Научная статья на тему 'Я-концепция и самооценка как факторы образа взрослости и самооценки взрослости у подростков-спортсменов и подростков, не занимающихся спортом'

Я-концепция и самооценка как факторы образа взрослости и самооценки взрослости у подростков-спортсменов и подростков, не занимающихся спортом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3288
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взросление подростков / образ взрослости / самооценка взрослости / спорт высших достижений / Я-концепция / самооценка / adolescent adulthood / adulthood image / self-esteem adulthood / elite sport / selfconcept / self-esteem

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернобровкина Светлана Владимировна, Суворова Елена Константиновна

Представлен анализ подходов к изучению взросления подростков. Существует специфика формирования образа взрослости у подростков, имеющих разную социальную ситуацию развития: спортсменов и не занимающихся спортом высших достижений. Факторами образа взрослости и самооценки взрослости у подростков являются Я-концепция и самооценка личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернобровкина Светлана Владимировна, Суворова Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-CONCEPT AND SELF-ESTEEM AS FACTORS IMAGE SELF ADULTHOOD TEENAGERS-ATHLETES AND TEENAGERS NOT INVOLVED IN SPORTS

The analysis of approaches to the study adulthood of adolescents. There specifics of forming the image of adulthood in adolescents with different social situations of development: the athletes involved in sports and high achievements. Factors image of adulthood and self-esteem in adolescents adulthood are self-concept and self-esteem of the individual.

Текст научной работы на тему «Я-концепция и самооценка как факторы образа взрослости и самооценки взрослости у подростков-спортсменов и подростков, не занимающихся спортом»

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2015. № 1. С. 51-66.

УДК 159.922

С. В. Чернобровкина, Е. К. Суворова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА КАК ФАКТОРЫ ОБРАЗА ВЗРОСЛОСТИ И САМООЦЕНКИ ВЗРОСЛОСТИ У ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ И ПОДРОСТКОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Представлен анализ подходов к изучению взросления подростков. Существует специфика формирования образа взрослости у подростков, имеющих разную социальную ситуацию развития: спортсменов и не занимающихся спортом высших достижений. Факторами образа взрослости и самооценки взрослости у подростков являются Я-концепция и самооценка личности.

Ключевые слова: взросление подростков; образ взрослости; самооценка взрослости; спорт высших достижений; Я-концепция; самооценка.

S. V. Chernobrovkina, E. K. Suvorova

Omsk State University n. a. F. M. Dostoevsky

SELF-CONCEPT AND SELF-ESTEEM AS FACTORS IMAGE SELF ADULTHOOD TEENAGERS-ATHLETES AND TEENAGERS NOT INVOLVED IN SPORTS

The analysis of approaches to the study adulthood of adolescents. There specifics of forming the image of adulthood in adolescents with different social situations of development: the athletes involved in sports and high achievements. Factors image of adulthood and self-esteem in adolescents adulthood are self-concept and self-esteem of the individual.

Keywords: adolescent adulthood; adulthood image; self-esteem adulthood; elite sport; selfconcept; self-esteem.

Освоение взрослости является значимым элементом процесса становления личности подростков, который в современных условиях приобретает специфические черты. Сегодня такие ученые, как В. Т. Кудрявцев, К. Н. Поливанова, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, О. А. Фиофанова, Б. Д. Эльконин, обращаются к теме «кризиса детства», обусловленного разрывом детско-родительской общности, размыванием границ между детством и взрослостью, трансформацией основных каналов социализации, появлением новых общностей, социальных ролей, идентичностей, культурных практик.

К социализации подрастающего поколения сегодня предъявляются высокие требования, однако недостаточность путей освоения социального опыта, «неясный» образ взрос-

© Чернобровкина С. В., Суворова Е. К., 2015

лости препятствуют адекватному освоению взрослости подростками.

Исследователи полагают, что поддержать подростка в становлении его взрослости, стимулировать развитие навыков взаимодействия с окружающим миром могут общественно-значимые виды деятельности, которые позволяют получить при этом обратную связь, оценку своих достижений и умений [6; 11; 18].

Овладение спортивным мастерством на уровне высших достижений относится к форме ведущей деятельности подростков, способствующей ранней профессионализации. Это объясняется тем, что становление спортивного мастерства совпадает по времени с физическим, интеллектуальным, социальным и личностным развитием. Согласно результатам исследований Г. Б. Горской, существует

разнонаправленность влияния спорта на личностное развитие подростков. С одной стороны, спорт способствует приобретению социального опыта, освоению различных ролей, помогает лучше узнать самого себя, самоутвердиться, добиться признания других людей. С другой стороны, спортивное совершенствование может создавать препятствия для освоения взросления: отодвигает на второй план проблемы, актуальные для сверстников, познание себя в разных сферах деятельности и общения. Представление о себе только как о спортсмене может стать неблагоприятным условием для развития полноценной Я-концеп-ции и самооценки в процессе взросления [3].

Актуальность исследования обусловлена тем, что реализация возможностей спорта высших достижений как общественно-значимой деятельности способствует взрослению, в процессе которого происходит формирование Я-концепции и самооценки подростка. Разработка программ психологического сопровождения подготовки юных спортсменов позволит использовать занятия спортом для их личностного развития.

Взросление - один из важных процессов в жизни человека, смыслом которого является подготовка подростка к роли взрослого человека. Феномен взросления подробно рассматривался и рассматривается в исследованиях отечественных и зарубежных психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. И. Сло-бодчикова, В. Т. Кудрявцева, К. Н. Поливановой, Д. И. Фельдштейна, О. А. Фиофановой, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ф. Дольто,

Э. Эриксона. По их мнению, взросление считается главной внутренней сущностью подро-стничества.

Основополагающими в отечественной психологии в изучении взросления подростков представляются подходы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, затрагивающие проблемы социальной обусловленности развития: творческого характера развития, значимости сензитивных периодов развития совместной деятельности взрослого и ребенка; ведущей деятельности и социальной ситуации развития, роли интериоризации и экстериоризации в процессе становления взрослости.

Л. С. Выготским было введено понятие образа взрослости как идеальной формы, основополагающей категории, определяющей целостность детства и являющейся основным

способом и опорой для представления детьми их будущего [2].

