Научная статья на тему 'Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков'

Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2271
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / САМООЦЕНКА / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ СТАТУСЫ / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / ANXIETY / LEVEL OF CLAIMS / SELF-EVALUATION / SOCIOMETRIC POSITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербинина Ольга Александровна

Вступление младшего школьника в подростковый возраст сопровождается изменениями, связанными с увеличением количества систем отношений, членом которых становится подросток. С изменением ведущей деятельности с учебной на интимно-личностное общение со сверстниками. С активным формированием самосознания личности, рефлексии, самоотношения. Объективное снижение у пятиклассников интереса к учению сопровождается повышением требования к их успеваемости со стороны взрослых. Вышеназванное требует от подростков ряда умений: адекватно оценивать свои качества, занять и сохранить желаемый статус в группе и других. Все это создает предпосылки повышения у младших подростков уровня личностной тревожности. В психологии тревожность рассматривается как показатель неблагополучия семейного воспитания, как фактор нарушения адаптации личности, возникновения суицидального риска, формирования асоциального поведения и другого неблагополучия. Все это повышает значимость поиска коррелятов личностной тревожности у младших подростков для определения мишеней психологического воздействия в процессе профилактики и коррекции неоптимального уровня их личностной тревожности. Нами было показано, что пятиклассники одновременно и как значимые и как тревогогенные (повышающие тревогу) воспринимают множество ситуации. Это ситуации, связанные со школой, во всем их многообразии, ситуации межличностного общения, самооценки, размышления о магическом, сверхъестественном. Выявлено наибольшее расхождение уровней притязаний и самооценки по самым значимым для респондентов параметрам: «Ум» и «Красота». Это позволяет говорить о сильной дифференцированности и конфликтности их самооценки. Наиболее благоприятное распределение социометрических статусов респондентов в сфере учебной деятельности, т.к. в ней отсутствуют изолированные и меньше отвергаемых, чем в сфере досуга. Посредством корреляционного анализа выявлены достоверные прямые связи межличностной и самооценочной тревожности с общим уровнем самооценки и самооценкой подростками своего характера соответственно. Связь такого параметра уровня притязаний как уверенность в себе с социометрическим статусом в сфере досуга. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости систематической деятельности с пятиклассниками, направленной на формирование у них навыков конструктивного общения в разных системах отношений и позитивного образа-Я.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков»

УДК 159.9.07 DOI: 10.25198/1814-6457-215-108

Щербинина О.А. Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Е-mail оly_25@mail.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ, СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Вступление младшего школьника в подростковый возраст сопровождается изменениями, связанными с увеличением количества систем отношений, членом которых становится подросток. С изменением ведущей деятельности с учебной на интимно-личностное общение со сверстниками. С активным формированием самосознания личности, рефлексии, самоотношения. Объективное снижение у пятиклассников интереса к учению сопровождается повышением требования к их успеваемости со стороны взрослых. Вышеназванное требует от подростков ряда умений: адекватно оценивать свои качества, занять и сохранить желаемый статус в группе и других. Все это создает предпосылки повышения у младших подростков уровня личностной тревожности.

В психологии тревожность рассматривается как показатель неблагополучия семейного воспитания, как фактор нарушения адаптации личности, возникновения суицидального риска, формирования асоциального поведения и другого неблагополучия. Все это повышает значимость поиска коррелятов личностной тревожности у младших подростков для определения мишеней психологического воздействия в процессе профилактики и коррекции неоптимального уровня их личностной тревожности.

Нами было показано, что пятиклассники одновременно и как значимые и как тревогогенные (повышающие тревогу) воспринимают множество ситуации. Это ситуации, связанные со школой, во всем их многообразии, ситуации межличностного общения, самооценки, размышления о магическом, сверхъестественном. Выявлено наибольшее расхождение уровней притязаний и самооценки по самым значимым для респондентов параметрам: «Ум» и «Красота». Это позволяет говорить о сильной дифференцированности и конфликтности их самооценки. Наиболее благоприятное распределение социометрических статусов респондентов в сфере учебной деятельности, т.к. в ней отсутствуют изолированные и меньше отвергаемых, чем в сфере досуга. Посредством корреляционного анализа выявлены достоверные прямые связи межличностной и самооценочной тревожности с общим уровнем самооценки и самооценкой подростками своего характера соответственно. Связь такого параметра уровня притязаний как уверенность в себе с социометрическим статусом в сфере досуга. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости систематической деятельности с пятиклассниками, направленной на формирование у них навыков конструктивного общения в разных системах отношений и позитивного образа-Я.

