УДК 159.923.2
ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЗРЕЛОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО Я ШКОЛЬНИКОВ
? ЫкШ
Сидоренко Денис Петрович, аспирант Сергиево-Посадского гуманитарного института, педагог-психолог МБОУ «С(К)ОШ № 7 VIII вида», г. Сергиев Посад, Московская обл.; педагог-психолог МБОУ «СОШ № 7» г. Краснозаводска Московской обл.; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ
Статья посвящена анализу зрелости становления социального Я подросткового возраста и юношества. Основное внимание уделено особенностям становления социального Я школьников. Представлен сравнительный анализ возрастных особенностей становления социального Я подросткового возраста и юношества. Определены проблема, цель и задачи исследования. Анализируются результаты эмпирического исследования возрастных особенностей и аспектов становления социального Я школьников. Рассмотрены и обобщены основные классические и современные теоретические подходы, определяющие возрастные аспекты развития зрелости становления социального Я подростков и юношей как динамично формирующейся личности. По результатам эмпирического исследования выстроена и интерпретирована количественная и качественная модель отличительных особенностей зрелости становления социального Я подростков и юношей по возрастному и гендерному принципу. Данная работа расширяет и определяет сходства и различия зрелости становления социального Я школьников подросткового и юношеского возраста. Ключевые слова: социальное Я, самоотношение, самоидентичность, становление Я-концепции, гендерная идентичность, интернет-коммуникация, социум, подростковый и юношеский возраст.
ВВЕДЕНИЕ
Социальное развитие ребенка заключается в присвоении им социокультурного опыта, накопленного человечеством, и активном его воспроизведении [7]. Согласно Л.С. Выготскому, ребенок уже является социальным существом, так как он сразу после рождения попадает в социальный мир, который дает ему модели социального поведения окружающей его действительности. Человек сам выбирает наиболее близкую себе социальную общность и там усваивает свой социальный опыт по мере взросления [8].
Специфика развития социального Я школьника выявляется при сравнении социализации детей и взрослых. О.Г. Брим выявил следующие различия: 1) содержанием социализации детей выступает формирование
ценностных ориентаций, у взрослых — изменение поведения; 2) социализация детей осуществляется через усвоение норм, взрослых — через оценку и возможное последующее усвоение; 3) усвоенные ценностные ориентации детей более категоричны; 4) результатом социализации детей выступает социальная мотивация поведения, взрослых — овладение навыками [15].
Современные специалисты выявили и позитивные следствия феномена «удлинения периода детства» на этапе перехода от детского к взрослому состоянию: расширение самосознания подростка, в том числе развитие социального Я, стало определяться в большей степени индивидуальными способностями и возможностями подростка, а не только возрастным периодом [19, с. 208].
Вероятно, как показывает Г.Г. Овчинникова, на каждом возрастном этапе на первый план выдвигается ведущий способ формирования Я-концеп-ции, детерминированный биологически и связанный с функциями вновь открывающейся зоны Я. Каждый новый этап развития Я-концепции увеличивает радиус социального взаимодействия ребенка, реализуя его социальные стремления через ведущий социальный мотив [13].
Наиболее активно и сложно Я-концепция формируется в подростковом возрасте в интимно-личностном общении со сверстниками, при переходе от детства к взрослому состоянию, от противоречивого и неустойчивого Я-образа (в 12—13 лет) к его стабилизации и повышению самооценки (к 15—16 годам). Процесс становления Я-концепции связан с возрастными кризисами. Взаиморегуляция компонентов Я-концеп-ции в период возрастных кризисов приобретает специфику, определяемую новым этапом психического развития подростка. В 16—17 лет в учебно-профессиональной деятельности старшеклассников возникает особое личностное новообразование — психологическая готовность к самоопределению, что, по мнению Л.И. Божович, характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции [18].
На формирование Я-концепции ребенка оказывает социальное влияние семья через родительское отношение, определяемое уровнем контроля, степенью эмоциональной близости и заинтересованности. Социальное поведение ребенка в некоторой степени зависит от характера родительской власти. Выявлено,
что повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками коррелирует с уровнем физического насилия в семье [3].
