Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2014. № 1(15)
ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
© Н. В. Наумова
Наумова
Наталья Валентиновна кандидат
психологических наук заведующая кафедрой обшей и социальной психологии научный руководитель лаборатории нравственно-этического воспитания дошкольника
Самарская гуманитарная академия
e-mail: natalyvs@mail.ru
В статье рассматриваются вопросы приролы феномена «толерантности» с филологической, философской, психологической, социальной, культурологической и религиозных точек зрения. Проволится анализ попыток человечества улержать мир в обществе через мир в себе. Анонсируется авторская программа по формированию толерантного повеления у лош-кольников.
Ключевые слова: толерантность, терпимость, ин-толерантность, миротворчество, ненасилие, культура мира, дошкольник.
Толерантность как социальный и психологический феномен в настоящее время становится, с одной стороны, все более актуальной, с другой стороны, неоднозначной темой научных исследований. Сегодня она настолько изучена и ее механизмы понятны, насколько же и не ясны ее производные.
Несомненная важность еще более глубокого исследования толерантности обусловлена, прежде всего, необходимостью создания научно-обоснованной модели поведения человека, поскольку формирование толерантного сознания является одним из условий выживания современного общества. К настоящему времени накоплен весьма значительный объем информации о результатах исследований феномена толерантности. Однако феномен толерантности столь многопланов, что до сих пор ученые, общественные деятели не выработали единого взгляда на содержательное наполнение этого понятия. Как отмечают многие авторы, в современном мире с
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2014. No 1 (15)
остро возникла потребность в формировании особого типа личности — личности толерантной [5].
16 ноября 1995 года на 28 сессии в Париже Генеральной Конференцией ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. Это документ, определяющий принципы бытия в XXI веке на протяжении всего III тысячелетия. Согласно определению, данному в Декларации, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [5, с. 7]. Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
Сам термин «толерантность» появился в языке как калька с фамилии известного французского государственного деятеля Шарля Мориса де Талей-рана-Перигора (1754—1838 гг.), министра иностранных дел Франции. Талей-ран прославился тем, что все переговоры, которые он проводил как министр-переговорщик, заканчивались миром.
На сегодня, самым популярным определением толерантности является следующее: «Толерантность — это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» [5, с. 12].
Для формирования толерантности следует определиться, что понимать под толерантностью, каким идеалом человека руководствоваться, какие заблуждения в сфере образования необходимо преодолеть, какие возможности современной сферы образования выявить, от каких парадигм и принципов философии образования следует отказаться и на какие новые принципы опереться. Как отмечает Н. Г. Юровских [13], понятие «толерантный человек» имеет сложную структуру в силу того, что толерантность выступает как психическое и духовно-нравственное качество личности и имеет специфику применительно к действиям человека в разных сферах общественной и личной жизни. Так, М. С. Мириманова [8] выделяет две группы качеств толерантности: психические и духовно-нравственные. С ее точки зрения, бесконечность оттенков толерантности делает невозможным их перечисление и описание, но позволяет выделить группы толерантных качеств:
— к группе психических толерантных качеств относятся: отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, и т. д.;
— к группе духовно-нравственных толерантных качеств относятся: открытость к другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отношению к другим, признание нормальности многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций, осуждение пороков, а не их носителей, совестливость, стремление превратить «других чужих» в «других своих», отсутствие догматизма в мировоззрении, способность к про-
щению и взаимопониманию, признание права других на свободный выбор, вплоть до права совершения ими заблуждений и ошибок, отношение к человеку как к цели и ценности, а не как к средству и антиценности, ответственность за себя и других, а также уважение к другим.
Отношение к идеалу толерантного человека в литературе является неоднозначным. Например, существует точка зрения, согласно которой толерантность как непротивление отрицательным воздействиям приводит к снижению чувствительности к маргинальному поведению и, в конце концов, к саморазрушению личности. Но, во-первых, непротивление злу включает и ненасильственное сопротивление злу. Во-вторых, понятия «непротивление злу силою» и «толерантность» не являются абсолютно тождественными, толерантность включает не только позицию признания чужих ценностей, но и духовно-нравственную активность, направленную на коммуникацию, диалог, поиск взаимоприемлемой для других позиции. Более распространенным является признание толерантности как сущностного свойства личности, обеспечивающего ее бытие с другими [3].
В «Гуманистическом словаре» А. Круглова приводятся несколько толкований этого понятия [7]:
Политический или социальный аспект: равное право различных идеологий существовать (без законодательных последствий для своих сторонников), добиваться благосклонности общественного мнения и влиять на политику, принцип беспрепятственной вербовки масс под различные знамена.
