Научная статья на тему 'Возрастные особенности как фактор формирования правосознания личности'

Возрастные особенности как фактор формирования правосознания личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3867
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТСТВО / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL SOCIALIZATION / CHILDHOOD / ADOLESCENCE / EARLY ADULTHOOD / PSYCHOLOGICAL NEW FORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панченко Тамара Степановна

В статье рассматриваются возрастные особенности детского, подросткового и юношеского периода развития личности, которые являются основой для формирования правового сознания. Показано, что основу правосознания составляют те качества личности, которые отображают уровень её социального, морального, интеллектуального развития. Сделан вывод о том, что сенситивными периодами для формирования правового сознания являются подростковый и юношеский возраст. В подростковом возрасте происходит интенсивное формирование ценностно-нормативной системы личности. Одним из основных психологических новообразований указанного возрастного периода является освоение социальных норм и выработка сознательного отношения к ним. Расширение сфер жизнедеятельности, активности личности юношеского возраста, увеличение количества выполняемых ролей даёт возможность обогатить научно-теоретический уровень правовых знаний, активно интериоризировать правовые ценности, формировать правовые установки, исходя из практического правового опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age Peculiarities as a Factor of Personality development

The article deals with the age characteristics of child, adolescent and youth period of the personality development that are the basis for the legal consciousness forming. It is shown that the basis of legal consciousness is such personality traits which reflect the level of its social, moral and intellectual development. It concludes that the sensitive periods for the legal consciousness forming are adolescence and early adulthood. Value and normative system of personality is formed in the period of adolescence. One of the basic psychological new formations of the abovementioned age period is the social norms learning and the development of conscious attitude towards them. The expansion of life activity spheres, of adolescent personality activity, the increasing number of running roles give the opportunity on the basis of practical legal experience to enrich scientific and theoretical level of legal knowledge, actively interiorize legal values, form the legal sets.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности как фактор формирования правосознания личности»

УДК 316.6+340+159.922.6 ББК 88.5+74.200.50+88.37

Тамара Степановна Панченко,

ассистент,

Черниговский национальный педагогический университет им. Т. Г. Шевченко (Чернигов, Украина),

e-mail: [email protected]

Возрастные особенности как фактор формирования правосознания личности

В статье рассматриваются возрастные особенности детского, подросткового и юношеского периода развития личности, которые являются основой для формирования правового сознания. Показано, что основу правосознания составляют те качества личности, которые отображают уровень её социального, морального, интеллектуального развития. Сделан вывод о том, что сенситивными периодами для формирования правового сознания являются подростковый и юношеский возраст. В подростковом возрасте происходит интенсивное формирование ценностно-нормативной системы личности. Одним из основных психологических новообразований указанного возрастного периода является освоение социальных норм и выработка сознательного отношения к ним. Расширение сфер жизнедеятельности, активности личности юношеского возраста, увеличение количества выполняемых ролей даёт возможность обогатить научно-теоретический уровень правовых знаний, активно ин-териоризировать правовые ценности, формировать правовые установки, исходя из практического правового опыта.

Ключевые слова: правосознание, правовая социализация, детство, подростковый возраст, юношеский возраст, психологическое новообразование.

Tamara Stepanovna Panchenko,

Assistant,

Chernigov National Pedagogical University named after T H. Shevchenko (Chernigov, Ukraine),

e-mail: [email protected]

Age Peculiarities as a Factor of Personality Development

The article deals with the age characteristics of child, adolescent and youth period of the personality development that are the basis for the legal consciousness forming. It is shown that the basis of legal consciousness is such personality traits which reflect the level of its social, moral and intellectual development. It concludes that the sensitive periods for the legal consciousness forming are adolescence and early adulthood. Value and normative system of personality is formed in the period of adolescence. One of the basic psychological new formations of the abovementioned age period is the social norms learning and the development of conscious attitude towards them. The expansion of life activity spheres, of adolescent personality activity, the increasing number of running roles give the opportunity on the basis of practical legal experience to enrich scientific and theoretical level of legal knowledge, actively interiorize legal values, form the legal sets.

Keywords: legal consciousness, legal socialization, childhood, adolescence, early adulthood, psychological new formation.

