внешних проявлений человека и не отражает особенности его психической жизни и специфику личностного развития. Во-вторых, толерантность здесь выступает как положительная характеристика личности, хотя есть довольно весомые основания для того, чтобы предположить, что излишняя толерантность может не только не привести к эффективному решению проблемы, но, наоборот, стать основой серьезного конфликта. Есть, к примеру, довольно много сведений, в том числе и результатов экспериментальных исследований, свидетельствующих о том, что комфортность в некоторых случаях является отрицательной характеристикой человека и может привести к серьезным проблемам в его отношениях с другими людьми.
Наконец, в-третьих, такой подход к толерантности делает эту характеристику личности человека статичной. Это в корне противоречит и мнению значительного количества ученых, считающих, что толерантность можно сформировать, и общей логике психического и личностного развития в онтогенезе.
Если рассмотреть особенности психического и личностного развития в онтогенезе с точки зрения толерантности, то можно от-
четливо выделить определенные периоды становления толерант-ности/интолерантности.
Первый период жизни ребенка - младенчество - можно назвать в контексте исследуемой нами проблемы надтолерантным. В этом возрасте малыш еще не оперирует концепциями «свои» и «чужие». для него все окружающие люди - или «свои», или «чужие». Поэтому он никак специфически на них не реагирует.
Некоторым доказательством такой характеристики младенчества, его первой половины, будет то, что если ребенок по каким-либо причинам не имел полноценного развития в этом возрасте, он и в более старших возрастах не будет отличать «своих» от «чужих» и специфически на них реагировать. Похожий симптом описан у американцев по отношению к детям из детских домов, усыновленных и удочеренных в России. Эти дети, вроде бы хорошо знакомые со своими приемными родителями, могут, например, в самолете, на котором они перелетают в Америку, подойти к стюардессе и попросить, чтобы она была их мамой.
Вторая половина младенчества и ранний возраст, можно сказать, отличаются яркой интолерантностью. Любой «чужой», оказавшийся достаточно близко к ребенку, вызывает у него смущение, страх, иногда ревность. Более того, одни и те же действия, игры, предметы в руках у знакомого человека являются привлекательными для ребенка и способствуют его отношениям с ним. Когда же эти действия, предметы, игры ребенок видит у человека, которого он считает чужим, они становятся предметом страхов и даже агрессии.
Интолерантное отношение ребенка этого возраста можно наблюдать не только по отношению к другим людям, но и в незнакомой обстановке, ситуации. При этом малыш всячески старается выйти из этой ситуации, например просится из гостей домой.
В некоторых случаях слишком яркая и красивая игрушка может испугать ребенка, и ему понадобится некоторое время, чтобы вообще взять ее в руки. Нередко можно наблюдать, как даже мысль о столкновении с неизведанным, например поход в театр, может значительно напугать ребенка и вызвать у него отрицательную бурную эмоциональную реакцию.
Любопытно, что данная особенность малышей - интолерант-ность по отношению к новому и незнакомому - почти не распространяется на сверстников. Дети этого возраста, с одной стороны, мало интересуются сверстниками. Однако, с другой стороны, при возникновении потенциального конфликта со сверстником из-за игрушек, или раздела территории, или внимания взрослого малютки могут проявлять совсем не детскую агрессию.
В следующих раннем и дошкольном периодах развития дети преимущественно толерантны. Это период, когда дети начинают проявлять любопытство. Они лезут, куда только достают их руки. В этом возрасте ставятся многочисленные эксперименты с окружающей действительностью. Н.Н. Поддьяков называет такой вид деятельности экспериментированием и считает, что в дошкольном периоде развития он является чуть ли не преобладающим у детей2.
Дошкольников не смущает отсутствие близкого знакомства со взрослым. Они готовы идти даже с незнакомым взрослым туда, куда он позовет. Не зря в этом возрасте велик риск кражи детей, так как, несмотря на искренние обещания маме никуда не ходить с незнакомым дядей, как только возникает соответствующая ситуация, в конце которой маячит или простая конфетка, или что-то интересное, ребенок не задумываясь садится в чужую машину, идет в незнакомый дом и т. п.