Юридический аспект: требование, чтобы общество строилось не на общеобязательной идеологии, а на минимуме общеобязательных правил общежития (на праве); причем ясно, что лишь возможностью общежития для всех и могут определиться ограничения в проявлениях любой идеологии. Это «отделение идеологии от государства» — операция, при которой любая идеология становится и получает гарантированную законом возможность оставаться частным взглядом каждого; признание государством суверенности сферы частного — суверенности личности; свобода совести.
Философский аспект: сознание неправоты всякого догматизма (невозможности того, чтобы кто-то владел монополией на абсолютную истину, ибо это значило бы монополию на аксиоматику, на недоказуемое); вытекающее из понимания сущности творческого поискового мышления сознание того, что без права на разные мнения, то есть, следовательно, и на ошибочные, не может быть открыта и ни одна относительная истина; причем сама логическая возможность иного мнения, но всякому вопросу есть достаточное обоснование его права на бытие; десакрализация любых доктрин, открытость и для свободного критического исследования.
Психологический аспект: равнодушие, готовность самоустранения, нейтралитет, который (по существу, настроению или по факту) всегда на стороне сильного; и вторая, противоположная сторона: человечность, максимум неравнодушия, доброта; способность прощать заблуждения ради добрых отношений; способность ощущать право заблуждений на существование; способность понимания ближнего, то есть понимания или чувства того, что в его ситуации ты, возможно, мыслил и действовал бы так же, как он.
Этический аспект, отказ от самой идеи возможности универсальной этической истины как определенной «правильной» идеологии.
Понятие «толерантность» имеет своё широкое семантическое поле, в которое вошли такие аспекты как:
— компромисс, понимаемый как соглашение, обеспечивающее максимально полное удовлетворение всех заинтересованных сторон и примирение в достижении свей выгоды ценой взаимных уступок;
— ненасилие, воспринимаемое как непротивление злу силой; как активное не сопротивление и пассивное удерживание своих границ;
— неосуждение и незлословие, как удержание себя от судейской миссии, требующей для каждого конкретного случая компетенции, превосходящей человеческую; осуждение греха, но не грешника; непреследование ни за что, не относящееся к морали;
— нейтралитет; право не присоединяться ни к одной из конфликтующих сторон, если ни одной из них не сочувствуешь или сочувствуешь обеим; право на личную позицию или право ее не иметь;
— равнодушие; недостаток эмоционального и морального отношения, вовлеченности или самой способности к ней.
Так же в проблемное поле толерантности входят более широкие, общечеловеческие ценности, такие как мир и любовь, которые по содержанию связаны с толерантностью [11].
Содержательный и историко-философский анализ толерантности и ее проблемного поля с ясностью определяет ее как духовное, мировоззренческое явление, раскрывающее логику борьбы против абсолютной истины во всех возможных областях ее применения. Утверждение абсолютной истины — это утверждение права судить с ее позиций других, другие точки зрения и самого себя. Но, абсолютная истина, как некая бесконечность по отношению к конечности человеческого существования, не может быть доступна до конца. Вся логика духовного и интеллектуального развития человека подводят его к скептицизму, определяющему и питающему толерантность. Отсюда, при содержательном и историко-философском анализе проблемного поля толерантности должны быть учтены и понятия, имеющие по отношению к ней обратный знак, то есть такие понятия, как нетерпимость, одержимость, фанатизм.
Современная культура, со всем свойственным ей сложным взаимоотношением противоборствующих тенденций к глобализации мирового цивилиза-ционного процесса и к сохранению национальной идентичности, испытывает насущную потребность в выработке понятия толерантности, как модели сосуществования различных культурных миров [12]. Зачастую, «терпимость» определяют в самом широком смысле слова, как терпимое отношение к тому, что нам не нравится. Демократия сама по себе не может создать свободу, если личность не ценит ее. Путь к открытому обществу — сохранение свободы личности. Монтескье в работе «О духе законов» писал: «Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово «свобода»» [9, с. 35]. Но, какой бы разнообразной ни была трактовка этого понятия, человечество все же не изобрело другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни лю-
дей, кроме правовой, так как именно правовое равенство делает свободу возможной. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы.
