Научная статья на тему 'Структурно-функциональная организация социального я школьников'

Структурно-функциональная организация социального я школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ Я / SOCIAL EGO / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-ATTITUDE / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / SELF-IDENTITY / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ORGANIZATION / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / VALUE APPROACH / СОЦИУМ / SOCIETY / ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENT AND YOUNG AGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сидоренко Денис Петрович

Статья посвящена анализу структурно-функциональной организации социального Я подросткового возраста и юношества. Представлен сравнительный анализ возрастных особенностей структурно-функциональной организации социального Я подросткового возраста и юношества. Определена проблема, цель и задачи исследования. Анализируются результаты эмпирического исследования возрастных особенностей и аспектов структурно-функциональной организации социального Я школьников. Рассмотрены и обобщены основные классические и современные теоретические подходы, определяющие структурно-функциональную организацию социального Я подростков и юношей. По результатам эмпирического исследования выстроена и интерпретирована количественная и качественная модель отличительных особенностей структурно-функциональной организации социального Я подростков и юношей. Данная работа расширяет и определяет сходства и различия структурно-функциональной организации социального Я школьников подросткового и юношеского возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ORGANIZATION OF SOCIAL EGO OF STUDENTS

The article is dedicated to the analysis of structural and functional organization of social ego in adolescents and youth. A comparative analysis of age peculiarities of structural and functional organization of social ego in adolescents and youth is given. Problem, goal and objectives of the study are determined. The author analyzes the results of the empirical research of age characteristics and aspects of structural and functional organization of social ego of students. He examines and summarizes the main classical and contemporary theoretical approaches that define the structural and functional organization of social ego of teenagers and young men. According to the results of the empirical study, quantitative and qualitative model of distinctive features of structural and functional organization of social ego of teenagers and young men is built and interpreted. This work expands and defines the similarities and differences between structural and functional organization of social ego of adolescent and young students.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная организация социального я школьников»

УДК 159.923.2

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО Я ШКОЛЬНИКОВ

Сидоренко Денис Петрович — аспирант Сергиево-Посадского гуманитарного института, педагог-психолог МБОУ ООШ № 7 г. Сергиев Посад, педагог-психолог МБОУ СОШ № 7 г. Краснозаводск; e-mail [email protected]

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена анализу структурно-функциональной организации социального Я подросткового возраста и юношества. Представлен сравнительный анализ возрастных особенностей структурно-функциональной организации социального Я подросткового возраста и юношества. Определена проблема, цель и задачи исследования. Анализируются результаты эмпирического исследования возрастных особенностей и аспектов структурно-функциональной организации социального Я школьников. Рассмотрены и обобщены основные классические и современные теоретические подходы, определяющие структурно-функциональную организацию социального Я подростков и юношей. По результатам эмпирического исследования выстроена и интерпретирована количественная и качественная модель отличительных особенностей структурно-функциональной организации социального Я подростков и юношей. Данная работа расширяет и определяет сходства и различия структурно-функциональной организации социального Я школьников подросткового и юношеского возраста.

Ключевые слова: социальное Я, самоотношение, самоидентичность, структурно-функциональная организация, ценностный подход, социум, подростковый и юношеский возраст.

ВВЕДЕНИЕ

Для всестороннего анализа структурно-функциональной организации социального Я школьников рассмотрим некоторые теоретические модели психических феноменов, в составе которых обнаруживается социальное Я.

Структура самосознания представлена в уров-невой модели, предложенной В.В. Столиным. Критерием её построения стало выделение уровней самосознания в соответствии с уровнями активности человека — индивидным (как биологического организма), социальным (член социума) и личностным

(личность) [10]. В предложенной модели не представлен содержательно социальный уровень самосознания и не выделена специфика его регулирующей функции. Однако данная модель нашла своё развитие в работе Т.В. Архиреевой, где содержательно описаны уровни самосознания в контексте системного подхода к построению структуры Я-концепции [3]. Так показано, что социальный уровень самосознания характеризуется развитием той стороны Я-обра-за (социального Я), которая связана с осознанием свойств личности, которые: оцениваются другими людьми; проявляются в поведении, которое регламентируется прежде всего социальными ролями; могут привести к успеху или неудаче в процессе социальной адаптации.