Идеи Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина о ведущем значении отношений реальной и идеальной форм для процесса онтогенетического развития продолжены теоретическими работами многих отечественных психологов, таких как В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, К. Н. Поливанова, О. А. Фиофанова и др. Ученые отмечают, что в период взросления происходит изменение отношения реального и возможного в сознании подростка. Ориентиры смещаются с того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей. Для подростка характерно развитие временной перспективы от стабильного Я к осознанию себя, своего места в системе человеческих отношений [18].

Последовательность развертывания реальной и идеальной формы представляет собой несколько этапов. Открытие идеальной формы следующего возраста является предкритическим периодом. Собственно критическая фаза включает в себя, во-первых, мифологизацию как попытку непосредственно реализовать идеальную форму, во-вторых, конфликтное противостояние действий ребенка и ответной реакции окружающих, в-третьих, возникновение рефлексии, оценивания собственного действия. Посткритический период характеризует собой завершение кризиса и начало новой ведущей деятельности [16].

В. Т. Кудрявцев определяет взросление как стремление выработки собственных образцов и критериев взрослости, которым подросток начинает следовать в повседневной жизни и отстаивать их по мере необходимости [7].

К. Н. Поливанова называет открытие новой идеальной формы в кризисный период в ее отношении к реальной ситуацией развития и рассматривает образ взрослости в виде особой проекции идеальной формы в период подростничества [8].

К. Н. Поливанова, О. В. Курышева, анализируя представления о взрослости в подростковом возрасте, выделяют типы взрослости по определенным критериям: 1) условный план действий - реальный план действий, 2) внешняя (формальная) взрослость - внутренняя (содержательная) взрослость. Авторами предложена типология образов взрослости у подростков [9].

1- й тип: условный план - внутренняя (содержательная) взрослость. Данный тип характеризуется чёткими представлениями о взрослости, образ взрослости связан с ответственностью, самостоятельностью и другими критериями взрослости. Индивид действует исходя из собственных возможностей, решает как свои собственные задачи, так и поставленные обществом, самостоятельно ставит цели и достигает их. Субъекты этого типа ответственны, самостоятельны, способны обеспечить себя в финансовом плане, у них преобладает реалистичность мышления, то есть их планы часто реализуются.

2- й тип: реальный план - внутренняя взрослость. У данного типа представления о взрослости также характеризуются самостоятельностью, ответственностью и другими критериями взрослости. При этом индивиды в большинстве ситуаций действуют, решая поставленные обществом задачи. Для них нужна постановка кем-то целей и задач и они успешно их решают. У субъектов этого типа имеются свои цели и планы, но на данный момент они не готовы их воплотить в жизнь.

3- й тип: реальный план - внешняя (формальная) взрослость. Субъекты данного типа имеют такие же представления о взрослости, что и описанные выше. При этом отличаются от первых двух типов своей пассивностью, часто их планы и действия не совпадают. Они чётко представляют, что такое взрослость, но не предпринимают шагов в сторону её реализации.

4- й тип: условный план - внешняя взрослость. Образ взрослости у подростков данного типа сформирован, при этом он нереальный. Индивиды не имеют способов и навыков, чтобы воплотить свои представления в жизнедеятельности. Их образ взрослости -это идеальная мечта, которая для них неосуществима [8; 9].

Данная типология была взята нами в качестве основания дифференциации образов взрослости у подростков-спортсменов и не спортсменов в нашем эмпирическом исследовании.

Развитие взрослости у Д. Б. Эльконина складывается из становления объективной и субъективной готовности к взрослой жизни, к которой относится чувство взрослости и тенденция к взрослости [18].

Под чувством взрослости понимается отношение подростка к себе как к взрослому,

ощущение себя в какой-либо мере взрослым. Степень сформированности данного чувства оценивается Д. Б. Элькониным по таким критериям, как наличие устойчивой потребности подростка в уважительном отношении со стороны окружающих, желание оградить свою жизнь от вмешательства старших, наличие и отстаивание своей точки зрения, суждений, позиций.

Тенденция к взрослости, по Д. Б. Элько-нину, - это стремление быть, казаться и считаться взрослым. Она обнаруживается в отношениях со взрослыми, сверстниками, в копировании различных сторон поведения и внешности старших. Неудовлетворенная потребность в подтверждении взрослости со стороны, отношение к подростку как к маленькому, находит выход в грубости, непослушании, обидах, протестующем поведении, психологической закрытости.

Д. Б. Эльконин выделял несколько разных по содержанию видов взрослости:

- социально-моральная взрослость находит подтверждение в заботе подростка о благополучии родных, в систематической помощи старшим, наличии и отстаивании собственного мнения, оценок, суждений, своей позиции. При этом подросток может иметь как близкие и доверительные отношения с родителями, так и эмансипироваться от них;

- взрослость в интеллектуальной деятельности характеризуется наличием успешно реализуемых навыков самообразования, расширением сферы интересов далеко за пределы школьной программы;

- взрослость в романтических отношениях подростков строится, скорее, на подражании взрослым, перенимаются формы проведения досуга (свидания, вечеринки);

- взрослость, выражаемая во внешнем облике и поведении, проявляется в копировании внешности и различных манер взрослых [18].

Т. В. Драгунова выделяет как отдельный вид взрослости равнение подростков-мальчи-ков на качества «настоящего мужчины», такие как сила, смелость, мужественность, воля, верность дружбе, и отмечает, что средством самовоспитания часто выступают занятия спортом [8].

Данные критерии взрослости были взяты нами в качестве оснований при разработке авторской анкеты, направленной на изучение образа взрослости и самооценки взрослости в эмпирическом исследовании.

Чувство взрослости транслирует новую жизненную позицию подростка по отношению к миру, направленность его социальной активности, новых стремлений и переживаний. В этот период, по Д. Б. Эльконину, подросток особо чутко реагирует на необходимость усвоения норм, ценностей и форм поведения, которые существуют в мире взрослых отношений.

В. И. Слободчиков называет подростковый возраст «точкой обретения души», временем открытия собственного Я, когда происходит поворот от безответственного детства к необходимости самоопределения и появления ответственности за свою жизнь. Утверждение своей индивидуальности является утверждением собственного способа бытия, что на данном этапе принимает раздраженнокапризные формы, провоцирует конфликты в отношениях подростков и взрослых.