Рассмотрим становления социального Я более подробно на каждом обзорном возрастном этапе развития школьников.
Подростковый возраст рассматривается психологами как самый сложный период психического развития — переломный, переходный, критический. Возникновение проблемы подросткового возраста П.П. Блонский назвал самым поздним приобретением человечества [12, с. 338]. При этом особенности протекания подросткового периода развития определяются уровнем развития общества (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Э. Эриксон и др.).
Л.С. Выготский объяснил возникновение проблемы подросткового возраста тем, что в современном обществе все линии развития (половое, органическое, социальное) разошлись. При этом последним по времени оказалось социальное созревание, что и породило сложности развития подростков [12, с. 338].
Формирование Я-образа на этапе психологического взросления подростков неоднородно по характеру. Условно выделяют период внутренних противоречий, неустойчивости Я-образа, снижения и частых колебаний самооценки (от 12—13 до 14—15 лет). Его сменяет период стабилизации Я-образа и повышения самооценки (от 14—15 до 18—20 лет) [1; 4]. Как показано в исследовании Г.Г. Овчинниковой, интегративным социально-психологическим фактором становления Я-концепции подростка является социально-психологическая адаптация, что подтверждено эмпирически установленными различиями в формировании Я-кон-цепции у подростков с различными вариантами социально-психологической адаптации [13].
Остановимся подробнее на развитии образа Я-со-циальное у подростков.
Социальная активность ребенка нарастает в подростковом возрасте, особенно к 12 годам. По Э. Шпрангеру, это «возраст врастания в культуру» [12, с. 343]; восприимчивый период (10—12 лет) к начинающемуся поиску идентичности, к формированию самосознания: делаются попытки формирования адекватного представления о своем «Я» (А.А. Березников, С.В. Кривцова, Е.И. Лебедева, А. М. Прихожан, Е.В. Сидоренко и др.); усиливается интерес к нравственным аспектам «Я» (Н.Я. Грот, В.В. Знаков, Д.А. Леонтьев и др.) [6]. Социальное развитие в этом возрасте, как показывают эмпирические исследования, имеет свою специфику и определяет особенности дальнейшего развития (В.В. Давыдов, Т.В. Дра-гунова, И. С. Кон, И.А. Конева и др.) [6]. Общение со сверстниками решает возрастные задачи развития подростков, группа сверстников выступает основным социальным пространством.
Социальное Я обогащается моральными нормами, возникает потребность в реализации своего морального мировоззрения. Согласно Ж. Пиаже, моральные суждения определяются типом отношений с окружающими, а развитие морального сознания возможно только в отношениях кооперации в группе сверстников [19, с. 114]. Младшие подростки характеризуются обобщенным моральным опытом без его привязки к конкретной ситуации, принцип главенствует
над реальностью (бескомпромиссность) из-за отсутствия достаточного личного опыта [5, с. 335]. Можно сказать, социальное Я гипертрофировано за счет отвлеченных социальных представлений о добре и зле, не переработанных в индивидуальном опыте. Источник экстремистского поведения кроется как раз в попытке применить обобщенные принципы общественной морали к любой ситуации без учета конкретных условий жизни.
Многие психологи подчеркивают, что младший подростковый возраст с воспитательной точки зрения характеризуется как стратегически важнейший: младшие подростки чрезвычайно чувствительны к познавательным и культурным ценностям, определяющим в дальнейшем их главные жизненные предпочтения, в том числе социальные ориентации (И.А. Баева, Е. В. Бурмистров, Е. Б. Лактионова, Н. Г. Рассоха, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.) [6].
Благоприятным условием развития социального Я в раннем подростковом возрасте выступает сотрудничество взрослого с ребенком в разных видах деятельности, как показала Т.В. Драгунова [12, с. 356]. Т.Л. Богатырёва замечает, что при нормальном развитии и благоприятном воспитательном воздействии со стороны педагогов, родителей, значимых взрослых Я-концепция в младшем подростковом возрасте складывается стихийно [6].
