УДК 159.923.2
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О СЕБЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Сидоренко Денис Петрович, аспирант Сергиево-Посадского гуманитарного института, педагог-психолог МБОУ С(К)ОШ № 7 VIII вида, г. Сергиев Посад, педагог-психолог МБОУ СОШ № 7 г. Краснозаводска; e-mail: denis-sidorenko@bk.ru
РЕЗЮМЕ
Статья посвящена анализу психологических особенностей подросткового возраста и юношества. Большое внимание уделено особенностям представлений старшеклассников о себе в межличностных отношениях. Представлен сравнительный анализ психологических особенностей подросткового возраста и юношества. Определены проблема, цель и задачи исследования. Анализируются результаты эмпирического исследования возрастных особенностей межличностных отношений и представлений о себе в межличностных отношениях старшеклассников. Рассмотрены и обобщены основные классические и современные теоретические подходы, определяющие возрастные аспекты развития представлений о себе в межличностных отношениях подростков и юношей как формирующихся личностей. По результатам эмпирического исследования выстроена и интерпретирована количественная и качественная модель отличительных особенностей представлений подростков и юношей о себе в межличностных отношениях. Данная работа расширяет и углубляет имеющиеся представления о себе в межличностных отношениях, возрастных особенностях старшеклассников. Ключевые слова: межличностные отношения, представления о себе, возрастные особенности, чувство взрослости, ведущая деятельность, социализация, идентичность, социальное Я.
ВВЕДЕНИЕ
Время обучения в старших классах — наиболее значимый этап жизни личности, так как она в это время приобретает множество необходимых для успешной социализации навыков, у индивидуума формируется идентичность, меняется ведущая деятельность, претерпевают трансформацию представления о себе школьников [3; 8; 10; 11; 13; 14; 15]. В этот период трансформируются отношения с окружающим миром, значимой сферой становятся межличностные отношения и своя новая роль в них [10]. Возрастает интерес к личностным особенностям, возникает чувство собственной уникальности, неповторимости, появляются желания
выделиться из общей массы. Однако одновременно с этим человек пытается соотнести себя с какой-либо группой людей как реальной (например, референтная группа сверстников), так и абстрактной и формальной (например, этнос или носители каких-либо социальных или иных убеждений) [7; 14; 15]. В процессе межличностного общения интериоризируются неосознаваемые нормы и правила, человек задумывается о себе и своём поведении, что способствует формированию социального Я [3]. Основным значимым фактором, от которого зависит успешная социализация, является межличностное взаимодействие [1; 7]. Так как с возрастом меняется ведущая деятельность [13], мы полагаем, что меняются и взаимоотношения личности с другими людьми.
Поскольку продолжительность обучения в старших классах охватывает довольно длительный возрастной интервал, мы посчитали целесообразным рассмотреть общие характеристики этого периода.
Отличительной чертой этого временного отрезка является формирование идентичности, прежде всего профессиональной идентичности. Это обусловлено тем, что именно в старших классах человек должен сделать выбор относительно своего профессионального пути (выберет профильный класс или же уйдёт из школы, чтобы поступить в среднее специальное учебное заведение). Основная особенность проживания процесса идентификации — активность. Она проявляется в разрешении противоречий между позициями «Я в собственных глазах» и «предполагаемым собственным Я в глазах другого», потенциального Я и наличного Я — в разных возрастах; уникального и заурядного Я, экзистенциального Я, рационального Я, подлинного Я и отчуждённого Я [1]. Параллельно с «поиском себя» происходит формирование навыков межличностного общения и умения занять определённое место в группе. Возникает социальная идентичность, благодаря которой индивид принимает себя в контексте сложных социальных отношений.