Ключевые слова: младшие подростки, тревожность, уровень притязаний, самооценка, социометрические статусы.

Scherbinina O.A.

Orenburg State University, Orenburg, Russia Е-mail: oly_25@mail.ru

RELATIONSHIP BETWEEN ANXIETY, SOCIOMETRIC POSITION AND SELF-EVALUATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Becoming a teenager follows different changes, connected with increasing the quantity of relationship systems, where a teenager is becoming to be a member. It's also connected with changing from educational activity as leading into personal communication with their peers. It's closely connected with active formation of personal identity (self-awareness), self-reflection. Decreasing interest to the studying, which we see among fifth graders, follows increasing demands to their study from the parents. The above-mentioned items demand from teenagers some skills: evaluate their own qualities properly, take and save the wanted status (position) in the group and some others. All these things establish the conditions for increasing level of personal anxiety among primary school children.

In psychology the anxiety is considered as an indicator of dysfunctional family upbringing, as a factor of violation in personal adaptation, the emergence of suicidal hazard, formation of social awkwardness and other disadvantages. All these things add value to the process of searching correlates of personal anxiety among the primary school children to establish goals for psychological influence (impact) on the process of prevention and correction the level of their personal anxiety.

Here we have shown that the same situations both attract and concern the fifth graders at the same time. These are situations connected with school, situations of interpersonal relations, self-evaluation, thinking about something magic and supernatural. We have found the largest discrepancy between the levels of claims and self-evaluation upon the most significant things for the respondents: «Mind» and «Beauty».

It allows us to speak about their strong differentiated self-evaluation. Also we can speak about the most favorable distribution (sharing) of the respondents' sociometric positions in studying as there are no isolated or rejected sociometric positions in this field. With the help of correlation analysis, we have found reliable (valid) direct relations between interpersonal and self-evaluated anxiety among teenagers, and between the general level of self-evaluation and teenagers' self-evaluation of their own personalities approximately. We have found the connection of such a factor as self-confidence with the sociometric position in the field of entertainment. The results, which we had, show us the necessity of the systemic work with fifth graders that has the aim to form communicative skills in different relations and to form positive image of myself.

Key words: primary school children, anxiety, level of claims, self-evaluation, sociometric positions.

Тревожность - феномен, изучению которого посвящено множество как междисциплинарных, так и узконаправленных исследований. Специалисты констатируют тот факт, что поведение и деятельность человека реализуются на фоне тревожности, которая разлита по всем сферам его жизни. Тем не менее понимание данного феномена, его природы, функций очень разнообразно. Так, в истории изучения тревожности она рассматривалась как свойство темперамента (В.С. Мерлин и его школа), как устойчивое образование, черта (Ч. Спилбергер, Р. Кеттелл и др.) что вызвало интерес к вопросу о природных предпосылках тревожности [7], [10], [13].

Понимание тревожности как межличностного феномена, функции межличностных отношений (Г. С. Салливен, К. Хорни, Э. Фромм и др.) акцентировало внимание исследователей на межличностной безопасности, надежности, их значении для нормального функционирования личности. Исследования влияния не только семьи, но и других систем отношений, в которые включается ребенок, связаны с именами Б. Филлипса, Е.В. Новикова, Б И. Кочубея и др. [10], [17], [19].

Определение тревожности как образования, порождаемого внутренними конфликтами, объединило представителей разных школ в зарубежной и отечественной психологии: В.Н. Мясищева, М.С. Неймарк, А.И. Захарова, Л.С. Славиной, П.В. Симонова, А.М. Прихожан, З. Фрейд, Ф. Александера, Х. Хекхаузена, Д. С. МакКлеланда, К. Роджерса и др. В качестве детерминант внутриличностного конфликта им рассматривались расхождения уровней притязаний и самооценки, «Я-реального» и «Я-идеального», тенденций к актуализации человеком «Я-концепции» и к самоактуализациии др. [10], [16], [18], [20], [21].