К 13—15 годам у подростков главенствует стремление к индивидуализации, типический социальный опыт отрицается, однако социальное Я не уступает свою активную роль в регуляции поведения, меняются приоритеты в его содержании. Подросток отказывается от усвоенных типических нормативов взрослого мира в пользу ценностных ориентиров референтной группы сверстников и стихийного личного опыта взаимодействия [5, с. 335]. Новообразованием подросткового возраста выступает развитие рефлексии (Л.С. Выготский, Э. Шпрангер и др.), на основе которой происходит становление «социального сознания, перенесенного внутрь», или самосознания по Л.С. Выготскому [12, с. 358]. Л.И. Божович называет новообразованием переходного возраста самоопределение, содержанием которого является осознание себя как члена общества, имеющего общественно значимую позицию. [12, с. 360].
Согласно теории эпигенетического развития Э. Эриксона, этап развития личности в подростковом возрасте характеризуется конфликтом между формирующейся идентичностью и ролевой неопределенностью, заключающийся в поиске ответа на вопрос «Кто Я?» [14, с. 36], когда старая идентичность подростка уже не существует, а новая, взрослая, еще им не создана. Возможная опасность этого периода — размывание чувства Я. Благоприятное разрешение кризиса способствует развитию социального Я, открывая возможности включения человека в более широкое социальное окружение.
Перед современным подростком остро стоит ряд задач возрастного развития: приобретение половой идентичности в условиях процесса феминизации мужчин и маскулинизации женщин; разрешение современного внутрисемейного кризиса — эмоциональное отделение подростка от семьи, результатом которого является установление с семьей новых партнерских
отношений. Для современного подростка, особенно из благополучной семьи, процесс сепарации проходит очень остро, из-за попытки семьи сохранить над ним контроль и опеку, особенно в неполных семьях [19, с. 206].
Еще одним фактором развития социального Я современного подростка выступает интернет-среда. Сегодня компьютерной техникой опосредуются все ведущие виды человеческой деятельности, определяющие развитие личности, — общение, игра, познание и др. При этом интернет-среда носит социальный характер, обусловленный коммуникативной социальной составляющей в любом виде опосредованной компьютером деятельности [10].
Особое место занимает виртуальное общение подростков со сверстниками. По мнению ряда исследователей, интернет-коммуникация служит эффективным инструментом развития личности и формирования системы ее значимых отношений (Ю.Д. Бабаев, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, И.С. Кон, В.Ю. Нестеров и др.). Сетевое общение дает широкие возможности конструирования своего Я подростку: отождествление с идеальным «Я» (А. Е. Жичкина), создание различных виртуальных образов для общения с другими (Е. П. Белинская), освобождение от большей части своих социальных ролей и апробирование новых моделей поведения (В. Ю. Нестеров), широкие возможности самораскрытия (Ю.Д. Бабаев), высокая безопасность самооценки, легкость в установлении межличностных связей, отсутствие коммуникативных барьеров и др.
Интересным представляется суждение А.Е. Жич-киной о том, что виртуальная анонимность способствует стремлению человека вести себя в соответствии с общепринятым перечнем социальных норм, чтобы быть понятым анонимным другим [9, с. 72]. Как указал И.С. Кон, если подросток не присоединяется к популярной сети, то он рискует стать изгоем, переживать чувство социальной и личной неполноценности [11].
При рассмотрении социального развития в старшем школьном возрасте — в период юности (после 15 лет) авторы акцентируют внимание на процессе социально-психологического созревания личности (М.Р. Битянова, М.И. Бобнева, Л. Кольберг и др.). Согласно Э. Эриксону, на юношеский возраст приходится основной кризис идентичности, решением которого является либо зрелость (взрослая идентичность), либо задержка в развитии (диффузная идентичность) [12, с. 105]. Зрелость трактуется как уровень развития личности, при котором индивидуальная ценностная система человека обладает общечеловеческой широтой и универсальностью [5, с. 336]. Начало созревания, как отмечает М.И. Бобнева, часто связано с сильными переживаниями, катарсисом при столкновении личного опыта, установок, ценностей личности с реальной действительностью [16]. Так, например, начало пути личностного развития Будды обозначилось катарсическим переживанием его случайной встречи со смертью, болезнью и старостью за пределами «золотой клетки» дворца. Индивидуальное социальное развитие исключает внешний контроль и влияние [5, с. 336].
