УДК 159.923.2
САМООЦЕНКА И Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
И. В. Арендачук
Арендачук Ирина Васильевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, Россия Е-таН; агеп^ппа@уа^ех.ги
Представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения личностных факторов, определяющих особенности межличностных отношений подростков, становление которых является важнейшей задачей их возрастного развития. Показано, что процесс формирования самооценки и Я-концепции подростков происходит в контексте их социально-психологического развития и детерминирован системой межличностных отношений. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке подростков 12-14 лет (п = 85). Использовались методики; тест «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири; опросник «Изучение особенностей Я-концепции» Е. Пирса и Д. Харриса в адаптации А. М. Прихожан; анкета для учащихся по выявлению уровня самооценки Р. В. Овчаровой. Обоснована и доказана гипотеза о том, что самооценка подростков и связанные с ней представления о себе в структуре Я-концепции обусловлены особенностями их межличностных отношений. Выявлены взаимосвязи самооценки подростков с типом межличностных отношений и со структурными компонентами Я-концепции. Установлено, что у подростков доминирует авторитарный тип межличностных отношений, а в структуре Я-концепции факторами, влияющими на самооценку и на тип отношений подростков с окружающими, являются внешность, физическая привлекательность, общение, популярность среди сверстников, уверенность в себе и тревожность. В практическом аспекте результаты исследования представляют интерес для психологов образования, учителей и родителей при решении задач формирования личности, конструктивных межличностных отношений среди подростков.
Ключевые слова: социально-психологическая компетентность подростков, самооценка личности, Я-концепция, межличностные отношения.
йС1; 10.18500/2304-9790-2017-6-4-356-360 К постановке проблемы
Одной из основных задач психолого-педагогического сопровождения учащихся общеобразовательной школы является формирование у них социально-психологической компетентности личности, которая определяет ее способность к эффективному взаимодействию в обществе и характер межличностных отношений. Особенно эта задача становится актуальной при работе с подростками, когда важнейшей задачей возрастного развития становится обретение навыков межличностного взаимодействия как фактора
становления личностной идентичности. Вместе с тем в подростковом возрасте происходят процессы построения образа «Я» (Я-концепции) и формирование ценностного отношения к этому образу на основе внутренней оценки себя (самооценки). И референтное окружение как модель, на которой подросток «отрабатывает» навыки межличностных отношений, становится для него и источником информации о самом себе. Поэтому для практических задач психолого-педагогической помощи подросткам построения собственной личности представляют интерес исследования, изучающие самооценку и особенности их Я-концепции как психологические факторы, определяющие особенности их межличностных отношений.
Самооценка подростка формируется и развивается в социально-психологическом аспекте -общение со сверстниками, с родителями, с другими значимыми взрослыми, характер отношений с ними оказывает решающее воздействие на формирование самооценки - эмоционально-ценностного отношения к себе, к отдельным сторонам своей личности. Именно система межличностных отношений подростка является детерминантой развития самооценки.
В исследованиях З. С. Курбановой показано, что развитие представлений о правильном построении общения, овладение навыками взаимодействия с другими людьми, развитие личностных качеств, способствующих построению адекватного взаимодействия с окружающими, позитивно сказывается на самооценке подростка, которая, в свою очередь, определяет его отношение к сверстникам и статус в групповом взаимодействии с ними. При этом неадекватность самооценки в подростковом возрасте может привести к разрушению системы взаимодействия подростка с окружающими его людьми, в результате чего задерживаются или не реализуются процессы его личностной и социальной идентификации [1, с. 94].
Формирование самосознания подростка тесно связано и с развитием Я-концепции - совокупности оценочных характеристик своих личностных черт и связанных с ними переживаний в виде обобщенного представления о самом себе и системы установок относительно собственной личности. Согласно исследованиям, Я-концепция как обобщенное представление о самом себе существует в трех модальностях: Я-реальное (представление о себе таком, каков есть на самом деле), Я-зеркальное (социальное, т. е. каким тебя
© Арендачук И. В., 2017
И. В. Арендачук. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений
видят другие люди) и Я-идеальное (представление о том, каким бы я хотел стать). Содержание этих модальностей «Я» в значительной степени определяет развитие личности подростка: происходит активное изменение Я-образа, развитие всех видов самооценок, различных модусов и составляющих Я-структур [2, с. 11].