Таким образом, толерантность, по мнению многих ученых, понимается в нескольких аспектах: прежде всего, как терпимость к людям, отличающимся от нас, а также как отказ от права на абсолютную истину, на право быть судьей. Кроме того, немаловажным является и отказ от насилия как средства навязывания своей точки зрения. Это становиться как нельзя более актуальным сегодня, во времена политической и социальной напряженности, открытого противостояния сторон, подогреваемых желанием одной из сверхдержав к однополярности и монополии, что, при реализации, может стать концом человечества. Ибо, любая фигура с опорой на одну точку никогда не была устойчива.
У толерантности, как у любого векторного процесса, существует и ее противоположность — интолерантность, иными словами — нетерпимость. По определению С. К. Бондаревой, у интолерантности, если ее рассматривать через индивидуальную призму личности человека, существует три корня — ненависть, злость и ревность [2]. Все эти особенности существования психики зиждятся на ущемленной, т.е. заниженной самооценке, которая бессознательно, находя формулы самооправдания, реализуется через подобные каналы интоле-рантности.
В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния [1]. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе — в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод, в замене культуры мира культурой войны.
Эпоха Просвещения 18в. дала нам видного представителя толерантности — Вольтера. Ему приписывают изречение: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но я пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», — афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности [14].
По факту, любое убеждение — религиозное, политическое или культурное — может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что каждый из нас в достаточной степени доверяет нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.
Хотя толерантность, или способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, должна считаться добродетелью, столь же редкой, сколь высока ее ценность (поскольку человек от природы склонен к общности на основе родового сознания), она все же имеет два недостатка. Один из них — склонность к безразличному отношению к ценностям, питающим убеждения. «Толерантность — это добродетель людей, которые ни во что не верят», — говорил по этому поводу Г. К. Честертон.
Другой недостаток — необходимость установления минимальных моральных стандартов, серьезное нарушение которых не допускается сообществом; и необходимость защиты сообщества от заговоров и измен, во главе которых могут стоять фанатичные и тоталитарные политические движения, стремящиеся к уничтожению свободы и справедливости. Но, даже в этой сфере, где в качестве нормы выступает нетерпимость к нетерпимости, необходимо сохранять осторожность, чтобы простое отклонение от традиции не принималось за измену фундаментальным ценностям свободы и толерантности. Споры эти не имеют и не должны иметь окончательного решения, поскольку желательно сохранение, как ценности свободы, так и ценности безопасности, при условии, что в некоторых отношениях эти вещи несовместимы.
Таким образом, нет никакой четкой формулы толерантности, четкого сценария или модели толерантного поведения, так как баланс между свободой и безопасностью — фактор индивидуальный, зависящий от внешней ситуации, вовлеченных лиц и уровня готовности/желания к удержанию данного баланса. Как сказал, Парацельс «Всё есть яд и всё есть лекарство. Только доза делает лекарство ядом и яд лекарством» [14].
Несмотря на то, что универсальной формулы толерантности не существует, есть индивидуальные границы между дозволенным мне другими и дозволенным мною другим. Эта граница у каждого своя и она формируется в структуре личности каждого индивида отдельно. Однако со всей остротой встаёт вопрос, когда и как начинать формировать основы толерантного поведения человека? Придет ли это понимание само во взрослом состоянии вместе с освоением правого поля или его надо формировать раньше?
Многие прогрессивные ученые считают, что этим необходимо заниматься уже в дошкольном детстве. Выдвигается гипотеза о необходимости переоценки роли ребенка в современном обществе. Сегодня обществу, как никогда, нужна социально зрелая, свободная личность человека, обладающая толерантными чертами.
Концепция воспитания в новом веке строиться на понимании смысла жизни и предназначения человека. Чем шире будет мыслить человек, чем будет больше вмещать знания в своем сознании, чем больше будет понимать окружающих людей и процессы, протекающие вокруг него, тем менее разрушительной станет его деятельность. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольном периоде. Как показывают исследования психологов Л. В. Выготского, Д. Б. Эльконина и других, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка в целом [4].
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому, как к носителю общественного способа вы-
полнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Вспомним, например, В. Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел и спросила Кроха: «что такое хорошо, а что такое плохо?»
Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится сюжет-но-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Надо помогать взрослым», «Маленьких нельзя обижать» и т. д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.
Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых — «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей [6]. Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка все чаще наблюдается не прагматичность, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстие, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
В сфере развития нравственного поведения пример взрослого также играет важнейшую роль. Недаром В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок -это зеркало нравственной жизни родителей» [3, с. 22]. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с тем поведением, которое демонстрируют взрослые. Норма, соблюдаемая взрослым рядом с малышом, влияет на формирование таких же черт поведения у ребенка.
