Научная статья на тему 'Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения'

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2825
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / толерантность / дошкольники / образовательная программа / formation / tolerance / preschool age children / pilot program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильинская Е. А.

Статья отражает результаты диссертационного исследования автора, которое посвящено формированию толерантности у детей дошкольного возраста. Большой опыт работы автора убеждает в необходимости и возможности воспитания толерантности с детства. Одним из важнейших результатов работы, представленных в статье, являются парциальные образовательные программы, сконструированные в соответствии с модульным принципом, отражающие содержание работы с детьми по ряду направлений в общем русле формирования толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильинская Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present work includes the author results of the thesis research that is devoted to the tolerance formation of preschool age children. Necessity of the formation of tolerant consciousness and behavior, education of peaceful disposition and mutual tolerance in society has become the absolute need in modern days. Rich experience of the author testifies that educating tolerance from the very childhood is necessary and possible. One of the most important results of the thesis research is partial pilot programs designed according to the modular principle, which includes the contents of work with children based on a number of directions in the general way of the tolerance formation.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения»

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа представлена кафедрой социально-культурных технологий Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор И. А. Мироненко

Статья отражает результаты диссертационного исследования автора, которое посвящено формированию толерантности у детей дошкольного возраста. Большой опыт работы автора убеждает в необходимости и возможности воспитания толерантности с детства. Одним из важнейших результатов работы, представленных в статье, являются парциальные образовательные программы, сконструированные в соответствии с модульным принципом, отражающие содержание работы с детьми по ряду направлений в общем русле формирования толерантности.

Ключевые слова: формирование, толерантность, дошкольники, образовательная программа.

The present work includes the author results of the thesis research that is devoted to the tolerance formation of preschool age children. Necessity of the formation of tolerant consciousness and behavior, education of peaceful disposition and mutual tolerance in society has become the absolute need in modern days. Rich experience of the author testifies that educating tolerance from the very childhood is necessary and possible. One of the most important results of the thesis research is partial pilot programs designed according to the modular principle, which includes the contents of work with children based on a number of directions in the general way of the tolerance formation.

Key words: formation, tolerance, preschool age children, pilot program.

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена экономическими и политическими процессами в жизни страны. Массовая миграция населения из бывших республик стимулирует напряженность в межнациональных отношениях, на почве чего возникают эт-ноконфликты, которые усложняют адаптацию человека к современному поли-культурному миру. Нередко на почве этнокультурных различий в отношениях между людьми проявляются отчужденность, непонимание, агрессия. Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Существенное значение, на наш взгляд, имеет воспитание толерантности с детства, и потому нам представляется необходимым разрабатывать соответствующие программы и методики, ориентированные на дошкольный возраст, для дошкольных образовательных учреждений.

Может возникнуть вопрос: стоит ли вообще заниматься формированием толерантности у столь маленьких детей, так ли это необходимо и возможно, может, стоит подождать, когда дети подрастут? Опираясь на исследования в области детской возрастной психологии на этот вопрос можно ответить положительно.

Задача воспитания доброжелательных отношений в группе дошкольников, посещающих детский сад, воспитания просо-циальных качеств в личности ребенка стояла перед педагогами всегда. Многие образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный развитию у детей гуманных чувств, формированию этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств.

Основным традиционным методом нравственного воспитания как в отечественной, так и в зарубежной педагогике является работа, направленная педагогом на развитие самосознания ребенка. Так, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой в разделе «Нравственное воспитание» говорится о том, что детям необходимо «сообщать разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты девочка, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе о прошлом (не умел ходить, говорить) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, умеешь рисовать и т. п.)». При этом этические нормы рассматриваются как составная часть общей картины мира и Я-концепции ребенка.

При таком подходе, на наш взгляд, недостаточно учитывается такая важная составляющая нравственности, как умение сопереживать, сочувствовать другому человеку. А ведь именно к 5 годам у ребенка формируется способность к проявлению эмпатических переживаний. Ребенок, хорошо знающий себя, уверенный в себе, имеющий четкие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, не всегда способен встать на место другого и понять его переживания. Например, ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к умению сопереживать боли других, а высокая и адекватная оценка своих достоинств не всегда способствует уважению к другим людям. Особенно если эти люди не похожи на нас, не так одеты, не так ведут себя, говорят на чужом языке.

Безусловно, усвоение этических норм необходимо для формирования толерантности, но недостаточно.