Следующая особенность людей во время их обучения в старших классах — центральное и специфическое новообразование, которое Л. С. Выготский рассматривал как чувство взрослости [6], как возникающее представление о себе как уже не о ребёнке. Это приводит к определённым трудностям, так как психо-
логическое ощущение себя как взрослого не совпадает с юридической или финансовой зависимостью от родителей. Человеку очень важно, чтобы его взрослость (под этим подразумеваются: право на собственное мнение и убеждения, самостоятельность, независимость, надёжность, ответственность, определённая зрелость) признали другие люди. Соответственно, как мы полагаем, формирование взрослости отражается и на межличностном взаимодействии.
Л. И. Божович, характеризуя возрастной период обучения в старших классах, писала, что в течение данного этапа ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребёнка к миру и самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в итоге к той жизненной позиции, с которой человек начинает свою жизнь [5].
Отдельно следует рассмотреть возрастные особенности становления социального Я подростков (учащиеся 8-9-х классов) и юношей (учащихся 10-11-х классов). И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий [8] разграничивают старший школьный возраст на два подэтапа: 14-15 лет (что соответствует периоду обучения в 8-м и 9-м классах) и 16-17 лет (обучение в 10-м и 11-м классах). Авторы выделяют несколько существенных различий, которые, как мы считаем, отражаются и на представлениях старшеклассников о себе в межличностном взаимодействии, в частности:
14-15 лет (8-9-е классы)
• на первом месте биологические факторы: изменения роста, эндокринной системы и т. д. Формируется образ физического «Я», развивается гендерная идентично сть;
• ставится вопрос: продолжать ли обучение в школе, пойти учиться в среднее специальное учебное заведение или работать;
• нужно разобраться в собственных склонностях и профессиональных предпочтениях;
• самооценка, имидж, образ в глазах сверстников;
• поиск идеалов;
• интимно-личностные отношения со сверстниками;
• эмансипация от взрослых.
16-17 лет (10-11-е классы)
• на первом месте социальные факторы: чувство взрослости, выход за рамки школьных интересов;
• поиск своего места в жизни, поиск смысла жизни;
• стабилизация личности;
• становится актуальной самоактуализация;
• первоначальный выбор жизненного пути;
• профессионально-учебная деятельность;
• самоопределение.
Проблема исследования заключается в недостаточной изученности феномена возрастных особенностей и представлений старшеклассников о себе в межличностных отношениях.
Цель исследования. Изучить возрастные детерминанты особенностей представлений старшеклассников о себе в межличностных отношениях.
Гипотеза. Существуют возрастные различия особенностей представлений старшеклассников о себе в межличностных отношениях.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
— рассмотреть общую характеристику представлений старшеклассников о себе в межличностных отношениях;
— подобрать методику, сформулировать выборку;
— выявить возрастную градацию особенностей представлений старшеклассников о себе в межличностных отношениях;
— обработать данные, проанализировать результаты исследования, выстроить выводы.
МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для изучения представлений старшеклассников о себе в межличностных отношениях использовалась бланковая методика, разработанная Т. Лири для диагностики межличностных отношений. Эта методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и изучения взаимоотношений в малых группах. С её помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Эмпирическое исследование проводилось на базе Краснозаводской СОШ № 7 Сергиево-Посад-ского района Московской области. Выборку составили 64 школьника, мальчики в возрасте от 15 до 18 лет, учащиеся 8-11-х классов. Выборку мы разделили на две группы по возрасту 15-16 лет (п =32) и 17-18 лет (п=32). Организация исследования состояла в следующем. Респондентам предъявлялись индивидуальные бланки, состоящие из 128 утверждений, излагалась развёрнутая инструкция о проведении исследования, в соответствии с которой им необходимо было выбрать и зафиксировать утверждения, которые соотносятся с представлениями о себе. Время, необходимое для проведения исследования, составило примерно 40 минут для каждого респондента. После сбора материала проводилась его количественная и качественная обработка.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
После обработки данных мы провели качественный анализ, применив для выявления статистических различий и-критерий Манна-Уитни [12]. Результаты количественного и качественного анализа представлены в табл. 1.