В дошкольном возрасте для ребенка очень важна оценка взрослого, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия. Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребёнком с полным равнодушием. Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной — разрушает негативный способ [6, с. 86].
Поэтому, формирование позиций ненасилия — длительный и сложный процесс, который должен начинаться с раннего детства. Наиболее благоприятен для этого дошкольный возраст. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью детей к социальным воздействиям, с другой стороны — потерей непосредственности, возникновением иерархии мотивов, внутренних этических инстанций, обобщением переживаний. Все это обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности в проявлениях активности. Таким образом, уже в дошкольном возрасте можно создать условия, которые будут способствовать формированию первоначальных компонентов позиции ненасилия, что выражается в способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Итак, в дошкольном возрасте:
— у детей складываются первые моральные суждения и оценки своего и чужого поведения;
— первоначальное понимание своей и чужой психологической границы;
— возрастает действенность толерантного поведения;
— возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. Формируя нравственные ценности дошкольника, взрослые заботятся о том, чтобы у детей были:
— выработаны нравственные убеждения, мировоззрение и восприняты требования и нормы общественной морали;
— развиты чувства патриотизма; уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
— сформировано умение сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
— воспитано ответственное отношение к своим трудовым поступкам, тщательность в работе, дисциплинированность, ответственность в труде, трудолюбие;
— сформированы умения и навыки трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
— сформированы такие черты характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости;
— закреплены навыки миротворческой культуры поведения.
Возникает вопрос о наличии практических программ для работы с детьми по формированию миротворческой культуры и толерантного поведения. Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла острая необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе. Именно эта социальная потребность, а также глубокая вера в значимость общечеловеческих ценностей, уважающих права и свободы личности, побудили педагогический коллектив одного детского сада Самарской области создать программу по воспитанию толерантности и формированию морально-нравственных качеств личности дошкольника.
В детском саду города Отрадного Самарской области педагогическим коллективом сада была создана авторская программа по формированию толерантного поведения у дошкольников [10].
Эмпирическое исследование организовано на базе структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 10 «Образовательный центр ЛИК» городского округа Отрадный Самарской области «детский сад № 16».
Методика исследования
Для изменения психологических составляющих толерантности дошкольников была разработана программа работы с дошкольниками, целью которой являлось формирование морально-нравственных качеств личности через развитие толерантности у дошкольников (приложение 1). Категория обучающихся: воспитанники старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений (5-6 лет) в количестве 80 человек. Срок обучения: 18 занятий.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в месяц во вторую половину дня, длительность занятий — 25 минут в старшей группе, 30 минут — в подготовительной.
Содержание занятий для детей старших групп ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта. Такой подход к организации педагогического процесса позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.
Программа занятий включает в себя три тематических блока:
«Я и ты»; «Мои права и обязанности»; «По страницам Конвенции».
Все тематические блоки взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый из них имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель.
Первый, базовый, этап работы с детьми предполагает знакомство с нравственными нормами и границами человека, в процессе освоения которых дошкольники начинают понимать преимущество естественного владения этими знаниями, учатся соотносить свои границы с чужими, выстраивать общение в их соответствии (I тематический блок).
Второй этап предполагает ознакомление с собственными правами (на отдых, образование, имя, любовь и т. д.) в процессе чтения художественных произведений, этических бесед; формирование навыков социально приемлемого поведения (II тематический блок).
Третий этап — знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», принятой для детей всего мира; чтение соответствующих теме художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин и фотоматериалов о жизни детей в старой и современной России, об играх и занятиях детей из других стран (III тематический блок).
Идеология занятий для детей дошкольного возраста направлена на формирование у них способности к ненасильственному взаимодействию. Методологическая основа данного направления — принцип ненасилия, выступающий в качестве ведущего во многих религиозных и философско-этических концепциях, где ненасилие рассматривается как общественная ценность.
В данной программе достаточно широко решены практические задачи:
• создание необходимой развивающей среды для правового воспитания и развития толерантности у дошкольников в условиях детского сада;
• обеспечение подготовки педагогических кадров по данному направлению;
• формирование морально-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, используя разные виды деятельности и формы работы с детьми;
• развитие у дошкольников чувства толерантности, как наивысшего морально-нравственного качества личности и, как условия для дальнейшего развития и самосовершенствования;
• повышение уровня правовой культуры дошкольников, педагогов и родителей.