Уровень правовой культуры граждан -основа верховенства юридического закона в обществе. Основой же правовой культуры является правовое сознание личности, обусловливающее эффективность действия законодательных актов и правовой системы как регулятора жизни общества в целом. В связи с этим важной является проблема поиска факторов формирования правосознания личности. Данная проблема становится особенно актуальной в условиях трансформационного

общества, одной из основных характеристик которого является смена ценностных ориентиров. Поскольку субъектом правосознания является личность как носитель ценностей, установок той культуры, в которой она развивается, то среди внутренних факторов формирования индивидуального правосознания выделяют социально-психологические (ценностные ориентации, социальные установки, доминирующие мотивы, направленность личности и т. д.). Анализ научной литературы

© Панченко Т. С., 2014

143

показывает, что, кроме культурной среды, которая обусловливает формирование содержательного компонента сознания личности, её ценностное наполнение, исследователи также ищут связи правосознания и с индивидуальными особенностями его носителя. Среди таких особенностей выделяют социо-демографические (пол, возраст, статус и др.), психологические (как правило, в этом контексте встречаем различные личностные характеристики, в частности, тревожность, агрессивность, адаптивность, нормативность, ат-титюды, социальные представления и др.).

Поскольку возрастные особенности учитываются всеми отраслями права, то целесообразным является анализ тех из них, которые влияют на формирование правосознания. В психологии возрастной аспект изучения правосознания чаще всего встречаем в исследованиях правовой социализации личности.

Целью данной статьи является анализ возрастных особенностей как фактора формирования правосознания личности.

Одно из наиболее часто встречаемых определений правосознания в современной юридической психологии дал А. Ратинов. Учёный определяет правосознание как сферу общественного и индивидуального сознания, которая отображает правовую действительность в форме юридических знаний и умений ими пользоваться, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях [8, с. 209-210].

В. Самойлова и Л. Ясюкова определяют правосознание как систему представлений, основанных на понимании роли закона, правовых норм в регулировании взаимоотношений между гражданами государства, личностью и государством, под влиянием которых формируются установки на подчинение этим нормам [9, с. 79].

Исходя из этих определений, видим, что человеку, как носителю правового сознания, необходимо иметь определённый уровень как интеллектуального, так и социально-психологического развития. Возникает проблема, связанная с вопросом, с какого же возраста стоит начинать формирование правосознания и какие возрастные особенности будут выступать факторами его формирования в разные возрастные периоды.

Д. Дуйсенбеков ведущими характеристиками системы правосознания называет следующие: а) рефлексивность - способность осознавать собственный и чужой правовой

статус; б) волевой контроль - сознательная регуляция действий и замыслов; в) коммуникативная активность - правозначимое общение с самим собой, другими людьми, обществом и государством [2, с. 11]. Ориентируясь на указанные характеристики, проанализируем уровень их развития на разных возрастных этапах.

Итак, базисом правомерного поведения и эффективного взаимодействия с правовой системой являются качества личности, которые отображают высокий уровень её социального, морального и интеллектуального развития. Указанные характеристики лежат в основе высокоразвитого правового сознания. Исходя из этого, можем утверждать, что развитие правосознания предполагает и развитие личности, в частности, таких её характеристик, как рефлексия, критическое мышление, формирование структуры ценностных ориентаций, в которой отображены ценности того общества, в котором формируется личность, позитивных социальных установок и др.

Приобретение общественно необходимых качеств личности, формирование сознания, в том числе и правового, происходит в процессе социализации. Наиболее интенсивным периодом социализации считается детство и подростковый возраст, в дальнейшем ход социализации связан в основном с адаптацией к изменяющимся социальным ценностям, исполнению различных социальных ролей.

З. Каландаришвили социализацию в период детства определяет как первичную (включает, как правило, возрастной этап до 14 лет). Правовая социализация в этот период характеризуется умением оперировать и накапливать необходимый для взаимодействия с окружающим миром элементарный правовой опыт. В молодёжном возрасте происходит вторичная социализация (формируется целостность личности). Основная цель данного этапа правовой социализации, как отмечает учёный, коррекция внешнего правового поведения личности путём подготовки к той или иной социальной правовой роли в обществе [4, с. 119].

В период детства человек вырабатывает первые навыки, стандарты нормативного поведения, формируются первые юридические представления. Основными психологическими механизмами формирования правосознания у детей являются подражание и внушение. В этот период речь идёт скорее о формировании морально-правовых ценностных ориентациях, которые персонифицированы в

лице родителей и других значимых взрослых. Именно значимость взрослых и отношение ребёнка к ним (позитивное/негативное) определяет степень усвоения им морально-правовых норм и установок. Позитивное эмоциональное отношение к значимым взрослым способствует усвоению ребёнком тех норм и морально-правовых ценностей, которыми они руководствуются.