Ученый подчеркивает важность участия взрослого в открытии собственного Я подростка, утверждая, что «взрослые (в норме!) обеспечивают ребенку презумпцию человечности - право и возможность стоять на человеческом пути развития, по мере взросления становиться действительным автором собственного развития» [13].

Д. И. Фельдштейн характеризует взросление как двуединый процесс социализации и индивидуализации, происходящий в период детства, как процесс постоянного изменения структуры определенных качеств и свойств, составляющих социальную и психологическую взрослость. Процесс преобразования индивидуальной структуры происходит посредством формирования и усвоения тех отношений и связей, которые уже имеются во взрослом мире, и, присвоив которую, подросток приобретает взрослую целостность. В результате приобщения к миру взрослых Д. И. Фельдштейн выделяет у подростка появление чувства социальной ответственности (отвечать за себя и общее дело) [15].

Процесс становления взрослости подростка происходит через достижение индивидуально-психической зрелости. И. С. Кон в качестве критериев зрелости отмечает активное владение своим окружением, обладание устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способность правильно воспринимать людей и себя [5].

А. Г. Асмолов относит к показателям индивидуально-психологической зрелости спо-

собность к самостоятельному прогнозированию своего поведения в любых жизненных ситуациях; умение мобилизоваться на выполнение собственного решения; самоконтроль, проявления оценочной рефлексии; извлечение уроков из собственного поведения в различных ситуациях [1].

Таким образом, взросление определяется как стремление выработки подростками собственных образцов и критериев взрослости, которым они следуют и отстаивают [7]. Образ взрослости представляет собой особую проекцию идеальной формы [8]. Под чувством взрослости понимается отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение себя в какой-либо мере взрослым [18]. Взросление происходит при осуществлении целенаправленной деятельности, сначала с помощью взрослых, затем как собственное освоение инициативности, ответственности, самостоятельности [14]. Феномен взрослости различается по содержанию: социально-моральная взрослость; взрослость в интеллектуальной деятельности; взрослость в романтических отношениях; взрослость, выражаемая во внешнем облике и поведении [18].

В нашем исследовании мы изучали образ взрослости юных спортсменов детско-юношеских спортивных школ - футболистов и хоккеистов, деятельность которых относится к спорту высших достижений. Спортивная деятельность представляет собой многолетний процесс обучения и физического развития, который подчиняет себе не только режим тренировок, но и всю жизнь подростка-спортсмена. Подросткам приходится во многом ограничивать себя, лишать многих удовольствий, общения с близкими, совмещать интенсивные тренировки и выезды на соревнования с учебным процессом в школе, необходимым режимом отдыха и питания.

В. Т. Кудрявцев отмечал важность общественно-значимой деятельности в качестве ведущей в период освоения взрослости подростками [7]. По Д. И. Фельдштейну, такая социально-одобряемая деятельность должна быть четко выстроена: «Только специальное построение этой деятельности, которая должна иметь определенный состав, структуру, содержание, обеспечивает формирование соответствующей мотивационно-потребностной сферы личности подростка и ведет к тому, что потребность в этой деятельности становится способом жизнедеятельности» [15,

с. 131-132]. Исходя из этого, можно заключить, что спорт высших достижений может быть общественно-значимой деятельностью подросткового периода, которая играет важную роль в формировании психического развития ребенка.

Футбол и хоккей уровня высших достижений являются сегодня наиболее популярными видами спорта, овладение которыми часто является, по сути, овладением подростками своей будущей профессией. Г. Б. Горская, исследуя психологические эффекты ранней профессионализации личности, отмечает, что данный феномен является ответной реакцией на изменение социальной ситуации развития, изменившийся контекст взросления, дефицит традиционных путей и способов социализации. Спорт относится к профессиональным видам деятельности, который позволяет подростку включиться в общественно-полезную деятельность общества за счет раскрытия своего личностного потенциала [3; 7; 17].

А. В. Родионов, определяя подростковый возраст как критический, как время сильных психофизиологических и психологических изменений, становления самостоятельности и активного экспериментирования в различных сферах жизни, отводит важную роль спорту в создании широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей [10].

В настоящее время уделяется большое внимание изучению влияния спорта на развитие личности юных спортсменов. Однако акцент при этом делается на изучение тех личностных свойств, которые необходимы для достижения и реализации спортивного мастерства. В то же время необходимо учитывать, что спортивная деятельность в подростковом возрасте, выступая в качестве ведущей, во многом определяет его дальнейшее развитие, специфику процесса освоения взрослости, формирование Я-концепции и самооценки [3; 10]. При этом возможно как позитивное, так и негативное влияние спортивной деятельности на формирование данных феноменов.

Положительным воздействием спорта ученые считают приобретение подростками опыта собственных побед, постановку целей и их достижение, преодоление трудностей, умение взаимодействовать с другими людьми, что помогает формировать позитивное отношение к себе, самостоятельность, ини-

циативность, способствует формированию личностной идентичности и успешной самореализации

Позитивной стороной влияния спорта на личностное развитие, по Г. Б. Горской, является рост интернальности юных спортсменов, принятия ответственности за происходящие события на себя, снижение потребности в самоутверждении через доминирование в социуме, формирование готовности принимать других такими, какие они есть. Таким образом, у подростков-спортсменов формируется более реальная самооценка, пониженная тревожность и меньший страх неудач [3].

Положительным моментом для юных спортсменов в игровых видах спорта является развитие интеллекта, который реализуется чаще всего в тактическом и оперативном мышлении, что связано с необходимостью прогнозирования ситуации, быстрого осуществления плана, срочным внесением корректив, если появляются неожиданные помехи в осуществлении плана [4].

В качестве негативных тенденций Г. Б. Горская выделяет ограниченность социальных контактов, общения со сверстниками, в том числе противоположного пола, ввиду жесткой регламентированности спортивной жизни, замкнутости среды общения и максимальной подчиненности всей жизни одной задаче - достижению спортивного мастерства, что, в свою очередь, может сказаться в сужении Я-концепции юных спортсменов. К отрицательному аспекту влияния занятий спортом исследователь относит изменение нормативного развития взаимоотношений со значимыми другими. Она отмечает ослабление тенденции значимости сверстников как референтной группы общения при усилении ориентации на семью и выраженность потребности подростков-спортсменов в защите и помощи в связи с постоянной эмоциональной и психической напряженностью [3].