Удивительным образом складывается у дошкольника отношения со сверстниками. Дети легко собираются в компании. В этом периоде свое место в компании находят и стеснительные дети, и ребята с различными дефектами и особенностями развития. В таких компаниях к недостаткам и ярким отличиям других относятся так же просто, как и к своим собственным. А спекуляций на тему «я с тобой не дружу» хватает чаще всего на несколько часов.
Младший школьный возраст довольно трудно охарактеризовать с точки зрения толерантности/интолерантности. В этом периоде развития сохраняется тенденция, возникшая в дошкольном возрасте. Многочисленные исследования, особенно проводившиеся В.В. Давыдовым и его сотрудниками, свидетельствуют о присущей этим детям толерантности3. Вместе с тем есть много данных о проявлениях детьми этого возраста интолерантности: первые прозвища и дразнилки, нежелание не только дружить, но даже и работать в одной команде с некоторыми детьми и т. п. - вот далеко не полный перечень интолерантных проявлений у младших школьников.
Однако эти в чем-то противоположные проявления у младших школьников, можно сказать, являются не их реальным отношением к окружающим, а скорее отношением взрослых - тех, с кем они себя отождествляют. Если, например, в классе культивируется содержательные коллективные отношения, то дети толерантны. Если же учительница постоянно жалуется на то, что тот или иной ученик «издевается» над ней и т. п., то младшие школьники будут реализовывать интолерантные отношения.
В этом возрасте проблема толерантности как бы уходит на второй план. При общем положительном отношении к окружающим ребенок начинает быть более избирательным в общении. Эта осо-
бенность младших школьников позволяет охарактеризовать данный период развития как надтолерантный, так как по своему самосознанию дети этого возраста не придерживаются разделения окружающих на своих/чужих.
Самый яркий всплеск интолерантности можно наблюдать в подростковом периоде развития. Именно тогда интолерантное отношение начинает приобретать социально значимую окраску. Интолерантность реализуется в самых разных формах поведения. В определенном смысле проблема толерантности выходит на первый план именно в этом возрасте. Самые негативные формы проявления интолерантности подростков могут выливаться в антиобщественное, противоправное и откровенно деструктивное поведение.
Оканчивающий детский онтогенез юношеский возраст, конечно, при нормальном развитии ребенка является по своему характеру вполне толерантным. Конечно, и в этом периоде развития есть подразделение на «своих» и «чужих», есть избирательность и восприятия, и взаимодействия с разными людьми. Однако толерантный характер этого возраста позволяет, с одной стороны, избежать ярких конфликтов, а с другой стороны, дает возможность конструктивного взаимодействия даже с теми и в тех обстоятельствах, которые являются для юноши или девушки «чужими».
Таким образом, развитие толерантности идет (1) от отсутствия разделения окружающего мира на своих и чужих, (2) через острое противопоставление чужих, (3) к терпимому, конструктивному отношению как к своим, так и к чужим.
С одной стороны, рассмотрение периодов развития с точки зрения толерантности было осуществлено на основании наблюдений и данных психологической литературы. Вместе с тем, с другой стороны, изменение характеристик толерантности совпадает с выделенными Л.С. Выготским кризисами развития.
Психологическое значение кризиса, согласно Л.С. Выготскому, связано со сменой типа отношений с окружающей действительностью. Однако толерантность также отражает особенности взаимодействия субъекта с окружающей действительностью4. Конечно, толерантность не охватывает всех аспектов отношений субъекта с действительностью. Однако закономерности ее развития позволяют, с одной стороны, определить ее роль в личностном развитии ребенка, а с другой стороны, подойти к периодизации личностного развития.