Изучение данного вопроса позволяет решать многие прикладные задачи в образовании, здравоохранении, управлении и в других сферах. Особое значение приобретают исследования тревожности в подростковом возрасте. Это объясняется противоречивостью, конфликтностью данного этапа онтогенеза в силу субъективных и объективных причин, которые, в свою очередь, могут повысить и уровень тревожности подростков [1], [4] - [6], [9], [11], [12].

Для решения задачи определения условий оптимизации уровня личностной тревожности

пятиклассников, нами провелось исследование, направленное на выявление взаимосвязи тревожности пятиклассников с особенностями их самооценки и социометрическим статусом в учебной деятельности и сфере досуга. Выбор названных переменных обоснован тем, что подростковый возраст считается важнейшим для формирования целостной и устойчивой самооценки личности, и сопровождается повышением для подростков значимости общения со сверстниками и возможности занять желаемое место в системе значимых отношений, а, соответственно, и значимости приобретения желаемого социометрического статуса в группе.

Выборку составили 51 пятиклассник образовательных учреждений города Оренбурга в возрасте 11-12 лет.

Мы предположили, что дезадаптивные уровни тревожности младших подростков (пятиклассников) связаны с конфликтностью, сильной дифференцированностью их самооценки, с сильным расхождением уровней самооценки и притязаний, как в целом, так и по отдельным параметрам, с социометрическим статусом в сфере досуга.

Используемые методики «Шкала личностной тревожности» форма А (А.М. Прихожан); методика диагностики самооценки (Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан); «Социометрия»; методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена; 1-критерий Стьюдента [2].

В результате использования методики А.М. Прихожан были получены среднегруп-повые значения изучаемых параметров: общая тревожность - 6,4509; самооценочная тревожность - 5,9411; межличностная тревожность -6,1960; магическая тревожность - 6,3921; школьная тревожность - 6,8039. Найденные среднегрупповые значения выше 5,5 стенов, являющихся средней нормой, хотя и располагаются в диапазоне средних значений: от 4 до 7 стенов.

Использование 1>критерия Стьюдента с целью оценки различий величин средних значений исследуемых шкал личностной тревожности показало, что у респондентов изучаемой выборки значимо сильнее выражены школьная и магическая тревожность (р<0,05 для 1 = 2.3).

Далее с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена были выявлены внутренние прямые корреляции шкал личностной тревожности по методике А.М. Прихожан. Помимо связи всех шкал личностной тревожности с общей, оказалось, что также связаны межличностная и самооценочная тревожность (ге = 0.36), межличностная и магическая тревожность (ге = 0.431).

Как видим все составляющие личностной тревожности пятиклассников имеют значение в возникновении и сохранении ее высокого уровня. Более того, межличностная тревожность опосредует связь самооценочной и магической тревожности. Другими словами, в младшем подростковом возрасте самые разнообразные ситуации могут интерпретироваться как тревожащие. Это ситуации оценивания, контроля, общения и со взрослыми (с родителями, педагогическим коллективом, администрацией учебного заведения и т.п.), и со сверстниками. Причем не только в актуальной и в ожидаемой ситуации, но и в воображаемой: вера в сны, заклятья, магию чисел и т. п.

В результате использования методики Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан были получены следующие среднегруп-повые значения изучаемых параметров: общий уровень притязаний - 2,2745; общий уровень самооценки - 1,9019; общая степень расхождения уровня притязаний и самооценки - 1,5686.

Эти значения соответствуют высокой норме уровня притязаний; средней норме уровня самооценки; умеренному расхождению уровня притязаний и самооценки; умеренной дифферен-цированности притязаний; сильной дифферен-цированности самооценки. По данным И.В. Ми-хайлычевой большая дифференцированность самооценки младших подростков повышает их неустойчивость, провоцирует большую конфликтность. Ею же показано, что проблемы самооценивания подростков наряду с семейными конфликтами и проблемами с учебной деятельностью, с одной стороны, являются своеобразными маркерами неблагополучия подростков, с другой - наиболее значимыми для них стрессорами [8].

Из таблицы 2 видим, что респондентами исследуемой выборки такие параметры самооценки как «Ум», «Красота» оцениваются как самые далекие от идеала, а «Авторитет у сверстников» и «Способности» как наиболее приближенные к идеалу.