Таким образом, занятие спортом высших достижений для подростков-спортсменов является ведущей деятельностью, оказывающей влияние на особенности формирования образа взрослости, Я-концепцию и самооценку. Роль спортивной деятельности может быть как позитивной, так и негативной.

К положительным особенностям развития подростков-спортсменов ученые относят позитивное отношение к себе, уверенность в себе, самостоятельность, инициативность,

принятие ответственности за происходящие события на себя, интеллектуальное развитие, более реальную самооценку по сравнению с подростками не спортсменами.

К негативным особенностям относят ограниченность социальных контактов, возможное сужение Я-концепции ввиду замкнутости среды общения и подчиненности всей жизни одной задаче, ослабление тенденции значимости сверстников как партнеров по общению и усиление роли семьи в формировании образа взрослости.

Наше эмпирическое исследование было посвящено изучению образа взрослости и самооценки взрослости у подростков-спортсме-нов и подростков, не занимающихся спортом высших достижений, а также выявлению взаимосвязей образа и самооценки взрослости с характеристиками Я-концепции и самооценки у двух групп подростков.

В статье использованы результаты эмпирического исследования, являющегося частью дипломной работы студентки факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Е. К. Суворовой, выполненной под нашим руководством.

Проблема исследования состоит в том, что подростки-спортсмены, обладающие особенностями формирования Я-концепции и самооценки, формируют иной образ взрослости и иначе оценивают собственную взрослость, чем подростки, не занимающиеся спортом.

Объект исследования - личность подростка 13-14 лет

Предмет исследования - Я-концепция и самооценка как факторы образа взрослости и самооценки взрослости у подростков-спорт-сменов и подростков, не занимающихся спортом высших достижений

Цель исследования: изучение взаимосвязей Я-концепции и самооценки с образом взрослости и самооценкой взрослости у под-ростков-спортсменов и не спортсменов.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности образа взрослости у подростков-спортсменов и не спортсменов.

2. Провести сравнительный анализ особенностей самооценки взрослости у подрост-ков-спортсменов и не спортсменов.

3. Выявить специфику Я-концепции у подростков, занимающихся и не занимающихся спортом высших достижений.

4. Провести сравнительный анализ самооценки у подростков-спортсменов и подрост-

ков, не занимающихся спортом высших достижений.

5. Выявить взаимосвязь характеристик образа взрослости, самооценки взрослости, Я-концепции и самооценки у подростков-спортсменов и не спортсменов.

Теоретическая гипотеза: у подростков-спортсменов и не спортсменов, имеющих различия Я-концепции и самооценки, образ взрослости и самооценка взрослости обладают специфическими особенностями.

Эмпирические гипотезы в силу пилотажного характера исследования не ставились.

В исследовании приняли участие 80 подростков мужского пола 13-14 лет, составивших две группы - занимающиеся спортом высших достижений (юные хоккеисты ДЮСШ «Авангард» и футболисты ДЮСШ «Иртыш») и подростки, не занимающиеся спортом (учащиеся БОУ лицея № 92 и школы № 3 г. Омска).

В ходе эмпирического исследования применялись следующие методы:

• авторская анкета, направленная на выявление характеристик образа взрослости и самооценки собственной взрослости у подростков;

• психодиагностические методики: методики М. Куна «Кто Я?» (в адаптации Т. В. Румянцевой) для выявления параметров Я-кон-цепции подростков; методика Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан для выявления самооценки подростков.

Статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов первичной описательной статистики, 1-критерия Стьюдента, ^-критерий Манна - Уитни, критерия углового преобразования Фишера, метода ранговой корреляции Спирмена.

Первой задачей исследования было выявление образа взрослости и самооценки взрослости подростков-спортсменов и не спортсменов. Результаты представлены на рис. 1.

Как видно из рисунка, большинство показателей образа взрослости у двух групп подростков сходны и имеют высокую выраженность, приближаясь к максимальной отметке (5 баллов). Для выявления значимости различий мы применили непараметрический ^-критерий Манна - Уитни в связи с отсутствием нормального распределения признака. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Рис. 1. Показатели выраженности характеристик образа взрослости у подростков:

1 - ответственность; 2 - самостоятельность; 3 - наличие собственного мнения; 4 - независимость; 5 - уважение и признание со стороны окружающих; 6 - способность думать о последствиях своего поведения; 7 - умение зарабатывать; 8 - наличие романтических отношений; 9 - умение анализировать свое поведение; 10 - принятие самостоятельных решений; 11 - возможность самостоятельно выбирать досуг; 12 - забота о благополучии родных; 13 - развитие интеллекта, расширение интересов; 14 - игнорирование чужого мнения; 15 - возможность строить семейные отношения; 16 - забота о своем здоровье; 17 - возможность иметь дорогие вещи;

18 - совершенствование своей физической формы

Таблица 1

Значимость различий показателей образа взрослости у подростков-спортсменов и не спортсменов

Параметр образа взрослости Значение U-критерия Манна - Уитни

Уважение и признание со стороны окружающих 611*

Наличие романтических отношений 547*

Возможность самостоятельно выбирать досуг 613*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие интеллекта, расширение интересов 551**

Совершенствование своей физической формы 468**

Примечание: * - различия значимы при p < 0,05; ** - различия значимы при p < 0,001.

Было выявлено, что в группе подростков-спортсменов показатели образа взрослости: «Уважение и признание со стороны окружающих», «Наличие романтических отношений», «Возможность самостоятельно выбирать досуг», «Развитие интеллекта, расширение интересов», «Совершенствование своей физической формы» статистически достоверно выше показателей группы подростков не спортсменов. Это, по нашему мнению, связано с ориентацией образа будущего юных спортсменов на результат (стать знаменитым спортсменом, чемпионом), стремлением быть похожим на конкретного хоккеиста / футболиста, образ жизни которого подробно освещается СМИ. Данные различия высвечивают роль спортивной деятельности уровня

высших достижений в формировании образа взрослости подростков-спортсменов. Для взрослого человека, с точки зрения подрост-ка-спортсмена, бесспорным является уважение и признание со стороны окружающих его заслуг и достижений; романтические отношения - непременный атрибут успешного спортсмена, как и возможность самостоятельной организации досуга (которой они лишены в настоящее время); совершенствование своей физической формы - залог успешности в будущем и уважения окружающих, в том числе со стороны противоположного пола. Важным критерием образа взрослости юные спортсмены считают развитие интеллекта в связи с тем, что это важное и необходимое качество для достижения спортивного мас-

терства. Роль интеллекта в игровых видах спорта (футбол, хоккей), по мнению

Е. П. Ильина, заключается в том, что спортсмен должен думать правильно и быстро, уметь прогнозировать будущую ситуацию и вносить коррективы в осуществление задуманного [4].