Выделенные Л.С. Выготским кризисы развития признаются практически всеми исследователями детского возраста. Однако до сих пор не определено, какой тип развития они характеризуют. С одной стороны, как показано в разных исследованиях, новообра-
зование кризиса связано с изменением самосознания субъекта. Это позволяет говорить о том, что кризисы представляют собой переход от одного периода личностного развития к другому. С этих позиций получается, что нет никакой специфики и разницы между психическим и личностным развитием ребенка.
В своей периодизации Д.Б. Эльконин приходит к выводу о том, что есть собственно кризисы, а есть переходные периоды5. Если первые знаменуют переход от одной эпохи детства к другой, то вторые являются переходами от одного периода развития к другому. Хоть Д.Б. Эльконин и не выделяет специально психическое и личностное развитие, тем не менее кризисы в его периодизации выступают кризисами личностного развития, тогда как переходные периоды непосредственно связаны с психическим развитием.
Основываясь на том, что, как указывают разные исследователи, толерантность является личностной характеристикой человека, возможно рассмотреть особенности личностного развития в контексте становления толерантности.
Итак, рассмотрев личностное развитие в детском онтогенезе сквозь призму толерантности, мы получили триаду, которые в контексте интересующей нас проблемы могут быть представлены следующим образом: надтолерантность-интолерантность-толе-рантность.
Это позволяет сделать важное заключение о том, что интоле-рантность является необходимым условием, этапом в развитии толерантности. Таким образом, оказывается, что нельзя психологически сформировать у человека толерантное отношение без того, чтобы он не реализовал интолерантное. В противном случае он или будет «излишне» толерантен, или просто будет реализовывать соответствующие отношения, которые никак не будут являться его личностной характеристикой.
Экспериментальное исследование девиантных подростков показало, что их особенности связаны не столько с интолерантным отношением, сколько с наличием «образа врага».
Рассмотрение этапов становления толерантности в общей логике психического развития в детском онтогенезе позволяет выделить две точки, имеющие непреходящее значение в личностном развитии ребенка. Первая точка связана с кризисом семи лет, основными новообразованиями которого являются «обобщение переживания» и «интеллектуализация аффекта». Вторая точка связана с кризисом, оканчивающим детский онтогенез и начинающим взрослую жизнь человека. В последние годы появились некоторые экспериментальные данные о том, что центральной психической функцией этого периода развития, непосредственно связан-
ной, по мнению Л.С. Выготского, с новообразованием этого кризиса, являются чувства (Г.Г. Кравцов, И.В. Сысоева и др.). По аналогии с выделенным Л.С Выготским новообразованием кризиса семи лет, а также новообразованием кризиса трех лет, выявленным Н.В. Разиной, можно предположить, что новообразование последнего детского кризиса может быть названо обобщением чувств и/или интеллектуализацией чувств6.
Таким образом, оказывается, что цикл становления толерантности, связанный с развитием личности, касается качественных изменений в эмоциональной сфере человека. На примере работ Е.Е. Кравцовой, Е.Л. Горловой, А.Р. Усипбаевой и других ученых, исследовавших кризис семи лет и его последствия в следующем за дошкольным периоде развития, можно сказать, что ребенок начинает рефлексировать свою эмоциональную сферу, управлять ею и сознательно строить свои отношения с окружающим миром.
Можно предположить, что точно такие же изменения происходят с человеком при переходе его к взрослости. Правда, это теперь касается не эмоций, являющихся, по мнению А.Н. Леонтьева, более низким уровнем развития эмоциональной сферы, а чувств7.
Проведенный нами анализ позволяет говорить, что после кризиса семи лет и юношеского кризиса человек приобретает способность сознательно проявлять/не проявлять толерантность/интоле-рантность. При этом изначально человек не выделяет «своих» и «чужих». Все окружающие его люди, предметы, ситуации и т. п. воспринимаются и осознаются им целостно. Затем постепенно, как важнейший продукт общения и взаимодействия ребенка с окружающими людьми и прежде всего с близкими взрослыми, у него появляется первый образ себя, который становится точкой отсчета по выделению своих и несвоих взрослых. Своими взрослыми становятся в первую очередь те, у кого с ребенком большой опыт общения. Будучи абсолютно уверенным в том, что тот или иной взрослый ничего плохого ему не сделает, малыш довольно спокойно переносит даже ситуации, когда взрослый сердится на него или предлагает «страшную» игру. Как только такую же игру предложит другой взрослый, у которого нет или мало опыта общения с малышом, ребенок откажется идти к нему на руки, постарается избежать взаимодействия, может даже заплакать.