О.А. Тихомандрицкая отмечает, что старшеклассники оказываются наиболее «чувствительными» к про-
исходящим социальным переменам [17]. На этом этапе социального развития у школьников интенсивно формируются ценностные ориентации как фундаментальное психологическое новообразование, основа наиболее значимых личностных структур (Л.И. Божо-вич, И.В. Дубровина, И.С. Кон, О.А. Тихомандрицкая и др.); происходит построение образа мира. Было установлено, что значимость идеальных ценностей общества в представлении старшеклассников выше, чем групповых и даже личностных. Представления о будущем у старшеклассников определяются социальными моделями — господствующими социальными стереотипами, «престижными» социальными моделями, традиционными моделями семьи [2, с. 135—147].
Следует рассмотреть возрастные аспекты зрелости становления социального Я школьников трех возрастных групп (мальчиков и девочек):
1) младшего подросткового возраста (11 — 13 лет) — учащиеся 5-7-х классов;
2) подросткового возраста (14—16 лет) — учащиеся 8-9-х классов;
3) юношеского возраста (17—18 лет) — учащиеся 10—11-х классов.
Проблема исследования заключается в недостаточной критериальной и всесторонней изученности становления психологической зрелости социального Я школьников в условиях перманентной транфор-мации системы общего среднего образования; разно-векторности различных подходов феномена зрелости социального Я школьников, не с точки зрения возрастной психологии, а скорее как целостно формирующегося социально-ориентированного гештальт-объекта развития личности.
Цель исследования. Изучить возрастные аспекты зрелости становления социального Я школьников в процессе сравнения трех эмпирических групп и тендерных особенностей.
Гипотеза. Имеются возрастные различия зрелости становления социального Я школьников по иерархическому и гендерному направлению.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
1) рассмотреть общую характеристику зрелости становления социального Я школьников;
2) подобрать методику, сформулировать выборку;
3) выявить возрастную градацию особенностей зрелости становления социального Я школьников;
4) определить возрастную критериальную динамику сходств и различий зрелости становления социального Я школьников, включая гендерный аспект;
5) обработать и обобщить данные, проанализировать результаты исследования, выстроить выводы.
МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для изучения зрелости становления социального Я школьников использовалась бланковая методика, разработанная авторами Б. Лонгом, Р. Циллером и Р. Хендерсоном (первоначальный вариант R. Ziller, 1969 / цит. по Wells L.E., Marwell G. — London 1976) для диагностики социального Я. Данная методика предназначена для исследования различных факторов зрелости социального Я. Диагностический инструментарий представляет собой серию ориги-
Критические значения (1Кр) р<0,05-2,18; р<0,01-3,05. Результат: 1;Эмп = 1.5, полученное эмпирическое значение 1 (1.5) находится в зоне незначимости.
Показатели / факторы Выборки (колич. данные) Отклонения от среднего Квадраты отклонений
Мальчики 11—13 лет (п =16) Девочки 11—13 лет (п =16) Мальчики 11—13 лет (п =16) Девочки 11—13 лет (п =16) Мальчики 11—13 лет (п =16) Девочки 11—13 лет (п =16)
1. Самооценка 5 4 0,14 -0.29 0,0196 0,0841
2. Степень превосходства 6 5 1,14 0,71 1,2996 0,5041
3. Индивидуация 4 4 -0,86 -0,29 0,7396 0,0841
4. Социальная заинтересованность 5 5 0,14 0,71 0,0196 0,5041
5. Идентификация 5 5 0,14 0,71 0,0196 0,5041
6. Эгоцентричность 5 3 0,14 -1,29 0,0196 1,6641
7. Сложность Я-концепции 4 4 -0,86 -0.29 0,7396 0,0841
Суммы: 34 30 -0,02 -0,03 2,8572 3,4287
Среднее: 4,86 4,29
нальных символических проективных проб, направленных на измерение самоотношения и самоидентичности. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений индивида к самому себе. Разработчики методики исходили из предположения, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я» и значимых других, может быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиция левее других — как переживаемая ценность «Я», позиция выше — как переживаемая «сила» «Я», внутри фигуры, составленной из кружков других, — как включенность и зависимость, вне — как независимость «Я».