Дети усваивают правила, которые организовывают их повседневное поведение. Правила и свои законы содержит также ведущая деятельность дошкольников - игра, в частности сюжетно-ролевая. Сюжетно-ролевая игра не только подчиняет детей определённым правилам, но и даёт возможность воспроизводить стороны жизни взрослых, в том числе может быть задействована и сфера правовых отношений. При этом ребёнок действует по правилам, выполняет необходимые правовые действия в игровой деятельности (останавливает машину на красный свет, платит штраф за нарушение, даже могут спорить о своих «правах»), не осознавая их значение. К старшему дошкольному возрасту выполнение правил становится сознательным - ребёнок начинает понимать их значение, они приобретают для него внутренний смысл [10, с. 100]. Это тот фундамент, на котором в дальнейшем будет выстраиваться система внутренней готовности к соблюдению социальных, в том числе правовых норм.

Юридические представления в раннем детстве вырабатываются не только благодаря ролевым играм, но и сказкам. Дети пытаются анализировать поведение того или иного сказочного героя, объяснить, почему именно этот герой поступает плохо.

Следует отметить, что дети хотя и вырабатывают представления об окружающем мире, обществе, природе и т. д., но эти представления фрагментарны и не имеют научно-теоретического обоснования, поскольку уровень развития мышления ещё не позволяет ребёнку выстраивать глубокие причинно-следственные связи, которые формируют целостное представление о мире, обществе и правовой системе в частности.

Период детства с большим основанием можно обозначить как период формирования морального сознания. Известны когнитивные модели моральной социализации Ж. Пиаже и Л. Колберга, в которых моральная социализация берёт начало именно в детском периоде развития человека. Модель Л. Колберга получила продолжение в интеракционистской модели правового рассуждения Дж. Тапп и Ф. Левина. Эмпирические исследования, ос-

нованием которых была указанная модель, подтвердили, что уровень правового развития человека изменяется с возрастом: уменьшается некритичное принятие буквы закона и увеличивается степень осознанного его принятия как общепринятой нормы, регулирующей общественную жизнедеятельность [1]. В основе упомянутых выше моделей лежит уровень развития мыслительных процессов.

Начало учебной деятельности меняет уклад жизни ребёнка и диктует новые правила. В дошкольный период произвольность у детей недостаточно развита. Во время же учебной деятельности интенсифицируется формирование волевых качеств личности, что необходимо отметить в русле нашего исследования, поскольку волевой контроль является одной из основных характеристик правосознания, а именно его регуляторного компонента.

Кроме того, несколько иное качество приобретает и формирование когнитивного компонента правосознания: младшие школьники систематически начинают получать знания правового характера, соответствующие уровню развития их мышления.

У младшего школьника появляются первые права и обязанности социального характера. Одним из новообразований младшего школьного возраста психологи называют нормативную регуляцию морального поведения. Связано это образование, прежде всего, с включением ребёнка в систему социально регулируемых отношений со взрослыми и сверстниками [10, с. 165]. Нравственные чувства, как высшие чувства, формируются у ребёнка тогда, когда он становится субъектом моральной саморегуляции. Рассматриваемый возрастной период закладывает фундамент такого становления.

Психологи, которые исследуют правосознание, указывают на то, что в его основе лежат моральные установки, но при этом оно не должно сводиться к ним [9, с. 106]. Между тем уровень морального сознания, представление о праве, установки по отношению к праву, сформированные в период первичной социализации, являются основой для формирования более поздних правовых представлений и отношений к праву, правовым явлениям.

Систематическая правовая социализация начинается в подростковом возрасте. Исследователи утверждают, что именно в этот период закладываются основы правовой культуры [3, с. 37]. Эта точка зрения имеет под собой мощную основу, т. к. формирование правосознания, которое является основой правовой культуры, предполагает, как уже

было сказано выше, наличие определённых качественных образований личности (рефлексия, волевой контроль, коммуникативная активность, ответственность). Указанные характеристики выступают как новообразования в подростковом возрасте. У подростка появляется необходимость понять окружающий мир, определить своё место в нём, выработать отношение к существующим общественным нормам, ценностям. Познание мира у подростков носит осмысленный характер. До этого периода ребёнок усваивает правовые нормы через подражание и внушение, т. е. некритически.

Приступая к анализу подросткового периода как сензитивного для формирования правового сознания, следует отметить, что этот период развития характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при рассмотрении особенностей формирования правосознания. Во-первых, подросток включается в новую систему отношений, в которой значимую роль играют не только взрослые, но и сверстники. Формирование эго-идентичности («Я-концепции») в данном возрастном периоде предполагает необходимость опоры на какие-либо нормы, понимания того, что подросток принадлежит определённой группе. Реакция группирования появляется в подростковом возрасте, у детей она отсутствовала - спецификой детского возраста является эгоцентричность. Благодаря тяготению к группированию подросток приобретает новые права и обязанности. На фоне становления самоопределения, которое сопровождается стремлением занять определённую позицию в мире не только сверстников, но и взрослых, ребёнок рассматриваемого возрастного периода становится сенситивным и к социальным ценностям, в том числе и правовым нормам общества.