Выявление характеристик самооценки взрослости у подростков осуществлялось по тем же критериям, что и изучение образа взрослости. Результаты представлены на рис. 2.

В отличие от характеристик образа взрослости параметры самооценки взрослости у подростков двух групп имеют более дифференцированный характер.

Так, подростки-спортсмены наиболее высоко оценивают проявление у себя таких характеристик взрослости, как «Совершенствование своей физической формы», «Забота о своем здоровье», «Забота о благополучии родных», «Развитие интеллекта, расширение интересов». Не спортсмены же выделяют такие качества собственной взрослости: «Забота о своем здоровье», «Наличие собственного мнения», «Принятие самостоятельных решений», «Забота о благополучии родных», «Развитие интеллекта, расширение интересов».

Для выявления значимости различий был использован 77-критерий Манна - Уитни, результаты представлены в таблице 2.

л

л

ы

4.5 4

3.5 3

2.5 2

1.5 1

0,5

0

. . . 1 ■ I

II гг 71

□ 11 ■ J

П1 1 П1 1 111 1

I Подростки-спортсмены

Подростки не спортсмены

Критерии образа 10 11 12 13 14 15 16 17 18 чзрос'10™

Рис. 2. Показатели самооценки взрослости у подростков:

1 - ответственность; 2 - самостоятельность; 3 - наличие собственного мнения; 4 - независимость; 5 - уважение и признание со стороны окружающих; 6 - способность думать о последствиях своего поведения; 7 - умение зарабатывать; 8 - наличие романтических отношений; 9 - умение анализировать свое поведение; 10 - принятие самостоятельных решений; 11 - возможность самостоятельно выбирать досуг; 12 - забота о благополучии родных; 13 - развитие интеллекта, расширение интересов; 14 - игнорирование чужого мнения; 15 - возможность строить семейные отношения; 16 - забота о своем здоровье; 17 - возможность иметь дорогие вещи;

18 - совершенствование своей физической формы

Таблица 2

Значимость различий самооценки взрослости у подростков

Параметр самооценки взрослости Значение U-критерия Манна - Уитни

Ответственность 531**

Самостоятельность 523**

Уважение и признание со стороны окружающих 435**

Наличие романтических отношений 527**

Умение анализировать свое поведение 552*

Забота о благополучии родных 602*

Возможность строить семейные отношения 531*

Примечание: * - различия значимы при p < 0,05; ** - различия значимы при p < 0,001.

Как видно из таблицы, в группе подрост-ков-спортсменов показатели самооценки образа взрослости статистически достоверно выше по критериям «Ответственность», «Самостоятельность», «Уважение и признание со стороны окружающих», «Наличие романтических отношений», «Умение анализировать свое поведение», «Забота о благополучии родных», «Возможность строить семейные отношения», чем в группе подростков не спортсменов, что может быть связано с теми требованиями, которые предъявляются к подросткам-спортсменам в рамках их спортивной деятельности. Подросткам приходится часто принимать самостоятельные решения, связанные с игровой деятельностью, взаимодействием с партнерами по команде, с тренером. Участвуя в соревнованиях, подростки привыкли чувствовать ответственность за результат игры, важным является «не подвести тренера», принести победу своей команде, своему городу. Наличие значимых различий по критерию наличия романтических отношений может свидетельствовать о бурных физиологических изменениях, присущих данному возрасту, и появлении интереса к противоположному полу, а также, возможно, о взаимном интересе со стороны девочек к «будущим чемпионам», представителям престижных видов спорта.

Отдельно следует отметить значимость различий по критериям «Забота о благополучии родных» и «Возможность строить семейные отношения», которые подростками-спортсменами при заполнении анкеты воспринимались в одном контексте. То есть строить семейные отношения для них означает участвовать в семейных делах в той семье, которая у них есть сейчас, проявлять заботу о своих родителях. Отмечая состав семьи в анкете, многие из подростков-спортсменов включали в состав семьи не проживающих с ними родственников (бабушек, дедушек) и

уточняли этот момент. Такая заинтересованность в семье, может объясняться тем, что, с одной стороны, подростки часто находятся в отрыве от дома и испытывают дефицит близкого общения. С другой стороны, по мнению Г. Б. Горской [3], подростки-спортсмены очень нуждаются в помощи и защите со стороны семьи в силу постоянного эмоционального и психического напряжения, функционирования в режиме предельных физических нагрузок, специфики взаимоотношений с социальным окружением.

Далее нами производился контент-анализ свободных описаний подростков, содержащих ответы на вопросы анкеты: «В каких ситуациях ты чувствуешь себя взрослым?» и «Чем, по-твоему, отличается взрослый человек от ребенка?» Для обработки результатов с целью наиболее полного выявления образа взрослости в контексте возрастного развития подростков мы воспользовались классификацией, предлагаемой К. Н. Поливановой [8; 9], в основе которой лежит последовательное прохождение ребенком фаз критического возраста. Структура этого процесса рассматривается как отражение динамики взаимопереходов реальной и идеальной формы.

В процессе качественного анализа данных нами использовались следующие критерии:

1) условный - реальный план взрослости: ситуации или качества, происходящие или имеющие место в условном плане (гипотетически) или в реальности;

2) внешняя - внутренняя взрослость: ситуации или качества, различавшиеся по указанному в них признаку взрослости: внешний признак или внутреннее качество.

Все свободные описания подростков были отнесены нами к одной из групп, отражающих определенный тип образа взрослости. Результаты представленности различных типов образа взрослости у подростков-спортсменов и не спортсменов отражены в таблице 3.