В представлениях Меджидовой С.М. [7; 8] самосознание определяется через отношение личности к другому. Структура самосознания представлена тремя уровнями: первый — противопоставление себя остальным, второй — единство с определённой группой и противопоставление всем остальным, третий — осознание единства, отсутствие противопоставления.

Социальный Я-образ человека возникает на основе социальной рефлексии и представлений о социально желательном. Одновременная включённость школьника в различные социальные группы — школьный класс, неформальную группу сверстников, семью — и исполнение разных социальных ролей в этих группах, центральная роль социального окружения в самоопределении — всё это приводит к потенциальной множественности образов Социального Я (Р. Герген, П. Линвилл), современная специфика которого определяется расширением социального мира школьника за счёт интернет-технологий [13; 14].

Самоотношение школьника можно рассматривать как обобщённое чувство в адрес собственного Я (В.В. Столин), как положительные или отрицательные переживания ценности своего социального Я-образа в широком диапазоне чувств от самоуважения до самоуничижения. Самоотношение включает три компонента, выделенных В.В. Столиным: самопринятие (некритичное, преимущественно эмоциональное отношение к себе), самоуважение (результат

критичного отношения к себе), самоинтерес (познавательное отношение к себе). Установлено, что самоотношение тесно связано с социальным опытом с раннего детства (особенности детско-родительских отношений) в течение всей жизни [4, С.185].

Таким образом, мы можем в структурно-функциональной организации социального Я школьников выделить компоненты: образ социального Я, самоотношение к себе как к члену социума и социальную мотивацию, регулятивная функция которой ориентирована на социально-психологическую адаптацию.

Р. Циллер с коллегами в содержании социального Я школьника выделяет следующие компоненты [15]: восприятие своей ценности в сравнении с другими людьми (самооценка), позиция относительно авторитетных лиц (в семье, группе сверстников), переживаемое сходство или отличие от других людей («индивидуализация»), социальная заинтересованность (восприятие себя как части группы или Я отдельно от Они), идентификация (степень включения Я в Мы), эгоцентричность (восприятия себя фигурой или фоном), сложность (степень дифференцирован-ности Я-концепции).

Социально-психологический подход к структуре Я-концепции как к набору установок, представленный в теории Р. Бёрнса (1986), наоборот, уравнивает социальное Я с Я-реальным и Я-идеальным — Я глазами других [4, С. 184]. С этой точки зрения социальное Я выступает одной из трёх модальностей установок «на себя»: представлений о себе (Я-образ), аффективной оценки Я-образа (самооценка или самоотношение), поведенческой реакции, вызванной Я-образом и самооценкой.

Другой социально-психологический подход к анализу Я-концепции — с позиции когнитивной психологии — выявил проблему рефлексивного Я (то, что человек думает о себе, рациональная структура Я) [4, С.182—183]. Социальное Я предстаёт компонентом структуры рефлексивного Я при использовании критерия фокуса субъективного внимания (физическое и социальное, осознанное и не осознанное, подлинное и ложное).

Обратимся к анализу социального Я школьников в контексте проблемы социальной идентичности для выявления многообразия содержаний исследуемого феномена с целью более полного представления о его структурно-функциональной организации.

Социальное Я школьников, с позиции концепции идентичности Э. Эриксона можно рассматривать как часть личностной структуры, которая участвует в организации жизненного опыта человека в его целостное Я. Содержательно социальная идентичность включает те характеристики личности, которые способствуют процессу самокатегоризации — сходства и различия с другими [4, С. 191]. Основной функцией социальной идентичности (или социального Я), по Э. Эриксону, выступает адаптация личности к социальным возможностям и требованиям; внутренняя солидарность человека с групповыми идеалами и стандартами [5; 12]. Развитие личности Э. Эриксон отождествляет с развитием

идентичности. Соответственно, функцией социального Я школьников выступает социально-психологическая адаптация к социальной среде — к формальным и неформальным группам сверстников, к социальным нормам и требованиям; и более широко — социальное развитие личности. Согласно концепции Э. Фромма [11], процесс формирования социальной идентичности представляет собой ин-териоризацию социальных ожиданий, социальных норм и ценностей, которые мы можем обнаружить в содержании социального Я школьников.