Далее с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена были выявлены внутренние связи параметров уровня притязаний; внутренние связи параметров самооценки респондентов исследуемой выборки.

Из таблицы 3 следует, что в исследуемой выборке интегрирующими параметрами уровня притязаний, опосредующими связи остальных параметров, являются «Ум», «Уверенность в себе», «Авторитет у сверстников».

Таблица 1 - Соотнесение уровней выраженности шкал личностной тревожности по методике А.М. Прихожан (в %)

Шкалы личностной тревожности Уровни выраженности шкал личностной тревожности

низкий средний высокий

Общая 1,96 68,62 29,42

Школьная 5,88 49 45,12

Самооценочная 21,58 49 29,42

Межличностная 1,96 76,47 21,57

Магическая 5,88 49 45,12

Таблица 2 - Соотношение среднегрупповых значений уровней притязаний, самооценки и их расхождения по изучаемым показателям методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации

А.М. Прихожан

Исследуемые параметры Уровень притязаний Уровень самооценки Расхождение самооценки и уровня притязаний

Характер 2,8823 2,0588 0,8235

Ум 3,3333 2,3333 1

Способности 3,0392 2,5294 0,5098

Авторитет у сверстников 2,4901 2,2352 0,2546

Красота 2,9215 1,8235 1,0980

Уверенность в себе 3,3529 2,6862 0,6667

Из таблицы 4 следует, что в исследуемой выборке интегрирующими параметрами самооценки, опосредующими связи остальных параметров, являются «Ум», «Уверенность в себе», «Авторитет у сверстников» и «Красота».

Как видим, во-первых, респонденты исследуемой выборки такие параметры самооценки как «Ум» и «Красота» оценивают как далекие от идеала в актуальный момент. Во-вторых, эти же параметры относятся к интегрирующим и уровень притязаний личности, и ее самооценку. Это также позволяет говорить о конфликтности самооценки исследуемых пятиклассников.

Далее выявлялись социометрические статусы респондентов исследуемой выборки в различных сферах.

Как видим, в исследуемой выборке в сфере досуга уменьшается количество членов группы со статусом «принимаемые» за счет увеличения количества членов группы со статусом «отвер-

гаемые» и появления членов группы со статусом «изолированные».

Выявлена корреляция социометрических статусов респондентов в изучаемых сферах (р < 0,01 для г = 0.324). Эти результаты соответствую данным Е.Б. Хлыбовой о совпадении социометрических статусов младших подростков с их успеваемостью [14].

На следующем этапе нами была выявлена достоверная корреляция ряда исследуемых параметров:

1. Общего уровня самооценки подростков и межличностной тревожности (р < 0,01 для Г = 0.287);

2. Самооценки подростками своего характера и самооценочной тревожности (р < 0,01 для г = 0.303);

3. Уверенностью подростков в себе как параметра их уровня притязаний и социометрического статуса в сфере досуга (р < 0,01 для ге = 0.302).

Таблица 3 - Значимые внутренние корреляции параметров уровня притязаний у респондентов исследуемой выборки (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) по методике измерения самооценки Дембо-

Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Исследуемые параметры Ум Уверенность в себе

Характер rs = 0.298* rs = 0.295*

Способности rs = 0.334*

Авторитет у сверстников rs = 0.367** rs = 0.334*

Красота rs = 0.356*

Уверенность в себе rs = 0.35*

Примечание: *для р < 0,05, ** для р < 0,01

Таблица 4 - Значимые внутренние корреляции параметров уровня самооценки у респондентов исследуемой выборки (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) по методике измерения самооценки Дембо-

Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Исследуемые параметры Ум Красота Авторитет у сверстников

Характер rs = 0.473*

Авторитет у сверстников rs = 0.443**

Красота rs = 0.464*

Уверенность в себе rs = 0.402** rs = 0.462*

Примечание: **для р < 0,01, * для р < 0,001

Таблица 5 - Распределение социометрических статусов респондентов исследуемой выборки в сферах учебной

деятельности и досуга(в %)

Сферы Социометрические статусы

Предпочитаемые Принимаемые Отвергаемые Изолированные

Учебная деятельность 25 60 15 -

Досуг 25 50 21 4

Тот факт, что выявленные корреляции носят прямой характер позволяет утверждать следующее: повышение уровней самооценочной, межличностной и, соответственно, общей тревожности у младшего подростка, связано с повышением у них уровня самооценки своего характера, общего уровня самооценки; повышение социометрического статуса младшего подростка в сфере досуга связано с повышение их уверенности в себе.