Таблица 3

Значимость различий типов образа взрослости у подростков-спортсменов и подростков не спортсменов (%)

Тип образа взрослости Подростки-спортсмены Не спортсменыы Значение критерия Фишера

1-й тип «Условный план - внутренняя взрослость» 50 27,5 2,805**

2-й тип «Реальный план действий -внутренняя взрослость» 42,5 42,5 0

3-й тип - «Реальный план действий -внешняя взрослость» 7,5 30 2,701**

Примечание: ** - различия значимы при p < 0,01.

Статистически достоверные различия были получены по двум типам образа взрослости у подростков. Доля подростков, имеющих образ взрослости 1-го (высшего) типа, в группе подростков-спортсменов статистически достоверно больше, чем в группе подростков не спортсменов (50 % - 27,5 %). Это, возможно, объясняется более широкими возможностями социализации. Спортивная деятельность уровня высших достижений, являясь образом жизни юных спортсменов, может предоставлять возможность подростку ощутить собственную значимость, проявить большую самостоятельность в принятии решений. Необходимость совмещать тренировки, поездки на спортивные сборы и соревнования с учебным процессом в школе может стимулировать ответственное и взрослое отношение к жизни и, возможно, более ранний выбор своего жизненного пути. Среди ответов подростков данного типа образа взрослости присутствуют более обобщенные и осмысленные определения: «взрослый человек отличается от ребенка самовоспитанием, дисциплинированностью», «желанием разви-

ваться», «оценкой своих поступков», «отношением к окружающим», «взрослые смотрят на мир своими глазами»; чувствую себя взрослым, когда «имею свое мнение и отстаиваю его», «когда ставлю цель и добиваюсь ее», «когда выбираю путь в жизни».

Количество подростков с образом взрослости 2-го типа в группе спортсменов и не спортсменов равное (42,5 % - 42,5 %). Среди ответов подростков этого типа образа взрослости описания, в которых признак взрослости приобретает черты личной значимости: «чувствую себя взрослым, когда извлекаю и понимаю свои ошибки», «когда отвечаю за свои поступки», «когда быстро принимаю самостоятельное решение»; взрослый отличается от ребенка «ответственностью за семью», «принятием решений», «большим опытом», «самостоятельностью».

Количество подростков с образом взрослости 3-го типа у подростков не спортсменов статистически достоверно больше, чем в группе подростков-спортсменов (30 % - 7,5 %). К ответам подростков этого типа относятся те, в которых взрослость связывается с внешней ситуацией, с возможной аудиторией, которой предъявляется признак, с новым статусом: «чувствую себя взрослым, когда сижу с младшей сестрой, помогаю родителям», «вдали от

дома, когда живу самостоятельной жизнью», «когда разговариваю со взрослым о чем-либо серьезном», «когда играю с командой на год младше»; взрослые отличаются от детей «строгостью», «стальным терпением», «внешностью», «силой», «более развитой речью», «тем, что он работает».

Таким образом, полученные нами данные позволяют сделать вывод о том, что в целом выраженность образа взрослости и самооценки взрослости у подростков-спортсменов характеризуется более высокими показателями в сравнении с подростками не спортсменами. Подростки-спортсмены отличаются более глубоким осознанием характеристик образа взрослости и стремлением обнаружить данные характеристики у себя при самооценке взрослости.

Следующим этапом исследования стал анализ особенностей Я-концепции и самооценки подростков-спортсменов и не спортсменов.

Изучение Я-концепции с помощью методики свободных описаний «Кто Я» М. Куна (в адаптации Т. В. Румянцевой) предполагало выявление следующих параметров: уровня рефлексии, уровня дифференцированности идентичности, выраженности типа идентичности.

Результаты исследования показали, что подростки обеих групп имеют высокий и средний уровень рефлексии, что говорит о их осознанном отношении к событиям своей жизни, осознании самих себя. Результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4

Значимость различий групп подростков с разным уровнем рефлексии среди подростков-спортсменов и не спортсменов (%)

Уровень рефлексии Подростки- спортсмены Подростки не спортсмены Значение критерия Фишера

Средний 7,5 35 3,18**

Высокий 92,5 65 3,184**

Примечание: ** - различия значимы при p < 0,01.

Как видно из таблицы, количество подро-стков-спортсменов, демонстрирующих высокий уровень рефлексии, статистически достоверно больше, чем в группе подростков не спортсменов. Различия имеют высокий уровень значимости, что может быть связано со спецификой спортивной деятельности в целом,

которая выражается в четкой ориентации юных спортсменов на достижение конкретного результата в определенный промежуток времени. При заполнении данной методики они были более собранными и дисциплинированными, некоторые справлялись с заданием раньше положенного срока. Случаев затруднений в описании себя у спортсменов было немного. Это, возможно, объясняется тем, что у них, помимо стандартных социальных ролей (сын, брат, ученики пр.), шире представлены специфичные роли: «спортсмен», «хоккеист», «болельщик», «полузащитник», «член команды», «будущий чемпион». Таким образом, можно сделать вывод, что в целом подростки-спортсмены обладают высокой степенью осознанности самих себя и своих проявлений.

Анализ идентификационных характеристик производился через призму конкретных показателей идентичности, относимых к 7 обобщенным образам Я: «Социальное Я», «Коммуникативное Я», «Материальное Я», «Физическое Я», «Деятельное Я», «Перспективное Я», «Рефлексивное Я».

В качестве показателя уровня дифференцированности идентичности выступало количество параметров идентичности, которые использовал подросток при описании себя. Согласно методике, показатель дифференцированности идентичности имеет три уровня: низкий средний, высокий.

Результатв статистической обработки данных представлены в табл. 5.

Таблица 5

Значимость различий групп подростков с разным уровнем дифференцированности идентичности среди подростков-спортсменов и не спортсменов (%)

Уровень дифференцированности идентичности Подростки- спортсмены Подростки не спортсмены Значение критерия Фишера

Низкий 2,5 0 -

Средний 65 87,5 2,433**

Высокий 32,5 12,5 2,191*

Примечание: * - различия значимы при p < 0,05; ** - различия значимы при p < 0,01.