В рамках современных теорий социальной идентичности (Г. Тэджфел, Дж. Тернер и др.) социальное Я школьников выступает как подструктура механизма регуляции социального поведения (Я-концепции). В структурной организации социального Я можно выделить нормативно-ценностную и эмоциональную самоидентификацию с социальными группами (большими и малыми) [5]. Школьники самоотождествляются с формальными школьными группами (класс, школа, группы дополнительного образования и спортивные) и неформальными группами сверстников (друзья, субкультура, интернет-сообщества), а также на более высоком уровне обобщённости — с социальной принадлежностью к большим группам (гражданская, этническая, конфессиональная, профессиональная и т.п.). С позиции Дж. Тернера социальное Я школьников включает самокатегоризации — как члена определённых социальных групп в противовес другим группам [5, С.347]. В случае актуализации социального Я (ситуация социального сравнения), согласно Г. Тэджфе-лу, школьники демонстрируют то общее, типичное в социальном поведении, что принято в данной социальной группе и что подчёркивает отличие от других групп [1].

Социальный опыт личности закрепляется на уровне социальных установок (И.Р. Сушков, 1999), что позволяет нам рассматривать структурно-функциональную организацию социального Я школьников как систему ценностных ориентаций, отношений, ат-титюдов, которые опосредуют связь личности с социальной средой. С позиции индивидуально-психологической теории установок (М. Рокич) социальные установки детерминированы ценностями личности. Ценности регулируют целостность Я, определяют аттитюды и поведение человека в целом. С точки зрения данного подхода, социальное Я образуется из представлений о социальном статусе, связанных с представлениями о физическом и личностном статусах. Эти представления, в свою очередь, организуют систему ценностей — инструментальных (способ поведения) и терминальных (цели), отражающих личностные и социальные предпочтения. Ценностная система связана с аттитюдами — аффективно-когнитивной оценкой социальных объектов и ситуаций. Аттитюды определяют поведение человека только при наличии связи с ценностной системой Я. Такие установки понимаются как отношение человека к определённому социальному явлению, как внутреннее убеждение (Ш.А. Надирашвили). В случае отрыва от ценностей Я любые изменения аттитю-

да неустойчивы — и поведение возвращается к прежнему («эффект резинки») (М. Рокич) [5].

С позиции интеракцианистского подхода социальная установка является структурным элементом Я-концепции, т.е. входит в структурную организацию социального Я школьников, определяет желаемое и социально желательное поведение, предпочитаемый тип поведения или отношения [2]. Аттитюды возникают на основе усвоения установок референтных групп и других людей. По мнению ряда исследователей, аттитюды формируются в процессе образования человека: их количество прямо связано с уровнем интеллектуального и социального развития [6]. Аттитюды участвуют в конструировании социальной реальности как символическое определение ситуации на основе социальных норм и ценностей. С этой точки зрения структурно-функциональная организация социального Я школьников представляет собой систему осознанных социальных установок, выполняющих нормативную функцию в процессе конструирования социальной реальности. Чем выше уровень интеллектуального и социального развития школьника, тем больше у него аттитюдов и выше уровень сформированности социального Я.

Следует рассмотреть структурно-функциональную организацию социального Я школьников трёх возрастных групп:

1. младшего подросткового возраста (11 — 13 лет) — учащиеся 5-7-х классов;

2. подросткового возраста (14—16 лет) — учащиеся 8-9-х классов;

3. юношеского возраста (17—18 лет) — учащиеся 10—11-х классов.

Проблема исследования заключается в недостаточной критериальной и всесторонней изученности структурно-функциональной организации социального Я школьников в условиях перманентной трансформации системы общего среднего образования; разновекторности различных подходов к структурно-функциональной организации социального Я школьников.

Цель исследования. Изучить структурно-функциональную организацию социального Я школьников в контексте сравнения трёх возрастных групп.

Гипотеза. Имеются возрастные различия структурно-функциональной организации социального Я школьников.

В соответствии с выдвинутой гипотезой, определены следующие задачи:

1) рассмотреть общую характеристику структурно-функциональной организации социального Я школьников;

2) подобрать методику, сформулировать выборку;

3) выявить возрастную градацию особенностей структурно-функциональной организации социального Я школьников;

4) определить возрастную динамику сходств и различий структурно-функциональной организации социального Я школьников;

5) обработать и обобщить данные, проанализировать результаты исследования, построить выводы.

МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения структурно-функциональной организации социального Я школьников использовалась бланковая методика изучения самоотношения, разработанная С.Р. Пантилеевым «Иследование самоотношения (МИС) » [9].