Вместе с тем недостаточная социальная зрелость приводит к тому, что подросток, как правило, находит самовыражение именно в группах сверстников, где зачастую вырабатываются собственные нормы, которые, в силу распространения среди подростков реакции протеста против авторитета, негативизма, противоречат общепринятым, «взрослым», нормам. Наше недавнее исследование показало, что подростки с высоким уровнем адаптации в группе сверстников демонстрируют деформированные формы правового сознания по сравнению с теми, кто имеет низкий уровень адаптации [6].

При нормальном развитии в подростковом возрасте формируется моральный стержень личности, самооценка подростка

включает как знания о себе, так и оценку собственного характера, моральных качеств и поступков. В данный период мы наблюдаем развитие оценочных суждений о мире, себе, других, что является основой формирования оценочного компонента правосознания. Развитие логического мышления, умений абстрагироваться от конкретного, наглядного материала, умений выстраивать причинноследственные связи - всё это способствует формированию оценочных суждений. Вместе с этим для мышления подростков характерны категоричность суждений, повышенная критичность - те факторы, которые препятствуют адекватной оценке правовой реальности. Кроме этого, необходимо указать на ещё один фактор, который не позволяет говорить о развитом правосознании у подростков - границы практической деятельности. В подростковом возрасте деятельность в основном сводится к учебной и общению со сверстниками и взрослыми. Опыт взаимодействия, деятельности в правовой сфере у подростков отсутствует. Знания о ней они приобретают в ходе учебной деятельности.

Существенное развитие в подростковом возрасте получают волевые качества личности, но, как отмечает Ю. Швалб, их проявление нестабильно [10, с. 198-199].

Несмотря на недостаточную развитость правового сознания в подростковом возрасте, А. Ратинов, Г. Ефремова указывают, что у подростков образовывается более-менее стойкая внутренняя ценностно-нормативная модель («правовая концепция») личности [7, с. 47]. Подростковый возраст представляет собой переходный этап от детства к юности. В этот период происходит систематизация первичной правовой социализации, накапливаются теоретические правовые знания, вырабатываются правовые установки и приобретается первичный опыт, связанный с нормативной системой общества. При этом следует отметить, что установки, формируемые в данном возрасте, недостаточно устойчивы, как и вся личность подростка. Указанная особенность подросткового возраста является одной из причин того, почему именно этот возрастной период является наиболее опасным для формирования противоправного поведения.

Основополагающим этапом правовой социализации, с точки зрения Г. Калиновского, является юношеский возраст, поскольку именно в этом возрасте формируется самосознание, социальное сознание, ценностно-правовые установки личности, которые будут определять направление дальнейшего

развития индивида на протяжении последующей жизни [5, с. 24-25]. Юношеский возраст является решающим в становлении социальной ориентации личности, самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности [10, с. 233]. Самоопределение, которое характерно для этого возрастного периода, включает, как один из компонентов, осознание себя членом общества, принятия своего места в нём. Формирование социальной ориентации предполагает и формирование того или иного типа правового сознания.

В юношеский период развития продолжается становление «Я-концепции» личности.

Она включает в себя организованную систему взглядов (мировоззрение), установок и мотивов. В этот период формируются и стойкие правовые установки.

Юношеский возраст характеризуется социальной активностью, личность расширяет свои социальные границы, увеличивается количество выполняемых ролей и т. д. В данный период в когнитивном компоненте правосознания происходят качественные изменения - обогащается научно-теоретический уровень правовых знаний, активно интерио-ризируются правовые ценности, вырабатываются оценочные суждения по поводу права и правовых явлений, исходя из практического правового опыта. Последний способствует

Список литературы

1. Гулевич О. А. Правосознание и правовая социализация (аналитический обзор). М.: Междунар. общ-во им. Л. С. Выготского, 2003. С.36-57.

2. Дуйсенбеков Д. Д. Проблема субъектности правосознания в общепсихологическом контексте // Вестник Москов. гос. обл. ун-та. Сер. «Психологические науки». 2010. № 1. С.11-17.

3. Зубок Ю. А. Правовая культура молодёжи в ракурсе трансформационных стратегий // СОЦИС. 2006. № 6. С.37-46.

4. Каландаришвили З. Н. Правовая социализация как условие преодоления деформации правового сознания молодёжи // Ленинград. юрид. журнал. 2008. № 1. С.106-120.

