Научная статья на тему 'Психологическое исследование правосознания в детском возрасте'

Психологическое исследование правосознания в детском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
852
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / МЫШЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / LEGAL CONSCIOUSNESS / THE PERSON / VALUES / THINKING / REPRESENTATIONS / PRESCHOOL AND YOUNGER SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Есикова Татьяна Владиславовна

Предлагается исследование правового сознания в детском возрасте. Анализируется проблема с позиций теории деятельностного подхода в контексте развития специфической потребности в общении, позитивности деятельности как основы формирования правового сознания в детском возрасте. Рассматриваются вопросы, связанные с изучением правосознания и ценностей. Анализируются правовые представления как отражение уровня развития ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF INFANT LEGAL CONSCIOUSNESS

A research into legal consciousness of infancy is presented. The problem is analyzed on the theoretical basis of activities' requirements in contacts, positive character of activities as the basis of legal consciousness formation in infancy. Aspects connected with analyzing legal consciousness and values are considered. Legal notions as a reflection of the level of child's evolution are analyzed.

Текст научной работы на тему «Психологическое исследование правосознания в детском возрасте»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.015.824 ББК Ю983.7

Т. В. Есикова

Санкт-Петербург

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

ГСНТИ 15.81.21; 14.23.11

Код ВАК 19.00.13; 13.00.00

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правовое сознание; личность; ценности; мышление; представления; дошкольный и младший школьный возраст.

АННОТАЦИЯ. Предлагается исследование правового сознания в детском возрасте. Анализируется проблема с позиций теории деятельностного подхода в контексте развития специфической потребности в общении, позитивности деятельности как основы формирования правового сознания в детском возрасте. Рассматриваются вопросы, связанные с изучением правосознания и ценностей. Анализируются правовые представления как отражение уровня развития ребенка.

T. V. Esikova

Saint-Petersburg

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF INFANT LEGAL CONSCIOUSNESS

KEY WORDS: legal consciousness; the person; values; thinking; representations; preschool and younger school age.

ABSTRACT. A research into legal consciousness of infancy is presented. The problem is analyzed on the theoretical basis of activities’ requirements in contacts, positive character of activities as the basis of legal consciousness formation in infancy. Aspects connected with analyzing legal consciousness and values are considered. Legal notions as a reflection of the level of child’s evolution are analyzed.

Психологическая наука и практика подтверждают важность формирования правового сознания, являющегося необходимым компонентом правовой культуры личности, начиная с детского возраста. В период перехода от дошкольного возраста к младшему школьному пробуждается устойчивый интерес к вопросам мировоззрения, морали и этики, являю© Есикова Т. В., 2011

щихся психологической базой развития правового сознания. Именно в этом возрасте в процессе обучения и воспитания создаются условия для усвоения каждым ребенком основных прав и обязанностей, которые необходимы для структурирования правомерного поведения в жизнедеятельности. Отсутствие четкой правовой направленности в общественном сознании является одной

из причин деструктивного поведения, а также роста преступности несовершеннолетних. Поэтому в современных условиях развития общества специалистами в области психологии в полной мере осознана необходимость исследования особенностей развития правосознания детей.

Как отмечают современные исследователи (В. В. Рубцов, Е. Г. Юдина), в настоящее время, в соответствии с требованиями ЮНЕСКО, подход к развитию дошкольников и младших школьников ориентирован на социальную и экологическую ответственность, интеллектуальную компетентность и экономическую продуктивность [3].

В системе наук наблюдается усиление внимания к ребенку как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Многие прогрессивные изменения в обществе: социальные, политические и экономические — предполагают переоценку отношения к формированию правосознания детей. Обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Формирование правосознания выступает в качестве одного из направлений исследования процесса правового регулирования: как ребенок усваивает правовые нормы, каковы механизмы осмысления их реализации.

В то же время как феномен и теоретическая проблема осмысление правосознания еще не стало предметом специального теоретико-правового исследования, не сформировались базовые методологические и категориальные структуры понятийного его оформления вне пределов рационального и логического исследования.