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Краснозаводская СОШ № 7» Сергиево-Посад-ского района Московской области. Выборку составили 96 человек, мальчики и девочки в возрасте от 11 до 18 лет, учащиеся 5-11-х классов. Выборку мы разделили на три группы по возрасту, каждая из которой делится на две гендерные подгруппы: I — 11—13 лет (п = 32), 16 мальчиков и 16 девочек; II — 14—16 лет (п = 32), 16 мальчиков и 16 девочек; III — 17—18 лет (п = 32), 16 мальчиков и 16 девочек.
Организация исследования состояла в следующем. Респондентам предъявлялись индивидуальные бланки, состоящие из семи субтестов, разномодаль-ных по уровню сложности заданий. Излагалась развернутая инструкция для каждого субтеста, в соответствии с которой респондентам необходимо было фиксировать ответы в рамках задания. Время, необходимое для проведения исследования, составило примерно 40 минут для каждого респондента. После сбора материала проводилась его количественная и качественная обработка.
По мнению авторов, структурными компонентами социального Я являются символические задания,
которые соответствуют различным аспектам (измерениям) Я-концепции:
1. Самооценка.
2. Превосходство.
3. Индивидуация.
4. Социальная заинтересованность.
5. Идентификация.
6. Эгоцентричность.
7. Сложность Я-концепции
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
После обработки данных мы провели качественный анализ, применив для выявления статистических различий 11-критерий Стьюдента. Результаты количественного и качественного внутригруппового анализа каждой из трех групп эмпирической выборки представлены в табл. 1—3.
Анализируя внутрикластерные данные первой группы эмпирической выборки, можно констатировать следующее: имеются незначительные гендерные различия на стадии начальной зрелости социального Я изучаемого возрастного периода между мальчиками и девочками, в частности, на передний план у мальчиков выступает степень подросткового превосходства, эгоцентризм, но вместе с тем, наблюдается низкий показатель индивидуации, что определенно свидетельствует о незрелости самоосознания. У девочек начинают развиваться индивидуализм и социальная заинтересованность.
Изучая результаты следующего возрастного периода (14—16 лет), можно с уверенностью сказать, что ведущими направлениями гендерного развития являются: у мальчиков — дисбаланс в самооценке, ее снижение, неопределенность социальной роли,
Выборки (в баллах) Отклонения от среднего Квадраты отклонений
ет ет ет
ле ле ле
Показатели / факторы I ^ Я Т ) I ^ Я Т ) I ^ Я Т )
и ( -а ^ алл 53 ^ и я ^ о в е Де и ( -а ^ алл ^ II Я 3 ¡г о в е Де и ( ^ -а алл ^ II Я 3 о в е Де
1. Самооценка 4 3 -1,14 -2 1,2996 4
2. Степень превосходства 6 6 0,86 1 0,7396 1
3. Индивидуация 3 3 -2,14 -2 4,5796 4
4. Социальная заинтересованность 5 5 -0,14 0 0,0196 0
5. Идентификация 6 6 0,86 1 0,7396 1
6. Эгоцентричность 6 6 0,86 1 0,7396 1
7. Сложность Я-концепции 6 6 0,86 1 0,7396 1
Суммы: 36 35 0,02 0 8,8572 12
Среднее: 5,14 5
Критические значения (1Кр) р<0,05-2,18, р<0,01-3,05. Результат: 11Эмп = 0,2, полученное эмпирическое значение 1 (0,2) находится в зоне незначимости.