Аналогичным образом оцениваются ребенком на этом этапе и предметы, и ситуации. Если они в руках своего взрослого, то ими можно поиграть, если их берет малознакомый взрослый, то малыш, может, и не испугается, но не будет проявлять активность в действии с этим предметом.
Что дает интолерантность, сменившая надтолерантность? Во-первых, выделение себя из окружающего мира. Во-вторых, некоторое основание для классификации (упорядочивания) окружающего мира. Наконец, в-третьих, основы личностного самосознания.
Все выделенные характеристики малыша чрезвычайно важны для его личностного развития. Однако в зависимости от среды один ребенок научается, с одной стороны, расширять круг «своих», а с другой стороны, реагировать на «чужих» не отказом от общения, а избирательностью взаимодействия с ними. В то же время другой ребенок тоже перестанет избегать общения с «чужими» для него людьми, но начнет активно с ними бороться.
Исследования личностных особенностей девиантных подростков позволило нам убедиться, что они, в отличие от своих законопослушных, социальных сверстников, делят мир не на своих и чужих, а на своих и врагов. При этом «образ врага», являющийся, по нашим данным, основой девиантного и делинквентного поведения, отличается от «образа чужого» прежде всего своим активным агрессивным отношением.
Основываясь на этом, можно сказать, что окружающая ребенка среда уже в раннем возрасте определяет истоки девиантного и де-линквентного поведения. Подтверждающие эту идею данные были получены Н.А. Кругловой, показавшей, что у дошкольников с де-виантным поведениям качественно иной «образ семьи»8.
Расширяя круг «своих» и обучаясь избирательно (по-другому, нежели со своими) общаться с ними, ребенок становится подлинно толерантным. Он терпимо относится к разным особенностям и недостаткам тех, с кем общается, действует, играет. Помимо этого у него появляется «доверие к взрослому» (Е.О. Смирнова). Он не только перестает бояться малознакомых взрослых, но в некоторых случаях, например зная, что новый взрослый - это учительница, всячески старается с ним познакомиться. При этом важно подчеркнуть, что его толерантность охватывает не только и не столько внешнее поведение и поступки, сколько его личностную установку.
Таким образом, толерантность, с одной стороны, возникает на основе интолерантности, а с другой стороны, снимает, преодолевает все ограничения интолерантной позиции.
Представляется, что аналогичным образом происходит развитие толерантности во второй части детского онтогенеза. Мы уже указывали, что в одних случаях младший школьник, вырастая, превращаясь в подростка, делит мир на «своих» и «чужих». Правда, в отличие от ребенка раннего возраста эти свойства окружающих людей касаются уже не опыта ребенка, а, как принято говорить в социальной психологии, мира его ценностей. В других же слу-
чаях окружающий мир предстает для подростка как борьба «своих» и «врагов». Это, по нашим данным, и есть основа девиант-ного и делинквентного поведения подростков.
Рассмотрение становления толерантности в контексте личностного развития позволяет найти решение еще одной важной проблемы. Так, согласно данным психологической, педагогической и юридической литературы, девиантное поведение, с одной стороны, становится все моложе, а с другой стороны, все большее количество несовершеннолетних оказываются на скамье подсудимых. Предлагаемый нами подход позволяет выявить две психологические причины, которые способствуют выделенным обстоятельствам.