Психолого-педагогические проблемы, связанные с детским возрастом, представлены в работах Л. И. Божович, В. Б. Голицына, Л. М. Зюбина, К. Е. Игошева, И. С. Кона, В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунева, Д. И. Фельдштейна, Л. Н. Фридман.

Анализ психологической литературы показывает, что в современной науке к изучению правосознания есть несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию с

позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные установки (С. С. Алексеев, Л. С. Явич и др.), другие определяют правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности (И. А. Ильин, В. И. Каминская, П. И. Новгородцев, А. Р. Ратинов и др.), третьи считают нравственность внутренним регулятором правомерного поведения (В. С. Олейников). Другие же акцентируют внимание на правах человека как на общечеловеческой ценности (В. А. Кара-ковский, М. А. Лазутова, Е. А. Лука-шева, Г. В. Мальцев, А. Ф. Никитин,

З. К. Шнекедорф и др.), на моральных и нравственных ценностях (А. Н. Гусев, Ю. М. Смоленцев, А. Н. Титарен-ко и др.), на нравственно-правовом воспитании школьников (Г. П. Давыдов, Г. А. Кузнецов, О. Г. Шапиева и др.).

В настоящее время возрос интерес к социальному и правовому воспитанию в дошкольном возрасте (Н. Г. Капустина, С. А. Козлова, С. В. Федотова). В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н. П. Вербицкого, И. Ф. Рябко, В. В. Тищенко, формирование правовых представлений показано в исследованиях С. В. Брыкиной, С. Я. Ермолич.

Традиционно правосознание детей представляется как явление, связанное с отклонениями от нормативного поведения. Низкий уровень проявления правосознания изучается также в аспекте взаимосвязи с поведением агрессивного характера (С. А. Беличева, А. С. Белкин, П. Г. Бельский, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн).

Раскрытию психологических механизмов нормативно-правовой регуляции поведения уделялось внимание в работах Г. Х. Ефремовой, Н. И. Козюб-ра, В. Н. Кудрявцева, Ю. И. Новика, В. А. Щегорцова и др., анализу ценностных ориентаций, мотиваций правового и противоправного поведения — в трудах И. А. Иванова, К. Е. Игошева, А. П. Тулузова и др., изучению психологических особенностей формирования правосознания личности на различных возрастных этапах ее развития и в

различных социальных условиях окружения посвящены работы Г. А. Аванесова, П. П. Баранова, К. Т. Бельско-го, Е. А. Зорченко, Л. М. Зюбина,

Н. В. Катаевой, В. Г. Косенко, И. Ф. Покровского, В. А. Серебряковой, Л. П. Филонова и др.

Методологической основой нашего исследования являются труды М. И. Лисиной, которая обогатила детскую психологию научными идеями об основах развития личности и мировоззрения ребенка, становления внутреннего плана действия, избирательности ребенка к социальным воздействиям.

В своей совокупности все перечисленные работы имеют важное теоретическое и практическое значение. Однако в них не ставилась задача исследовать психологические проявления правосознания в детском возрасте. До сих пор остается не исследованной проблема выявления психологических условий развития правового сознания ребенка до такого уровня, когда он по собственной воле, а не по принуждению хотел бы соблюдать закон. В результате создания психологических предпосылок ребенок способен развиваться как правопослушная личность.

Для решения поставленной проблемы требуется выявить сущность таких важных категорий, как правосознание в детском возрасте, правовое образование, правовые представления и правовое мышление. Необходим поиск совокупности классических и инновационных способов развития правосознания дошкольников и младших школьников в соответствии с компетентностным подходом и современными условиями, в которые погружен ребенок. Данная проблема является малоизученной и требует всестороннего рассмотрения.

Проблема развития правосознания представляет важнейшую область психологии, так как оно оказывает влияние на восприятие права, перевод нормативных предписаний в социальное поведение. Как отмечают отечественные исследователи (А. А. Ганеева, А. И. Сорокина), правосознание — это особый вид интеллектуально-познавательной и практически-преобразующей деятельности индивидов и их групп,

ядро которого образуют базовые когнитивные возможности, обусловливающие понимание того, что такое право, закон, власть, и определяющие специфику анализа и оценки различных видов правового поведения (противоправного и правомерного) [5].