Полученные результаты позволили определить содержание профилактики возникновения

и коррекции уже имеющегося неоптимального уровня тревожности пятиклассников. В целом это работа по формированию у пятиклассников позитивного «Образа-Я» и коммуникативных навыков. Выявленная склонность пятиклассников как тревожащие оценивать самые разнообразные ситуации их жизни, свидетельствует о необходимости вовлекать в названную работу не только самих учащихся, но и общающихся с ними взрослых, субъектов всех систем отношений.

12.01.2018

Выполнена при поддержке грант РГНФ 16-36-00017 Индивидуально-личностные особенности асоциальных проявлений современных школьников: типология,

риски возникновения, профилактика

Список литературы:

1. Артюхова, Т.Ю. Тревожность современных подростков / Т.Ю. Артюхова, Н.В. Басалаева // Альманах современной науки и образования. - 2009. - №4-1. - С. 15-19.

2. Практикум но возрастной психологии / Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб, 2002. - 559 с.

3. Кацнельсон, Ю.В. Особенности системы отношений у девушек с дисменореей / Ю.В. Кацнельсон, С.В. Нотова, Т.А. Болдырева // Фундаментальные исследования. - 2013. - №2-1. - С. 72-7S.

4. Крайнова, Ю.Н. К вопросу об адаптации младших подростков к новым условиям обучения в средней школе / Ю.Н. Крайнова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 200S. - Т. 14. - №5. - С. 17S-1S2.

5. Литвиненко, Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде / Н.В. Литвиненко // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. - С. б27.

6. Макшанцева, Л.В. Определение взаимосвязи уровня тревожности и адаптивности подростков / Л.В. Макшанцева, Е.А. Луц-кова // Системная психология и социология. - 2014. - №4 (12). - С. 74-S1.

7. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 19S6. - 25б с.

S. Михайлычева, И.В. Профилактика и коррекция девиантного поведения младших подростков / И.В. Михайлычева // Вестник Владимирского юридического института. - 2007. - №3. - С. 15S—1б1.

9. Полунина, Л.В. Повышенная школьная тревожность как фактор снижения успеваемости учащихся пятых классов / Л.В. Полунина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2012. - №2. -С. 92-9S.

10. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

11. Романенко, А. А. Тревожность как фактор возникновения суицидального риска у подростков / А. А. Романенко, Д .М. Саенко, Т.Н. Разуваева // Коллекция гуманитарных исследований. - 201S. - №2 (11). - С. 59-б5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Соколова, К.О. Психолого-недагогические особенности проявления тревожности подростков с различной самооценкой / К.О. Соколова // Культура и образование: от теории к практике. - 2015. - Т. 1. - №1. - С. 147-151.

13. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. - М.: Прогресс, 2001. - 231 с.

14. Хлыбова, Е.В. Особенности социометрического статуса младших и старших подростков / Е.В. Хлыбова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - Т. 15. - №1. - С. 1бб-1б9.

15. Шатуновский, В.Л. Организация учебного процесса дистанционной и дистанционно-очной формы обучения / В.Л. Шату-новский, Е.А. Шатуновская // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №2 (121). - С. 1S1-1S7.

16. Freud, S. Inhibitions, symptoms, and anxiety. In Standard edition (Vol. 20). / S. Freud. - London: Hogarth, 192б/1959.

17. Fromm, E. Escape from freedom / E. Fromm. - New York: Avon, 1941. - 25б p.

1S. Heckhausen, H. Motivation und Handeln / H. Heckhausen // Springer. - 19S9. - 557 p.

19. Horney, K. Neurosis and human growth: The struggle toward self-realization / K. Horney. New York: Norton, 1950. - 377 p.

20. McCleland, D.C. The Achievement Motive / D.C. McCleland. - N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1953. - б72 p.

21. Rogers, C.R. The Clinical Treatment of the Problem Child / C.R. Rogers - Boston: Houghton Miffin, 1939.

References:

1. Artyuhova T.Yu., Basalaeva N.V. Trevozhnost sovremennyih podrostkov. Almanah sovremennoy nauki i obrazovaniya [Almanac of modern science and education], 2009, no. 4-1, pp. 15-19.