Согласно полученным результатам, наиболее выраженным у подростков является средний уровень дифференцированности идентичности, то есть при самоописании они используют от 4 до 8 показателей идентичностей, что, на наш взгляд, говорит о достаточной степени ориентированности на свой внут-

ренний мир, общительности и уверенности в себе. Значимость различий свидетельствует о том, что количество подростков не спортсменов, имеющих средний уровень дифференцированности идентичности, статистически достоверно больше, чем подростков-спортсменов. Количество подростков, у которых проявляется высокий уровень идентичности (9-14 параметров), статистически достоверно больше в группе подростков-спорт-сменов, чем не спортсменов, что может быть связано как с их личностными особенностями, так и с выполнением более разнообразных ролевых функций. Спортивная деятельность, или опыт движения, по Н. Койвулу, может способствовать развитию самооценки и идентичности: «Посредством развития физических навыков дети могут оценивать свои способности, обучаться разрешать проблемы, учиться ставить цели и достигать их» (цит. по: [12, с. 272]). То есть подростки-спортсмены чаще оценивают себя, свои физические данные, эмоциональные переживания, поступки и возможности. Так, показатели «Деятельного Я» включают в себя увлечения, интересы (описания подростков: «люблю играть в хоккей», «решать задачи», «люблю программировать», «смотреть футбол», «болею за Реал» и самооценку способностей, навыков - «быстро бегаю», «умный», «выносливый», «ловкий», «скоростной» и т. п.). Показатели «Физического Я» включают в себя субъективное и фактическое описание своих физических данных, что для подростков-спортсме-нов, возможно, является наиболее важным, чем подростков не спортсменов («худой», «мелкий», «хорошее здоровье», «высокий», «маленького роста», «среднего телосложения», «за здоровый образ жизни» и т. п.). Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что подростки, занимающиеся спортом высших достижений, имеют более высокий уровень дифференцированности идентичности, чем подростки не спортсмены.

Обобщая полученные результаты исследования Я-концепции подростков, можно заключить, что подростки двух групп имеют высокий уровень рефлексии, то есть обладают развитым представлением о себе, своих индивидуальных особенностях. Также имеют средний уровень дифференцированности идентичности, а это свидетельствует о недостаточно развитой способности отражать раз-

личные качества своей личности и социальные позиции, а также может свидетельствовать о тенденции к сужению Я-концепции.

Исследование самооценки подростков показало тенденцию преобладания более высоких оценок у спортсменов (рис. 3).

Рис. 3. Показатели самооценки подростков-спортсменов и не спортсменов

Значимые различия самооценки двух групп подростков были выявлены по показателям: «Ум, способности», «Авторитет у сверстников», «Уверенность в себе» (табл. 6).

Таблица 6

Значимость различий критериев самооценки у подростков-спортсменов и не спортсменов

Критерий Значения t-критерия Стьюдента Значение U-критерия Манна - Уитни

Ум,способности -2,849** -

Авторитет у сверстников -2,369* -

Уверенность в себе 572*

Примечание: * - различия значимы при p < 0,05; ** - различия значимы при p < 0,01.

Наличие значимых различий по критерию «Ум, способности» связано, по нашему мнению, с постоянным прохождением отбора подростками-спортсменами, в результате которого предпочтение отдается тем, кто демонстрирует более высокие показатели, в том числе интеллектуальные. Значимые различия по критерию «Авторитет у сверстников» отражают особый статус подростков-спорт-сменов, которые занимаются значимыми видами спорта, наиболее популярными и зрелищными. Значимые различия по критерию «Уверенность в себе» связаны с присутствием в команде постоянной конкуренции, осозна-

нием подростками того, что останутся в команде только те, у кого лучшие показатели активности, надежности действий и помехоустойчивости, особенно в затрудненных состояниях.

Далее нами был определен тип и уровень самооценки подростков двух групп (табл. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7

Соотношение групп подростков с разным типом и уровнем самооценки (%)

Тип самооценки Уровень само- оценки Подростки- спортсмены Подростки не спортсмены Значение критерия Фишера

Заниженная низкий 5 20 2,129*

Реалистиче- ская средний 17,5 15 0,304

высокий 25 22,5 0,264

Завышенная очень высокий 52,5 42,5 0,899

Примечание: * - различия значимы при p < 0,05.

Как видно из таблицы, в целом у подростков обеих групп наблюдается в большей мере завышенная (52 % - 42,5 %) и реалистичная самооценка (42,5 % - 37,5 %). Значимые различия обнаружены по критерию «Низкий уровень самооценки» (5 % - 20 %). Это свидетельствует о том, что в группе под-ростков-спортсменов доля лиц с низким уровнем самооценки статистически достоверно меньше, чем в группе не спортсменов,

что может быть связано с особенностями формирования спортивного характера, а именно боевого духа и уверенности в себе.

Заключительным этапом нашего исследования стало выявление взаимосвязей характеристик образа взрослости с показателями Я -концепции и самооценки у подростков.

Для этого нами использовался метод ранговой корреляции Спирмена. Полученные данные отражены на рис. 4-6.

Для начала рассмотрим взаимосвязи образа взрослости с показателями Я-концепции и самооценки у подростков обследуемых нами групп (рис. 4, 5).

Образ взрослости подростков-спортсменов

Самооценка

Рис. 4. Взаимосвязь характеристик образа взрослости с параметрами Я-концепции и самооценки у подростков-спортсменов:

— положительная взаимосвязь при р < 0,05; ----------отрицательная взаимосвязь при р < 0,05;

_ положительная взаимосвязь при р < 0,01; — — ■ отрицательная взаимосвязь при р < 0,01

Образ взрослости подростков не спортсменов

Рис. 5. Взаимосвязь характеристик образа взрослости с параметрами Я-концепции и самооценки у подростков не спортсменов:

— положительная взаимосвязь при р < 0,05; ----------отрицательная взаимосвязь при р < 0,05;

положительная взаимосвязь при р < 0,01; ■ отрицательная взаимосвязь при р < 0,01

Корреляционный анализ изучаемых переменных показал следующее. У подростков-спортсменов существуют множественные корреляционные связи образа взрослости и самооценки взрослости с характеристиками Я-концепции и самооценки. У подростков не спортсменов существуют взаимосвязи образа взрослости только с самооценкой личности. То есть образ взрослости строится на данный момент подростками не спортсменами в некотором дистанцировании от образа собственного Я и Я-концепции.