Правовое образование — это целенаправленный процесс приобретения знаний и формирования правовых компетенций ребенком как способностей ориентироваться в правовой действительности и иметь к ней оценочное отношение. Для формирования правовых компетенций необходимо учить дошкольника и младшего школьника применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности.

Правосознание личности предполагает наличие правовых знаний и юридической информации. Информированность была и остается одним из основополагающих каналов формирования правовой личности, готовности действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т. е. поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

Развитие правосознания происходит в процессе формулирования суждений о правовых нормах как о социальной ценности. Позитивное правовое мышление в действии развивает правовую культуру личности. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта — ее важная составная часть.

Ребенок получает правовые знания, на основе которых он приобретает определенное образное понимание правовой действительности, усваивает нормы, развивает правовое сознание и модели правопослушного поведения. Необходимо сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях, причем не только сообщать доступные для дошкольного и младшего школьного возраста правовые знания, но и формировать оценочное отношение к правовой действительности, которая непосредственно является частью детской жизнедея-

тельности и отражается в мировоззренческих взглядах ребенка.

Уровень развитости правового сознания проявляется в избирательном отношении к информации, поступающей из источников массовой информации и в стихийном процессе социализации, а также в «умении ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний» [6].

Анализ исследований дает возможность установить, что правовое сознание старших дошкольников и младших школьников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети могут оценить поступки других людей, проявляют толерантность к представителям других национальностей. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка — формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению. В процессе развития правосознания ребенка необходимо учитывать, что детство является самоценным периодом в жизни человека (А. В. Запорожец, Е. О. Смирнова, Д. И. Фельдштейн). Исследователи подчеркивают, что ребенок — это не развивающийся взрослый человек. Детство, считает Д. И. Фельдштейн, — это особое целостно представленное социальное явление [7]. Как отмечает Е. О. Смирнова, специфические особенности ребенка заключаются не в том, что он хуже взрослого мыслит и воспринимает мир, а в том, что он качественно по-другому относится к окружающему и к самому себе [4].

В дошкольном возрасте формируются социально-психологические особенности личности, осуществляется процесс социализации и индивидуализации, осваиваются нормы общества [7]. Важным аспектом развития правового сознания ребенка-дошкольника является его социализация, обусловленная прежде всего общением со

взрослыми и сверстниками. В процессе расширения и углубления контактов со взрослыми и сверстниками ребенок постепенно осваивает правовые нормы.

Правовое воспитание способствует включению в нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом. Данная ценностнонормативная система составляет основу правосознания индивида. Развитие правосознания взаимосвязано с развитием духовно-нравственного мира дошкольников и младших школьников, поэтому необходимо нахождение конкретных способов воздействия, которые позволят способствовать самовыражению индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, развитию нравственных чувств, стремлению к самосовершенствованию и выполнению нравственных и правовых норм.

Правосознание личности развивается на основе правовых представлений, начиная с дошкольного возраста. Формирование правовых представлений рассмотрено в исследованиях Д. С. Безносова, С. В. Брыкиной, И. Н. Федоровой.

Правовые представления — это

образы правовых действий, сцен, имеющие субъективную форму, возникающие на основе продуктивного воображения ребенка. Правовые представления уникальны, так как являются частью внутреннего мира ребенка, на который оказывают влияние его интересы, мотивы, установки.

Представления ребенка о правовых отношениях складываются на основе обобщения опыта социально-правового взаимодействия, который включает и эмоциональный опыт. Правовые отношения являются свободными в детском сообществе и строятся согласно правовой норме в форме долженствования норм поведения.

Правовые представления возникают в процессе осуществления какой-либо деятельности (игра, учение, труд, творчество), включаются во внутреннюю структуру самой деятельности, дополняют ее первоначальный характер, способствуют готовности к какой-либо новой деятельности и творчеству. Для построения адекватных образов, со-

ставляющих правовые представления, необходимо получение разнообразной и качественной информации, ее структурирование.