Толерантность в старшем дошкольном возрасте, на наш взгляд, проявляется как терпимое, тактичное и уважительное отно-

шение к другим людям вне зависимости от пола, возраста, национальности; способность к восприятию многообразия мира. Для разработки педагогических методик по формированию толерантного сознания необходимо это определение конкретизировать. Поэтому целесообразно определить критерии, которые позволяют более четко фиксировать исследуемое явление. К числу таких критериев в старшем дошкольном возрасте можно отнести: взаимное уважение, доброжелательность, терпимость к различиям, способность к сотрудничеству, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, самокритичность, ответственность, доверие, бережное отношение к природе, желание познать окружающий мир. Также можно определить критерии интолерантности в дошкольном возрасте: насмешки, выражение пренебрежения; дискриминация по признаку пола, возраста, национальности; перенос вины на другого; вандализм по отношению к природе и окружающему миру.

Учитывая многоплановый характер толерантных начал, нам представляется возможным обозначить следующие задачи, которые должны решаться в программах воспитания дошкольников в духе терпимости:

1) знакомство с культурой своего народа как необходимое условие интеграции в иные культуры;

2) формирование у воспитанников представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям;

3) развитие умений и навыков ненасильственно разрешать разногласия и конфликты посредством способности к терпению и принятию другого;

4) установка толерантного отношения ко всему живому, к другим людям, к самому себе.

Каким образом, какими средствами должно осуществляться формирование толе-

рантности у дошкольников? Исследования, проведенные нами на базе дошкольного образовательного учреждения, показывают, что средства учебной деятельности для этого не подходят. Невозможно усадить детей за парты и научить их толерантности. Учебная деятельность целенаправленна, результативна и обязательна. Она служит предметом общественной оценки и поэтому определяет положение ребенка среди сверстников, ранжирует детей.

Большие возможности для осуществления нравственного, толерантного воспитания у дошкольников имеет социально-культурная деятельность во всем своем многообразии. Известно, что социокультурная деятельность имеет огромный воспитательный потенциал, который успешно использовался в советский период истории России для продвижения коммунистических идей. На современном этапе необходимость формирования толерантного сознания может стать источником содержания социокультурных технологий. Деятельность, положительно влияющая на развитие толерантных отношений дошкольников, должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие, инициативу. Живая заинтересованность, а не равнодушие - необходимое условие того, чтобы деятельность оказывала положительное влияние.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности на базе дошкольного образовательного учреждения (2005-2007 гг.) наработаны разнообразные материалы к организации воспитательной работы по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Одним из важнейших результатов работы являются парциальные образовательные программы, сконструированные в соответствии с модульным принципом, отражающие содержание работы с детьми по данному направлению:

1. «Человек часть природы» - экологическое направление, способствующее формированию бережного отношения к природе, осознанию тождественности человека и природы, изучение географии родного края. Познавая окружающую действительность, ребенок осознает свое место в мире, учится беречь себя и окружающих его людей, понимать, что человек интересен и самоценен сам по себе и как часть окружающей его природы.

2.«Здравствуй мир» - краеведческое направление, способствующее приобщению детей к национальному культурному наследию, ознакомлению дошкольников с традициями народов, населявших родной край.

3. «Сказка и мы» - театрально-игровое направление. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Участвуя в них, дошкольники знакомятся с окружающим миром, передавая его образы, краски, звуки. Тематика и содержание театрализованных игр имеют воспитательную направленность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении: это дружба, отзывчивость, доброта, смелость. В данном модуле работа проводится на материале русских народных сказок и сказок народов мира.

Тематика программных модулей соответствует федеральным регулятивам. Воспитательный процесс опирается в основном на групповые формы работы: проведение бесед, развлечений, праздников, маршрутных экскурсий, походов. Туристско-краеведческая деятельность, которая позволяет ребенку в процессе экскурсий, походов, экспедиций изучать свою страну, духовно-нравственные, патриотические, трудовые, боевые традиции на-

рода. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так формируется понятие о многообразии мира, любовь к Родине, ее природе, истории, культуре и народам.

Будучи по природе коллективистской, туристская деятельность обучает ребенка общаться со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, доброму отношению к природе.

Важно отметить, что педагогам следует привлекать внимание родителей к задаче воспитания толерантного сознания у ребенка, стремиться к формированию единого понимания целей в процессе решения этой задачи. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, построенную на принципах толерантности, - они помогут развитию его способностей, умению общаться в коллективе.

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения сегодня, в условиях отсутствия наработанных программ и методик, представляет собой процесс сложный, требующий больших эмоциональных затрат от педагогического коллектива, и в основном опирается на руководителей и воспитате-лей-энтузиастов. Разработка и внедрение таких программ - актуальная и важная задача нашей педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.