нарушения самоидентификации. Однако мы можем наблюдать своего рода выравнивание показателей по сложности самооценки, эгоцентричности и степени превосходства. У девочек трансформацию претерпевают самооценивание, индивидуация и мотивационный компонент — фактор социальной заинтересованности, скорее всего это связано с новыми интересами, определяющими данный возрастной этап психофизиологического развития.
Анализируя результаты, приведенные в табл. 3, можно сделать следующие выводы возрастных и тендерных различий данного возрастного периода (17—18 лет). Во-первых, у юношей мы наблюдаем выравнивание самооценивания и степени превосходства, что свидетельствует о рационализации своих возможностей и способностей с реальностью. Наличие этого факта говорит о завершении фазы подростковой инфантильности. Во-вторых, наблюдается умеренная идентификация — эксплицированная, вероятно с предстоящим профессиональным выбором и постепенным «нахождением себя», а точнее поиском себя в будущем профессиональном мире. У девушек — умеренно выравниваются показатели превосходства и самооценивания в сочетании ведущим направлением является чувство самости (фактор самооценивания).
ВЫВОДЫ
Обобщая полученные результаты исследования, можно сделать следующие выводы: мы видим различия в компонентах зрелости становления социального Я школьников, сравнивая как возрастные эмпирические группы друг с другом, так и на внутри-групповом, гендерном уровне. Так, отличительной особенностью младшего подросткового возраста яв-
ляется баланс самооценивания, степени превосходства, социальной заинтересованности и детско-ро-дительской самоидентичности. Незрелыми в данном возрасте являются индивидуация, эгоцентричность, и соответственно данный аспект отражается на низкой сложности Я-концепции, которая находится в своего рода «анабиозе», готовящейся к предстоящему сложному пути дальнейшего своего развития. Старший подростковый возраст характеризуется снижением самооценивания, низкой индивидуацией, однако приобретаются более сложные метаморфозы становления социального Я, такие как самоидентичность, эгоцентричность, что обусловливает более сложную структуру Я-концепции. В юношеском возрасте формирование становления социального Я обусловлено кардинальной и достаточно быстрой трансформацией структур, скорее на мотивацион-ном, ценностно-личностном уровне Я, в частности — обоснованным ростом самооценивания и степенью превосходства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели основные характеристики зрелости социального Я подросткового и юношеского возраста, определили межгрупповые и гендер-ные особенности зрелости социального Я, обобщили и проанализировали результаты эмпирического исследования. Проблема зрелости становления социального Я школьников являет собой обширный пласт для изучения и приобретения психологических знаний. Многое из поставленной темы нуждается в дальнейшем более глубоком осмыслении и изучении, так как становление социального Я школьников в постоянно меняющемся мире, реформе системы образования,
Критические значения (1Кр) р<0,05-2,18; р<0,01-3,05. Результат: 11Эмп = 0,7, полученное эмпирическое значение 1 (0,7) находится в зоне незначимости.
Выборки Отклонения
(в баллах) от среднего квадраты отклонении
н т т
00 CU л 00 е л 00 е л
1 ^ 00 1 ^ 00 1 ^ 00
Показатели / факторы VO 1 ^ t— VO 1 ^ t— VO 1 ^
= II Э = t- 5 = II Э = t- 5 = II Э = t- 5
и ( -а ^ алл я ^ ST о и ( -а ^ алл я ^ ST о и ( -а ^ алл я ^ ST о
в CU « в е « в е «
1. Самооценка 7 7 1,57 2 2,4649 4
2. Степень превосходства 7 6 1,57 1 2,4649 1
3. Индивидуация 4 5 -1,43 0 2,0449 0
4. Социальная заинтересованность 4 5 -1,43 0 2,0449 0
5. Идентификация 6 4 0,57 -1 0,3249 1
6. Эгоцентричность 5 4 -0,43 -1 0,1849 1
7. Сложность Я-концепции 5 4 -0,43 -1 0,1849 1
Суммы: 38 35 -0,01 0 9,7143 8
Среднее: 5,43 5
влияния СМИ, детско-родительских, социальных взаимоотношениях и других факторов откладывает отпечаток на стадийность, хронологию мультимодальность формирования личности в целом.