Это подтверждается значимыми критериями взрослости. Если у подростков-спорт-сменов взаимосвязанными с Я-концепцией и самооценкой являются внутренние характеристики образа взрослости (независимость, умение анализировать собственное поведение, наличие собственного мнения), то у не спортсменов взаимосвязанными с самооценкой являются внешние критерии (возможность иметь дорогие вещи, возможность строить семейные отношения).

Взаимосвязи самооценки взрослости с показателями Я-концепции и самооценки у подростков обследуемых нами групп представлены рис. 6-7.

В данном случае существуют множественные корреляционные связи изучаемых параметров у двух групп подростков. Обращают на себя внимание параметры самооценки взрослости у подростков. В обеих группах взаимосвязанными с Я-концепцией и самооценкой являются в основном внутренние характеристики взрослости, выделяемые подростками у себя (независимость, умение анализировать собственное поведение, наличие собственного мнения, самостоятельность, развитие интеллекта, стремление к совершенствованию физической формы и др.). Также сходными для двух групп подростков являются параметры самооценки и Я-концепции, взаимосвязанные с самооценкой взрослости (уровень рефлексии и уровень дифференцированности Я-концепции, ум, способности, характер, внешность и др.).

Обращает на себя внимание значимость для подростков-спортсменов такой характеристики взрослости как «наличие собственного мнения», которая взаимосвязана с параметром самооценки личности - «авторитетность у сверстников», что указывает на важность ближайшего социального окружения, в котором необходимо заслужить уважение.

Образ взрослости подростков-спортсменов

Самооценка

Рис. 6. Взаимосвязь характеристик самооценки взрослости с параметрами Я-концепции и самооценки у подростков-спортсменов:

----положительная взаимосвязь при р < 0,05; ----------отрицательная взаимосвязь при р < 0,05;

положительная взаимосвязь при р < 0,01; ■ отрицательная взаимосвязь при р < 0,01

Образ взрослости

подростков не спортсменов Самооценка

Рис. 7. Взаимосвязь характеристик самооценки взрослости с параметрами Я-концепции и самооценки у подростков не спортсменов:

-----положительная взаимосвязь при р < 0,05; ---------отрицательная взаимосвязь при р < 0,05;

положительная взаимосвязь при р < 0,01; ■ отрицательная взаимосвязь при р < 0,01

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.

Большинство подростков-спортсменов, участвующих в исследовании, чувствуют себя взрослыми и высоко оценивают у себя такие показатели образа взрослости, как ответственность, самостоятельность, уважение окружающих, умение анализировать свое поведение и заботу о благополучии родных.

1. Образ взрослости и самооценка взрослости у подростков-спортсменов характеризуются более высокими показателями в сравнении с подростками не спортсменами. Подростки-спортсмены отличаются более глубоким осознанием характеристик образа взрослости и стремлением обнаружить данные характеристики у себя при самооценке взрослости.

2. Подростки-спортсмены обладают более высоким уровнем рефлексии и дифференцированности Я-концепции, способны к более широкому осознанию себя в разных сферах, чем подростки не спортсмены. При описании своего образа подростки-спортсмены придают большое значение социальным ролям, обозначению принадлежности к группе, отношению к материальным ценностям, планам на будущее.

3. Подростки-спортсмены в большей мере, чем подростки, не занимающиеся спортом, оценивают у себя такие качества, как ум, способности, авторитет у сверстников, что в результате повышает их уверенность в себе.

4. В группе подростков-спортсменов обнаружены множественные взаимосвязи показателей образа взрослости и самооценки взрослости с характеристиками Я-концепции и самооценки. В группе подростков не спортсменов значимых взаимосвязей образа взрослости с характеристиками Я-концепции обнаружено не было. Выявлены множественные корреляционные связи самооценки взрослости с характеристиками Я-концепции и самооценки изучаемых параметров у двух групп подростков.

В заключение отметим, что проведенное нами исследование носило пилотажный характер. Обнаруженные различия образа взрослости и самооценки взрослости у подростков-спортсменов и не спортсменов свидетельствуют о разных способах взросления и построения образов взрослости в разных социальных ситуациях развития. Перспективы дальнейшего исследования связаны с расширением социального контекста и привлечением к исследованию подростков, имеющих специфические характеристики взросления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996.

2. Выготский Л. С. Педология подростка: Проблема возраста // Собр. соч. : в 6 т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 5-220, 244-269.

3. Горская Г. Б. Психологические эффекты ранней профессионализации личности // Человек. Сообщество. Управление. - 2008. - № 3. - С. 106-113.

4. Ильин Е. П. Психология спорта. - СПб. : Питер, 2008.

5. Кон И. С. Открытие «Я». - М. : Педагогика, 1978. - 367 с.

6. Кудрявцев В. Т. Идея историзма в психологии развития: от принципа к проблеме // Психол. журнал. - 1996. - Т. 17. - № 1. -С. 5-18.

7. Кудрявцев В. Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психол. журн. - 1998. - Т. 19. - № 3. -С. 17-33.

8. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М., 2000.

9. Поливанова К. Н., Курышева О. В. Соотношение образа взрослости и особенностей домашнего поведения у детей предподросткового возраста // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 36-46.

10. Родионов А. В. Психология физической культуры и спорта. - М. : Academia, 2010. -с. 273.

11. Сопов В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. -М., 2010. - 120 с.

12. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов : хрестоматия / сост. и общ. ред. И. П. Волкова, Н. С. Цикунова. -М. : Советский спорт, 2005.

13. Слободчиков В. И. Духовно-нравственное становление и развитие человека. - URL: http://arhiv.oodvrs.ru/articie/index.php7id_ article=1126&id_page=20.

14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основные ступени развития субъектности человека // Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие для вузов. - М. : Школьная Пресса, 2000. -C. 212-385.

15. Фельдштейн Д. И. Психология взросления.

Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М. :

Флинта : Московский психолого-социальный институт, 1999.

16. Фиофанова О. А. Психология взросления: концепты и феномены. - URL: http://psy.su/ psyche/projects/100/.

17. Чернобровкина С. В. Кризис юности у студентов как кризис взросления // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2014. - № 1. - С. 24-31.

18. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 1989. - 532 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.