Методика предназначена для углублённого изучения эмоционально-ценностного компонента самосознания — выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отражённого самоотношения (зеркальное Я), самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.

Самоотношение в значительной мере определяется переживанием собственной ценности, выражающемся в достаточно широком диапазоне чувств: от самоуважения до самоуничижения.

Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. При обработке используется специальный ключ, с помощью которого получают так называемые сырые баллы. Затем сумма «сырых» баллов по каждой из шкал с помощью специальной таблицы переводится в стены. Стены служат основанием для интерпретации. Интерпретация показателей осуществляется в зависимости от их выраженности: значения 1—3 стена условно считаются низкими, 4—7 — средними, 8—10 — высокими.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Краснозаводской СОШ № 7», Сергиево-Посад-ского района Московской области. Выборку составили 192 человека, мальчики и девочки в возрасте от 11 до 18 лет. Учащиеся 5-11-х классов. Выборку мы разделили на три группы по возрасту: I — 11—13 лет (п =64); II — 14-16 лет (п = 64); III — 17-18 лет (п = 64). Все три группы равны по гендерному составу.

Организация исследования состояла в следующем. Респондентам предъявлялись индивидуальные бланки для ответов и опросники, состоящие из 110 утверждений, распределённых по 9 шкалам. Излагалась развёрнутая инструкция, в соответствии с которой респондентам необходимо было фиксировать ответы в рамках задания. Время, необходимое для проведения исследования, составило примерно 40 минут для каждого респондента. После сбора материала проводилась его количественная и качественная обработка.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После обработки данных мы провели качественный анализ, применив для выявления статистических различий 1>критерий Стьюдента. Результаты количественного и качественного анализа каждой из трёх групп эмпирической выборки. Данные представлены в таблицах 1-2.

Анализируя данные младшего подросткового, собственно подросткового и юношеского возраста, можно констатировать следующее сходства: у пред-

Таблица 1

Сравнительный анализ особенностей структурно-функциональной организации социального Я школьников I и II групп

Показатели / факторы Выборки (колич. данные) Отклонения от среднего Квадраты отклонений

Младший подростковый возраст (п=64) Подростковый возраст (п=64) Младший подростковый возраст (п=64) Подростковый возраст (п=64) Младший подростковый возраст (п=64) Подростковый возраст (п=64)

1. Закрытость 5,6 5,3 -0,91 -1,07 0,8281 1,1449

2. Самоуверенность 7,2 7,4 0,69 1,03 0,4761 1,0609

3. Саморуководство 7,2 6,4 0,69 0,03 0,4761 0,0009

4.Отражённое самоотношение 6 5,5 -0,51 -0,87 0,2601 0,7569

5. Самоценность 7,6 8,2 1,09 1,83 1,1881 3,3489

6. Самопринятие 7,2 6,8 0,69 0,43 0,4761 0,1849

7. Самопривязанность 6 5,2 -0,51 -1,17 0,2601 1,3689

8. Внутренняя конфликтность 6,7 6,8 0,19 0,43 0,0361 0,1849

9. Самообвинение 5,1 5,7 -1,41 -0,67 1,9881 0,4489

Суммы: 58,6 57,3 0,01 -0,03 5,9889 8,5001

Среднее: 6,51 6,37

Критические значения (1Кр): р < 0,05-2,12; р < 0,01-2,92. Результат: 1Эмп = 0,3, полученное эмпирическое значение 1 (0,3) находится в зоне незначимости.

ставителей данного возраста имеется некоторая закрытость, причём в старшем подростковом возрасте она более выражена, однако мы наблюдаем тенденцию к снижению этого показателя в юношеском возрасте. Старшие подростки менее привязаны к себе, интерпретируя фактор самопривязанности, подростки больше вовлечены в интересы других, однако в юношеском возрасте, наиболее зрелом, мы наблюдаем растущее самоутверждение и нахождение личностью собственных интересов и акцентирование внимания на собственном фундаментальном развитии. Также в юношеском возрасте мы наблюдаем повышение социальной ответственности субъектов, кардинально меняется ценностно-смысловая система, вместе с тем эволюционируют такие факторы, как самообвинение и, соответственно, возрастает внутренняя конфликтность, личность становится более критичной и к себе и к социуму.

ВЫВОДЫ

Резюмируя вышесказанное, мы пришли к следующим выводам относительно существенных аспектов строения и функций социального Я школьников.