ССЫЛКИ
[1]. Барлас Т.В. Психологический практикум для «чайников»: Введение в профессиональную психологию. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 176 с.
[2]. Белинская Е.П., Куликова И.В. Представления подростков о своем социальном будущем // Мир психологии. — 2000. — № 4 (24). — С. 135-147.
[3]. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учебное пособие для вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 410 с.
[4]. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. — 420 с.
[5]. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2008. — 368 с.
[6]. Богатырёва Т. Л. Развитие «Я-концепции» у младших подростков в тренинговых занятиях: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Т.Л. Богатырёва. — СПб., 2008. — 272 с.
[7]. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / JI. С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 224 с.
[8]. Выготский Л. С. История развития высших психических функций: собр. соч. в 6 томах. — Т. 3. — М.: Педагогика, 2010. — 313 с.
[9]. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете / А.Е. Жичкина // Мир психологии. — 2009. — № 3— С. 72.
[10]. Ковалёв Г.А. Общение и проблема интериориза-ции / Г.А. Ковалёв, Л.А. Радзиховский // Вопросы психологии. — 2005. — № 1. — 174 с.
[11]. Кон И. С. Подростки в социальных сетях // Журнал «Семья и школа». — 2010. — № 7. — 96 с.
[12]. ОбуховаЛ.Ф. Возрастная психология. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 374 с.
[13]. Овчинникова Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. / Г.Г. Овчинникова. — М., 1997. — 135 с.
[14]. Реан А.А. Психология развития личности. — М.: АСТ, 2007. — 384 с.
[15]. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
[16]. Социальная психология личности / Под ред. Е.В. Шороховой, В.И. Бобнева. — М.: Наука, 1979. — 339 с.
[17]. Тихомандрицкая О.А. Ценности и самоотношение на этапе юношеской социализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. / О.А. Тихомандрицкая. — М., 2000. — 144 с.
[18]. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 2011. — 204 с.
[19]. Хухлаева О.В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре: учебное пособие. — М: МПСИ, 2008. — 248 с.
AGE ASPECTS OF THE MATURITY OF SCHOOLCHILDREN'S SOCIAL SELF FORMATION
Denis P. Sidorenko — Postgraduate Student, Sergiev
Posad Humanitarian Institute; Educational Psycholo-
gist of the Secondary School No 7, type VIII, Sergiev Posad, Educational Psychologist of the Secondary School No. 7, Krasnozavodsk; e-mail [email protected]
ABSTRACT
The article is devoted to the analysis of the maturity of adolescence and youth «social self» formation. The article is concentrated on the peculiarities of schoolchildren «social self» formation. There is presented comparative analysis of age peculiarities of the formation of «social self» of adolescence and youth. The problem, the target and tasks of the study are defined. Results of the empirical research of age peculiarities and social aspects of schoolchildren «social self» development are analyzed. There are considered main classical and modern theoretical approaches defining age-related aspects of the development of maturity of formation of teenagers and young men «social self» as a dynamically developing personality. According to the results of the empirical study, there is built and interpreted quantitative and qualitative model of the distinctive features of maturity of formation of «social self» of adolescents and schoolchildren by age and gender. This work expands and defines the similarities and differences of maturity of teen- and youthful-age schoolchildren «social self» formation.
Key words: social self, self-attitude, self-identity, formation of self-concept, gender identity, online communication, society, teen- and youthful age.
REFERENCES
[1]. Barlas T.V. Psihologicheskij praktikum dlja «cha-jnikov»: Vvedenie v professional'nuju psihologiju [Psychological workshop for «dummies»: an Introduction to professional psychology]. — Moscow: Nezavisimaja firma «Klass», 2001. — 176 p.
[2]. Belinskaja E.P., Kulikova I. V. Predstavlenija po-drostkov o svoem social'nom budushhem [Views of adolescents about their social future] // Mir psihologii. — 2000. — № 4(24). — P. 135-147.