Статистически подтвердились следующие возрастные представления старшеклассников о себе в межличностном взаимодействии. А именно: подростки более агрессивны, подозрительны, подчиняемы, при этом более дружелюбны, чем юноши. Юноши в свою очередь более зависимы, чем подростки.
Рассмотрим эти результаты более подробно. Подростки более агрессивны, чем юноши. Среднее значение у учащихся 8-9-х классов соответствует границе нормы. В межличностном взаимодействии это выражается в том, что подростки более прямолинейны,
Таблица 1
Сравнительный анализ особенностей представлений о себе в межличностных отношениях
старшеклассников (среднее значение)
Показатель 15-16 лет (п =32) 17-18 лет (п=32) и-критерий Манна-Уитни Уровень значимости
Авторитарный 9,3 9,7 и эмп= 481, при и кр=389 0,05
Эгоистичный 7,4 6,9 и эмп= 456, при и кр=389 0,05
Агрессивный 8,1 6,5 и эмп= 339, при и кр=389 0,05
Подозрительный 7,3 6,3 и эмп= 280, 5 при и кр=338 0,01
Подчиняемый 8 5,8 и эмп= 177, 5 при и кр=338 0,01
Зависимый 3,7 6,2 и эмп= 317, при и кр=338 0,01
Дружелюбный 8,8 7,8 и эмп= 357, при и кр=389 0,05
Альтруистический 7,4 7,7 и эмп= 442, 5 при и кр=389 0,05
непримиримы, требовательны, категоричны в оценке окружающих, чем старшие товарищи. Учащиеся 8-9-х классов склонны к максимализму и раздражительны. Мы полагаем, что это обусловлено физиологическими факторами, так как на этот возрастной период приходится пик гормональных изменений, что сказывается на физиологическом и психологическом самочувствии. Более высокий уровень агрессии также детерминирует стресс, который подростки испытывают в связи с переживанием кризиса идентичности. Ведущая деятельность в этом возрасте — общение со сверстниками, поэтому подростки, будучи неуверенными в себе, испытывают страх быть отвергнутыми, поэтому часто обесценивают всё с помощью цинизма. Они стараются выглядеть «крутыми» (брутальными, успешными и независимыми) в глазах сверстников. Подростки часто используют образы массовой культуры в качестве моделей поведения, однако эти образы далеко не всегда соответствуют адекватным нормам и правилам человеческого общения, так как в них превалируют агрессия, эгоистичность, крайний и примитивный гедонизм.
Подростки более настороженны по отношению к миру, более замкнуты (что, однако, не исключает внешней общительности, при которой подросток тщательно скрывает свои тайны). Они склоны к вербальной агрессии и испытывают трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения.
Подростки склонны зависеть от чужого мнения, особенно мнения референтной группы, при этом не имеют своего мнения или боятся выражать его публично. Это, как мы считаем, связанно с формирующейся идентичностью, для которой важно, насколько человек считает себя членом той или иной группы, насколько принимают его другие люди.
Подростки дружелюбны и любезны со всеми, ориентированы на принятие и социальное одобрение,
стремятся «быть хорошими» для всех, без учёта ситуации, идут к целям микрогруппы, имеют развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильны. Мы полагаем, что это связанно с зарождающейся идентичностью, чувством взрослости, отсутствием уверенности в себе. Им важно получить одобрение окружающих.
Юноши конформны, мягки, ожидают помощи и советов, доверчивы, склонны восхищаться окружающими, вежливы. Мы считаем, что тому есть несколько причин. Учащиеся 10-х и 11-х классов выбрали дальнейшее обучение в школе, связанное с перспективой поступления в высшее учебное заведение, соответственно одна из их целей — подготовка к успешной сдаче экзаменов. Так как сменилась ведущая деятельность, то это отразилось на межличностном взаимодействии. Соперничество среди сверстников и признание в их кругу перестало быть приоритетом, на первое место вышло сотрудничество с учителями, репетиторами и одноклассниками.