5. Калиновский Г. А. Структура правовой культуры и факторы её трансформации. Ростов Н/Д: Дон, 2001. 96 с.

6. Панченко Т. С. Особливості правосвідомості учнівської молоді з різним рівнем соціально-психологічної адаптації // Четверті Сіверянські соціально-психологічні читання: матеріали Всеукраїнської наукової конференції. Чернігів: ЧНПУ імені Т. Г. Шевченка, 2013. С.116-117.

7. Ратинов А. Р Правовая психология и преступное поведение. Теория и методология исследования. Красноярск: Изд-во Краснояр.ун-та, 1988. 256 с.

8. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые его исследования // Методология и методы социальной психологии / отв.ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977.

С.201-214.

9. Самойлова В. А., Ясюкова Л. А. Состояние и тенденции развития правосознания в современном российском обществе // Социальные и ментальные тенден-

формированию стойких правовых установок, которые являются основным содержательным компонентном правосознания.

Именно в юношеском возрасте происходит становление правовой позиции человека, в то время как в подростковом возрасте речь шла о формировании «правовой концепции».

В период взрослости основным фактором формирования правосознания является активность субъекта в разных сферах общественной жизни, которые, так или иначе, регулируются правовыми нормами. В этом контексте большую роль играет профессиональная деятельность, благодаря чему правовое сознание приобретает «профессиональную окраску».

Таким образом, сензитивными периодами формирования правового сознания являются подростковый и юношеский возраст. В детстве формируются фрагментарные правовые представления. В подростковом возрасте происходит интенсивное формирование ценностно-нормативной системы личности, что обусловливает необходимость влияния на формирование правосознания в желаемом направлении всех институтов правовой социализации. Юношеский возраст характерен накоплением общественно значимых качеств и социальной активностью личности, что является основой для формирования развитого правосознания.

ции современного российского общества / под ред. В. Е. Семёнова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 78-109.

10. Швалб Ю. М., Муханова И. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов и практических психологов. Донецк: Норд-Пресс, 2005. 303 с.

References

1. Gulevich O. A. Pravosoznanie i pravovaya sotsializatsiya (analiticheskii obzor).

M.: Mezhdunar. obsh-vo im. L. S. Vygotskogo, 2003. S.36-57.

2. Duisenbekov D. D. Problema sub”ektnosti pravosoznaniya v obshchepsikho-logicheskom kontekste // Vestnik Moskov. gos. obl. un-ta. Ser. «Psikhologicheskie nauki».

2010. № 1. S.11-17.

3. Zubok Yu. A. Pravovaya kul’tura molodezhi v rakurse transformatsionnykh strate-gii // SOTslS. 2006. № 6. S.37-46.

4. Kalandarishvili Z. N. Pravovaya sotsializatsiya kak uslovie preodoleniya defor-matsii pravovogo soznaniya molodezhi // Leningrad. yurid. zhurnal. 2008. № 1. S. 106-120.

5. Kalinovskii G. A. Struktura pravovoi kul’tury i faktory ee transformatsii. Rostov N/D: Don, 2001. 96 s.

6. Panchenko T. S. Osoblivosti pravosvidomosti uchnivs’koi molodi z riznim rivnem sotsial’no-psikhologichnoi' adaptatsii // Chetverti Siveryans’ki sotsial’no-psikhologichni chitannya: materiali Vseukrains’koi naukovoi konferentsii. Chernigiv: ChNPU imeni T. G. Shevchenka, 2013. S.116-117.

7. Ratinov A. R. Pravovaya psikhologiya i prestupnoe povedenie. Teoriya i metodologiya issledovaniya. Krasnoyarsk: Izd-vo Krasnoyar. un-ta, 1988. 256 s.

8. Ratinov A. R. Struktura pravosoznaniya i nekotorye ego issledovaniya // Metodologiya i metody sotsial’noi psikhologii / otv.red. E. V. Shorokhova. M.: Nauka, 1977.

S.201-214.

9. Samoilova V. A., Yasyukova L. A. Sostoyanie i tendentsii razvitiya pravosoznaniya v sovremennom rossiiskom obshchestve // Sotsial’nye i mental’nye tendentsii sovre-mennogo rossiiskogo obshchestva / pod red. V. E. Semenova. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2005. S. 78-109.

10. Shvalb Yu. M., Mukhanova I. F. Vozrastnaya psikhologiya: ucheb.posobie dlya stud. vuzov i prakticheskikh psikhologov. Donetsk: Nord-Press, 2005. 303 s.

Статья поступила в редакцию 15.01.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.