Становление Я-концепции и принятие целостного образа собственного «Я» в процессе формирования личности подростка связано с перестройкой всей системы его деятельности и межличностных отношений. Важнейшей потребностью подростка становится желание быть включенным в групповые взаимодействия, иметь близких друзей, осуществлять общественно полезную коллективную деятельность. Такие виды групповых взаимодействий позволяют подростку соотнести собственные представления о себе с мнением окружающих и скорректировать их, чтобы обрести чувство уверенности в себе.
Таким образом, подростковый возраст является ключевым в процессе формирования самооценки и Я-концепции. Однако сами подростки испытывают трудности в проектировании собственной личности и нуждаются в поддержке своего ближайшего социального окружения. И в этой связи крайне актуальным является проектирование образовательной среды, обеспечивающей полноценное становление личности подростка и его социально-психологическую компетентность.
Гипотеза, выборка и методики исследования
Гипотеза о том, что самооценка и связанные с ней представления о себе в структуре Я-концепции подростков обусловлены особенностями их межличностных отношений, проверялась в процессе эмпирического исследования, в котором приняли участие ученики 5-6 классов в возрасте 12-14 лет (п = 85). Использовались
психодиагностические методики: тест-опросник «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири [3, с. 408-418]; опросник «Изучение особенностей Я-концепции» Е. Пирса и Д. Харриса в адаптации А. М. Прихожан [4, с. 32-39]; анкета для учащихся по выявлению уровня самооценки Р. В. Овчаровой [5].
В выборке испытуемых были выделены две группы по критерию выраженности самооценки: в первую группу вошли 23 подростка с очень низкой самооценкой; вторую группу составили 36 подростков, у которых самооценка оказалась на среднем уровне выраженности. Формирование групп было осуществлено после проверки выборки на нормальность распределения по показателю «уровень самооценки» (критерий Колмогорова-Смирнова К-5" = 0,104; р = 0,20), после чего были отобраны испытуемые, имеющие крайние и близкие к ним значения. Это позволило использовать для сравнительного анализа ¿-критерий Стьюдента ). Различия по показателю уровня самооценки в исследуемых группах оказались значимыми (?
St
10,47;
р < 0,001). Для выявления взаимосвязи между типом межличностных отношений и структурными компонентами Я-концепции подростков проводился корреляционный анализ по Пирсону.
Результаты исследования и их обсуждение
Изучение структурных особенностей Я-концепции (табл. 1) показало, что независимо от уровня самооценки подростки имеют высокий уровень самоотношения, соответствующий социальному нормативу. Они реалистично относятся к своему поведению, оценивают свой интеллект и успешность в школе, спокойно относятся к школе, к своей внешности, популярности среди сверстников, вполне удовлетворены своей жизнью и уверены в себе. Некоторая неудовлетворенность
Таблица 1
Особенности Я-концепции подростков с разным уровнем самооценки
Table 1
Characteristics of teenagers' self-concept with different levels of self-esteem
Структурные компоненты Я-концепции Самооценка подростков tSt />-уровень значимости
низкая средняя
Самоотношение (общий показатель) 54,28 54,90 -0,66 0,512
Поведение 6,72 5,90 1,62 0,113
Интеллект, положение в школе 7,96 7,70 0,87 0,392
Ситуация в школе 4,64 4,70 -0,42 0,680
Внешность, физическая привлекательность 5,20 6,55 -5,48 0,001
Тревожность 4,92 3,60 3,21 0,002
Общение 8,08 9,00 -2,97 0,005
Счастье и удовлетворенность 5,24 5,15 0,24 0,814
Положение в семье 2,48 2,25 1,59 0,119
Уверенность в себе 9,04 10,05 -3,79 0,001
Примечание. Выделены значимые различия.
своим положением в семье может свидетельствовать о проявлении кризиса отношений в системе «ребенок - взрослый» в отношениях подростков с родителями.
Выявленные значимые различия в исследуемых группах позволили сделать вывод о некоторых тенденциях, которые связаны с уровнем самооценки:
- чем выше уровень самооценки, тем более позитивно подростки оценивают свою внешность и физическое развитие как свойства, повышающие их популярность среди сверстников; они более активны в общении, также повышающем их статус в среде сверстников, и более уверены в себе;
- чем ниже уровень самооценки, тем более они проявляют тревожность, снижающую их уровень эмоционального благополучия и социальной адаптивности.