В представленных в программе занятиях для дошкольников раскрывается примерное содержание формирования представлений детей о том или ином качестве; актуализируется ощущение собственного «Я», создаются предпосылки для переживания «Я» и выражения его в поведении».
Программа является комплексной, так как предусматривает работу не только с детьми, но и с родителями, в параллельном процессе, и с педагогами для повышения их компетентности. Системная работа ведется по всем направлениям, что можно увидеть в календарно-тематическом плане, который и отражает комплексную работу детей, педагогов и родителей [10].
Реализация разработанной программы сопровождалась психологическим мониторингом. Поскольку достаточно валидных и надежных методик на вы-
явление уровня толерантности у дошкольников в нашей стране пока не создано, то авторы программы были вынуждены создать комплексную батарею диагностических тестов косвенно определяющих уровень толерантности. Она призвана сопровождать процесс реализации программы и отследить ее эффективность.
Для определения степени психологической комфортности детей в семье и пребывания в группе детского сада, выявления уровня тревожности, агрессивности и социализации воспитанников, степени освоения программы, определения уровня интеллектуального развития детей, был подобран специальный психолого-педагогический диагностический инструментарий: проективные методики - «Рисунок несуществующего животного», «Моя семья», «Я в группе детского сада», психолого-педагогические ситуации, социально-психологические опросники по материалам программы. Диагностика всей батареи тестов была проведена в начале и конце условного учебного года.
Для статистического анализа использовался многофункциональный критерий Фишера ц*.
Результаты исследования
Рассмотрим некоторые основные результаты, полученные полученные в мониторинге. Известно, что наибольшую информативность дают рисуночные проективные методики. Так при анализе динамики результатов по тесту «Несуществующее животное» в начале и конце года были заметны следующие тенденции: такие элементы рисунка, как когти, зубы, наросты, шипы и гребни на спине животного, появлявшиеся в рисунках детей в начале эксперимента, к концу года практически исчезли, оставшись лишь единично в смазанных редуцированных формах. Это может говорить о тенденции группового снижения уровня агрессивности. Большие глаза, неестественно торчащие уши, поджатый хвост, различные пространственные загородки и дополнительные средства локации, используемые в рисунке, к концу года детьми почти не употреблялись, что свидетельствует о снижении общего уровня тревожности, повышению уровня уверенности в себе и уровню общего комфорта.
Интересен и тот факт, что в начале года, среди выборки детей в 80 человек, при первой диагностике было около трети рисунков с изображением животного в углу листа, используя не более четверти пространства, что дополнительно подтверждало у этих ребят высокий уровень тревожности и неуверенность в себе. При вторичной диагностике, все 100% детей рисовали достаточно крупные объекты и занимали весь лист полностью. В рисунках детей повторной диагностики можно увидеть и дополнительно дорисованных сородичей животных, другие живые объекты, основу или почву под ногами животного, иногда изображение дороги, что говорит о повышении уровня социализации и уровня толерантности детей.
При анализе динамики результатов по тесту «Моя семья» заметно следующее: в начале года чуть менее половины детей, выслушав задание полностью, подробно и крупно рисовали себя, забывая прорисовывать совсем или изображая схематично фигуры родственников, что говорит не только об инфантилизме, но и о неотрегулированности границ собственного «Я» в семье. Остальными детьми, зачастую, члены семьи изображались обособленно, каждый в
своем пространстве или углу. В конце года все дети вписывали себя в семью адекватно своему положению, размеру и значимости. В 64% случаев дети уже рисовали своих членов семьи, держащими друг друга за руки или в хороводе, что свидетельствует о комфортных условиях в семье и высокому уровню усвоенного толерантного поведения.
При анализе динамики результатов по тесту «Я в группе детского сада» картина изображений изменилась полностью: 11 % детей в сентябре (первая диагностика) вообще не изображали себя на листе бумаги, рисунок был безобъектный. Присутствовали лишь длинные полосы и линии, с устной инструкцией «тут все бегают». У 23 % детей в рисунке схематично присутствовали некоторые дети из группы, но отсутствовала воспитательница. И лишь 20 % детей уже в начале года изображали всех присутствующих в группе детского сада. В мае (вторая диагностика) показатели сильно изменились: во всех случаях в рисунках присутствует сам ребенок, сверстники их группы и воспитатель. В некоторых рисунках присутствовало даже два педагога и помощник воспитателя. Воспитанники дорисовали своим педагогам яркие аксессуары: платья, бусы, сережки, цветы, конфеты. В половине рисунков дети, изображенные на листе, заняты совместным делом (игра в песок, в кубики, в машинки, рисование, танцы, хоровод). Все это ярко свидетельствует о повышении уровня коммуникативных способностей, степени социализации и толерантности.