[3]. Belinskaja E.P., Tihomandrickaja O.A. Social'naja psihologija lichnosti [Social personality psychology]: Ucheb-noe posobie dlja vuzov. / E.P. Belinskaja, O.A. Tihomandrickaja. — Moscow: Aspekt Press, 2010. — 410 p.
[4]. Berns R. Razvitie Ja-koncepcii i vospitanie [The development of self-concept and parenting]. — Moscow, 1986. — 420 p.
[5]. Bitjanova M.R. Social'naja psihologija [Social psychology]: ucheb.posobie. — 2-e izd., pererab. — St. Petersburg: Piter, 2008. — 368 p.
[6]. Bogatyreva T.L. Razvitie «Ja-koncepcii» u mladshih podrostkov v treningovyh zanjatijah [Development of «I-con-cept» of teenagers in the training classes]: avtoref.diss. kand. psihol.nauk: 19.00.05 / Bogatyreva Tat'jana L'vovna. — St. Petersburg, 2008. — 272p.
[7]. Vygotskij L.S. Voprosy detskoj psihologii [The issues of child psychology] / L.S. Vygotskij. — St. Petersburg: So-juz, 1997. — 224 p.
[8]. Vygotskij L.S. Istorija razvitija vysshih psihicheskih funkcij [The history of development of higher mental functions]. Sobr. soch. v 6 tomah. — T. 3. — Moscow: Pedagogi-ka, 2010. — 313p.
[9]. Zhichkina A.E. Osobennosti social'noj percepcii v Internete [Peculiarities of social perception in the Internet] / A.E. Zhichkina // Mir psihologii. — 2009. — № 3. — P. 72.
[10]. Kovalev G. A. Obshhenie i problema interior-izacii [Communication and the problem of interiorization] / G.A. Kovalev, L.A. Radzihovskij // Voprosy psihologii. — 2005. — № 1. — 174 p.
[11]. Kon I.S. Podrostki v social'nyh setjah [Teens on social networks] // Zhurnal «Sem'ja i shkola». — 2010. — № 7. — 96 p.
[12]. Obuhova L.F. Vozrastnaja psihologija [Developmental psychology]. — Moscow: Pedagogicheskoe obshhest-vo Rossii, 2003. — 374 p.
[13]. Ovchinnikova G. G. Social'no-psihologicheskaja adaptacija kak faktor stanovlenija Ja-koncepcii podrostkov [Socio-psychological adaptation as a factor of formation of self-concept of adolescents]: avtoref. diss. kand. psihol. nauk: 19.00.05. / Galina Gerol'dovna Ovchinnikova. — Moscow, 1997. — 135 p.
[14]. ReanA.A. Psihologija razvitija lichnosti [Psychology of personality development]. — Moscow: AST, 2007. — 384 p.
[15]. Smelzer N. Sociologija [Sociology]. — Moscow: Feniks, 1994. — 688 p.
[16]. Social'naja psihologija lichnosti [Social personality psychology]; pod red. E.V. Shorohovoj, V.I. Bobneva. — Moscow: Nauka, 1979. — 339 p.
[17]. Tihomandrickaja O.A. Cennosti i samootnoshenie na jetape junosheskoj socializacii [Values and self-attitude at the stage of youth socialization]: avtoref. diss. kand. psihol. nauk: 19.00.05. / Ol'ga Alekseevna Tihomandrickaja. — Moscow, 2000. — 144 p.
[18]. Fel'dshtejn D.I. Psihologicheskie osobennosti razvitija lichnosti v podrostkovom vozraste [Psychological peculiarities of personality development in adolescence] // Voprosy psihologii. — 2011. — 204 p.
[19]. Huhlaeva O. V. Jetnopedagogika: socializacija detej i podrostkov v tradicionnoj kul'ture [Ethnopedagogy: socialization of children and adolescents in the traditional culture]: ucheb. posobie. — Moscow: MPSI, 2008. — 248 p.