Изучение межличностных отношений показало, что у всех подростков доминирует авторитарный тип межличностных отношений (табл. 2), проявляющийся в требовании повышенного уважения к себе, в нетерпимости к критике, в переоценке собственных возможностей. Согласно Т. Лири, при выраженности такого типа поступки и высказывания человека могут опережать их осмысление, его отличают реагирование по типу «здесь и сейчас», выраженная тенденция к спонтанной самореализции, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление подчинять своей воле других [3, с. 411].
В то же время подростки в наименьшей степени оказались склонными к сотрудничеству, хотя им и свойственны способность проявлять внимание и дружелюбие в отношениях, но с ориентацией на внимание и любовь окружающих. Судя по выявленным различиям в группах подростков с разным уровнем самооценки на фоне доминирования авторитарности в межличностных отношениях:
- подростки с низкой самооценкой склонны также к проявлению агрессивности, проявляющейся в резкой оценке других, непримиримости,
Особенности межличностных отношений Characteristics of teenagers' interpersonal
склонности во всем обвинять окружающих, насмешливости, раздражительности;
- подростки со средним уровнем самооценки способны к подчинению более сильному и в меньшей степени проявляют скептицизм и критичность, т. е. чем выше самооценка у младших подростков, тем они более склонны к конструктивности в межличностных отношениях.
Для выявления взаимосвязей между типом межличностных отношений и компонентами Я-концепции подростков был проведен корреляционный анализ, которых выявил различия в зависимости от уровня самооценки.
В группе подростков с низким уровнем самооценки было установлено, что чем в большей степени проявляется недоверчиво-скептический тип отношений, тем более позитивно они воспринимают себя в школьных ситуациях (r = 0,42;р < 0,05), но снижается удовлетворение их потребности в общении со сверстниками из-за неразвитости умения общаться (r = - 0,47; р < 0,05). Повышенная ориентированность на сотрудничество обусловлена снижением самооценки своего поведения, как соответствующего требованиям взрослого (r = - 0,53; р < 0,05) и общего уровня самоотношения к себе (r = - 0,50; р < 0,05). Склонность к проявлению альтруизма в межличностных отношениях связана с неудовлетворенностью подростков своим положением в семье (r = -0,56;р < 0,05): видимо, желая наладить свои отношения с родителями и близким семейным окружением, подростки готовы совершать бескорыстные поступки.
В группе подростков с более высоким уровнем самооценки было выявлено, что проявление независимо-доминирующего типа отношений связано с повышением самооценки подростками своего интеллекта и успешности в школе (r = 0,49; р < 0,05), а также своей способности к общению и популярности среди сверстников (r = 0,58; р < 0,05). Чем более позитивно подростки относятся к своей внешности и физической привлекательности в среде сверстников, тем меньше признаков агрессивности в межличностных от-
Таблица 2
подростков с разным уровнем самооценки
Table 2
relations with différent levels of self-esteem
Типы межличностных отношений Самооценка подростков ^-уровень значимости
низкая средняя
Авторитарный 8,92 9,25 -0,99 0,330
Независимый - доминирующий 8,44 8,45 -0,02 0,986
Агрессивный 8,20 6,65 3,41 0,001
Недоверчивый - скептический 4,80 3,70 3,10 0,003
Покорно-застенчивый 7,48 8,50 -2,95 0,005
Зависимый 7,56 7,45 0,19 0,847
Сотрудничающий 5,76 5,60 0,65 0,522
Альтруистический 6,60 6,95 -0,96 0,340
Примечание. Выделены значимые различия.
И. В. Арендачук. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений
ношениях они проявляют (г = -0,48; р < 0,05). Склонность к зависимым межличностным отношениям связана со снижением у подростков уверенности в себе (г = -0,45; р < 0,05).
В целом во всей выборке подростков (п = 85) были отмечены следующие тенденции в проявлении взаимосвязей «самооценка - Я-концепция» и «межличностные отношения - самооценка»:
- чем позитивнее восприятие подростками своей внешности и физической привлекательности (г = 0,44; р < 0,05), своего умения общаться в плане повышения статуса в группе (г = 0,35; р < 0,05), уверенность в себе (г = 0,43; р < 0,05), тем выше их самооценка; снижение самооценки связано с тревожностью - чем она выше, тем ниже самооценка (г = -0,46; р < 0,05);
- чем ниже самооценка, тем больше подростки склонны к проявлению агрессивного типа межличностных отношений (г = -0,34;р < 0,05), при повышении у них самооценки усиливается проявление признаков покорно-застенчивого типа отношений (г = 0,35;р < 0,05).