Были применены и такие диагностические методики, как работа с психолого-педагогическими ситуациями (приложение 2). Детям предлагалась актуальная для них и сложная в межличностном общении ситуация. Затем задавались устные вопросы для выявления мнений и принятия решений взаимодействия внутри этой ситуации. Интересен тот факт, что в сентябре мнений и способов решений было не так много. Многие дети отмалчивались или ожидали предложенных решений воспитателем. В мае же ситуация изменилась радикально: дети на эти вопросы уже активно отвечали, предлагали несколько вариантов диалога, поступков, поведения в данный момент, что может говорить об усвоенном детьми материале по программе «Формирование толерантного поведения дошкольниками».
В качестве примера рассмотрим сравнительный анализ результатов обследования детей проективной методике «Моя семья» в сентябре 2012 и мае 2013 года. Цель обследования: выявление особенностей внутрисемейных отношений, определение степени комфортности ребенка в семье, выявление динамики таких качеств личности, как тревожность, агрессивность, социализация.
По результатам повторного среза можно отследить положительную динамику развития детей: на 16 % снизился уровень тревожности (р < 0,005); на 15 % стал ниже уровень агрессивности (р < 0,01); на 10 % повысился уровень социализации дошкольников (р < 0,05). Исходя из чего, можно сделать вывод, что программа по «Формированию толерантного поведения» достаточно эффективна.
Таблица
Относительное количество детей (%) с выраженностью психологических составляющих толерантности (методика «Моя семья», п = 80 чел.)
Уровень психологической составляющей Сентябрь 2012 Май 2013
Агрессивность Тревожность Социализация Агрессивность Тревожность Социализация
Высокий 33** 48*** 12* 18** 32*** 22*
Средний 31 44* 61 34 62* 60
Низкий 36 6 27 48 6 18
После реализации данной программы в дошкольных образовательных учреждениях в 2012-2013 гг. можно констатировать достижение следующих результатов:
• сформированы элементарные детские представления о личных границах себя и других людей;
• развито умение воспитанников самостоятельно контролировать личное поведение;
• сформированы информационная, технологическая и социально-коммуникативная компетентность;
• снижен уровень тревожности и агрессивности у детей;
• повышен уровень социализации и толерантности у детей;
• повышен уровень миротворческой культуры педагогов и родителей.
Выводы
Таким образом, чувство общности и способность «увидеть» другого, являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к другому человеку. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие, формирует толерантность. Поэтому, начинать работу в направлении воспитания толерантности можно уже с дошкольного возраста, именно в этот период закладываются ценностные основы мировоззрения.
Приступать к работе по толерантному воспитанию необходимо одновременно с двух сторон:
— просвещение взрослых;
— приобщение малышей к освоению ненасильственных методов межличностной коммуникации.
На современном этапе необходимо выстраивать цели и процесс воспитания дошкольников так, чтобы научить их регулировать свое поведение, приобщить их к общепринятым нормам поведения, помочь детям адаптироваться в
окружающей среде так, чтобы в результате наших усилий они создали вокруг себя поле относительной безопасности, толерантности и счастья.
Считаем, что способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой для взрослых и весьма важной в развитии детей.
Результаты проведенной работы убеждают нас, что снижение уровня тревожности и агрессии, повышение уровня толерантности и социализации закономерно закрепляются в навыке сосуществования человека, если начинать такое воспитание с раннего детства ребенка в условиях детского сада, работая комплексно — с детьми, их родителями и педагогами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию. — М. : Смысл, 2000. — 255 с.
2. Бондырева, С. К. Выживание (факторы и механизмы) : учеб. пособие / С. К. Бон-дырева, Д. В. Колесов. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2005. — 368 с.
3. Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 240 с.
4. Вовк, Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого // Вале-ология. — 2003. — № 3. — С. 51—52.
5. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. — 2001. — № 1. ч. 5.
6. Кристалл, Г. Аффективная толерантность // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2001. — № 3. — С. 34—35.
7. Круглое, А. Словарь. Психология и характерология понятий // Б-ка журнала «Здравый смысл». — М. : РГО, 2008. — 472 с.
8. Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. — М., 2002. — С. 138.
9. Монтескье, Ш. Л. О духе законов. — М., 1999. — 673 с.