2. Ed. Golovey L.A., Ryibalko E.F. Praktikumpo vozrastnoypsihologii [Workshop on Developmental Psychology]. SPb, 2002, 559 p.

3. Katsnelson Yu.V., Notova S.V., Boldyireva T.A. Osobennosti sistemyi otnosheniy u devushek s dismenoreey. Fundamentalnyie issledovaniya [Fundamental research], 2013, no. 2-1, pp. 72-78.

4. Kraynova Yu.N. K voprosu ob adaptatsii mladshih podrostkov k novyim usloviyam obucheniya v sredney shkole. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova [Vestnik of the N.A. Nekrasov Kostroma State University], ser.: Pedagogika. Psihologiya. Sotsialnaya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika, 2008, vol. 14, no. 5, pp. 178-182.

5. Litvinenko N.V. Shkolnaya trevozhnost kak pokazatel narusheniya adaptatsii shkolnikov k obrazovatelnoy srede. Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 5, pp. 627.

6. Makshantseva L.V., Lutskova E.A. Opredelenie vzaimosvyazi urovnya trevozhnosti i adaptivnosti podrostkov. Sistemnaya psihologiya i sotsiologiya [System Psychology and Sociology], 2014, no. 4(12), pp. 74-81.

7. Merlin V.S. Ocherk integralnogo issledovaniya individualnosti [Essay on the integral study of individuality]. M.: Pedagogika, 1986, 256 p.

8. Mihaylyicheva I.V. Profilaktika i korrektsiya deviantnogo povedeniya mladshih podrostkov. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Vladimir Law Institute], 2007, no. 3, pp. 158-161.

9. Polunina L.V. Povyishennaya shkolnaya trevozhnost kak faktor snizheniya uspevaemosti uchaschihsya pyatyih klassov. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Regional University], ser.: Psihologicheskie nauki, 2012, no. 2, pp. 92-98.

10. Prihozhan A.M. Trevozhnost u detey ipodrostkov: psihologicheskayapriroda i vozrastnaya dinamika [Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics]. M.: Moskovskiy psihologo-sotsialnyiy institut; Voronezh: Izdatelstvo NPO «MODEK», 2000, 304 p.

11. Romanenko A.A., Saenko D.M., Razuvaeva T.N. Trevozhnost kak faktor vozniknoveniya suitsidalnogo riska u podrostkov. Kollektsiya gumanitarnyih issledovaniy [Collection of humanitarian studies], 2018, no. 2 (11), pp. 59-65.

12. Sokolova K.O. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti proyavleniya trevozhnosti podrostkov s razlichnoy samootsenkoy. Kultura i obrazovanie: ot teorii kpraktike [Culture and education: from theory to practice], 2015, vol. 1, no. 1, pp. 147-151.

13. Strelyau Ya. Rol temperamenta vpsihicheskom razvitii [The role of temperament in mental development]. M.: Progress, 2001, 231 p.

14. Hlyibova E.V. Osobennosti sotsiometricheskogo statusa mladshih i starshih podrostkov. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova [Vestnik of the N.A. Nekrasov Kostroma State University], ser.: Pedagogika. Psihologiya. Sotsialnaya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika, 2009, vol. 15, no. 1, pp. 166-169.

15. Shatunovskiy V.L., Shatunovskaya E.A. Organizatsiya uchebnogo protsessa distantsionnoy i distantsionno-ochnoy formyi obucheniya. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Orenburg state university], 2011, no. 2 (121), pp. 181-187.

16. Freud S. Inhibitions, symptoms, and anxiety. In Standard edition (Vol. 20). London: Hogarth, 1926/1959.

17. Fromm E. Escape from freedom. New York: Avon, 1941, 256 p.

18. Heckhausen H. Motivation und Handeln. Springer, 1989, 557 p.

19. Horney K. Neurosis and human growth: The struggle toward self-realization. New York: Norton, 1950, 377 p.

20. McCleland D.C. The Achievement Motive. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1953, 672 p.

21. Rogers C.R. The Clinical Treatment of the Problem Child. Boston: Houghton Miffin, 1939.

Сведения об авторе:

Щербинина Ольга Александровна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент

E-mail: oly_25@mail.ru

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13. ауд. 20715

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.