Самые первичные представления о социальных и правовых нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются еще в детстве, в дошкольный период. Как показывают исследования психологов Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина и других, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка — формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению.

Перечислим критерии проявления правовых представлений у дошкольников и младших школьников:

• чувственно-правовой критерий (оценочный), определяющий развитие правовых, нравственных и эстетически окрашенных чувств, эмпатии, способности воспринимать и чувствовать добро и правду (включает частоту и экспрессивность выражения правовых чувств: оценку правовых норм, событий на основе чувства справедливости, сочувствия, эмпатии и бескорыстия);

• интеллектуально-правовой критерий (когнитивный), показывающий уровень сформированно-сти правовых понятий, соответственно дошкольному или младшему школьному возрасту (включает правовые представления, правовые знания, а также такие качества, как рассудительность, сосредоточенность, креативность мышления; свидетельствует о качестве усвоения правовых и этических понятий, таких, как: правовая норма, добро, долг, совесть, правдивость, добросовестность выдержка, искренность, самообладание, смелость, сочувствие и человечность);

• деятельностно-правовой критерий (поведенческий), определяющий уровень развития поведенче-

ских манер ребенка, количество и качество проявлений правовых знаний, чувств в практической деятельности (отражает выражение правовых и этических знаний в деятельности, поведенческой манере и речи);

• личностно-правовой критерий,

определяющий наличие и степень развитости таких качеств правопослушной личности, как искренность, самокритичность, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию, самостоятельность, креативность, уравновешенность, сдержанность, терпеливость, бескорыстность и совестливость.

Критерии выражаются как количественно, так и качественно. Количественная характеристика предполагает выставление оценок по каждому показателю критерия. Многие диагностические методики имеют разработанный учеными аппарат оценивания.

Качественной характеристикой выделенных нами критериев выступают уровни сформированности правовых представлений у дошкольников и младших школьников. Правовое сознание уравновешивает столкновение равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей и влечений ребенка. Развитие правового сознания происходит в процессе совместной деятельности и общения взрослого и ребенка в передаче правового опыта. При этом ребенок должен быть активным субъектом диалога [2].

Для развития правосознания ребенку необходимо уметь разрешать конфликты, строить взаимоотношения со сверстниками. В процессе игровой и учебной деятельности дети оказываются в проблемных ситуациях, приводящих к конфликтам, к конструктивному разрешению которых их необходимо готовить с раннего детства. Участие в конфликтах выступает как неизбежный момент взросления, через преодоление внутренних и внешних конфликтов происходит формирование самосознания личности [5].

Проблема формирования правосознания, изучения его реального уровня, состояния и содержания относится к

числу ключевых, основополагающих преждения причин, ее порождающих;

научных направлений психологии. С ее постижения глубинных содержательно-

решением связаны задачи укрепления психологических механизмов социаль-

законности и правопорядка, повыше- ного взаимодействия людей; познания

ния эффективности и качества дея- движущих сил и внутренних регулято-

тельности правоохранительных орга- ров поведения.

нов; борьбы с преступностью и преду-

ЛИТЕРАТУРА

1. ЕМЕЛЬЯНОВА Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества / Ин-т психологии РАН. М., 2006.

2. ЛИСИНА М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2009.

3. РУБЦОВ В. В., ЮДИНА Е. Г. Современные проблемы образования детей младшего возраста // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» : материалы 6 всерос. науч.-практ. конф., Москва, 14—16 нояб. 2010 г. / Общерос. общественная организация «Федерация психологов образования России», ГОУ ВПО «Моск. городской психологопедагогический ун-т». М., 2010.

4. СМИРНОВА Е. О. Детская психология : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2009.

5. СОРОКИНА А. И. Психологическое исследование конфликтности в детском возрасте. М. :

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

6. ФЕЛЬДШТЕЙН Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2 (23).

7. ФЕЛЬДШТЕЙН Д. И. Современное Детство : проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2 (19).

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. А. И. Сорокина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.