ВЫВОДЫ
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о различиях особенностей представлений о себе в межличностных отношениях в контексте эволюции структуры социального Я. Однако особенности представлений межличностного отношения о себе связаны с ведущей деятельностью, которая отличается у учащихся 8-9-х и учащихся 10-11-х классов. Соответственно, школьники 15-16 лет менее экспансивны и авторитарны, но у них больше выражены эргический компонент и эгоистические тенденции, показатели агрессии и подозрительности также превалируют по сравнению со старшим звеном испытуемых. Вместе с тем учащиеся в возрасте 15-16 лет более подчиняемы и дружелюбны. Альтруизм и эмпатия более выражены
в старшей группе, что свидетельствует о социальной приемлемости и высокой зрелости представлений старшеклассников о себе в межличностных отношениях в структуре становления социального Я школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема особенностей представлений старшеклассников о себе в межличностных отношениях продолжает оставаться одной из главных в общей и социальной психологии. Самоотношение личности определяется не каким-либо одним мотивом, а сложной иерархической системой и возрастной спецификой социального созревания, обобщённой психологической характеристикой, которой и является представление субъекта о себе в межличностных отношениях. В ходе исследования частично подтверждена гипотеза, установлено несколько возрастных различий между типами представления старшеклассников о себе в межличностных отношениях, самовосприятии, типами и видами направленности личности и особенностями межличностного взаимодействия старшеклассников.
ССЫЛКИ
[1]. Агапов В.С. Креативное развитие профессионального я будущего специалиста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 7-8.
[2]. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интер-акционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии: http://www.voppsy.ru/issues/1996/961/961131.htm (10 октября 2015).
[3]. Блумер Г. Социологическая концепция Дж.Г. Мида. Рабочие тетради по социологии и теории социологии. Вып. 1. М.: МГУ им. Ломоносова. Социологический факультет, 1992. С. 14-25.
[4]. Божович Л. И. Изучение мотивации детей и подростков: http://lib.mgppu.ru (12 октября 2015).
[5]. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Соч. в 6-ти томах. Т. 5. М.: Педагогика, 1984. С. 235-261.
[6]. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении/ М.И. Лисина: http://www.koob.ru/lisina_m_i/ formation_of_the_child (14 октября 2015).
[7]. КулагинаИ.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология от рождения до поздней юности. М.: Сфера, 2011. 64 с.
[8]. Мид Дж.Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В.Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2009. 290 с. (Сер.: Теория и история социологии).
[9]. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2004. 372 с.
[10]. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с.
[11]. Сидоренко Е.А. Методы математической обработки в психологии. СПб.: «Речь». 2003. 350 с.
[12]. ЭльконинД.Б. Детская психология: http://www. klex.ru/c6w (10 октября 2015).
[13]. Эриксон Э. Детство и общество: http://www.klex. ги/6еа (15 октября 2015).
[14]. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Сфера, 2009. 344 с.
PECULIARITIES OF HIGH-SCHOOL CHILDREN SELF-PERCEPTION IN INTERPERSONAL RELATIONSHIPS
Denis P. Sidorenko, Post-Graduate Student, Sergiev Posad Institute for the Humanities; Educational Psychologist, Secondary school No7 type VIII, Sergiev Posad, Educational Psychologist, Secondary school No. 7, Krasnozavodsk; e-mail denis-sidorenko@bk.ru
ABSTRACT
The article is devoted to the analysis of psychological features of adolescence and youth ages. Great attention is paid to the peculiarities of high-school children self-perception in interpersonal relationships. Comparative analysis of psychological features of adolescence and youth ages is presented. Problem, goal and objectives of the study are defined. Results of empirical research of age peculiarities of interpersonal relations and senior schoolchildren self-perception in interpersonal relations are analyzed. There are considered and summarized main classical and contemporary theoretical approaches defining age-related aspects of the development of self-awareness in interpersonal relationships of adolescents and juveniles as developing individuals. Quantitative and qualitative model of distinctive features of adolescents' and youths' self-perception in interpersonal relationships is built and interpreted on the basement of the results of empirical study. This work extends and deepens the existing views of self-perception in interpersonal relationships, age peculiarities of senior pupils. Key words: interpersonal relationships, self-perception, age peculiarities, feeling of maturity, main activity, socialization, identity, social self.