Структурно-функциональная организация Социального Я школьников может быть представлена, с одной стороны, как система ценностных ориента-ций, отношений, аттитюдов, опосредующих связь личности с социальной средой; с другой — как типический компонент личности школьника, фор-

мируемый в процессе социализации в учебной деятельности и обеспечивающий вхождение в культуру общества, задающий необходимый уровень социальной компетентности в общении и поведении, обеспечивающий понимание других людей в рамках этой культуры.

Социальное Я как социальный уровень самосознания отражает активность личности в отношениях с другими на трёх уровнях: противопоставление себя другим, единство с определённой группой и противопоставление остальным, осознание единства и отсутствие противопоставления. Содержательно включает осознание тех свойств личности, которые оцениваются другими людьми; проявляются в социально-ролевом поведении, обеспечивают успешность/неуспешность социальной адаптации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели основные характеристики структурно-функциональной организации социального Я подросткового и юношеского возраста. Определили межгрупповые и особенности структурно-функциональной организации социального Я, обобщили и проанализировали результаты эмпирического исследования. Проблема структурно-функциональной организации социального Я школьников представляет собой обширный пласт для изучения и приобретения психологических знаний. Многое из поставленной темы нуждается в даль-

Критические значения (1Кр): р < 0,05-2,12; р < 0,01-2,92. Результат: 1Эмп = 0,6, полученное эмпирическое значение 1 (0,3) находится в зоне незначимости.

Таблица 2

Сравнительный анализ особенностей структурно-функциональной организации социального Я школьников II и III групп

Показатели / факторы Выборки (колич. данные) Отклонения от среднего Квадраты отклонений

Подростковый возраст (n=64) Юношеский возраст (n=64) Подростковый возраст (n=64) Юношеский возраст (n=64) Подростковый возраст (n=64) Юношеский возраст (n=64)

1. Закрытость 5,3 5,9 -1,07 -0,79 1,1449 0,6241

2. Самоуверенность 7,4 8,7 1,03 2,01 1,0609 4,0401

3. Саморуководство 6,4 7,2 0,03 0,51 0,0009 0,2601

4. Отражённое самоотношение 5,5 6,2 -0,87 -0,49 0,7569 0,2401

5. Самоценность 8,2 8,6 1,83 1,91 3,3489 3,6481

6. Самопринятие 6,8 7 0,43 0,31 0,1849 0,0961

7. Самопривязанность 5,2 6,9 -1,17 0,21 1,3689 0,0441

8.Внутренняя конфликтность 6,8 5,1 0,43 -1,59 0,1849 2,5281

9. Самообвинение 5,7 4,6 -0,67 -2,09 0,4489 4,3681

Суммы: 57,3 60,2 -0,03 -0,01 8,5001 15,8489

Среднее: 6,37 6,69

нейшем, более глубоком осмыслении и изучении, так как структурно-функциональная организация социального Я школьников является неотъемлемой составляющей в формировании конкретной личности.

ССЫЛКИ

[1]. Агеев В.С. Социальная идентичность личности // Социальная психология: хрестоматия. — М., 1999. — С. 349-356.

[2]. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. — М., 1978.— 420 с.

[3]. Архиреева Т.В. Системный подход к пониманию структуры Я-концепции и закономерностей её развития в детском возрасте // Культурно-историческая психология.— 2008. № 4. — С. 48-55.

[4]. Белинская Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая О.А. — М.: Аспект Пресс, 2010.

[5]. Битянова М.Р. Социальная психология: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2008.— 368 с.

[6]. МайерсД. Социальная психология — СПб.: Питер, 2002.— 794 с.

[7]. Меджидова С.М. Графический тест для исследования уровней самосознания [Электронный ресурс] / URL: http://psychology.az/16_i.php

[8]. Меджидова С.М. Психологические типы. Типология 69: Монография. Баку, 2001.— 74 с.

[9]. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения (МИС) / Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. — М.: АСТ; СПБ.: Сова, 2006. — С. 269-285.

[10]. Столин В.В. Психодиагностика самосознания / Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. — М.: МГУ, 1987 — С. 245-289.

[11]. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я / З. Фрейд Малое собрание сочинений — СПб.: Азбука, 2012. — С. 797.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12]. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: Дет. сад, 2000.— 415 с.

[13]. Erikson E. Childhood and Society, 2nd ed., 1963. — p. 270.