10. Программа по формированию морально-нравственных качеств личности через правовое воспитание и развитие толерантности у дошкольников / авт.-сост.: Л. В. Шмо-нина, О. И. Зайцева, Ю. М. Курмаева, З. Ф. Атясова. — М. : Ваш полиграфический партнёр, 2013. — 100 с.
11. Швачко, Е. В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. — 2004. — № 4. — С. 5—27.
12. Шибутани, Т. Социальная психология. — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 539 с.
13. Юровских, Н. Г. Толерантность как личностный и культурный феномен : дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2004. — 180 с.
14. Mendus, S. Toleration // Encyclopedia of Ethics. — New-York ; London, 1992. — P. 1251.
REFERENCES
1.Asmolov A. G. Na puti k tolerantnomu soznaniyu [On the way to Tolerance]. Moscow, 2000. 255 p. (in Russian).
2. Bondyreva S. K., Kolesov D. V. Vyzhivanie (faktory i mekhanizmy): Ucheb. posobie [Survival (factors and mechanisms)]. Moscow, 2005. 368 p. (in Russian).
3. Bondyreva S. K., Kolesov D. V. Tolerantnost' (vvedenie v problemu) [Tolerance (introduction to the problem)]. Moscow, 2003. 240 p. (in Russian).
4. Vovk L. A. Valeologiya [The valeology]. 2003. No. 3. pp. 51—52 (in Russian).
5. Vek tolerantnosti [Age of tolerance], 2001, no. 1, ch. 5 (in Russian).
6. Kristall G. Zhurnal prakticheskoi psikhologii i psikhoanaliza [Journal of Applied Psychology and psychoanalysis], 2001, no. 3, pp. 34—35 (in Russian).
7. Kruglov A. Slovar'. Psikhologiya i kharakterologiya ponyatii [Dictionary. Psychology and characterology concepts]. Moscow, 2008. 472 p. (in Russian).
8. Mirimanova M. Razvitie lichnosti [The personality development]. Moscow, 2002. p. 138. (in Russian).
9. Montesk'e Sh. L. O dukhe zakonov [The Spirit of Laws]. Moscow, 1999. 673 p. (in Russian).
10. Programma po formirovaniyu moral'no-nravstvennykh kachestv lichnosti cherez pravovoe vospitanie i razvitie tolerantnosti u doshkol'nikov. Avtory-sostaviteli: L. V. Shmonina, O. I. Zaitseva, Yu. M. Kurmaeva, Z. F. Atyasova [The program for the formation of moral qualities of the person through legal education and the development of tolerance in preschool children]. Moscow, 2013. 100 p. (in Russian).
11. Shvachko E. V. Prikladnayapsikhologiya [Applied Psychology], 2004, no. 4, pp. 5—27 (in Russian).
12. Shibutani T. Sotsial'nayapsikhologiya [The social psychology]. Rostov n/D, 2002. 539 p. (in Russian).
13. Yurovskikh N. G. Tolerantnost'kak lichnostnyi i kul'turnyi fenomen: dis. ... kand. filos. Nauk [Tolerance as a personal and cultural phenomenon]. Omsk, 2004. 180 p. (in Russian).
14. Mendus S. Toleration // Encyclopedia of Ethics. New-York; London, 1992, p. 1251. (in English).
Приложение 1
Календарно-тематический план психолого-педагогической работы по формированию толерантного поведения
№ недели в месяце Работа с педагогами Работа с родителями Работа с детьми
Старшая группа Подготовительная группа
Сентябрь
1 неделя Анкетирование родителей «Права детей в обществе» Анкетирование родителей «Права детей в обществе»
2 неделя Консультация «Планирование работы по формированию правового сознания у старших дошкольников» «О дружбе» «Как выжить на необитаемом острове»
3 неделя «Комплименты» «Кто я — какой я»
4 неделя Консультация «Права ребенка — соблюдение их в семье» с презентацией «Правовое воспитание дошкольников»
№ недели в месяце Работа с педагогами Работа с родителями Работа с детьми
Старшая Подготовитель-группа пая группа
Октябрь
1 неделя Консультация «Аннотация к основным документам по защите прав ребенка» Оформление папки с основными документами по защите прав ребенка
2 неделя «Сказка про трех поросят на новый лад» «Если что у вас болит, вам поможет Айболит»
3 неделя «Зло в гостях» «Уверенность — неуверенность»
4 неделя Педсовет «Правовое воспитание в ДОУ» Акция «День народного единства» (с раздачей листовок)
Ноябрь
1 неделя Семинар-практикум «Охрана прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и ДОУ» Акция «День народного единства» (с раздачей листовок)
2 неделя Акция «День прав человека» (с раздачей листовок) «Мы все знаем и умеем» «Я на солнышке лежу...»