REFERENCES
[1]. Agapov VS. Kreativnoe razvitie professional'nogo ja budushhego specialista [Creative development of professional I of a future specialist Creative development of professional I of a future specialist].Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Orenburg state University]. 2011, no 2 (121), pp. 7-8.
[2]. Antonova N. V. Problema lichnostnoj identichnosti v interpretacii sovremennogo psihoanaliza, interakcionizma i kognitivnoj psihologii [The problem of personal identity in the interpretation of contemporary psychoanalysis, interac-tionism and cognitive psychology]. Voprosy psihologii [Questions of psychology]. Available at: http://www.voppsy.ru/is-sues/1996/961/961131.htm (accessed 10 October 2015).
[3]. Blumer G. Sociologicheskaja koncepcija Dzh. G. Mida [Sociological concept j. G. Meade]. Rabochie tetradi po soci-
ologii i teorii sociologii. Vyp. 1. M., MGU im. Lomonosova. So-ciologicheskij fakul'tet.Vol. 1. M., [MSU Lomonosov. Sociology faculty]. 1992, pp. 14-25.
[4]. Bozhovich L.I. Izuchenie motivacii detej i podrostkov [Studying the motivation of children and adolescents]. Available at: http://lib.mgppu.ru (accessed 12 October 2015).
[5]. Vygotskij L.S. Diagnostika razvitija i pedologicheskaja klinika trudnogo detstva [Diagnostics development and Patology clinic difficult childhood]. Soch. v 6-ti tomah. T.5. Moscow: Pedagogika, 1984, pp. 235-261.
[6]. LisinaM.I. Formirovanie lichnosti rebjonka v obsh-henii [The formation of child's personality in communication]. M.I. Lisina. Available at: http://www.koob.ru/lisina_m_i/forma-tion_of_the_child (accessed 14 October 2015).
[7]. KulaginaI. Ju., Koljuckij V.N. Vozrastnaja psihologija ot rozhdenija do pozdnej junosti [Developmental psychology from birth to late adolescence]. Moscow, Sfera, 2011. 464 p.
[8]. Mid Dzh. G. Izbrannoe [Favorites]: Sb. perevodov / RAN. INION. Centr social. nauchn. — inform. issledovanij. Otd. sociologii i social. Psihologii [Sat. translations / Russian Acad-
emy of Sciences. INION. Centre social. sci. — inform. research. DEP. sociology and social. psychology]; Sost. i perevodchik V.G. Nikolaev. Otv. red. D.V. Efremenko. Moscow. 2009. 290 p. (Ser.: Teorija i istorija sociologii).
[9]. Obuhova L.F. Vozrastnaja psihologija [Developmental psychology]. Moscow. Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii [Pedagogical society of Russia]. 2004. 372 p.
[10]. Polivanova K.N. Psihologija vozrastnyh krizisov [Psychology of age crises]. Moscow, Akademija, 2000. 184 p.
[11]. Sidorenko E.A. Metody matematicheskoj obrabotki v psihologii [Methods of mathematical processing in psychology]. St. Petersburg. Rech'. 2003. 350 p.
[12]. Jel'konin D.B. Detskaja psihologija [Child psychology]. Available at: http://www.klex.ru/c6w (accessed 10 October 2015).
[13]. Jerikson Je. Detstvo i obshhestvo [Childhood and society]. Available at: http://www.klex.ru/6ea (accessed 15 October 2015).
[14]. Jerikson Je. Identichnost': junost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow, Sfera, 2009. 344 p.