[14]. Habermas T., BluckS. Getting a life: The emergence of the life story in abolescence// Psychol. Bull. 2000. 126. — P. 748-769.

[15]. Linville P. W. Self-complexity and affective extremity // Social cognition. 1987. 3.

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ORGANIZATION OF SOCIAL EGO OF STUDENTS

Denis P. Sidorenko, graduate student of Sergiev Posad Humanitarian Institute, teacher and psychologist of municipal budgetary general education institution No. 7, Sergiev Posad, teacher and of municipal budgetary general education institution No. 7, Kras-nozavodsk; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

The article is dedicated to the analysis of structural and functional organization of social ego in adolescents and youth. A comparative analysis of age peculiarities of structural and functional organization of social ego in adolescents and youth is given. Problem, goal and objectives of the study are determined. The author analyzes the results of the empirical research of age characteristics and aspects of structural and functional organization of social ego of students. He examines and summarizes the main classical and contemporary theoretical approaches that define the structural and functional organization of social ego of teenagers and young men. According to the results of the empirical study, quantitative and qualitative model of distinctive features of structural and functional organization of social ego of teenagers and young men is built and interpreted. This work expands and defines the similarities and differences between structural and functional organization of social ego of adolescent and young students.

Key words: social ego, self-attitude, self-identity, structural and functional organization, value approach, society, adolescent and young age.

REFERENCES

[1]. Ageev V.S. Social'naja identichnost' lichnosti [Social identity personality]. Social'naja psihologija, hrestomati-ja. Moscow, 1999. S. 349-356

[2]. Andreeva G.M., Bogomolova N.N., Petrovskaja L.A. Sovremennaja social'naja psihologija na Zapade [Modern social psychology in the West]. Moscow. 1978.—420 s.

[3]. Arhireeva T.V Sistemnyj podhod k ponimaniju struk-tury Ja-koncepcii i zakonomernostej ejo razvitija v detskom vozraste [A systematic approach to understanding the structure of self-concept and patterns of development in child-

hood] // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2008. № 4. S. 48-55.

[4]. Belinskaja, E.P. Tihomandrickaja, O.A. Social'naja psihologija lichnosti [Social psychology of personality]. Ucheb-noe posobie dlja vuzov / E.P. Belinskaja, O.A. Tihomandrickaja O.A. Moscow. Aspekt Press, 2010.

[5]. BitjanovaM.R. Social'naja psihologija [Social psychology]. Ucheb.posobie. 2-e izd., pererab. St.Petersburg. Piter, 2008.— 368 s.

[6]. Majers D. Social'naja psihologija [Social psychology]. St.Petersburg. Piter, 2002. 794 s.

[7]. Medzhidova S.M. Graficheskij test dlja issledovani-ja urovnej samosoznanija [A graphical test to study levels of consciousness] / URL: http://psychology.az/16_i.php / (accessed 11 May 2016)

[8]. Medzhidova S.M. Psihologicheskie tipy. Tipologi-ja 69 [Psychological types. Typology 69]. Monografija. Baku, 2001.— 74 s.

[9]. Pantileev S.R. Metodika issledovanija samootnosh-enija (MIS) [Research technique of self]. Spravochnik praktich-eskogo psihologa. Psihodiagnostika/Pod obshh. red. S.T. Poso-hovoj. Moscow. AST; SPB. Sova, 2006. 269-285p.

[10]. Stolin, V.V. Psihodiagnostika samosoznanija [Diagnostics self-awareness]. Obshhaja psihodiagnostika/ Pod red. A.A. Bodaleva, V.V. Stolina. Moscow. MGU, 1987. S. 245-289.

[11]. Frejd Z. Psihologija mass i analiz chelovechesko-go Ja [Group psychology and the analysis of human I]. Z.Fre-jd Maloe sobranie sochinenij. St.Petersburg. Azbuka, 2012.— 797 s.

[12]. Jerikson Je. Detstvo i obshhestvo [Childhood and society]. St.Petersburg. Det.sad, 2000.— 415 s.

[13]. Erikson Erik. Childhood and Society, 2nd ed., 1963.— 270 p.

[14]. Habermas T., Bluck S. Getting a life: The emergence of the life story in abolescence// Psychol. Bull. 2000. pp. 748-769.

[15]. Linville P. W. Self-complexity and affective extremity. Social cognition. 1987. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.