3 неделя Консультация «Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье» «Правила поведения в детском саду» «Радость — огорчение»
4 неделя Консультация «Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания»
Декабрь
1 неделя Тренинг «Добра желай — добра наживай!»
2 неделя Акция «День конституции РФ» (с раздачей листовок) «Что такое милосердие» «Как важно грамотными быть»
3 неделя День открытых дверей: посещение занятий по правовому воспитанию «О происхождении фамилии» «Руководство/ подчинение»
4 неделя
Январь
1 неделя
2 неделя Анкетирование «Хорошие ли вы родители?» «Разные поступки» «Непосильное здание»
3 неделя Семинар-практикум «Правовое образование в ДОУ» «Что такое право?» «Дружелюбие/ враждебность»
4 неделя Дискуссия «Защитим наших детей от. »
Февраль
1 неделя Практикум «Межличностные отношения в группе детского сада» Привлечение родителей к составлению семейного альбом «Кто я такой»
2 неделя «Что такое обязанности?» «Право на любовь»
3 неделя Привлечение родителей к составлению семейного генеалогического древа «Моя семья» «Любовь/ нелюбовь»
4 неделя Консультация «Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада»
Март
1 неделя
2 неделя Тренинговое занятие «Общение между нами и детьми» Оформление папки — передвижки «Права ребенка — соблюдение их в семье» «Я и члены моей семьи» «Дети планеты Земля»
3 неделя «Порадовать маму — как это просто» «Смелость/ трусость»
4 неделя Конкурс на выявление лучшего знатока прав ребенка «Слабое звено»
Апрель
1 неделя
2 неделя Мастер-класс организации занятий с детьми по правовому воспитанию «Все мы разные, но мы все равны» Рассматривание альбома «Ребенок имеет право.»
3 неделя Родительское собрание «Дети о своих правах» «Декларация прав человека, Декларация прав ребенка» «Выдержка/ несдержанность»
4 неделя
Май
1 неделя Анкетирование «Эффективность работы по правовому воспитанию в ДОУ»
2 неделя Итоговые занятия по правовому воспитанию «Моя семья» Рассматривание альбома «Ребенок имеет право.»
3 неделя Педсовет «Эффективность и результаты работы по правовому воспитанию» «Каждый человек имеет право на имя» «Вежливость/ грубость»
4 неделя Акция «День защиты детей», «Международный День детей — жертв агрессии» (с раздачей листовок)
Приложение 2
Психолого-педагогическая ситуация «Какое право нарушено?»
Цель: выявить психологическую реакцию детей на сложную жизненную ситуацию.
Описание методики: в начале и конце учебного года проводится несколько подгрупповых бесед с детьми, где вместе с ними разбираются различные ситуации, в которых отражаются действия людей, нарушающих границы другого человека. По тому, как дети реагируют на предъявляемую ситуацию, как находят выход из нее, можно судить о динамике психологических составляющих толерантности дошкольника.
Ситуация
Однажды в группу, где ребята составили «свод правил», пришёл новый мальчик Саша. Воспитатель и дети познакомили его с правилами, по которым живут ребята, объяснили Саше, что все выполняют их. Саша сказал, что всё понял и уже запомнил правила. Но через некоторое время дети заметили, что Саша никогда не убирает за собой игрушки, обзывает ребят, дразнит их, дерётся, никому не помогает. Так из-за одного ребёнка нарушился мир и покой в группе.
ВОПРОСЫ
1. Что ты почувствовал, когда услышал об этой ситуации?
2. Правильно ли поступает Саша?
3. Что он нарушает?
4. Кому приятно, а кому неприятно его поведение?
5. А как бы ты поступил на месте Саши?
6. Как бы ты договорился с Сашей о порядке?
The dynamics of psychological components tolerance preschooler
N. Naumova
In this article the questions of nature of the phenomenon reexamined "tolerance" with philological, philosophical, psychological, social, culturological and religious points ofview. The analysis of attempts of humanity to retain the worldin society through the world in itself is conducted. The authorial program is announced on forming tolerance development for preschool children.
Key words: tolerance, suffer, intolerance, peacemaking, nonviolence, peace culture, preschooler.