Так, если рассматривать младший школьный возраст по аналогии с младенчеством, то важнейшим его результатом должен стать новый уровень личностного самосознания. В современных же условиях многие младшие школьники «застревают» на социально-ролевой позиции, которая не помогает, а в некоторых случаях даже мешает ребенку осознать себя и свои личностные проявления. Не зря высказываются мнения о том, что учащиеся 5-6 классов являются представителями второй половины младшего школьного периода развития9.
В то же время многие взрослые, и прежде всего учителя, всячески стараются классифицировать детей - этот хороший, а этот плохой, этот старается, а этот не старается и т. п. Таким образом они кардинально меняют не только характер младшего школьного периода развития, но и всю логику становления толерантности. Помимо этого значительная часть таких взрослых, не замечая и не понимая того, что они делают, формирует у будущих подростков не «образ чужих», а «образ врагов». Манипулируя сознанием младших школьников, взрослые, сами того не осознавая, формируют будущих правонарушителей. Этому в немалой степени способствует отсутствие или низкий уровень рефлексии младших школьников.
В проведенном нами исследовании толерантности подростков мы просили участников вспомнить человека, которого они могли бы назвать своим врагом, и описать его. Для большинства подростков это задание не составило сложности. Некоторые ребята охотно выражали свое отношение к такому человеку. Однако в процессе исследования выделилась не очень многочисленная группа подростков, которые наотрез отказывались говорить о своем «враге». При этом не помогали все смягчающие инструкции (например, «вспомни человека, из всех кого ты знал, с которым у тебя были бы самые сложные отношения»).
Дальнейшее исследование выявило, что именно у этих подростков самый низкий показатель по социальной компетентности.
У таких подростков не только не было врагов, у них не было толком и друзей. Слабые социальные отношения этих ребят, выявленные с помощью методики Л. Сонди, имеют четкую связь со значительными скрытыми аффективными проблемами или высокой степенью инфантильности.
Таким образом, наличие самой по себе «концепции врага» у подростков является скорее особенностью социализации этого возрастного периода, а не патологией развития. Вместе с тем отсутствие такой концепции может, напротив, означать сложности с социализацией.
Наряду с этими данными нам удалось выявить, что «образ врага» несовершеннолетних правонарушителей имеет ряд особенностей, по сравнению с «образом врага» законопослушных подростков. Выявленные личностные особенности значительно отличают характер «образа врага» подростков с девиантным поведением. Из этих личностных особенностей, на наш взгляд, и складывается характер толерантности личности в этом возрастном периоде.
Конечно, эти эмпирические данные еще нуждаются в более глубоком изучении и теоретическом осмыслении. Однако такой взгляд на проблему подросткового возраста может быть очень продуктивным. Толерантность как личностная характеристика является ключом к пониманию ряда особенностей подростковой социализации. Результаты же такого подхода можно будет использовать не только в работе с девиантными подростками, но и с их законопослушными сверстниками.
Примечания
1 Асмолов А.Г. Толерантность и социальная стратегия борьбы с терроризмом [Электронный ресурс] // Толерантность (Tolerance.ru). [2001-2005]. URL: http://www.tolerance.ru/p-review-dict.shtml (дата обращения: 17.01.09); Warm, Responsive Caregiving Benfits Children in Russian Orphanages. News report from the website of the Society for Research on Child Development (SRCD) [Электронный ресурс] // Society for Research in Child Development. [2008]. URL: www.srcd.org (дата обращения: 17.01.09).
2 Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996.
3 См.: Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
4 Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
5 Эльконин Д.Б. Избр. психол. произв. М., 1989.
6 Разина Н.В. Экспериментальное исследование психологического содержания кризиса трех лет // Вестн. РГГУ. 2006. № 1. Сер. «Психология».
7 Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
8 Круглова Н.А. Трансляция образа идеальной семьи от матери к ребенку как условие развития просоциального поведения // Материалы всерос. науч. конф. «Психологические проблемы современной российской семьи»: В 2 ч. / Под общ. ред. д-ра психол. наук В.К. Шабельникова, канд. психол. наук А.Г. Лидерса. М., 2003. Ч. I.
9 Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.