Выводы
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что характер межличностных отношений подростков определяет самооценку и связанные с ней представления о себе в структуре Я-концепции, и показало:
- в системе межличностных отношений у
подростков преобладает авторитарный (властно-лидирующий) тип, на фоне которого при низкой самооценке проявляются признаки агрессивного и недоверчиво-скептического отношения, а при более высокой самооценке усиливается проявление признаков покорно-застенчивого типа;
- в структуре Я-концепции наиболее выра-женно влияющими на самооценку школьников являются факторы, отражающие их представления о себе по показателям «внешность, физическая привлекательность», «общение, популярность среди сверстников», «уверенность в себе» и «тревожность», - эти же факторы в наибольшей степени связаны с указанными типами межличностных отношений.
Библиографический список
1. Курбанова З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками // Изв. Юж. федер. ун-та. Технические науки. 2006. № 13. С. 91-94.
2. Гапонова С. А., Романова Э. Н. Развитие «Я-концепции» у детей подросткового возраста // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 10-12.
3. Практическая психодиагностика / ред.-сост. Д. Я. Рай-городский. Самара, 2001. 672 с.
4. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007. 56 с.
5. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. 352 с.
Образец для цитирования:
Арендачук И. В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4 (24). С. 356-360. DOI: 10.18500/23049790-2017-6-4-356-360.
Self-Esteem and Self-Concept as Factors of Interpersonal Relations among Teenagers
Irina V. Arendachuk
Saratov State University
83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The article presents the results of a study conducted in order to study personality factors that determine characteristics of interpersonal relations of teenagers, whose formation is the most important task of their age development. It is shown that the process of formation of self-esteem and self-concept of teenagers occurs in the context of their socio-psychological development and is determined by the system of interpersonal relations. The results of the empirical study performed on a sample of teenagesr aged 12-14 (n = 85) are presented. The following methods were used: Interpersonal Behavior Inventory by T. Leary; questionnaire «Study of Self-Concept Features" by E. Piers and D. Harris (adapted by A. M. Prikhozhan); questionnaire for students to identify the level of self-esteem by R. V. Ovcharova. The hypothesis that self-esteem of teenagers and the associated ideas about themselves in the structure of self-concept is grounded and proved by the peculiarities of their inter-
personal relations. The interrelationships of teenagers' self-esteem with the type of interpersonal relations and with the structural components of self-concept are revealed. It is established that the authoritarian type of interpersonal relationships is dominated among the teenagers, and appearance, physical attractiveness, communication, peer popularity, self-confidence and anxiety are the factors that influence on self-esteem and the type of relationships of teenagers with the other people in the structure of self-concept. In practical terms, the results of the study are interesting for educational psychologists, teachers and parents in solving problems of personality formation, constructive interpersonal relations among teenagers.
Key words: socio-psychological competence of teenagers, self-esteem of personality, self-concept, interpersonal relations.
References
1. Kurbanova Z. S. Problema razvitiya samootsenki lichnosti podrostka pod vliyaniem vzaimootnosheniy so sverstnika-mi [Problem of development of adolescent's personal self-valuation under influence of interrelation with agemates]. Izv. Yuzh. feder. un-ta. Tekhnicheskie nauki [Izvestiya SFedU. Engeneering Sciences], 2006, no. 13, pp. 91-94 (in Russian).
2. Gaponova S. A., Romanova E. N. Razvitie «Ya-kontseptsii» u detey podrostkovogo vozrasta [Development of I-concept by children in adolescence]. Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya [The world of science, culture and education], 2012, no. 2 (33), pp. 10-12 (in Russian).
3. Prakticheskaya psikhodiagnostika [Practical psychodiagnostic]. Ans. ed. by D. Ya. Raygorodskiy. Samara, 2001. 672 p. (in Russian).
4. Prikhozhan A. M. Diagnostika lichnostnogo razvitiya detey podrostkovogo vozrasta [Diagnostic of adolescents' personal development]. Moscow, 2007. 56 p. (in Russian).
5. Ovcharova R. V. Spravochnaya kniga shkol'nogo psik-hologa [School psychologist's reference book]. Moscow, 1996. 352 p. (in Russian).
Cite this article as:
Arendachuk I. V. Self-Esteem and Self-Concept as Factors of Interpersonal Relations among Teenagers. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aomeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 4 (24), pp. 356-360 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-356-360.